Типичные проблемы китайского продукта
Все мы нынче навострились покупать китайскую электронику. Она недорогая и в целом симпатичная. Однако изделия китайских мастеров имеют некоторые общие свойства, не зная которые, можно сильно огорчиться после покупки.
Рассмотрение этих свойств мы проведем на примере типичного китайского продукта — вот такого низкочастотного (звукового) усилителя DianXin electron A-200:
Вообще в теории это усилитель для автомобильной акустики — поэтому у него питание 12-18 вольт постоянного тока с минусом на массе, причем блок питания в комплект не входит. Однако его реальное использование может быть гораздо шире — например, его можно использовать в качестве усилителя для наушников (у него и гнездо для наушников есть), в звуковых инсталляциях для озвучивания помещений, и так далее. Разумеется, про 200 ватт выходной мощности китайцы немножко пошутили — но ватт по десять в канал аппарат качает свободно, что в общем-то за 14$ цены еще до скидок довольно неплохо.
Размерчик весьма миниатюрный — немного больше ладони:
Специфика аппарата — регуляторы тембра (бас и высокие) имеют очень большую глубину, плюс-минус децибел двадцать, если не больше. Это сделано для того, чтобы можно было использовать несколько усилителей для раздельной работы на НЧ/СЧ/ВЧ динамики без использования кроссоверов.
Ну вот, а теперь перейдем к собственно китайской специфике. Внешне аппарат собран довольно простенько — корпус из экструдированного алюминиевого профиля, к нему прикручены шурупами передняя и задняя стенки из листа алюминия. Печатная плата вставлена внутрь профиля на отформованные в нем направляющие, и удерживается передней и задней стенками. Плата из дешевого односторонне фольгированного гетинакса, необходимые на стороне деталей перемычки брошены проволочными мостиками. Никакого SMD-монтажа, все детали обычные, с выводами под отверстия, вся пайка групповая окунанием в ванну с припоем, с последующей допайкой вручную. Типичное исполнение малосерийных китайских изделий (при этом «малосерийность» может означать как несколько десятков устройств, так и несколько десятков тысяч — пока счет не пойдет на сотни тысяч и миллионы экземпляров, в Китае никто не запаривается переходом на дорогостоящие автоматизированные линии и заказные корпуса).
Подсоединяем подходящий блок питания, акустику, включаем — один канал не работает. Ну вот, началось. Втыкаем наушники — оба канала работают. ОК. Постукиваем по корпусу — слышим какие-то потрескивания и шуршания в динамиках. Ну что — понятно, вот она — китайская специфика.
Открываем корпус, достаем печатную плату, смотрим.
Ну что сказать — схемотехнические решения весьма приличные, и даже топология печатной платы довольно грамотная — например, разработчики избежали замкнутых контуров в проводниках массы, и разъединили массу сигнальную и массу силовую. Понятно, что эти две массы всё равно гальванически соединены — но они соединены в одной точке, которая выбрана по минимальной амплитуде пульсаций в силовой шине. Для профессионала это элементарщина — но видели бы вы, сколько устройств спроектированы и серийно выпускаются с нарушением этого правила. А тут видно, что люди грамотные, и они работали, занимались доводкой устройства.
Забавно, что плату, судя по всему, разрабатывали без САПР, вручную — по старой советской технологии выклеивания печатных дорожек чёрной изолентой на майларе в масштабе 1:10. Очень характерный вид, для тех, кто понимает. Единственный косяк — китайцы поленились подрезать круглые площадки для выводов там, где они оказываются близко друг к другу. И это сказалось — при групповой пайке один из конденсаторов оказался закорочен из-за того, что припой образовал мостик на рядом расположенных площадках. Интересно, что на работоспособность схемы это не повлияло и потому осталось незамеченными китайцами при тестировании платы.
Да-да, тут не надо грязи — никто из китайских производителей подобных девайсов не хочет впарить вам дерьмо. Они проверяют каждую такую хреновину на работоспособность — другой вопрос, что работа в момент проверки еще не означает, что устройство останется работоспособным, пока будет лежать на складе и потом ехать к вам.
