Калибры, Томагавки и импотенты из НАТО

Я, конечно, извиняюсь, но просто вынужден вернуться к этой теме. Как ни удивительно, но так и не увидел логичного анализа сути происшедшего. Давайте, как водится, «от печки». Печка в данном случае – крылатая ракета «Томагавк».

Напоминаю, что это такое. BGM-109 Tomahawk – американская многоцелевая высокоточная дозвуковая крылатая ракета (далее – КР) большой дальности, тактического и стратегического назначения. Совершает полет на «предельно малых высотах» с огибанием рельефа местности. Находится на вооружении подводных лодок и надводных кораблей ВМС США с 1983 года. Вдаваться в технические подробности слишком глубоко смысла нет, нужно просто помнить ключевые понятия:

1) 1983 год;
2) сверхмалые высоты;
3) на кораблях и подлодках – то есть вдоль всего побережья когда-то СССР, теперь – России;
4) дальность полета современной модификации RGM/UGM-109E Tomahawk Block IV (которая всё еще разрабатывается и пока не готова) – заявлялась до 2400 км, однако есть сведения, что по факту ракета летает лишь на 1600 км.

Дальность полета Томагавка очень сильно зависит от массы боевой части. С легким ядерным зарядом он летал на 2400 км еще при создании, но вот в конвенциальном снаряжении всё куда хуже. С мощной головной частью он летал всего 460 км, затем 550 км и даже 870 км, с облегченной — 1250 км.

Кстати, современная удешевленная модификация RGM/UGM-109E уже не может запускаться с подлодок из-под воды (и вообще не может запускаться через торпедные аппараты, как первые «Томагавки») — для пуска необходимы вертикальные ПУ (как на надводных кораблях), и подлодке надо всплывать.

Почему достаточно знать эти немногие факты? Их хватает, чтобы понять ответную реакцию ВПК СССР и ВПК РФ. Все зенитно-управляемые ракеты, все системы РЛС уже с 70-х годов («Томагавки» стали разрабатывать с 1972 года, а агенты КГБ не только в телевизоре живут) изначально, еще на стадии НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) учитывали существование КР и насущную необходимость умения их уничтожать. Медленно, по буквам: ПВО СССР училось уничтожать КР с конца 70-х годов теоретически, с 1983 – практически.

Собственно, по КР Томагавк умел стрелять еще древний ЗРК С-75 в модификации «Десна» (так называемый С-75М) ракетой 20ДС. Ну и все более поздние системы. Разумеется, у древних систем коэффициент поражения по Томагавку был в районе 0.1 на каждую запущенную ракету — поэтому системы ПВО делались эшелонированными, а на последних километрах перед важными объектами прорвавшиеся Томагавки встречали системы типа Шилки.

e3fede32

В том виде, в котором ПВО России существует на день сегодняшний – это настоящее произведение военного искусства. Красивое, надежное, совершенное. И – очень дорогое. Очень. Почему про цену вдруг вспомнил? Сейчас поясню.

Разворачиваемся лицом к вероятному противнику. Что такое НАТО в Европе на день сегодняшний? Нам все уши прожужжали, что есть в уставе этой организации «знаменитый пункт 5», по которому «при нападении на одну страну НАТО на ее защиту враз встанут все остальные». Потому бояцца, сранаярашка – мы враз вас всех поубиваем и растерзаем. Слышали, конечно? Во времена исторического материализма партия учила нас не воровать по мелочам (зачеркнуто) изучать первоисточники. Посему – читаем оригинал. Вот она, та самая статья № 5:

Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом, и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого Статьей 51-й Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся, или Договаривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению, путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Североатлантического региона.

Прочитали? Выделяю главное:

«… каждая из них … окажет помощь … которую сочтет необходимой»

Переводим с бюрократического на общечеловеческий. Вот напали зеленые марсианские человечки на … ну, например, Латвию. Все прочие страны НАТО, как только весть об этом ужасТном ужасе до них дошла, начинают … что, воевать? Неа. За-се-дать. Заседать штабами, парламентами, правительствами, чтобы решить: а что мы, братцы, считаем необходимым? Эстония считает необходимым обосра (зачеркнуто) крепить стены блиндажей, обе сразу. Турция считает, что лучше жевать урюк. Кипр считает, что надо бы сходить в магазин за новым географическим атласом, потому что на его штабных картах Латвия все еще часть СССР. Через пару дней-недель заседаний страны НАТО начинают… что, воевать? Индейская изба вам! Надо ведь созвониться друг с другом, согласовать, кто выступает первым, кто вторым, кто согласен только стирать памперсы и складывать КокаКолу в холодильник. «Мужики, кто подвезет снаряды? Ау, у кого как с авиакеросином? Ух ты, у канадацев полным-полно?! Ну, подвози, мы пока взлетку подметем…»

Не является статья 5 никакой гарантией немедленного мощного совместного ответа. Кто решит, что необходимо впрягаться – впряжется. Ну, когда согласует, в каком месте, какими силами и когда именно. Кто решит, что лучшая тактика – забить болт и спрятаться в домике – спрячется. И наказать за это – никак нельзя, нет в уставе НАТО карательных мер к тем, кто посчитает необходимым использовать тактику «Как бы чего не вышло».

А чего тогда, спрашивается, тогда надо НАТу бояться? Да потому, что есть морем-окияном окаянная державушка, в которой тоже статью 5 читать умеют. И очень хорошо знают, что все эти «союзники по НАТО» и «братья по оружию» воевать будут только после мощных пинков и подзатыльников. Но и на пинки с затрещинами время требуется, а зеленые марсианские человечки, как показал минувший год, времени не дадут. Они ребята, конечно, вежливые, но какие-то быстрые. Не эстонцы ни разу. Значит, все что заморским демократам остается – впрягаться первыми, пока дипломаты пинки и затрещины раздают.

А как впрячься первыми? Ответ только один: надо иметь свои собственные военные базы на территориях ВСЕХ союзников по НАТО. И держать там технику. И держать там людей. И быть готовыми реально воевать. Грустно американцам, но таковы «европейские ценности». И давайте перестанем удивляться тому, что американцы норовят регулярно чистить карманы всей Европы – именно американцы и являют собой первый эшелон обороны, военный кулак НАТО. Хотите экономить на обороне, держать сугубо марионеточные армии с набором консервных банок, которые называете «бронированной армадой»? Да ноу проблем, но… «Если ты не хочешь кормить свою армию – будешь кормить чужую» — это раз. Два – «Кто девушку ужинает, тот ее и танцует». Потому а) корми, чего стоишь?! и б) нагнись и задери подол, не так это и больно…

Ладно, хватит лирики. Давайте изучим списочек американских баз за пределами США. Нет, не весь – мы уже видели зоны поражения «Калибрами», вот в них и будем посмотреть.

