They Met in Moscow… Вспоминаем любимое кино.

Продолжаем вспоминать… И сегодня на очереди небольшой рассказ о создании киноистории про любовь свинарки Глаши из российской северной деревни и пастуха Мусаиба из дагестанского аула, которой на днях  исполнилось 75 лет (премьера фильма состоялась: 17 ноября 1941). В Америке фильм шел под названием  They Met in Moscow («Они повстречались в Москве»).

1

Идею фильма «Свинарка и пастух» режиссеру Ивану Пырьеву подсказала палехская шкатулка. Пырьев купил на сельскохозяйственной выставке ларец. На его крышке была изображена идиллическая сценка: ангелоподобный пастух играет на свирели, а босоногая девушка, пасущая поросят, его слушает.

Сомнений в том, кто будет играть главную женскую роль, у режиссера не возникало. Конечно же, его супруга — Марина Ладынина. Его муза, его главная актриса. (Позже, правда, у режиссера появилась другая муза — Лионелла Скирда, а Марина Ладынина оказалась практически отлученной от кино.) Но на съемочной площадке Ладыниной приходилось нелегко.

705

Муж-режиссер был с нею так же строг, как и с другими актерами. Хотя сама роль давалась Марине легко. «С первой сцены я почувствовала себя Глашей, а я ею и была в жизни, потому что приехала из сибирского села, — позже вспоминала актриса. — Глаша была моя, из моего детства и юности. Это действительно моя самая любимая роль».

Лишь в одной сцене актриса испытала немалые трудности. Ладынина не любила свиней, а по сценарию ей приходилось делать им даже искусственное дыхание. Для съемок этого эпизода поросятам давали наркоз, они засыпали, а актриса их как бы оживляла. Самое сложное было рассчитать дозу снотворного — на вес маленького поросенка и на время, необходимое для съемок дубля. Как ни старалась актриса быть волшебницей, без поросячьих жертв не обошлось. «Я его беру, а он — уиик! — и подох», — с большой неохотой рассказывала потом Ладынина.

1

Актера на роль пастуха Мусаиба не могли найти долго. Сыграть пастуха желали десятки кавказцев, живущих и в Москве, и в Тбилиси. Ассистент режиссера пригласил на пробы еще и русского актера — Владимира Зельдина: тот часто играл в театральных постановках героев-любовников, да и похож был на грузина.

2_16

Молодой артист сразу понравился Пырьеву. Но окончательное решение режиссер принял не сразу. Владимир Зельдин вспоминает: «Мне безумно захотелось играть Мусаиба. И, кстати, все женщины съемочной группы выбрали именно меня».

А дело было так. Чтобы определиться с выбором, Иван Пырьев решил снять заключительную сцену из крупных планов, когда Мусаиб приезжает в деревню, а Глаша стоит под венцом. В просмотровый зал режиссер пригласил всех женщин — участниц массовки, костюмерш, реквизиторов.

«Показав эпизод со мной, Иван Александрович спросил, нравится ли герой, вызывает ли симпатию. Ответ был утвердительный. После этого со мной заключили договор, и началась работа над фильмом», — вспоминает Владимир Зельдин.

Выяснилось, что Владимир Зельдин отлично держится в седле. И на съемках сцены, когда горец скачет на коне по крутой, отвесной, извилистой дороге, Зельдин наотрез отказался от дублера.

«Для меня было принципиально играть эту сцену самому. Я всерьез занимался верховой ездой. Окончил в 1935 году кавалерийское училище, имел диплом ворошиловского всадника», — рассказывает Владимир Зельдин.

Николай Крючков до фильма «Свинарка и пастух» играл людей только «в тельняшке или гимнастерке». Остается загадкой, как Иван Пырьев не побоялся дать роль шалопая Кузьмы актеру с героическим амплуа. Правда, Николай Крючков за эту роль чуть не поплатился карьерой. Василий Сталин грозился сослать актера в Сибирь за то, что он скомпрометировал «прежние образы, любимые народом».

