Разгадка «феномена Сталина» в плохом образовании россиян

В последнее время какой-то неожиданный ренессанс Сталина в медиапространстве — естественно, со скандалом. То скандальный опрос Левада-центра, где Сталин в очередной раз среди «выдающихся мировых деятелей» занял первое место по упоминаемости в России; то недавний громкий уход известного адвоката Резника из заведения под названием Московская Юридическая Академия — в знак несогласия с тем, что руководство решило повесить на стенку мемориальную доску с почтительным упоминанием имени Сталина.

В общем, все выглядит чуть ли не как тоска общества по сталинизму и «отцу народов», по «железной руке» и массовым репрессиям. Страшилками на эту тему уже активно обмениваются мои френды либеральных взглядов в Facebook, а «государственники» им в ответ злобно хохочут и повторяют что-то вроде «ужо вам!».

Но давайте для начала посмотрим на саму таблицу Левады: они ведут опросы по поводу «выдающихся людей» с 1989 года, фактический материал богатый.

Я посмотрел на табличку взглядом социолога, собаку съевшего на подобного рода опросах — и могу успокоить почтеннейшую публику: страхи по поводу «культа Сталина» серьезно преувеличены.

Еще раз обратим внимание на формулировку вопроса Левада-центра. Звучит она так: «Назовите, пожалуйста, десять самых выдающихся людей всех времен и народов». В свете этого вопроса таблица выглядит довольно несуразно: просят «всех времен и народов», а наш народ перечисляет почему-то почти сплошь деятелей из российской истории. Во всем списке из «двадцатки» выдающихся всего 3 (три!) иностранца — Наполеон, Эйнштейн и Ньютон. Причем они отнюдь не на первых местах. Весьма странная троица, не правда ли? Двое ученых и завоеватель из XIX века.

В этих иностранцах, на мой взгляд, как раз и кроется ключ к разгадке. Главное, что показывает этот лонгитюдный (то есть растянутый на многие десятилетия) опрос — это не «очарованность злом» и не любовь к репрессиям, а прежде всего — попросту весьма и весьма низкий уровень образования отечественной публики.

То есть, попросту говоря, наши люди по большому счету никого не знают! Как человек, проведший сотни фокус-групп (групповых бесед) на общественно-политические темы в самых разных уголках России, я охотно подтверждаю: люди банально не знают почти ничего за пределами повседневной телевизионной повестки дня. В определенном смысле сама формулировка опроса Левады слишком трудная для большинства населения страны: 10 «выдающихся деятелей» мирового масштаба — это для них слишком много. Мало того, что они совершенно не приучены мыслить «мировым масштабом» — они и не знают, не помнят столько фамилий! Так и слышу вопрос респондента, отчаянно чешущего в затылке: «Милок, так кого называть-то? Подскажи!».

В этом и разгадка «феномена Сталина»: его называют прежде всего потому, что его фамилия — одна из немногих, которая просто есть в памяти. В «памяти народной», если хотите. А есть она в памяти в основном в связи с войной, культ которой действительно долбят все СМИ. Плюс травма, конечно, определенный «эмоциональный ожог» — все-таки масштаб репрессий был действительно гигантским. Прикол тут именно в том, что память тут чисто эмоциональная: нынешние потомки уже не знают о Сталине практически ничего — но дети запомнили фамилию, поскольку на нее у родителей была эмоциональная реакция. Какая — дети не запомнили. Память ведь работает именно таким образом — она «цепляется» не за факты, а за эмоции. Была сильная эмоция — событие откладывается в памяти (причем сама эмоция может как раз быть забытой).

То есть я механизм заполнения этого списка вижу так: у большинства (80-90%) опрошенных в памяти есть дай бог 6-8 («число Мюллера») «несъедобных» фамилий «выдающихся исторических деятелей», взятых, понятное дело, из школьной программы (а откуда еще?) В число этих 6-8 «автоматом» входит Сталин. Многие, возможно, и рады бы исключить его из числа «выдающихся» — но тут проблема: а кем заполнять оставшиеся «вакансии»? Ведь интервьюер, подлец, лезет с ножом к горлу — вспоминайте! Что ж вы, десяти человек назвать не можете?

Другими словами, итог опроса скорее позитивный: аж 62% сделали над собой усилие и исключили Сталина из списка — при том, что понятия не имели, кого поставить на его место.