ВВС
1) Бахрейн – авиабаза в Исе
2) Бельгия – авиабаза Chieveres
3) Бельгия – авиабаза Kleine Brogel
4) Болгария – авиабаза Безмер
5) Болгария – авиабаза Граф-Игнатьево
Великобритания:
6) RAF Lakenthealth, Brandon, Suffolk
7) RAF Menwith Hill, Yorkshire Dales
8) RAF Mildenhall, Mildenhall
9) RAF Croughton, Upper Heyford
10) RAF Alconbury, Oxfordshire
Германия
11) Ansbach
12) Airbase Geilenkirchen
13) Рамштайн
14) Spangdahlem Air base
15) Гренландия – Tule AB
16) Гуам – Andersen Air Force Base
17) и 18) Испания – две базы в Андалусии
19)Италия – Aviano Air Base
20) Италия – San Vito dei Normann Air Station
21) Катар – база Аль-Удейд
22) Нидерланды – Joint Force Command Brunssum
23) Норвегия – база в Ставангере
24) Объединенные Арабские Эмираты – база в Аль-Дафре
25) Оман – авиабаза в Мазире
26) Оман – авиабаза в Тумрейте
27) Португалия – Lajes Field
28) Саудовская Аравия – авиабаза Eskan Village
29) Турция – авиабаза Incirlik

ВМФ
1) Бахрейн – Naval Support Activity Bahrain
2) Бахрейн – Naval Detacment Dubai
3) Греция – бухта Суда
4) Испания – Rota Naval Station
5) Италия – Naval Support Activity Naples (6-й флот США)
6) Италия – Naval Air Station Siginella, Sicily
7) Италия – Naval Support Activity Gaeta

Я не рассматриваю сухопутные базы, базы морской пехоты. Авиация и флот — это носители стратегического оружия, оружие первого удара. То, что должно быть готово к бою 24 часа в сутки, чтобы успеть ответить на гипотетическую атаку России или нанести превентивный удар в случае агрессии. И это – объекты, повторюсь, находящиеся в зоне поражения «Калибров». Если эти объекты будут уничтожены, выведены из строя – будет нарушен стратегический баланс в пользу России. Следовательно, эти объекты должны быть надежно защищены, в том числе и от воздушных атак. Кажется, логика размышлений нигде пока не нарушена?

Минимум – 36 объектов. Остается понять – они прикрыты ПВО от атаки «Калибрами» или нет? Да-да, я действительно вопросом задаю ответ, все верно. До 7 октября 2015 года на вооружении России крылатых ракет как бы не было. Нет, они в реальности были — но об этом на Западе никто не задумывался, считалось, что это все либо давно сгнило и не летает, либо летает очень недалеко. Мог ли психически нормальный американский конструктор зенитных ракет заложить в свои творения запас прочности на случай нападения того-чего-нет?

Изучаем.

Рассматривать ЗУР американских кораблей не вижу ни малейшего смысла – «Калибры» не брали капиталистического обязательства не лететь к цели над сушей, что мы наглядно видели при ударах по сирийским басмачам. Скорость у «Калибров» — 0,8 М (Маха), что в пересчете на привычное – 989 км/час, на цель они шли в 50 метрах от земли. Поскольку речь идет о современном бое, давайте пересчитаем скорость поточнее. 989км/час = 16,48 км/минута = 0,274 км/сек. Основной зенитно-ракетный комплекс США на сегодняшний день – Patriot PAC-3, принятый на вооружение в 2001 году:

Патриот США

Новее ничего нет.

Согласно его ТТХ «вероятность поражения тактической ракеты – 0,6-0,8.» Как бы при удаче всего 2 ракеты из 10 смогут дойти до цели. Неплохо? Читаем еще раз: речь идет о тактической ракете. Что такое эта самая тактическая ракета, очевидно из ее более точного названия: фронтовая баллистическая ракета. Баллистическая. То есть траектория у нее – не как у крылатой ракеты, по баллистической траектории она идет. Следовательно, замечательный коэффициент в ТТХ «Патриота» — это не про КР «Калибр». И удивляться причин нет: последняя модификация «Патриота» поставлена на вооружение в 2001, Калибр стартовал в этом месяце.

Но, будучи скептиком, я стал вчитываться в ТТХ компонентов «Патриота». Ну, мало ли: просто забыли написать про КР, а на самом деле сбить их «Патриоту» — как два … байта отослать. Вот РЛС «Патриота» AN/MPQ-65:

РЛС «Патриота» AN/MPQ-65

РЛС «Патриота» AN/MPQ-65

Читаем: «РЛС устанавливается в направлении ожидаемой угрозы и сохраняет это положение в процессе стрельбы.» То есть – если направление «прилета» Калибра известно заранее – работаем, если надо реагировать в режиме импровизации – «осуществляем поворот всей РЛС относительно прицепа».

Ракета – MIM 104. Хорошая ракета, нет слов – скорость у нее до 1,7 км/сек, то есть аж в 6 рз быстрее Калибра. Нет проблем сбить? Есть. Минимальная высота – 60 метров. Калибр летит на 50, а то и ниже. Нда… Но, как зенитчик зенитчику, докладываю – можно и на 50 метрах попасть. Надо, чтобы этот самый MIM перехватил Калибр на стадии набора своей высоты – тюк, и попал. Это такая хитрость ЗРКшников — надо опустить пусковую установку так, чтобы ракета стартовала над самой землей, и тогда она увидит цель не на фоне отражений от земли, а не фоне неба.

И вот тут… ТТХ ПУ «Патриота»: «Угол старта ракет фиксированный — 38° от линии горизонта» Это не я сочинил, честно слово! Фик-си-ро-ван-ный. Вот он:

ЗРК Патриот стреляет

ЗРК Патриот стреляет

Тригонометрию помните? Имеем катет в 50 метров и противолежащий угол 38 градусов. Гипотенуза – катет, деленный на синус противолежащего угла. Сами можете сосчитать, можете на слово поверить – как угодно. Синус 38 градусов = 0,615. 50/0,615 = 81,3 метра. Это не я, это Пифагор виноват в том, что «Патриот» способен сбить Калибр на расстоянии 81,3 метра от пусковой установки. Боевая часть Калибра весит, напоминаю, 450 кг. Знаете, комментировать взрыв 450 кг тротила в 80 метрах от меня я как-то не хочу.

Почему «Патриот» не умеет поражать низколетящие медленные цели? Потому что таков его метод наведения.

Сущность метода TVM заключается в следующем. В процессе наведения ракеты на цель с помошью РЛС AN/MPQ-53 осуществляется одновременное сопровождение цели и 3УP. Отраженные от цели сигналы РЛС воспринимаются на ракете антенной MDAGS, и определенные ею угловые координаты линии визирования цели передаются по ВЧ каналу на специальную антенну РЛС, затем поступают в ЭВМ пункта управления огнем. Также на ЭВМ поступают сигналы, полученные РЛС непосредственно от цели, которые сравниваются с сигналами, поступающими от ЗУР. На основе анализа, производимого в процессе сравнения этих сигналов, вырабатываются команды наведения для ракеты и передаются на нее по главному лучу РЛС. После преобразования на борту ЗУР эти команды передаются на привод управления рулями, а также на приводы антенны MDAGS для обеспечения непрерывного слежения за целью.

Понимаете ситуацию? Для успешного наведения ракета MIM 104 должна выделить отраженный от цели сигнал РЛС на фоне других отражений (например, от деревьев, зданий и неровностей грунта) — именно это и определяет нижнюю границу поражения в 60 метров. Ниже — сигналы просто сливаются.

Разумеется, на ракете наверняка есть допплеровский селектор, который выделяет отражение от движущейся цели по сдвигу частоты сигнала. Это прекрасно работает для сверхзвуковых целей, вроде баллистических ракет. Но «Калибр» довольно медленный, его допплеровский сдвиг невелик — ракета «Патриота» движется в 6 раз быстрее, создавая самой себе помехи.

