Министерство образования преобразится в министерство просвещения

Смена министра образования стала не рядовой заменой одного чиновника на другого. Назначение на пост министра Ольги Васильевой, преподавателя и крупного специалиста по истории русской Церкви советского периода, человека с отчетливо выраженными патриотическими взглядами, означает, что вслед за Министерством культуры уже второе ведомство так называемого социального блока возглавляет не просто чиновник, а человек, для которого важнее всего смыслы, а не форма.

До 19 августа 56-летнюю Ольгу Васильеву знали в узких кругах – историки, те, кто интересуется историей русской Церкви 20-го века, и региональные чиновники, учившиеся в Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте.

Доктор исторических наук Васильева десять лет возглавляла кафедру государственно-конфессиональных отношений в президентской академии, но в начале десятых ушла в чиновники – став вначале заместителем директора департамента культуры аппарата правительства, а потом заместителем начальника управления по общественным проектам президентской администрации.

И хотя об отставке Дмитрия Ливанова говорили уже давно, выбор в качестве его сменщицы именно Васильевой стал, конечно, полной неожиданностью. Хотя на самом деле в назначении людей именно ее склада и взглядов есть большая историческая закономерность. Потому что во власть приходят идеологически мотивированные люди, люди с отчетливо выраженными патриотическими взглядами – не конъюнктурные приспособленцы, не чиновники-технократы, а именно те, кто знает историю своей страны и верит в ее силы.

Васильевой, конечно, придется решать и массу административных задач – но то, что Кремль выбрал на пост министра образования именно такую кандидатуру, показывает, что есть понимание того, что работой над будущим (а образование ведь именно про это) должны заниматься те, кто уверен в русских силах.

Сейчас начнется массированная атака либералов-космополитов на нового министра – ей припомнят все, с их точки зрения, «крамольные» высказывания. Например, она называет «любимым императором» Александра Третьего или предлагает называть коллаборационистов просто по-русски предателями. Или напоминает:

Наша страна – единственная страна в мире, которая после 1917 года в 1991-м пережила второй социально-политический кризис. Как в послереволюционный период до 1934 года, так и в промежуток времени с 1991 по 2002 год о патриотизме не говорили, сами понятия патриотизма, любви к Отечеству, героизма были искоренены, отсутствовали в общественном сознании.

И это притом что Васильева очень академический человек – взвешенный, аккуратный, интеллигентный. Но она человек, не скрывающий свои взгляды – патриотические и по сути, и по форме, причем проистекающие из хорошего знания русской истории, а не из схем и матриц.

Она долгие годы занимается историей русской Церкви в 20-м веке – ее кандидатская и докторская посвящены отношениям РПЦ и советской власти в годы войны и первые послевоенные годы. То есть Васильева изучает тот период, когда Сталин восстановил патриаршество и вернул Церкви часть закрытых храмов – событие, наиболее наглядно обозначавшее патриотический поворот бывших большевиков, еще недавно расстреливавших священников и практически загнавших Церковь в подполье. И это было время первой, пусть и корявой, попытки сшивания воедино разорванной русской истории – вместе с возвращением офицерских званий и реабилитацией многих событий русской истории.

Сейчас Россия переживает во многом похожий период – после русофобских либеральных лет, когда обществу почти прямым текстом внушали, что вся русская история состоит из преступлений и мерзости, Путин начал реабилитацию всей русской истории, сшивание ее в единое целое, где нет ни ангелов, ни демонов, а есть живые, ценные для нас примеры подвига и предательства, труда и сомнений, всех форм поисков правды, которые пережил русский народ и созданные им государство и цивилизация.

Этот процесс идет еще более сложно, чем возвращение государству рычагов управления и контроля за бюджетом – потому что идеологическая сфера была нашпигована людьми, практически не скрывавшими своей русофобии, которая у них принимала форму антисоветизма или ненависти к монархии или Церкви. Перелом произошел в начале десятых – когда Путин вернулся в Кремль. Власть стала серьезно заниматься смыслами, искренне говорить о патриотизме, бороться за прошлое – то есть за будущее России.

