НЕбританские учёные. Выпуск 25

Томские учёные пытаются…

// … решить проблему неопределенности закона

Модель юридического языка, разработанная профессором ФсФ ТГУ Виталием Оглезневым, позволяет решить проблему неопределенности правовых понятий, возникающую в процессе подготовки законов. Ученый пришел к выводу, что применение методологии аналитической философии языка позволяет прояснить содержание положений закона и устранить их неопределенность.

Слова и выражения юридического языка имеют широкое употребление в рамках языка повседневного общения, но со специфическим значением. Возникает вопрос: как зафиксировать это особое содержание таких слов и выражений? Ответить на этот вопрос пытается современная аналитическая философия права.

Виталий Оглезнев исследует философские основания юридического языка на примере двух его моделей: аскриптивной (от англ. ascribe – приписывать) и дескриптивной (от англ. describe – описывать). Дескриптивная модель считается наиболее распространенной в современной философии права, но, по словам ученого, она не решает проблему неопределенности.

– Случается так, что два человека, читая один и тот же текст закона, понимают его по-разному, – говорит Виталий Оглезнев. – Это серьезная проблема для юриспруденции – отсутствие единообразного понимания. В том, что это единообразное понимание отсутствует, виноваты не те, кто не могут однозначно распознать намерение законодателя. Возможно, проблема – в законодателе. А именно, в используемой им дескриптивной модели юридического языка, которая не позволяет сформулировать мысль однозначным образом и устранить неопределенность.

Аскриптивная модель юридического языка в этом смысле более эффективна. В качестве примера Оглезнев приводит правило, которое приобрело широкую известность в современной, прежде всего, англо-американской философии права: «No vehicles in the park». Очевидно, что это правило запрещает передвижение по парку на автомобилях, мотоциклах и т.д. Но совсем не очевидно, попадают ли под действие этого правила, например, скейтборды, роликовые коньки или инвалидные коляски с электроприводом?

– Этот пример показывает, что у правовых понятий есть не только ядро значения, но и периферия. В простых случаях употребление термина ясно и очевидно, но в пограничных – правовые понятия становятся неопределенными или обладающими «периферийной смутностью». В таких случаях, непонятно, что законодатель имел в виду, осуществилось ли его намерение, – считает ученый.

Добавим, аналитическая философия права в России – молодая наука, в нашей стране ею фундаментально занимаются всего пять человек. Работа профессора ТГУ Виталия Оглезнева «Проблемы построения юридического языка: аскриптивные и дескриптивные модели» в этом году была поддержана грантом Президента Российской Федерации. Ранее ученый уже дважды был победителем этого конкурса (2011 и 2014).

Источник: https://goo.gl/VQ66SG

i004_211

Питерские учёные создали…

// …модель толпы для просчёта социальных рисков

Кто посмеет утверждать, что профессия айтишника лишена романтики, если сотрудники Института наукоемких компьютерных технологий (НИИ НКТ) Университета ИТМО изучают поведение паломников на крупнейшем в мире (до 120 млн участников!) религиозном празднике Кумбха-Мела в Индии с выездом на место событий, взаимодействуют с голландской полицией по выявлению производителей и распространителей наркотиков, участвуют в предотвращении наводнений и развития вирусных эпидемий, в обнаружении очагов криминальных угроз в социальных сетях? Правда, чтобы рассказывать журналисту об этих подвигах легко и непринужденно, как о чем-то обыденном, им пришлось изрядно попотеть над разработкой теоретических основ и технологии экстренных высокопроизводительных вычислений для поддержки принятия жизненно важных решений в разных предметных областях. Критические ситуации знакомы каждому из нас и нередко сводятся к выбору “из двух зол”. Но лишь суперкомпьютерные расчеты позволяют выявлять закономерности поведения и предсказывать состояние комплексных систем, особенно в условиях нехватки и неполной достоверности исходных данных.

Суть комплексных систем в том, что в них друг с другом взаимодействует мириады объектов, будь то люди, молекулы, вирусы, и новые математические подходы позволяют моделировать эти динамические процессы.