Понимаете? Когда «Патриот» создавали — им никто не собирался стрелять по маловысотным дозвуковым целям. Он этого не умеет. И модернизацией РЛС тут дело не исправить — надо менять метод наведения и начинку ракет.

Давайте подведем итоги. 36 стратегических объектов армии США, расположенных в зоне поражения ракет «Калибр» — от удара этих ракет не прикрыты ничем. Базы флота и авиации ничем не защищены.

Давайте прикинем, что получилось. Если США хотят сохранить эти объекты – им, грубо говоря, надо бросить все свои силы на НИОКР и суметь создать в кратчайшие сроки то, чего у них никогда раньше не было: зенитно-ракетные комплексы, способные уничтожать КР. Сколько на это уйдет времени – я предсказывать не способен. «Патриоты» были разработаны изготавливаются компанией Raytheon, как там у нее идут дела – понятия не имею. В 70-е годы, когда разрабатывалась система, получившая название «Патриот», на НИОКР, пробные пуски, отладку ушло 6 лет. Обошлось это в 2,3 млрд тогдашних долларов. В нынешних долларах 1 дивизион Patriot стоит 1млрд долларов, а это всего 4 пусковых установки. Сколько стоят новые Калибры – никто не скажет. Экспортный вариант (до 300 км дальности) продается по 3.6 млн долларов, но какая там норма прибыли – опять неизвестно. Пусть 3,0 – жалко, что ли. Пусть новый ЗРК американцам будет обходиться в тот же 1 млрд – ужмутся, сэкономят, краску у китайцев купят. Пусть – по российской традиции – 100 млн долларов украдут. На выходе все равно получится 300 Калибров на 1 дивизион из 4 ПУ…

Год тому назад некто Б. Обама говорил о российской экономике, «разорванной в клочья». После 7 октября это слова человека, у которого просто нет баз ВВС в Европе и на Ближнем Востоке. В удивительное время живем, господа!.. Гонка вооружений, в числе прочих причин, некогда развалила СССР – есть такая, вполне обоснованная версия. 36 стратегических объекта, не защищенные ничем. 5-6 лет, которые нужны на то, чтобы их закрыть от Калибров. 5-6 лет у России на то, чтобы клепать, клепать и клепать эти самые Калибры и носители для них.

На сегодня Калибры могут стартовать с крошечных «Буянов-М», с дизельных подлодок класса 636.3 (на самом деле почти с любых подлодок — установка комплекта оборудования и модернизация 533-мм торпедных аппаратов под «Калибры» несложны), со сторожевых кораблей класса 11661.

Почему я заговорил об экономике? Подписывая в 1987 году договор о РСМД, американцы сознательно вывели из поля его действия свои «Томагавки» морского и воздушного базирования. В зоне их поражения – огромная часть России, и то, что стратегические объекты надежно прикрыты эшелонированной системой ПВО – наследство времен СССР, но не разваленное, а усиленное новейшими С-300 третьего поколения, С-400 и «Панцирями». Сколько это стоило, каких усилий потребовало – знают детально наши военные и работники ВПК.

С 7 октября в эту шкуру придется влезать США и НАТО – вряд ли американцам улыбается в одиночку прикрывать даже свои объекты. А «не своих», а чисто европейских – в десятки раз больше. Ровно так же, как некогда Союзу, европейским странам НАТО теперь нужно думать о том, как закрыть свои АЭС, ТЭЦ, химические производства, НПЗ, плотины ГЭС, свои столицы и крупные города. Россия сумела сделать тот самый асимметричный ответный ход: Калибры и носители, которые способны донести их до любой точки Европы и Ближнего Востока многократно дешевле несуществующей на сегодня эшелонированной системы ПВО НАТО, способной справиться с этим наступательным вооружением. Хитрость, примененная американцами при подписании договора по РСМД, бьет их по лбу – лбам предстоит разработать и научиться производить ЗРК, способные уничтожать КР. Эта хитрость бьет их по кошельку: создание сотен комплексов это ведь не размножение долларов на компьютерах ФРС, да и биржи никакие тут не помогут.

Означает ли это, что Россия добилась полного и окончательно перелома военно-стратегической обстановки? Нет. Мы не видели, способны ли Калибры справляться с надводными целями, а авианосные группировки США никто не «отменял». Но удар подучился сильным: НАТО вынуждено будет тратить массу своих ресурсов на создание ПВО. Это дает России фору по времени на создание нового щита против авианосных групп, против подводного флота США. Это огромная, тяжелая работа, особенно с учетом невеселого состояния экономики. Но то, что Россия оказалась способна на такой красивый и эффективный маневр, как создание новейших Калибров – позволяет смотреть на обстановку с несколько большим оптимизмом.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Читайте также:

