Симбирск-Ульяновск от рождения до нынешних времен.

Граница на замке. Том 1.

Посвящено 367-летию родного города.

12 июня 2015 наш город отмечал 2й праздник, День России и 367 год своего рождения. Надеюсь сея историческая справка не покажется вам слишком утомительной и нудной, сократить можно было бы и до пары предложений, но весь смысл потерялся бы и материал не имел бы возможности появится на этом ресурсе. Некоторое время назад я размещала материал о пограничном кордоне, данная трилогия логическое продолжение этих статей. Ну что ж начнем…

Симбирская-корсунская черта.

Симбирская черта обеспечила заселение всего правобережья Симбирского Поволжья и способствовала быстрому включению его территории в экономическую и политическую жизнь всей страны. Значимость ее для освоения региона трудно переоценить.

Главным опорным военно-оборонительным и административным центром черты должен был стать Симбирск. Поэтому и описание черты мы начнем с ее восточного участка, а именно с Симбирска, несмотря на то, что строилась она с города-крепости Карсуна. Симбирская крепость располагалась в самом узком «горловом» месте Волго – Свияжского водораздела и прочно закрывала ногайский шлях, используемый кочевниками для набегов внутрь страны. Волга надежно прикрывала город с востока. На западе серьезным препятствием была Свияга. К ней примыкала восточным концом засечная черта. На юге кроме склонов горы подступы к городу затрудняли обширные заливные луга с большим количеством болотистых мест, стариц и озер. К северу находились глубокие овраги и речка Симбирка. С вершины Симбирской горы отлично просматривалась округа. На всем протяжении Волги от Казани до Самары лучшего места для города-крепости нельзя было найти.

 Выстроенная из недолговечных материалов деревянная твердыня выстояла осаду мятежного воинства Степана Разина, неоднократно горела, пока не утратила своего военного значения и не была разобрана в 1776 году за ветхостью.

054 752901 23666839_1209245791_060 (1)

 В настоящее время существует несколько гипотез о том, какие объекты являлись первыми постройками русского Симбирска. Историком градостроительства А.И. Осятинским высказано предположение, что, выйдя к р. Волге в 1648 г., «работные и «служилые» люди разместились сначала в районе «Старого Венца» и только после обустройства здесь перешли к строительству кремля на «Новом Венце».

Ульяновский краевед Ж.А. Трофимов считает, что основание Симбирска началось с создания острога, который возводился несколько выше расположенного на берегу Волги старого селения в «в 20 саженях от Успенского монастыря в гору на запад» Сооружению острога на косогоре благоприятствовала близость к прибрежному селению, жители которого могли обеспечить строителей продуктами питания. Также размещение первопоселенцев на волжском косогоре можно признать удачным также и в оборонительном отношении, так как с одной стороны острог был защищен рекой. А с другой стороны – крутым склоном горы, спуск по которой для конного воина был не менее труден, чем подъем.

Другие исследователи, исходя из законов и традиций возведения городов-крепостей XVI-XVII вв., утверждают, что строительство Симбирска началось с закладки кремля. Соборной церкви и воеводской избы («государева двора»).

Но нам известно, что еще до 1648 года в районе будущего города-крепости располагался «сторожевой дозор». О нем, в частности, упоминается в проезжей грамоте «архимандриту московского Чудова монастыря Феропонту с братею в города на Волгу» 1629 г. и в выписи из дозорных книг Савво- Строжевского монастыря 1643 г. о размежевании угодий на Чувиченском ост- рове.

 Как полагает ученый-краевед С.Л. Сытин, этот дозор располагался на вершине горы на открытой площадке, откуда хорошо просматривалась и Волга, и Чувич, и заволжская сторона, и пространство правого берега вплоть до Арбухимской горы. Таким образом, передовые отряды обосновались «у Чувича на горе» задолго до официального основания города. Скорее всего, именно это обстоятельство во многом определило окончательный выбор места строительства главного города-крепости строящейся военно- оборонительной линии.

 Изучение процесса строительства многих «порубежных» городов привело нас к выводу о том, что города, расположенные на границе с Диким полем, строились сразу целиком во всех своих частях. До настоящего времени исследователи не пришли к единому мнению о размерах Симбирского кремля.