Ну, а неизбывная проблема России высвечивается в очередной раз в связи с этим опросом: чудовищно низкое качество гуманитарного образования «для масс». Люди «проходят» в течение 11 лет литературу и историю — и выходят девственно чистыми, не помня никого и ничего, кроме нескольких кластеров, кое-как подкрепляемых не школой, а госпропагандой: ВОВ — Сталин (Жуков); СССР — Ленин (Гагарин); полководцы — Суворов (Кутузов); цари — Петр I (Екатерина II); КПСС — Ленин (Брежнев); ученые — Менделеев, Ньютон (Эйнштейн, Ломоносов). Ну и писатели — Пушкин, Толстой, Лермонтов, Есенин.

Такое вот представление о мировой (!) истории.

Алексей Рощин, политолог

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Tim_duke на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Читайте также:

Комментарии о материале (сверху свежие):
  1. Ванёк26 (2017-06-30 10:44:35)
    Олеша! Идите в сад. Могу даже Вам помочь: придать ткскзть начальное ускорение поцрецтвом упругого столкновения моей обувки с задним карманом Вашех брюг.
  2. Henren (2017-06-30 10:53:40)
    Автор гад, и пишет заказуху. Посыл статьи прост - детки должны изучать англосаксонскую историю вместо своей. Кругозор "расширять". При Сталине бы гад сел, за космополитизм и низкопоклонство перед Западом. А так, автор, наверное, считает выдающимися деятелями Черчилля, Рузвельта, Вашингтона и потуса. Поэтому и негодует, что русские их не упоминают. Интересно, обычные американцы, обучавшиеся в гос. школах, вообще знают что-либо о Ньютоне?
  3. Tim_duke (2017-06-30 10:57:06)
    "Вы все кругом быдло, один я тут стою в бэлом кустюме". Примерно так я понимаю сей опус.
  4. Henren (2017-06-30 10:58:22)
    Не один. На пару с Навальным.
  5. Tim_duke (2017-06-30 11:00:48)
    И с Резником.
  6. Небритое прямоходящее (2017-06-30 11:01:03)
    Редкостного накала либерда.
  7. Henren (2017-06-30 11:10:25)
    Та еще компашка.
  8. Sobolek (2017-06-30 11:25:21)
    Со всеми согласен. Добавить нечего. Пенделя заслуживает. Факт.
  9. Gena (2017-06-30 11:44:45)
    Вот редкостный мерзавец! Англосаксонскую кастрированную историю изучать заставить захотел. Такого урода вначале расстрелять, а потом повесить через трапапунга.
  10. Koenigsberg (2017-06-30 11:51:28)
    А изучать англосаксонскую историю не помешало бы. Только настоящую. Историю разбоя и грабежа всего мира. Чтоб напрасных иллюзий не было.
  11. Henren (2017-06-30 12:04:41)
    Да, так было бы правильно.
  12. Galuhka (2017-06-30 12:28:41)
    А что Сталин не величайший деятель всех времён и народов? Разве не он кроил мир в котором мы до сих пор живём? Разве Черчилль не вставал когда ОН входил? Так что пусть либерда идёт лесом, а автор сего опуса ещё дальше.
  13. Henren (2017-06-30 13:32:38)
    По мнению либерастов, нет. Их вообще корежит от упоминания имени Сталина, как чертей от слов "Да воскреснет Бог...". А знаете, почему? При небольшом копании в биографиях, неизменно оказывается, что их родственники занимали высокие посты в советской партийной верхушке, но были казнены или репрессированы при Сталине. Кто за участие в к/р деятельности, кто за шпионаж в пользу англичан (самые натуральные английские шпионы были), кто за банальное воровство и неспособность управляться с порученным делом. Причем многие были евреями, так что они еще обвиняют Сталина в антисемитизме.
  14. Tim_duke (2017-06-30 13:45:24)
    Смешно обвинять в антисемитизме человека создавшего государство Израиль.
  15. Galuhka (2017-06-30 14:09:47)
    А у них всегда с логикой было плохо.
  16. ZIL.ok.130 (2017-06-30 14:12:15)
    /боробанет пальцаме по столу/ Эгемс,угумс. Камменты то прочейталц,а вот сам текстег--по диагоналечке. "слегка касаясь"(шоп не вляпаца). Аффта успокоивоет своих единодумцев -- А чё вы от быдла то хойтели?Не знаут оне ничего -- вот и результат. А вывода два отсюдова делает аффта: 1.Необразованное быдло -- ему и его приприверженцам спокойнее вроде. 2.Чтобы уш совсем спокойно было,ннада,панимаишь, быдлу то основы правильной истореи преподать. Ну т.е. такой истореи которую нужные "порядошные люди" напейсале. И которым за это уплочено(штампек Бегемота).