Комментарии о материале (сверху свежие):
  1. Sagamor (2015-10-29 14:50:07)
    По статье 5 добавлю "...Договаривающиеся стороны соглашаются.... Соглашаться это дело одно, а обязуются -дело другое. Регулярные опросы населения ЕС говорят о нежелании подвязываться за любую из стран, членов альянса. Антироссийский политический блок худо-бедно сколотили, а вот реализовывать его цели некому. Ну а Украина показала, кто будет воевать, а кто будет искать место потеплее. И это в отношении военного конфликта в своей стране.
  2. FLY_Slim Jr. (2015-10-29 15:25:39)
    +5
  3. Yunklob (2015-10-29 15:40:19)
    Ну, "Калибр", как наследник "Гранита" справиться с авианосной корабельной группировкой противника должен. http://su0.ru/MF2X
  4. Koenigsberg (2015-10-29 15:50:24)
    Толку то ... Начинать будут они, когда решат, что шанс есть. И это нам придётся ловить их томагавки. А после того, как их шобла поднимется в воздух и выйдет в море, бить Калибрами по пустым базам особого смысла нет. Пиндосы прекрасно знают, что мы не нападём первыми.
  5. biggreenbober (2015-10-29 15:50:34)
    +100500
  6. Proper (2015-10-29 16:12:32)
    Калибр не имеет отношения к Граниту. Он - развитие системы "Гранат", исходно созданной под ядерные боеприпасы.
  7. Proper (2015-10-29 16:15:37)
    Как будто вы не слышали, что сказал Путин про питерскую дворовую тактику. А я ведь предупреждал, что в городе, в котором умер каждый второй ради принципа "сдохнем но не сдадимся" - отношение к допустимым приемам борьбы несколько иное, чем в барыжной Москве.
  8. Koenigsberg (2015-10-29 16:26:04)
    Слышал, конечно, не знал только, что это именно питерская тактика ) Честно говоря, я эти слова Путина отнёс на счёт возможного удара по пиндосским частям, собирающимся устроить в Сирии "наземную операцию". Это ещё может прокатить без глобального пипеца. Но первый удар непосредственно по базам НАТО в Европе ... тут уже сдохнет каждый первый. Если пиндосы не проглотят такую оскорбуху молча.
  9. Mikhail8486_1 (2015-10-29 16:46:48)
    Когда шобла поднимется в воздух и выйдет в море бить по базам естественно смысла нет. Но ведь останется такая тьма тьмущая стационарных объектов, которые спрятать некуда, а терять ой как не хочется.
  10. Amur (2015-10-29 16:50:59)
    Верно, Новосибирский Су-34, берет на внешнюю подвеску 3 калибра не вздрагивая. А Комсомольский Су - 35С, пару. Казалось бы, а почему последние сосредоточены именно здесь? Ну видимо, такова жизнь - селяви.
  11. Amur (2015-10-29 17:16:43)
    Хорош ругаться, и строить сценарии войны. Ее уже не будет. По многим причинам, и, в частности, территория США , сегодня легко поражается нашей, именно тактической авиацией, дислоцирующейся на аэродромах базирования. Так то...
  12. tartar (2015-10-29 17:37:52)
    Спасибо за статью. Хорошей комплексный обзор проблематики КР. Лично я именно из-за подобных обзоров тут "пасусь". Подскажите, где посмотреть про Питерскую Дворовую Тактику и что именно про неё сказал ВВП в контексте отношений с партнёрами?
  13. Paul (2015-10-29 17:40:24)
    Справится, но Калибр в варианте ПКР имеет дальность 200-300 км всего лишь.
  14. Proper (2015-10-29 17:42:06)
    Что надо бить первым. Это на днях крутили все телеканалы.
  15. Koenigsberg (2015-10-29 17:48:50)
    Да мы, в общем-то, и не ругаемся ) Но проблемка между нами и пиндосами таки имеет место быть. У пиндосов хватит дури попытаться начать наземную операцию в Сирии в расчёте на то, что мы утрёмся. А мы, особенно после демонстрации "калиброванных" медвежьих клыков и заявлений о незаконности действий пиндосов в Сирии, уже не можем спустить им эту наглость без потери лица. Так что локальный конфликт между нами вполне может произойти. И хорошо, если всё это ограничится только территорией Сирии. Но я очень надеюсь, что у пиндосов вместо ума хотя бы инстинкт самосохранения сработает.
  16. Proper (2015-10-29 17:57:58)
    Собственно, "Калибр в варианте ПКР" 3М54 (о котором вы говорите, судя по дальности) это практически другая ракета. ОКР Калибр (ранее объединён с ОКР Бирюза), по кодификации НАТО: SS-N-27 «Sizzler». В 1983 году началась разработка ПКР Альфа (ОКР Бирюза) для участия в конкурсе МО СССР (вместе с ПКР Яхонт) на создание новой ПКР, в котором и победила. Впервые представлена на МАКС-93. Впоследствии Альфа стала основой для ПКР 3М54 (экспортные ограниченные по дальности варианты: 3М54Э, укороченная под стандартный торпедный аппарат НАТО 3М54Э1) универсального комплекса Калибр (ОКР Калибр), дополненного стратегической КР 3М14, на основе разработанной ранее в СМКБ «Новатор» стратегической КР Гранат (3М10) с боевым радиусом 3000 км, а также противолодочной ракетой 91Р1/91РТ2 (экспортные варианты 91РЭ1/91РТЭ2). Таким образом, "Калибр" - это ТРИ разных ракеты. И даже четыре, поскольку противокорабельные 3М-54 и 3М-54-1 это ракеты существенно разные, несмотря на общий индекс. 3М-54 это хитрая связка из двух ракет - одна дозвуковая крылатая, вторая сверхзвуковая квазибаллистическая. Крылатая часть пилит на скорости 0.8 маха, и на подходе к супостату отделяет от себя квазибаллистическую ракету, которая на скорости под 3М летит к кораблю. Дальность - 220-250 км. 3М-54-1 не имеет квазибаллистической ступени и практически представляет из себя ракету 3М-14, снабженную иной ГСН, системой обмена данными в полете, и проникающей боевой частью повышенного могущества. Дальность ее полета сходна с 3М-14. Ракета 91Р1 баллистическая, летит со скоростью М=2,5 и несет вместо БЧ авиационную торпеду.
  17. Paul (2015-10-29 18:02:07)
    Проблема ПКР в том, что цели не статические, за время полета цель выйдет из зоны обнаружения головки самонаведения. А так, наверное, проблем сделать ПКР с дальностью в 1.5-2.0 к км не было бы.
  18. DobriyFey (2015-10-29 18:22:28)
    А спереть/купить умеющие комплексы, хоть те же с-300 или более ранние и разобрать по винтикам, - не ускорит ли процесс переоснащения на порядки? Это же не эксклюзивно китайский путь вообще-то...
  19. Paul (2015-10-29 18:25:19)
    Китайцы так и сделали, скопировали железо, а мозги не смогли. Результат - оказалось дешевле купить оригинал у нас.
  20. Hilur (2015-10-29 18:28:41)
    Слышал, что хохлы ещё в прошлом веке сдали пиндосам один комплекс С-300, те "разобрали его по винтикам" и... воз и ныне там. Мне объяснили, что, типа, железо, это вторично, главное - программное обеспечение, а оно "испарилось" при взломе железа комплекса. За что купил разговор, за то продаю. Плин, пока отписывался, уже про китайцев ввинтили. :(
  21. Paul (2015-10-29 18:31:52)
    только китайцам мы С-300 продаем, а американцам нет)))
  22. tartar (2015-10-29 18:32:48)
    Увы и ах.... Телек не смотрю уже много лет.
  23. Oblako (2015-10-29 18:46:36)
    Стоп, стоп!!!! Это всё неплохо, но! что то засуетились ослы с золотишком у задней калитки... пора и около неё мужичка, типа Лаврентия Палыча с мухобойкой поставить, так, на всяк случай ...