Вот и характерный пример такого дефекта: у другого электролитического конденсатора плохо пропаялись выводы, и он болтался на своём месте — это и вызывало потрескивания и шорохи при постукивании по корпусу устройства. Типичная «холодная пайка» — припой не смочил выводы, и пока всё было свежее — контакт был, а по прошествии времени соединение слегка окислилось, вибрации расшатали вывод в припое — и контакт стал пропадать.
Аналогичная проблема вызывала и пропадание звука в одном канале — причиной было окисление контакта в разъеме для наушников. Китайцы использовали гнездо наушников с дополнительными контактами, отключающими выходы усилителя от динамиков при втыкании штекера наушников — вот там-то контакты и окислились. Опыт показывает, что бороться с этим бесполезно — окисление означает плохое качество покрытия контактов гнезда. Я просто перепаял гнездо, поставив новое.
Ну и раз всё равно паяем — я провел и дополнительный тюнинг:
- усилил в нескольких местах силовую массу, напаяв на печатную дорожку толстый медный провод
- под микросхему усилителя мощности подложил вместо кусочка гетинакса, обеспечивавшего прижатие микросхемы к теплоотводу, резиновую прокладку
- поставил второй конденсатор в цепь питания, удвоив таким образом буферную емкость
- увеличил емкость керамического конденсатора в цепи питания
- связал отдельным проводом с массой корпуса всех переменных резисторов (забавно, что на плате явно разработчиком была предусмотрена такая возможность — выкинули в целях упрощения производства)
- ввел гарантированную изоляцию корпуса устройства от силовой массы, и сделал надежное соединение корпуса с сигнальной массой
Это всё косметика, работает и без этого всего — но определенное улучшение такие простенькие доработки дали.
Для максимальной реализации потенциала подобных усилителей их следует питать от комбинированной схемы, состоящей из аккумулятора на 12 вольт (я использую литий-полимерный аккумулятор, выпускающийся китайцами для автономного питания промэлектроники) и зарядного устройства для этого аккумулятора, обеспечивающего онлайн-заряд. Аккумулятор обеспечивает огромные пиковые токи без использования электролитических конденсаторов большой емкости, и усилители получают возможность по максимуму раскрыть свою динамику. Для наушников ввиду их малых токов потребления это малосущественно, а вот для акустики — да, эффект есть, и весьма заметный. Кроме всего прочего, схема с аккумулятором имеет чрезвычайно малые уровни пульсаций, а при работе на наушники зарядное устройство можно вообще выключить — влияние питающей сети на усилитель будет полностью устранено.
Кстати, в цепи питания устройства имеется силовой диод, обеспечивающий как элементарную защиту от переполюсовки питания, так и выполняющий роль подавителя импульсных помех. Решение столь же простое, сколь и эффективное — ну а полвольта падения напряжения на нём это плата за все эти радости.
Из минусов схемотехники DianXin A-200 (DX200) отмечу, что выбранная схема коммутации динамиков через гнездо наушников во-первых неудобна, во-вторых ненадежна (см.выше про проблему с гнездом), а в-третьих — приводит к тому, что наушники сидят прямо на выходе усилителя мощности, рассчитанного на работу с акустикой, без защитных резисторов, в результате спалить наушники можно запросто. Я бы сделал переключение с наушников на динамики отдельным переключателем — это сразу решит все проблемы, в том числе позволит ввести в цепь наушников защитные резисторы.
Но прокол с гнездом наушников логически объясним — это широко распространенное в бытовой технике решение, и оно появилось от того, что усилитель DX200 это упрощенная модель усилителя DX210, у которого имелся отдельный — третий — канал для сабвуфера, но зато не было никакого гнезда для наушников. Вполне очевидно, что пользователи захотели введения наушников — в DX210 на передней панели просто нет места для гнезда, пришлось выкинуть канал сабвуфера с его регулятором, поставить гнездо, сделать отключение — ну и понеслось. В очередной итерации китайцы наверняка проблему пофиксят, но сейчас она выплыла вот так.
