Сноуден — это голова!

Нет, нет, это не Эдвард Сноуден, имя которого мировые масс-медиа треплют по чём зря уже пятый год. Хотя, конечно и он — голова. Но процитировал я в заголовке реплику одного из пикейных жилетов, о которых повествуется в знаменитом романе Ильфа и Петрова — золотой телёнок. Хотя и «12 стульев» и «Золотой телёнок» писались в своё время на злобу дня, но они и до сих пор остаются злободневными, а герои, выдуманные авторами, благополучно здравствуют и поныне. Вот так и с пикейными жилетами, которые появляются в конце главы XIV «Первое свидание»:

великий комбинатор выскочил на улицу. Несколько кварталов он прошёл скорым шагом, позабыв о том, что на голове его сидит официальная фуражка с гербом города Киева, совершенно неуместным в городе Черноморске. И только очутившись в толпе почтенных стариков, гомонивших напротив крытой веранды нарпитовской столовой № 68, он опомнился и принялся спокойно взвешивать шансы.
Пока он предавался своим размышлениям, рассеянно прогуливаясь взад и вперёд, старики продолжали заниматься ежедневным своим делом.
Это были странные и смешные в наше время люди. Почти все они были в белых пикейных жилетах и в соломенных шляпах канотье. Некоторые носили даже шляпы из потемневшей панамской соломы. И уж, конечно, все были в пожелтевших крахмальных воротничках, откуда поднимались волосатые куриные шеи. Здесь, у столовой № 68, где раньше помещалось прославленное кафе «Флорида», собирались обломки довоенного коммерческого Черноморска: маклера, оставшиеся без своих контор, комиссионеры, увядшие по случаю отсутствия комиссий, хлебные агенты, выжившие из ума бухгалтеры и другая шушера. Когда-то они собирались здесь для совершения сделок. Сейчас же их тянули сюда, на солнечный угол, долголетняя привычка и необходимость почесать старые языки. Они ежедневно прочитывали московскую «Правду», — местную прессу они не уважали, — и все, что бы ни происходило на свете, старики рассматривали как прелюдию к объявлению Черноморска вольным городом. Когда-то, лет сто тому назад, Черноморск был действительно вольным городом, и это было так весело и доходно, что легенда о «порто-франко» до сих пор ещё бросала золотой блеск на светлый угол у кафе «Флорида».
— Читали про конференцию по разоружению? — обращался один пикейный жилет к другому пикейному жилету. — Выступление графа Бернсторфа.
— Бернсторф — это голова! — отвечал спрошенный жилет таким тоном, будто убедился в том на основе долголетнего знакомства с графом. — А вы читали, какую речь произнёс Сноуден на собрании избирателей в Бирмингеме, этой цитадели консерваторов?
— Ну, о чём говорить… Сноуден — это голова! Слушайте, Валиадис,— обращался он к третьему старику в панаме. — Что вы скажете насчёт Сноудена?
— Я скажу вам откровенно,— отвечала панама, — Сноудену пальца в рот не клади. Я лично свой палец не положил бы.
И, нимало не смущаясь тем, что Сноуден ни за что на свете не позволил бы Валиадису лезть пальцем в свой рот, старик продолжал:
— Но что бы вы ни говорили, я вам скажу откровенно — Чемберлен всё-таки тоже голова.
Пикейные жилеты поднимали плечи. Они не отрицали, что Чемберлен тоже голова. Но больше всего утешал их Бриан.
— Бриан! — говорили они с жаром. — Вот это голова! Он со своим проектом пан-Европы…
— Скажу вам откровенно, мосье Фунт,— шептал Валиадис, — все в порядке. Бенеш уже согласился на пан-Европу, но знаете, при каком условии?
Пикейные жилеты собрались поближе и вытянули куриные шеи.
— При условии, что Черноморск будет объявлен вольным городом. Бенеш — это голова. Ведь им же нужно сбывать кому-нибудь свои сельскохозяйственные орудия? Вот мы и будем покупать.
При этом сообщении глаза стариков блеснули. Им уже много лет хотелось покупать и продавать.
— Бриан — это голова! — сказали они, вздыхая. — Бенеш — тоже голова.
Когда Остап очнулся от своих дум, он увидел, что его крепко держит за борт пиджака незнакомый старик в раздавленной соломенной шляпе с засаленной чёрной лентой. Прицепной галстук его съехал в сторону, и прямо на Остапа смотрела медная запонка.
— А я вам говорю,— кричал старик в ухо великому комбинатору, — что Макдональд на эту удочку не пойдёт! Он не пойдёт на эту удочку! Слышите?
Остап отодвинул рукой раскипятившегося старика и выбрался из толпы.
— Гувер — это голова! — неслось ему вдогонку.— И Гинденбург — это голова.

