Уроки Стругацких

Человек – это слабая душа, обременённая презренной плотью
Эпиктет

Любопытное явление, которое я всю жизнь наблюдаю в реальности, но впервые отследила и осознала как реальную проблему в текстах Стругацких.
Человек – вполне человек, если он выше головы. Если ему хотя бы изредка открывается выход в сверхсознание, в интуитивно-синтетическое, континуальное, целостное мышление, прямое усмотрение истины и создание новой информации (в любых её формах). Творчество, в общем. Стругацкие, само собой, были целиком за. На том стоял мир Полдня: всеобщий, повальный творческий труд есть цель, смысл и счастье человечества. И, судя по текстам, казалось им, что для этого всеобщего смысла и повального счастья необходимо очистить человека от мещанства, от материальных потребностей, проистекающих из низменных плотских порывов. Удивительна, непостижима старая-престарая, полмира отравившая идея: тело греховно и презренно, низменные плотские радости препятствуют высокому бытию духа-разума.

Итак, чтобы создать образ человека будущего, коммунара, достойного жить в светлом завтра, достаточно взять современника, интеллигента середины 20-го века, и отсечь у него плохое. Добавлять ничего не нужно – интеллигент и так укомплектован добродетелями. Это АБС и сделали – отрезали своим героям телесный «низ».
Речь не только и не столько о сексе. По страницам текстов АБС разбросаны свидетельства брезгливого презрения к любым радостям плоти. В их числе – пирушки и танцы, курорты и походы по грибы, украшение тела (одеждой, причёской, косметикой, самоцветами) и украшение дома, и даже сам дом, обременяющий чистую душу бытом, семьёй и ответственностью. Всё, что не работа, что не способствует созиданию общего блага – занятия низкие, пошлые, от них на ушах отрастает шерсть. В чём оно, в таком случае, это общее благо, если АБС, похоже, считали бездуховной и подлежащей неукоснительному отсечению вообще всю частную жизнь? И да здравствует научное познание. Интересно, понимали ли АБС, что ограничение познания колеёй научности исключает возможность постижения себя?
Результат ампутации получился поразительный и поучительный. Дух-разум, кастрированный снизу, оказался оскоплённым и сверху. Он заперт в ограниченном пространстве сознания.
В низком потолке нет и намёка на люк: выход в сверхсознание, во вдохновение и озарение, перекрыт. Более того: за декларируемой тягой к познанию и устремлённостью в неведомое дрожит недоверие ко всем непохожим, нелюбопытство, непонимание и нетерпимость, переходящие в страх. Великолепные парни, – умные, чистые, смелые, с родным чувством юмора, абсолютно, казалось бы, надёжные, – до мутной ненависти боялись тех, кого считали ниже себя, до судорог сознания боялись тех, кто выше, боялись даже детей и собак.
А за тонкими стенами, в клубящейся тьме подсознания, бродят ужасающие косматые чудовища вытесненных желаний. Отважные парни невротически боялись самих себя.
Ярче всего их ужас перед неведомым, а потому страшным и неодолимым миром подсознания, штормящим за стеной уютно обустроенного, правильного, крепко подпёртого принципами и идеалами домика сознания, виден в «Хищных вещах века». Жилин пал перед слегом – и Стругацкие уверены, что падёт любой. Меня это всегда изумляло. Ведь волновые психотехники, как и любые техники изменения сознания – дверь в инсайт. Извольте, примеры навскидку. Героиня Лоис Буджолд («Комарра» http://royallib.com/book/budgold_lois/komarra.html), подвергнутая действию наркотика, использует его для математического творчества. Герои Юрия Гладченко («Скрытые параллели» http://samlib.ru/g/gladchenko_j_a/parallel.shtml) применяют аналог дрожки для перехода в иные реальности. Герой Алексея Ефимова («На землях рассвета» http://samlib.ru/e/efimow_a_i/narazrtf.shtml) овладевает кайфом, на порядок более сильным, чем даёт слег, и извлекает из этого состояния сверхвозможности. Неужели Стругацкие так никогда и не рискнули освоить собственные глубины? Знали ли они вообще, что такое свободный разум?
Наверное, нет. Иначе не боялись бы его апгрейда.
Рабы собственных догм, страхов и невежества, не осознающие своего рабства, узники убежища, не осознающие его ограниченности, они писали о мире свободы, равенства и творчества, населив его такими же запутавшимися и опутанными, как они сами. Их книги – глубокая правда, богатейший источник психологических наблюдений, и чудовищный обман, предельно убедительный, потому что проистекает из опаляюще искреннего самообмана.

Эти радости тела, непосредственного, физического контакта с хлебом, водой, ветром, солнечным лучом, снегом, деревом, травой, собакой, человеком – жизненно необходимы не только для тела, но абсолютному большинству и для духа. И, получается, Стругацкие истинно мудры и проницательны. Прав и снова прав был Толстой, сказавший: «Талант всегда прав, даже вопреки себе». АБС были правы вопреки себе: весь корпус их текстов доказывает, что дух не обременён телом, а воплощён в нём, и попытки освободить разум от суетных мелочей ведут к его оскудению.

Начали, конечно, не АБС. Презрение к «низу», представление о греховности плотского пришло из христианства, причём католическое – это ещё ничего, наше православие было круче, его заносило и в старообрядцев, чашку после чужака выбрасывавших, и в скопцов. И в хлыстов с оргиями тоже. Советская идеология, как ни поразительно, унаследовала христианский взгляд на телесные радости и довела его до пределов ханжества.
В советской фантастике ещё до Стругацких чего только не писывали… АБС брезгливо старались обойти «низменные» темы. Они позиционировали себя выше всего этого. А были книжонки, авторы коих из кожи вон лезли, вколачивая в читателя моральные нормы: до брака ни-ни, жениться раз и навсегда и только ради производства детей, развод и адюльтер – вещи недопустимые, даже мысль о них не может возникнуть между ушами у гражданина светлого завтра, и вообще коммунизм надо строить, а не предаваться изнеженности и разврату.
И фантастика не взялась же ниоткуда. В реальности я встречала у старших поколений чудовищную мешанину догм. Женщину можно либо уважать, либо желать. Жену – друга и соратника – уважаем, за удовольствиями ходим налево. Порядочная женщина вообще не должна испытывать желания, это неприлично. Девочку надо воспитывать скромной – непрерывно твердить ей, что она уродина и дура, дабы уберечь её нравственную чистоту от искушений.
А потом вдруг объявили, что всё можно. Не только разрешается – приветствуется и поощряется существовать желудком и гонадами. Естественно, желудки и гонады сорвались с нарезки и оттягиваются по полной. Нормальная отмашка маятника.

