Экскурсия по Ельцин-центру

В майские праздники я решил окультуриться и посетить Ельцин-центр (он же музей Ельцина), чтобы узнать поподробнее о героической биографии первого президента новой России, освобождённой от кровавого ига коммунистов. До посещения музея из славного прошлого Бориса Николаевича я помнил только обещание лечь на рельсы, обмоченное колесо самолёта, дирижирование оркестром да падение с моста. Но, как оказалось, Ельцин совершил и немало хороших дел, для напоминания о которых и построили этот музей за скромные семь миллиардов нефтерублей.

Кто бы что ни говорил, здание центра красивое

Кто бы что ни говорил, здание центра красивое

Кто бы что ни говорил, здание центра красивое. Вместе с содержимым на два миллиарда точно потянет. Вокруг всё чистенько, фонтаны разные, публика гуляет относительно интеллигентная. Перед зданием возвышается памятник Борису Николаевичу. Мне до этого злые языки наболтали, что памятник выполнен в виде бутылки водки, заткнутой теннисной ракеткой, но это не так. Первый президент свободной России вмурован в стелу и, опираясь обо что-то невидимое, прищурившись, смотрит сверху на дорогих, понимаешь, россиян.

Памятник Борису Николаевичу

Памятник Борису Николаевичу

Внутри музея оформление очень достойное, имеются буфет и ресторан с неплохим выбором спиртного (цены, правда, зверские), везде приятно пахнет, как в турецких отелях. Очень много корректно-вежливых охранников, надёжно защищающих музей от разных напастей. Цены на посещение музея демократичные: двести рублей со взрослого, если без льгот и титулов. Вместо того чтобы платить бешеные деньги за театр, небогатый россиянин вполне может получить свою порцию культуры в музее. Улыбчивая девушка, продающая билеты, пыталась убедить меня посетить заодно и выставку современного искусства в этом же центре, но я, честно говоря, поскупился, решив, что культуры мне будет и так достаточно без синих свиней с пятью ногами.

Рядом с входом висит большой стенд с названиями организаций и фамилиями людей, оказавших помощь в создании музея. Приятно наблюдать, как в списке гармонично соседствуют пламенные патриоты с махровыми либералами. Возможно, это и есть то самое единение всего российского народа, о котором так много говорят в последнее время. Впрочем, некоторые ура-патриоты при виде стенда, узрев там фамилию главного борца с олигархами среди тех, против кого он борется, смущаются и начинают лепетать что-то об особо хитрой многоходовке. У стенда мне вдруг стало интересно, как бы реагировали советские граждане, если бы товарищ Сталин для борьбы с троцкистами выстроил в Кировограде музей Троцкого.

Стенд с названиями организаций и фамилиями людей, оказавших помощь в создании музея

Стенд с названиями организаций и фамилиями людей, оказавших помощь в создании музея

В предбаннике можно увидеть подарки, которыми одаривался Борис Николаевич в разные годы своего царствования. Из подарков запомнился роскошный двуручный меч – мечта толкиениста. Несомненно, холодное оружие вручено первому президенту для рубки голов коммунистической гидре. Также поразил президентский служебный бронеавтомобиль ЗИЛ, который верой и правдой служил отцу русской демократии до пересадки того на продукцию немецкого автопрома. Много подарков первый президент получал от соратников, из которых я до посещения музея почему-то помнил только Бурбулиса.

Пройдя через рамки металлоискателей, мы оказываемся в самом музее. Для разогрева посетителям предлагается посмотреть короткий фильм «Россия в поисках свободы». Если честно, фильм не очень: он явно рассчитан на молодых людей, обладающих клиповым мышлением – утомительное мельтешение 3D-персонажей, быстрая смена кадров и прочий «наш ответ Голливуду». Да и графика не ахти, вступительный ролик игры «Цивилизация» впечатляет больше. Из фильма можно узнать, каким сложным путём Россия с начала времён шла к свободе, которая наступила только в 90-е. Естественно, особенно туго со свободой было в советские времена. Создатели фильма поскромничали и оценили число уничтоженных большевиками всего в двадцать миллионов. Объективности ради следует отметить, что в фильме было положительно сказано о ДнепроГЭСе и Великой Отечественной, но с оговоркой, что всё советское великое было «вопреки» и «с огромными жертвами». Тут либеральные создатели фильма спели в унисон с патриотами, утверждающими, что все завоевания социализма были сделаны загадочным «простым мужиком», которому мешали коммунисты, постоянно жующие свои партийные пайки и время от времени постреливающие несчастному мужику в затылок.

