Богоявленский Кафедральный Собор

Сегодня прекрасный и светлый праздник Богоявления Господня!

А ещё сегодня день рождения нашей прекрасной музыкальной феечки Linda!

Всех благ тебе, Дорогая! Пусть в твоей жизни всё будет уместно и гармонично. А в качестве подарка прими от меня статью о Елоховском Храме…

Неподалеку от центра Москвы, в плотной городской застройке возвышается величественный храм. Можно смело сказать, что каждый житель столицы — независимо от возраста и положения, если и не почитает, то точно знает его. Достаточно произнести: Елоховский собор, как вы найдете полное понимание у своего собеседника. Действительно, Богоявленский кафедральный собор является сердцем духовной жизни православной России последних 60-ти лет. Он никогда не закрывался. Авторитет собора особенно возрос в период тяжелых атеистических советских десятилетий. Его лампады все эти годы продолжали сиять новой Вифлеемской путеводной звездой. Непосильными трудами его священно- и церковнослужителей, прихожан храму удалось выстоять и помочь сохранить светлую веру в сердцах миллионов людей. И если наполненная религиозная жизнь собора была на виду у мира, то сейчас настала пора определить и его значение как национального памятника архитектуры.

Церковь во имя Богоявления Господня была основана в XVII веке. Первоначально она являлась деревянной. В 1722 — 1731 годах попечительством царевны Прасковьи Иоанновны и при поддержке императора Петра I был построен каменный храм с приделом, посвященным Благовещению Пресвятой Богородицы. Освящение состоялось 4 июля 1731 года. В 1790 — 1792 годах к храму пристраивают придел во имя святителя Николая чудотворца и перестраивают Благовещенский придел. Эта церковь особенно близка каждому русскому человеку тем, что в ней на восьмой день от рождения крестили Александра Сергеевича Пушкина.

Однако вскоре храм уже не мог вмещать быстро разросшийся приход. Потому в 1837 году старая церковь была частично разобрана и «начата постройкой каменная в обширнейшем против прежнего размере и лучшей архитектуры», законченная в 1845 году. Архитектором храма стал известный московский зодчий Евграф Дмитриевич Тюрин (1796 — 1872). Его сооружениям свойственна стилистика позднего классицизма и ампира. Он также работал над зданиями Московского университета, включая и университетскую церковь во имя святой мученицы Татианы.

Интересно отметить, что одновременно с возведением Богоявленского храма в Елохове, другой известный архитектор К.А. Тон приступил к сооружению храма Христа Спасителя, возрождая традиции национальной средневековой архитектуры.
Несмотря на то, что Е.Д.Тюрин создал Елоховскую церковь в рамках европейской ордерной культуры, он не отступил и от традиционного в православном зодчестве куба, завершенного каноническим пятиглавием. В решении внешнего убранства собора Тюрин продолжал следовать требованиям академического канона: в нем подчеркнуты пропорциональные соразмерности частей архитектурных объемов, найдено удачное соотношение основного здания с каноническим пятиглавием. При этом архитектор замечательно преобразовал характерные для храмов средневекового периода барабаны куполов в репрезентативные павильоны-ротонды с большими проемами окон. Их мелкие переплеты создают ощущение легкости и воздушности. Разделяющие их пары колонн полностью закрывают простенки между ними, усиливая эффект движения вверх. Центральный купол словно парит среди себе подобных других четырех куполов, определяя основную вертикальную ось сооружения.

Северная и южная стены собора во имя Богоявления Господня декорированы выступающими порталами-ризалитами с колоннадами и парными пилястрами, как бы поддерживая антаблемент. Вверху между ними — широкое полуовальное окно, которое несут две круглые колоннады. Эта своеобразная пространственная декорация разрушает монотонность монументального куба, придавая зданию Церкви легкость и нарядность.

Колокольня собора представляет собой удивительной красоты сооружение, состоящее из поставленных друг на друга уменьшающихся вытянутых четвериков. Их стены прорезаны широкими сквозными арками. Нижний регистр колокольни носит торжественный характер: каждая из трех сторон увенчана арками, над которыми расположены треугольные распластанные фронтоны, поддерживаемые парами круглых колонн-столбов. На втором и третьем ярусах по углам размещены по одной круглые колонны. Их словно «вжимают» под углом широкие пилястры, которые в свою очередь фланкируют арки звонов. Последний регистр колокольни освобожден от декоративных элементов. Он увенчан легкой золоченой маковкой с крестом. Благодаря сквозным аркам-звонам и тонкому белому архитектурному декору это удивительное сооружение приобретает прозрачную легкость и невесомость.