В христианской Европе с накапливающимся напряжением неутолённых телесных потребностей справлялись праздники, от цеховых пирушек до карнавалов. В 19-м веке, в среде буржуа, ханжей-протестантов, у мужчин были хоть какие-то отдушины, женщины же, в каждом своём телесном побуждении видевшие постыдную греховность и испорченность, дошли до повальных истерий и неврастений, породив, в конце концов, Фрейда. Для бедолаг коммунаров Полдня всё запретно, им недоступны ни карнавалы, ни психоаналитики. Жилин прав: стоит народу узнать, какую штучку вставлять в приёмник вместо супергетеродина – и мир Полдня опустеет, уйдёт туда, в безмятежную свободу своего «я», не скованного уродующим корсетом этических и идеологических догм. Для Жилина, вероятно, стержень личности – постоянное самоограничение, ставшее для него естественным, как для глубоко верующего пустынника или для идущего Путём, ну бывают такие люди, для которых аскетизм есть путь духовного освобождения и восхождения. Где Пек обрёл свободу, Жилин сорвался с горной тропы, которой поднимался всю жизнь.
Вероятно, Стругацкие и сами не знали, что там Жилину примстилось. То ли не осилили придумать что-нибудь этакое, пожутче, то ли оставили на откуп воображению читателя: истинно ужасно – неизвестное, неназванное, а взглянешь страху в лицо – и уже можешь перестать дрожать и начать думать, что делать.
Но предположения у меня есть, конечно.
Мне кажется, АБС пережили мировоззренческий слом: от истовой веры в то, что достаточно собрать хороших людей, обеспечить их материально – и они самоорганизуются в чистое и светлое коммунистическое общество, до понимания, что толпа порядочных людей может самоорганизоваться в стадо и в стаю, до мрачного вывода, что человек по природе своей порочен – просто потому, что, кроме интеллекта и рабочих рук, у него есть неприличные аппаратики для пороков. АБС загнали себя в психологическую импотенцию, куда более серьёзную, чем физиологическая, не препятствующая взаимным радостям влюблённых. Из одной иллюзии они просвистели в другую. Так оно чаще всего и бывает с очарованными: вместо нового знания и нового опыта – разочарование. Оно не даёт реального взгляда на мир, а меняет розовые очки на чёрные.

И в общении, и в книгах я всегда обращаю особое внимание на проговорки, на то, что вырывается у человека как само собой разумеющееся, этакие внутренние кастрюльки с супом прямо из Парижа – именно они, а не декларации и лозунги, выдают подлинное мироотношение собеседника. У Стругацких таких проговорок четыре. Для героев АБС естественно содержать волшебных разумных существ в виварии НИИЧАВО, как животных. Для героев АБС нормально исследовать Марс «от сих до сих», не бродя по чужой планете просто так, из любопытства и для удовольствия, нормально истребить марсианских пиявок, даже не задумавшись, почему они нападают на людей (единственный, кто задумался, удивительный Феликс Рыбкин – не персонаж Стругацких, он забрёл к ним из иного мира-текста). Для АБС само собой разумеется, что в светлом коммунистическом обществе будут существовать структуры, во власти которых – навязать человеку профессию, место жительства, судьбу против его воли и желания. И, наконец, для АБС безусловная, не вызывающая сомнений норма: человек вправе не считаться со слабым – кошкой, собакой, стариком, ребёнком. Для них само собой разумеется, что взрослый может спокойно обмануть, бросить, забыть ребёнка – и точно так же сверхразумное, далеко опередившее человека в духовном развитии существо будет обращаться с людьми.
Дух, который мучительно себя боится – и не способен вообразить никого лучше себя. Дух, который возвёл вокруг себя тесную камеру, укрылся в ней – и разбился о её потолок.
И коли некуда вверх – им осталась дорога вниз, в собственные глубины, что так их пугали, на дно чёрной тоски. Этот путь проходили многие, ищущие и создающие смысл. И многие прорывались сквозь дно в звёздный простор. Но куда больше оставшихся на дне, в деймии: чтобы полететь, нужна отвага упасть в бесконечность без стен и крыш, в мир, беспечно и равнодушно играющий в кости.
И если весёлые умные парни заявляют, что от любви к этому миру на ушах отрастает шерсть, мне очевидно, что им недолго быть ни весёлыми, ни умными. Они не прорвутся.
Увы, так и случилось.

Если обозреть творчество Стругацких хронологически, в строе их главных положительных героев видна нарастающая некомпетентность, в сюжетах – нарастающая оборванность (а отнюдь не открытый финал; я с каждой их новой книгой всё отчётливее, до тошноты, ощущала, что они возились, возились с текстом, не справились, плюнули, да так его и бросили с торчащими отовсюду пружинами, кое-как сляпав конец), в идеях – нарастающая вонь.

При всём своём несравненном очаровании, они – обманка. Их познание нового ограничено сведениями, которые можно изложить в учебнике или на лекции. Такое познание не требует никаких усилий, кроме интеллектуальных. Они – вечные студенты, и очарование их книг – очарование простой, понятной и престижной деятельности – учения с увлечением. Для них бытие делится на две части: интеллектуальная работа, причём непременно творческая, с удовольствием, и низменный быт, недостойный их внимания. В низменный быт попал практически весь труд – нормальный, тяжёлый, иногда занудный, ради жизни. Растить хлеб и ребёнка, таскать кирпичи на стройке и сверлить гнилые зубы, отмывать унитаз до аромата свежей воды и чистить клинки до шёлкового сияния – в этом нет кайфа. В этом есть смысл, есть глубокая радость праведной усталости, радость созидания жизни, но она Стругацким неведома.
Туда же, в низменный быт, попала еда, а, как сказала кухарка в моих «Семейных сценах», с едой в человека жизнь входит.
Туда попало общение – подлинное, тотальное, телом и духом, сердцем и разумом. Созидающее красоту и добро общение с другим в танцах и флирте. Созидающее красоту и истину общение с собою и с живым миром в огороде, в лесу, на морском берегу. Созидающее истину и добро общение с человечеством на улице, в автобусе, на рынке, в лаборатории.
Туда попали праздники, картины и песни, наряды и украшения, ковры и кружева. Культура.
Туда попали духовные пути с их расширением пространства сознания и выходом в сверхсознание. Творчество.
Туда попали деревья и травы, собаки и марсианские пиявки. Всё живое.
Туда попал мир. Вот такой:

Он отошел в сторону, расстелил халат, подложил камень под голову и лег, – он устал в душном и тесном мешке, он хотел отдохнуть. В густых вершинах шумел ветер, плыли в небесном океане золотые сонмы звезд, журчала вода в арыке; все это было Ходже Насреддину в десять раз милее и ближе, чем раньше. «Да! В мире слишком много хорошего, чтобы я согласился когда-нибудь умереть, если бы даже мне твердо пообещали рай; ведь там можно взбеситься от скуки, сидя вечно и бесконечно под одним и тем же деревом, в окружении одних и тех же гурий».
Так он думал, лежа под звездами на теплой земле, чутко прислушиваясь к неумирающей и никогда не засыпающей жизни: стучало сердце в его груди, вскрикивал ночным голосом филин на кладбище, кто-то тихонько и осторожно пробирался через кусты – наверно, еж; пряно пахла увядающая трава, и вся ночь была наполнена какой-то затаенной возней, непонятными шорохами, ползанием и шуршанием. Мир жил и дышал – широкий, равно открытый для всех, принимающий с одинаковым гостеприимством в свои безграничные просторы и муравья, и птицу, и человека, и требующий от них лишь одного – не употреблять во зло оказанного им привета и доверия.

