Профессия — киногерой

Зина-корзина написала чудесное:

Как-то раз мне довелось прочесть интересную мысль: оказывается, что профессия, выбираемая сценаристами для героев кино, говорит о состоянии общества больше, чем даже неумолимая (по определению!) статистика и отчётные доклады профессионалов-чиновников. Кинообраз – это слепок времени, по которому будут судить об эпохе не только потомки, но и грядущие историки, писатели, социологи. Поняв этот выбор, мы сможем чётко определить, чем жило и что делало общество в целом. Строило или же ломало? Воевало или восстанавливало хозяйство? И даже так: о чём мечталось? Поскольку мой блог чуть более чем полностью посвящён советской теме, то давайте вспомним о тогдашнем кино и о том, какие процессы в жизни общества оно отражало. Символизировало. Выявляло. Итак, профессия в кино.

Начинаем крутить немое синема эпохи НЭПа и конструктивизма. Мелькают функционеры в кожаных куртках и франтоватые пузаны в иноземных клетчатых пиджачках – нэпманы, частники и прочие мещане-попутчики; пробегают многочисленные «Девушки с коробками» и «Папиросницы от Моссельпрома». Водители трамваев, фабричные девчонки, рабкоры и спецкоры в штанах фасона «гольф». Торговки, телефонистки, шофёры в очках и шлемах. Шагает работяга в косоворотке – но в кепи, то есть приехал из деревни и устроился на завод. Милиционер ловит беспризорника. Мы тут же делаем вывод, что в 1920-х годах новое пересекалось и уживалось со старорежимным.

Комические частники из фильма «Закройщик из Торжка»

Комические частники из фильма «Закройщик из Торжка»

А государственная, быстро развивающаяся индустрия соседствовала с всевозможными «Закройщиками из Торжка». Также мы резюмируем: в те годы самыми престижными профессиями являлись те, которые как-то связаны со скоростью (автопром) или с передачей информации (например, корреспондент знаменитой газеты). Кроме того, мы тут же отмечаем, что в НЭП-овской России не наблюдалось дефицита импортных образцов, в том числе – кинопродукции, и непутёвые актрисы (к примеру, девица из фильма «Поцелуй Мэри Пикфорд») были очень хорошо знакомы тогдашним с Голливудским стилем.

А вот в предвоенное время на киноэкране часто появлялись красные командиры и особенно – лётчики, сталинские соколы. Разумеется, лучше всего – полярные. Даже в сказке «Золотой ключик» возникает этот славный герой дня – именно он спасает Буратино и его друзей, увозя их в сказочный край. Под оным, безусловно, подразумевался Советский Союз: В стране той — пойдёшь ли на север, на запад, восток или юг, / Везде человек — человеку надёжный товарищ и друг». Также мы часто видим храбрых и неумолимых чекистов – они красиво обезоруживают врагов и предателей, а ещё — наставляют на путь истинный заблудших, запутавшихся обывателей. Кроме того, эталонный особист с лицом Михаила Жарова в шпионском детективе «Ошибка инженера Кочина» — этакий кладезь житейской и вселенской мудрости.

Инженер-красавец из фильма «Светлый путь»

Инженер-красавец из фильма «Светлый путь»

Среди несомненных любимцев эпохи – инженеры. Они могли быть статными красавцами, как в кинокомедии «Светлый путь» или же талантливыми, но рассеянными толстячками, как Анатолий Карасик во «Вратаре». Кстати, интересная и – знаковая деталь. В повести Льва Кассиля «Вратарь республики» Карасик не инженер, а журналист – действие книги происходит в конце 1920-х годов, в эпоху становления крупных отечественных спортклубов. Сменилось время – сместились акценты: 1930-е годы – эпоха инженеров, а работники масс-медиа отходят на фоновый план. Также часто показывали учителей и особенно – учительниц. Если говорить о дамских специальностях, то лидировали …даже не ткачихи, а сельхоз-работницы – свинарки, доярки, трактористки.

