Интервью из Зазеркалья

Что может заставить пользователей отказаться от пиратской музыки и фильмов? Как с нелегальным контентом борется Российское авторское общество (РАО)? Почему стриминговые сервисы вредят музыкантам? Гендиректор Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC) Гади Орон рассказал о борьбе с пиратами, заработках авторов и контроле за интернетом. (на фото — Президент CISAC Жан-Мишель Жарр)

«Лента.ру:» В России далеко не все готовы платить за фильмы и музыку в интернете. Это только у нас так?

Гади Орон: Не сказал бы. Европейцы тоже пользуются пиратскими сайтами. И никто не в состоянии измерить реальные объемы пиратства, хотя многие безуспешно пытаются. Конечно, ситуация не такая ужасающая, как 10-15 лет назад, когда пиратство процветало повсеместно. Сейчас все больше потребителей переключаются на добросовестные сервисы. Международный опыт показывает, что уровень пиратства ниже в тех странах, где пользователям доступно больше разнообразных легальных стриминговых сервисов. Постепенно меняется и отношение общества — люди понимают, что если авторам не платить, то и создавать они ничего не будут.

Если говорить о России, то мы видим, как Российское авторское общество (РАО) и другие организации по защите авторских прав привлекают к проблеме пиратства все большее внимание общественности и властей. Но это процесс не быстрый и весьма специфический, так что о результатах можно будет судить лишь по прошествии времени.

Но возможно ли в принципе приучить людей платить за контент в сети?

Знаете, некоторые даже не осознают, что, скачивая что-то в интернете, они нарушают авторские права. Пользователям постоянно надо объяснять, почему важно платить за контент. Ведь из этих денег идут отчисления авторам — вроде бы очевидные вещи.

Может, стоит поступать, как во Франции, — отключать от интернета, если качают нелегальный контент?

Кстати, несмотря на многочисленные споры и критику, эта система действует до сих пор. Во Франции создали специальное агентство, которое рассылает любителям пиратского контента письма с предупреждениями. После трех таких писем пользователя привлекают к судебной ответственности. Так поступают не только во Франции, но и, например, в Южной Корее, Новой Зеландии и США.

Хотя мне кажется, что само по себе отключение от интернета не способно решить проблему пиратства. Как я уже говорил, некоторые действительно не понимают, что, скачивая нелегальные песни или фильмы, нарушают закон. И уж тем более не осознают, как это важно — чтобы авторы получали вознаграждение.

Так что бороться с пиратством нельзя только одним методом. Нужен комплексный подход, одновременно учитывающий и опыт авторских обществ, и возможности государства.

А почему люди вообще должны думать о вознаграждении для авторов?

Простой пример. В 2014 году на семинаре в рамках Генассамблеи Всемирной организации интеллектуальной собственности выступал известный канадский автор песен Эдди Шварц. Он писал для многих знаменитых исполнителей, в том числе для Джо Кокера. Так вот, он подсчитал, что разошедшийся миллионным тиражом альбом с его песней приносил ему примерно 45 тысяч долларов. Он получал прекрасный платиновый диск и приятный денежный бонус.

А сегодня за один миллион проигрываний своей песни на легальном сервисе он получает всего 35 долларов. Поэтому он как-то сказал: «Мой платиновый диск превратился в питу (лепешка из пшеничной муки — прим. «Ленты.ру»)». Если за каждое воспроизведение авторы получают в среднем 0,000001 доллара, то у них просто нет будущего. И это лишь доход авторов от легального скачивания, а вы подумайте про упущенную выгоду от пиратства.

Очевидно, что завтрашний день — за цифровой средой. Но, помимо пиратства, есть и другая, совершенно не очевидная для пользователей проблема — крайне низкий уровень авторских отчислений от стриминговых сервисов. Авторы не смогут жить на эти деньги, даже если все население Земли будет слушать музыку только через стриминговые сервисы.

