Россия опасна мизерностью своих потребностей

«Россия опасна мизерностью своих потребностей», — сказал в позапрошлом веке Отто Бисмарк. Опасна она не только для врагов, но и для самой себя. Западные системы мотивации эффективного труда кое-как приживаются в крупных городах, но терпят полное фиаско за их пределами. Да и Советский Союз погиб в первую очередь из-за того, что социалистическая концепция «морального и материального поощрения ударного труда» не работала.

В российской провинции большинство составляют люди, которых работать не заставят ни деньги, ни власть, ни слава, потому что они им не нужны. А что нужно? Ответ на этот вопрос корреспондент «Эксперта» получил в беседе с Валерием Кустовым — генеральным директором компании ЭФКО, которая производит продукцию под известными торговыми марками «Слобода» и Altero. Разговор наш состоялся в его кабинете на масложировом заводе в городе Алексеевке Белгородской области.

— Действительно, когда я увидел результаты социологического исследования местного населения, мое состояние было близко к истерике, — рассказывает Валерий Кустов. — Оказалось, что материальных потребностей у этих людей нет, эмоциональных тоже. То есть мотивировать их нечем. Каждый второй сказал, что ему не нужен туалет в доме. Двадцать восемь процентов не видят необходимости в душе, тридцать пять — в легковом автомобиле. Шестьдесят процентов ответили, что не стали бы расширять свое личное подсобное хозяйство, даже если бы представилась такая возможность. Такое же количество, шестьдесят процентов, открыто признались чужим людям — опрашивающим, что не считают воровство зазорным. А сколько еще просто постеснялись об этом сказать! При этом значительное число «неворующих» отметили, что им просто нечего красть.

Оказалось, что нет и лидеров, с которыми мы могли бы начать работу: пять процентов в принципе готовы к предпринимательской деятельности, но прогнозируют очень негативную реакцию окружающих на свои действия и не решаются. На них опереться мы не могли: пять процентов против девяноста пяти — это война, в которой проигравший понятно кто. Мы были убиты. Ни одной модели ни стандартного, ни нестандартного решения на тот момент мы не видели.

Когда психологи проводили интервью с крестьянами, им очень важно было соблюдать роли ведущего и ведомого. Позже психологи признавались, что уже на третьей минуте разговора они были не ведущими, а ведомыми. Как бы они ни пытались построить свою защиту, эти, казалось бы, необразованные, в фуфайках, люди их просчитывали быстрее.

— Что еще показало исследование?

— Очень много всего. Оказалось, что в среднем каждая девятая-десятая опрошенная семья живет на уровне нищеты (из нескольких стандартных вариантов ими выбран ответ «Живем очень бедно, не всегда даже едим досыта»), пятьдесят девять процентов просто бедны («Слава Богу, кое-как концы с концами сводим, скромно питаемся, одеты в прочное, но старое, новую одежду и что-нибудь в дом не приобретаем — нет средств»). То есть уровень жизни семидесяти процентов опрошенных сельских семей оказался неудовлетворительным.

При этом преобладающая в среде мотивация — неопределенно-мечтательная. На вопрос, стремятся ли они к достижению более высокого уровня жизни, осуществляют ли для этого необходимые усилия, каждый второй выбрал ответ: «Мечтаем, надеемся, что как-нибудь положение улучшится». Смирение с нынешним положением и покорность высказала треть опрошенных. И только каждый пятый имеет в каком-то виде достиженческую мотивацию, стремление за счет дополнительных серьезных усилий улучшить свою жизнь.

Итак, вырисовалась катастрофическая мотивационная ситуация: пассивность, мечтательность, минимизация потребностей и, соответственно, усилий, просто лень.

— Кто больше мотивирован: «зажиточные» или бедные?

— Конечно, «зажиточные» больше. Уклонение от активности развито тем сильнее, чем беднее живет человек. И это, собственно, объясняет, почему он недоедает. А при такой мотивационной структуре можно ждать, с одной стороны, углубления и расширения нищеты, а с другой — рывка к более высоким стандартам жизни со стороны незначительной части сельских жителей. То есть произойдет резкая поляризация, что может привести к социальному взрыву на селе.

Вообще крестьяне склонны снимать с себя ответственность за свою жизнь. Абсолютное большинство считает, что их личное благосостояние зависит от того, как развивается общество в целом. К противоположному мнению («при всех перипетиях нашей жизни в конечном итоге все зависит от самого человека») склонились двадцать два процента — в три раза меньше. Пятьдесят процентов согласились, что они «такие, какими их сделала жизнь». И только треть ссылается на собственный выбор.

