Как Иоффе город Брест оборонял

Докладная записка лектора Брестского обкома КП(б)Б С.Н.Иоффе в ЦК КП(б)Б о ситуации, сложившейся в г. Бресте после вступления частей германской армии:

22 июня 1941 г. в 4 ч. 14 мин. я с группой работников обкома (Богданов, Мацегорин, Махоменко, Андреев, Южная) был направлен секретарем ГК т. Коротковым в горвоенкомат для обороны города от наступления фашистских банд. В горвоенкомате партийно-советских работников собралось до 40 чел. 30 чел. были вооружены, для остальных оружия не хватило. В горвоенкомате был лишь один ручной пулемет и ни одной гранаты.

Немцы вошли в город в 7-8 часов утра 22 июня. Комиссар горвоенкомата т. Забуркин связи с городским комитетом и воинскими частями не установил, в результате чего мы не смогли уйти из города вместе с отходящими нашими воинскими частями и оказались в полном окружении немецких войск. В восьмом часу утра на мостовой против горвоенкомата разорвалась бомба, брошенная с германского самолета, в результате был убит красноармеец горвоенкомата и ранено 12 чел., из них комиссар облвоенкомата Стафеев, зав. базой облпотребсоюза т. Рехсон и другие. В числе раненых оказался и я. Для оказания первой помощи пострадавшим в горвоенкомате не оказалось никаких медикаментов и перевязочного материала.

Находясь в горвоенкомате, мы наблюдали, как из некоторых домов Белостокской улицы неизвестные нам люди открыли оружейный и пулеметный огонь по отходящим нашим воинским частям.

До 12 часов дня в горвоенкомат дважды заходил секретарь облисполкома т. Волчков. Во второй половине дня немцы открыли по нам сильный пулеметный и оружейный огонь, затем подвезли к зданию орудие и начали бить по горвоенкомату.

По коллективному решению мы уничтожили партийные билеты, воинские билеты и другие находящиеся у нас документы. Выбив окно и перескочив через забор, мы оказались на другой улице. По городу рыскали немецкие солдаты. Идти дальше было невозможно. Я и корреспондент газеты «Октябрь» т. Ривкин забежали в погреб кинотеатра имени Горького. Там я просидел до 4 час дня 23 июня.

Переодевшись в другую одежду, я пошел к себе на квартиру. По дороге видел, как некоторые девушки-полячки подносили цветы немецким мотоциклистам.

В этот же день в сопровождении работницы облфинотдела Кушнер М. я пошел делать перевязку в больницу, находящуюся около обкома. В больнице работали все наши врачи и санитары. Там же говорил с раненым коммунистом — зав. облбиблиотекой и бибколлектором (фамилии не помню).

До 29.VI я, ожидая Красную Армию, скрывался на различных улицах г. Бреста. Ночевал в синагоге, сарае и несколько ночей у одного сапожника по ул. Куйбышева. За эти дни я был свидетелем гнусных издевательств фашистских бандитов над нашим мирным населением. Под видом розыска оружия немецкие солдаты грабили население, главным образом забирались сапоги, брюки, часы, постельное белье. Я видел, как один солдат подошел к рабочему типографии и приказал ему тут же снять его репсовую рубашку, как из детского дома № 2 и 3 забрали мясо, сахар, оставив детей совершенно без пищи.

Солдаты расстреливали без всяких на это оснований. Так, был расстрелян 18-летний юноша-еврей, живший по ул. Петровского, лишь за то, что он зашел в свой дом тогда, когда там немцы делали обыск (он об этом не знал). Еврей-старик был зарезан бритвой пьяного немецкого солдата лишь за то, что не желал отрезать бороду. Многие были расстреляны лишь за то, что, не понимая немецкой команды «хальт» (стой), продолжали идти своей дорогой.

Особенно издеваются и мучают немецкие палачи командиров и политработников Красной Армии. Видел, как по Московской улице наши командиры везли немецкие тяжелые орудия. Лица их были изнеможденные. Многие из них были ранены.

Население, видя все это, боится появляться на улице. Особенно напугано еврейское население, оно почти не появляется на улице.

С первого же дня своего вступления в город немцы пустили город на полное разграбление. Разграблены все продовольственные и промтоварные магазины, разграблено также много частных квартир. Уже 23.VI чувствовался настоящий голод в городе. Не говоря о мясе, молоке, масле, в городе нет хлеба. Большие продовольственные склады конфискованы немецким командованием на питание их армии.

25 июня немецкая полевая комендатура вывесила приказ на 4-х языках (немецком, польском, белорусском, русском) об организации в городе городского магистрата и выдаче ежедневно в 6 часов утра хлеба по 1 кг на человека на советские деньги. Очередь выстроилась около магазинов в 1000 и больше человек. В назначенное время открылся магазин, и начали выдавать хлеб. Немецкий фотокорреспондент немедля снял этот эпизод, после чего хлеб прекратили выдавать. Большинство очереди ушло без хлеба. Такие же проделки немецких правителей я видел в Пинске и других местах.

До 29.VI, дня моего ухода из Бреста, я слушал артиллерийскую перестрелку между нашими фортами и немецкими войсками. По рассказу немецкого солдата, один форт открыл ворота и выбросил белый флаг. Туда ринулись немцы. Пропустив 500-800 человек, ворота форта закрылись, и форт выбросил снова красный флаг. Все немецкие солдаты оказались в ловушке. Население Бреста удивляется мужеству и бесстрашию наших пограничников.

За 20 дней моего пребывания на оккупированной части Белоруссии я не нашел ни одной нашей листовки, воззвания. По моему впечатлению агитация в тылу организована неудовлетворительно.