Величаво и торжественно, в содружестве звезд, плыла земля сквозь голубую мглу ночи, ветер шелестел в деревьях, кричали ночные птицы, благоухала трава, обильно увлажненная росой, билось сердце в груди Ходжи Насреддина – и во всем этом он вдруг ощутил с полной несомненностью свою веру и понял ее, хотя назвать еще не умел. Переполненный порывом, восторгом и беспредельным счастьем любви к миру, чувствуя ответную, такую же беспредельную любовь живого мира к себе, сливаясь со всем сущим вокруг, но не растворяясь в нем и сохраняя себя, – он шагнул в одно из тех драгоценных мгновений, что соприкасают человека с великим и вечным круговоротом жизни, куда смерти доступа нет и не будет!
Его вера все громче звучала в его душе и переливалась через края, но слова для нее, неповторимого и единственного, он в своем разуме не находил. А между тем чувствовал, что оно есть, и где-то близко; он напрягал все силы, дабы пламя из его души поднялось в разум и зажгло его этим великим словом; и когда, казалось ему, он уже вконец изнемог от непомерных усилий, – слово это вспыхнуло в нем, блеснуло, сверкнуло и, перелетев на уста, обожгло их незримым огнем.
– Жизнь! – воскликнул он, вздрогнув и затрепетав, не замечая слез, струившихся по лицу.
И все вокруг дрогнуло, затрепетало, отзываясь ему, – и ветер, и листья, и травы, и далекие звезды.
Странное дело: он всегда знал это простое слово, но проник во всю его бездонную глубину только сейчас, – и, когда проник, это слово стало для него всеобъемлющим и бесконечным.

P.S.

Ну вот, обидели мышку, накакали в норку, не оценили «души прекрасные порывы». А между тем, как и у всех «непрогибантов под изменчивый мир», когда гонишь халтурную конъюнктурщину, в итоге всегда выходит фальшиво. Впрочем, «пипл», которого обучили не спорить с гениальностью не только АБС, но и Натаныча в частности, хавает за обе щеки и просит добавки. Меня вот одно интересует: а вот как бы Натаныч не успел вовремя преставиться и дожил до «Русской весны» и ща вещал из каждого утуюга о недопустимости аннексии Крыма у Нэзалэжной, чтоб делали его эпигонствующие товарищи? Вот прямо с удовольствием посмотрел бы на того же Пилюлюкина, доказывающего Мэтру, что Мэтр — таки не прав.

Всегда любил наблюдать за попытками растянуть безразмерные жопы интеллигенции на два стула.

Boris Strugatsky

Вдова писателя смотрит на этот ваш «Крымнаш» как-то грустно, осуждающе и с непониманием.

Источник материала
Материал: Ровная М.З.
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем HMagier на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментария 154

  1. Sagamor:

    Бред за уши притянутый. Желание «обделать» то, на что сам не способен. Ну это нынче сейчас «модно». Вопросы, на которые заточена статья, мне -абсолютно фиолетовы.
    Я у Стругацких иного искал и находил.
    Для начала с жанрами литературы разобраться у себя в голове. Что мы хотим порно-фантастический роман, поварённую книгу 23-столетия, научную фантастику, Фантастический роман, Фэнтези? Или что?

    • HMagier:

      А что из этого могли Стругацкие?

      • Sagamor:

        Творчество Стругацких это поиск. Не навязывание каких -то норм фантастики. Не забываем в какое время они писали и в какой стране. Но самой главной оценкой их труда стала всеобщая любовь народа.
        Ну а это убожество автор «Ровная-Кривая»может и дальше какать с одинаковым успехом либо на Стругацких либо на Гомера. В аду на сковородках все одинаковы

        • HMagier:

          А что. у нас за литературную критику теперь отправляют в Ад?
          Или, может быть, нужно начать расстреливать тех, кто не разделяет вашей точки зрения?
          Еще можно причислить АБС к лику святых и любой косой взгляд в их сторону трактовать как оскорбление чувств верующих. Чтобы с гарантией.

          Стругацкие — поиск? А, простите, поиск чего?
          И повторяя вопрос — а что из перечисленного могли Стругацкие? Их соцфант на фоне «Вечной войны» или «Чужак в чужой стране» просто убог. Футурологическое прогнозирование? Со Снеговым-то рядом не лежало, не говоря уже про монстров, вроде Лема или Сагана. Боевик? Товарищи вроде Глена Кука или Гэри Гэррисона смотрят на братьев, как на г@вно. И вот так — по каждому пункту. В сухом остатке — серая посредственность.

          Стругацкие — попса в ее самом рафинированном виде, вроде Луъяныча десятилетия прошлого или Глуховского десятилетия нынешнего. Для тех, кто слаще морковки ничего не едал.

          • AndroID:

            Ну не знаю, не все читал, но Дикие лебеди мне понравились.

            • AndroID:

              То есть Гадкие лебеди.

              • kokshetau:

                «Улитку на склоне» читали?
                Это было первое произведение, когда я стал смотреть, сколько страниц осталось до конца и когда это уже кончится к такой-то маме.

                • AndroID:

                  Читал, но не помню. Видать, не зацепила )

          • Henren:

            А как при совке — «В рай Вас, чтоль, отправлять? Направляйтесь-ка Вы, товарисч, в Унжлаг, лет на пять, да подумайте о Вашей критике.» — это и есть идеальное устройство литературы для совкового Союза Пейсателей.

          • Proper:

            Видишь ли — если люди никогда не читали «Чужака в чужой стране», для них Стругацкие с их потугами на социальную критику кажутся вполне нормальными.

            Это как Жигули для тех, кто никогда не ездил на нормальных машинах.

            • kokshetau:

              «Чужак в чужой стране» — круть, круть.

            • Henren:

              Меткое определение. Точно, Стругацкие — это «Жигули» в советской фантастике на фоне сплошных «Москвичей» и изредка встречающихся ЗИЛ-41045.

            • Дина:

              О, за напоминание о Майкле Смите — респект и плюсик! Пойду перечитаю.

    • SVC:

      Согласен. Обвинять их в бездуховности, значит однобоко смотреть на их творчество и не принимать во внимание обстановку того времени… Так как так как текст писала женщина, то лично у меня не вызывает удивление ибо женщины более эмоциональны чем мужчины. И барышне следовало бы читать не Стругацких, а какую-нибудь Донцову. А вообще, ябы порекомендовал ей почитать последний роман Глуховского «Будущее», где вариант полуутопии, более-менее приближенной к реальной действительности, как раз соответствовал бы ее ожиданию…Но там тоже конец такой…ближе к Стругацким :) Творчество Аркадия и Бориса нетленны и, на мой взгляд, представляют из себя поиск возможных принципов и основ для существования Человеческой цивилизации. Вполне возможно, что в процессе своего поиска они в чем-то разочаровывались…Но, я уверен, что в своем Творчестве они исходили из предпосылки того, что Вселенной абсолютно параллельно успеет человечество созреть и развиться до такого уровня чтобы иметь выход в нее или-же замочит себя в бесконечных склоках в конце концов. Или…время выйдет, прилетит какой-нибудь камень и оборвет наше бренное, потребительское, склонное к плотским радостям, существование…освободив место каким-нибудь тараканам, которые будут откапывать останки свидетельств существования нас и не верить что до них мог существовать кто-то разумный на Земле.

      • HMagier:

        Приведенный в качестве примера графоман Глуховский красноречивее любых слов иллюстрирует литературный вкус. Да, при таких предпочтениях Стругацкие — просто вершина стиля.

        • FLY_Slim Jr.:

          Хз. Но честно. Хватило почитать стугацких раз и глуховского с лукьяненко для сравнения. Больше не читал. Потерял интерес. Много рафинада

  2. FLY_Slim Jr.:

    Не впечатлила ниразу.

  3. Mr.aerix:

    штойта? написано много, с претензией на смысл. но не более. читая Стругацких «головой крутить надо», а не зацикливаться на поиске психолого-физиологических нестыковок.