  17. Roman70 (2017-06-30 14:13:05)
    Это идеологически правильно. Лет так через надцать это не он нас, а мы сами маленькие но гордые, что впрочем не умаляет..
  18. KurolesovV (2017-06-30 15:02:37)
    По мне, так сама формулировка "всех времен и народов", исключает всех политиков и государственных деятелей. Остаются только ученые и люди искусства. Вот их деятельность проходит через поколения, а деятельность политиков и военных нивелируется со временем.
  19. OldSeaman (2017-06-30 16:00:33)
    Бедолага. Пошел в х-й. Зря тебе диплом дали.
  20. Ричъ (2017-06-30 16:13:09)
    как то вы безадресно, дяинька... двусмысленно звучит
  21. Ричъ (2017-06-30 16:23:01)
    де етат зожник и кривляка Паддаванъ?
  22. Gena (2017-06-30 16:26:51)
    На Фонтанке. Чёй-та пиёт.
  23. Ричъ (2017-06-30 16:29:41)
    смузи. или берёзовый фрэш с корюшкой
  24. Henren (2017-06-30 16:32:33)
    То-то Гая Юлия и Клеопатру поминают третью тыщу лет, на пару с Ганнибалом. И политиком Цицероном. Карла Великого опять же. И варвара Росса. А вот лицедеев лет лет никто не помнит - а ведь они были. Упс?
  25. Gena (2017-06-30 16:40:28)
    Корющская питерка пахет огуртцами,труЪ корюшка пахнет йодом. "Эта..детка", нутыпонел...
  26. Ричъ (2017-06-30 16:42:39)
    не едал - не вем
  27. Gena (2017-06-30 16:46:33)
    ТруЪ корюшка вяленая под доброе холодное пиго- да Сам Камчатццке Моделист-Правовед одобрит! А вот ихняя, балтийсцка.... но зато пиго в Питере отличное есть, дооо,спасает косяки корющки...
  28. Henren (2017-06-30 16:47:57)
    Агурцами!
  29. Dorofey Medvedev (2017-06-30 17:04:47)
    Леденящий душу лютый пиндец(
  30. Ричъ (2017-06-30 17:07:42)
    Милонов обвинил Меркель в сговоре с сатаной© мне четвертинку того, что куранул Милонов отсыпьте, ога. Мне на недельку хватит
  31. Gena (2017-06-30 17:16:17)
    Осьмушку. На полгода, да и то, потом, подхихикивать буду...
  32. Felisket (2017-06-30 17:17:26)
    РАЗГАДКА "ФЕНОМЕНА РОЩИНА" Автор сего опуса — пятидесятилетний Алексей Рощин — токующий глухарь из стаи российских либералов. Родился оный Алексей Валентинович 21 июня 1967, в 1991 закончил МГУ им. М. В. Ломоносова (факультет психологии), получив специальность «социальный психолог». Дипломная работа была посвящена вопросу изучения «дедовщины» в армии. Человек разносторонних дарований: пиарщик, психолог, политолог, промышленный социолог, публицист, шахматист, «специалист в области исследований социальной напряжённости». Но учёной степени, как ни странно, вроде бы не имеет. Зато имеет богатый послужной список: 1993—1994 — консультант по PR Группы Поддержки Чековых Аукционов при Госкомимуществе России; 1994—1996 — заместитель руководителя проекта USAID (Агентства США по международному развитию) на территории РФ; октябрь 1996— май 1999— менеджер проекта «Справочные публикации для российского бизнеса» Института Стратегического Анализа и Развития Предпринимательства (ИСАРП), финансировавшегося из средств Займа Мирового Банка Реконструкции и Развития (МБРР); с августа 1999— в Центре политических технологий: менеджер проектов, директор по работе с клиентами (с сентября 2002), руководитель Департамента по работе с партиями (с сентября 2013). Занимался выборами на уровне от муниципальных депутатов до губернаторов и депутатов Государственной Думы РФ, а также участвовал в организации избирательных кампаний на территории Украины, Прибалтики и Средней Азии. К слову сказать, он и в партийной работе засветился, будучи членом руководства Партии 5 декабря. Известен оный персонаж и как журналист и блогер с ником sapojnik (очень красноречивый ник — «пирожки», который «печёт» Алексей Валентинович, годятся только как покрышки на либеральные горшки). Публиковался на сайтах Каспаров.ру и Газета.ру, в журналах «Эксперт», «Деньги» и «Власть». Иногда появляется в телевизионных политшоу (НТВшное «Место встречи», к примеру, где он обычно токует на «бандеровской» поляне в компании с ковтунами, суворовыми, мацейчуками). Отличительная черта — всегда заливисто хихикает. Вот такой либеральный глухарь, для которого имя Сталина хуже, чем красная тряпка для быка.
