Человек из машины

56 лет назад Джозеф Карл Робнетт Ликлайдер описал пророческую идею объединения компьютера и человеческого мозга, которые вместе будут думать на уровне, недоступном обычному человеку. Эта идея оказала влияние на целое поколение ученых и инженеров и серьезно повлияла на формирование современной вычислительной техники.

Есть надежда на то, что в достаточно близком будущем человеческий мозг и компьютерные машины будут тесно сотрудничать, в результате чего новый симбиоз будет думать не так, как какой-либо мозг до этого, и работать с информацией на таком уровне, к которому существующие сегодня машины не могут даже приблизиться.

Дж. К. Р. Ликлайдер, «Симбиоз человека и компьютера», 1960

Однако сегодня пользователи не особенно сотрудничают с машинами, они, скорее, подстраиваются, адаптируются для того, чтобы их использовать. Но разве должно быть не наоборот? Где же симбиоз?

Конечно, современные компьютеры во всех их видах куда более удобны в использовании, чем их аналоги из 1960-х. Исследования эргономики и человеческого фактора продвинули индустрию вперед, и теперь люди и машины действительно взаимодействуют куда лучше. Это особенно видно по научным исследованиям в сфере взаимодействия человека с компьютером, а также в более новом направлении — антропоцентрических вычислениях и программировании. Устройств, ставших результатом этих исследований, достаточно много: встроенная в шлем система отображения информации в истребителях F-35, Kinect от Microsoft и еще целая вереница различных устройств ввода, которые появились благодаря удешевлению сенсоров и избытку вычислительных мощностей. Однако симбиоз — это нечто куда более существенное, чем просто очередной способ взаимодействия с техникой.

Потенциал симбиоза человека и машины отлично прослеживается в искусстве, где новые технологии открыли возможности, до этого казавшиеся невероятными. Благодаря вычислительным технологиям, целая армия художников начала работать с новыми медиумами — например, играми с высокой степенью погружения и дополненной реальностью или полнометражными анимационными фильмами — а также с новыми возможностями по созданию и проигрыванию музыки.

Если раньше человеку была нужна звукозаписывающая студия, то теперь ему достаточно программы GarageBand; если раньше была нужна фотолаборатория, то теперь есть Photoshop; там, где была нужна целлулоидная пленка, теперь есть Blender и RenderMan. В этих сферах мы видим, как человек и компьютер работают бок о бок на благо искусства.

Когда мы пользуемся человеческими ресурсами и его серым веществом (ведь, по сути, мозг — это просто альтернативная вычислительная платформа), мы можем не только находить решения к неразрешимым проблемам, но еще и создавать к ним абсолютно новые подходы. Мы мыслим новыми концепциями, в прямом смысле думая мысли, которые до этого были невозможны. Соответственно, наша цель должна быть в том, чтоб создать системы для улучшения уже существующих у человека возможностей, а также инструментов для того, чтобы научиться думать по-новому.

Как сотрудник DARPA, я участвовал в программе по разработке сверхсовременной сетевой платформы для пеших солдат. В качестве одного из основных ресурсов моя команда использовала тренировочную доктрину из боевого устава сухопутных войск США. Мы, по сути, переосмыслили всю концепцию сети и создали ее вокруг пользователя.

Наш подход сильно отличался от других команд, пытавшихся использовать самообучающиеся алгоритмы, смысловой анализ и другие техники, основанные на обработке и анализе данных, чтобы «выучить» типы контента, которые нужны пользователю. Метод самообучения и подход на основе «биг дата» — это достаточно сложные, математически элегантные алгоритмы.

Однако такой подход решает искусственную проблему. А если сосредоточиться на самом пользователе и его информационных потребностях и боевых задачах — эту общность можно обозначить как «отправную точку» — то большая часть алгоритмических сложностей просто отпадает, а в результате получается сеть для военных совершенно иного типа.

В этом и есть вся суть симбиоза: понять правильную, оптимальную роль человека в центре системы человек-машина. Человек и компьютер должны решать проблемы совместно, а не взваливать их лишь на машину. Возможно именно этого сейчас так не хватает: мы чаще просим компьютер решить вопрос самостоятельно, а не в рамках команды.

Например, для классического инженера компьютер — это просто продвинутый калькулятор; MATLAB заменила логарифмическую линейку, однако сами задачи остались чисто человеческими. Аналогичная ситуация, на самом деле, встречается во многих не-компьютерных сферах, когда база данных — это просто таблица в Excel, а текстовый редактор — лишь замена печатной машинке.

Чтобы полностью реализовать информационную революцию и вкусить плоды «второго века машин» (выделенного Эриком Бринолфссоном и Эндрю Макафи), мы должны сфокусировать исследования ученых на формулировании проблем нашего общества в контексте сотрудничества человека и машины. (Возможно, это одна из причин проблемы разнородности в информатике: мы относимся к машинам, как к чему-то отдельному от нас, а они, в свою очередь, отделяют нас от наших человеческих качеств вместо того, чтобы улучшать их.)

Из такого взгляда есть, как минимум, два следствия, связанных с образованием в информатике. Во-первых, за исключением тех, кто изучает взаимодействие компьютера и человека, когнитивную психологию и, возможно, определенные типы программирования, большинству студентов, занимающихся компьютерными науками, в ходе обучения не придется сталкиваться с нуждами пользователя, не говоря уже о его нуждах в сложных условиях науки или инженерии.
В образовательных учреждениях нужно распространять модель мышления, которая исходит из функции и строится вокруг потребностей пользователя, чтобы подталкивать людей к решению этих сложных научно-инженерных проблем.

