Весна на Заречной улице. Вспоминаем любимое кино.

 

Сегодня хочу поделиться историей создания немного сентиментального фильма с незамысловатым сюжетом, который пленяет до сих пор удивительной чистотой и лиризмом, несмотря на свой 60-летний возраст. Это была вторая картина режиссеров Марлена Хуциева и Феликса Миронера, закончивших ВГИК в 1952 году и успевших снять только дипломный фильм «Градостроители».

108766902_108766849_springonzarechnaya1956b

Премьера одного из самых любимых зрителями советских фильмов «Весна на Заречной улице» состоялась 26 ноября 1956 года. Картина стала одним из лидеров кинопроката: ее посмотрели более 30 миллионов человек, а кинокритики единодушно высказались за высокий уровень режиссуры ленты.

Иван Пырьев назвал картину «неореалистической вариацией на тему «Барышня и хулиган». И, хотя вряд ли автор сценария, Феликс Миронер, намеренно воспроизвел сюжетную схему фильма Владимира Маяковского «Барышня и хулиган», снятую в 1918 году по мотивам повести итальянского писателя Эдмонда Д’Амичиса «Учительница рабочих», тем не менее, сходство между произведениями, которые разделяют почти сорок лет, безусловно, прочитывается.

« «Весна на Заречной улице» — это, пожалуй, моя единственная картина, которая была сделана легко, — рассказывал о работе над фильмом Марлен Хуциев. — Собралась очень дружная группа. Сценарий принадлежал Феликсу Миронеру, с которым мы жили в одной комнате в общежитии ВГИКа и вместе много писали. Снимали операторы Петр Тодоровский и Радомир Василевский, — очень молодые, отчаянные, увлеченные. А время было замечательное — все было как-то легко. Мы собрались этой командой, и в Одессу нас позвал весьма своеобразный и, несмотря на сложный характер, замечательный человек Александр Валентинович Горский, знавший нашу мастерскую (мастерскую Игоря Савченко) ещё по практике на Киевской киностудии, где он был директором».

0839ad30a0ca

Имена многих из тех, кто создавал эту ленту, вписаны золотыми буквами в историю отечественного кинематографа: замечательный оператор и режиссер Петр Тодоровский (кстати, именно он исполняет соло на гитаре заглавной песни фильма), композитор Борис Мокроусов и поэт Алексей Фатьянов, чьи песни, после выхода «Весны на Заречной улице» на экраны моментально стали очень популярны и остаются любимыми до сих пор, и, конечно же, исполнители главных ролей в фильме — Николай Рыбников и Нина Иванова.

 

vesna_na_zarechnoj_ulice-5

Николаю Рыбникову, который уже был известен своими работами в картинах Александра Алова и Владимира Наумова «Тревожная молодость» и Михаила Швейцера «Чужая родня», роль сталевара Саши Савченко в ленте «Весна на Заречной улице» принесла по праву всесоюзную славу.

 

vesna_na_zarechnoj_ulice-18

Марлен Хуциев вспоминал о Рыбникове: «Он способен думать о роли все время и каждый день приносить новые решения. Он все время носит в себе образ, над которым трудится. Он не стесняется трудиться».

 

1295686595_bb6d939c0041562bf709503b6e0b4bce

Для Нины Ивановой роль молодой учительницы Татьяны Сергеевны стала третьей работой в кино и также сделала ее звездой (впервые актриса появилась на экране, будучи десятилетней школьницей, в ленте «Жила-была девочка» режиссера Виктора Эйсымонта).

Иванова, которой прочили блестящую актерскую карьеру, с середины 60-х годов перестала сниматься и стала работать на киностудии имени Горького вторым режиссером, а затем совсем ушла из кино и устроилась медсестрой в одну из московских больниц.

cfeef366871d489585b709dc2a931523

Съемки картины проходили в Запорожье и Одессе. В 1956 году в Запорожье не было Заречной улицы, но после выхода картины на экраны улицы с таким названием появились и в Запорожье, и в Одессе.

281954898

Для съемок зимних эпизодов необходим был снег, а его в Запорожье не было. Чтобы выйти из этой ситуации, режиссер отправил экспедицию для поездки в Москву и в Новосибирск, чтобы там снять снежную натуру. На следующий день после отъезда группы в Запорожье начался обильный снегопад. Целый день снег валил огромными хлопьями, и за это время Хуциев и его команда успели снять несколько сцен.