При этом большинство исследователей конца XIX-XX веков ссылаются либо на данные Т.Г. Масляницкого и маршрут крестного хода, который ежегодно проводился в Симбирске «вокруг города», либо на К.И. Невоструева. Т.Г. Масляницкий застал в Симбирске «остатки пяти деревянных с таковыми же стенами башен и со рвом бывшей деревянной четырехугольной крепости…».

 «Длина оной крепости 200 сажен и столько же ширины, в окружности до 800 сажен», таковы размеры Симбирского кремля по Т.Г. Масляницкому.  Ж. А. Трофимов пишет, что эти данные основаны на визуальном наблюдении Т.Г. Масляницкого, на старинном труде «О построении города Симбирска», а также на рассказах старожилов. К сожалению, ни «старинный труд», ни воспоминания сторожилов XVIII в. до нас не дошли, поэтому проверить их достоверность мы не можем, что же касается визуальных наблюдений, то они являются безосновательными.

Подполковник А. Свечин, посетивший в 60-х годах XVIII века Симбирск, пометил в отчете о своем путешествии, что построенная «в 1648-1649 гг. крепость представляет четырехугольное сосновое укрепление, имеющее шесть башен и двои ворота…, коего длины по сту сажен, а поперег по осмидесят одной сажени, окружа оной немалой глубины и ширины рвом…»

Историк Н.П. Гриценко полагал, что Симбирский кремль занимал в ширину до 200 и в длину до 800 саженей общей площадью до 66 десятин.

Иные размеры приведены М.Х. Валкиным и М.А. Гнутовым, которые считают, что каждая из его четырех стен была примерно по 400 метров. Эти данные можно считать более точными, так как соответствуют данным, полученным нами из описи стольника и воеводы Петра Бестужева-Рюмина 1703 года: «…строенье было все деревянное, по мере круг того города по рву стен и башен 415 сажен с аршином круг того города по рву стен и башен 415 сажен с аршином круг города же ров в глубину 3-х, в ширину по верху 5 са- жен, городового места вдоль 90 сажен, поперек 83 сажени». По углам и над воротами высились деревянные башни с бойницами для пушек и пищалей. С внешней стороны кремль обнесен глубоким рвом. Таким образом, площадь кремля в границах по дну рва составляла более 10 тыс. кв. саж., а территория внутри кремля – 7470 кв. саж.. В документах XVII века кремля, в отличие от посада, именовался «малым городком», что соответствовало реальным размерам кремля.

S._V._Ivanov._At_the_guarding_border_of_the_Moscow_state._(1907) 1141 imgB

В 2000 году была предпринята попытка археологического изучения сохранившегося в центральной части города фрагмента укреплений Симбирской засечной черты. Вал сохранился на высоту 1,4 м. Под его насыпью прослежена тонкая зольная прослойка и узкая траншея, удаленная от края рва на 2,4 м. В заполнении траншеи обнаружены угли и отпечатки бревен частокола диа- метром 0,25 м каждое. В насыпи вала непосредственно над траншеей отмечены следы прокала. Ни в слое насыпи, ни в подстилающей ее почве археологических находок не обнаружено. Ров проходит с южной стороны от вала. Его ширина по верху составляет 6,4 м, а глубина от древней поверхности – 2,4 м. В профиле ров имеет треугольные очертания со сходящимися под конус стенками. Эти археологические изыскания помогли реконструировать порядок сооружения оборонительной стены города-крепости Симбирска.

 Строительство было начато с пала сухой травы и кустарника и прокопки рва. Из выкопанного грунта образуется вал, перекрывающий остатки пала (о чем свидетельствует прослойка золы в основании вала). С внешней стороны насыпного вала, на некотором удалении от края рва, была прорыта узкая и глубокая траншея, в нее вертикально устанавливались бревна тына, которые укреплялись утрамбован- ной землей. Верхушка насыпи была выровнена и на ней была создана боевая площадка.

В июле 2002 года ульяновские археологи провели раскопки, которые позволили уточнить месторасположение Симбирского кремля в пределах современного города и характер его укреплений. «Раскопки убедительно доказали, – говорится в отчете, что обнаруженная на поверхности ложбина является ос- татками засыпанного северного рва Симбирского кремля XVII-XVIII вв. ров проходит параллельно переулку Коммунистический между зданиями Областного краеведческого музея и Ульяновской сельскохозяйственной академии. Его габариты в целом соответствуют сообщениям источников начала XVIII в.». глубина рва от современной поверхности составила 6 м, а ширина 12-13 м. Профиль рва – треугольный, скаты – крутые и ровные.