  33. Galuhka (2017-06-30 17:28:35)
    Ну теперь понятно почему этого писаку кредит от Сталина как упыря от чеснока, при Иосифе Виссарионовиче он уже давно в перегной бы обратился.
  34. Tim_duke (2017-06-30 17:31:27)
    Хорошо, что у нас свобода слова. Любой на$ерит в СМях, и мы знаем за кем в (не дай Бог) случае войны первым приходить.
  35. Henren (2017-06-30 17:31:42)
    В соседнюю с ним палату попадешь, лучше не стоит.
  36. Gena (2017-06-30 17:32:50)
    Эти первые скыбуцца. Главное-успеть их отстрелять "на канаццкой границе"...
  37. Henren (2017-06-30 17:34:18)
    Либераст со стажем, вопчем. Давно пора его на физический труд определить, чтобы голова малость отдохнула и проветрилась.
  38. Gena (2017-06-30 17:34:44)
    Верно.Добрый когняк-нашефсё!!! Остальное-либо эрзац, как пиго, либо изврат, как портвяга и крэк.
  39. Tim_duke (2017-06-30 17:34:54)
    Зачем, они на "стройках народного хозяйства" пользу приносили.
  40. Henren (2017-06-30 17:37:06)
    Да можно не отстреливать. Хай себе бегуть. Просто такие людишки - сами по себе мусор, и не гадить там, где живут, не могут. Пусть там, за бугром, и гадят. Вон, Федя Костров 200 тыщ таких во Флориду направил - американцам это обошлось в охулиард долларов.
  41. Tim_duke (2017-06-30 17:46:44)
    Ну не знаю. Массандровский "Красный крымский" -- это шыдевр.
  42. Gena (2017-06-30 17:56:08)
    Времена не те, да и таких, как Фидель-мало. И вообще, очистка генофонда от таких-не есть радикальное мероприятие, а ,скорее, противоэпидемиологические меры.
  43. Gena (2017-06-30 17:58:04)
    Не пивал, не знаю.До нас не дошло. А вот уоттка со змейкой-скусная, хоть и резко вата.
  44. Gena (2017-06-30 17:59:23)
    В биореактор, чтоб вырабатывал электро и тепло ?
  45. Ричъ (2017-06-30 18:09:07)
    крепышок? фтопку
  46. Ричъ (2017-06-30 18:10:08)
    ежели вино - то вино. ежели спиртягу - тада спиртягу. а смешивать оба два - некомильфо, нмв.
  47. Gena (2017-06-30 18:22:22)
    Адна значна!ибонех! Любой напиток должен нести смысл, иначе нех. Вино-ну не моё, хотя вкус есть и аромат, и букет, но после 90-х мало стало у нас вина, уоттка-очень сложный и одновременно простой продукт, но-уважаю. Когняк-он, если когняк-то когняк, остальное понтовое брыдлопойло, типа "Старого Кеникалининграда". А вот с пигом-сложно, ибо это вкус и аромат и скользкая тропа из удовольствия и лакоголя....
  48. Tim_duke (2017-06-30 18:24:10)
    Напрасно. Массандровские портвейны -- лучшие в мире. Тока их надо на десерт, с сыром, там, или с персиками. С сырокопченой колбаской. Я люблю с дорблю.
  49. Tim_duke (2017-06-30 18:26:44)
    Тока дорого. У нас "Красный крымский" -- 590р.
  50. Ричъ (2017-06-30 18:29:57)
    Тимофей... ну ка расскажи ка мне за знаменитые Свердловские виноградники, громкую славу каковых я по недоразумению проабал.
  51. sok (2017-06-30 18:31:04)
    Я всё понимаю конечно, либерал и всё такое, но зачем выставлять себя полным дураком, упоминая "число Мюллера"? Во первых, в литературе по психологии оно именуется как число (или кошелек) Миллера, а не Мюллера или Бормана. Во-вторых от 6 до 8 - это количество предметов одного ряда, запоминаемое человеческим мозгом в кратковременной памяти. То есть к долговременным знаниям человека никак не применимо. Иксперд, фуле...
  52. Ричъ (2017-06-30 18:36:12)
    как таму классика?... - Да вот в бутылке засмоленной Между жарким и блан-манже Цвердловское несут уже, За ним строй рюмок узких, длинных…
  53. Tim_duke (2017-06-30 18:38:45)