— С чем социологи связывают такую пассивность?

— Этому много причин, и далеко не все понятны. Одна из них — в течение веков самые предприимчивые и расторопные уезжали в города, а в деревнях оставались те, кто вообще не любит перемен. И поэтому последние десять лет для крестьян — просто мука. Нынешние жители села испытывают мучительный стресс даже тогда, когда председателя колхоза переименовывают в генерального директора или произносятся слова вроде «акции» или «АО».

— А ворует кто больше: бедные или не очень?

— Самое интересное, что крадут все одинаково. Воровство признается социальной нормой, оно легитимизировано.

Оказалось, что единственно значимыми вещами для крестьян являются мнение окружающих людей и искренность. Общественное мнение значимо настолько, что крестьяне не хотят об этом говорить с исследователями. Например, когда им задавали вопрос: «Вам мнение вашего соседа Васи важно?», — ответ был: «Да вы что, да я его, да пошел он!» А когда спросили не его вербальное сознание, а его душу (через тесты), оказалось, что ради мнения этого соседа он готов на луну запрыгнуть.

И искренность, открытость. У них уровень эмпатии по сравнению с представителями других культур выше на несколько порядков.

— Извините, а что такое «эмпатия»?

— Это эмоционально-чувственное восприятие. Психологи условно разделили всех жителей России на две культуры — рационально-достиженческую, представители которой живут чаще всего в городах, и эмпатичную — жителей периферии. Они отличаются друг от друга как небо и земля.

Например, у селянина в отличие от горожанина минимальна эффективность аудиального канала. То есть мою речь они слышат, но не воспринимают. Я могу их через звукоусилитель хоть в светлое социалистическое будущее звать, хоть в капиталистическое, им это все равно. У них взамен развито визуальное и кинестетическое восприятие.

— То есть они верят только в то, что видят или пощупают? Почему?

— Эти каналы защищают их от иллюзий. За плечами этих людей очень трудная жизнь, и они знают, что самое опасное — это привнесенные системы ценностей и идей, которые нельзя пощупать и проверить. Их жизненный опыт говорит одно: если кто тебе и поможет в трудную минуту, так это сосед, и все. И больше никто.

Для крестьян важнее всего их микрогруппа, очень узкий круг людей, где они могут быть полностью открыты. Ведь они не просто открывают душу и чувствуют. Им нужно понять: кто ты по отношению к нему, чего от тебя ждать

— Тот самый сосед Вася? И поэтому для них так важно мнение соседей, односельчан?

— Да. В ходе опроса моделировались ситуации, когда селянам надо было принять решение самостоятельно. Они тотчас от него отказывались, если оно не совпадало с мнением большинства. Для них значим человек, с которым они постоянно взаимодействуют. Их история привела к тому, чтобы не книжки читать по психологии, а изучать человека через собственное эмоционально-чувственное восприятие.

Поэтому эти люди очень быстро эмоционально устают. Тогда у них наступает ощущение пустоты, которого они очень боятся, а с ним и эмоциональное перенапряжение. А это уже мордобой, водка и все остальное. Поэтому они очень берегут свою эмоциональную целостность, они аккуратны в коммуникациях.

— Аккуратны в коммуникациях? Вы же говорили, они открыты, искренни?

— Для крестьян важнее всего их микрогруппа, очень узкий круг людей, где они могут быть полностью открыты. Ведь они не просто открывают душу и чувствуют. Им нужно понять: кто ты по отношению к нему, чего от тебя ждать. Вопрос прогнозируемости для сельского жителя — не желание и не научный интерес, а объективная потребность, обеспечивающая существование его самого, детей, рода. Крестьяне знают, что человек, который рядом, — единственное, на что можно опереться в трудную минуту, ничего другого нет. И поэтому при коммуникации у него тратится огромное количество эмоциональной энергии. И вне пределов микрогруппы селянин в контактах аккуратен.

— Ваша компания, видимо, в его микрогруппу не входит?

— Если бы только это, строить мотивации было бы намного легче. Там есть еще одна радость — двойной зажим Блейера. Это психологическое явление, когда в человеке одновременно уживаются противоречивые чувства, и для него характерно это состояние напряжения, колебания. И если вдруг получается так, что в какой-то момент времени преобладает какое-то однополярное эмоциональное состояние, то с большой степенью вероятности в скором времени оно сменится прямо противоположным. И если сегодня сельские жители относятся к ЭФКО хорошо, то завтра все может враз измениться — без всякой видимой причины.