Тут речь даже не о пиратах, а о тех, кто работает легально! Генеральные директора этих компаний назначают себе бонусы в 15 миллионов долларов, а авторам и правообладателям перепадает всего 15 процентов доходов. Выходит, что мы помогаем iTunes или Google стать еще более успешными, но авторы так и остаются без достойной платы за свой труд. Но так быть не должно. Как любит повторять президент CISAC Жан-Мишель Жарр: «Авторы существовали до изобретения электричества, и они будут существовать после того, как интернет умрет». Наша же задача авторов защитить.

Сколько всего средств поступает авторам от интернет-сервисов?

В прошлом году организации по коллективному управлению правами по всему миру собрали для авторов в общей сложности 7,9 миллиардов евро. И только 6 процентов от этой суммы пришлось на интернет-сервисы. Если будущее наших авторов за интернетом, то у них большие проблемы. Наша задача — не только увеличить сборы с цифрового рынка и снизить уровень пиратства, но и сделать систему отчислений со стриминговых сервисов более прозрачной.

Выходит, что легальные сервисы — это не абсолютное добро? Вот в этом году в Россию пришел Netflix. Такой крупный игрок на рынке — это хорошо или плохо?

Приход в Россию Netflix — скорее позитивный момент. Опыт таких площадок доказывает, что у них есть будущее. В Европе вообще много успешных легальных сайтов. Посмотрите на iTunes, GooglePlayMusic или Spotify. Но опять же, рынок только пытается найти способы продвижения продукта, которые бы нравились и потребителям, и авторам. И мы работаем на разных уровнях, чтобы найти общее решение. Например, стараемся объяснять государству, что нужно менять законодательство. Если этого не делать, площадки продолжат находить отговорки, чтобы не платить деньги авторам.

Чиновники не всегда представляют себе масштаб нарушения прав в цифровой среде, поэтому с ними необходимо разговаривать цифрами. В прошлом году вместе с ЮНЕСКО мы провели исследование о вкладе творческой индустрии в глобальную экономику. Подсчитали, сколько рабочих мест ею создано, какую прибыль она генерирует. Мы хотели показать, что реальный вклад авторов в мировой ВВП огромен. Отношение правительств меняется, когда в ход идут конкретные цифры.

При этом нам важна та работа, которую ведут организации-члены CISAC, защищающие авторские права на местах. И здесь мы положительно оцениваем вклад Российского авторского общества. Важно, что РАО находится в непрерывном диалоге с государством, ищет оптимальные решения для развития системы коллективного управления правами и защиты интересов авторов. Совместно разрабатываются законодательные инициативы и предложения по развитию авторского права. И мы рады, что используются международный опыт и экспертиза CISAC.

А как вы оцениваете российские законы, регулирующие авторское право?

За последние годы российское законодательство об авторском праве сильно поменялось: например, введена система государственной аккредитации авторских обществ, появилась система расширенного лицензирования.

Как я уже говорил, качественные изменения возможны только при совместной работе государства и авторских обществ. Россия в этом смысле преуспела в последние годы. В чем я еще раз убедился в ходе недавней трехсторонней встречи с руководителем Федеральной службы интеллектуальной собственности (Роспатент) Григорием Ивлиевым и генеральным директором Российского авторского общества Сергеем Федотовым. Сегодня мы видим позитивные результаты такой совместной работы — российский рынок изменился, стал более прозрачным и контролируемым.

Для нас также важно, что общества по защите прав авторов представляют и интересы зарубежных граждан. Так, например, только у РАО заключено порядка 190 договоров о взаимном и одностороннем представительстве интересов с другими иностранными профильными организациями в 68 странах мира.

За последние годы сумма выплат авторам в России увеличилась почти в два раза. Это серьезный результат.

То есть в России с авторскими правами все не так плохо?

Я могу судить по нескольким показателям: по объему сборов в пользу авторов и распределению этих средств. В этом смысле дела в России обстоят очень хорошо. А сложившуюся систему я могу назвать одной из самых эффективных в наиболее быстро развивающихся крупных странах.