После выхода картины на экраны среди представительниц прекрасного пола вошли в моду кудри. Виной тому послужила прическа Татьяны Сергеевны — в особенности ее покоривший многих завиток у виска, который был наречен «локоном страсти».

i

Несмотря на то, что все персонажи и сюжетные линии картины были придуманы Феликсом Миронером, многие жители Запорожья утверждали, что в основу сюжета была положена реальная история и даже называли имена возможных прототипов героев «Весны на Заречной улице».

В 1957 году фильм Весна на Заречной улице получил Бронзовую медаль Московского МКФ, проходившего в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.

На предложение снять продолжение фильма «Весна на Заречной улице» режиссер Марлен Хуциев ответил решительным отказом. Однако, у истории продолжение всё-таки случилось. И даже два.

140

В кинематографе. В фильме 1964 года «Легкая жизнь» есть сцена встречи выпускников, в которой эпизодическую роль сыграла Нина Иванова. Учитель вызывает Таню Левченко, на что его бывшая ученица отвечает: «А я не Левченко, я — Савченко». Эта реплика указывает на то, что главные герои фильма «Весна на Заречной улице», в конце концов, поженились.

И в жизни. На съемках фильма возник роман между Ниной Ивановой и Радомиром Василевским. Авторы картины даже говорили на встречах со зрителями: «Татьяна Сергеевна в «Весне…» была так красива потому, что камера смотрела на нее влюбленными глазами оператора Радомира Василевского». После окончания работы над лентой Иванова и Василевский поженились.

20361945

В 2010 году компания «Крупный план» завершила работу по колоризации фильма «Весна на Заречной улице». 11 декабря состоялась презентация цветной версии ленты в кинозале Одесской киностудии, а 17 декабря состоялась ее телевизионная премьера на украинском телеканале СТБ. Российские телезрители впервые смогли увидеть любимую картину в цвете 7 марта 2011 года на Первом канале.

 

Материал: Miriam Kogan специально для topru.org
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Miriam на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментарий 61

  1. Ванёк26:

    Спасибо!

  2. DonR:

    Спасибо Мириам! Опять порадовали обзором о любимом фильме.
    И 50-е были каким то взлетом у народа.

  3. Sobolek:

    Замечательно!
    А песня?
    На все времена…

  4. Linda:

    Очень хорошее, светлое и доброе кино. Замечательная музыка. Фильм можно пересматривать, что и делаю с удовольствием. Благодарю, дорогая.

  5. Miriam:

    Спасибо, камерады))) сама сегодня, дописывая статью и слушая песни из фильма, захотела пересмотреть на выходных в 100500 раз))))

    • nina postnikova:

      Фильм просто очаровательный.При возможности смотрю,хотя уже знаю наизусть.
      Вот тока с «раскраской»не согласна.Черно-белый в разы лучше.Раз режиссер снял чб при наличии цветной пленки,то нефик вносить свои поправки(это ИМХО мое такое).
      Мириам,прими искреннюю благодарность.И поцеловалку в нос.

      • Miriam:

        Спасибо, Ниночка))) я кст, тоже за режиссерский вариант цвета. Вот «В бой идут одни старики» Быков хотел снять в цвете, но не дали, но и в ч/б он хорош. А «Весна.. » , как и «Офицеры» и «17 мгновений весны» — изначально по задумкам режиссеров планировались как ч/б … Зачем раскрасили?…

  6. Gena:

    Спасибо!А вот «коло рызацыя»в данном случае испортила фильм.

  7. Tim_duke:

    Моё мнение: музыка в фильме действительно замечательная, сценарий слабый, главная героиня играет откровенно плохо. Фильм средненький, выехал на музыке.
    Бейте меня…

    • Ричъ:

      филм откровенно пропагандонский.
      чо уж там.
      а музыка да, недурна.