И наверняка не случайно, что историк Васильева именно тогда, в 2012-м, пошла в чиновники – сначала в департамент культуры правительства, а через год и в то управление администрации президента, что занимается смыслами и идеологией. Васильева не только курировала реализацию нацпроекта по образованию, но была среди тех, кто «продвигал патриотизм» – но не как «проект», а как естественное чувство любви, знания и уважения к своей Родине и ее истории. Вот одно из ее высказываний пятилетней давности:

Мне кажется, история ХХ века сейчас опять становится очень политизированной. И некоторые люди пытаются писать эту историю только черной краской. Но у нас не может быть другой истории, другой Родины, у нас может быть только та Родина, в которой мы живем. Родина пережила тяготы и лишения в советское время, но были и периоды величественные. Даже если вспомнить, например, целину, об освоении которой иногда пишут иронически-критически. Но ведь результатом стало то, что эти фактически безжизненные места превратились в цветущие районы. Черное и белое ходит всегда рядом, позитив и негатив есть в любом явлении. И очень важно, с каким чувством по отношению к стране, в которой ты живешь, к своей Родине, ты анализируешь и проносишь через себя то или иное историческое событие.

Если не любишь ни эту страну, ни этих людей, ни все, что связано у тебя с этой страной, то ты будешь видеть только черное и будешь стараться навязать это черное всем другим. Если ты видишь, любишь – ты будешь видеть это черное, но будешь стараться сделать так, чтобы это черное не смогло повториться. С черным всегда соседствуют прекрасные примеры. К сожалению, эти прекрасные примеры – и героизм, и мужество, и любовь к своему Отечеству – мы стараемся все чаще и чаще замалчивать.

Образование это – не Болонская система и не ЕГЭ, это знания в сочетании со смыслами и ценностями, которые закладываются при обучении, воспитании, просвещении ребенка. И то, что историк и преподаватель – а Васильева читает лекции не только в РАНХиГС, но и в Сретенской духовной семинарии – возглавит Министерство образования, означает, что в нашей школе будет происходить поворот в сторону просвещения. Ведь так раньше и называлось это министерство.

Точные науки, высокий статус учителя, возрождение лучших традиций высшей школы – все это более чем важно для русского образования. Но без понимания того, кто мы, откуда мы вышли и куда идем, все это бессмысленно и все равно не сможет быть правильно организовано.

Неизвестно, получится ли у Ольги Васильевой стать хорошим министром образования – но она точно попытается вернуть смысл в дело народного просвещения.

Источник материала
Материал: Петр Акопов
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем rft2 на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментариев 50

  1. Владимир:

    Удачи Ольге Васильевой!

    • Capuchin:

      Ну дай то Бог. Присоединяюсь.

    • Базилевс:

      и всем нам.)))

    • Finder:

      Это пять! Только к удаче. Ольга человек — консервативный. Ну как и мы, северяне. Это правильно.

  2. Felisket:

    Да, удача ей очень бы не помешала! Ну, поживём — увидим…

  3. ZIL.ok.130:

    Просвещение—да.
    А то—образовательные услуги.Оставалось ещё валовую выручку от этих услуг включить в ВВП и радоваца ежегодному росту выручки.
    Бухгалтерская цывелизацея кокаято,ей Бгу— «мильён бухгалтероф(менагероф,ога) по всей стране—так и бегают…».

  4. Akklan:

    боюсь перегибов на местах, где церковно-приходское образование могут, под шумок, сделать обязательным, да и в обычные школы попов напихают где надо и где не надо, хотя назначению все же приветствую.

    • Дина:

      Те же мысли. У нас уже были попытки в школах, так скандал был, у нас татар половина. Но ведь опять начнут, уверена…

      • Capuchin:

        Вам то хорошо. Вы будущее видите. эх…..