Основные колокола собора сохранились, кроме одного — большого. Его особенно ценил выдающийся специалист по колокольному звону К.К. Сараджев. Но трещина, образовавшаяся в многотонной массе металла, исказила чистоту его тона. Колокол пришлось заменить на другой, отлитый в 1900 году и приобретенный в Большом театре России.
К западной стене храма примыкает сохранившаяся трапезная конца XVIII века. Ее вытянутые вдоль улицы стены прорезаны прямоугольными окнами с треугольными фронтонами. Их разделяют белые пилястры. Углы торца трапезной, связанного временем создания с первым ярусом колокольни, мягко скошены и украшены горизонтальными прорезанными линиями. Но процесс поновлений коснулся и трапезной. Первые дополнения были произведены в 1889 году архитектором П.П. Зыковым. Он украсил ее сдержанный облик рядом деталей: широким и приземистым фигурным куполом, опирающимся на глухой железный барабан, протяженным аттиком вдоль фасада с выделенным в центре его трехарочным портиком.

Входя в храм через просторный притвор колокольни, молящиеся попадают в широкую трапезную с низкими сводами, опирающимися на два четырехугольных столпа. С основным храмом трапезная соединена небольшим проходом, на стенах которого помещены восемь икон. В пространстве главной части собора взоры прихожан устремляются вверх — навстречу образу Троицы Новозаветной. Ее изображение венчает зеркало купола центральной ротонды храма. Свет, льющийся мощным потоком из окон, кажется увеличивает пространство соборной церкви во имя Святого Богоявления и освещает изображенные по кругу барабана образы русских святых — заступников державных: святых равноапостольных великого князя Владимира и великую княгиню Ольгу, святого благоверного князя Александра Невского, святого благоверного Московского князя Даниила, преподобного Сергия Радонежского, святителя Тихона Задонского, святителей Михаила, Петра, Алексия, Ионы, всея России чудотворцев, святителя Димитрия Ростовского и блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Величественная ротонда, опирающаяся на паруса с изображениями святых апостолов и евангелистов Иоанна Богослова, Марка, Луки и Матфея, словно покрывает храмовое пространство целиком. Архитектурная роль ротонды становится доминирующей в интерьере собора. Опорой этой масштабной и удивительно красивой конструкции служат гигантские опорные арки. Их поддерживают четыре мощных четырехгранных столпа со скошенными углами, пара которых скрыта от глаз молящихся иконостасом. Столпы принимают на себя всю тяжесть сводов собора.

Восточную стену храма украшает восемнадцатиметровый сложной формы иконостас. Его пышный позолоченный растительный орнамент выполнен в традициях русской резьбы. Удлиненные образа иконостаса с полукруглыми завершениями написаны иконописными мастерами по академическим канонам, утвержденным Святейшим Синодом Русской Православной Церкви в середине XIX века (так называемый свето-теневой стиль).

Незадолго до начала Первой мировой войны в Богоявленском соборе начался новый этап поновительских работ. В 1912 г. В.Р. Чубаров вновь вызолотил иконостас. Заново была отделана трапезная с Никольским приделом. Росписи стен выполнила артель известного мстерского иконописца, реставратора и предпринимателя В.П. Гурьянова, которому кроме того выпало счастье впервые раскрывать от позднейших наслоений и вековой копоти «Троицу Ветхозаветную» преподобного Андрея Рублева.
За последние тридцать лет в Богоявленском соборе произошли некоторые изменения, вызванные жизненной необходимостью. Помимо сложнейших ремонтных и реставрационных работ, встал вопрос о таком целесообразном внутреннем благоустройстве собора, которое, не затрагивая сущности уникального сооружения, соответствовало бы его богослужебной жизни. Работы по перестройке отдельных частей интерьера и выявление новых функциональных площадей осуществлялись с удивительным тактом и пониманием значимости самого архитектурного памятника. Были расширены южный и северный балконы для певчих, возведен центральный балкон между западными столпами. Но даже опытному глазу специалиста трудно заметить эти нововведения.

В 1970-х годах была осуществлена реконструкция ранее не достроенной апсиды, в которой значительно расширили пространство главного алтаря.

Благодаря установке сложного кондиционера с автономным охлаждением водой из собственной (!) 250-метровой скважины были обеспечены максимальные условия для поддержания нормального температурно-влажностного режима в соборе в любое время года.

Реставрационные работы в Богоявленском соборе ведутся практически постоянно с 1970-х годов. За это время удалось промыть, укрепить и тонировать огромную площадь настенной живописи, реконструировать его дворы и прилегающие строения. В 1987 году началась трудоемкая работа по реставрации главного иконостаса, и сегодня, благодаря стараниям искусных мастеров, он удивляет и радует прихожан своим величием.

