Россию не догнать

БРЕСТ-ОД-300
Точной расшифровки — не знаю, но Быстрый Реактор с Естественной Системой Безопасности — наиболее вероятная(ОД — это Опытно-Демонстрационный).
Это реактор следующего поколения по сравнению с натриевыми реакторами. Здесь в качестве теплоносителя будет использоваться свинец. Ещё одна особенность этого проекта — пристанционный замкнутый топливный цикл.
Преимущества технологии естественной безопасности.

Избыток нейтронов деления в БРЕСТ, как и в любом БР, позволяет конвертировать 238U в 239Pu с коэффициентом воспроизводства КВ>1. Поскольку содержание изотопа 238U в природном уране составляет более 99%, его использование более чем в 100 раз увеличивает эффективность использования урана. Это делает экономически доступной разработку относительно бедных урановых руд и обеспечивает практически безграничное расширение ресурсной базы атомной энергетики даже без учета запасов 232Th.

Использование в БРЕСТ высококипящего (~2000 К), радиационно стойкого, слабо активируемого свинцового теплоносителя, инертного при контакте с водой и воздухом, не требует высокого давления в контуре и исключает аварии с пожарами и взрывами.

Сочетание свойств тяжелого свинцового теплоносителя и плотного теплопроводного нитридного топлива создает условия для достижения полного воспроизводства делящихся нуклидов в активной зоне и стабилизации размножающих свойств реактора, что позволяет работать при малом и стабильном запасе реактивности, исключить аварии с неконтролируемым ростом мощности, разрушением топлива и выбросом радиоактивности. Малое замедление нейтронов теплоносителем дает возможность увеличить шаг твэлов в ТВС, увеличив при этом проходное сечение теплоносителя и уровень мощности, отводимой от активной зоны естественной циркуляцией свинца без ухудшения физических характеристик реактора. А неограниченный по времени пассивный отвод тепла от свинца естественной циркуляцией воздуха исключает аварии с перегревом свинцового контура при расхолаживании.

Таким образом, только за счет природных закономерностей протекания цепной реакции в БР, свойств и качеств основных компонентов БРЕСТ (свинца и топлива), а также технических решений, способствующих их реализации, естественным образом исключены два класса наиболее тяжелых аварий – с неконтролируемым ростом мощности и потерей отвода тепла. В этом и заключается суть естественной безопасности данного реактора.

Такой подход к обеспечению безопасности не исключает обычных аварий, связанных с отказом систем и оборудования или ошибками персонала. Но эти аварии не связаны с недопустимыми выбросами радиоактивности, их последствия ограничены эшелонированной защитой и системами безопасности. Они влекут за собой только экономические потери, которые могут быть учтены соответствующими страховыми отчислениями.

Можно долго и интересно перечислять тут всякие технические штуки, но для ширнармасс(к коим отношусь и я) — важно следующее — с таким типом реакторов станут попросту невозможны «чернобыли» и «фукусимы». А пристанционный топливный цикл означает, что к таким реакторам будут везти «сырую» урановую руду и уже на месте фабриковать из неё топливо для реактора. И благодаря особенностям таких реакторов топлива для них хватит на всю обозримую перспективу. И даже — больше. Опять же отпадает надобность в хранении ВАО — высокоактивных отходов на специализированных хранилищах.

Ещё одна особенность этого проекта в том, что здесь будет отработан модульный принцип построения таких станций. И в будущем будет возможна компоновка станций под конкретный нужды и с определённой мощностью. Такой подход вообще стал главенствующим в последнее время, что ни возьми — ракеты-носители или что нибудь ещё.
Строительство этого копмплекса идёт в г.Северск близ Томска. На сегодняшний день готовность основных сооружений — ок.80%. Комплекс должен быть запущен в 2020г.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем ZIL.ok.130 на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Читайте также:

Комментарии о материале (сверху свежие):
  1. Gena (2017-10-18 17:14:28)
    Да Томск не жалко. Во-первых, пнули из ТИАСУРа за отсутствие общаги(а вас сюда, умников, не звали, снимайте хаты..понаехали...). А во-вторых, Томь и так не речка кристальной чистоты... Так что Томский Институт Алкоголиков, Слегка Увлекающихся Радиоделом пущай светится!