    • HMagier:

      Необходимость читать Стругацких — вообще спорна. На свете неизмеримо больше книг куда интереснее и содержательнее.

      • SVC:

        Вы читали? Как много? И на основании чего такие неоптимистичные выводы?

        • HMagier:

          Все. И «старое», и «новое», и даже творчество «вдовы писателя».
          Кое-что вполне достойно, в массе — банальщина и конъюнктурщина. На Западе, где с фантастикой, как ни странно, было значительно лучше, им бы вообще не светило ничего, кроме второсортных журналов.

          Стругацкие — это такой Манар Рэбич, вид сбоку. Много шума из ничего. Причем работал там в основном Аркадий, а Борис Натаныч был лишь на подхвате. Что не помещало ему двадцать лет ср@ть в мозги отечественному фэндому, закопав целое поколение фантастов.

          • SVC:

            Ну это, я вам скажу, кто чего ищет. Кто ищет экшена, то тому не стоит вообще смотреть в сторону Стругацких ;)

            • HMagier:

              А в сторону Стругацких вообще смотреть бессмысленно — в них ничего нет. Ни глубины, ни стиля, ни идей. Ничего. Как «Москва-Петушки» — оно, вроде, и забавно, и складно, но на один раз.
              Ели я захочу глубины — прочту Вонненгута, Холдемана. Господи, Лема или Сагана — вот это мозги, вот это Бездна. А Стругацкие — это так, уровень хрущебской кухни.

              Впрочем, откуда вам, ценителю Глуховского, все это знать?

              • Henren:

                И чего Вы в этих убожествах нашли — писанина Воннегута вообще творчество душевнобольного.

                • FLY_Slim Jr.:

                  Там лучше описана полнота мира хххх, во всех его проявлениях. Без рафинада

              • SVC:

                я не говорил что я ценитель Глуховского ;) Я хотел его порекомендовать барышне, что статейку накропала. Спасибо за «объективную» критику ;)

                Вы как-то заняли неконструктивную позицию цепного пса.

        • MadMax:

          Стругацкие интересны именно как писатели СССР. Есть не один детальный разбор их заимствований, и влияния на умы граждан. Я лично прочитал больше половины произведений, со временем взгляд меняется.

          Мне лично мир Ефремова куда как более приятен. Ту же «Туманность» перечитывал раз 10.

        • Proper:

          Ну вот я читал Стругацких практически всё, включая малоизвестные народу вещи и заготовки. И могу вам сказать — да, АБС талантливые рассказчики (были когда-то), но в целом никакого полета мысли они не демонстрировали никогда, а к концу карьеры — вообще впали в маразм и беспомощность.

          Желающие в этом убедиться могут сравнить творчество АБС с тем же Станиславом Лемом (даром что последний — русофоб). Интеллектуальная пропасть, которую вы обнаружите — будет разительна.

          АБС — это, простите, даже не Хайнлайн, не Артур Кларк и не Айзек Азимов. На фоне этих вершин они выглядят кучкой говнеца, насыпанной совковым экскаватором Союза Пейсателей.

          • Sagamor:

            Тоже немало прочитал (и названных Вами уважаемых авторов). Вообще, у меня книг авторов пишущих, писавших фантастику более, чем других, впрочем как и фильмов.
            Кому-то из поклонников стихотворчества нравится более Пушкин, кому-то Байрон, организовывают клубы по интересам. Это вопрос только личного восприятия. Так и с фантастикой.
            Да! Лема я поставлю ступенью выше Стругацких, но они были, они формировали моё мировозрение и я рад, что у меня есть их книги на полках.
            Всё!

            • HMagier:

              Ну, то есть по факту остался «синдром утенка» и все.
              До Хайнлайна или Кларка братья, разумеется, не дотягивают и поднялись на дефиците качественной фантастики.
              А теперь они — икона© Памятник нерукотворный.

              • Sagamor:

                Вопрос. А «на кой» Вы эту муть ту выложили, с какой целью?
                Какие ещё мы тут позиции не пересмотрели с советских времён?
                У людей имеются ранее сложившиеся свои мнения. Опять 25?
                Дело не в цеплянии за старые убеждения, а в желании навязать новые, что в танках (танкосрач), что в понимании советской истории.
                Я понимаю направленность Ваших материалов.

                • SVC:

                  Елки, а я и не глянул кто статью-то выложил… Теперь понятна позиция человека.

                  • HMagier:

                    Ну, раз вам все понятно, вы же теперь с нами поделитесь, правда?

  4. kokshetau:

    Попса, блин.
    Иван Ефремов очень точно охарактеризовал именно эту попсовость АБС:

    «…Я не буду говорить о том, как создается образ, строится характер в художественной литературе вообще, – это должно быть известно читателю из многочисленных литературоведческих работ.
    Но, помимо всего этого обязательного, писатель-фантаст, на мой взгляд, должен внести в образы своих героев черты далекого будущего. Герой должен остаться живым, ощутимым, а не «голубым», не абстрактным.
    Вот в чем самая большая трудность.
    Некоторые фантасты, например братья Стругацкие у нас, наделяют своих героев теми же чертами, которые вообще присущи человеку сегодняшнего дня, теми же положительными чертами, страстями, недостатками. И искусственно переносят их в самое отдаленное будущее. Разумеется, делать это легко, для этого даже и не надо быть писателем-фантастом. Но поступать так – значит поступать неправильно».

    • SVC:

      Спорить с Ефремовым сложно, но, как мне кажется, ежели не наделять героев чертами «присущими человеку сегодняшнего дня», то на выходе получается абсолютная фантастика. Стругацкие, как мне кажется не имели желания писать абсолютную фантастику, которая просто нереальна в перспективе..

      • Proper:

        Представьте себе, что подобную фантастику пишет неандерталец в пещере — приписывая современным людям уровень социума и морали из своего пещерного общества. Так натяжка понятнее?

        Или, по-вашему, современный социум никуда не ушел от неандертальцев?

        Вот Стругацкие занимаются такой же клоунадой. Неандертальцы со звездолетами.

        • HMagier:

          Именно.
          Я прочел Стругацких в 12 лет — и уже тогда мне показалось, что братья натягивают сову на глобус и вообще мало представляют, о чем пишут. В 18 я перечитал этих товарищей и укрепился в мысли, что тот же «Мир Полудня» — убогая фанерная аппликация. А в двадцать пять я вообще сидел с фэйспалмом.

          • SVC:

            Еще раз повторюсь — кто чего ищет. Думаю что у нас тут обмен мнения типа «беседа глухого с немым» :)

            • HMagier:

              При желании можно найти что угодно и где угодно. Даже в Стругацких.
              Однако это никак не отменяет того, что на фоне мировой фантастики они — хрущебное совдеповское лайно, читабельное, но и только. Но как и из всякой распиаренной интеллигентской чушни, из них вылепили «совесть нации». Ну, ок.

              К слову: «вы просто не понимаете!!!!!11111адынадынадын» — кажется, пятый прием сетевого демагога.

              • kokshetau:

                Вот вот. Сериал про Максима Камерера — экшон, читающийся на одном дыхании. А перечитывать не тянет.