4

Роль буфетчика-кавказца сыграл Осип Абдулов. Его знали по фильмам «Остров сокровищ» и «Светлый путь». Узнав, что его фамилии даже не будет в титрах, актер огорчился. Но потом решил сыграть буфетчика так, чтобы его роль запомнили надолго. И ему это удалось. Произнесенную им фразу: «Грузинский знаю, армянский знаю… этот язык — не знаю!» — все зрители и впрямь запомнили.

Страшное сообщение о начале войны застало киногруппу в поезде. Актеры как раз возвращались из Кабардино-Балкарии.

«Вечером вошел проводник и сказал, что немцы выступили против нас. Никто сначала не поверил. И только на вокзале узнали, что действительно началась война», — вспоминает Владимир Зельдин.

Вся съемочная группа отправилась в Москву. Иван Пырьев пошел на фронт добровольцем. А Владимира Зельдина направили в танковую школу. «Но танкистом я не стал. Через месяц съемочную группу отозвали из военных частей и приказали продолжать съемки. У нас, у артистов, была «своя война».

В течение nepвыx четырех военных месяцев во время воздушных налетов на Москву, наряду с ночными дежурствами на крышах своих домов, доснимался этот светлый, солнечный фильм. «Сейчас тяжело вспоминать, но ведь самые первые сцены фильма — радостные встречи на сельхозвыставке: толпы посетителей, веселые знакомства  — все это снималось под бомбежками. Приходилось прятаться в укрытия, работа продолжалась в две смены», — вспоминает Владимир Зельдин.

По указанию Сталина всем участникам съемок была предоставлена так называемая бронь — до окончания съемок никого не призывали на фронт. Работа над фильмом спасла жизнь Владимиру Зельдину. Все его товарищи по танковой школе погибли в первые месяцы войны…

original

Материал: Miriam Kogan специально для topru.org
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Miriam на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментарий 101

  1. Linda:

    А я первая!!! Очень нравится мне рубрика, спасибо, Мирочка!

  2. Linda:

    Фильм запомнился чудной музыкой Тихона Хренникова, замечательной песней «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве». Эта песня стала визитной карточкой Зельдина, который исполнял её на всех концертах и творческих встречах.

    • Miriam:

      Спасибо за дополнение про музыку, Дорогая))))
      Специально оставила места для дискуссии и дополнений камерадам ;)

  3. Gena:

    А я таки не посмотрел этот фильм…(((

    • SergeyR:

      … а я посмотрел. Давно ещё. В детстве. Фильм не вызывает отторжения, как недавно обсуждаемые «Девчата». В данном случае снята добрая хорошая Сказка (с большой буквы)…

      • Gena:

        «Чапаева» нет на таких…

        • SergeyR:

          … смотрел и «Чапаева» — там тоже Сказка (с большой буквы). Правда, по итогу не очень весёлая…

        • Miriam:

          Будет тебе «Чапаев», Гена, будет ))))) но чуть позже ;)

          • Gena:

            Не, «Весну на Заречной» или «Девушку с ̶К̶и̶т̶а̶р̶о̶ гитарой», ибо Феечки от них в восторге!)))

  4. Linda:

    Сам фильм напоминает мне классическую комедию масок — комедию del arte. Правда, с поправками на соц. действительность. Не буду критиковать фильм, у него есть поклонники, а общую атмосферу, благодаря музыке и игре актёров, создаёт светлую.