Переворот пьяной матросни

Переворот пьяной матросни

Далее посетителю предстоит пройти через узкий коридор, заставленный экспозициями доельцинской эпохи, разбитыми по основным периодам: переворот пьяной матросни, красный террор, застенки НКВД, хрущёвская кукуруза – всё как обычно. На стендах плакаты советских времён грамотно перемежаются фотографиями голодных детей, невинно арестованных и прочими ужасами советской эпохи. Словом, ничего нового. В каждой секции, посвящённой определённому периоду, висит экран, демонстрирующий кадры фильмов и выступлений государственных деятелей. Фильмы показываются разные, иногда и не из той эпохи. Например, в секции кровавого сталинизма я успел заметить кадры из перестроечного бредоватого фильма «Пиры Валтасара». Экраны немного раздражали: звук от разных источников мешался, и всё это напоминало советский мультик про Нехочуху, которому одновременно демонстрировалось несколько мультфильмов.

Слегка одурев от кошмаров советской эпохи, посетитель поднимается на второй этаж, где ему предстоит ознакомиться с «Семью днями, которые изменили Россию». В отличие от господних дней творения семь ельцинских дней идут не подряд: путч, «наполнение прилавков», принятие конституции, преодоление дефолта… Будь я распорядителем музея, я бы дополнил число ельцинских подвигов до двенадцати: с господом богом сравнивать Бориса Николаевича как-то нескромно, а вот с Гераклом вполне. Неохваченными остались такие подвиги как Первая Чеченская, штурм Белого дома, проспанная Ирландия, попытка убийства КГБшниками с помощью электронного останавливателя сердца, пляски с певцом Осиным, рельсы опять же…

Семь дней, которые изменили Россию

Семь дней, которые изменили Россию

Надо отдать должное создателям музея, из семи дней они высосали всё возможное. Рассказывать про все экспозиции долго, я опишу лишь самые яркие. День третий, например, посвящён спасению страны от голода. В одной комнатке показан типичный магазин советской эпохи, существующий в альтернативной либеральной реальности: из товаров имеются лишь трёхлитровки берёзового сока и пирамиды банок морской капусты, на всякий случай приклеенные к прилавку. Вместе со мной с экспозицией знакомилась приятная молодая пара. Девушка удивлялась ненормальности советских людей, которые, сидя на столь жёсткой капустно-берёзовой диете, смогли победить фашистов и ещё чего-то там строить. А молодой человек сосредоточенно пытался отковырять одну из консервных банок, чтобы выяснить, указывали ли кровавые большевики на продуктах состав и калорийность. Зато в другой комнате для контраста было показано изобилие, которое наступило в результате реформ. Продукты по непонятным причинам не показали (кроме спирта «Рояль» и водки «Абсолют»), зато на стенде выставили огромное количество тогдашней бытовой техники и одежды, среди которой я с умилением и тоской по ушедшей молодости узрел турецкий свитер «Boss».

Типичный магазин советской эпохи, по версии создателей центра

Типичный магазин советской эпохи, по версии создателей центра

Один из «дней» был посвящён скандальной предвыборной акции «Не дай бог». О ней создатели музея вспомнили с лёгкой ноткой игривости, слегка конфузясь, как какой-нибудь знаменитый писатель, вспоминающий, что в детстве разбил бабушкину вазу. Мол, эх, как молоды мы были, ещё не умели толком организовывать предвыборный пиар, ну да ничего, на благо ведь! А вот октябрь 1993 показан как-то невнятно. В одной из комнат грудой навалены милицейские щиты (из-за чего многие посетители решили, что зал не успели оборудовать), а в другой, минуя разные неприятные моменты, создатели перешли сразу к новоиспечённой конституции, статьи из которой пугающе читают с экрана разные звёзды российского кино и эстрады.

О событиях августа 1991

О событиях августа 1991

Ну и, наконец, апофеоз всей выставки – зал свободы, которой на Руси и не пахло до Ельцина. Большевики, конечно, тоже говорили о свободе, но это была неправильная свобода. Недалёкие коммунисты считали, что человек свободен, если он обеспечен работой, где его не могут «оптимизировать» или присвоить прибыль, бесплатным образованием в любом количестве и прочей тоталитарной пакостью. А особо упёртые никак не могут понять, какую-такую свободу принёс им Борис Николаевич, если при нём люди стали баррикадировать жилища железными дверями и решётками, в учреждения невозможно попасть без паспорта, милиция обзавелась резиновым дубьём, при входе в аэропорт шмонают как в тюрьме, а детей сопровождают в школу родители вплоть до совершеннолетия. Вот зал свободы как раз и призван развеять все сомнения.

Свободы, каковых оформители зала насчитали ровно пять, представляют собой столбы с экранами, на которых разные деятели непрерывно говорят о той свободе, под которой висит экран. Господин Ельцин принёс закабалённому россиянину следующие свободы: предпринимательства (крайне необходимая для большинства населения), передвижения (уже не очень актуальная после недавних турецко-египетских скандалов), собраний и объединений (про которую стараются не упоминать после событий на Болотной), мысли и слова (про которую стыдливо умалчивают вот уже лет десять; мыслить, в принципе, не запрещают, но только нечасто и молча) и совести (сплагиаченная у коммунистических тиранов). Недоумение вызвало малое количество представленных свобод, гарантированных конституцией: то ли именно перечисленные свободы являются самыми важными, то ли зал маловат, то ли просто денег не хватило на остальные.