Источник материала
Материал: Демьян Широков
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментариев 55

  1. Gena:

    Ниччо не понял.

  2. Владимир:

    >>только у РАО заключено порядка 190 договоров о взаимном и одностороннем представительстве интересов с другими иностранными профильными организациями в 68 странах мира<<
    А в судах юристы РАО не могут показать эти договоры, хотя и заявляют о их существовании. Часть судов на основании это отказывают РАО в исках против юрлиц, занимающихся кинопрокатной деятельность, часть судов, ведётся на аргумент РАО "РАО аккредитованная государством организация" (на сбор авторских вознаграждений).
    В половине случае у РАО есть правовые основание на получение авторских выплат, в половине случаев нет, и куда уходят собранные средства — неизвестно.
    Читая решения судов по таким делам, обратил внимание, что приобретая лицензию (простую, неисключительную) , кинопрокатная организация по сути выплачивает все возможные вознаграждения правообладателю, которому также принадлежат права на контент, созданный авторами по договорам (в российском ГК это называется договор авторского заказа). Но отчего — то суды и РАО не разбираются в таких "нюансах", а "бреют" всех без разбору.
    Существование подобных объединений, вроде РАО, конечно необходимо, но правовой беспредел в вопросах сборов, а то точнее поборов, в адрес авторов, которые не уполномочивали каким-либо образом РАО на это действо, напрягает. А российские суды пока на стороне РАО и им подобных.

  3. Федя:

    Если так уж хотят взяться за защиту авторских прав, то пусть берутся это делать везде. Если не могут, то пусть идут лесом.

    • Владимир:

      Если есть легальный способ отъёма денег, кто от него откажется?

      • Gena:

        Оль тру изд!

      • Федя:

        С какого перепугу пенгвины продают земли на Луне? Она моя…

        • Gena:

          Луна-это оптический обман, сделанный в голом вуде.

  4. Митрич:

    «…если авторам не платить, то и создавать они ничего не будут.»
    А вот это — прямая ложь! Человек — творец по своей сути. Человек творил когда денег еще даже не придумали. И еще — очень много гениев были признаны только после смерти. Они жили в нищите и ТВОРИЛИ.
    А вот попсу — ее действительно «гонят» только ради денег. Так что творцы останутся, а ремесленники… туда им и дорога.

    • Gena:

      Гы, Митрич, а много у тя пиратских записей пукгачёвой или Розы Рымбаевой?)))

      • Митрич:

        Не совсем вопрос понял. Ты Пугачеву в классику записал, что ли? Нет, это как-раз и есть попса.
        Лично у меня только классика, а за нее «авторские» не берут.

  5. and:

    «…если авторам не платить, то и создавать они ничего не будут.»
    А по мне, так пусть и не создают. Если всем этим скоморохам мало того, что они получают с концертов и рекламы, то пусть идут в токари или продавцы. Там зарплаты, наверное побольше, чем в шоу-бизнесе и работа полегче? ;)
    Потом «рынок отрегулирует» (с) и придут те, кто готов творить за меньшее вознаграждение и не столь жаден, чтобы непременно получать ещё и за простое прослушивание своего «творчества» простыми пользователями. И не факт, что эти менее жадные «творцы» будут создавать худшую попсу, чем теперешние скоморохи.

    • Proper:

      Я вам больше скажу. Вот копираст там привел пример «известный канадский автор песен Эдди Шварц. Он писал для многих знаменитых исполнителей, в том числе для Джо Кокера.»

      Я задам очень простой вопрос: а что — Джо Кокеру он песни отдавал бесплатно?

      Это не так. Написание пейсни ему уже оплатил исполнитель. А если он отдавал бесплатно — то я вообще не вижу предмета продажи.

      Ну так с какого хрена дяденька хочет получать еще и с каждой копии песни? Это всё равно как если бы ВАЗ пожелал получать не только ценник машины, но еще и процент с каждого перевезенного таксистом на Калине пассажира, с каждого тоннокилометра перевезенного груза. Ощущаете маразм?

