Основы гламурного фашизма

Экономику, работающую в виртуальном пространстве с виртуальными ценностями, уже обозвали глэм-капитализмом. У меня лично этот термин вызывает устойчивую ассоциацию с големом (человек из неживой материи — глины, оживленный каббалистами с помощью тайных знаний, искусственный человек, который делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека).

Внимание в этой экономике переносится с реального товара на его символы, с реальных денег на их производные, с реальных ценностей на придуманные здесь и сейчас и существующие ровно столько, сколько существует рекламный бюджет на их раскрутку и поддержание. То есть спрос в такой экономике формируется искусственно и извне. В результате в тартарары летят все классические теории о балансе спроса и предложения, о насыщении рынка и о пирамиде потребностей.

За счет правильно организованной рекламы можно загнать голодного человека в очередь за абсолютно бесполезным для него товаром, который можно свободно выбросить сразу после приобретения.

Такая экономика не могла не породить особую потребительскую модель поведения, которую называют — гламуром. Гламур представляет собой стиль жизни, подчеркнуто сосредоточенный на статусах — реальных или мнимых. «Престижное потребление» воспитало особый класс покупателей, которые готовы платить внушительные суммы не за качество изделия, а за известные символы, обозначающие «раскрученный» бренд.

«Потребление из личного дела превращается в гражданский акт». (Ж.Бодрийяр)

При этом Бодрийяр рассматривает как наиболее показательный пример именно «престижное потребление», которое предназначено не столько для удовлетворения насущных потребностей, сколько для фиксации определенного социального статуса.

1. Гламур — это показное потребление. Его цель вовсе не в удовлетворении физических и духовных потребностей. Его цель — впечатление, произведенное на окружающих.

2. Гламур — это такое показное потребление, которое можно капитализировать и продать.

3. Гламур — это не роскошь в классическом понимании этого слова, хотя бы потому, что гламурные вещи категорически не подходят для клада. Они имеют ценность только как результат грамотного маркетинга. Убери рекламу — исчезнет цена.

Важно понимать, что гламур — это не уникальное самобытное явление «как-то так само собой получилось», а хорошо спланированное социальное оружие, работающее строго в том же ключе, в каком работает и вся пирамида финансовых деривативов. Один из поражающих элементов этого оружия — универсальный финансовый пылесос, работающий с разными группами по-разному, но наиболее эффектно и эффективно — в борьбе с потенциальными конкурентами — высокооплачиваемыми звездами и топ-менеджерами.

Жизненные приоритеты и духовные идеалы христианского социума «Вера, Надежда, Любовь» успешно заменяются примитивными, но более простыми для восприятия понятиями — «Статус, Возможность, Выгода».

Делается это по примитивной, но от этого не менее эффективной методике — как только к пациенту попадает опасное количество денежных знаков (например, молодой спортсмен подписывает миллионный контракт, молодая актриса становится звездой шоу-бизнеса, молодой политик становится лицом партии), его одобрительно хлопают по плечу и говорят: «Ты теперь один из нас, сильных мира сего. Но для того, чтобы оставаться на уровне, тебе нужны дом, машина, одежда, семья, соответствующая твоему изменившемуся статусу»…

В результате реализации этих статусных требований пациент стремительно превращается из того, у кого есть миллион, в того, кто должен миллион, и таким образом уже не представляет собой опасности для реальной, а не придуманной элиты, обладающей реальным, а не придуманным капиталом.

Гламур уродует психологию предпринимательства. Практически всегда моя работа с клиентом начинается с просьбы помочь снизить затраты, сэкономить. Работа нелинейная, коллективная, эвристическая, не на один день. И в мою старомодную голову не вмещается, как с таким трудом добытый результат можно пустить на приобретение кусочка шелка стоимостью 800 евро или швейцарского бренда с китайской начинкой стоимостью 8000.