  2. AlexZeus (2017-10-18 17:20:26)
    "к таким реакторам будут везти «сырую» урановую руду и уже на месте фабриковать из неё топливо для реактора" Все же мне кажется не руду будут везти, а очищенный металл, скорее всего уже в прутках или таблетках и их уже облучать для получения плутония. В кеке примесей всяких полно, кто его знает как они на облучение отреагируют.
  3. ZIL.ok.130 (2017-10-18 17:24:40)
    Не, пишут, что именно мощности по фабрикации и рефабрикации -- прямо на месте. Вы здесь забываете, что для таких реакторов годиться отработанное топливо в ВВР-ах. А его накоплено лет эдак на сто с большим хвостом вперёд.
  4. AlexZeus (2017-10-18 17:30:18)
    Про руду в статье есть, про отходы нету. Как о топливе в смысле.
  5. Gena (2017-10-18 17:34:30)
    Вречкунах!
  6. ZIL.ok.130 (2017-10-18 17:37:09)
    Эт вам ннада почейтать про быстрые реакторы вообще -- там весьма интересный цикл -- многократное использование топлива с образованием низкоактивных отходов. Т.е. грубо говоря -- "отжигают" топливо, образуется некоторое кол-во НАО -- их "выбрасывают" и добавляют "свежака" -- опять отжигают и тыды. Т.о. основная масса топлива -- рециркулирует несколько раз до полного "отжига". Да, вот до чего "достукалась" Рашка. Западным "партнёрс" до такого -- каг до Ареса по пластунски. Чуть меньше, может быть французам, но и им в ближайшие 25-30 лет нас догнать -- не "грозит".
  7. AlexZeus (2017-10-18 17:38:30)
    На дно! От химического оружия же избавились, теперь можно также решить с ЯО вопрос. Япония уже в теме.
  8. AlexZeus (2017-10-18 17:41:44)
    Вот! Многократное использование - это топливо этой конкретной формации, оно перерабатывается для нового запуска в реактор. А насчет переработки старых отходов - это бабка надвое, там всяких "быстрых" радионуклидов полно, не факт что пойдет такое в топку.
  9. ZIL.ok.130 (2017-10-18 17:50:31)
    Вот такой комплекс как раз и делается с расчётом "утилизации"( с большой пользой) вот той ВВР-ной отработки и многократной рефабрикации уже побывавшего в таком реакторе топлива. А так то -- да, естественно, обогатительные комбинаты для таких комплексов, проводящие "первичную" обработку нужны и есть. Фишка в том, что раз запустившись такой комплекс будет мало зависеть от внешних поставщиков. Т.е. весьма снижается надобность в широкомасштабной переработке отработавшего своё топлива на старых реакторах. Будут потихонечку делать "свежак" для таких вот БРЕСТов(имеются в виду -- обогатительные комбинаты). Но самое главное -- такие комплексы могут быть самой разной величины. Например для нескольких посёлков на северах, или те же самые плавучие АЭС.
  10. rlanry (2017-10-18 17:52:04)
    БРЕСТ - Быстрый РEактор со Свинцовым Теплоносителем.
  11. Gena (2017-10-18 17:56:56)
    Ну. Свиней и свинцов поджигают и оне теплоносят.
  12. Henren (2017-10-18 18:02:48)
    Это проект. Причем пойдет ли он - неизвестно. Как поведут себя конструкции в условиях облучения, как реализовать равномерность газовой среды - знает один только Господь. А так да - авария с выбросом радиации невозможна. В общем, что БРЕСТ, что термоядерный реактор - это пока опытовые проекты. Будет ли с них толк - неизвестно. И если и будет, то очень нескоро.