Ну, чем вам не эксперты и политологи с прочими экономистами? Правда нынче они тусуются не у нарпитовской столовой, а на различных ток-шоу на вездесущем телевидении, но качество их аналитики, за редчайшим исключением, так и осталось прежним.

***

Любопытства ради попробовал я разыскать сведения о политических деятелях, упоминаемых пикейными жилетами. И вот что из этого получилось.

Бёнеш Эдуард (Edvard Benes, 28.05.1884-03.09.1948) — чехословацкий политический и государственный деятель. Участвовал в национально-освободительном движении в годы Первой мировой войны. В 1935 г. избран президентом Чехословакии, пытался защитить ее независимость от Германии. Ушел в отставку в октябре 1938 г. и уехал в США. В1940 г. создал Национальный совет Чехословакии, который в годы войны был признан странами антигитлеровской коалиции законным правительством Чехословакии. После освобождения Чехословакии Бенеш вернулся в страну и в 1946 г. был вновь избран президентом. Чехословакия попала в советскую сферу влияния, Бёнеш снова ушел в отставку (1948) и в сентябре того же года умер.

Бернсторф, Иоган Генрих  (1862-1939) граф — германский дипломат. Свою карьеру Б. начал в 1889 в должности атташе посольства в Константинополе. Позднее служил в Сербии, России, Англии, Египте. В 1908 был назначен на пост посла в Вашингтоне. Здесь ему удалось завязать широкие связи в различных влиятельных кругах США. В период первой мировой войны Б. проявил большую ловкость, стремясь задержать вступление США в войну против Германии и использовать их нейтральное положение. Тактика Б. состояла в разжигании англо-американских противоречий и использовании антианглийских настроений в США. Когда здесь развернулась широкая кампания протестов против английской блокады, ущемлявшей американскую внешнюю торговлю, германские агенты закупили в Америке большие партии дефицитных материалов и переправили их в Германию. Б. умело использовал также популярные лозунги мирного посредничества США в интересах отлично организованной германской пропаганды в Америке. Подводная война, начатая немцами в 1915, и конфликты по этому поводу между США и Германией (потопление немцами пассажирских пароходов «Лузитания», «Арабик», «Сассекс» и др.) значительно ухудшили отношения между ними. Тогда Б. предложил отказ от подводной войны при условии усиления Вильсоном борьбы против блокады. Этот маневр на время удался и способствовал известному обострению англо-американских отношений. Однако по мере роста американских поставок в страны Антанты ослабевали надежды на дальнейшее использование блокады для обострения англо-американских противоречий и для задержки вступления США в войну. Решение германского правительства о возобновлении подводной войны в начале 1917 было принято вопреки совету Б., который считал, что этот шаг неизбежно ускорит вступление США в войну. Опасения Б. оправдались: 3. II 1917 США прервали дипломатические отношения с Германией, и Б. вернулся в Берлин. С августа 1917 до конца войны Б. занимал должность посла в Константинополе. После ноябрьской революции 1918 Б. работал в министерстве иностранных дел, где возглавлял отдел подготовки мирного договора. В 1920 Б. примкнул к демократической партии и по списку последней был избран депутатом рейхстага. Впоследствии состоял членом германской делегации в Лиге Наций и возглавлял германскую делегацию в подготовительной комиссии по разоружению (1927-28). Последние годы после отставки проживал в Женеве.

