Немецкие подлодки в СССР

Осенью 1934 г. завод «Красное Сормово» получил новый заказ на постройку двенадцати разборных лодок Х серии. Первые три штуки предполагалось сдать уже в 1935 г.

Двигатели W8V28/38 к этим лодкам должен был поставлять Коломенский машзавод, который производил их по лицензии немецкой компании «МАН». Это были восьмицилиндровые, четырехтактные, бескомпрессорные двигатели, делавшие 600 об/мин. Мотор правого борта вращался по часовой стрелке, левого — против. Расход солярки, согласно немецкой инструкции, составлял 190 граммов на 1 л.с./ч. Охлаждение — забортная вода. Запускался двигатель сжатым воздухом.

Этому выдающемуся немецкому судовому двигателю в СССР был скромно присвоен индекс 38-К-8, в один миг превративший его в «советский». Интересно, что многие современные историки — «специалисты по флоту» искренне называют 38-К-8 отечественным, хотя от германского он не отличался ничем, кроме плохого качества. [Кулагин К. Л., Морозов М. Э. Подводные лодки типа «Щ», III, V, V-бис и V-бис-2 серии.// Морская коллекция, № 2, 2002.] Из этого же дизеля путем применения наддува была получена мощность в 2000 л.с., и такие дизеля назывались коломенскими дизелями серии 1Д. В 30-е — 50-е годы ХХ века немецкий MAN W8V28/38 стал основным дизелем советского подводного флота. Незадолго до Великой Отечественной войны на основе этого же MAN-а был разработан и запущен в производство «облегченный» восьмицилиндровый четырехтактный реверсивный дизель 9Д размерностью 30/38 с газотурбинным наддувом. Его номинальная мощность составляла 1100 л.с. при частоте вращения коленчатого вала 600 об/мин.

Завод № 112 еле-еле справлялся со строительством спецсудов Х серии, а руководство не знало, как и чем заткнуть очередные дыры в производстве, и вдруг как гром среди ясного неба новый приказ! А именно: начать строить еще и лодки серии «С». Их производство предстояло начать в 1936 г., а сдать — в 1937 г. Лодки этой серии (Тип С, «средняя») являлись почти точной копией немецких подлодок VII серии, сыгравших главную роль в будущей битве за Атлантику в 1939–1945 гг. Чертежи субмарины были проданы СССР германской фирмой «ДЕМАГ».

В отличие от лодок отечественной разработки подлодка IX серии, как ее вскоре стали именовать, отличалась более простой и надежной системой всплытия, эффективной системой кингстонов, рациональным размещением постов управления, хорошей доступностью механизмов и узлов и др. Время срочного погружения составляло всего 60–70 секунд. [ГУ ЦАНО, Ф. 15, Оп. 3, Д. 177, Л. 137.] Длина ее корпуса составляла 77,7 метра, ширина — 6,4 метра, водоизмещение — 828 тонн. Вооружение включало четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата калибром 533 мм. Субмарина приводилась в движение двумя дизелями по 2000 л. с. либо двумя электромоторами по 550 л. с. и могла развивать скорость до 20 узлов. Дальность плавания по техпаспорту составляла 2500 морских миль, то есть лодка являлась океанской. Однако это у немцев. А надо было еще воссоздать «немку» на советской судоверфи.

Первое, что бросилось в глаза инженерам завода № 112, это длина судна. При заказе никто не учел, что она составляла 77,7 метра, а это превосходило размеры всех доков, имевшихся в распоряжении завода «Красное Сормово». Чтобы «впихнуть» лодку в док, были нужны серьезные конструктивные изменения. Некоторые даже предлагали размещать субмарины не вдоль продольной оси дока, а по диагонали. Причем на существующей верфи, вследствие полного отсутствия механического спуска, было возможно лишь сезонное всплытие лодки во время весеннего и осеннего паводков. Однако паводок на Волге не всегда одинаков. Например, в 1935 г. уровень воды повышался незначительно, и лодкам приходилось «сильно помогать» всплыть — толпа рабочих просто наваливались и сталкивали субмарину в воду.

28 апреля 1936 г. произошел вопиющий случай, похожий не то на «вредительство», не то на диверсию. Во время обхода уже плававшей в затоне подводной лодки дежурный обнаружил в ее носовом отсеке отверстие диаметром 19 мм, через которое поступала вода. Рядом лежал ящик со сверлами. Кто и с какой целью просверлил прочный корпус, так и осталось неизвестным. [ГУ ЦАНО, Ф. 15, Оп. 3, Д. 191, Л. 19.]

Затем вскрылись факты «недопустимого порядка хранения» материалов на Коломенском машзаводе. Электромоторы (кстати, немецкие) хранились в сарае с текущей крышей, запертом на болт с гайкой. Часть оборудования лежала на улице и заржавела, а отдельные детали вообще валялись на земле.

Не успел завод как следует освоить подлодки IX серии, как получил приказ строить еще и XII серию — «малютки». Их разработали на основе германских подлодок II серии. Они считались «лодками прибрежной полосы» и предназначались для действий на небольшом удалении от портов базирования.

Эти лодки имели небольшие габариты, за которые и получили свое прозвище, всего два торпедных аппарата и могли погружаться на 50–60 метров. Главным преимуществом данного типа лодок для производства являлась простота их доставки на флоты по железной дороге. Длина субмарины составляла всего 44,5 метра, ширина — 3,3 метра, а водоизмещение 206 тонн. Два немецких дизельных двигателя по 800 л.с. позволяли в надводном положении развивать скорость 14 узлов.

Не лучше ли было бы океанские лодки строить на одном заводе, а «малютки» на другом? Ведь именно отсутствие серийности и унификации не позволяло советскому военному судпрому добиться таких успехов, как американскому, в том числе и в годы Второй мировой войны. Но приказ есть приказ, и в 1937 г. завод активно разворачивает строительство подлодок одновременно IX и XII серий. Чтобы освободить место для такого числа спецсудов, 5 апреля подлодки IX серии С-7 и С-8 были спешно спущены на воду в недостроенном виде. [ГУ ЦАНО, Ф. 15, Оп. 4, Д. 30, Л. 101.]

Так или иначе, но именно на «немке» С-13 Маринеско утопил «Вильгельма Густлова» и «Генерала Штойбена», уничтожив более 10 тысяч фашистов — что является крупнейшим достижением для одной ПЛ по количеству жертв. Лодка такой серии «С» — конкретно поздняя С-56 — сохранилась в виде памятника во Владивостоке, где ее каждый может увидеть.

Материал: Михаил Зефиров, Дмитрий Дёгтев
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментария 2

  1. ilja68:

    Никоим образом не умаляя подвига Маринеско, просто для информации. Самой успешной подводной лодкой является немецкая U-35, под командованием Лотара фон Арно де ла Перьера. За 19 боевых походов немецкая подводная лодка отправила на дно 226 вражеских кораблей и повредила еще 10. U-35 вошла в историю как самый разрушительный, результативный и самый победоносный боевой корабль.
    И пусть среди трофеев U-35 было всего 2 вспомогательных крейсера, 1 эсминец и 4 сторожевых корабля. Главное — торговый флот и перевозимые им грузы, ведь в этом и есть весь смысл всех войн на море.
    Увы, самый победоносный корабль в истории не удостоился чести плавучего музея. Переданная по репарациям Великобритании, она была сдана на металл и утилизирована в 1920 году, как обычное ржавое ведро.
    http://topwar.ru/71925-samyy-smertonosnyy-korabl-v-istorii.html

  2. Владимир:

    На семерки скорее «щуки» похожи. Ски больше на девятки похожи.