  13. ZIL.ok.130 (2017-10-18 18:06:35)
    А вот я вам оффтопу накину. Вот что заявил Рик Тамплинсон: "У нас превосходные партнёрские отношения с Россией», — отметил Тамплинсон. Например, крупный проект Илона Маска Big Falcon Rocket финансируется не только сооснователем компании Microsoft или бывшим менеджером Blackberry, но и четырьмя крупными российскими инвесторами, сообщается в статье. ..." Тамплинсон -- основатель Deep Space Industries.
  14. ZIL.ok.130 (2017-10-18 18:07:55)
    Да, тут уже безо всяких шуток говорят именно о трансмутации, кстати.
  15. Gena (2017-10-18 18:13:17)
    Проект хорош. А вот как взлетит или нет? Но выбор не велик, за АЭС будущее, хотят того зелёныеахтунги или нет.
  16. Небритое прямоходящее (2017-10-18 18:17:38)
    Сегодня мы будем собирать устройство связи с дальним космосом (Deep Space). Для этого нам потребуются: 1. Полиэтиленовый пакет 2. Тюбик клея "Момент"
  17. планета Шелезяка (2017-10-18 18:19:08)
    (тянет руку) Извенитя, а БФ , вату и дрель можно принести?
  18. Небритое прямоходящее (2017-10-18 18:20:54)
    И соль. Можно.
  19. Gena (2017-10-18 18:22:02)
    Это только с космонавтами на Орбите.Вам же сказали-Дальний Космос!
  20. ZIL.ok.130 (2017-10-18 18:23:03)
    да. тут ннада улететь подальши
  21. Gena (2017-10-18 18:23:30)
    Соль нельзя! Максимум- До!
  22. планета Шелезяка (2017-10-18 18:25:30)
    Если с космонавтами, то им пакет не нужен, хватит тюбика... на всех.
  23. ZIL.ok.130 (2017-10-18 18:42:50)
    Если кто не в курсе про Далёкий Космос( Deep Space) -- сшашка и Люксембург создали совместную компанию по разработке астероидов. Пиндосы будуд летать и тырить астероиды, а люксемуржцы -- разрабатывать юридические обосновния для такого тыринга, ну и башлять пока што. Так вот вышла статейка в немецкой Heise, что, дескать, расияны -- вовсю спешат догнать уходящий поезд и тожы, дескать, будуд разрабатывать эту тему.
  24. tartar (2017-10-18 18:46:26)
    Это хорошо что идеи 30ти летней давности воплощаются по-тихонько. Мне всегда неясными оставались несколько моментов: - если реактор встанет, как они его опять запускать будут? Застынет свинец в контуре - получится одна большая чушка ))) Насколько я знаю, вероятность оценивается очень низко данного события. Но, она существует. Если такое наступит, то как утилизировать объект? Как восполнить вышедший из строя реактор как элемент системы в короткий срок? - как теперь предполагается сепарировать МА, держать концентрацию и следить за сечениями если процесс непрерывный? - при сепарации МА предполагается использовать некие мощности. Что будут делать с запредельной наведённой активностью металла и как его будут утилизировать?
  25. ZIL.ok.130 (2017-10-18 18:57:15)
    А как там застынет свинец? Тут система большого и малого контуров -- произошло расхолаживание большого контура -- уменьшаем активность реактора и просто ждём разогрева большого контура вновь. В малом то контуре -- свинец будет жидким и циркулировать может естественным образом. По ссылке -- там есть немного об этом, но лучше ещё поискать про БРЕСТы.
  26. Henren (2017-10-18 19:37:49)
    1. Аварийно если только? Ну никак, будет тушка свинцовая. 2. Пока никак, для этого и строится опытная установка. 3. Как и раньше - поставят на выдержку. Потом остеклуют. Вопрос захоронения ВАО не решен. 4. Да и вообще - вон, ВВЭРовских сборок накопилось под 7 тыс. тонн, а опытную установку по их переработке сделали только в том году. Ситуация с такими сборками на Западе еще хуже.