Как говорит директор НИИ НКТ, профессор Александр Бухановский (на фото) лаборатория перспективных вычислительных технологий была создана в рамках известного Постановления Правительства РФ №220 о мегагрантах для ведущих учёных. Она столь же реальная — три этажа в здании на Биржевой линии, рабочие места, студенты, аспиранты (20% иностранных), сколь и виртуальная — её сотрудники работают в разных точках планеты: в Амстердаме, Сингапуре, Варшаве, Будапеште. Институт начинался в 2006 году с четырех сотрудников, а сейчас их больше ста! По словам его основателя, профессора Бухановского, “мы выращиваем идеи и специалистов для команды”. “Поставленные задачи выполнены. Научный уровень работ соответствует мировому”. Этими полными внутреннего достоинства строчками венчался отчет об использовании мегагранта. Лаборатория была готова к новым вызовам, и таковым стал проект “Суперкомпьютерное моделирование критических явлений в сложных социальных системах”, поддержанный теперь уже грантом РНФ.

Одна из систем, изучаемых в лаборатории, — сетевой трафик наркотиков, но в России своя специфика, о которой лучше других знает ученик Бухановского Сергей Митягин, защитивший кандидатскую диссертацию по моделированию процесса наркотизации населения. Он говорит, что в России были и остаются нерешенными проблемы межведомственного взаимодействия в этой сфере: так, органы наркоконтроля, здравоохранения, социологические службы оперируют разными, очевидно, более удобными для них сведениями о количестве наркоманов.- Изучать эту систему экспериментально практически невозможно, — комментирует Бухановский, — но Сергей создал модель, позволяющую исходя из количества реально выявленных наркоманов понять, а сколько еще латентных, то есть скрытых, начинающих, пробующих легкие наркотики, не включенных в сети распространения.

С помощью этой модели можно представить ситуацию в динамике, предсказать ее развитие и предложить способы влияния на нее. Поэтому модель востребована в городе. Мониторинг, которым мы занимаемся, — это не просто наблюдение, а сравнение текущей ситуации с заданным нами сценарием. И отклонения от сценария — сигнал власти и обществу: что-то надо делать.

Сотрудники лаборатории неизменно подчеркивают, что они не принимают решения, а лишь дают выверенные рекомендации для их принятия, вычисляя закономерности и предсказывая состояние сложных систем. А в качестве подсказки готовы смоделировать “эффект бабочки”: влияя на незначительный компонент системы, можно коренным образом изменить ее поведение. В полной мере это относится к обнаружению криминальных и террористических угроз в социальных сетях.

Речь не о планировании жестоких преступлений — детали их подготовки не выносятся на социальные сквозняки, и готовящийся теракт вычислить в сетях крайне сложно. А вот почувствовать криминогенную среду, как и тех, кто ее культивирует, возможно. При этом важно понять: это реальные настроения людей или целенаправленное воздействие на сеть (скажем, два человека управляют 50 виртуальными аккаунтами).

Следующий блок проблем — как наладить информационное противодействие негативу в сетях: подчас мнение одной медийной фигуры весомее, чем 10 тысяч рядовых пользователей. С начала проекта лаборатория ежедневно собирает информацию в социальных сетях “ВКонтакте”, “Твиттер” “Инстаграм”, Live Journal и анализирует ее по структуре, содержанию, по активности сообществ.- В процессе этой работы выявился и другой класс задач: оценка через социальные сети имиджа власти, в частности городской администрации, — говорит старший научный сотрудник лаборатории Сергей Иванов. — Власти очень важно услышать голос общественных организаций и отдельных граждан, их реакцию на свои деяния. И вот эту обратную связь, причем максимально эффективную, мы пытаемся установить. — Одно дело — происки “ботов”, — подхватывает Александр Бухановский. — Но если люди жалуются на проблемы ЖКХ или транспортные неурядицы, власть в ответ должна реагировать.

Или взять внешний облик города. У нас в ИТМО есть лаборатория светового дизайна — коллеги работают на стыке урбанистики и искусства, оценивая, насколько хорошо освещены улицы и здания. Мы сейчас с ними обсуждаем, как по фотографиям из “Инстаграма” проанализировать, насколько привлекательны те или иные кварталы и памятники…

Социальные сети содержат очень много информации, если ее выявить и разложить по полочкам, получается ясная картина. По условиям предоставления гранта надо создать несколько демонстрационных систем, в частности, по предотвращению вирусных эпидемий. Это, по крайней мере, две компьютерные модели. Одна из них описывает распространение ВИЧ-инфекции и основана на более ранних разработках лаборатории с европейскими партнерами. Другая, связанная с банальным (вроде бы) гриппом, оказалась более сложной. Даже, несмотря на то, что в Петербурге накоплены достоверные статистические данные по этому заболеванию за последние полвека. Грипп — инфекция массовая, контактная и, в отличие от ВИЧ, менее контролируемая. Поэтому для создания картины ее распространения приходится моделировать всю городскую социальную жизнь.