Зал свободы

Зал свободы

Перед выходом каждый посетитель может демократично присесть на лавочку рядом с бронзовым Ельциным, выполненным в натуральную величину, чтобы мысленно поделиться с ним наболевшим и вместе подумать о судьбе свободной России. Присел и я, опершись о тёплый бок отца русской демократии. И совершенно неожиданно размечтался, чтобы я делал на месте руководства музея, чтобы выцыганить ещё немного деньжат из госбюджета. Можно, например, сделать живые инсталляции, изображающие простых мужиков, закованных в коммунистические кандалы. Посетители бы шли, а за ноги их цепляли изнурённые тоталитаризмом сограждане. А время от времени по залам бы проносился первый президент, разрывая цепи и даря дорогим россиянам свободу и демократию. Здорово ведь? Всего на это уйдёт пара-тройка миллиардов, сущие копейки для нашего нефтебюджета!

Неожиданно мне показалось, что бронзовый Борис Николаевич прочёл мои мысли, покровительственно улыбнулся, и от него повеяло ветром перемен с лёгким ароматом свежего перегара.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем rft2 на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментариев 18

  1. Ванёк26:

    Тролололо.

  2. AndroID:

    Неплохо написано.

  3. HMagier:

    Кто бы что ни говорил, здание центра красивое
    Ага, рендеринг с говн@текстурами напоминает.

    • Ванёк26:

      Видимо, он другое ожидал. Мне тоже не понравилось

    • MadMax:

      Вы на фото с другой стороны посмотрите. Дворец !

    • Felisket:

      Я вот тоже что-то не понял, в чём красота сего здания. В Екатеринбурге есть куда более интересные дома. К слову, раньше улица Бориса Ельцина была улицей 9 января.

      • Kolin Pa:

        Точно!
        А я всё вспоминал, причём он же там жил последнее время, как и его переёмник на должности директора УралмашСпецСтроя, Радий Яныч Граудин. Отличный человек!

  4. Felisket:

    Уж лучше бы Вы, увколл, в музей изобразительных искусств сходили, где знаменитый каслинский павильон экспонируется. Билет там, кстати, тоже 200 р.
    А вообще-то в ельцинском музеуме надо было бы не деньги за вход брать, а напротив — приплачивать тем, кто рискнул «насладиться» такой «эпохальной» экспозицией.

    • Ванёк26:

      Вы что не любите пролетариат Ельцина?

      • Felisket:

        Хм, я таки в Екатеринбурге в общей сложности с полгода прожил (в 1977-79), из них 4 месяца в 79-м, когда в железнодорожном диплом делал. И современные либеральные побаски про тов. Ельцина мне рассказывать не надо. К слову, в те годы особых восторгов о персеке Ельцине я что-то не слыхал. И таки да, не люблю я тов. Ельцина, и раньше не любил, поелику был он типичным партаппаратчиком, не особо умным, но с большой пробивной силой.
        Не-е, уж лучше я по Питеру в июне погуляю, на белые ночи полюбусь, чем 200 р. в ельцинский музей платить.

        • Ванёк26:

          Погода у нас сейчас самая комфортная. 22-24 днем. Сирень цветет. Приезжайте.

          • Felisket:

            Уже новый чемодан купил. А так-то — билеты взяты, гостиница забронирована. Надеюсь к 27-му июня белые ночи ещё не закончатся, и Медный всадник ещё не сбежит :)

  5. MadMax:

    Почему нет эпохального ролика из ЕЦ, повествующего об истории России ?

  6. Ванёк26:

    НОВОСИБИРСК, 25 мая – РИА Новости. Правоохранительные органы в Омске нашли предполагаемого администратора сайтов, подталкивающих подростков к суициду, – ей оказалась 13-летняя школьница, действовавшая под псевдонимом Ева Рейх, сообщает управление СК по региону.

    Ранее в популярном омском паблике «ВКонтакте» появилась информация и фотографии листовок о женщине-администраторе таких групп, которая якобы проживает в Омске. В СК сразу начали проверку этих данных, в ходе которой и вышли на подростка

    РИА Новости http://ria.ru/incidents/20160525/1439266826.html#ixzz49eltAfWf

    -Хочется чего-то, сам не знаю чего…
    -Рррремняу!(с)

  7. McLoud:

    Аплодицменты. Мне ирония понравилась.

  8. Garipytch:

    И как было приятно упасть пьяной мордой в приклеенную банку морской капусты,эх молодость ?

  9. Kolin Pa:

    Ну я ещё помню полиэтиленовых пупсиков в холодильниках «Татарского гастронома», это ХимМаш Свердловска.