О чем нам это всё говорит — спросите вы? О том, что китайские устройства в массе своей по задумке весьма приличны, в них конструктивных огрехов как бы не меньше, чем в устройствах именитых брендов. Их главная беда — это по сути ручная сборка, приводящая к некоторой лотерее с качеством. Да-да — автомобили Феррари из-за ручной сборки страдают теми же самыми болезнями, у некоторых покупателей они приезжают в дилершип на эвакуаторе на следующий день после продажи, а то и сгорают прямо на дороге. И, заметьте — за совсем другие деньги.
Массовые устройства, собираемые на автоматизированных линиях — от этой беды свободны. В конце концов, мы же все знаем, что iPhone и iPad собираются на тех же линиях китайского Foxconn, что и аппараты китайских брендов, соответственно качество изготовления у них одинаковое.
Вторая проблема китайских устройств связана с минимизацией цены. Это приводит к использованию самых дешевых комплектующих, которые приносят вот такие вот сюрпризы — вроде непропайки выводов или плохого покрытия в гнезде. Вот это уже сказывается и на конвеерных, массовых, устройствах. С этими проблемами борются отбором комплектующих — но с переменным успехом.
Что из этого следует? Из этого следует, что китайская электроника — это сочетание лотереи и конструктора «умелые руки». Если руки приложить — элемент лотереи почти полностью исчезает, и наоборот — если их не прикладывать, то воспринимайте покупку китайского девайса как ставку в лотерее, с вероятностью выигрыша высокой, но не 100%.
PS. А вот вам характерный пример конвеерного китайского девайса, на котором не экономили:
Это так называемый «Портативный беспроводной динамик Youwin UDN7». Он размером немного меньше ладони. Гаджет столь же странный, сколь и интересный: во-первых, это выносная громкоговорящая блютус-гарнитура (динамик + микрофон, можно использовать в автомобиле в качестве hands-free), он же дистанционная кнопка для селфи, и он же — автономный MP3-плеер (есть гнездо для микро-SD карты) и даже FM-приёмник. Причем качество и громкость звука (не только речи, а музона) удивительно хорошее для такого маленького девайса, приемник ловит отлично, и работает от одного заряда встроенного аккумулятора долго. Да еще и пыле-влаго-защищенный (топить в воде не надо, но дождь ему не опасен). Всё сделано очень аккуратно, корпус с резиновым напылением весьма прочный. Жаль только, что разговаривает по-китайски (да-да — там навигация в меню озвучивается).
Этот девайс JD продавали по акции за 3.99 доллара — но вообще он стоит значительно дороже, несмотря на скромный вид. Это продукт современной индустриальной технологии, и я не слышал, чтобы у кого-то он не работал.
Доходчиво …спасибо
В общем, берешь старый добрый паяльник, мотаешь трансформатор и втыкаешь незабвенные 6Н1П и 6П45С и вуаля — получаешь усилитель класса Hi-End на искомые 200 вт, причем реальную, без дураков, мощность. А всего-то 4 лампы, трансформатор, пять конденсаторов и десяток резисторов.
Угу, только две проблемы :)
Мотальщик из меня тот еще, и корпус для готового устройства нужен. Сейчас вот проект теплых ламповых часов на ИН встал из-за невозможности заказать нормальные корпуса :(
Ну, если мотать самому сложно, можно заказать. Таких контор сейчас много. Корпус — ну не делайте мне смешно, на алиэкспрессе их валом, от 500 р до 20 тыр.
Ну, трансформаторов там будет минимум два — питающий и выходной. Для стерео — три (два выходных) и соответственно минимум шесть ламп, если двухтактники.