Есть третья задача, к решению которой мы ищем подходы, — уточняет профессор Бухановский, — это заболевания, которые передаются несколькими путями одновременно, например африканская чума свиней, в этом случае переносчиками инфекции могут быть как сами животные, так и ветеринары. Механизмы распространения заболеваний разнятся, но в итоге все сводится к сетевой модели. В идеальном варианте — это модель с функциями наблюдения. Система, которая регистрирует количество заболевших, делает прогноз, сверяет его с реальной ситуацией и корректирует — вот технология, максимально облегчающая принятие решений.

Компетенции, наработанные в рамках гранта РНФ, позволяют вычислителям решать еще одну актуальную задачу: моделирование процессов большого города на основе данных об индивидуальной мобильности населения.

Наглядный пример такого включения в городские реалии — оценка путей движения болельщиков с будущего стадиона “Зенит Арена”, строящегося к чемпионату мира по футболу 2018 года. Представим ситуацию, когда 70-тысячный поток болельщиков направляется к двум станциям метро и весьма отдаленным парковкам. Какие эксцессы возможны, если пойдет дождь и люди припустят бегом или любимая команда проиграла? Ученые провели экспертизу на общественных началах и предсказали, в каких случаях ситуация может стать критической. Главный архитектор Санкт-Петербурга уже признал, что эти замечания резонны, схема выхода зрителей со стадиона на Крестовском острове будет скорректирована.

Сегодня сотрудники лаборатории проводят эксперименты на двух больших суперкомпьютерах “Ломоносов-2” в МГУ и “Лобачевский” в Нижнем Новгороде, создавая алгоритмы моделирования таких сетей, в которых происходит “ну очень активная движуха”, говоря научным языком, параллельное взаимодействие процессов на тысячах ядер. Это задача фундаментальная, подвластная лишь современному суперкомпьютеру, и, как ученого, она занимает Бухановского больше, чем даже яркие демонстрационные приложения. Но, похоже, университетский профессор берет в нем верх:- Сейчас во многом благодаря поддержке РНФ нашей лаборатории к нам приехали 12 иностранных магистрантов и аспирантов. Им нравится здесь учиться и работать, о чем они говорят и пишут в социальных сетях. А значит, в следующем году их будет еще больше. Стремимся к тому, чтобы к 2020 году по нашим основным направлениям подготовки в области информационных технологий половину обучающихся составляли российские бюджетники, а другую — зарубежные контрактники. Если в Университете ИТМО так хорошо готовят чемпионов мира по программированию, почему к нам не должна стоять очередь желающих стать чемпионами по компьютерному моделированию, в том числе сложных социальных процессов?!

Источник: http://www.poisknews.ru/theme/infosphere/17789/

200503301438410.GulpOfLiberty1280

Питерские филилоги выяснили…

// … причину появления беспамятной собаки в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Довольно известен исторический анекдот о появлении в энциклопедии Брокгауза и Ефрона короткой статьи: «Беспамятная собака – собака жадная до азартности». Обычно рассказывают, что кто-то из работников издательства (называют разных людей: самого Ефрона, главного редактора первых томов профессора Андреевского, метранпажа Айзенштадта), ведавший выплатой жалования, отличался удивительной скупостью и часто задерживал выдачу денег. В ответ на упреки сотрудников, он ссылался на забывчивость, восклицая: «Ах я собака беспамятная!» Сотрудники в конце концов и написали эту коротенькую статью в третьем томе энциклопедии.

Однако выяснилось, что причина появления беспамятной собаки в энциклопедии иная. Выяснил это питерский филолог Всеволод Зельченко и опубликовал свой рассказ в журнале «Абарис».

Оказалось, что статьи, посвященные охоте, в энциклопедии Брокгауза и Ефрона писал Сергей Васильевич Безобразов. Статья, посвященная ему самому выглядит так: «Писатель. Род. в 1857 г. Окончил курс в СПб. университете. Занимает должность помощника статс-секретаря государственного совета. С конца семидесятых годов Б. поместил ряд статей и рассказов в журналах «Семейные Вечера», «Детское Чтение», «Детский Отдых», «Природа и Охота», «Охотничья Газета», «Охотник», «Оружейный Сборник». С 1894 г. Б. сотрудничает в «Журнале Министерства Юстиции». В настоящем «Энциклопедическом Словаре» ему принадлежат статьи по отделу охоты и охотничьих промыслов, помещавшиеся почти с самого начала издания (с буквы Б)».