      Вот дальнобой возит груз, таскает фуру тягачом Mercedes. И тут к нему приходят люди из Мерседеса и говорят — а изволь-ка ты нам отстегивать не только ценник грузовика, но еще и процент с твоего дохода за перевозки. За авторские права на форму руля и сиденья. Причем это будет только начало — затем придет производитель фуры с той же претензией на процент, затем — производитель шин, и так вплоть до болтов и лампочек.

      Я вообще не понимаю — чего тогда теряются производители всяких гитар и барабанов, чего не организуют ассоциацию защиты авторских прав изготовителей музыкальных инструментов, и не дерут авторские с каждого лабуха за каждую копию пейсни, где проигрыш был на гитарке их фирмы? Чего с авторов не дерет авторские государство Россия за использование русского языка — или чо, копирайт на русский язык более невероятен, чем на текст гугнопейсни про три аккорда?

      • Gena:

        Только ВАЗу об этой идее не надо говорить, от дураков мысли надо держать подальше…

      • Sobolek:

        Процент с дохода мерседес берет запчастями , которые водила покупает у мерсюков. Чем больше ездит — тем больше отчислений с каждого километра.

  6. FLY_Slim Jr.:

    Таблетки от жадности пусть едят

    • Gena:

      Аффтарские таблетки или пиратские?

      • FLY_Slim Jr.:

        Пиратские, ну кто будет авторские покупать?!

  7. FLY_Slim Jr.:

    Скоморохи в суд подали, надо же. Раньше в углу кости грызли и ниче.

    • Gena:

      Ну, ваашпе.И ведь считают себя «тварческими людями».

    • Владимир:

      Емнип по одному иску можно отыграть до 5 млн. рублей включительно. По российскому ГК. У них, за бугром, иски наверняка позаоблачнее.

      • Gena:

        Может, вместо исков из этого гугна пора делать тальковых?

        • Владимир:

          И.Тальков тоже автор по закону. И тоже имеет право на вознаграждение.
          Право на авторское имеют не только скоморохи, но и разработчики софта, конструкторы, разработчики дизайнов, etc., все те, кто создаёт нематериальный объект, как продукт интеллектуальной (трудовой) деятельности.
          С одним исключением — если автор не творит по заказу, тогда все права на интеллектуальный объект переходят к заказчику, и автор уже не может претендовать на получение каких-либо сумму вознаграждения. Но при этом остаётся автором.
          Кста, как правило кинокомпании, владеющие правами на кинофильмы, уже выплатили вознаграждение авторам, и те не могут претендовать ни по российским, ни по большей части иностранным законам, на какие-либо дополнительные сборы/вознаграждение. Но у российских контор типа РАО иной взгляд на вещи — с кинодемонстраторов дерут бабки на авторские вознаграждения только в путь, и попробуй не заплати — устанешь по судам бегать.
          И организации-кинодемостраторы платят, а размер роялти включён в стоимость каждого билета. Суммы отчислений от кассовых сборов, при демонстрации фильма немаленьки, емнип 3%.

          • Владимир:

            «если автор не творит по заказу» читать в редакции «если автор творит по заказу».
            В остальной части верно.

        • Sobolek:

          Из какого гугна?

  8. Mautanuky:

    Пункт, первый основные деньги получает не автор, а продавец товара — это не одно и тоже.
    Второе не очень явное но не менее важное в распространении своего произведения автор заинтересован больше чем зритель)))

  9. Henren:

    Скоморох имеет право получить деньги за свое выступление перед публикой, и никак иначе. И то, если публике понравится, и она не закидает оного скомороха тухлыми яйцами. Всё остальное бла-бла-бла не заслуживает даже прочтения. Не нравится им — добро пожаловать в дворники. пора бы скоморохам вспомнить, что они не изобретатели, имеющие право на роялти с каждого проданного экземпляра своего изобретения и соответственно право на достойную жизнь, а простые лицедеи, существующие в угоду публике.

