Человек-баян
Добрый вечер, уважаемые! Сегодня я представляю вам статью нашего будущего автора. Прошу Глагне рассматривать данное вступление как ходатайство о переводе увкола Sobolek в Авторы. У него будет чем нашу публику удивить, я уверена.
В прошлую пятницу я написала статью о баяне и баянистах. Оказалось, что история неполная. Sobolek посчитал необходимым обязательно написать о Юрии Ивановиче Казакове. Вот, собственно, и дополнение от нового автора.
Сегодня мне хотелось бы отдать дань уважения создателю современного многотембрового баяна с выборным аккомпанементом. Виртуозному исполнителю, Мастеру игры на баяне посвящается.
Юрий Иванович Казаков родился в Архангельске в семье известного профессионального баяниста Ивана Константиновича Казакова. Артист – первооткрыватель, много сделал для развития баяна, конструктивно его усовершенствовав, он поставил баян на один уровень с классическими инструментами и породил новый жанр – сольный концерт на баяне.
Приведу воспоминание баяниста Альфреда Грибера:
«Юрий Казаков был в то время среди баянистов звездой первой величины. С его именем связано рождение нового жанра на концертной эстраде: жанра сольного концерта на баяне. Первый такой концерт состоялся в 1957 году в Москве в зале Государственной консерватории и прошёл с большим успехом.»
Впервые в истории баян, наравне с классическими инструментами, получил право на высшую концертную деятельность. Юрий Иванович ввёл баян в камерный ансамбль в сочетании с двумя скрипками. Впервые прозвучал баян и с виолончелью во время совместных выступлений Юрия Казакова с одним из лучших виолончелистов мира Мстиславом Ростроповичем. Как-то великий Ростропович сказал о Казакове:
«Прекрасный музыкант, в своих концертах он проявлял замечательные качества виртуоза и мастера исключительного динамического разнообразия в понимании глубины композиторского замысла. Мне посчастливилось, что наш дуэт состоялся с Юрием Казаковым, ведь именно он был (в 50-е годы) не только первым и единственным исполнителем, игравшим на баяне новой конструкции, но и создателем этого «выборно-готового многотембрового баяна».
Специально для Казакова в 1951 году был изготовлен многотембровый готово-выборный баян, который позволил ему с успехом сыграть произведения, ранее на баяне не исполнявшиеся. За 18 месяцев мастер Ф. А. Фиганов исполнил «заказ», и на свет появился уникальный инструмент, который весил 18 кг, стоил 18 тысяч (до реформы 1961 года) и «побывал» со своим хозяином в 18 странах мира.
С появлением нового баяна Казакову пришлось менять всё — и манеру, и стиль исполнения, и репертуар. Но благодаря работе, проделанной музыкантом, баян шагнул навстречу мировой классике. В руках мастера-виртуоза он впервые запел «голосами» Баха, Моцарта, Рахманинова, Мусоргского, Прокофьева, Шостаковича. Яркий талант музыканта раскрыл новые возможности инструмента, и баян впервые на эстраде зазвучал в сочетании со скрипкой, арфой, флейтой, виолончелью. Но Казаков не отказался и от народной музыки.»
Юрий Казаков успешно гастролировал в 30 странах мира и снискал широкое международное признание. В 1965 г. Ю. Казаков был приглашен выступить в Женеве — во Дворце Наций — на юбилейных концертах европейского кворума ООН, приуроченных к ее двадцатилетию. Такой чести не удостоился ни один баянист. И, наконец, еще одна важная сторона деятельности артиста — неустанная пропаганда баяна за рубежом, где за 45 концертных поездок он дал более 700 концертов на сценах 30 стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки.
Теперь перейдем к сути новаторства Казакова.