              • SVC:

                «К слову: «вы просто не понимаете!!!!!11111адынадынадын»»

                К слову -вы заняли позицию «кто не с нами тот против нас». Умиляет ваша уверенность в том что именно вы являетесь Истиной в последней инстанции и ваше мнение бесспорно парвильное, а все прочие-нет

                • HMagier:

                  Я занял позицию «Стругацкие не были гениями». Только лишь всего. Хотел послушать примеры гениальности — но вместо этого услышал откровенно хамские наезды на автора и обычные в таких случаях аргументы «вам не понять!» Ну, ок, куда уж мне.

                  • SVC:

                    Вот с этого места поподробнее- где были сделаны «откровенно хамские наезды на автора»?!

                    • HMagier:

                      >Ну а это убожество автор «Ровная-Кривая»может и дальше какать с одинаковым успехом либо на Стругацких либо на Гомера. В аду на сковородках все одинаковы
                      Это, простите, теперь вежливым общением называется? Ах, да, это же не вы написали! Ну, так я и не одному вам отвечал, чай вы тут не единственный человек на ресурсе.

                    • SVC:

                      Я себе такого не позволяю, даже если категорически не согласен с оппонентом ;)

                • Henren:

                  Мнение HMagier’а правильное, потому что оно верное. Стругацкие — голимый совок. Эталонный. Сферические строители коммунизма в вакууме.

                  • SVC:

                    После прочтения вашего комментария на ум приходит только: «Я прав потому-что я прав!»

              • SVC:

                Кстати в ваших словах плохо прикрытая нелюбовь к интеллигенции и либералам к коим вы смело приписали АБС. Именно эта нелюбовь движет вами в оценках, что, согласитесь, необъективно. Считаю что следует оценивать их творчество непредвзято. Иначе скатимся к тому что рожу будут бить за то что кому-то ваша прическа не понравилась. PS на всякий случай-сам не уважаю либералов, чтобы вы меня не причислили к их когорте :)

                • Gena:

                  Но ведь АБС по сути и есть интеллигенты-комприспособленцы?

                  • SVC:

                    Опять двадцать пять! Вы не Стругацких оценивайте, а их творчество.

                    • Gena:

                      А кроме «Пикника» ничего и не отложилось, иногда ощущение, что читаю бесконечную пейсню акына.

                    • FLY_Slim Jr.:

                      Так нечего оценивать!!!. Читал, но не осело

                    • HMagier:

                      Бытие формирует сознание, т.с.
                      Хотя я вот говорил о творчестве. А вы?

                    • SVC:

                      HMagier, примитивное сознание определяет именно бытие…зрелое Сознание это бытие Определяет! Мы с вами читали разных Стругацких. В этом вся изюминка. Повторю третий раз -КТО ЧТО ИЩЕТ…Призма восприятия конкретного человека определяет для него это.

          • Proper:

            Стругацкие пишут о будущем так, как будто всё общество там состоит из совковой интеллигенции, а государство устроено как союз пейсателей.

            Ну то есть это всё писанина про себя, любимых, и про социально близкую прослойку, за переделами которой АБС ничего не знают и знать не хотят. Да и думать не хотят. Всё это чрезвычайно напоминает американское фантастическое мыло, где на фотонных звездолетах летают пираты с мечами и абордажными крючьями:

            flash-gordon_Breck-Eisner_2

            Только вместо ходульных пиратов у АБС — совковые образованцы-«интеллигенты».

            • Henren:

              Интеллигенты совковые эти Стругацкие. Пейсатели, точно.

          • SVC:

            Я бы вам рекомендовал перечитать теперь. Откроются новые горизонты. Ну а вообще, в первый раз вижу человека, который утверждает что ему не нравятся писатели, но он перечитал их всех… :)

            • HMagier:

              Я перечитал много из того, что мне не нравится — образование обязывает. Я читал даже убогое лайно, типа «Сумерек» и «50 оттенков серого» — Стругацкие, конечно, фактологически поинтереснее, но психологически — где-то на том же уровне. И ничего, не умер.

              Хотя я предпочитаю что-то вроде Кена Кизи. Но это тонко.

              • MadMax:

                «50 отенков» ? А Вы шалун !

                • HMagier:

                  Почему же? У меня совершенно профессиональный интерес. Я не просто не люблю подобную литературу — я это литературой не считаю. Но чтобы о чем-то говорить — должен иметь представление о предмете.

            • Proper:

              Ну отчего же не нравились — нравились. Я тогда еще не обогатил свой внутренний мир сокровищами цивилизации, и мне даже Стругацкие казались добротной литературой. Опять же повторюсь — они талантливые рассказчики.

              Объясню на доходчивом примере. Живя в СССР, где вокруг были выдавленные из довоенного опеля Москвичи и горбатые Запорожцы с завода электроплугов, автомобиль Жигули казался нам прекрасным. Но стоило поездить на более широкой гамме машин — и выяснилось, что Жигули тоже полны недостатков. Не таких жутких, как в других изделиях автопрома СССР — но на фоне мировых достижений они выглядели неприглядно.

              Стругацкие — они как Жигули. Если ничего другого не видел — так просто супер. Ведь даже Ефремов в СССР был малодоступен ширнармассам, да и не очень-то понятен образованцу из литбогемы.

              • Sagamor:

                Да ну! Книги отдельных западных авторов были доступны в середине 70-х годов. Именно тогда, я приобщился к чтению книг из библиотеки родителей знакомой девушки. Девушка, как элемент влечения «быстро отошла», но фантастику у них ещё долго читал.)))
                Потом родители поняли и объявили «эмбарго»!

                • MadMax:

                  Вы про Дюма, Моруа и Дрюона ?

                  • Sagamor:

                    Я о фантастике, но и о них тоже! С печатью западной фантастики в СССР не заморачивались особо цензурой. Трудно было достать книгу, но однако печатались.

                    • Proper:

                      Ну давайте расскажите нам, сколько в СССР было издано того же Хайнлайна или Желязны.

                      Да ладно — я вам сам расскажу: к 1990 году число изданных произведений Хайнлайна на русском языке не превышало 20, и это были рассказы, только в 1977 году в журнале «Вокруг света» (№ 1−5) был опубликован единственный роман «Пасынки Вселенной». В виде книги, даже в сборнике, Хайнлайн не издавался в СССР никогда.

                      Это при том, что у Хайнлайна одних романов 30 штук, 7 премий Хьюго и премия Небьюла с категорией «грандмастер». То есть это натуральный титан среди фантастов. И чо? Многие о нем знали в совке?

                      Желязны, насколько я помню, в совке не издавался вообще. При том, что у него 20 романов, 6 премий Хьюго и три Небьюлы.

                      Но он, конечно, слишком сложен для совков — потому и не печатали. Вот, например, Doorways in the Sand, ниписанная в 1976 году — вы почитайте, хотя бы в приличном переводе, и у вас сразу отпадут все сомнения в местечковом уровне 90% советских фантастов, и Стругацких в особенности.

                      Книжка-то сама по себе простая. Но она так написана, что при чтении могут шарики за ролики зайти. Каждая глава вводит читателя в самую гущу событий, затем автор возвращается к окончанию предыдущей главы и начинает всё сначала, потому что на самом деле всё было не так. И это только самый простой слой — дальше там такой разгул психоделии, что ой вэй.

                      А теперь вспомните, сколько при совке издано Стругацких — всех этих «Багровых куч», «Путей на галиматью» и прочего. В 1989 году издательством «Московский рабочий» было даже выпущено двухтомное собрание «Избранных сочинений» тиражом 100 тыс.экз., и там даже была пресловутая «Сказка о Тройке». Но это уже перестройка, да — хотя и в самый разгар совка Стругацких печатали миллионными тиражами, снимали фильмы, и так далее.

