Профессия — киногерой 2

А вот в 1960-х в нашем кино появился утончённый киногерой – молодой учёный, волшебным образом совмещающий романтику с лёгким, неопасным цинизмом и при этом готовый сгореть в пламени науки. Это мог быть не только «модный» физик-ядерщик, но и врач или инженер-проектировщик. Причём, этот инженер очень сильно отличался от своего коллеги из поколения отцов – тот изображался бешено-солнечным сангвиником, этот – остроумно-сдержанным флегматиком. Интересно, что в кино 1960-х оказывалось очень мало женских образов, связанных с профессией и выбором пути. Причём, набор специальностей кажется каким-то странным и будто бы случайным – директор ресторана в «Дайте жалобную книгу», стюардесса в «Ещё раз про любовь», колхозница из «Трёх тополей на Плющихе», водительница троллейбуса в «Первом троллейбусе», учительница английского языка из «Доживём до понедельника». Или, к примеру, яркая, хотя и эпизодическая корреспондентка в картине «Живёт такой парень».

Девушка-журналистка из фильма «Живёт такой парень»

Девушка-журналистка из фильма «Живёт такой парень»

Такое чувство, что вселенная 1960-х была негласно объявлена неким «мужским миром», где царят мужские вкусы – начиная технократической парадигмой эпохи и сугубо «мальчиковыми» романами Хемингуэя, заканчивая тем самым умеренным цинизмом в сочетании с твёрдостью и чувством долга. А девушки – так, на подхвате. Ещё одна небезынтересная деталь – в космическом десятилетии практически не наблюдалось киногероев-космонавтов, разве что в немногочисленных фантастических лентах. Но если просуммировать все кино-образы и нюансы 1960-х, то можно сделать вывод: в Советском Союзе выросло мощное поколение интеллектуалов-технарей, размышляющих о будущем и о далёких, неведомых мирах. Общество не терпит мещан, лентяев и – бездарностей, а единственное правильное место для настоящего мужчины – это научное поприще. Но – заметим – не военная часть и не завод.

А вот 1970-е и начало 1980-х – время героев-гуманитариев или же сотрудников НИИ, склонных к рефлексии. На экране появились не очень красивые и совсем не мужественные персонажи, много рассуждающие и мало делающие. Они – разочарованы и растеряны, как будто кто-то или что-то выбило у них почву из-под ног. Безусловно, они таскают свои бренные тела на работу, но их душа вовсе не там. Разум тоже хочет куда-то вырваться. Перед нами проходит череда помятых интеллигентов, чья жизнь вроде бы устроена и стабильна, однако, никакого горения давно не наблюдается. Зато мы видим бронебойный образ дамы-начальницы, как правило, несчастной в любви или разведённой. Стало быть, эмансипация достигла своей наивысшей точки.

Женщина-руководитель из мелодрамы «Москва слезам не верит»

Женщина-руководитель из мелодрамы «Москва слезам не верит»

Но! При этом наблюдается массовое появление типажей под названием «нужные люди» — так именовались те, кто умел доставать импортный товар или же предоставлять элитно-дефицитную услугу. Квинтэссенцией стали: героиня Татьяны Догилевой из «Блондинки за углом» и калягинский персонаж в «Прохиндиаде». Каковы наши выводы? В советском социуме началось время успокоенности и – застоя, когда внутренний мир (или же его заменитель – финский умывальник) сделался важнее общественного горения. Отсюда – невнятность или размытость «профессиональных» данных у героев картин. Он болтается в каком-то НИИ (неважно, где), зато часто думает и много читает. Более того – все эти образы символизируют слабость и вялость общественных процессов, что, собственно, и привело нас к Перестройке.

А вот во второй половине 1980-х и в 1990-х героем комедий, трагедий и мелодраматических киносаг становится…бандит. Или жулик. Этот господин, как вы понимаете, ничего не производит, а, напротив, занят своеобразным распределением материальных благ. Образы преступников рисовались самыми разными красками – от грязно-чёрной до ало-приключенческой, с романтическими сполохами. Им в противовес возникали неисчислимые «менты» с Улицы Разбитых Фонарей и с других, не менее примечательных улиц. Дамские профессии тоже пополнились новыми знаковыми кино-образами – после триумфа «Интердевочки» в каждом третьем фильме замелькали полуголые «ночные бабочки». Фоном для бесчисленных загулов, разборок и стрельб служили казино, бандитские хазы да разрушено-ржавые заводские остовы.

Каков итог просмотра? В стране начался активный да развесёлый беспредел, маскируемый некими перестроечными процессами. С экранов (и, по сути – из жизни) исчезли не только работяги, но и рефлексирующие умники из НИИ Тонковолокнистого Азотнотукового Ничегонеделания…

…А вот кино современное – оно вообще ни о чём. Мы видим каких-то нежизненных и далёких от реалий бизнесменов, их ухоженных подруг (да-да, свой SPA-салон). Мы наблюдаем погони оперов и рассуждения следователей – это всё прекрасно и даже захватывающе. Но – почему этого так много и оно так часто?

Вернусь к своей мысли: профессия, выбираемая сценаристом для героев кино, красноречиво говорит о состоянии общества и о процессах, в нём протекающих. О чём говорят наши современные картины? Да ни о чём! И это уже страшно. А может люди, работающие в маркетингово-франчайзинговом отделе или продающие импортные газонокосилки, попросту не хотят, — не могут! — видеть на экране каких-нибудь пролетариев с Уралвагонзавода, о которых в своё время говорил Владимир Путин? Им приятнее и понятнее наблюдать страсти безликого бизнесмена, который тоже – как и они, грешные — торгует перепроданными железками?