  5. Felisket:

    Какие же вы шустрые, увколлы, я не успел и хвостом махнуть, а вы уже понабежали :)
    Ладно, всё равно свой грошик кину…
    В своей книге «Свет угасших звёзд» Ф. Раззаков так рассказывает о создании фильма «Свинарка и пастух»:
    Съёмки картины «Свинарка и пастух» начались в феврале 1941 года в Москве и в одной из деревень Вологодской области. Ладыниной в ней досталась главная роль — свинарки Глаши Новиковой. Кроме неё, в фильме были заняты актёры: Николай Крючков (Кузьма Петров), Владимир Зельдин (Мусаиб Гатуев). Последний попал в картину случайно. Пырьев собирался снять в этой роли непременно кавказца. Поэтому, когда его ассистенты сообщили, что видели в спектакле Театра Советской армии «Генеральный консул» талантливого молодого артиста Владимира Зельдина, Пырьев от них отмахнулся. Однако ассистенты настояли на просмотре актёра. Чтобы понравиться признанному мэтру, Зельдин напялил на себя огромную папаху. Пырьеву актёр понравился, но он сказал: «Я не против взять тебя, но только после того, как такое же согласие дадут и наши женщины». Как гласит предание, дамы тоже оказались очарованы молодым актёром и выразили ему своё полное доверие.
    В мае вся съёмочная группа отправилась в экспедицию на Кавказ, а точнее — к Клухорскому перевалу, в долину Домбай. В двадцатых числах июня съёмки были завершены, и экспедиция отправилась в Москву. И в это время началась война. И. Пырьев вспоминал: «Помню, двадцать второго июня, рано утром, на одной из станций после Ростова к нам в купе зашёл проводник вагона и тихим взволнованным голосом сказал: «Немец на нас войной пошёл…» Мы все встревожились, но не поверили. И когда немного погодя увидели на проносящихся мимо станциях толпы возбуждённого народа, проводы солдат, поняли, что это правда…»
    Естественно, что с началом войны ни у кого из участников съёмок не возникало и мыслей, чтобы продолжить работу над картиной. Сам Пырьев отправился на сборный пункт, чтобы уйти на фронт. Однако высокое руководство решило иначе. Поэтому со сборного пункта режиссёра вернули и дали указание: фильм закончить как можно скорее и выпустить на экран.
    «Свинарка и пастух» появился в прокате в ноябре 1941 года, когда самого «Мосфильма» уже не было в Москве: картину сдали 12 октября, а 14-го киностудия эвакуировалась в Казахстан. Стоит отметить, что в отличие от зрителей, которые приняли фильм с восторгом, коллеги Пырьева и Ладыниной оценили его скептически, назвав лубком, деревенским балаганом и дешёвым зрелищем. Лишь только один А. Довженко прислал создателям фильма телеграмму с поздравлением: «Вы сделали восхитительную картину. Благодарю и поздравляю. Довженко».
    Понравилась картина и Сталину, который удостоил её создателей Сталинской премии (второй в карьере Пырьева и Ладыниной).
    ***
    Стоит ещё добавить, что сценарий фильма «Свинарка и пастух» был написан поэтом Виктором Гусевым (1909-1944) совместно с Иваном Пырьевым. Гусев написал и слова «Песни о Москве» (муз. Тихона Хренникова), которую запомнили по припеву:
    И в какой стороне я ни буду,
    По какой ни пройду я траве,
    Друга я никогда не забуду,
    Если с ним подружился в Москве.

    • Miriam:

      Благодарю, Мудрейший! Как всегда очень и очень!!!

  6. Felisket:

    Примечательно, что многие фильмы, которые пришлись по вкусу зрителю, рафинированной кинематографической обчественностью всегда воспринимались в штыки. Вот к чему бы это?

  7. Linda:

    К сожалению, написать статью для рубрики Музыка уже не успеваю — приехала только сегодня днём. Но в качестве некой компенсации приведу ссылку на клип Музыканты шутят. Посмотрите, комрады, до конца, не пожалеете.
    https://youtu.be/SNA3JWXp1QI

    • Gena:

      Весёлые девушки!

      • Felisket:

        Ой, весёлые! Случайно не с вершин Ростовских гор спустились?

        • Gena:

          Ога,и с чудесным маянезом!))Приветствую, как у Вас, морозы добрались?