Про 200 ватт вы пошутили. С 6П45С можно снять в однотактной схеме максимум 12 ватт, в двухтаткной с двух 6П45С — 25-30 ватт, не больше. Чтобы снять хотя бы 50 ватт — потребуются несколько иные лампы, либо ставить по 4 лампы (по две впараллель) в канал. А чтобы усилитель на 6П45С хорошо звучал — лампы придется включить в триодную схему и загнать в А-класс, в результате мощность двухтактной схемы не превысит 9 ватт с пары 6П45С.
Увы, жизнь это боль.
Это смотря по какой схеме подключать. Но пиковую мощность в 200 ватт 2 лампы дают — сам мерял. Китайцы ж выставляют именно её в своих девайсах. Впрочем, у меня до сих пор работает усилитель на ГУ-50, собранный еще в 80-х.
Ну так пиковую в 200 ватт и это вот китайское фуфло выдает, которое в ладонь размером.
Скажу больше — доступны за очень умеренные деньги дигитальные усилители по киловатту реальной мощности в канал, мощность это сейчас не проблема. Причем КПД у них 95% и выше.
Как сделано? ШИМ, широтно-импульсная модуляция с цифровым управлением. Сейчас всё это реализовано в готовых микросхемах, поэтому уже и мудрить не надо.
Ну а любители «теплого лампового звука» теперь сидят исключительно на такой схемотехнике:
Триод
Однотактная схема
А-класс
без обратной связи
По понятным причинам усилитель такой схемотехники на 30 ватт в канал весит около 30 кг и стоит как автомобиль. Греется как электрокамин и жрет энергию так же.
Ну мой на ГУ-50 весит порядка 20, имеет хорошие характеристики и стоил рублей 20 за все про все. Обратная связь, разумеется, имеется. Детали брал на заводе в Красном Селе. Корпус, правда, да, титановый матовый — 1 бутылка водки специалисту на номерной завод. Ну а прелесть в том, что в данной схеме никаких микросхем нет, ломаться нечему. Разве что лампы сядут — но они у меня есть, на мой век хватит, а они не деградируют при хранении со временем, в отличие от полупроводников.
Кстати, я подумываю сделать ламповый усилитель для наушников строго по аудиофильскому рецепту — триод, однотакт, без ОС.
Альтернативное решение — бестрансформаторная двухтактная схема на триодах 6С19П или 6H6П. Это дерзко и не по канону.
Ну, каноны они разные бывают. Есть неплохие ламповые решения для аудио.
У меня когда-то был построен бестрансформаторный двухтактный аппарат, в выходном каскаде которого стояло 20 штук ламп 6С19П. Только представь себе этот ад.
А вообще в загашнике у меня лежат лампы, у которых катод имеет вид цилиндра диаметром два с половиной сантиметра. Катод. Его накал потребляет 12 вольт 15 ампер на каждую лампу. Размеры всего остального можешь представить.
Руки так и не дошли сделать на этом усилитель. Потому что я понял, что это — безумие. 400 ватт потребления одними накалами одного двухтактного каскада, суммарная мощность блока питания около 2.5 киловатт — это только на один канал, нет, простите, это уже чересчур.
Я о таких изысках и не слыхал, это уже за гранью. Ну, нет 5 кВт на питание — провода что, непосредственно с подстанции тянуть? Бред.
Сварочные или пусковые провода?
Да хбз, люминь получается 2,5 кв. по трем фазам. Да пошло оно в задницу, это пусть в концертных залах делают. Колонок Маршалл у меня нету.
Ну, слава полупроводникам — вопрос с озвучанием площадок решили цифровые усилители D-класса.
До прихода цифровой эры такое решение я наблюдал на армейской звукоусилительной станции — оконечники по киловатту в канал на ШИМ-ключах. Это чтобы вещать пиндосам — «сдавайтесь, вы окружены» километров за тридцать. Рупорные динамики с жидкостным охлаждением катушек, и всё такое.
Альтернативным решением был пневматический динамик на струйной технологии. Воздух под высоким давлением через колеблющееся титановое сопло подается на стальной разделительный клин. Или наоборот — колеблется сам клин. Но это нашло применение в основном на авиационных звуковещателях.