                    • Osman:

                      Поменьше бы на «чуждую идеологию» давил бы Хайнлайн — глядишь, почаще бы тискали.

                      «С печатью западной фантастики в СССР не заморачивались особо цензурой» — ога. Не заморачивались. Просто не печатали кой-кого и делов-то.. Ну, до тех пор, пока не решили, что «идеология — это всё фигня» (с).

            • FLY_Slim Jr.:

              Это называется расширение кругозора, чтобы было с чем сравнить. От этого нет однобокости в суждения как это у вас

        • SVC:

          Ну вы меня не поняли. Стругацкие пытались быть ближе к реальному положению дел, нежели другие фантасты, коих мне приходилось читать.

          • Proper:

            Ну вот смотри. Когда Хайнлайн хочет быть «ближе к реальному положению вещей» — он в 1956 году пишет «Дверь в Лето», события в которой происходят между 1970 и 2000 годами. Социум практически не изменяется с состояния 1956 года.

            А вот когда он же в 1941 году пишет «Пасынки Вселенной», в котором события происходят в 2119 году и позже — у него выписан социум, не имеющий с современным практически ничего общего. Следы генетических мутаций среди членов Экипажа считаются признаком греха, печатью Хаффа, таких детей после рождения отправляют в Конвертер, преобразующий любую материю в энергию для Корабля. Экипаж по-прежнему использует термины «Корабль» и «Полёт», но не понимает их смысла, считая, что Вселенная ограничена пределами корабля, и, соответственно, фраза «перемещение корабля» считается бессмыслицей; упоминание «Полёта» в старых текстах интерпретируется как метафора движения от рождения к смерти, а ньютоновские законы гравитации — как символы любовных отношений. Ну и так далее.

            А теперь посмотрите на своих любимых Стругацких. У них даже на других планетах обнаруживаются такие же совковые люди и тот же совковый социум, только утрированный, с «кровавой гебней» в виде КОКОМа и диссидентами. УБОГОСТЬ МЫСЛИ вошла в резонанс с убогостью аудитории.

            • Gena:

              Ну, сравнить «Великого Магистра» с АБС довольно сложно.Как и сравнить «Луна жёстко стелет» с «Градом обречённым».»Луну…» под настроение перечитываю, а вот «Град…»-увы.

              • Proper:

                Да, The Moon Is a Harsh Mistress — это забойная вещь.

                Причем перевод не передает весь кайф оригинала:

                Book One. THAT DINKUM THINKUM

                I see in Lunaya Pravda that Luna City Council has passed on first reading a bill to examine, license, inspect—and tax—public food vendors operating inside municipal pressure. I see also is to be mass meeting tonight to organize «Sons of Revolution» talk-talk. My old man taught me two things: «Mind own business» and «Always cut cards.» Politics never tempted me.

                «Лунная Правда» — это пять. Да там вообще весь сленг — просто улет.

                Нечто подобное есть у Роджера Желязны, если его читать в оригинале. Но Желязны в оригинале труден — он пишет на сленге американских университетских кампусов, там фразы полны идиомами, которые не поддаются тупому переводу со словарем. А Хайнлайн — он простой, как M1 Garand, американский милитарист, его читать легко, поскольку он пишет по-военному четко. Но при этом не забывает стилизовать речь — в том числе под придуманные новоязы будущего.

                Высокий класс. Стругацкие на этом фоне — дети.

                • Henren:

                  Сравнивать совковых Стругацких с Хайнлайном — бессмыслица. Ибо вещи несравнимые.

                  • Proper:

                    Вообще Луна у Хайнлайна — это вершина языковой стилизации в его творчестве. Бесподобный образец тщательно разработанного новояза.

            • Sagamor:

              1941 г «Пасынки Вселенной»,… как вчера написанное.

        • Hilur:

          «…Представьте себе, что подобную фантастику пишет неандерталец в пещере — приписывая современным людям уровень социума и морали из своего пещерного общества….»
          Именно! Фантастика пишется НЕ для потомков, она пишется для современников автора. Если в героях будущего современный неандерталец увидит не изменённого в лучшую сторону (как понимает автор естественно) себя, а какое-то другое существо — произведение написано впустую (ИМХО). К «себе лучшему» можно стремиться и, таким образом, меняться к лучшему, а к чему-то непонятному с труднопонимаемыми мотивами поведения, способами познания (и т.п.) — не постремишься.
          ИМХО: «На вкус (литературный) и цвет — товарища нет». Считаю дискуссии подобные этой конструктивны только как спарринг для оттачивания умения ведения дискуссий, разложения «по полочкам» своего часто сумбурного мнения и тому подобного. Глубже — бесперспективняк. Как убеждать во вкусности овсянки и невкусности жареной картошки. И наоборот. А кому-то что овсянка, что картошка — топливо, а вот шашлычок… А кому-то… А кому-то другому…

  5. Mautanuky:

    творчество АБС, на мой взгляд это писанина Висасуалия Лоханкина о себе любимом. Видимо потому так и нравится определенному слою. К сожалению писанина талантливая.

  6. Provincial1:

    Из Стругацких нравилась только трилогия «Жук в муравейнике».

    • kokshetau:

      А мне понравилась «Ночь на Марсе». Коротенькая такая зарисовка.

  7. Provincial1:

    Ну чего вы хотите? Не могло быть в СССР другой фантастики, как не мог ГАЗ делать Лендроверы, а ВАЗ Гольфы.))) Как не мог в советской торговле работать принцип — клиент всегда прав.
    Когда в 90-х начали печатать иностранную фантастику я читал, читал, читал… и плюнул. Почему? Да пришел к выводу, что они там все, за редким исключением, русофобы. Русских в космосе НЕТ! А за «товарища адмирала Капустина» я Гаррисону на могилу плюну. Как редкое, яркое исключение одна из любимейших книг «Мошка в зенице Господней».
    Не сиреляйте в пианиста, он играет как умеет.

    • FLY_Slim Jr.:

      Да никто не сириляет, если не преподносить его как икону стиля

    • Henren:

      «При коммунистах коммунизм, конечно, неизбежен»(с).

    • Proper:

      Внезапно для вас, у Хайнлайна на Луне в The Moon Is a Harsh Mistress сидят потомки совков. Это нигде явно не прокламируется, и старательно вымарывалось из советских переводов — но если бы вы читали оригинал, вы бы сразу это увидели.

      Впрочем, кто-то из советских переводчиков дал это понять, придумав название «Луна слезам не верит» — где Луна вполне очевидно заменяет Москву.

      Интересно, что Хайнлайн видел будущее «космического СССР» вот таким — антигуманистическим обществом тотального контроля с ГУЛАГом на Луне — и при этом внутри лунного ГУЛАГа внезапно невероятная свобода от государства и идеологии, «главное — план давай». При этом «за всё приходится платить» ™ — такой вот хозрасчет.

      • Gena:

        Ага, «после войны мокрых ракет».Там и «добровольный Китай» великолепно показан, и вообще пофигизм мировой системы…. Великолепная Вещь! А уж»зафитилить по Эрзле булыганами» , и , особенно, по горе Шайенн- просто чистой воды «русофобство», ога!

        • MadMax:

          Читал в сленговом переводе. С вертухаями и прочими словечками. И Эрзлей.

          • Proper:

            А ведь книжка написана в 1965 году — собственно, еще до полета Гагарина полета пиндосов к Луне.