Сергей Васильевич Безобразов был большим энтузиастом псовой охоты и стремился насколько можно полно представить в словаре охотничью терминологию. В первых томах энциклопедии можно встретить, например, такие статьи Безобразова:

Брасок — страшно быстрый порыв, который резвая борзая собака делает к поимке зверя. Б. не есть один скачок, а совокупность многих учащенных скачков, почти неуловимых для глаза, по своей быстроте, чем и объясняются Б. до двадцати и более саженей. Сила Б. настолько велика, что борзые, сплошь и рядом, убивают во время него русака своею грудью. Известны случаи, когда борзые Б. сбивали с ног лошадей и калечили их или сами разбивались насмерть, с переломом ребер, об деревья. Б., усваиваемый борзыми от постоянной или частой ловли на небольших полянах и перемычках из-под гончих, передается ими наследственно, в потомство… IV, 600;

Верхнее чутье — врожденная у некоторых пород собак способность причуивать дичь не только по следам, оставляемым ей на земле, но непосредственно по запаху, издаваемому самой дичью. Охотничьи собаки, ищущие верхним чутьем, называются верхочутами и ценятся значительно дороже собак, обладающих одним нижним чутьем. Общий признак верхочутов — приискивание дичи, обыкновенно против ветра, с приподнятой на воздух головой. Едва ли не лучшим верхним чутьем из всех собак обладают наши северные лайки (см. это сл.), причуивающие белку и других животных на деревьях. VI, 62–63;

Вязкость (охотн.) — охотничий термин, выражающий свойство хороших гончих собак дружно и продолжительно, иногда в течение целого дня, гнать голосом (преследовать с лаем) поднятого ими зверя. Эта способность переходит иногда в порок, называемый затяжчивостью, при которой гончие вовсе не слушаются вызова их охотником из леса. VII, 722.

В статье «Гончие» с большой тщательностью перечислены характеристики собак: «Свойства хороших гончих заключаются в вязкости (продолжительном преследовании), верности (лае только по преследуе мой дичи), полазистости (умении разыскать дичь), нестомчивости (неутомимости во время продолжительного преследования) <…>, позывистости (послушании к вызову) и вежливости (повиновении охотнику, а также равнодушии к домашнему скоту)» (IX, 206). Есть в словаре и статья «Бесчуткая собака — собака, имеющая плохое чутье” (III, 323).

В. Зельченко предположил, что и «беспамятная собака» относилась к профессиональному языку псовых охотников, который так любил Безобразов. Подтверждение этому нашлось в книге Петра Мачеварианова «Записки псового охотника Симбирской губернии» (1876), считавшуюся в то время лучшим руководством для любителей охоты с борзыми. Мачеварианов писал: «Приятно иметь собаку умную, при ее резвости, но если, ко всему этому, она жадна к зверю до азартности, что охотники объясняют выражением собака беспамятная — это чистое сокровище».

Жадность в данном случае — тоже элемент охотничьего арго, который не раз используется в книге Мачеварианова: «Когда лихая собака зажадничает и бросится к зверю, <…> все спущенные тут собаки кажутся, в сравнении с ней, спутанными»; «передний рыск бывает только у собак сильных в полях, жадных и азартных»; «жадность этой породы собак безгранична»; «когда собака тянется саженях в пятидесяти или в ста сзади охотника — это значит, что она <…> затаскана и обезжадничена…».

Источник: http://rousseau.livejournal.com/386207.html

 

Serg8888 для TOPRU

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Serg8888 на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментариев 6

  1. Serg8888:

    Второй материал про математические модели поведения толпы — как ответ на вчерашнее псто увкола Рича.
    Оказывается мониторингом негатива в сетях занимаются и занимаются уже продолжительное время. И это хорошо! Как говорится: «лучше перебдеть, чем недобдеть». Так что всё в «блокнотик» записывается, накапливается (есть ещё время для собирания камней) и в «нужное» время кому-то может аукнуться.

    • Мухасричъ:

      Воооот!
      Премногоблагодарствую, мнувколл!

    • ZIL.ok.130:

      Под стоны лейб ерастофф полимеры то—полимеризуются себе потихонечку.
      А так то—да—им кровавые гэбисты плотют!
      Мегагрантаме.

    • Ванёк:

      Аяйяйкнуться.

  2. Gena:

    А в России решили заглянуть ещё дальше:https://clck.ru/9kXr9.Интересно, что получится?

  3. popkovsf65:

    Про собачек! Ходю пешком на работу. Диких собачек, особенно в свадьбу ихнюю, фатает! Ни, чё, теже человеки. Предупреди, и не мешай. А потома они (собачки) всю зиму охраняют, хотя дикие…