      • Miriam:

        Музыка классная, 5а все времена… Надеюсь… ;)

    • Miriam:

      За что? Это Ваше мнение))) высказанное прилично, без неуважения…
      Здесь не бьют, только «чистят» или в особо грязных случаях отправляют «в баню»…
      Вы в нечистоплотности замечены не были ;)

  8. Sobolek:

    Заречная ул. от метро Фили до Б.Филевской ул.
    Пусть маленькая, но есть))
    Как раз за нашей речкой.

  9. FLY_Slim Jr.:

    я эти фильмы не понимаю.
    что со мной не так?!

    • Henren:

      Всё с вами так. Вы не совок, вот вам и не нравится совковый фильм.

      • FLY_Slim Jr.:

        Странно. Вырос я в совке, но больше на книгах — а вот с кеном вышел попадос. Я его просто не воспринимаю, даже сейчас с трудом. Меня почему то начинает воротить, не важно от какого и чего — как только вижу элемент той или иной пропаганды.

  10. Henren:

    Возможно, я и видел этот фильм, но совершенно не помню. Такого рода фильмов в СССР было снято много, и все они — откровенная незапоминающаяся дрянь.

    • Igor_SF:

      Разрешите поинтересоваться, а фильм «Приходите завтра», тоже по вашему дрянь?

      • Henren:

        Тоже не помню, даже названия. Значит, такая же дрянь. Вот «В бой идут одни старики» или «А зори здесь тихие» — запомнились сразу. Хотя тоже черно-белые.

        • Felisket:

          «Зори» в 72-м вышли, «Старики» в 73-м, «Весна» в 56-м, как она Вам могла запомниться, если в кино Вы её и видеть не могли (разве что в кинотеатрах повторного фильма, куда пацаны в общем-то не ходили).

          • Henren:

            Дебилятор в семье появился как раз в начале 70-х, по нему и смотрел подобный шлак. А в кино ходили смотреть что-нибудь поинтересней, типа той же «Клеопатры» или «Золота Маккены».

            • Ванёк26:

              Вот это действительно шлак.

              • Henren:

                По тем временам — прокатывало на ура.

            • Felisket:

              А, ну понятно. Я в в 70-е телек уже не смотрел.
              «Клеопатра» вышла тогда, когда я уже вырос, и никакого интереса не вызвала, а вот французских «Мушкетёров» с Маре в детстве по кино запомнил, как и пресловутого «Фантомаса» ))

              • Henren:

                Французского кино вообще много было.

        • Igor_SF:

          да, по названию он не запоминается. это про Фросю Бурлакову. по мне так душевный фильм.

    • Ванёк26:

      А фильм «Коллеги»?

      • Henren:

        Ничего не могу сказать — не помню. Я ж говорю — в СССР была снята масса производственных фильмов, совершенно неинтересных и незапоминающихся.

        • Felisket:

          Хе-хе, можно подумать, что в современном российском кино сплошь шедевры. Тоже основная масса фильмов малоинтересные и незапоминающиеся. Что особо изменилось? Какие-то акценты поменялись, вот и всё.

          • Ванёк26:

            Только в российском? Когда вы последний раз были в кино?

            • Felisket:

              Не только в российском.

            • Henren:

              Кстати, в РФ в последние годы научились снимать неплохие фильмы. Может, и не шедевры, но уж точно не хуже голливудских.

              • Cyanid:

                Назови хоть парочку. Попробую посмотреть

                • Igor_SF:

                  вот например, мне из недавних запомнился Беглецы (фильм, 2014) российско-казахстанский

                  • Proper:

                    Да чо там — тот же «Хардкор» можно критиковать сколько угодно, но только слепой не увидит, что он предлагает новый киноязык для action-фильма, впервые лет за 30 — и результат весьма смотрибелен, в то время как Холивуд штампует картонное супергеройское дерьмо по шаблонам, не менявшимся где-то с 70-х годов.

                    Чтобы пипл оценил новаторство, скажу, что в «Хардкоре» не существует конкретного актёра, сыгравшего главного героя: эту роль исполняли несколько разных операторов и каскадёров. Большую часть фильма от лица Генри сняли экстрим-оператор Сергей Валяев и актёр Андрей Дементьев (который также сыграл роль Хитрого Дмитрия). Некоторые сцены снимал сам режиссер Найшуллер, а особо опасные трюки и автомобильные погони выполняли каскадёры.