  27. Sagamor (2017-10-18 20:07:42)
    Можно предположить, что такие реакторы будут востребованы на Луне. «Роскосмос» присоединится к ряду стран в деле постройки лунной станции" https://goo.gl/4h3GWP Хотя на ночной стороне Луны пофиг чем охлаждать)) При таких-то минусовых 160 — 170° с.
  28. FLY_Slim Jr. (2017-10-18 20:09:59)
    Это химия, это разрушает....
  29. tartar (2017-10-18 20:25:34)
    Свинец под очень большой температурой. Если останавливаете/извлекаете АЗ, то первый контур замерзает. Разогреть его через второй контур - задачка даже теоретически непростая. Я бы сказал что невыполнимая. Локальный разогрев не даст движение металла во всех трубопроводах. Это ж не жидкость уже будет. Да, ещё 20 лет назад даже теоретически было сложно сказать как правильно запускать такие реакторы. Как одномоментно запустить первый контур с большим объёмом ТН и не допустить локального застывания. А требования к конструкционным материалам?? А как удержать К=1? Как регулировать и контролировать разгон? Какими обратными связями?
  30. tartar (2017-10-18 20:29:54)
    Европа густонаселена. Складывать ОЯТ негде.В Африку на хранение не спихнёшь ))) Поэтому Германия и не торопится с ЯЭ. Товарищи из Щвейцарских ядерных институтов ещё в 90х как следует просчитали экономику замкнутого цикла ))) Тихо прикуели от затрат на работу с "вторсырьём" и осознали что ни один капитализм это не потянет. Ну, рыночно не окупится это )))
  31. Kokunov (2017-10-18 20:32:19)
    На этих реакорах будут дожигать минорные актиноиды до ближайших стабильных изотопов. Т.е. та самая высокорадиактивная бяка, которую сейчас захоранивается будет использоваться.
  32. tartar (2017-10-18 20:40:11)
    Лунатики могут не одобрить размещение реакторов на их территории. Референдум ещё не провели )))))
  33. Henren (2017-10-18 20:40:49)
    Значит, начальники договорились и дальше поддерживать американо-русскую космическую аферу. Какая, в звизду, лунная станция?
  34. Henren (2017-10-18 20:43:30)
    А незамкнутого? Вся эта "коммерция" применительно к АЭС - та же Тесла Ололоши. Потому что лежат в отстойниках сотни тысяч тонн радиоактивной дряни, и никто не знает, что с ней делать.
  35. tartar (2017-10-18 21:20:23)
    Да. Лежит. Но, хотя бы в ТВС. Хотя бы технология относительно безопасного хранения отработана. А если речь про переработку ОЯТ, то процесс на порядки сложней и риски намного выше. Если только не придуман чудо алгоритм и технологию.
  36. Proper (2017-10-18 21:27:11)
    Чепуха это. Никакой нет проблемы греть контур внешним источником, поддерживая теплоноситель в жидком состоянии.
  37. ZIL.ok.130 (2017-10-18 21:30:22)
    Вот смотрите -- циркуляционные насосы находятся в горячей зоне теплоносителя и чтобы их "заколдобить" вам придётся неподецки помучться, выхолаживая большую часть горячей зоны. И какое к хренам "локальное застывание"? -- там сплошной открытый контур, вы о чём ваще?
  38. tartar (2017-10-18 21:30:25)
    Для дожигания хорош жидкосолевой реактор. А как будете контролировать концентрацию урана или тория для поддержания критичности реактора? Как будете регулировать концентрации МА и их сечения? Любопытно посмотреть на расчёты )))
  39. ZIL.ok.130 (2017-10-18 21:39:01)
    Чёчё, у Минорных Актиноидов -- сечение какое то появилось? Батинька -- срочно летите в Стекольну. А концентрацию -- ложечкой(по вкусу).