Бренды поглощают индивидуальность современного человека. В сущности, процесс потребления превращается в бесконечную погоню за престижностью бренда. Его символическая природа теперь заменяет собой те качества товара, которые важны при его эксплуатации, и буквы, обозначающие марку (бренд), или его символическое изображение, вытесняют собой применимость товара в повседневном опыте. (Американский культуролог и социолог Н.Кляйн)

Второй поражающий элемент гламура — зависимость от средств массовой информации. Как любая придуманная ценность, гламур чрезвычайно чувствителен к вниманию со стороны масс-медиа, точнее — к отсутствию такого внимания. Ну и контроль над масс-медиа автоматически приводит к контролю над апологетами гламура.

«Закономерным итогом «престижного потребления» является «устойчивая психофизиологическая зависимость потребителя от конкретной марки представляемого на рынке товара». Таким образом, наиболее продаваемым товаром на рынке в постиндустриальном обществе становится не вещь, а представление о самом себе со знаком «плюс», то есть «собственная позитивная идентичность». (Тульчинский Григорий Львович, доктор философских наук, профессор СПб Государственного университета культуры и искусств)

Но самый разрушительный элемент гламура — его идеологическая составляющая. Гламур — это школа социального превосходства, на котором идеально произрастает любая тоталитарная идеология, особенно фашистская, ибо от осознания своего социального превосходства до осознания превосходства расового — меньше одного шага. Гламур отсекает нравственность, гуманизм и совесть, как рудименты, мешающие блистать, и оставляет цинизм и целесообразность. Какое уж тут раскаяние по сделанному — это ведь нецелесообразно.

Гламур есть пародия на чистоту. Гламур демонстрирует не чистоту, а богатство, не умение отчистить чайник, а способность купить новый чайник или купить труд чистильщика. Гламур имитирует вечную жизнь, убивая все живое и заменяя его искусственным. На вопрос по поводу грязных детей: «Этих вымыть или новых народить?» — гламур отвечает: «Мыть бесполезно. Грязных детей проще топить».

Гламур смертоносен и разрушителен, потому что стреляет в голову своим жертвам, заменяя реальные цели человека виртуальными, реальные отношения — выдуманными имиджмейкерами, реальную жизнь — скроенной по чужим лекалам глянцевой сказкой.

Посольства гламура в гражданском обществе — гламурные издания — задают шаблоны эмоциональности желания и наслаждения, очищенные, яркие, однозначные, концентрированные эмоции, призваны служить индикатором степени наслаждения. Шкала задана, воспроизводится и подкрепляется в глянцевой публицистике, журналах по психологии, на экране телевидения. Таким образом «глянец» структурируют повседневность современника, навязывая тенденции в сфере потребительского поведения, а вслед за ним — и мировоззренческие стереотипы.

Всё, написанное выше, имеет конкретное прикладное значение. Мы все думаем, что фашизм начинается с факельных шествий и с репрессий «рассово неполноценных». Но это совсем не так. Фашизм начинается гораздо раньше — с проникновения каст homo glamuricus («могущих себе позволить«) в повседневную жизнь нашего соотечественника, существующих в условиях изменения традиционных способов формирования человека как социального субъекта.

Что же с этим делать?

Вы не поверите, насколько прост рецепт противодействия на бытовом уровне — смеяться. Гламур готов быть каким угодно — экзальтированным, пугающим, оскорбляющим, вызывающим рвоту и презрение. Он не готов быть только смешным. Король, над которым хохочут, моментально превращается в шута, которого повелителем умов назвать можно только с издёвкой. А гламур ведь реально смешон, причем в любом своем проявлении, просто ему никто об этом не говорит. И вы не говорите. Просто смейтесь. Можно при этом даже показывать пальцем, чтобы дошло до самых тупых: No pasaran!