          • Felisket:

            Всю неделю -22-24 (по крайней мере у меня за окном). Ранняя в этом году зима, снег уже месяц лежит. Но хоть лето было вполне приличное.

            • Gena:

              Во,и у нас, на удивление-снег. И морозы под -30.

            • Yasniy:

              Завидую по-тихому. Нас опять сейчас зальёт и заморозит ледяным дождём! Кирдык,похоже,моим яблонькам… Меняется климат,точно меняется! Раньше ледяной дождь был редкостью, а сейчас каждый год повторяется,да не по одному разу.

              • Ванёк26:

                Это циклы. А при Борисе Годунове в августе на санях по Москва реке катались.

    • Miriam:

      Ох, спасибочки))))))))))

    • Sobolek:

      Оригинально))

  8. Galuhka:

    Спасибо, действительно, удивительная сказка, я думала что смалалась в конце 30-х и ни когда даже мысли не возникло что это было снято в войну, настолько все светло и радостно.

    • Miriam:

      Смотрела недавно передачу с тогда ещё бодрствующим Зельдиным, и он как раз рассказывал о том, как и когда снимался этот фильм… Сама была в шоке, тоже думала про конец тридцатых

  9. Proper:

    Тогда напомню вам про советский фильм «Гиперболоид инженера Гарина». Не телевизионный «Крах инженера Гарина», а именно фильм 1965 года с Евстигнеевым в главроли. Этот фильм достаточно мало кто знает — при том, что в художественном смысле он весьма интересен и весьма необычно снят для советского кино, измученного соцреализмом.

    Есть на торрентах, и даже в ютьюбе можете найти полный метр.

    • Miriam:

      Написать о нём? Я с удовольствием, ибо фильм этот периодически пересматриваю :)

      • Gena:

        Во, вспомнил! «Трактористы»! И на любой серьёзной пиянке обязательно затянут пестню оттуда!

        • Sobolek:

          Если птицы поют, если сердце поет…
          Эту?

          • Gena:

            Ога …,держи карман шире… «На границе тучи ходят хмуро…»

            • Sobolek:

              Неожиданно)

              • Gena:

                Дык Край Ракет,Брони и близости Китая…

                • Sobolek:

                  Ну, вы там с близостью с Китаем, того, поаккуратнее…
                  /… ни пяди, панимашь…/

                  • Gena:

                    Да норм,здесь настоящие китайцы,мы их не особо любим, они «отвечают взаимными чуЙствами». Но- нормальные отношения.

            • vasilisa:

              Тоже люблю эту песню!

    • Henren:

      Да, фильм неплох. Хотя боевых лазеров тогда еще не было.

      • Gena:

        Да и точнее, чем телеподелка с отвратительной игрой актёров.

        • Felisket:

          Нормальная экранизация.

          • Proper:

            Не-не, «Крах режиссера Квинихидзе» не спасают даже такие актёры, как Копелян. Этот телефильм ужасен, актеры совершенно не попадают в типажи, всё превращено в балаган. Зоя — истеричка, миллионер Роллингс — тряпка, Гарин — псих, чекист Шульга — дурак. Ну не соответствует это книге, совершенно не соответствует. Это «авторский бред» кокойты.

            А вот фильм 1965 года — хорош. Зоя там — вообще практически идеальна, совершенно холодная циничная дрянь, вертящая людьми, да и Гарин убедителен, да и остальные тоже, в общем, не ходячие картонные силуэты. Фильм несколько сумбурен — но это была такая задумка режиссера, не давать окончательных ответов и характеристик героям, не опускаться до дидактики, оставлять некий зазор для собственного осмысления зрителем.