  24. Yunklob (2015-10-29 18:50:16)
    Не ладится у США и с истребителями пятого поколения http://cont.ws/post/140591
  25. HMagier (2015-10-29 19:10:30)
    Парочка поправок/дополнений: 1.50 м. - это СРЕДНЯЯ высота полета на крейсерской скорости ракеты "Томагавк", ракета 3М14 имеет среднюю высоту полета 20 м. и способна снижаться до высоты 10 м. для преодоления зоны ПРО. 2."Масса боевой части" не равно "масса взрывчатого вещества": при массе БЧ в 450 кг, масса непосредственно ВВ в ракете - "всего" около 385 кг. Однако там не тротил, а православный А-IX-2, который... эээээ... малость помощнее тротила, да :)
  26. Russian (2015-10-29 19:15:32)
    По поводу золотишка. Где оно? Где оно находится физически? Весь объем, который добывается промышленным способом с 19-го века? Где эти десятки тысяч тонн, у кого? Долг пиндосии, коллективного запада, он ведь огромен, совокупно наверное триллионов тридцать, и что то мне говорит, что как минимум половина из этих денег пошла на скупку золота ребятами, которые делали фиктивные полеты на луну, истребители и бомбардировщики пятого и не только поколений, снабжали войны по всему миру и т.д. На вырученные таким образом деньги они должны были что то купить, например то же золото, ведь кто то его скупал! Далее, для них, для тех кто нагнетает конфликт между западом и Россией, между США и Китаем особо нет разницы кто победит, им главное обнулить действительность. Когда шахматная партия проиграна самый удачный ход это "доской по голове". А кто перевернет доску, не так уж и важно. Американцам, русским, англичанам, никому из нас война не нужна, с этим хоть все согласны?! Она нужна только тем маленьким группкам, которые эксплуатировали, угнетали и обворовывали этот мир. Они будут провоцировать возможность войны всеми доступными способами, потому что время уходит а разоблачение и потеря могущества рядом. Единственный способ им противодействовать это обвинить их и обратить на них внимание всего мирового сообщества. В открытой игре у них не будет шанса устроить нам апокалипсис. При всех других раскладах, даже если мы первыми, применив калибры разнесем все 36 пиндосовских баз, это будит лишь шагом к бездне, которую они нам запланировали.
  27. Gaucher (2015-10-29 19:43:01)
    Я бы не стал так уж успокаиваться по поводу отсутствия у них средств прикрытия. Помимо "Пэтриот"-ов у наших, как это сейчас принято говорить, партнёров, существуют и войсковые средства ПВО малого радиуса действия. Во всяком случае, существовали в бытность моего обучения на военной кафедре по специальности связанной как раз с прорывом их системы ПВО. Навскидку, а амеров тогда существовали смешанные ракетно-пушечные дивизионы "Чапарелл-Вулкан", у немцев был ЗАК "Гепард", у французов - войсковой ЗРК "Роланд". Ну и старые добрые "Стингеры" никто не отменял. Понятное дело, что для прикрытия протяжёных объектов да с разных ракурсов таких средств (и обученного персонала) требуется овердофига. Понятно, что сбивать что-то они могут практически у себя над головой. Не совсем понятно, сохранились ли они сейчас и если да, то в каком количестве (просто давно не интересовался).
  28. Hilur (2015-10-29 19:50:21)
    «…это будит лишь шагом к бездне, которую они НАМ (выделено мной) запланировали…» А эти «они» радиационноустойчивые? Анаэробные? Или они будут сами запасённое золото есть, его пить и им дышать и своих детей/внуков научат? Может у них в шаговой доступности запасная планета?
  29. HMagier (2015-10-29 20:11:51)
    Там все печально. У французов есть "Кроталь", у них же и Бундесвера - "Роланды" и т.п., но во-первых, они старые, как ископаемое лайно, во-вторых - это ПВО ближнего поля, предназначенные для защиты колонны техники на марше от вертолетов и штурмовой авиации противника. Т.е. это - не системы объектовой ПРО, к которой предъявляются заведомо более высокие требования. Ничего, аналогичного мощной эшелонированной обороне СССР и России, у НАТО нет. На море - другое дело, но защищаться от современных средств нападения на суше им, по сути, нечем.
  30. Amur (2015-10-29 20:22:19)
    "Однако там не тротил, а православный А-IX-2, который… эээээ… малость помощнее тротила, да." Разов в 7 -10, наверное.
  31. Amur (2015-10-29 20:24:51)
    Ну хорошо, что хоть здесь прочитали.....
  32. Henren (2015-10-29 20:31:34)
    Всё у них есть. ЕSSM, Кротали, Стандарты. SEA CEPTOR, FLAADS (будущие локальные системы противовоздушной обороны) британцы таки допилили. Французские морские комплексы перехватывают КР с коэффициентом единица. Да, у Запада нет дальнобойной ПВО. Более того, то, что есть - не находится на постоянном боевом дежурстве, кроме как на флоте. Так что базы флота у них защищены. И говорить о технологическом отставании Запада в этом деле не приходится. Они могут произвести и развернуть систему прикрытия. Да, это потребует денег и ресурсов, чего Западу очень не хочется. Так что ждем новую истерику в СМИ и предложений об очередном сокращении вооружений, по которому мы будем резать произведенное, а Запад не будет тратить деньги на ответ.
  33. Henren (2015-10-29 20:44:33)
    Сделали же - 2400 при стрельбе конвенциональной БЧ.
  34. Proper (2015-10-29 20:46:43)
    Да не, A-IX-2 (гексал) это очень простое вещество, придумано Лединым в СССР перед войной, тротиловый эквивалент примерно 1.5 - поэтому фраза автора "взрыв 450 кг тротила" близка к реальности. В торпедах используется Астралит (перхлорат гидразина) A-1-5 - он еще мощнее, но менее плотный. В кумулятивных зарядах, если ты богат, можно применять бензотрифуроксан (БТФ). Тротиловый эквивалент 1.7-1.8 и хорошая работа газов.
  35. Yunklob (2015-10-29 20:48:24)
    По морю-океану быстро не сбежать, а ПКР летят "стаей", одна высоко и мониторит поверхность в поисках целей и дает указания остальным.
  36. Henren (2015-10-29 20:50:19)
    Ну, лет через пять допилят.
  37. Paul (2015-10-29 20:52:33)
    это ракета для поражения наземных целей
  38. Paul (2015-10-29 20:55:01)
    1. у нас еще нет подобной системы для Калибров 2. та что летит высоко будет сбита первой 3. при времени подлета 2-3 часа, цель уйдет на 60-100 миль
  39. janitor (2015-10-29 20:55:28)
