Никола Зимний
Святость скрыться не может. Она – свеча, поставленная на подсвечник, и город, стоящий на верху горы. В первом случае она освещает пространство вокруг себя. Во втором – видна издалека, с какой бы стороны к ней ни приближаться.
Таков Николай Чудотворец.
Если бы между святыми было место зависти или соревнованию в людском почитании, многие бы смотрели на Николая исподлобья. Еще бы! Таким массовым почитанием на всех континентах не каждый похвалится. Но зависти между святыми, конечно, нет. Среди них царствует молитва и искренняя любовь. А вот у нас, странников и пришельцев, совершающих свой земной путь, есть серьезная тема для размышлений.
Причина массового и многовекового почитания Николая Чудотворца – в его внутреннем богатстве. Причем он так искусно скрыл тайну своей внутренней жизни от внешних глаз, что мы почти ничего не знаем о фактах его биографии. Слава нашла Николая после оставления земли и вхождения в небесный покой, то есть тогда, когда угрозы со стороны гордости и тщеславия (этих неизбежных спутников славы и похвалы) миновали.
Мы почитаем святого Николая и как минимум дважды в год, а нередко и каждую неделю по четвергам совершаем службы и обращаем к нему свои молитвы. В предновогоднее время к этому почитанию подмешивается изрядная доля клоунады, раздражающая тех, кто действительно любит святого. Стоит поднять вопрос о таких формах и способах почитания Николая, которые бы действительно прославили угодника Божия и принесли нам реальную пользу.
«Подражайте мне, как я – Христу», – сказал в одном из своих посланий апостол Павел. Это не просто частный призыв, обращенный к конкретной аудитории. Это духовный закон. Согласно этому закону, человек приобретает полезные навыки, учится и растет, подражая тем, кто лучше его, тем, кто ушел дальше и зовет нас за собой. Важно отметить и то, что Павел не говорит «подражайте Христу», но – «подражайте мне, как я – Христу».
Это значит, что высота подражания Господу не осиливается всеми сразу, но вначале необходимо учиться у тех, кто близок к Богу.
Теперь опять переведем мысленный взгляд на Николая Чудотворца. В чем мы можем ему подражать и через подражание максимально почтить этого святого? Например, тайным творением добрых дел. Это не очень приятное занятие для разъеденного тайными недугами человека, желающего похвалы и жаждущего славы. Но это именно то, чем прославился Николай, анонимно помогавший людям, попавшим в беду.
Не секрет, что святые оживляют для нас Евангелие Господа Иисуса Христа, воплощая его в своем поведении. Так, слово Божие говорит нам об «Отце, Который в тайне», «Который видит тайное и воздает явно», и призывает молитву, милостыню и пост совершать не напоказ, но для Господа. Однако привычно частое прочтение этих слов далеко не всегда приводит к их исполнению на деле, и мы продолжаем творить добро, втайне желая признания и похвалы. Нам нужны примеры. Нужны живые люди, которые слово и мысль превратили в дело и которые руководствовались заповедями не от случая к случаю, а постоянно.
Таков Николай. Он хорошо знал сердцем то, что сказал один из отцов Египта, а именно: самое твердое и правильное добро то, которое творят втайне. Николай и из мира хотел уйти, чтобы в монашеском одиночестве, ни на что не отвлекаясь, служить Богу постом и молитвой. Но Бог, знающий человека лучше, чем сам человек знает себя, указал Николаю на иной путь. Этот путь заключался в попечении о пастве и жизни среди волнуемого страстями многолюдства. Так подвижник лишился внешнего уединения и был вынужден искать уединения внутреннего. В этом тоже можно ему подражать.
Человек редко понимает красоту и ценность тайного доброделания. Свое и без того мелкое добро он склонен до конца губить и лишать себя будущей награды из-за саморекламы и того «трубления перед собою», которое Христос осуждал в лицемерах. Образ Николая в этом смысле не только льет на нас свой теплый свет, но и учит менять свою жизнь в соответствии с евангельской новизной.
Второй же его урок нам заключается в необходимости оберегать и воспитывать своего внутреннего человека. К монашескому образу жизни склонны очень немногие. Но совершать временное бегство от суеты, находить время для молчания и молитвы обязан каждый, кто не весь вывернут наизнанку и живет только внешним, кто хранит и оберегает свой внутренний мир.
Открытки, подарки, красные бутафорские носы, мешки за плечами, детский смех, ватные бороды… Праздник Николая – это, конечно, еще и детский праздник. Но и в эту веселую возню с ожиданием сюрпризов было бы хорошо внести евангельскую закваску. Дело в том, что дети в этот (да и не только в этот) праздник ориентированы на получение различных благ: внимания, ласки, подарков. А ведь они сами с некоторого возраста могут быть не только потребителями благ, но и творцами всякого добра.