Следы рва внешней городовой стены Симбирска XVII века обнаружены в 2003 году при обследовании водопроводной траншеи, пересекающей улицу Гончарова по линии улицы Мира. Глубина рва от уровня современной поверхности достигают 3 м, ширина рва – около 6 м. Стенки рва крутые с откосом, дно плоское. Вокруг кремля простирался посад. «Большого города кругом от кремля по мере 1033 сажени, в том числе большого города осталось после пожару,  дубовой стены с выпускными косыми тарасы рублен в лапу и стоячим острогом 513 сажен, да 9 башен дубовых и сосновых», – говорится в описи Петра Бестужева – Рюмина.

 Видим, что посад, так же как и кремль был обнесен деревянной стеной с башнями, валом и рвом, укрепили город и стоячим острогом, дубовые стены с выпускными косыми тарасами были «рублены в лапу». Внутри кремля находились двор воеводы, приказная изба, погреба для пороха и оружия, хлебные амбары, стрелецкие, таможня, казармы, архиерейский приказ, двор митрополита, дома служилых людей, здание Троицкого собора (с 1648 по 1700 гг. в Симбирске было построено 20 храмов и три монастыря).

0_8fa9d_bc5f9621_XXL fba190c2554f3a7351d97af08096dd6f 00_big

При сооружении Симбирской черты в качестве основных строительных материалов использовались дерево и земля. Выбор этих материалов понятен, так как он объяснялся как технико-экономической целесообразностью, так и особенностями противника – неприятельской конницы. Довольно богатые лесные ресурсы района, хорошие строительные качества древесины, легкость обработки и длительная русская историческая традиция – все это определило широкое применение деревянных конструкций на Симбирской черте.

Мастерски владея топором, русские плотники создавали мощные укрепления, образцы военного зодчества – деревянные города, башни, стены, надолбы на пути набегов неприятельских отрядов. Деревянные конструкции использовались обычно в сочетании с земляными сооружениями. Симбирская черта предназначалась для конкретной цели – отражения и недопущения внезапного появления конницы у русских городов и сел. Строители черты знали вооружение, тактику, особенности врага.

 Кочевники в XVII веке не вели длительной осады городов, поэтому не было необходимости строить на черте дорогие крепости из камня. У противника не имелось речного флота, поэтому у строителей Симбирской черты не было необходимости строить преграды для движения неприятеля на реках. Симбирская черта была препятствием именно для быстрой, нестойкой, слабо вооруженной конницы.

К сожалению, рисунков и чертежей укреплений Симбирской черты почти не осталось, сами укрепления давно разрушились, но описания их дают достаточно полное представление о типах укреплений и способах защиты русских городов и населения юго-восточных рубежей государства от набегов неприятельской конницы.

Эти описания следовало постоянно сопоставлять с более поздними географическими картами и работами других исследователей, которые составляли описание оборонительных черт, так как техника изготовления оборонительных укреплений была идентична как на южных, так и на восточных окраинах российского государства.

При постройке Симбирска конструкция деревянной стены города была представлена в виде стоячего острога с обламами. Главную часть конструкции составлял плотный ряд вертикально стоящих бревен. Длина бревен равнялась обычно трем саженям, причем бревно закапывалось в землю на одну сажень. При использовании бревен толщиной в пять вершков (22 см) на каждую сажень стены требовалось 10 вертикально стоящих бревен. Острожная стена скреплялась изнутри поперечным горизонтальным бревном, а также железными скобами или деревянными «иглами». Для устройства над острожной стеной обламов на расстоянии одной сажени от стены (внутри со стороны защитников крепости) вкапывались в землю вертикальные столбы из расчета: один столб против каждого десятого столбы стены. Эти столбы соединялись короткими, горизонтально расположенными бревнами с основной стеной в двух ярусах. Верхние, короткие бревна назывались обламными связями, они выходили над острожной стеной и поддерживали навес – облам, состоявший обычно из трех рядов бревен. Нижние, короткие бревна, представлявшие собой, как и обламные связи, перпендикуляры к плоскости стены, крепились в отверстиях – проушинах и назывались проушинами. На проушины клались горизонтальные – обычно осиновые – пластины, таким образом, вдоль стены устраивались мостки, называемые «кроватями». Для подъема на кровати использовались лестницы.

