Павловопосадские платки
Подмосковная Павловопосадская шаль давно стала одним из символов русской традиционной культуры. Можно вспомнить купчих в ярких шалях на полотнах Кустодиева и Малявина. Да и современные женщины с удовольствием используют посадские шали как эффектное дополнение к одежде, имеющее ещё и практическую сторону: тёплая и мягкая шерстяная Павловопосадская шаль отлично согревает.
Павловопосадская мануфактура — единственное из старинных российских платочных предприятий , сохранившихся по сей день. В XVIII — начале XX в. текстильная промышленность была чрезвычайно развита в Москве и Московской губернии. В Павловском Посаде и близлежащих к нему сёлах располагались крупные фабрики и небольшие мануфактуры, продукция которых вывозилась в Москву и другие города, распространялась на ярмарках. Одно из крупнейших предприятий России второй половине XIX в. — фабрика, принадлежавшая Я. И. Лабзину (1827-1891) и В. И. Грязнову (1816-1869). Основана она была ещё в конце XVIII в. крестьянином села Павлова (с 1844 г. — город Павловский Посад) Иваном Дмитриевичем Лабзиным, внуки которого к началу 1840-х гг. числились уже в купеческом сословии.
Небольшое шёлкоткацкое заведение быстро росло, расширяя и меняя свой ассортимент. В 1853 г. Яков Иванович Лабзин (правнук; основателя фабрики) и его родственник и компаньон Василий Иванович Грязнов (Яков Лабзин был женат на сестре Грязнова), объединив капиталы, основали собственный Торговый дом. Спустя три года они помимо ткацкого производства открыли и набивное. Вплоть до 1860-х гг. фабрика выпускала шерстяные, полушерстяные, хлопчатобумажные ткани и Павлопосадские шали.
В 1881 г. Яков Лабзин получает звание поставщика Великой Княгини Александры Петровны, предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок. В 1896 году на промышленной выставке в Нижнем Новгороде было получено право изображения государственного герба на вывесках и этикетках.
Во второй половине XIX в. уже преобладали популярные набивные шерстяные палантины и шали. Как раз в это время они широко входили в моду как незаменимый элемент костюма горожанок и сельских жительниц. Купчихи, мещанки, крестьянки щеголяли в накинутых на плечи или на голову палантинах и шалях с орнаментами в «восточном» духе либо с яркими цветочными композициями.
Рисунки на платки наносили вручную, с помощью специальных деревянных досок: «манер» и «цветок». Несмотря на то, что в 1870-х гг. была куплена пирротина — машина, набивавшая узор на ткань, её применение имело серьёзные ограничения: механически печатались лишь Павловопосадские платки небольших размеров четырёх-пяти цветов. С помощью досок узор набивали по частям, накладывая его до 400 раз, так как для каждой части (а их могло быть от 4 до 24) и каждого цвета (порой более 16) применялась своя доска. Этот трудоёмкий и длительный процесс требовал от набойщика высочайшего мастерства, ювелирной точности движений, не позволявшей рисунку сместиться. Доски использовались долго, иногда в течение десятилетий, ибо спрос на шали с подобными узорами не падал. Ручная набивка Павловопосадских шалей частично сохранялась почти до середины 1980-х гг. По краю Павловопосадские платки украшались сетчатой шерстяной или шёлковой бахромой, которая до сих пор вяжется и пришивается надомницами вручную.
После Октябрьской революции фабрику национализировали, она рассталась с именами прежних владельцев и стала называться Старопавловской. Изменения в жизни страны незамедлительно сказались на ассортименте. В 1920-х гг. начались эксперименты с рисунком, возникли, мягко говоря, неожиданные для платочной тематики мотивы прославления революции, успехов коллективизации и индустриализации.
Но цветочные композиции по-прежнему оставались визитной карточкой Павловопосадских платков. Новые рисунки и орнаменты в русле классической для фабрики традиции были основной заботой художников того времени, среди которых выделялись Нил Постигов и Константин Аболихин, работавшие ещё до революции. Павловопосадские художники создавали рисунки со сложными декоративными мотивами: причудливо переплетающимися, так называемыми «турецкими» огурцами, «опахалами», картушами. Завитками — узорной, почти ювелирной разработкой каждого элемента. Рождались и натуралистичные, объёмно трактованные цветочные композиции садовых и полевых цветов: роз, пионов, ромашек, незабудок…
В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе Павловопосадские платки были награждены Большой золотой медалью.
Во второй половине XX в. на фабрике создаются бесконечно разнообразные варианты цветочных и орнаментальных композиций, используются старые рисунки в новых колористических разработках.
…и Суздаль тоже создаёт потрясающие коллекции ))))
Не сталкивался. Так, упущение… Будем поискать.
http://gallery.ru/watch?ph=Y16-deay2
вот фотка для начала
Угу. Спасибо. Обязательно гляну.
Така красочищаааа, спасиб.
Да уж, красотень!
И девчушка на первой фотке симпатишная, вырастет красавица :)