«Ты любишь Николая Чудотворца? А ты знаешь, где секрет его известности и любви к нему? Секрет в том, что он помнил и исполнял слова Писания: “Блаженнее более давать, нежели принимать”. Ты почтишь Николая Чудотворца, если будешь ему в этом подражать. Помоги родителям по дому. Помоги отстающему товарищу усвоить предмет, который ты знаешь и понимаешь лучше, чем он. Сегодня и всегда думай о других, а не только о себе. Отдавать ведь не значит только передавать из рук в руки деньги или вещи. Отдавать можно время, силы, знания, заботу, молитву. Этим должны заниматься все, в том числе и дети».
Подобное почитание святого очень востребовано, и оно, к сожалению, пока не является главным и общепринятым способом выразить Николаю свою любовь.
И еще очень важный момент. Николай ныне – житель Небесного Царствия. Разговор о нем – прекрасный способ повести речь о бессмертии души, о духовном мире, о неистребимости добра, сделанного во имя Божие. Если с детьми часто трудно или невозможно говорить о мучениках по причине страшных издевательств, которые они вынесли, то о таком святом, как Николай, можно говорить всегда. Только бы не «зацелофанить» и не «законфетить» образ святого. Только бы не свести все к дедушке с мешком, к детским письмам с просьбами о подарках, в которых видно, что аппетит подрастающего поколения разгорается не на шутку. Им уже не до шоколадок. Детки все чаще просят игровые приставки и новые модели мобильных телефонов. А родители, эти «датели» и «винители», эти частые эгоисты и тайные атеисты, умильно хохочут над письмами и просьбами своих деток.
Хорошо, если святой многого мелкого и ничтожного в наших праздниках, посвященных ему, не заметит. А если заметит и прогневается? Предание ведь сообщает нам о пощечине, которую от руки Николая получил Арий. И это значит, что святой не приставлен к бесконечному разносу подарков или попечению о плавающих по водам. Он ревнует о Истине. Нужно чтить его так, чтобы его ладонь на своей щеке не почувствовать.
Стоит вообще подумать о почитании святых. Чтобы чтить не только службой и застольем. Ведь можно найти и другие законные и благочестивые способы выразить святым свою любовь. В день памяти любого из евангелистов можно организовать в храме чтение соответствующего Евангелия. Да и любого из святых, чьи книги вошли в Библию, можно чтить таким образом. В день памяти Иоанна Милостивого или Филарета Милостивого сам Бог велел подражать святым делами любви. В день памяти Симеона Столпника, конечно, на столп не залезешь, но выключить мобильник, телевизор и компьютер и посидеть часа три в тишине можно попробовать.
Творчество нужно и свежий взгляд. Поскольку и сами святые – это не законники и формалисты, а в высшей степени интересные и глубокие люди.
Итак, зима, предчувствие Рождества, ощущение тайны в морозном воздухе и очередная память святого Николая. Как будем праздновать?
Приветствую!Что, у Вас погода оранжевая?http://www.vesti.ru/doc.html?id=2700103
Это у Масквачей, а у нас выпало какое то недоразумение, замерзло, нарот порадовался дню жестянка, и теперь до плюс семи.
Привет)
В Москве +8, дожди….
У нас завтра +9 и ветер такой… приличный.
Спасибо тебе за статью! Кст, вот многие на собственном опыте убеждаются, что дарение и делание чего-либо приятного и нужного людям, приносит куда больше радости, чем получение подарков. Значит это в природе нормального человека заложено? А отсюда и выводы.
То-то зашёл в церковь свечи за упокой и здравие своим поставить, народ песни поёт.
С праздником! Правильно сказано в статье — добро должно быть не напоказ, тихое, малыми делами. На западе святой Николай воспринимается как волшебник, который приносит подарки. У нас как покровитель путешественников, моряков. Замечательная статья.
Благодарствую на добром слове ;)
В Германии Sant Nikolaus, что-то типа нашего Деда Мороза. У них даже в детских садах и младшей школе самостоятельный праздник 6 декабря (детский день, практически ). Но вот спроси, что за символизм этого дня и самого Николая — ответят немногие взрослые, а уж дети тем более…. пИчаль…
-30
злодей
Да не, нормально жарит
Ветер есть?
Есть, но не большой
С ветром где-то чуть больше
Но там хоть сухо — жить можно. -45, это уже кюльмовато.
Представила -30 при нынешней влажности и…. вспомнился Питер…..
Для нас это совсем жесть. Дышать будет невозможно.
Я ещё помню… -20… спасали только финские шмотки и терма… закутаешься, как кокон, одни глаза видны…и то, лучше в очках…. и короткими перебежками…
Вот-вот. А если еще ветерок…
было как то до -36, вроде и не сильно мёрзли,
пиво замерзало, а так…
Я тоже помню. Так было безветренно и сухо. Снег больше на извёстку был похож, крошился.