      • Henren:

        А разве при совке эта книга издавалась? Перевод на русский я читал 2006 года издания.

        • Proper:

          При совке были попытки сделать переводы и издать. Все завернули как идеологически опасные, даже при перестройке, первое реальное издание — 1993 год. Уже после СССР.

          Но изданы-то первыми те еще, советские переводы.

          • Henren:

            А, вон оно как. Такое бывало — идеологически вредная литература еще у Булгакова описана.

      • Provincial1:

        Неожиданно конечно. В прочем я и в лучшие годы английским владел на уровне военного разговорника. Так что причаститься не получалось.)))
        Можно добавить, что мы описаны бывали как герои «Полицейской академии. Миссия в Москве» или вообще «Москва на Гудзоне». Мы их придурками не изображали.

  8. Ivan83:

    А мне нравился Кир Булычев…

    • Gena:

      Только детские вещи, в школе весь класс передавал друг другу «Девочку с Земли» и «Сто лет тому вперёд».

      • kokshetau:

        Шедевр Булычева — «Поселок».
        А потом он сошел с ума и написал «Штурм Дильбера».

  9. geolux:

    Ну и с какого бодуна некоторые тут вздумали поливать дерьмом замечательных писателей? «Радостей тела» у них не найти? Так за этим не к ним — и тогда в западной литературе, и сейчас во всей мировой — этих радостей полные штаны. Стругацкие писали для настоящих Читателей и для воспитания на их книгах настоящих Человеков. Человека от животного отличает Дух, Сознание. А не гениталии.
    А вИдение будущего Хайнлайном, как и Оруэллом и другими футуристами, наглядно и полностью реализовано в современных США, а не России.
    В общем, не статья, а наброс на вентилятор.

    • FLY_Slim Jr.:

      Пока еще не поливали, но вот явились вы, и надеюсь нам это удастся

      • Gena:

        Ух! Началося?

        • Proper:

          Вы хотите, чтобы я тут снова начал цитировать эпохальное произведение Стругацких «Жиды города Питера»? В рамках дискурса про гениталии?

          • FLY_Slim Jr.:

            Завязывай Глагне ххххх

          • Gena:

            А зачем? Кто не читал- тому ни о где!

          • SVC:

            Не. Хотелось бы, чтобы высказывания были не столь категоричны — раз ты читаешь или уважаешь Стругацких, то ты- дебил

            • FLY_Slim Jr.:

              Читал, но не проникся

            • Proper:

              А разве кто-то так говорил?

              • SVC:

                Не в такой форме.

                • FLY_Slim Jr.:

                  Меня больше впечатлили укропские историки — вот где необъять полет фантазии

                  • SVC:

                    Трудно быть Богом :)

                    • FLY_Slim Jr.:

                      И кровь и пот и 140К лет с клтыми москалями, а вы о Стугацких с их ваккумом тишины

                    • Proper:

                      Трудно быть Лохом. ™

                      Но надо. Такая у укропов судьба.

            • Osman:

              Вы, прямо, какой-то… снобизм приписываете… Прости, Баал Мардук…
              Не бывает тут такого.

            • Gena:

              Интересно, что признак категоричности- или-или есть как раз примета «клятой антиллигенцыи». Ну не нравятся мне АБС, и что? Хоть и прочитал многое.

              • FLY_Slim Jr.:

                Аналогично

              • SVC:

                Я вроде и не говорил фраз типа «раз не любишь АБС значит растакой-то». Это мне тут высказали что я однобокий сетевой демагог с признаками антилигенщины и почитающий Глуховского. Хотя никаких поводов для этого я не давал.

                • Osman:

                  А шо такого в Глуховском? Нормальная комедия. Через страницу угорал, аж ребра ломатые ныли.

                  • SVC:

                    О какой комедии вы говорите?

                    • Osman:

                      Ну.. «Метро 20..33», вроде. Смешная же книжка… Типа этих «За окном шел снег и рота красноармейцев».
                      Не? Я опять чота не понял? :(

                    • SVC:

                      Почему-то с какого-то момента не ответить уже на комментарий. Я имел ввиду «Будущее» Глуховского.

                    • Proper:

                      >>с какого-то момента не ответить уже на комментарий.

                      Вложенность комментариев более 10 не поддерживается. По понятным причинам — будет похабно выглядеть на смартфонах.

                    • Osman:

                      Аа.. Он еще что-то написал? Я как-то не следил, пардон. Надо иногда и серьезное чего почитать. LitRPG какое-нить, к примеру.
                      Ну, я рад, что мы развеяли недоразумение.

                      А про комменты — это намек «пора завязывать». :)

                • HMagier:

                  Ну, про интеллигенщину — это вы сами себя обмакнули/польстили, демагогия налицо, а про Глуховского не я заговорил. Примечательно, что даже вспоминать об этом графомане в разговоре о Стругацких можно лишь в том случае, если он где-то там в задворках мозга. Я вот вспомнил Лема и Кларка, Пропер — Хайнлайна, а вы — Глуховского.

                  Это простая линия ассоциаций. Не переживайте, ничего страшного в таком зашкваре нет.

                  • SVC:

                    Вот видите-у вас по тексту прямо сквозить принадлежность в высшей расе. Потом удивляетесь почему я такие метафоры применил… О Глуховском я вспомнил именно потому что недавно прочел его «Будущее». Между прочим не последнее «лумно», как вы кажется изволили выразиться. Тоже попытка поразмышлять.

                    • HMagier:

                      Это вы меня так ненавязчиво в фашизме обвинить решили? Впрочем, ладно — как только мы возьмем власть, сразу начнем расстреливать всех, неспособных процитировать Гомера в оригинале.

                      Это шутка.

                      Глуховский — бездарь, его книги — адская ересь, собранная из низкопробных штампов, на западе считающихся дурным вкусом уже лет пятнадцать, наверное. Но у нас весь фэндом такой, до него достижения мирового фантастотроения с запозданием добираются. Тот же киберпанк пришел в Россию, когда на западе не просто умер, а уже вонять начал.

                      Так что дождемся мы, возможно, своего Питера Уоттса… лет через сорок, когда вымрут те, кому АБС в голову наср@ли.

                    • SVC:

                      HMager, равнение на запад? Мы вроде сами с усами….Не хочу прослыть у вас защитником бездарей :), но стесняюсь спросить — вы его читали? :) И, я все-же на вашем месте в общих суждениях о ком-либо писал «ИМХО». Например- «ИМХО-Глуховский бездарь!»

                    • Henren:

                      Глуховский? А это еще кто? В общем, не читал, но осуждаю.(с). Ибо даже не слышал о таком пейсаке.

            • HMagier:

              А не процитируете ли, где вам такое сказали?
              Или сам придумал, сам обиделся?

              • SVC:

                Ну вы, слава Богу, не простак и умеете метафорически… Я тоже умею читать меж строк. Так что полно вам ;)

                • HMagier:

                  Детектор выбросите, он у вас сбоит.
                  Чтобы легче между строк читалось: нет, если вы читаете Стругацких — вы не дебил. Вы не дебил, даже если вы их любите. Но то, что вы их читаете, не делает творчество самих Стругацких чем-то особенным — это достаточно простая и шаблонная фантастика.

    • Henren:

      У Стругацких герои не любят, не размножаются и даже в туалет не ходят — истинный полёт духа, ага. А попробуй-ка сваргань АПЛ или фотонный звездолёт без гальюна — через пару дней в дерьме утонешь.