Лектор Брестского обкома КП(б)Б Иоффе.
НАРБ, ф. 4п, оп. 33а, д. 8, л. 28-33.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментариев 30

  1. Henren:

    Лектор, еврей. Некомбатант. Другое дело, что еврей и коммунист. Т.е. дважды подлежал расстрелу на месте.

    • Proper:

      Он спрятался в синагоге, и немцы его не нашли.

      • nina postnikova:

        А што они таки должны были искать евреев именно в синагоге?Эт с какой же стати?Да такое и в голову не могло прийти-евреи в синагоге!Скажете тоже.

        • Рич:

          Ну.

          • Proper:

            Проблема-то не в том, что Иоффе таки да. Проблема в том, что ВЕСЬ партхозактив, не глядя на национальность, имея в военкомате оружие, даже не попытался повоевать с немцами — а сжег документы, оружие бросил, и сбежал, переодевшись в цивильную одежду.

            • Рич:

              Еврея, к слову, понять можно , зогласно Торе , жизнь еврея ппц какая ценная. Мгм.

            • Рич:

              — Рядовой Рабинович! Какие вы предпримете шаги, встретив врага?
              — Большие…

            • Henren:

              И что характерно, так было везде, в т.ч и в Москве. Гитлер не так уж и ошибался в своих расчетах. Тут Солженицин был прав, когда писал, что главной причиной поражений СССР в начальный период войны была не внезапность нападения и не превосходство вермахта, а «немедленный паралич советской власти».

            • Koenigsberg:

              Ну, судя по хронологии событий, какое-то время они и повоевали.
              Гражданские люди, многие раненые, и, судя по всему, там были и женщины.
              С одним ручным пулемётом.
              Раз сначала «немцы открыли по нам сильный пулеметный и оружейный огонь, затем подвезли к зданию орудие и начали бить по горвоенкомату«.
              Нам трудно сейчас их судить.

              • Proper:

                Немцы открыли огонь по военкомату, потому что видели там каких-то людей с оружием. О том, что с немцами вели бой — товарищ пропагандист ничего не пишет, значит, боя не вели.

                • Koenigsberg:

                  А просто скромный, наверное )
                  Пару очередей-то по немцам дали наверняка, иначе бы они за пушкой не побежали.
                  Так бы зашли в здание и уши им всем надрали …

                  • Proper:

                    И где такой майонез продают? Неужто поставки из Европы?

                    • Koenigsberg:

                      В смысле майонез?

                    • Рич:

                      та не бейри в гологу.
                      слушь ко — чот у вас там литаки разлетались:

                      Американский стратегический самолет-разведчик RC-135V во вторник в очередной раз подлетел к границам Калининградской области, сообщили западные авиационные сайты, отслеживающие передвижение военной авиации.
                      .
                      По их данным, разведчик с бортовым номером 64-14844 и позывным HOOEY86, вылетевший с авиабазы «Милденхолл» в Великобритании, выполняет задание в южной части акватории Балтийского моря.

                      к слову: в названии литака чюдесно всё…
                      и значение и звучание
                      http://wooordhunt.ru/word/hooey

                    • Koenigsberg:

                      А у нас тут постоянно всё летает и стреляет.
                      У меня полигон недалеко, несколько км.
                      Как стемнеет, начинают садить либо очередями, либо одиночными, но чем-то крупнокалиберным.
                      Давно такого не было (с моего детства времён холодной войны, кстати).
                      Похоже веселуха надвигается реально.
                      А пиндосы хотят ощутить на себе работу С-400 … прощупывают нашу новую ПВО.

                    • Henren:

                      У вас там крупнее 2А36 ничего и нет. А веселуху пора начинать, да.

                    • Koenigsberg:

                      У нас тут никто толком не знает, что есть, а что уже есть.
                      Говорят, уже даже некоторые виды деревьев произрастают … ну, которые пух в июне дают …

                    • Henren:

                      Дык всем знать и не положено. Про деревья, конечно, байка. Да и не нужны они там. Там и КР флота хватает.

                    • Koenigsberg:

                      Пацана одного туда призывали.
                      Ещё с подачи дяди Васи Артюха, чтобы в регионе служить остался.
                      Но пацана туда по росту забраковали. Метр девяносто, а на ту ветку — до метра восьмидесяти ограничение.

                    • Henren:

                      Ограничения по росту да, имеются.

                    • Koenigsberg:

                      Давно было, 8 лет как уж, может и вывели их.

            • MadMax:

              Не партхозактив, а пархатоактив.

      • Henren:

        У сапожника, опять же. Сапожник, понятно, тоже был евреем.

        • Proper:

          Ну а как же. Не у токаря же прятаться, или там шахтера.

          • Рич:

            Ну. Особенно, если прикинуть, что шахтера в Бресте еще поискать, а синагога — вот она.

          • McLoud:

            До, а вот если бы ходил с кайлом по улице, ну или с молотком отбойным — вот тогда точно замаскировался.

            • Рич:

              еврей… с отбойным молодком…
              да вы жгйёти, товарищ Бессмертне…

  2. McLoud:

    Не суди, да не судим будешь, вроде… Но этот, герой, мле… Агитация у него, видите ли, неудовлетворительная, когда сам партбилет сжег.

    • Proper:

      Он говорит про агитацию, чтобы намекнуть — не надо меня отправлять на фронт, давайте я будут вести агитацию отсюда, из тыла. Ведь так важно скидывать с самолетов вместо бомб листочки с бреднями про единство пролетариата.