Во-вторых, практически во всех традиционных подходах к изучению информатики компьютер воспринимается как изолированная коробка. В ней есть процессор, память, данные; математический алгоритм в виде кода; «киберфизическая» система из оборудования и программного обеспечения, отвечающая за банковские переводы, управление полетами, компьютерные игры, планирование производства и многое другое. Как же нам объяснить студентам роль человека как центра системы человек-машина? Нам нужно обучить современных студентов так, чтобы они смогли придумать, как фундаментально изменить подход к решению различных проблем, чтобы они могли быть решены человеком совместно с компьютером.

Выводы для всей компьютерной науки настолько же радикальны. Мы тратим существенные интеллектуальные силы на то, что считаем фундаментальными компьютерными исследованиями, однако упускаем куда большие возможности из-за того, что задаем неправильный вопрос.

Правильная постановка вопроса сыграла принципиальное значение, когда Генри Форд и его команда строили свою автомобильную фабрику на реке Руж. Вместо того, чтобы просто увеличить объемы уже существующих типов производства, они переосмыслили взаимоотношения человека и машины в рамках одной системы.

Наша же задача заключается в том, чтобы вырастить новое поколение ученых и инженеров, которые будут способны изучать потенциал сотрудничества человека и машины — не замены человеческого труда машинным, а улучшением его качества во всех формах.

В одной из своих статей от 1949-го года Альберт Эйнштейн размышлял о влиянии науки на общества и пришел к выводу, что «Нам нужен совершенно новый тип мышления, если мы хотим, чтобы человечество выжило.» С моей точки зрения, партнерство человека и машины станет центральным в этом мышлении будущего. Мы живем в век стремительных технологичных и социальных изменений и единственный способ начать думать «быстрее» и иначе — начать делать это вместе с нашими компьютерными партнерами в рамках взаимозависимой борьбы за выживание.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Читайте также:

Комментарии о материале (сверху свежие):
  1. Kokunov (2016-04-08 21:07:24)
    После F-35 можно не читать....
  2. Proper (2016-04-08 21:20:44)
    А чем вам не нравится шлем в F-35?
  3. ZIL.ok.130 (2016-04-08 21:22:19)
    В вопросе выживания вида ни о каком "партнёрстве" речи идти не может.Единственный вариант совместного чего-либоделания,это--жёстко взаимозависимый симбиоз. Хотя,вирусы--так не считают. Я уж не говорю,что всё это возможно только лишь в случае,если без интеграции с машиной--нам не выжить,как виду.
  4. Marquis de Grisver (2016-04-08 21:26:04)
    Идея хорошая, но как бы не вышло что взаимодействие пк и человека - не превратилось в комедию, где взаимодействуют Санчо Панса и Дон Кихот: один говорит про великана, а другой про ветряную мельницу)
  5. Ванёк26 (2016-04-08 21:35:03)
    Тем что он не летает.
  6. Ы-Грок (2016-04-08 21:48:31)
    Шлем? Мож пнули слабо?
  7. Ы-Грок (2016-04-08 21:55:49)
    А вот.. Мне показалось или товарищ в очках именно и говорил, что хватит заставлять калькулятор видеть великанов в угоду Кихоту. Пусть видит, что ему проще, лишь бы дело делалось. И перестанет тратить прорву ресурсов на свистоперделки, рисуя пользователю привычную пещеру интерфейса.
  8. ZIL.ok.130 (2016-04-08 22:04:26)
    А мну вот интересно,а как будет действовать сопряжение проекции на бронестекло и проекция шлемовая?Или там всё в шлем загонят? Веселуха тада буит,летишь,себе,такой,прончег зыришь.Вшлёме то.
  9. Proper (2016-04-08 22:10:44)
    Там в том-то и идея, что всё показывает шлем. Более того - там шлем показывает и окружающую обстановку на 360 градусов вокруг, как будто кабины вообще нету. А стёкла в кабине - только на случай, если шлем сдохнет.
  10. ZIL.ok.130 (2016-04-08 22:18:48)
    История со шлемами да-авно начиналась.Вначале планировали световоды гибкие пользовать,кста и не у лётчегов совсем,а у спецов.Мастырили эдакий с налобным выступом с двумя полями обзора.Но получалась хня(что и пняно).Так и бросили. А вот почему автопроизводители не заменят зеркала на гибкие световоды--загатка еси. Дёшево донедьзя и не ломается. Совсем. Фуристам-годно(особливо).
  11. Proper (2016-04-08 22:41:15)
    Пиндосы работали именно над шлемом для летчиков, концепция "стеклянный кокпит" - ты крутишь башкой, а шлем тебе показывает картинку вокруг самолета, как будто кабины вообще нет и самолета нет, и ты сидишь в кресле посреди неба. Ну мы же недавно обсуждали VR-прон, ты же помнишь.
  12. Marquis de Grisver (2016-04-08 23:51:53)
    Теперь статья стала понятнее, спасибо.
  13. BanBanan (2016-04-08 23:53:10)
    Каску для Ф-35 вроде как ВАЕ Systems варганит. Которой год уж варганит. Хотя... это хороший вариант - отдать разработку энтой каски в РэдЛайтДистрикт, например. Они уж точно справятся быстрее.
Чтобы писать свои комментарии - надо залогиниться на сайте. Тогда и вид комментариев станет более красивым.