    • Gena:

      Увы, вот сейчас возможность закидать помидорами и отсутствует.Ещё и после этого справедливого акта возмездия эта погань может в суд подать.

      • Henren:

        Ну а раз так, то о какой-то оплате через интернет пусть и не мечтают. Автор печатного текста может требовать оплаты за свою писанину, если она хороша. А лицедеи — только за выступление живьём, причем не под фанеру. Кино — то же самое. Если человек пришел в кинозал и смотрит фильм на большом экране со всякими там стереоэффектами — он платит. А просмотр фильма дома на маленьком по сравнению с киношным экране — это совсем другое дело и восприятие. А, упадут доходы кинокомпаний и оплата у самих лицедеев? Так именно так и должно быть, негоже, когда они получают денег на уровне топ-менеджеров крупных компаний. Обслуга никак не может и не должна жить лучше производителей, это перекос общественных отношений.

  10. Федя:

    Щас вот тут прямо наговорите…. и Пропер скажет…пялитесь на мой саит, гэто плот маго труда…мацайте шекели в синакоку…
    ахъахахъъъ
    ..и будем заходить через анананимайзер, а он с нами пудет баротсо…хъъх

    • Ванёк:

      Я умею делать защиту от прохода в ноги. Меня будет сложнее забороть.

      • Gena:

        Подпрыгиваешь или падаешь?

        • Федя:

          Лист фанеры…
          хъхъъ 20….
          Или блок..бетона..

        • Ванёк:

          Это надо высоко подпрыгнуть))) Падаю.

      • Федя:

        У меня езть банка с перцем молотым и испорченный удлинитель электрический…

        • Gena:

          Есть порох дымный, капсюли ЦБ и много чего полезного.И удлинитель испорченный, три штука.

          • Федя:

            Поёдёд…нужна ботарейка на 9 вольт, спички и пару лампочек на 6-9 вольт.
            Вместо ботарейки пойдёд динамо от велосипета..но тогда лампочки на 3 вольта))

    • Proper:

      У нас прямо в раздельчике про аффторске права написано, что мы работаем по Creative Commons (CCA). У нас даже софт от OpenSoftFoundation и дизайн по CCA.

      Так штаа насчет оплаты за просмотр — и не мечтайте.

  11. Ричъ:

    А с каких , извиняюсь, хъёв, скоморохи диктуют правила?

    • Федя:

      Патамушта сели в минисерство…

      • EvilTeacher:

        А не пора ли это министервство с его министервами разогнать к ипеням?

    • Gena:

      Патамучта давно не пзжены! Ибо у этой публики всё через то мецто-и лубофф,и денги, и в попу лярвинность.

  12. Mikhail8486:

    А если мне не понравилось кино? И я ушел с середины сеанса? А такое было пару — тройку раз, кто мне вернет потраченные деньги, и самое главное, в пустую потраченные бесценные минуты моей жизни?

    • Федя:

      У вас просмотр кина застрахован от непросмотра?

      • Mikhail8486:

        А Ваша страховая контора предоставляет такие услуги?

        • spirit:

          Наша пердаставляет. Несите шекели в синакоку сантегхнику и он вам такое кино покажэд, что отказаться не смоджэте.

        • Gena:

          За щекеле можем всё! «А ещё мы выгугливаем @-с!»

    • Владимир:

      Вы купили у кинотеатра услугу. Кто вернёт кинотеатру упущенную выгоду, в случае если кинотеатр вернёт вам билет? Кроме того, вы ведь добровольно купили билет, просмотрев рекламу, почитав рецензии на фильм, будучи в добром здравии и памяти. Или как?

      • Федя:

        Я поехал на трамвае, но мне не понравилось…

        • Владимир:

          Пиши жалобу в Роспотребнадзор, и в следующий раз разъезжай на такси, по выбору — хошь бюджетный вариант, хошь лимузин.

          • spirit:

            Трамвай отказался везти до подъезда…

      • popkovsf65:

        Волдя прав, Поржал! Може сёдня пятница?