Материал: http://seva-riga.livejournal.com/766180.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментариев 15

  1. zhevak:

    Ой, да ладна-а! (с)

    Тут намедни один товарищ написал рекламную статью на счет латунной скрепки за 10 баксов

    http://mysku.ru/blog/aliexpress/40015.html

    Не-е, я конечно понимаю, что у всех проблемы — у одного щи пустые, у другого — жемчуг мелкий… Но, товарищи… мягко говоря, меня удивляют некоторые товарищи. Это что, реально существует такая проблема, за решение (а решение ли?) которой люди согласны заплатить 600-700 рублей?

    Ведь, обзор не только ушёл в плюс, товарищ убедил ещё 13 человек запланировать покупку железки. Это как? Это серьёзно?

    Ущипните меня!

    • Proper:

      Тут как с айфоном — обязательно нужно, чтобы на него обратили внимание. Иначе смысл теряется.

      Хотя я думал, что этим маркетинговым ходом (хэндмэйд котрый) уже отболели еще в начале двухтысячных. Это когда берется не очень качественный товар, говорится, что он ручной работы — и втюхивается втридорога.

      Эти же маркетологи придумали продавать недоделанный сахар (невыбеленный, то есть бурый) — втридорога.

      Они же придумали продавать конструкторы из радиодеталей втридорога.

      Потом придумали продавать мякоть от выжима соков, которую всегда отдавали на корм скоту (но какая-то гениальная голова придумала добавлять эту мякоть в соки).

      Потом они же придумали бодяжить шоколад более дешевыми орехами и подавать это под видом — это круто.

      Ну в общем вы поняли схему. Харлей с технической точки зрения — гугномотоцикл, причем плохо и небрежко сделанный, но впаривается как «американская легенда».

      • Xenophob:

        А что за конструкторы, если не секрет?

        • dp47:

          например https://clck.ru/9sbva

          • Xenophob:

            Нихрена ж себе изврат! (с) = ))
            Век живи, век учись однако. . .

      • BanBanan:

        В эмирате Дубай в осенне-зимне-весенний период работает «Глобал виллидж». Это типа ярморки, где разные страны, представленные своими павильонами, продают товары народного промысла. Черная Африка представлена павильоном «Африка». Ну, что продают негры? Маски, картины, ремни, кошельки, сумки из змей и крокодилов. Набрал я, значит, товаров, торгуюсь с негром. Спрашиваю: «Кошелёк хэндмейд?». Он показывает мне свои ладошки и говорит: «Вот этими руками я поймал крокодила, снял с него кожу, выделал и сшил кошелёк. Это не просто «хэндмейд, это суперхэндмейд», так всем и говори». Кошелёк, конечно, пипец кустарный, но пошит старательно. Поэтому «хэндмейд» понятие, в общем-то, весьма относительное.

      • Henren:

        Шоколад с орехами изобрели задолго до появления маркетологов. Смесь входила в рацион диверсантов времен Второй Мировой — как советских (аббревиатура СКП, в пакетах), так и немецких, 250 грамм, шоколадки такие, пр-во фабрики Риттера ( кондитер Риттер выпускал, кстати, и знаменитый панцершоколад). Маркетологи лишь догадались начать их продавать дороже обычного шоколада.

  2. Kokunov:

    Блин. В очередной раз смотрю «О чем говорят мужчины» и в очередной раз ловлю кайф от этого фильма! Личному меня нет другого такого очетественного фильма, который бы я так часто смотрел!

    • Tovbot:

      Чего там хорошего? Четыре трусоватых подкаблучника занимаются херней.

  3. Proper:

    Двести лет боролись за свободу, равенство, братство. А получили инкапсуляцию, наследование, полиморфизм.

  4. nikger:

    Как заметили на ГА — потребля*ство

    • zhevak:

      Потребля*ство как основа копроэкономики.
      Классика.

  5. Proper:

    Жена Порошенко открыла в Киеве книжную выставку, где продаются работы Гитлера.

  6. Владимир:

    Лучше быть, чем казаться. Встречают по одёжке, провожают по уму.
    (из народного)