Оказались если не самыми популярными, то, по крайней мере, очень яркими образы женщин-учёных. Причём, их изображали главные белокурые Венеры сталинского синематографа – Валентина Серова в «Сердцах четырёх» (фото в заголовке) и Любовь Орлова в «Весне». Также не считалось зазорным отобразить жизнь шикарной актрисы или же циркачки. Какие выводы мы делаем? Советский социум 1930-х готовился к оборонительной войне, активно двигал науку и ковал индустрию, но оставался во многом аграрной, старорусской державой (отсюда такой разброс – в одном фильме прославляем инженера, в другом – свинарку в традиционном платке). Не забывалось и о тезисе: «Мы будем петь и смеяться, как дети!» (многочисленные актрисы и дивы в качестве главных положительных героинь).

Монтажник-высотник из производственной мелодрамы «Высота»

Монтажник-высотник из производственной мелодрамы «Высота»

Во времена фестивальной Оттепели на экране царили простые работяги – монтажники-высотники, лесорубы, шоферы и весёлые, свойские поварихи. Они доучивались в вечерних школах, балагурили, танцевали вальсы в таёжных клубах и пели душевные песни под гитару. Они с замиранием сердца смотрели на образованных специалистов, в особенности на утончённых девушек с высшим образованием, но …были в некотором смысле самодостаточны, ибо высоко ценили своё созидательное ремесло. «На высоту такую милая ты, / Уж не посмотришь свысока». Больше того – экранные работяги казались гораздо более цельными, чем иные столичные интеллигенты, поэтому хилый банковский клерк Дима Горин остаётся на строительстве ЛЭП-500, учась у своих новых товарищей мужеству и – умению смолить цигарки.

По экрану порхали многочисленные девчата – фабричные, милые-курносые, в весёлом ситчике. Их кавалеры со сталелитейного или — из соседнего гаража тоже не блистали «фасадом», зато казались надёжными и честными. Какой вывод мы делаем после просмотра всех этих картин? Во-первых, страна энергично восстанавливалась после великой битвы. Отсюда – популярность киногероя-строителя (созидателя), тогда как воин-небожитель с белокурыми вихрами остался в прекрасном прошлом. Во-вторых, мы можем наблюдать сложные миграционные процессы, вызванные освоением пространств и территорий. Поэтому мы видим бесконечные поезда, полустанки и – юных жителей из районов-новостроек. Отсюда – излюбленная тема кинокомедий об избалованных детках, которые после окончания ВУЗов не желают ехать на периферию. Или же – вариация для мелодрамы: она (красивая и манерная) осталась в городе; он уехал в тайгу, а там встретил настоящую любовь.

Продолжение следует…

Материал: http://zina-korzina.livejournal.com/896324.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Читайте также:

Комментарии о материале (сверху свежие):
  1. holyboy (2015-05-27 14:24:09)
    И на смену этим светлым, с незамысловатым сюжетом, но вызывающих добрые чувства картинам, пришли боевики 90-х, где главными героями были бандиты и проститутки... Пришли фильмы-разоблачения сталинского кровавого режима, всякие "штрафбаты" и "холодные леты"... В общем в массы стала пропихиваться идея: Всё, что было раньше - всё было плохо! Вот сейчас у нас другие времена и другие герои. Будем жить как на западе... В 90-е дети хотели стать бандитами и проститутками... Спасибо нашему кино!!!
  2. max (2015-05-27 15:53:47)
    да, интересно будет с продолжением ознакомиться, весьма) Один только маленький, но важный нюанс - с 30 по 80 е годы кино ведь было под жестким идеологическим контролем. "Из всех искусств..." - ну и далее по тексту. То есть между пунктом А (чем там в массах живется) и пунктом Б (киногероями и киносюжетами) есть такая мощная призма. Не случайно, например, всенародными, тотально популярными были аполитичные персонажи, причем в стадии от немного до полностью. Иногда даже типа отрицательные. Порой даже неродные, типа Фантомаса)) но это уже больше к 60м относится, конечно.
  3. kokshetau (2015-05-29 05:57:40)
    Отец рассказывал о времени НЭПа: даже в их селе (сельце) Плоское можно было купить тропических фруктов.
Чтобы писать свои комментарии - надо залогиниться на сайте. Тогда и вид комментариев станет более красивым.