Что — вы про такое не слышали? Между тем, в этом нет ничего нового. В 1898 г. Х. Шорт запатентовал конструкцию громкоговорителя, управляемого сжатым воздухом, и затем продал права Чарльзу Парсонсу, получившему ранее 1910 г. еще несколько британских патентов на аналогичную технологию. Несколько компаний, включая Victor Talking Machine Company и Pathe, выпускали проигрыватели, использующие головки, управляемые сжатым воздухом. Однако подобные устройства (головки косвенного излучения) нашли лишь ограниченное применение ввиду плохого качества звука и неспособностью воспроизводить звуки низкой громкости. Разновидности подобных систем использовались в звукоусилительных установках (для больших площадей, стадионов и т. п.).
Слов много, слова хорошие, но где же фото унутренностей сего девайса?
Гугол ответа не дал, может автор поможет?
У китайских девайсов еще есть одна и глобальная проблема: припой они используют непонятно какой, его греть приходится градусов до 400-т, и тогда он благополучно разваливается на какие-то ошметки. Единственный выход -это перемещать припой на контактных площадках со скажем пос-61 и эту смесь удалить (плетенка, эрса, люкей у кого что есть), ну и запаять нормальным припоем. Флюс китайские товарищи тоже любят использовать редкостной вонючести и липучести, даже с флюксоффом удалить непросто. А так да, руки прямые — китайское работает :)
Не, сыплющийся припой мне попадался редко.
Внутренности — когда соберусь развинчивать еще раз, уже тогда.
Есть такой припой, попадался пару раз
Хм, я таки на него постоянно натыкаюсь. Сначала думал бессвинцовка, но таки действительно очень странно плавится.
У меня долго (после ГДР) хранился их журнал «Квелле», как-то удивлял.. рекламировал колонки с бешенной мощностью, в реале было всего ничего….
Почему, такая разница в оценке мощностей? Что берётся за искомое при оценке мощности у них и у нас, так и не понимаю?
Меряют пиковую мощность, она раз в 8 больше рабочей. В СССР было принято указывать именно рабочую мощность.
Классическая электроакустика различает две макс. мощности — RMS и РМРО.
RMS — это синусоидальная мощность, предельная без искажения формы сигнала (точнее — когда искажения не превышают указанного в паспорте значения).
РМРО (англ. peak music power output) — пиковая музыкальная мощность. Для определения мощности РМРО не существует стандартной процедуры измерения (мощность сигнала, продолжительность), каждый производитель выбирает её самостоятельно. Поэтому даже нельзя сравнивать показатели РМРО продукции разных производителей.
Во времена наплыва типа «японской» техники в ходу была формула RMS=РМРО/13 (есс-но +/- 2 сапога по карте, и скорее уж в — :) ). Кто не помнит бумбоксики с коробку от обуви с мощёй 250 Вт, ххх :) ?
А мы вроде на 30 делили. Насколько я понимаю, PMPO — это если подать импульс этой мощности, то устройство еще не сгорит. Но сами параметры импульса — загадка.
«Китайская электроника — это сочетание лотереи и конструктора «умелые руки». Если руки приложить — элемент лотереи почти полностью исчезает, и наоборот — если их не прикладывать, то воспринимайте покупку китайского девайса как ставку в лотерее, с вероятностью выигрыша высокой, но не 100%.»
Запомню слово в слово, ибо крайне часто сия тема в разговорах всплывает.
Ушол перешивать Мейзу М2. Который шикааарен, особенно если вспомнить его стоимость (шесть с половиной рублей). А мелкие огрехи? Есть, но надеюсь большей частью исправим прошивкой, а остальное допилим в частном порядке.))
Вам чего не празднуется? технари больные … своей техникой. Сочувствую…
А технари, они такие- технике плеснут спирта, а себе повысят вольтаж,чтоб торкнуло.)))
«А теперь показываю, как правильно протирать спиртом протирать контакты!»