  40. tartar (2017-10-18 21:41:47)
    В БНах часть оборудования при запуске разогревается электричеством, что усложняет конструкцию агрегатов и вносит коррективы по объёму КМ и сечениям. Это натрий с Тп до 100. Со свинцом намного сложней, т.к. у него Тп за 300. И если не ошибаюсь, теплопроводность свинца хуже чем у натрия. Отсюда мой скепсис по поводу рисков захолаживания АЗ и последствий для ТН. И я рад, что наши смогли продвинуться в решении этих вопросов. И выражаю своё любопытство современными решениями )))))
  41. Proper (2017-10-18 21:44:44)
    Больше того. Ставим простой газовый котел на перегретый пар, и в случае аварийной остановки реактора задуваем его паром парогенератор реактора - поддерживая температуру свинца выше температуры плавления. И это я уже не говорю о том, что прямо в ванне реактора внизу может быть предусмотрен электрический подогрев. В том числе индукционный. ЛЭП-то к АЭС все равно подведена, электричества можно забрать сколько надо.
  42. ZIL.ok.130 (2017-10-18 21:47:03)
    Так о том и речь, что изначально в конструкцию вводиться вводная на полное обесточивание.
  43. tartar (2017-10-18 21:48:35)
    Я просто выразил интерес решениями, которые актуальны в контексте невозможности остановки АЗ на долгий срок. По поводу невозможности остановки реактора в принципе. Если сбой в системе распределения электричества по какой-то причине, то этот реактор останавливать нельзя. Иначе он превратится не в тыкву, а в очень опасный кусок кизяка ))) За запуск реактора с металлом в качестве ТН следует давать высшую награду государства ))) Это целый подвиг. У водяных реакторов такой проблемы вообще нет. Во всех контурах ТН в жидком состоянии с Тп = 0С. )))
  44. ZIL.ok.130 (2017-10-18 21:52:55)
    Аг-га, а КПД использования топлива в них -- 0,7% кагбэ намекает. тока и шевелись с заменами сборок и пакуй "горячее" гугняо, образующееся быстрее подготовки для него хранилищ.
  45. Небритое прямоходящее (2017-10-18 21:53:30)
    За запуск реактора с металлом в качестве ТН следует давать высшую награду государства АПЛ пр. 705 "Лира", не?
  46. tartar (2017-10-18 21:58:45)
    Промышленного реактора. Я про физический запуск. Извините, что сразу не уточнил ))) Реакторы для АПЛ стоят в разы дешевле. Переделать намного проще. И мощность намного меньше.
  47. ZIL.ok.130 (2017-10-18 22:00:10)
    Чёты? Челаэк "просто выражает интерес", попутно открыв сечение минорных актиноидов.
  48. ZIL.ok.130 (2017-10-18 22:05:49)
    В тексте стоит недвусмысленно -- БРЕСТ-ДО-300 и дано пояснение -- ДО -- это Демонстрационно-Опытный.Т.е. любому дураку понятно, что на этой установке будут только отрабатывать технологию и пока что ни о каком промышленном использовании речь не идёт. А вот про "намного проще" -- попа дробнее, интересно очень.
  49. tartar (2017-10-18 22:05:52)
    В данном случае КПД определяется физическим распуханием топлива. Если речь идёт о ТВС. В реакторах с жидким теплоносителем это одинаковое ограничение. В жидкосолевых реакторах проблема с КПД использования топлива так остро не стоит. Там другие прелести. )))
  50. tartar (2017-10-18 22:08:41)
    Да, их не было совсем ))) Спектр ))) Собрался, Вылетел.
  51. ZIL.ok.130 (2017-10-18 22:09:09)
    Слушайте -- хватит тут всех "кормить" копипастой из всяких Вики. Вам же сказали -- летите в Стекольну.
  52. tartar (2017-10-18 22:12:05)
    Спектр ))
  53. tartar (2017-10-18 22:18:05)
    Ну, раз хватит, значит хватит ))) Вики - это что?