            • Felisket:

              Я вообще-то имел ввиду фильм именно 65 года, когда писал про нормальную экранизацию, а не более позднюю четырёхсерийную телеверсию. «Гиперболоид» смотрел в детстве, когда он только вышел на экран, роман тогда уже раза два перечитал. Но особо фильм не запомнился, не то что «Человек-амфибия» (я не сравниваю сейчас фильмы, а говорю как это ощущалось в 60-е). Во взрослом состоянии фильм не пересматривал (вчера глянул, вспомнил, что смотрел в детстве). А телеверсия толстовского романа мне не нравится, как не нравятся захаровские «12 стульев».

  10. Henren:

    Расово неправильный фильм. Большевистская агитка.

    • Galuhka:

      Поручик, Вы напоминаете мне ту комиссию из мультика «фильм, фильм, фильм» где режиссер бегает со сценарием по кабинетам, а ему ставят штампики, сократить, добавить, слишком мрачно, слишком весело.

      • Henren:

        Когда восстановят Главлит, попрошусь туда на работу.

        • Tim_duke:

          А обарзование нужнее имеется?

          • Felisket:

            Читать-то ведь умеет и уставы чтит, а большего в Главлите и не надо :)

          • Henren:

            А набуя оно? Никогда цензоры не имели его. Там весь смысл в том, что контролировать литераторов должен человек со стороны. Ставить на такую должность литературную богему — значит, исказить всю идею.

            • Tim_duke:

              Самым ответственным и уважаемым цензором был Николай I, самого Пушкина правил. А Вы смОгете?

              • Felisket:

                Нынче Пушкиных нету, значить смогёт.

            • vasilisa:

              А Тютчев?!!!

          • Gena:

            Образован.Грамотен.Циничен.Чувство юмора своеобразное, характер нордический,принципы не меняет. В Главлит рекомендуется начальником ̶р̶а̶с̶с̶т̶р̶е̶л̶ь̶н̶о̶г̶о̶ отдела.

            • Sobolek:

              Оперативный псевдоним — «Растрелли»?

              • Felisket:

                С добавлением индекса «07».

                • Sobolek:

                  Межгород?

                  • Felisket:

                    Что ж он только на Фонтанке что ли будет обретаться? Пущай усю Россию оцензуриват от Калининграда до Камчатки. И к тому же будет меж городом и селом, аки символ единения здоровых сил и ихней смычки.

                    • Gena:

                      А чего Камчатка? А Анадырь ? Или чукчи не истинные таки да?Абрам Ович негодуе!

                    • Henren:

                      Був я в том Анадыре, равно как и в Калининграде, так что места знакомые, работать можно.

                    • Sobolek:

                      Всех отцензурирует…

                      /ага, квалифицированная казнь…бррр/

                    • Gena:

                      Согласно договора!

            • Felisket:

              Кто «за»? Против? Воздержался? Принят единогласно!
              Но денежное довольствие будет получать с той стороны, откель пришёл.

              • Gena:

                Ну всё,Змий теперь на должности.Выдадим пулемёт-а там крутись как можешь.За сменными стволами-в Курган.

                • Felisket:

                  За шашками-саблями, еси чо, к нам. Без холодного оружия ему никак низзя, вид не представительный будет.

                  • Henren:

                    Новая шашка — это дело.

                    • Felisket:

                      Ну шашка, понятно, для дела, а для представительства — кортик, непременно кортик, шоб им рукопися во гневе к столу пришпиливать в целях устрашения особо рукопожатных клиентов.

                    • Henren:

                      Кортик? Кортик само собой. Сейчас кортики в тренде, как кинжалы всевозможных СС, гитлерюгенда и прочих во времена оны.

                    • Felisket:

                      Мы тут посоветовались и решили, что вот такой

                      будет в самый раз.
                      Кортик «Российский».
                      Технические характеристики:
                      Общая длина (мм) 495±20
                      Длина клинка (мм) 310±5
                      Ширина клинка(мм) 18±2,0
                      Дамасская сталь, латунь, лазурит, яшма, мрамор, искусственные камни — фианиты.
                      Гравирование, травление, никелирование, золочение, подрезка по металлу.
                      Клинок изготовлен из дамасской стали марки У7А100Х5МФ. Рукоять состоит из трёх видов камней, символизирующих флаг РФ. Перекрестие выполнено в форме кольца, инкрустированного с двух сторон фианитами, в центре – двухсторонний двуглавый орёл.