    Из весёлого, старенького- История Руси, современно-компьютерный вариант: 862 год. Добро пожаловать на наш сайт! Рюрик, Трувор и Синеус 9 век. К нам заходит половецкий князь Кончак: Я ща вас всех!! upd: Администратор сайта князь Игорь банит половецкого князя 10 век. Княгиня Ольга — админу сайта: мне кажется, язычество исчерпало себя на Руси comment: Владимир Ясно Солнышко — княгине Ольге: когда кажется — креститься надо 11 век. Всем прюветы. Ыскренне ваши. Кирилл и Мефодий. Есть клевые шрифты с ижицей. 13 век. Реклама на сайте: Приглашаем на экскурсии по Золотому кольцу России. comment: Тевтонские рыцари: Отличная экскурсия. Отличные озера. Спасибо, Александр Невский. От лица всех рыцарей, Карл и Йохан — те, которые ехали в обозе с пенопластом. 14 век. Сервер обрушен татаро-монгольскими хакерами. Надолго. 15 век. Иван Грозный выложил на сайте статью о воспитании детей. Подробности на Репин.ру. 16 век. Реклама на сайте: Экскурсии по золотому кольцу России. comment: Поляки: Отличная экскурсия. Отличные люди. Thxs проводнику. Отличные болота. Поели мухоморов. Кшиштоф женился на царевне лягушке. Ищите нас через Яндекс. 1700 год. Петр I: Windows в Европу. Лицензионные копии. 1765 год. Екатерина Вторая: Продаю садовый участок в Северной Америке. 25 миллионов соток. Рядом лес, золото, грибы, 2 океана. 1770 год. Князь Потемкин — Таврический: Откровенные фотки Екатерины Второй. Жми сюда! 1812 год . Реклама на сайте: Экскурсии по золотому кольцу России. comment: Наполеон: Отличная экскурсия. Отличные люди. Отличная погода. Классно позажигали в Москве. Спасибо, что проводили до дома. 1825 год. Внимание посетителей чатов Декабристы.ру и Вольнодумцы.ру! Сегодня клевая тусовка на Сенатской площади! Берите пиво и пистолеты. upd: Чат Декабристы.ру переехал на иркутский сервер. Смотри ссылку. 1838 год. Декабристы: Мы вернулись. Всем чмоки! Привезли классные фотки с каторги. 1861 год. Александр второй: Избавлю от крепостной зависимости. 1869 год. Л. Н. Толстой: выложил на сайте “Войну и мир”. comment: пользуйтесь катом, пожалуйста. 1875 год. Попов: Только что изобрел радио. Поймал Европу плюс. 1890 год. Менделеев: Только что изобрел водку. Пойду посплю. 1898 год. В. И. Ленин: выложил на сайте статью “Коммунизм для чайников”. 1917 год. Солдаты и матросы! Собираемся возле Зимнего кататься на воротах! 1918 год. Ленин: Народ, где тут сСайт с кипятком. comment: Каплан — Ленину: Лечу картавость испугом. 1941 год. Реклама на сайте. Приглашаем на экскурсию по золотому кольцу России. 1942 год. Гитлер: Застрял на 9-м уровне, кто-то вообще проходил дальше? comment: Сталин — Гитлеру: Дурень, читай гостевую книгу сначала. 1945 год. Гитлер: Прочитал гостевую книгу сначала. Отличная экскурсия, отличные люди, спасибо, что проводили до дома. Куплю цианистый калий. НАДА!!!! 1985 год. Горбачев: Приняли сухой закон. 1986 год. Горбачев: Принялииии. 1987 год. Горбачев: Меня кто-нибудь уважает вообще? 2003 год. Путин для Джоржа Буша: Приглашаем на экскурсию по золотому кольцу России. comment: Джорж Буш — Путину: Прочитал гостевую книгу сначала. Нет, уж лучше вы к нам.
  40. Yunklob (2015-10-29 20:57:21)
    1. Мы этого наверняка не знаем. 2. Сбитая заменяется следующей. 3. Надо еще знать в какую сторону тикать.
  41. FLY_Slim Jr. (2015-10-29 20:59:26)
    Бабло, и ещё попросят
  42. Fly (2015-10-29 20:59:47)
    ++ забавненько так ))
  43. Paul (2015-10-29 20:59:59)
    в любую сторону, и не тикать, а просто идти своим курсом.
  44. FLY_Slim Jr. (2015-10-29 21:02:21)
    Че мутите, ироды. Ххххх
  45. FLY_Slim Jr. (2015-10-29 21:04:37)
    А может и все вместе взятое.
  46. Henren (2015-10-29 21:04:47)
    Дорого. Ещё гексанитрогексаазаизовюрцитан предложите. Лучше старый добрый октоген.
  47. Yunklob (2015-10-29 21:04:50)
    Ну а своим курсом идти будут, то проблем со встречей вообще никаких.
  48. Henren (2015-10-29 21:10:05)
    А вот начальник ВМФ, когда толковал об испытаниях Северодвинска, в августе дело было, утверждал, что по надводным целям она работает превосходно, лучше всех.
  49. Proper (2015-10-29 21:11:53)
    Гексал - это народный гексаген с алюминиевой пудрой и подобным гугном. Дешево аж жуть. Астралит с пудрой тоже не особо дорог. Он чудесно бахает под водой и делает на корпусе АПЛ красивые сферические вмятины диаметром метров в 50. БТФ дорогой, да. Это для богатых.
  50. Paul (2015-10-29 21:13:28)
    не буду спорить
  51. Henren (2015-10-29 21:15:22)
    Хорошо. Вот ракета пришла в указанную точку, цели нет. Целеуказание со спутников и других источников отсутствует. Что она делает? Это касается и "Топоров", кстати, там с недавних пор аналогичная система.
  52. Paul (2015-10-29 21:16:26)
    при диаметре АПЛ меньше 30 м, 50-ти метровая вмятина выглядит жутко)
  53. Proper (2015-10-29 21:18:14)
    Ну да - пополам. На флоте с такими вещами не шутят. Торпеда УГСТ весит три тонны и разгоняется так, что в состоянии пробить какой-нибудь корвет сквозь оба борта и улететь в море, если взрыватель не сработает. А что делать? Кому теперь легко? Ну а когда этот астролит взрывается - выглядит это вот так: random-b-08_27_10-920-11 Остается вот такой сочный ломтик: 1250154080_10 Из-за близости поверхности энергия прошла вверх, и красивой сферы не получилось. Под водой красивее.
  54. janitor (2015-10-29 21:24:04)
    А вот тут ёщо веселее. Меня интересует - они не умеют пользоваться альпинистским снаряжением или просто бояться? Это такой "крутой" американский спецназ? https://www.youtube.com/watch?v=AXMrgHhzpHs
  55. Yunklob (2015-10-29 21:25:52)
    Они все начинают описывать циркуляцию, от слова циркуль! Так на кульмане нарисовано было. Но вообще-то их должны вести.
  56. Paul (2015-10-29 21:28:18)
    радиолокационое наведение, плюс алгоритм поиска цели, змейка, спираль и тп.
  57. Henren (2015-10-29 21:33:03)
    Ну вот, в курсе, стало быть, что ракета начинает активный поиск. Ищет, и находит. 100 миль - это не очень далеко. Ракета по спирали набирает высоту. Как только корабль найден, ракета резко снижается и с набором скорости летит дальше.
  58. Paul (2015-10-29 21:34:46)
    А ресурс по дальности? а радиус действия ГСН? А если не туда алгоритм завернет?
  59. Небритое прямоходящее (2015-10-29 21:39:26)
    А если мотор отвалится по дороге? А если карасин паленый? Или скаклы стену везапно построят?
  60. Небритое прямоходящее (2015-10-29 21:42:27)
    Я знал, что рептилоиды во всем виноваты.
  61. Proper (2015-10-29 21:51:21)
    Не, по моим сведениям, наведение на движущиеся цели для Томагавков всё еще не сделали. Даже на корабли. Там сейчас используется паллиатив - на ракету передают в полете новые координаты цели. То есть надо наблюдать цель непосредственно (скажем, со спутника) - и тогда томагавк можно донавести.
  62. Henren (2015-10-29 21:58:22)
    Сделали. Новая серия должна будет идти с такой. Другое дело, почему вдруг Обама зарезал финансирование и заявил, что КР закупаться пока не будут. Военные заявили, что так дело не пойдёт и подняли бучу - дескать, тогда Америка останется без ракет через 2 года. Чем там у них дело закончится, пока непонятно.
  63. Proper (2015-10-29 21:59:54)
    >>та что летит высоко будет сбита первой Это никого не волнует. Дело в том, что омериганская корабельная ПРО видит ракету ровно тогда же, когда ракета видит корабли. Пока какой-нить SM3 летит до КР - КР уже давно передала данные на цели своим нижелетящим подружкам. До попадания остались минуты - цель уже никуда не успеет сбежать. Единственная эффективная защита - заранее развернуть цепь истребителей на направлении подлета ракет. Но для этого надо знать, что ракеты летят. И, наконец, это всё не работает в случае с ядерными зарядами. Хитрые русские используют схему, когда впереди основного ордера ракет пилят ракеты-камикадзе, подрывающиеся при обнаружении истребителей или ракет ПВО. ЭМ-импульс гасит электронику радаров, ударная волна воздушного взрыва создает проблемы истребителям. Пока система восстанавливается после пипеца - КР успевают пройти зону ПВО. Это всё много раз моделировалось.