        • Дина:

          Мы будущее не видим, мы его подозреваем)))

      • Sobolek:

        У нас светское государство. И русский/славянин не значит = православие.
        Также и с татарами.
        Татарин не значит= мусульманин.
        По счастью, наша Конституция дарует достаточное количество свобод.
        Тут мне по секрету /на Вестях/ Сатановский рассказал про мусульманские школы, курируемые прямо из Турции.
        Это опасная штука.
        Но товарищи из органов не дремлют. Только вот сколько управленцев в Татарстане прошли обработку гюленизмом?

        • Capuchin:

          В тютельку. У меня друг в армии был — татарин. Так я ему варежки грел, пока он на баяне играл, проходя строем перед начальством. Так вот внезапно он тоже немножко русский :) Потому как по русски разговаривает.

        • Дина:

          Я не в Татарстане, рядом. Но именно что мусульман хватает (кстати, ни одного религиозного конфликта в городе не было). А пытались несколько раз ввести именно обязательные уроки, которые будет вести батюшка. Ну, как обязательные — типа по желанию, но попробуйте только не пожелать. После тех эскапад я нервно отношусь к энтузиастам от православия, прививка на всю жизнь.

          • Sobolek:

            Конфликта может не быть, но раскачивать ситуацию недруги пытались всегда.
            В 90-е были попытки.
            По памяти строки неизв. поэта на те события.
            Видел от руки написанный текст.
            Что-то типа /ну что вспомнилось/:
            «… и не жалея глотки, кричат татары «азатлык»!,
            хлебнувши русской водки…»
            ….
            Переживал народ сильно: русские, татары хорошо и дружно жили. Под Казанью подвыпившие рыбаки, обнимаясь , говорили типа что : «Ринат за Санька всех порвет…»

            • Дина:

              Пытались, да, вахаббитов из Татарстана вытуривал еще Шаймиев, помню. Но серьезных выступлений не было. Типа как сейчас либерасты воют, а на них смотрят, как на идиотов. Так и тогда было.

              • Sobolek:

                Ну и славно.
                Хотя лично знаю людей сидящих на «ухе мацы» и ничем их не проймешь. Зомби.

                • Дина:

                  Я вам сочувствую) Лично с такими не знакома, и не рвусь.

                • Владимир:

                  >>Зомби
                  Не зомби, это люди с другим, альтернативным мировоззрением. У них тоже всё логично, как и у незомби. Правда часто там проблемы с психикой.

      • Akklan:

        Начнут как всегда — добровольно принудительно, у нас в школах всегда так. Образование бесплатное и школа бесплатная но корешки на добровольное пожертвование силком в руки ученикам пихают! И попробуй не заплати, проблемы сразу возникают, мою дочь например до отчисления почти довели после 4 класса, хотя успеваемость была хорошая, постоянно ударница — и стал платить. Попы будут так же с благостными лицами учить закону божию. Какая то спираль истории уродливая.

  5. molotkov60mkpu:

    Своевременное назначение. А то даже ZIL.ok.130 хватает уже только на первое предложение, а со второго его начинает корячить. Это все последствия нашей образовательной политики и ЕГЭ. А сколько такой загубленной молодежи бороздят просторы интернета.

    • Андрей:

      Зря Вы так. Зилок умеет и по нормальному писать. Но почему то предпочитает неумело копировать Рича

      • Capuchin:

        Ну вот не скажите — у него свой собственный акцент. Письмо с элементами серьезной криптографии.

        • ZIL.ok.130:

          О—собрат по анализу,обработке и синтезу?