Бойницы располагались обычно в два ряда. Из верхних бойниц вели огонь стрелки, находившиеся на кроватях, их нижних – стоящие на земле. В Симбирске стены с обламами в пределах города имели тесовые односкатные крыши. Методом стоячего острога с обламами было построено большинство городских деревянных стен на протяжении всей черты.

Стоячий острог без обламов и «косой» (наклонный) острог, также не имевший обламов, употреблялся реже, обычно в качестве полевых укреплений; мы их видим у концов земляных валов на берегах рек, лесных полянах.

Еще более интересным и сложным сооружением являлись деревянные башни. Башни устраивались в городах среди стен, в стоялых острожках, на земляных валах, у надолб. В плане башни представляли собой либо квадрат, либо правильный шестиугольник. Стены башни всегда рубились методом сруба, башни обычно выступали за линию стены. Выступ этот в плане представлял либо трапецию, либо квадрат, либо полукруг. Наличие башен намного усиливало оборону крепости. В них размещались артиллерия. Башни использовались и для наблюдения за врагом.

 Башни состояли из закрытых, отделенных друг от друга этажей, которых обычно было два или три. Иногда верхние этажи делались «теплыми», в этом случае между бревнами прокладывался мох, и в башне устанавливалась печь. Пол каждого этажа назывался мостом. Над мостами прорезались бойницы и амбразуры для пушек. Этажи соединялись лестницами. Высота большинства башен составляла 15-20 м. Для строительства башен обычно использовался более длинный дубовый лес. В некоторых местах при строительстве Симбирской черты не хватало дубовых деревьев и мы встречаемся при описании ее укреплений с сосновыми башнями. Но это было редкостью . Башни были проезжие и глухие. Проезд через двойные ворота устраивался в нижнем этаже проезжей башни. Так, в Симбирске одна башня была проезжая, имевшая, соответственно, двое ворот.

При строительстве Симбирска, как это видно из источника, были устроены «тарасы». Они представляли собой срубные конструкции, составлявшие в плане либо треугольник, либо параллелограмм. Часто тарасы засыпались землей для большей прочности. Они предназначались для укрепления изнутри высо- ких стен. Иногда они заменяли земляные насыпи на валах. Это делалось в том случае, если преобладали низменные и болотистые местности, такие валы назывались тарасными. Тарасные валы были менее прочные.

Таким образом, крепость Симбирск в плане имела прямоугольную форму, острожную стену с обламами и шесть башен с двумя проезжими. Кремль про стирался «вдоль» на «90 сажен» (375 метров 20 сантиметров), «поперек» – на «83 сажени» (355 метров 24 сантиметра). Это самая крупная крепость на Симбирской черте площадью около 7 470 квадратных саженей. Для сравнения – площадь города Юшанска составляет 676 квадратных саженей.

Вокруг «Большого города» возникали слободы (Успенская, Свияжская, Карлинская, Мостовая, Сельдинская и другие), которые заселяли служилые и занятые на строительстве Симбирска и Симбирской черты люди. Слободы эти не имели специальных линий укреплений, как это зачастую делали на южных границах Русского государства, так как находились под защитой самой черты.

Aq0GvwMB6uQ Plan_Simbirska_1898 25507_900

От Симбирска на запад вдоль реки Сельди, с правой ее стороны, был устроен земляной вал, так что река оставалась в защищенной валом стороне. Вал был сделан для того, чтобы перекрыть степные участки создаваемой укрепленной линии.

Опорными пунктами земляных валов служили башни и острожки. На Симбирской черте встречались различные их типы: рубленые башни, рубленые башни с острогом, рубленые башни с земляным городком и острогом, земляные городки-башни и деревянные городки с башнями. На первом участке Симбирской черты, протянувшемся от Симбирска до Юшанска, земляной вал проходил через черный лес и дубравы, но в основном эта была открытая территория с небольшими возвышенностями. При проведении вала использовались и природные особенности местности, в частности овраги и буераки.

Продолжение следует….

Материал: Asya
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Asya на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментария 3

  1. Miriam:

    Асенька! Восторг!

  2. nina postnikova:

    Спасибо,Ася.Очень познавательно.Продолжайте в том же духе.