Богоявленский собор — один из немногих отечественных храмов, которому, с Божией помощью, удалось избежать закрытия и осквернения. Однако советский дамоклов меч постоянно висел над собором. Из него хотели, конечно, «по просьбам трудящихся», сделать и музей редких книг, и кинотеатр. Случались и безобразные хулиганские выходки даже в стенах храма во время литургии. Но всероссийский Богоявленский кафедральный собор выстоял в столь тяжкой для церкви борьбе с атеистическим бесчинством и дожил до светлых дней возрождения церковной жизни.

С 1945 года Богоявленский собор в Елохове служит Патриаршей кафедрой. После того, как Патриаршия Всероссийская кафедра переместилась в храм Христа Спасителя, Елоховский собор стал Патриаршей Московской кафедрой.
В Москве когда-то было сорок сороков церквей и соборов. Многое утрачено навсегда. По старым фотографиям и графическим работам мы сохраняем в памяти образы таких шедевров русской архитектуры, как Вознесенский и Чудов монастыри в Кремле, церковь Николы Большой Крест и другие, дорогие нам святыни. Немало храмов восстанавливается в наши дни. Но особой ценностью будут обладать те, которые сохранил Господь со всеми ценнейшими духовными и материальными свидетельствами прошедших эпох. К таким, безусловно, принадлежит и всеми почитаемый собор во имя Богоявления Господня.

 

По материалам альбома «Богоявленский кафедральный собор»

Материал: Miriam Kogan специально для Linda )))
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Miriam на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментариев 15

  1. Gena:

    С Праздником Всех Вас!(в купель окунались? У нас, несмотря на мороз, очередь длиннющая!) И, персонально , Заведующую Музобозом, с Бездником!

  2. Ричъ:

    Фэйгэлэ — с днюшечком! Норот — с праздничком!

  3. Serg8888:

    Всех с Праздником! В самом центре европейской части страны -4. С утра колокола усех будили на подъём.
    Феечку Линду с днём рождения! Пусть будет всегда 18 лет + N лет опыта.)))

  4. Небритое прямоходящее:

    С Днем Рождения!

  5. Felisket:

    Интересная статья, спасибо Мириам! Внимательно посмотрел на фото и поймал себя на мысли, что по архитектуре московский Богоявленский собор чем-то схож со златоустовским Свято-Троицким собором, который был заложен в 1835-м и завершен строительством в 1842-м. Высота нашего собора была 51 м, он вмещал более 3 тыс. чел. Пятиярусная колокольня была высотой 72 м. В своё время был самым большим храмом Уфимской губернии. К сожалению в 1934 году собор был разрушен, хотя в это время в нём уже размещался краеведческий музей и была охранная грамота как на памятник архитектуры.

    Весь крещёный люд с праздничком!

    А сиятельнейшую Линду с днём рождения! Главное пожелание ей — здоровья, потому как без здоровья и ни туды, и ни сюды!

    • Miriam:

      Похожая история с Храмом Христа Спасителя в Москве и в Шуе, где была построена точная, но уменьшенная копия храма московского… так же на пожертвования горожан… на нём советские власти «репетировали» снос московского храма… так же не смогли ничего путного на этом месте построить… сейчас там сквер с памятником Ленину… о восстановлении храма речи пока не идёт, хотя шуйский народ об этом и задумывается…

      • Felisket:

        У нас восстановить вообще нереально из-за изменившейся топографии городской площади. Горы, однако, тесно ))

  6. samara_ru:

    Linda! С Днем Рождения! Счастья! Здоровья! Спасибо Miriam, за статью!

  7. Linda:

    Дорогие мои форумчане! Благодарю за поздравления!!! Очень приятно и трогательно! ?☺️
    Мирочке спасибо отдельное! Елоховский собор мой самый любимый, самый близкий к сердцу. ))))

  8. T 100:

    Всех — с Праздником! Линда — с Днём рождения! Счастья и здоровья! Мириам — спасибо за статью!

  9. BOMK:

    С праздником, Православные!
    Чтобы знать суть праздника и смысл омовения, а не «купаться в ледяной воде», который заменяет некоторым экстрим преключение и ничего общего не имеет с Верой, предлагаю ссылку на фильм, раскрывающий Истоки:
    Великие праздники. Крещение Господне 2011г.
    https:// www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=9QNPxpTu8xY
    ————
    после // убрать пробел

    • Miriam:

      Спасибо, посмотрим, может, чего нового узнаем ;)

      • Linda:

        С Праздником, православные! Мира вашему дому, спокойствия и благоденствия!

  10. nina postnikova:

    Хоть и поздненько,но прими,Линда,и мои поздравления и ворох саманаилутших пожеланий,важнейшее из которых-здравие.

    • Linda:

      Благодарю, Ниночка, за поздравление. Очень приятно. А тебя с праздником Крещения!