Раньше баянист не мог играть сложные классические произведения. Правой рукой музыкант мог играть довольно сложную мелодию, но аккомпанемент в левой руке был ограничен одной октавой басовых нот и готовыми аккордами (мажор, минор , доминантсепт аккорды и уменшенные доминантсептаккорды). Казаков решил расширить диапазон левой клавиатуры. Заказав баян Мастеру Фиганову, он совершенствует технику игры левой рукой, перевернув обычный баян.
И вот инструмент готов! Черный полированный красавец потрясает своим глубоким сочным звучанием.
В 1988 г. мэр итальянского города Кастельфидардо, в котором расположено более 100 баянных фабрик, вручил присужденную Ю. Казакову Золотую медаль и Международную премию «Золотой голос баяна» за выдающиеся достижения в музыке, за пропаганду и утверждение баяна в мире. В 2000 г., там же, на первом в мире сооруженном памятнике аккордеону (см. фото в начале статьи), увековечено имя Юрия Казакова — среди десяти знаменитых исполнителей прошлого и настоящего.
Низкий поклон Вам, Юрий Иванович, от всех любителей баяна!
В добрый путь! Будем ждать ваши новые материалы, о которых вы писали.
А расскажите нам, почему Казакова называли в шутку человек-баян.
Спасибо!
Была такая история : на гастролях Казаков обратил внимание , что на афише написано «Юрий Казаков-баян». Менять не стали. Казакова устроила приставка к фамилии.Позже Юрий Иванович шутил , что теперь и у него двойная фамилия.
Легкая рука оформителей)))
Sobolek переведен в Авторы. Читай FAQ сайта, и пробуй постить материалы.
Ой, а Спасибо! А про Казакова нам в школе рассказывала наша учительница музыки,сама рьяная «гармошко-аккордеонница».Но мне мой медвед ̶н̶а̶ ̶у̶х̶о̶ ̶н̶а̶с̶т̶у̶п̶и̶л̶ запретил заниматься баяном, только гитара и девочки.
Помощник для Genы.
http://goo.gl/OZfj1u
А я не кузовщик. Агрегатчик узко спецыа лизированный..А кошка на СТО мается, живёт сама по себе и мышей ловит.Нехай будет.
Котейка рулевое посмотрит. Пыльник там порваный , рейка течет иль еще какая беда.
Невозможно приблизить баян к органу. Масса не та. Всё не то. Я, может, и не профи, но медвед мне на ухо не наступал. И вообще. Клавиши рулят. Кнопки — отстой для деревни. Скрипкодерганцев вообще на лесоповал. Там им самое место.
Значит вы любитель аккордеона?
Коротко о главном.Органы , но не органы.Змий не любит органы,но Органы..
Не думал , что настолько все запутано.
К вопросу о бояне.
Юрий Лоза раскритиковал Иисуса Христа за неумелую проповедь и любительское поведение на кресте.
Отлично!!! Мне так понравилось!!! Давайте, еще материалов))))
А знала бы ты, моя дорогая, сколько он интересных заготовок имеет в своём портфолио! Обещал и в соавторстве с нами!!! Ура!
Баянище! :)))
А-бал-деть!!!!!!Спасибо.Здорово!
Для Рича.
Не нашел , где ты сетовал на музыкально-технические жизненные коллизии . Пишу тут.
Вчерась послушал , как один тип положил на ноты число π (гусары , малчать!). Ну если помнишь — это такая бесконечная хрень равная отношению длины окружности к длине её диаметра.
Вышло довольно таки мызыкально))
Мызыкант = математик))
РАН = консерватория.
Придал послушную, сухую беглость.
И верность уху. Звуки умертвив,.
Музыку я разъял, как труп.
Похерил. Я алгеброй гармонию.©
мгм.
один лишь вопрос не даст покоя математикам никогда : отчего восемь квинт не равны пяти октавам?..
вот в чем заковыка
Во всем виноват старик Пифагор?
А в темперированном строе разве не соблюдается эта пропорция?
И впринципе , математиков не колеблет практика)))
У них восемь квинт будут равняться пяти октавам.
Мнимая единица , докажут :дважды два = 5 и т.д.:-)