  64. miha_ford_talks_ru (2015-10-29 22:09:09)
    Калибр ведь мелкий, со всей пусковой установкой...так и вижу, плывет себе около врага контейнеровоз с бананами, на все проверки - правда бананы. Ленивые проверяющие не полезут в контейнер, который под тремя другими и окружен другими: разбирать - ну нафик, лень. В случае чего, меняем флаг, скидываем в море контейнеры с бананами, освобождая центральный нижний. И фигачим по врагу.
  65. Paul (2015-10-29 22:10:30)
    над АУГ, обычно, висит самолет ДРЛО, который издалека увидит ракету "наводчик", обычные ПКР, летящие над уровнем моря, не увидит и он. Поэтому и написал про сбитие, дозвуковая ракета поднявшаяся на несколько десятков метров будет легкой целью для дежурной пары истребителей.
  66. Yunklob (2015-10-29 22:13:48)
    Вот видите, - "Над АУГ, обычно, висит"..., - отличный демаскирующий признак.
  67. HMagier (2015-10-29 22:35:15)
    Морская и сухопутная составляющие ПРО - две большие разницы и нихуа не взаимозаменяемы эдак в 95% случаев. Речь идет о невозможности создания эшелонированной обороны на сухопутном направлении. Радары системы "Эгида" вообще крайне хреново засекают цели на фоне земли и за рельефом местности, поэтому вся надежда - на раннее предупреждение (которое тоже хрен организуешь) и перехватчики SM-6, которыми тот же "Раммштайн" не все равно прикроешь. С PAAMS и его системами-побратимами все сложнее, но "Астеры" все равно дают "зонтик" лишь в 150 км. максимум и никак не закрывают сухопутные базы и аэродромы. А "Кроталь", "Роланд" и им подобные - это не серьезно, это предпоследнее слово позавчерашней техники. Лягушатники пробовали "осухопутить" "Астеры" - вышло крайне хреново, уже не один год испытывают, но "воз и ныне там". Поэтому во многом статья вполне справедлива - Запад силен морскими ПРО, Россия - сухопутными ("Полимент"-"Редут" я сейчас не упоминаю, т.к. полноценно на дежурство она еще не встала, корветы на Балтике несут лишь установочную партию ракет 9М96, в основном ПУ снаряжены 9М100).
  68. Yunklob (2015-10-29 22:47:48)
    Молодняк, наверное.
  69. HMagier (2015-10-29 22:48:40)
    Это распространенное заблуждение. Самолеты ДРЛО, не смотря на большое время патрулирования, в воздух поднимаются только по тревоге. Даже во время "Бури в пустыне", когда существовала, в общем-то, угроза авианалета иракских ВВС, "Хоукаи" в воздухе постоянно не находились, поднимаясь лишь для корректировки действий F/A-18. Поэтому "обычно висит самолет ДРЛО" - это сказки, иначе не производящиеся давно Grumman E-2 давно бы закончились - ресурс у них не резиновый. Да и сам Е-2С - мягко говоря, самолет не новый, последний раз его РЛС обновлялась, ЕМНИП, в 1991 году.
  70. Yunklob (2015-10-29 22:53:51)
    Да с этой АУГ такой фон селфи наверное прет, слепой обнаружит.
  71. Владимир (2015-10-29 23:07:29)
    Емнип Чапарелл/Вулкан сняты с вооружения.
  72. Владимир (2015-10-29 23:10:49)
    Ну так Украина и не в НАТО. Обещать "жениться" не значит "жениться" :))
  73. nina postnikova (2015-10-29 23:19:39)
    Спасибо,вьюноши!Впечатлилась! Соль,спички и мыло(а тем паче-ползти на кладбище)погожу.Антиресная все ж таки штука-жизнь.Столько любопытного.......
  74. HMagier (2015-10-29 23:28:43)
    Ну, да, бабахает стандартная боеголовка 3М14/3М54-1 (ПКР-модификация этой же ракеты) как раз где-то в 600 кг TNT, так что автор не сильно ошибся. Но мне лично гораздо интереснее самая "загадочная", но в то же время - самая кирпиче-провоцирующая ПКР. На основной траектории (дальность до ~300 км) ракета идет по ИНС, как и ее дозвуковые товарки, затем включая РЛГСН. Однако, поймав цель и скорректировав курс, ракета резко набирает обороты и рвется к цели на скорости в 3МАХ, преодолевая последний атакующий участов всего за 45(!) секунд. Неудивительно, что БЧ у нее более чем взвое легче, чем на дозвуковых товарках - всего 200 кг, из которых всего ~135 кг. - это непосредственно ВВ. И вот как раз в этой боеголовке и используется БТФ. Больше того, для этой ракеты существует бронебойно-зажигательная боеголовка, вообще не имеющая ВВ - в качесвтве поражающего элемента используются длинные фрагментированные пирофорные стрежни, которые легко пробивают обшивку кораблей и внутри корпуса рассыпаются на сотни, если не тысячи отдельных, размером с фалангу пальца, раскаленных гранул с температурой горения, ЕМНИП, под 5К "цельсиев", разлетающихся по внутренним помещениям со скоростью автоматных пуль. Эффект от таких "осколков" потрясает воображение.
  75. Proper (2015-10-29 23:37:24)
    Там ракета составная. Ее вторая сверхзвуковая ступень - это по сути ракета от одного известного ЗРК, разумеется, с иной ГСН и БЧ, но по сути - такая же, тот же двигатель, те же рули, автопилот и так далее. Это, среди прочего, позволяет делать эту ступень недорого и без технического риска. Самое смешное, что после разделения дозвуковая часть не разваливается, а продолжает какое-то время лететь - от чего система ПВО слегка дуреет, старая-то метка осталась и летит тем же курсом той же скоростью. На экране это выглядит, как прорыв малозаметного самолета-ракетоносца, который выпустил ракету. ПВО пытается перехватить обе цели одновременно (ведь если медленная это самолет, то он вот-вот пустит еще ракеты).
  76. HMagier (2015-10-29 23:47:14)
    Это да, вообще, 3М54 - еще тот шедевр оружейной мысли. Если с 3М14, 3М54-1 и даже монструозным "Ониксом" все более-менее понятно, то вот этот "ракетосамолет", умеющий уклоняться от встречных целей на 40g и "сбрасывать" боевую часть, являющуюся по сути отдельной ракетой с дальностью пуска больше 40 км. - это адский ад. Если вспомнить, что русские догадались ставить на ракеты комплексы РЭБ(!!!) вместо БЧ и пулять все это залпом - неудивительно, что у некоторых товарищей по ту сторону истерики, переходящие в ультразвук.
  77. HMagier (2015-10-29 23:52:18)
    1.Есть. 2.Это давно не актуально, механизмы поиска сейчас гораздо сложнее. 3.Это верно, поэтому дальность 3М54-1 - порядка 600-650 км.
  78. Proper (2015-10-29 23:52:49)
    Ну, считается, что 3М54 (Бирюза) выиграла конкурс на ПКР у Оникса/Яхонта. Почему все-таки онюхи пошли в серию - не знаю, я за темой не следил.
  79. Yunklob (2015-10-29 23:57:23)
    Кстати, а почему от дредноутного бронирования отказались, кто в теме? Не из-за едрена батона же...
  80. HMagier (2015-10-30 00:25:32)
    А бессмысленно. Масса ВВ (тринитроанизола) в чудовищном 460-мм бронебойном снаряде линкора "Ямато" массой почти полторы тонны - всего 22 кг., боевые части даже легких современных ПКР содержат 100-150 кг. высокобризантного ВВ. При этом максимальная толщина брони на "Ямато" - 410 мм. гомогенной стали, а бронепробиваемость далеко не самой мощной авиационной ракеты AGM-65 Maweric с БЧ WDU-20/B - 800 мм. при 57 кг. ВВ. Ну, ты понел, да?©