— Если они относятся к вам хорошо, то на самом деле для вас это — плохо?

— Да. Вся история им говорит, что не бывает добра и зла, это две стороны одного и того же. Быть передовиком — хорошо, тебе дадут флажок, деньги даже, но у тебя будут мозоли, и ты посадишь здоровье. Для них нет ничего однозначного, все имеет две стороны. Чем сильнее их пытаешься в чем-то убедить, сформировать эмоциональный центр в одной плоскости, тем быстрее в противоположной плоскости у них сам собой формируется другой центр.

Вот, казалось бы, пришли мы, инвесторы, — какое счастье! Мы даем им ссуды, строим больницы, школы. Вы думаете, у них всплеск позитивных эмоций?

— Нет?

— Проблемы на сельской территории существуют, и они заставили обратить на себя внимание: мы получили сожженные комбайны, металлические штыри на полях…

Еще социологи нам сказали, что нужно обратить особое внимание на коллективизм. В стране, где он формировался столетиями, а индивидуализм рассматривался как одно из самых непростительных качеств человека, не может быстро выработаться устойчиво позитивной индивидуальной мотивации. В российской культуре еще не сложился и еще не известно, сложится ли, приоритет личной инициативы и активности.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментария 54

  1. dp47:

    Прям буддисты готовые все как один.

    • ZIL.ok.130:

      Тут дело не в буддистах.Просто берут «передовой западный опыт» и «внедряют»,несмотря на.Из этой же оперы проверки будущих менеждеров на полиграфе,определение IQ и назначение претендента в зависимости от результата,ежедневные письменные «покаяния» работников о проделанной «работе» и прочая нуйня.

      • woodlion:

        Но как раз в этом случае им пришлось изобретать совершенно другой подход. Источник посмотрите, там больше.

        • Proper:

          Там больше рекламной болтовни, которая лишь затуманивает вопрос.

          Но ЭФКО молодцы уже хотя бы потому, что отважились на рефлексию в такой теме. Они пытаются понять, отчего лыжи не едут. Большинство на их месте даже не пытается.

  2. woodlion:

    Сильно. Очень хорошо ложится на мои детские воспоминания и ощущения.

  3. Mautanuky:

    За это отдельное спасибо большевикам «Вообще крестьяне склонны снимать с себя ответственность за свою жизнь». Даже по интернету, видно что подавляющее большинство ждет решения любых проблем от государства, причем на самом высшем правительственном уровне. Сделать что либо самим или попытаться решить проблему на уровне местной администрации просто в голову не приходит.

    • vasilisa:

      На счёт большевиков-поддерживаю.

    • woodlion:

      Такой уклад сельской жизни сформировали не большевики. Усугубить может быть и усугубили, но на мой взгляд все идет от крепостного права. Не зря же коллективизация прошла достаточно успешно.

      • vasilisa:

        Угу…Ну это безобразие! у ленивых,безынициативных русских самая большая и богатая страна.Отобрать и поделить между демократическими трудоголиками!

  4. Mautanuky:

    Потому и усугубили что легло на подготовленную почву.

  5. Bell:

    «Извините, а что такое «эмпатия»?— Это эмоционально-чувственное восприятие. Психологи условно разделили всех жителей России на две культуры — рационально-достиженческую, представители которой живут чаще всего в городах, и эмпатичную — жителей периферии. Они отличаются друг от друга как небо и земля.»(с)
    Это странное утверждение и разделение тоже странное.

    • Proper:

      Ну, люди получили большие деньги за «психолого-поведенческое обледование» — надо же им что-то наплести наукообразное и малопонятное заказчику? Чтобы тот не чувствовал, что бессмысленно прогадил кучу бабла.

      Строгое определение — «Эмпатия» это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека (живого существа) без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

      В это формуле все слова — существенны.

      И конечно, эмпатия это нихрена не восприятие, строго говоря.

      Но некоторый смысл в словах шарлатанов есть. Человеком действительно движут компоненты рацио и эмо, которые не являются противоположностями, а вполне ортогональны друг другу. Третьим ортогональным компонентом является шаблон.

      Если совсем упростить, то «рацио» — это оценка «выгодно-не выгодно», «эмо» — оценка «нравится-не нравится», и «шаблон» — «в такой ситуации я уже был».