  54. Henren (2017-10-18 22:23:38)
    Висмутовые реакторы другие, но имеют свои неприятные особенности. Прежде всего, висмут мерзко себя ведет под излучением. 4 серьезных аварии на этих лодочных реакторах были, с выбросом металла и утечкой полония. Ну и соответственно с облучением и гибелью л/с. Поэтому от них и отказались.
  55. Henren (2017-10-18 22:26:59)
    Так и дали - Трудового Красного Знамени. Из мирных выше тока Герой Соцтруда было.
  56. Sagamor (2017-10-18 22:31:03)
    Американец (из "Дельты" из бывших) о «безумных» учениях спецназа ФСБ: Такое возможно только в России. Показали ему немного из упражнений "Альфы". Видео (5мин.40) https://goo.gl/e29yjS - К рубежу подходит человек и на дистанции где-то 3-4 метра начинает стрелять во второго, защищенного бронежилетом, в область грудной пластины, второй достает пистолет и стреляет в мишень прямо возле головы первого. - На щитах «плохих парней» нарисованы цифры. Боец, отвлекаемый многими посторонними факторами, должен вести огонь по цели, при этом проводя расчет попаданий. По словам американского ветерана, данная тренировка уникальна, ведь она включает в себя математические вычисления. Это упражнение имеет более сложный уровень: рядом с мишени выстраиваются реальные люди.
  57. Sobolek (2017-10-18 22:49:42)
    ВИКИ (Виртуальный Интерактивный Кинетический Интеллект (англ. Virtual Interactive Kinetic Intelligence, сокр. VIKI)) — персонифицированный в женском роде центральный компьютер U.S. Robotics
  58. Cyanid (2017-10-18 23:24:49)
    Дрель не нада. Ручкаме, ручкаме.
  59. tartar (2017-10-18 23:35:10)
    Про сечения поглощения, рассеяния и деления - это благодарите старину Резерфорда и его товарищей. Меня не нужно. Мопед не мой ))) Вероятность события от энергии нейтрона.
  60. tartar (2017-10-18 23:38:48)
    Я там выше про Резерфорда написал. ))) А так мне, конечно, лестно ))) Благодарю, но... мопед не мой )))
  61. tartar (2017-10-18 23:44:08)
    А какой там теплоноситель?? Вопрос тут вот в чём: для запуска реактора для АПЛ и промышленного, существуют разные технологии. Объём реактора АПЛ и мощность его намного ниже чем у промышленного реактора. Сложность задач разная.
  62. tartar (2017-10-19 00:04:28)
    Например, мощность свинцового реактора проектируется на 1500 мегаватт для промышленного реактора. Сложность в том, что теплопроводность свинца низкая по сравнению с другими жидкими металлами, которые используются в ЯЭУ, а температура плавления высокая. При запуске важно разогреть равномерно и непрерывно весть реактор с АЗ, иначе при подаче теплоносителя с температурой выше 320С есть две сложности: - термоудар при заливании ТН и как следствие высокий риск повреждений элементов внутренних конструкций реакторов. Если что-то лопнет, реактор не запустишь, дефектоскопиию не проведёшь. Термоудар - это перепад от 100С. - если теплоноситель где-то замёрзнет, его ничем не отковыряешь и высока вероятность что встанет весь реактор так как теплопроводность свинца не самая лучшая. Даже если подогревать через парогенераторы. Это при запуске. Т.е. реактор нужно каким-то образом разогреть равномерно до минимум до 250-280С К моменту пуска у вас должно быть всё готово: ЛЭП, инфораструктура, план по вводу в общую сеть и так далее. Если реактор замёрз, то его за месяц не перезапустишь. Это уже будет чушка металла. Гетерогенная. Многотонная. С радиоактивным говном внутри. И самое интересное с несколькими критическими массами внутри. Ядерный пидзец! Это основная проблема запуска свинцовых реакторов. С натрием в БНах чуть проще по температурам, но сложно с герметизацией. Что произойдёт при соприкосновении натрия и кислорода вы и у вики можете спросить. В подводных лодках проще тем, что при заморозке реактора вы чушку сможете физически демонтировать, и проблем с интеграцией в инфраструктуру меньше. При запуске промышленного реактора и последующей его заморозке у вас остаётся вся инфраструктура: турбины, ТВС хозяйство и так далее, которое нужно в случае неудачи либо надолго консервировать, либо демонтировать. Сколько стоит станция - это вам вика расскажет, которую я копипастить не смею )))
  63. tartar (2017-10-19 00:15:47)
    Если 300 мВт - это опытный, то да. Мощность сравнима с ВВЭР 440. Так, экспериментальный ))) Гы... Демонстрации демонстрировать. Пионерам на выставке народного хозяйства )))
  64. tartar (2017-10-19 00:22:28)
    Да. Свинцово-висмутовый теплоноситель )))
  65. Небритое прямоходящее (2017-10-19 00:58:26)
    Непоследовательность мыслей и непонимание собственноручно написанного продолжают радовать. А вот обсценная лексика РКН не радует совсем.