          • Capuchin:

            Ага. Я когда не понимаю чего — то для меня это криптография. Поэтому для меня почти ффсё криптография :)

    • ZIL.ok.130:

      Ах,как верно,прозорливец вы наш—именно последствия и именно вашей образовательной политики.
      А если учесть,что на момент кончины «всеми любимога товареща Брежнева» я уже школу заканчивал,то—ваще жесь жестяная.
      Я вам немного подскажу—очень многие обитатели сего ресурса,как то вот различают ту грань,когда можно позубоскалить и напейсадь о чёмнить вот так,как только што исделано,а некоторые вещи—пишутся серьёзно и с соблюдением всех правил грамматики и орфографии.
      Так вот задумайтесь—может дело здесь не в том,когда и как пишут,а в вашем неумении отделить одного от другого?
      И вот эта вот обида на собственное неумение(неспособность?)—выливается в такие вот камменты— «оне»(ZIL,Ричъ и тыды)—казлы,патамушта я их не понимайу и не одобряйу?

      • Андрей:

        Вы единственный комментарот, чьи сообщения я пропускаю. И да, у Рича есть собственный стиль, а вы просто попугай. Можете обижаться дальше

      • Bell:

        ZIL.ok.130, пишите Уважаемый так как Вам хочется и на клаву просится и не слушайте никого )))

        • Sobolek:

          +
          И добавлю. Я не комментирую его комментарии /ZIL.ok.130/ потому что он достаточно точно и своеобразно)) выражает мысль. По делу. Законченной она выглядит. А пошутить/побалагурить — чего бы нет — в хорошей-то компании.

          • Владимир:

            Не у всех получается. У некоторых пошутить/побалагурить не смешно и не балагурно от слова «совсем». Ммм… в таких случаях лучше «жевать», чем «говорить».

            • Sobolek:

              Но вы то достаточно ироничны))
              Больше вас слово *ирония* , наверное, никто не употреблял…
              Ну и радоваться шанцевому инструменту, это тоже надо уметь./ смеялся на слове»лопата»/
              * все шутка*
              Про жевать и говорить — это да. Согласен.

              • Владимир:

                *Ирония* — для танкистов (тех кто в танке) :)) Такие бывают, там алюминиевая шапочка, etc.
                Про лопату — это древнее-пионерское, когда чел расскажет анекдот, а анекдот либо с бородой, либо несмешной, рассказчика спрашивали «а где смеяться?», рассказчику следовало ответить «смеяться на слове «лопата»))

        • ZIL.ok.130:

          Притопнул ношкой и помёл перед собой воображаемой шляпой:Благодарствуйте,Несравненная.

    • Владимир:

      >>А сколько такой загубленной молодежи бороздят просторы интернета
      Не только молодёжи. Безграмотно и абы как пишут… очень многие, которые обучались в советской школе, и имеют аттестат о среднем образовании. То-ли лень нормально писать, то-ли… короче — как мыслят, так и пишут. Ладно, когда это грузчик, крестик поставил и нормально, пздц когда это… к примеру юрист. А когда ошибки с косноязычием — лютый пздц!

      • Ванёк26:

        То-ли?

        • HMagier:

          Я знал, что ты скажешь это©

          • Sobolek:

            А Владимир написал там и включил таймер))

            • Ванёк26:

              В нете не катидт.

            • Владимир:

              >>Владимир написал
              Владимиру в 99,99% случаев п*х*ю. Этот случай в указанных процентах )))
              Полагаю это всё, на что обратил внимание клиент.

          • федя:

            Правильно писать могут не только лишь все…

          • Ванёк26:

            А я знал, что ты скажышь, что ты знал, что я скажу это.

  6. Finder:

    А так ли это плохо? Гайки, сегодня, резко накручиваются, с право — на лево, С лево — направо! Прикройте меня… И наоборот. Инспектор вещает.

  7. Ричъ:

    Министерство Pro Священиков.
    Посмотрим, чо…

  8. MadMax:

    Про Мединского — это шутка ?

  9. Mautanuky:

    Вот вопрос… Если бы, Васильева занималась темой буддизма или мусульманами… это вызвало бы такой ажиотаж?