      Легко можно себе представить человека неразвитого по всем трем координатам — тупого, безразличного, не способного различать схожесть. Он сидит где-то в точке начала координат, в абсолютном нуле.

      • Биокан:

        Только «эмо» — это имбецил, только «рацио» — психопат, только «шаблон» — российский либерал.

        • Proper:

          Само собой, одномерная личность — это патология. Даже двухмерная — это сильная деформация.

          В реале все три компонента равномерно развиты достаточно редко, обычно есть перекосы в какую-то сторону. Вот это шарлатаны и объяснили как «две противоположные культуры» — мол люди с рацио и с эмо совсем разные.

          А я бы смотрел совсем в другую сторону — на их шаблоны. В городе и в деревне шаблоны — существенно разные. Но эти шарлатаны, похоже, про третью координату вообще не слышали.

          • Биокан:

            Мне показалось, или этот текст уже публиковался на старом сайте? Уж больно знакомый..
            Ну и исследование какое-то..хмм..странное. Будто турист-иностранец приехал в туземное племя, и удивление такое же, и описание аборигенов. Исследователи в течение нескольких поколений за пределы МКАДа не выезжали?

      • Bell:

        Да я в общем всю жизнь считала, что эмпатия, это способность к сопереживанию, но специализды ж, а я жалкий дилетант.
        Безусловно в словах специализдов есть некий смысл. И мне кажется, что этот смысл в том заключался, чтобы мотивировать людей вкалывать на компанию-заказчика. «Вы же хотите, чтобы у вас был в доме туалет?», это не мотив.

    • Биокан:

      Меня больше всего заинтересовало территориальное деление рационалов и эмпатов. Я так понимаю, эти психолухи так завуалированно разделили илиту и быдло, да? Тогда я многое могу рассказать об их политический воззрениях.

      • Bell:

        Мне подумалось, что ни один человек в здравом уме не отреагирует положительно на преподнесение «рывка к высоким стандартам жизни» в стиле «чувак возьми кредит, ты будешь всю жизнь расплачиваться за него, но у тебя зато будет шанс на высокий стандарт жизни». Им действительно мнение соседа Васи важнее, чем мнение стрёмного чувака в галстуке, который припёрся откуда-то и пристаёт с глупостями. Они ж по тестам голос души определяли, что само за себя говорит.
        Кст, про территориальное деление верно замечено. К тому еще добавлю, что в разных «медвежьих углах» «психо» и «рацио» вполне может выглядеть по-разному и не стала бы обобщать широко.

        • Биокан:

          Я бы сказала, что деревенские жители часто намного более рацио, чем городские, у них иллюзий поменьше, а прикладных навыков и опыта намного больше. А вот в нематериальных темах типа финансов (не в виде заначки, а всяких кредитов, акций и прочей бумаги) они действительно слабее, ну так кредиты и не основа всей жизни. Акциями не наешься.

          • Bell:

            Да, я согласна. Они же отвечали, что да, живём бедно, но не голодаем и в их глазах, это уже ценность. Чужаки явились извне и угрожают разрушить сложившийся уклад, поэтому вполне естественно, что «не нужен нам ваш туалет». И сгоревшие комбайны тоже отсюда. К людям надо с уважением относиться и у специализдов как раз с эмпатией не очень-то.

            • Биокан:

              Я, кстати, не бежала бы верить этим «бедно». В деревне не принято выставляться и вообще демонстрировать, что ты существенно богаче. Это городские любят понаехать и отгрохать коттедж среди мазанок. Местные хорошо знают тот предел видимого богатства, который не будет мозолить глаза. Там иногда хрен угадаешь, насколько люди на самом деле богаты.

              • born:

                это называется скромность…

                • Proper:

                  Это называется социальная мимикрия.

                  Ббирд как-то рассказывал, что в 90-е работал в Москве на миллионера (долларового и с американским паспортом, но из наших, постсоветских). Так вот он в Москве жил в средненьком райончике в съемной квартире, и в быту ездил на девятке в трениках с лампасами — при том, что офис был огого и представительское тачило такое, что милиция дорогу освобождала (не мерседес, да-да).

                  В Омериге у него была вилла и всякие пафосные машины, и ходил он во всяких костюмах от модных портных, а в России он делал деньги и не видел никакого смысла выставляться лично. Зачем?

