Оренбургский платок

Ты накинь, дорогая, на плечи оренбургский пуховый платок…

or6

Оренбургский пуховый платок — один из символов России.
Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке. За пределами Оренбурга пуховые платки стали широко известны после заседания Вольного Экономического общества 20 января 1770 г. На этом заседании А. Д. Рычкова была награждена золотой медалью «в знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха».
Оренбургские пуховые платки за рубежом были впервые представлены на Парижской международной выставке 1857 года. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Ускова М. Н. получила медаль «За шали из козьего пуха».

or3

В 1939 году была создана маленькая промысловая Артель им. Парижской коммуны. С 1960 года артель переименовали в фабрику «Оренбургских пуховых платков».
Одно время, по работе приходилось ездить в Оренбург. И каждый раз местные ребята возили меня на эту фабрику. Уйти оттуда с пустыми руками было выше моих сил. Жаба громко квакала, кошелек жалобно скрипел, но зато вся родня была регулярно обеспечена подарками…

Пух оренбургских коз — самый тонкий в мире: толщина их пуха — 16 -18 мкм, ангорских коз (мохер) — 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха — шали и паутинки — особенно нежные и мягкие. Суровые морозные зимы со снегом и оренбургскими метелями — буранами (страшное дело зимой на трассе), а также особенности питания оренбургских коз — растительность степей Урала — вот основные причины, почему порода оренбургских коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный — прочнее шерсти.

Оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области. Попытки французов в XIX веке вывезти из Поволжья оренбургскую козу не удались: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал. Оренбургские козы во Франции выродились, превратившись в обычных коз с грубым толстым пухом. Вот оно как – даже козе понятно, что жить надо в России. В XVIII—XIX веках Франция импортировала десятки тысяч пудов оренбургского пуха, который ценился выше кашмирского. Западная Европа и сейчас покупает оренбургский пух.
Пика популярности оренбургские паутинки достигли на закате развития Российской империи. В это время в Англии начали изготавливаться изделия с пометкой «Имитация под Оренбург».

or2

Оренбургские платки бывают нескольких видов:
• простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.
• паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шёлка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.
• палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.

or7

Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой. В качестве основы для паутинок используют шёлковую (реже — вискозную или хлопчатобумажную) нить, для шалей используют хлопчатобумажную (реже — лавсановую) нить. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка.

Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую (хлопчатобумажную) нить-основу. Такой платок — паутинка или шаль — изначально не выглядит пушистым. Изделия начинают пушиться в процессе носки. Носится такой платок очень долго.

or5

Но это уже заключительная часть процесса – прежде надо вычесать пух вручную. Затем его отмыть, высушить. И только потом уже прядут нить…
Хорошая мастерица за месяц может связать две паутинки среднего размера или три палантина. На изготовление платка большого размера или платка с рисунком или надписью уходит месяц и более. Каждый платок — это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц.

or4

Но зато какая теплая вещь получается! Странно, на улице лето, жара, а почему то вспомнился платок из Оренбурга…

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем samara_ru на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Читайте также:

Комментарии о материале (сверху свежие):
  1. Miriam (2015-06-19 08:01:44)
    Ой, здоровско!!! :) и да, очень ноские изделия... у нас до сих пор дома есть два палантина от моей прабабушки ))) конечно, носить их уже не комильфо, но зато, когда у кото-то прихватывает спину - лучшей грелки нет)))) И еще три или четыре паутинки... очень красивые и .... очень дорогие ))) подарок ))))
  2. Sagamor (2015-06-19 08:59:43)
    Бабушка жены творила платки из козьей шерсти, потом продавала. Зарабатывала копеечку. Вот только один-то и остался у тёщи.
  3. Vega (2015-06-19 10:00:19)
    Безумно красиво и тепло в нем. Мы с моими детенышами в морозы пробовали это чудо. Спасибо за такую милую статью!
Чтобы писать свои комментарии - надо залогиниться на сайте. Тогда и вид комментариев станет более красивым.