                    Картина стала развитием темы и стиля видеоряда вышедшего весной 2013 года двойного клипа на песни «The Stampede» и «Bad Motherfucker» инди-рок-группы Biting Elbows, снятого фронтменом группы Ильей Найшулером и трейсером Сергеем Валяевым.

                    Для съемок фильма использовалась камера GoPro3 и специально разработанная уникальная маска для съёмки от первого лица, разработанная Валяевым — Adventure mask, а также оригинальная система магнитной стабилизации изображения, разработанная под руководством оператора-постановщика Всеволода Каптура.

                    Оцените — русские снимают полный метр на ГоПро и самопальные подвесы. Хуже того — в сцене, где Генри и Дмитрий бегут по крыше арки Пушкинского моста, Валяев и Дементьев снимались без какой-либо страховки ввиду технической невозможности её использования. Когда вы будете смотреть это — вы охудеете от безумия таких съемок.

                    • Felisket:

                      Простите, шеф, за наивный вопрос: а фильм-то о чём? Вы прекрасно рассказали о разных технологических новинках и не более, а о фильме-то практически не сказали ни слова.

                    • Sagamor:

                      Да так фигня фильм. ВИКИ:Главный герой просыпается в лаборатории, висящей в стратосфере над Москвой, не помня ничего из своего прошлого. Он — боевой киборг с искусственными конечностями и без речевого модуля. Лаборантка Эстель (Хейли Беннетт) рассказывает ему, что его зовут Генри, и в прошлой жизни он был её мужем…..
                      Дальше можно не читать, да и не смотреть))) Я тоже не смотрел))

          • Henren:

            Да кто бы спорил — в голливуде тоже снимают в основным дрянь и вал.

            • Shveik:

              Пиндосы пошли немного дальше и даже в развлекательные боевички пихают пропаганжу(д).

              • Henren:

                С СССР пример берут. С тем же результатом.

                • Shveik:

                  Имхо, результат все же малость разный. У СССР было много реальных активов, образованное население с соображалкой неслабой, и с историей реальных побед. У пиндосов, случись чо, микрософты с эплами долго сидеть не будут. Быдломасса из навыков имеющая лежание перед дебилизором и хождение по дешевым забегаловкам типа мака и историю, которую они себе придумали и случись чо, все ее будут отрицать. И еще, как вишенка на торте. У многих есть стволы, и в случае экономических неурядиц, каждый будет крутиться как может…

            • MaPeD:

              Прошу прощения! А где снимают нормальное кино? И почему Вы считаете, что в СССР снимали одну дрянь?

    • Tim_duke:

      Фильмы людям интересны когда там показываются взаимоотношения людей. В этом фильме людей нет, а есть некие маски — плохой мальчик, хорошая девочка, плохая девочка, очень плохой мальчик. Это не люди, а функции, поэтому ничего и на запоминается — мертвое все.

      • Henren:

        Скорее всего, так и есть.

      • Sobolek:

        Вы описали сюжет большинства фильмов))
        Фильм не глубокий. Но хорошо, что он есть.
        Он легкий и простой.

        • Tim_duke:

          Согласен. Большинство. Но есть и прекрасные исключения, вот они-то и запоминаются, когда про живых людей.

          • Felisket:

            А какие именно исключения, позвольте полюбопытствовать?

            • Tim_duke:

              Извините, Александр Вениаминович, моё мнение может с Вашим и не совпадать. Но попробую. «Старший сын», «Гусарская баллада», «Иди и смотри», «Я шагаю по Москве», «Девчата», «Карьера Димы Горина» и т.д.

              • Miriam:

                Если Вам интересно, то «Весну …» можно расписать и с точки зрения отношений между людьми того времени… Этот фильм как раз глубоко забрался в этом вопросе… и кроме того, там же показан разрыв между идеальностью, чуть ли не рафинированной, интеллигенции и простотой и незатейливостью жизни заводского рабочего, водителя, производственника (ничего не напоминает? конфликт «элиты» и «быдла»)…

              • Felisket:

                Вроде бы написал Вам ответ, уважаемый Tim_duke, но сейчас вернулся домой, смотрю — ответа нету (то ли не та кнопка жал, то ли ишшо чо — пути интернета неисповедимы), поэтому придётся продублировать))
                Все фильмы, которые Вы назвали, хорошо помню по детству и юности, за исключением, пожалуй, «Иди и смотри» (пришлось освежить память, после чего понял, почему этот «перестроечный» фильм не отложился в памяти: мне не очень нравятся фильмы Э. Климова, да и от А. Адамовича никогда не был в восторге, впрочем это дело вкуса). Что же касается остальных фильмов, то они мне тоже нравятся, но кто-то, наверняка, их может раскритиковать в пух и прах. О вкусах, как говорится, не спорят. К тому же на наше восприятие того или иного фильма влияет множество факторов, в том числе то время, когда мы его увидели впервые, время, когда мы росли, наши пристрастия etc.

                • Gena:

                  «Иди и смотри», «̶п̶и̶с̶ь̶к̶а̶ Письма мёртвого человека»- это фильмы на одномоментность. Не особо отличаются от «Интердевочки»,»̶б̶о̶л̶о̶т̶н̶о̶й̶ Холодной осени 53″ и «Курьера».

                  • Felisket:

                    Поэтому их сегодня с трудом вспоминаешь, хотя и видел на экране в своё время.

                    • Sobolek:

                      «Иди и смотри» может нравится или не нравится, но если его смотрел — не забудешь.
                      А «Холодное лето 53го»-то чем не угодило?
                      …но это риторически.

                    • Proper:

                      Да, «Иди и смотри» хорошо сделан. Впрочем, «Иваново детство» на мой вкус значительно сильнее, после него «Иди и смотри» уже выглядит как ремейк тех же самых идей — снято богаче, наброшен белорусский колорит, но ничего нового в раскрытие темы, по сути, не добавляется.

                      Забавно, что после «Иванова детства» Тарковский начал снимать всё хуже и хуже. Причем в ИД Тарковский считал, что снимает кино о разрушении психики человека под действием войны, о том, как в Иване уничтожается все человеческое. Ну вы поняли. В реале снялось несколько иное (может быть, из-за того, что исходно фильм снимал другой режиссер, а Тарковский его лишь переснимал по чужим намёткам и материалам).

                      Далее в «Андрее Рублёве» Тарковский продолжил исследовать свою идею-фикс о «народе-быдле с разрушенной психикой». Ну и покатилось — чем дальше, тем хуже.

                      Помянутые «Писька мертвого человека» и «Курьер» — реальный перестроечный шлак. «Интердевочка» — это вообще ниже плинтуса.

                      Вот с «Холодным летом» — сложнее. В одной канистре намешан откровенный десталинизаторский яд концепции — и довольно-таки удачная работа команды фильма. Смотрится далеко не безинтересно.

                    • Felisket:

                      Увы мне, но смотрел и забыл. Я же говорю, что восприятие фильма зависит от многих факторов: времени, возраста, опыта, образования etc.

                    • MaPeD:

                      Ну как и восприятие книги… Несколько раз перечитывал «Мастер и Маргарита» Булгакова и каждый раз осознавал ее по-новому.

                    • Felisket:

                      Разумеется и восприятие любого литературного произведения. Только с ними ещё сложнее, чем с фильмами, поскольку чтение и просмотр это разные вещи. При чтении мы создаём внутренние образы прочитанного, при просмотре интерпретируем уже готовые образы.

      • Miriam:

        а вот тут я с Вами не соглашусь… нет в этом фильме плохих и хороших персоналий… есть люди со своими сильными и слабыми сторонами, со своими радостями и горестями, простой любовью и непростыми отношениями…

        • Gena:

          У мню Благоверная обожает сей фильму. «Вначале -Рыбников, потом-молодой Кейдж»! гы-гы!!
          Кстати,а где тот, чьё Имя на Шекеле вызываемо?

  11. nina postnikova:

    Для меня критерием качества фильма служит простой маркер-чувсвую ли я камеру.Если «да»,то следом так и лезет хлопушка и фраза»дубль восьмой,камера,начали».Такие фильмы перестаю смотреть сразу же.Мне уже не интересен ни сюжет,ни его развитие,ни состав актеров….
    А вот если я камеры не чувствую,то этот фильм годный и снят мастерски.
    ИМХО,само собой.