              • vasilisa:

                +

              • Perlin45:

                Дело говорите! Нам долго внушали, что настоящие миллионеры на Западе не афишируют свое благосостояние, а вот наши… Меж тем, у нас существует целый пласт населения строго придерживающееся этих принципов… Естественно и у меня есть такие знакомые…
                В девяностых дело было, до сих пор вспоминаю со смехом:
                Пошли с женой в гости смотрим, в грязной песочнице во дворе сидит сын наших знакомых, собрал вокруг себя аудиторию из сверстников и громко причитает: «Ох какие же мы бедные! У нас буквально ничего нет!»
                Надо заметить, что на тот момент его родители держали три мебельных салона, которые находились в собственности (не в аренде)…

          • Vika:

            тоже плюсую и Белл и Биокан)

          • Vika:

            насчет кредитов к слову инфа
            из выступлений наших банкиров в Лондонах
            ——————————
            российские банкиры видят проблему не в закредитованности населения, а в
            том, что целые категории граждан принципиально не хотят брать кредиты«Я
            не вижу проблем с закредитованностью населения, которыми нас пугают
            правительство и пресса», заявила предправления Юниаструм Банк Алла
            Цытович на банковском форуме Адама Смита в Лондоне. По ее словам,
            проблема банков в том, что есть целая категория людей, которые не хотят
            жить в кредит. «Вопрос в том, как их загнать в кредитную кабалу, чтобы
            они наконец начали брать кредиты», уточнила она.
            ————————————————————————————
            Выступавшие на форуме банкиры посетовали также, что у российских
            граждан очень короткий горизонт планирования: даже ипотечный кредит,
            который банк выдает на 20 лет, заемщик гасит за 57 лет в среднем. «По
            розничным кредитам граждане планируют на год-два, а мы заинтересованы в
            более длинном сроке, например десять лет, или чтобы люди передавали свои
            долги из поколения в поколения», сказал старший вице-президент
            Бинбанка Петр Морсин, сославшись на мировой опыт.

            • Биокан:

              Есть целая категория банков, которые выдают кредиты всем подряд, и имеют большие проблемы с дебиторской задолженностью. На миллиарды денег. Я бы с этого начала на их месте.

              • Vika:

                вот поэтому им и нужно окучить как можно больше добросовестных плательщиков. а они вот такие сякие не хотят лезть в долговое ярмо

                • Биокан:

                  Не, там тема другая. Был бы им нужен возврат денег, они бы поменяли кредитную политику. Дело в том, что они раздают уже существующие у них деньги, но эти деньги чужие. Банк никому не раздает собственные деньги, а чаще всего вообще их не имеет (уставник можно не только из денег составлять). Просто при такой массе невозвратов намного проще намыть бабла и после свалить в туман, предоставив АСВ разгребать проблемы с кредиторами банка. Это я сейчас очень упрощенно описываю, но конечная цель такая. Поэтому да, им нужны добросовестные заемщики, но в основном для того, чтобы эта шарага существовала подольше и пропустила через себя больше денег. И опять же, добросовестные нужны не столько для зарабатывания денег (что тоже плюс, конечно), сколько для более-менее ровной отчетности по кредитному портфелю. Иначе ЦБ может прийти раньше, чем планировалось.

            • Ноэль:

              «Вопрос в том, как их загнать в кредитную кабалу, чтобы
              они наконец начали брать кредиты», уточнила она.
              ——
              Если проблема только в том, чтоб заставить брать кредиты, то давайте их всем подряд по одному паспорту. Ну а если хотите чтоб вам ещё и возвращали эти кредиты, то это уже другой вопрос. Может имеет смысл снизить проценты до адекватных?

              • EvilTeacher:

                Хххха! А жить тогда банковский бомонд на что будет? По моему, практически 100% банков сначала выжимают из взявших кредит ПРОЦЕНТЫ, а уже потом — собственно сами кредитные средства.

                • Proper:

                  Я вам больше скажу: банку вообще не нужен возврат вами кредита. Идеальный заемщик для банка — это такой, который никогда не вернет тело долга, но будет исправно платить проценты.

                  Исправно платить проценты, Карл. Ничего другого банку от тебя не нужно.

          • Proper:

            О, внезапно вы тоже заметили прокол в рассуждениях этих шарлатанов от психологии.

            Собственно, я к этому и подталкивал — что они не там рыли. Что дело не в соотношении рацио к эмо — баланс между ними может быть сдвинут в обе стороны и у городских, и у деревенских. И деревенские запросто могут быть очень циничны и рассчетливы, а какая-нибудь городская мадам — импульсивна и совсем не думать головой.