В -45с ветром уоттка превращается в гель, но если мазать на хлеб-то вполне.Но нафиг такую зимнюю рыбалку, это не моё!
тогда работал на терминале, мдудак главмех купил соляру летнюю…
грю..де@ил, что делать будем, состав не погрузить, погрузчики глохнут..
…а поставьте их баками к солнцу, путь греется соляра…
-36 в тениии….хзххъхзхз
шапито.
О, один раз зимой чуть не убили заправщика, шесть Хино колом встали с грузом.А причина-заправщик бодяжил соляр.Грузом были овощи в Якутию.Долбанные 90-е.
Тут что сказать? Я язычник. Что Николай, что другой, всё одно. Здравый смысл рулит. При чём здесь зима? Зима это хорошо. Дети радуются. Я с ними гуляю. Они в восторге. Потом за весной лето и тоже восторгу предела не будет. Христианство — бред. Все тайны христианства — прошлое язычества про которое забыли.
Вообще, смысл текста, чтобы люди были добрее и изживали гордыню, зависть, сребролюбие, чревоугодие, блуд и другие непотребства за ради величия Души….
и религия , по большому счету, здесь ни при чём….
Я крестился в 88 году в возрасте 27 лет Уже после этого блукал по разным темам Прочёл библию И как патрон в казённик Это моя вера это мой Бог!
+5!
Вот если Вы расскажите, что Ваш прадед или, хотя бы, дед были язячниками тогда поверим. А так Вы тоже православный, причем даже больше чем я. Потому что ВЕРИТЕ, что Его нет. Я просто сомневаюсь в нем, а Вы верующий. С праздиком!
Всех — ПРАЗДНИКОМ! О святом Николае дополнительное чтение:
«Невероятная история произошла в Харбине в начале XX века и была пересказана известным певцом Александром Вертинским. В то время город был населен русскими эмигрантами, которые привезли с собой
множество икон и даже на железнодорожном вокзале повесили большую икону Николая Чудотворца.
Однажды ранней весной в здание вокзала вбежал мокрый с головы до ног старый китаец. Он распростерся на полу перед иконой. Протягивал к ней руки и что-то бормотал с большим чувством.
Оказалось, что он шел по слабому льду через реку и провалился в полынью.
Несчастного уже затягивало течением под лед, когда он вспомнил, что русские всегда просят помощи у какого то старика, изображение которого висит на вокзале.
— Старец с вокзала, старец с вокзала, спаси меня! — были последние слова китайца.
Потом он потерял сознание. Очнулся он на другом берегу и первым делом бросился на вокзал благодарить святого старца за чудесное спасение.»
Это — отсюда:
http://elohov.ru/svyatitel-nikolaj-ugodnik-chudotvorec/
Много чудес видел мир…
Дело было в 70-е годы прошлого века. Одна советская семья шумно праздновала день рождения отца семейства. Как водится, с застольем, тостами и возлияниями. И в разгар веселья как-то забыли о пятилетнем сыне именинника. А он вертелся вокруг гостей, лазал под столом и вдруг незаметно для родителей пролез на запрещенный для него балкон. А квартира их находилась на восьмом этаже.
В разгар веселья мальчика хватились. Посмотрели: нет его нигде. Ни в комнатах, ни на кухне, ни в коридоре. Дверь закрыта, уйти не мог. Родители устремились к открытой дверце балкона. И на балконе нет! В ужасе отец посмотрел вниз, с содроганием ожидая увидеть распростертое на земле тело сына, – а его Саша спокойно играет на травке. Не дожидаясь лифта, отец помчался по лестнице, выскочил на улицу, подхватил на руки сына, обнял и спросил:
– Саша, как ты здесь оказался?
– Папа, а ты ругать не будешь?
– Нет, сынок.
– Понимаешь, мне стало скучно, я пошел на балкон, стал смотреть вниз, а внизу так интересно. Я перегнулся – и вдруг полетел вниз. Но когда я летел, меня подхватил дедушка.
– Какой еще дедушка? Твой дедушка сидел с нами.
– Нет, другой. Такой красивый, с короткой белой бородкой. Одетый, как в церкви. Он перенес меня вниз, опустил на травку и исчез.
Отец не знал, что и думать. В его материалистическую голову это совершенно не вмещалось. Это против всех законов физики, закона всемирного тяготения, наконец. Но сын здесь, живой. И не мог же он через закрытую дверь пройти! Это уж совсем против всяких правил.
К ликованию всех гостей отец принес Сашу домой, посадил себе на колени и уже не спускал с него глаз. И вдруг сын сказал:
– Папа, я вспомнил, на кого похож тот дедушка.
Отец вначале не понял:
– Какой?
– Как какой? Тот, что меня спас.
Саша повел папу в комнату бабушки. Там он взобрался на стул и показал пальчиком на старинную икону святителя Николая в скромном красном углу:
– Папа, это он!
Разказал Диакон Владимир Василик