  66. tartar (2017-10-19 01:03:30)
    Минорных актинидов, брат! По-брацки )))
  67. Proper (2017-10-19 01:10:13)
    А чо не ядерный взрыв? Я балдею, ей-богу: ну понятно же, что любая АЭС должна иметь многократную подстраховку по энергопитанию. Для этого строят рядом несколько энергоблоков, да еще и придают им резервную электростанцию. В данном случае, если энергоблок один - можно поставить рядом газотурбинную станцию, которая тоже будет генерить энергию в сеть, но заодно подстраховывать реактор. На большинстве реакторов "полное обесточивание" даже не позволит сбросить защиту, либо такой сброс защиты приведет к фатальному повреждению реактора с невозможностью его дальнейшей эксплуатации (а тогда уже пофиг, застынет теплоноситель или нет). Так делают просто потому, что такое сочетание не является вероятным. Вот Фукусима осталась без электричества. Не сразу - защиту опустили, реактор встал. И что дальше было - все помнят? Реактор-то встал, но это не значит, что активная зона стала совсем холодной. Стержни продолжали греться, и достаточно сильно для того, чтобы не только испарить нахрен теплоноситель, но и затем расплавиться и прожечь корпус реактора. Так вот я не уверен, что этот реактор на свинце не просчитан так, что остаточного тепловыделения вполне хватит для плавления свинца, и даже еще останется на то, чтобы продолжать отводить тепло в каких-то количествах. А для подстраховки - могут поставить газовый котел для подогрева теплоносителя.
  68. tartar (2017-10-19 01:29:11)
    Наши люди могут всё. Чернобыль - дело рукотворное. Вообще, я помню скепсис профессоров по поводу свинцовых реакторов. И даже от души его разделяю. А сейчас радуюсь что в стране дошли по опытной установки бреста неслабой мощности. И даже почти построили. Но... на вскидку в этом реакторе должно быть не меньше 3-4 критмасс, поэтому и задаюсь вопросом какие элементы безопасности применены. Да, рабочая температура кипящего реактора около 1700С и заморозить его не просто в рабочем режиме, а зная на практике как себя ведут конструкционные материалы под облучением и под большой температурой, совершенно праведно задаюсь конкретным вопросом: как они его будут пускать??? Как ещё будут решать вопрос вязкости свинца и разгона теплоносителя по контуру? В какой момент будут загружать топливо в АЗ? ))))
  69. Sagamor (2017-10-19 06:28:42)
    "Россия собирается ограничить сотрудничество в космосе с США." Какие-то взаимоисключающие заявления. Не понятно дружим в космосе или нет? То строим лунные станции, то.... ....в Госдуме заверили, что меры будут "болезненными" для американцев. В том числе планируется ограничить граждан США в полетах на МКС и ввести эмбарго на поставки комплектующих для Boeing. _______ Левая рука не знает, что творит правая
Чтобы писать свои комментарии - надо залогиниться на сайте. Тогда и вид комментариев станет более красивым.