    Ви напгасно игонизигуете, в наших бебенях гастет замечательная ягодка смогодинка. Из её получается отличное вино. Даже игристое.
  54. Tim_duke (2017-06-30 18:39:26)
    А Массандра -- в Крыму.
  55. Henren (2017-06-30 18:40:25)
    Можно и так.
  56. Ричъ (2017-06-30 18:42:38)
    та-та-та-та-та!.. натюрлихь!... какъя могза быть!... ццццццц... смородючий шмурдяк - гэта достойнейшый конкурент Цимлянскому™®© Как там у поэта?... Да будет проклят дерзновенный, Кто первый грешною рукой, Нечестьем буйным ослепленный, О страх!.. смесил вино с водой! Да будет проклят род злодея! Пускай не в силах будет пить Или, стаканами владея, Шмурдяк с Цымлянским различить!
  57. Ричъ (2017-06-30 18:43:20)
    массондра
  58. Tim_duke (2017-06-30 18:51:44)
    Наслаждайся! http://massandra.su/uploads/posts/2016-11/1478765771_portveyn-krasnyy-krymskiy-massandra.jpg http://massandra.su
  59. Ричъ (2017-06-30 18:55:45)
    не-не-не. Помоев не употребляем. И тебе не советуем. На - http://193116.selcdn.ru/old/retrospective/25-12-13Literature_wine/1.jpg
  60. Tim_duke (2017-06-30 18:58:01)
    Не, у меня с пузыриков бошка болит. А так-то да, вкусняшка, пробовал.
  61. Ричъ (2017-06-30 19:02:15)
    фкусняшка©!!! пф!!! На самом деле цимлянское игристое – самое знаменитое русское вино в мире, ярчайшая жемчужина отечественного виноделия. Оно по праву обладает званием уникального напитка. История цимлянского вина началась в конце XVII в. Петр I в 1697 году приказал азовскому воеводе А.П. Прозоровскому «завести виноградные сады», а в 1706 году самолично посадил в саду казака Персианова под Ростовом пять кустов винограда. Во время своего пребывания в станице Цимла, отличающейся удивительно благоприятным климатом (солнечных дней здесь примерно столько же, сколько в южном Крыму), царь сказал: «Да здесь, как на Рейне, можно виноград растить!». Позднее Петр повелел завезти сюда виноградные лозы из Астрахани и из некоторых европейских стран – Венгрии, Германии, Франции. Не удивительно, что именно на Дону в середине XVII века жители казачьих станиц Цимла и Кумшатская впервые в России изготовили игристое шампанское – Цимлянское. ©
  62. Sobolek (2017-06-30 19:21:22)
    Эпичный баттл)) Чо, пузырями меряетесь?))
  63. Tim_duke (2017-06-30 19:26:45)
    Тс-с-с. Не пали контору, это скрытая реклама. Денюшку зарабатываем.
  64. KurolesovV (2017-06-30 19:39:37)
    При чем тут, кого вспоминают? Речь же не о актеришках. Люди искусства, в моем понимании - Бетховен, Микеланджело, Страдивари и т.д.Что же такого великого совершила Клеопатра? А по трудам Эвклида учились почти две тысячи лет, да и сейчас он актуален. Кто такой Карл Великий и кто такой Бетховен? Цезарь великий, но как и Карл, да как и все политики - практически местечковый, для своего времени велик, но "всех времен и народов" - нет.
  65. prapor (2017-06-30 19:52:51)
    Только хотел у Вас спросить за Цимлянское игристое, а тут даже с фоткой. И поддерживаю. Не знаю как сейчас оно, но в 70-80-е было классное.
  66. Ричъ (2017-06-30 19:55:26)
    прекрасное. как и прежде
  67. Gena (2017-06-30 20:00:32)
    А простой спиртной напиток на кедровых орешках-так, только для употребления поз или бухулёра..../и горько зоплакалЪ, ибо напитку лет много больше , чем Цимлянскому.../
  68. McLoud (2017-06-30 22:30:27)
    Тим, массандровский красный портвешок неплохо, НО,,!!!!! Красный портвейн из Инкермана - гораздо лучше, поверь. Есть ещё белый "Севастополь -94", но он, сцуко, дороже чем Порто, в Симферополе около 2,5 тыр.
  69. ZIL.ok.130 (2017-06-30 22:44:59)
    А Инкермановский Херсонес?
  70. HMagier (2017-07-01 09:39:58)
    Хохлам же ничто не мешает валить памятники Ленину? Бандерлоги-с.
  71. Tim_duke (2017-07-01 17:49:59)
    Спасибо за совет, попробую, если в наши палестины завезут.
Чтобы писать свои комментарии - надо залогиниться на сайте. Тогда и вид комментариев станет более красивым.