  81. HMagier (2015-10-30 00:29:01)
    1.На базе "Оникса" создали БраМос - ОКР получился халявным. 2.У "Оникса" свои плюсы - бОльшая дальность при всех режимах полета и сверхзвук на всех участках. 3.Суть "Оникс" изначально создан для "Бастиона", а уже потом запихан в ячейку УКСК, а 3М54 - изначально ракета для надводных кораблей и подводных лодок. В принципе, насколько я понимаю расклады в отечественном ВПК - дальше будет именно так, "Ониксы" будут поставляться с "Бастионами", а корабли и подложки получат "Калибры". 4."Оникс", как прямой наследник темы "Гранит" - более понятен отечественным адмиралам, конечно.
  82. Yunklob (2015-10-30 00:57:36)
    Понял. Но тогда, если теперь все корабли алюминиевые, зачем такой мощный заряд?
  83. Proper (2015-10-30 01:05:47)
    Вот я так и понял, что п.4 сыграл. А то тут как-то сложно всё, две ракеты - не, адмиралам надо дуру потяжелее да посолиднее, да попроще, без изысков.
  84. Henren (2015-10-30 01:12:22)
    От люминя все отказались - кроме нас, после сгоревшего "Шеффилда". Мы по преступному недомыслию, бедности, продолжаем использовать конструкционные алюминий-магниевые сплавы. Сейчас броня имеется тоже - но не везде. Разнесенное бронирование, использование всяких цистерн и переборок и т.д. Основной упор сделан на активную защиту - "Вулканы", "Фаланксы", противоракеты и т.п.
  85. Yunklob (2015-10-30 01:19:13)
    Ага, спасибо.
  86. Henren (2015-10-30 01:19:45)
    Как инглизы примут на вооружение свой фьюче, будем поглядеть. Но как показывает практика, невозможно быть сильным и на земле, и на море. В принципе, англичанам ничего не угрожает - все подходы к островам прикрыты французскими "Астерами", размещенными на британских кораблях. Другое дело, что надо будет строить новые корабли, ибо существующих недостаточно для полноценной обороны и выводить их на дежурства - а это ой как затратно. От этого они и угрожают нам диверсионным ядерным ударом.
  87. Henren (2015-10-30 01:22:53)
    Меня вот интересует китайский вариант - баллистическая ПКР. И ведь на учениях они в цель попадали.
  88. Henren (2015-10-30 01:25:01)
    Можно и так. Клуб-К - прикольная штука. Она и вправду размещена в морских контейнерах. Время развертывания - несколько минут.
  89. HMagier (2015-10-30 09:20:55)
    В том-то и дело. "Цивилизация моря" и "цивилизация суши" всегда делают ставки на разные компоненты. Плюс, наземная составляющая при прочих равных - всегда значительно дешевле (не, серьезно, даже монструозные РЛС дальнего обзора стоят ощутимо дешевле эсминца). Впрочем, кто бы что ни думал, крылатые ракеты - тоже не панацея, причем для обоих сторон. Они летают определенными "коридорами", которые для большинства территорий, в целом, известны, и при наличии дальнобойного ПВО и средств обнаружения, перекрыть их - задача сложная, но выполнимая.
  90. HMagier (2015-10-30 10:02:16)
    "Тикондероги" алюминиевые - там надстройки из алюминиевых сплавов. Но уже "Берки" - чисто стальные. Новые российские корабли тоже не используют алюминий - вместо него, как и на западе, применяется углепластик. Мощная БЧ нужна для одной цели - сжечь одним попадание весь корабль. За справками - гляньте фото. которое разместил Глагне. Оно наглядно.
  91. Henren (2015-10-30 10:10:01)
    По идее, наилучший вариант защиты объектов от КР - воздушная платформа, дирижабль/аэростат.
  92. Hilur (2015-10-30 11:12:43)
    Как-то, кажется в 2000-е, было совместное учение(?) с пиндосами на Дальнем Востоке. Или где-то ещё, но с дальневосточными морпехами. Первыми с вертолётов десантировались пиндосы, перевыполнив норматив на пару-тройку секунд и гордо поглядывая на наших. Потом пошли чёрные бушлаты, перекрыв норматив раза в три. Пока вояки скользили вниз на спецподвесках, ограничивающих(?) скорость спуска, пока отцеплялись, стОя на земле, наши, на свою бедность, взяли обычный резиновый шланг, порубили его на куски шириной в ладонь и разрезали эти макароны вдоль (на борту целый ящик с ними стоял). Одевали их на "трос для спуска(?)", чтоб руки не обжечь и, прыгали, зажав их в руках. Спустившись, просто разжимали руки и - в бой. Ибо там на голову уже товарищ падает со свистом и матом. Буквально - несколько секунд и пустой борт отваливает с манёвром по складкам местности. Учитывая, что подобный аттракцион был нашими отрепетирован не единожды... Говорили, что амеры-наблюдатели просто опплевались там.
  93. Henren (2015-10-30 11:30:24)
    На копеечные ручные зажимы денег тогда, как я понимаю, не нашлось. Резиновый шланг - это все же очень стремно.
  94. Hilur (2015-10-30 11:39:30)
    Наверняка не нашлось. А может гнались за скоростью, чтоб пиндосам в пику было. Ведь зажимы прицеплять, при приземлении отцеплять - время надобно... Не знаю. За что купил, как говорится.
  95. FLY_Slim Jr. (2015-10-30 11:41:37)
    ну, а что делать, если ни копеек ни зажимов. не поверишь наверное, но на срочке частыми были случаи ремонта военной электроники гражданскими компонентами, тупа с барахолки - ибо небыло
  96. Hilur (2015-10-30 11:50:37)
    Ха, "не поверю". Да у нас не то, что электронику 16-го века, запчасти для машин (ЗиЛы, Уралы, КАМАЗы) родители водил доставали. За свой счёт. Хочешь вне графика в увольнение - принеси что-то на благо Родины. Я 93-го года призыва. Подвижный радиоцентр. :)
  97. FLY_Slim Jr. (2015-10-30 11:57:12)
    Да, наш парк это практиковал. Один стартер и два генератора на четыре крокодила....
  98. dasty011 (2015-10-30 16:28:00)
    Насчёт коридоров. Не так давно был разговор из тех, кто бывший в теме. Расчёты по взламыванию и преодолению коридоров делались с упором именно на наши разработки. Ну понятно, в силу возраста и перестройки не зацепил переход от 10 к 14, но уже тогда, в лохматых годах, находились админы и руководители проектов, которые защищали проекты. Отчего делался акцент? Возможно, наши разработки более коммуникабельны с условным противником. Просто уже тогда был произведён анализ средств вероятного противника, и соответствующий вывод.
  99. HMagier (2015-10-30 19:59:16)
    Меня тоже. И что особенно приятно: там боеголовка - всего лишь тугоплавкая болванка, лупить по ней перехватчиками ПРО бесполезно от слова "абсолютно".
  100. BanBanan (2015-10-30 20:14:18)
    Ув Глагне, чёйта я одного непонял, нафига крылатые ракеты Пэтриотом сбивать? Так ведь можно и Ил-62 -ми бомбить начать. Вокруг АвБ стоят Авенждеры, у лохов Чапарел-Вулканы. Ус-Хок для средних дистанций, опять же...
  101. Amur (2015-11-01 11:50:15)
    Им нечем начинать наземную операцию в Сирии.
  102. FLY_Slim Jr. (2015-11-01 12:07:28)
    Найдут, экстренно примут хохлов в НАТО, переоденут, и погонять в бой. Не впервой мобилизововать вассалов.
Чтобы писать свои комментарии - надо залогиниться на сайте. Тогда и вид комментариев станет более красивым.