      • FLY_Slim Jr.:

        Идеалы не бздят, чо. Как принцессы. И не едят. Рафинад

      • Osman:

        Чево-чево? «Возникает сомнение в компетентности докладчика» (с)
        Помнится одна главка начинается с пробирания товарища мимо куч… хм.. того, что «не любят делать герои». Причем с целью вполне тривиальной.
        А в другой — страшно сказать — вообще блевали.

        Фига у вас задачки..
        Град обреченный.
        «..Остался на
        перекрестке только засохший кал, который вчера навалили вокруг
        статуи солдаты.»
        «Не дойдет ведь до сортира, на пол навалит, подумал Андрей с гадливым сочувствием».
        Сойдет? Там этого — через страницу. Труднобытьбогой — аналогично.

        • Proper:

          Зацитатьте, пожалуйста. Пусть народ оценит мастеров пера.

        • FLY_Slim Jr.:

          Это как раз то самое исключение которое порождает правило

        • Proper:

          А, ну это уже когда они вошли в период открытого обсирания совка — сразу и кал повсюду появился.

          Кстати, Герман весьма адекватно снял «трудно быть гогом» — именно такова поздняя проза АБС. Когда на экране крупным планом пять минут показывают хрен ср%щего осла — это квитэссенция этих книжек и вообще всего поколения позднесовеццкой «творческой интеллигенции».

          • SVC:

            Не согласен — это квинтэссенция лично Германа :)

        • Henren:

          Зрасте, девочки. Град обреченный напечатан в конце перестройки, когда какать на СССР стало модно. Мы же речь ведем о героях Стругацких — сферичновакуумных коммуняках. Где это у Стругацких герой-коммуняка посещает сортир, ну или там бордель, или хоть просто спальню жены?

          • Osman:

            Привет, мальчики. Румата вам достаточный коммунист? :) 60-е, вроде.
            Предлагаю завязать тему. Была бы охота искать срущих комсомольцев…

            • FLY_Slim Jr.:

              Ну, согласно со лже ницыну — комсомальцам $рать было нечем, страна бедствовала. Все было плохо

  10. Komsorg:

    ____ Многое сказано , и верно , но немного не о том . АБС жили не в сферическом вакууме , им была доступна литература о которой не то что не смело мечтать , а просто не знало большинство . И они во всю использовали чужие идеи . Пользоваться чужими наработками — хорошо , это может служить взаимообогащению . Но глядя ретроспективно на их «творчество» , больше всего раздражало не то что они выбирали чужие изюминки , а то , что они нам подавали то , во что этот изюм превращается после потребления . Так что вынужден согласиться с HMagier-ом , если и можно признать за АБС обладание каким-то талантом , то это талант превращать свет в сумерки . Да , «глубины» и «нечто» у них можно отыскать , — чужие . Хотя как ремесленники — молодцы . Можно сказать что основоположники нашей фантастической попсы …

    • HMagier:

      Да, именно. Как ремесленники — вполне себе, как отечественные ремесленники — местами отлично. Более чем читабельно и некоторые книги не без таланта писаны. Беда в том, что их буквально иконизировали — а это плохо.

      Вообще, есть в этом та самая смердинка советского мифотворчества: стремление выдать достаточно средние вещи за шедевры мировго значения — Т-34, АК, Стругацкие. Это все явления одного порядка.

      • Фуфел:

        Не согласен. Т-34 и АК хоть и не шедевры и средние , но вполне прикладные вещи и с мировым значением, а книги Стругацких можно с успехом приложить лишь к заднице, и то, если листочки хорошо размять, так что эти явления не одного порядка.

  11. nina postnikova:

    Автор статьи(на мой дилетантский взгляд)очень точно определила литературные»достоинства»АБС-«ощущение,что они возились,возились с текстом,ничего не вышло и они его просто бросили,наскоро придумав концовку».
    Люблю хорошую литературу.Но от Стругацких именно такое всегда было впечатление.Будто мучились они мучились,да и плюнули на очередной «шедевр»……..ИМХО,конечно.
    И да!Из фантастов с удовольствием читала только Лема.Мудрый дядька.

  12. petr_ostov:

    Госпадя, ну когда же эти любители пармензана и «все надо попробовать» будут читать классику или инструкции ВНИМАТЕЛЬНО.

    Дочитал до слов «Жилин пал перед слегом». Мля. А автор вааще «Хищные вещи века» читал?! Про «Путь на Амальтею» и «Стажеров» даже не спрашиваю.

    То ест Пек ставший слеговым наркоманом и сдохнувший в ванне под хрип приемника — это открытие творческих способностей, а Жилин, который отказался от работы с легендарным капитаном, от работы в ближнем космосе и от большой вероятностью полета в дальний — это отстой.

    Да еще, негодяй какой, вернулся на Землю не ради хамона с пармезаном и секасом, панимаешь, а чтобы тяжело трудится на очень неприятной работе. Не креативненько поступил. Надо было Жилину, панимаешь, в ванне сдохнуть под хрип приемника. Ага.

    Не описано панимаешь, как Жилин с дочкой хозяйкой Вузи переспал, в той же ванне. Вот это точно подняло художественную ценность ХВВ. Блин.

    Почему все, кто говорят «в этой жизни надо попробовать все» имеют в виду только наркотики и секс, нет чтобы попробовать церковь без одного гвоздя построить, выучить квантовую механику или вывести новый сорт картошки. (С) перто.

    Вот как-то так. Пойду перечитаю ХВВ да и Стажеров заодно.

  13. FLY_Slim Jr.:

    ыыыыыы

  14. Фуфел:

    Многабуккаффниасилил, а комменты доставили, да, всем спасибо. Но только книги тоже ни чему не учат и к тому же зачастую сильно контекстуализируют язык, вот так вот.

  15. Владимир:

    Не читал, но осуждаю)))

  16. McLoud:

    Здря набросились, у каждого своя субъективная оценка. Мне еще в детстве нравились «Обитаемый остров» и «Трудно быть Богом», недавно перечитывал — оч прикольно. «Град Обреченный» на мой взгляд — ваще класная вещь. Да, слог у них зачастую тяжелый, читаются произведения не всегда легко, зато авторы поступками и действиями выражают свои размышлизмы.
    А ща что происходит — зайти в любой книжный — большая часть фантастики низкопробное гуано. В транспорте, благодаря планшетам, сейчас не видно, что читают. Но, 2-3 года назад еще с книжками ездили — по моему больше половины что-то типа Донцовой, думающей прямо в принтер, причем в разных городах. Уж на этом фоне Стругацкие вполне ничо так.

  17. Ronie:

    Моська слонов облаяла. У Моськи радости полные штаны.

  18. BOMK:

    Человек – это слабая душа, обременённая презренной плотью
    Как это правильно.

    Стругацие в книжках — это «фантазия на тему».

    А когда до плоти доходит и хочется элементарно «жрать» или издаваться, печататься — то здесь они кидают все свои идеи «по боку».

    И сказано: Только по делам их — можно узнать кто они.

    Ведь как только я вижу подписи «талантливых» под воззванием поддержать насравших в храме PussyRiot:
    104. Борис Стругацкий, писатель
    http://nibler.ru/stupid/14314-raznovidnosti-evreev-pravoslavnaya-versiya.html
    мне уже абсолютно безразлично, что они в компании написали до этого.

    Их жизненную позицию видно из далека.