PS. То, что мы имеем сегодня, — это результат разложения советской эпохи. Ничего другого пока что нет. Общественный цинизм, характерный для последних десятилетий, возник не на пустом месте. Он отчетливо просматривается в 1950-х гг. еще в полушутливой форме, как и появившееся тогда же желание «пожить для себя». Ведь уже в середине 1960-х к людям надо было «помягше», а «на вопросы смотреть ширше». Поэтому то, что кто-то хотел в начале дня «принять ванну, выпить чашечку кофе» (1969), вполне закономерно и отражает произошедший ценностный сдвиг в сознании советских людей.

Комфорт вытеснил идею и превратил ее в пустой ритуал. Погоня за материальным стала не только обычным делом, но и новым смыслом жизни. А отношение к себе, любимому, стало во главу угла. Ведь интонация Миронова лишь отчасти имела шутливый тон. Эта фраза — новое кредо новой эпохи, продолжающейся до сих пор.

В фильмах 1970-х курящая женщина и мать-одиночка стали чем-то обыденным. В «Гараже» ведь не просто так было заявлено, что «муж на сегодня не главное, для женщины главное — дети». Это не любовь к детям — это выстрел в семью. И это было вложено в уста тов. Малаевой, которая олицетворяет в фильме близкую всем справедливость.

А сколько блудных связей в наших фильмах было показано как что-то вполне допустимое?! «Свободные отношения» по-западному не с неба свалились к нам в 1991 году, а вызревали здесь, у нас, пока мораль советских людей постепенно обмирщалась, теряя всякую связь с идеей. Скажем, кто припомнит это в «Афоне»? А ведь это значит, что в 1970-х мужчина в постели женщины перестал мыслиться как грех, что в 1950-х было еще невозможно. И хотя советская идеология не знала понятие греха, его заменяло общественное порицание. А оно с 1950-х стремительно «таяло».

Отметим такой факт. С конца 1950-х рождаемость в СССР быстро пошла вниз — с почти 3 детей на женщину до 2 к концу 1960-х. И это всего за 10 лет! А если учесть и то, что число разводов (по отношению к числу браков) выросло с 12% в 1960 году до 30% в 1970 году, то становится ясно: что-то очень зловещее пришло в 1960-х гг.

Вот примеры из фильмов. Взять те же «Девчата» (1961). Уже там молодежь «просит комнату» для «общения», причем из контекста совершенно ясно, что речь идет не о семейных парах. Значит, в головах молодых людей произошел зловещий перелом. А вспомните, как Тося скакала, как сумасшедшая, из-за того, что на нее обратили внимание. Разве так должна вести себя девушка? Какой вздор — обсуждать такую невинность, может кто-то сказать. Но это сверхважно. Ведь именно то поколение 60-х, выросшее в беззаботное и благополучное время, сдало страну в 1991 г.

А вы говорите — прон плохой. СССР без всякого прона развалили.

Материал: http://zina-korzina.livejournal.com/896324.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Читайте также:

Комментарии о материале (сверху свежие):
  1. Mautanuky (2015-05-27 14:16:05)
    Пришел к подобному выводу, немного с другого бока, с темы о советском воспитании. В первые годы после революции, в воспитании и школе работали люди выросшие при империи, и по методикам ещё до рреволюционных лет. Так провели идеологическую лакировку и не более. Поэтому первое покление, довоенное, было еще не советским. Потом началась война. Война, как и любой катаклизм, очень жестко а главное в правильном направлении изменяет любое воспитание. И наконец третье поколение, послевоенное. Уже слошилась советская школа, были выработаны идеологически правильные методики. И вот первое поколение воспитанное по советски, сдало страну.
  2. BanBanan (2015-05-27 22:10:32)
    Сильно, здорово. Молодец Зина-Корзина. Спасибо.
  3. BanBanan (2015-05-27 22:48:34)
    Где-то я это мнение видел. Причём, не просто схожее, а 100500% то же самое. Кажись у Пропера, в псто про т.н. "три прослойки общества", не далее чем несколько дней назад. Помню, там ещё истерика поднялась - комплексы взяли своё у тех, кто автоматически разрядил себя в "лохи" ;)))
  4. Sagamor (2015-05-27 22:54:50)
    Зину в корзину, а лучше в топку
  5. Ronie (2015-05-27 23:34:03)
    А у меня такой наивный детский вопрос не по теме. Зачем вы делаете перепост этой откровенно недалекой, абсолютно поверхностной (как та прыгающая коза по кочкам) мадам (или "между прочим мадемуазель", не знаю кто она там) Корзины? Сорри, если мой вопрос кого задел неприятно.
  6. Mautanuky (2015-05-27 23:36:47)
    Это радует. Сейчас крайне не хватает, спокойного и вдумчивого анализа плюсов и минусов советского периода. Напротив, как оголтелые критики так и не менее не разумные защитники вновь пытаются раздуть красную проблему.
  7. FUnCKy (2015-05-28 11:50:53)
    Мне вот интересно, а как должна вести себя девочка 16 лет, когда на неё обращает внимание первый парень на селе? Плакать?! Вообще тот же "Афоня" совсем не положительный персонаж. Ведь творчество может и высмеивать. Ну и ты ды. Смысл и так на поверхности, а разбор... Лучше бы ограничилась первой частью
  8. kokshetau (2015-05-29 06:12:03)
    Хорошая статья, спасибо. А когда я ту же мысль предложил обсудить (когда в советской культуре появились темы эскапизма, бегства, возвращения в детство, то есть когда люди почувствовали, что что-то не так, и стали мечтать снова вернуться к беззаботности), мне какую-то сверхочевидную с нынешних позиций фигню про перестройку стали нести.
Чтобы писать свои комментарии - надо залогиниться на сайте. Тогда и вид комментариев станет более красивым.