                    • Sobolek:

                      Клинок 310мм — это ж палаш кирасирский))

                    • Felisket:

                      Да какой палаш, я вас умоляю, так — зубочистка малая )). После шашлыков в зубах поковыряться, какого-нить щелкопера пощекотать, рукопись пришпилить… Делов-то!

                    • Henren:

                      Да, красиво. Вполне подойдет. У меня-то обычный, без изысков.

        • HMagier:

          В очередь, коллега, в очередь.
          От меня без всякого Главлита аффтары-современниги срут кирпичами в три сложения, а если меня еще и синдромом вахтера полирнуть — то они там вообще окуеют.

          • Felisket:

            А от вас ишшо заявки не поступало! Неча было вчера на лавочке сёмки лузгать.

          • Henren:

            Тут с год назад товарищи порекомендовали прочесть творения современных аффтаров. Прочел. Пришел в выводу, что Главлит нужен несомненно. Ибо пишут откровенную дрянь. Даже хуже, чем при коммунистах. Хотя казалось бы — куда уж хуже. Но дна нет, дна нет.

  11. Sobolek:

    Прочитал. Два раза.
    Понравилось.
    Интересно.
    Короче, здоровски))!!
    ….
    Вопрос возник:
    «…да и похож был на грузина»©
    По сценарию Мусаиб дагестанец, а если точнее, аварец. Почему на грузина?))

    • Gena:

      Почему на грузина?- потому что эвенк!

      • Sobolek:

        Кто?о_О

        • Gena:

          Только истинный эвенк так сможет сыграть дагестанского аварца -грузина , потому что по природе он настоящий таки да, особенно за щекеле!

          • Ванёк26:

            Не пудрите мине маи блаародные пэйсы, а то я стану пахож на А. Меншикова. Придецца отдать мине дварэц имени меня чего таки не переживет Гусский Музей. Это я вам абищщаю.

    • Miriam:

      Дружба народов СССР)))
      Тем более, что Зельдин несколько еврей, хотя и русский ;)

      • Proper:

        Несколько? Таки где же Рич, когда он так нужен с экспертизой!

        • Miriam:

          Ну, дык, я как бэ тоже несколько…русская )))))

  12. Gena:

    А где все остальные? Великолепнейшая и Мудрейшая псто запилила, а отдуваются во флуде только старпёры..(((

    • Miriam:

      Геннадий, у меня есть отмазка: мы с мелким немецким языком занимались)))) #

      • Gena:

        Верно.На каком ещё языке приказывать еврогейским военнопленным? Либо инглиш, либо дойч, так как от русских слов они обычно штанцы портят.)))

  13. Sobolek:

    А про «Зимний вечер в Гаграх» можно попросить.
    Не знаю почему, но иногда тянет пересмотреть.
    Пересматриваю. Невеселый фильм. Но…
    Может из-за Гаучо с дочкой, может из-за бегловского монолога про кураж…

    • nina postnikova:

      Поддерживаю.А»Свинарка с пастухом»,увы,не мое кино ни разу.
      Но благодарность за труд Мириам-это святое.Так шта спасибки,золотко.

    • Miriam:

      Попросить можно)))) постараюсь, ибо очень люблю Евстигнеева))))

      • Ванёк26:

        Он ОЧЕНЬ хорош в добро пожуаловать или посторонним вход воспрещен. Вот прям уххх как хорош.

        • Miriam:

          Евстигнеев хорошь и в «Ночных забавах»…хотя фильм довольно посркдственный, несмотря на звездный состав актеров…

      • Sobolek:

        …тогда прошу.)