            Я полагаю, что разница между городскими и сельскими — в шаблоне, который суть квитэссенция ОПЫТА. Опыт-то разный, поскольку жизнь разная.

  6. Gemini:

    Прочитал про русскую глубинку и лишний раз убедился что украина -сплошные селюки,даже «вырвавшиеся » в большей массе склонны к откату к «истокам»…

  7. Ноэль:

    «Россия опасна мизерностью своих потребностей»
    —-
    Знатоки, скажите, пжалста, есть ли в забугорье аналог нашему: не жили богато, нефиг и начинать?

    А результаты тестов — ересь неадекватная. Если бы все было так как натестировали, то глубинка у нас выглядела бы так же, как села после оккупации в ВОВ.

    • Биокан:

      По первому вопросу ничего не скажу, не в курсе, а по второму пункту повангую. Исследования проводились явно в местах, где планировалось какое-то производство. Производитель не дурак, чтобы лезть в крупное село, где своих дельцов навалом. Он ищет, где подешевле, а лучше вообще за так, лапши местным навешать, чтоб горбатились за копейки и мираж светлого будущего. Значит, шарились по депрессивным районам, но чего тогда результатам удивляться? Они потому и депрессивные, что людям не надо ничего.

  8. Ричъ:

    У Шукшина в тему есть рассказ. Прям в мякотку.
    »Срезал».

  9. Vika:

    Обломовы и Емели?
    но мне видится что именно эти качества растят в нашей стране Кулибиных — «голь (лень?) на выдумку хитра»
    «…Тому несколько лет в деревне Рычаловке, что в ста двадцати верстах от Заволжска, один пономарь придумал подъемник — на колокольню ехать. Лень ему, видишь ли, стало каждый день по восьмидесяти крутым ступенькам вверх-вниз бегать. Посадил на длинные постромки стул со спинкой, понатыкал каких-то шестеренок, рычажков и что вы думаете — взлетал под небеса в две минуты. Сам владыка приезжал посмотреть на этакое чудо. Подивился, покачал головой, прокатился на диво-стуле и раз, и два, а после велел всю конструкцию разобрать, потому что в колокол положено звонить со смирением, благоговейно запыхавшись, да и ребятишкам лишний соблазн. Пономаря Митрофаний отправил в Москву учиться на механика, а вместо него прислал другого, мозгами поскучнее. ..» (с) Пелагия и белый бульдог Акунин

    • Proper:

      Разумеется. Давно уже замечено, что лень — двигатель прогресса, в том смысле, что необходимость — мать изобретения.

      Экскаватор придумал человек, которого заколебало кидать грунт лопатой. Другого заколебало таскать грунт в ведрах — и он придумал тачку. Третьего заколебало катать тачку — и он придумал самосвал.

      • Ричъ:

        Другого заколебало таскать грунт в ведрах©
        в карманах.
        а стивжопса заколебало отправлять мессаги почьтой.
        и он придумал тырнет.
        а так бы счаз и ср:лись при помощи почьтовых голубейцъ

  10. Mautanuky:

    Тут ещё вопрос кто кого тестировал «позже психологи признавались, что уже на третьей минуте разговора они были не ведущими, а ведомыми»

  11. nina postnikova:

    Елы-палы,о чем шумим?Че тестируем?Вот жеж дебилизм!
    Почаще к народной мудрости обращайтесь-и никаких тестов не понадобится.
    А в мудрости вековой имеем следующее-«По одежке протягивай ножки»,»Широко шагнешь-портки порвешь»…….
    Не нужны русским людям блага в долг,не нужны чужаки в своем доме\селе\городке,не нужны выскочки,хвастуны,нувориши…..
    В селах и маленьких городках все на виду,все всё друг о друге знают и да!-надеяться привыкли только на себя(т.е.все жители,как один организм).
    Пока пожарные приедут-дом сгорит.А потому все бегут помочь.Таков закон выживаемости.Он уже существует на генном уровне.Нас не переделать.И это на самом-то деле очень хорошо.Мы поэтому и сильны,что не размениваемся на материальные плюшки.Двух штанов за раз не оденешь и двух обедов не съешь!

    • Андрей:

      Ну про два обеда я б так категорично не утверждал….

      • Ричъ:

        Ну да. и за штаны тож не торопилсо бы с выводаме. мгм.

        • woodlion:

          Когда -40, и трое штанов одеть хочется.

  12. dp47:

    Пришли такие новые барины на чужую землю и удивляются: «А че это местные комбайны жгут? мы же им более лучшую жизнь обещаем!»