Бриан (Briand), Аристид (28.III.1862 — 7.III.1932) — французский государственный деятель и дипломат. Выходец из буржуазной семьи. По профессии адвокат. Политическую карьеру начал с участия в социалистическом движении. В 1902 году был избран в парламент. В 1906 году вошел в состав буржуазного правительства, за что был исключен из Социалистической партии. В период 1909-1929 годов почти беспрерывно занимал пост премьера, в 1914-1915 годы был вице-премьером, 25 раз министром, в том числе 17 раз министром иностранных дел (в частности, в 1915-1917, 1921-1924, 1925-1931). Накануне и во время 1-й мировой войны проводил курс на укрепление Антанты. Участвуя в ряде послевоенных международных конференций, добивался установления гегемонии Франции в Европе и безуспешно пытался заручиться в этом поддержкой Англии. После провала военной интервенции Антанты против Советской России проводил политику дипломатической изоляции Советского государства. Руководя французской дипломатией в 1925-1931 годы, Бриан снискал на Западе репутацию «миротворца», хотя фактически стремился к организации под эгидой Франции и с участием Германии единого империалистического блока против СССР. Выступал за франко-германское «примирение» на этой основе. Являлся одним из инициаторов Локарнской конференции 1925 года, Келлога-Бриана пакта 1928 года, проекта создания «Пан-Европы». Империалистическую политику прикрывал пацифистскими фразами; в 1926 году получил Нобелевскую премию мира. В 1931 году Бриан был забаллотирован на президентских выборах и перестал принимать участие в политической жизни.

Гинденбург Пауль фон (нем. Paul von Hindenburg, 02.10.1847- 02.08.1934) — немецкий военный и государственный деятель, президент Германии (1925-1934). Родился в Пруссии, в юнкерской семье, стал военным. Участник австро- прусской (1866) и франко-прусской (1870-1871) войн. Вышел в отставку в 1911 г. Вернулся в армию с началом Первой мировой войны. С ноября в14 Г’ ~ командующий войсками в Восточной Пруссии, куда вторглись Русские войска. После их разгрома Гинденбург стал национальным геРоем. В 1925 г. при поддержке пРавых партий Гинденбург был Изоран президентом Веймарской Республики. На этом посту играл активную политическую роль, поддерживая военно-монархические и праворадикальные организации. Гинденбург был почетным председателем националистической военизированной организации «Стальной шлем». Его деятельность способствовала восстановлению военного потенциала Германии. 30 января 1933 г. поручил Гитлеру формирование правительства. Подписал все нацистские законы, которые положили конец демократии.

Гувер (Hoover) Герберт Кларк (10.8. 1874, Уэст-Бранч, штат Айова, — 20.10. 1964, Нью-Йорк), государственный деятель США, крупный промышленник. По специальности горный инженер. Был пайщиком и директором предприятий во многих странах, в том числе в царской России. В 1919-1923 возглавлял Американскую администрацию помощи (АРА). В 1921-28 министр торговли. В 1929-33 президент США (от Республиканской партии). Пребывание Гувера на посту президента совпало с мировым экономическим кризисом, который с особой силой поразил США. Во время кризиса правительство Гувера, оказывая помощь «большому бизнесу», не предпринимало мер для облегчения положения трудящихся. Внешняя политика Гувера, способствовавшая восстановлению военно-промышленного потенциала Германии и поощрявшая японскую агрессию на Дальнем Востоке, преследовала цель в дальнейшем направить Германию и Японию против СССР. В 1938 посетил фашистскую Германию и встретился с Гитлером; приветствовал Мюнхенское соглашение 1938. После  2-й мировой войны 1939—1945 годов неоднократно выезжал за границу со специальными миссиями по поручению правительства.

Макдональд (Macdonald) Джеймс Рамсей (12.10.1866, Лоссимут, графство Мори, — 9.11.1937, по пути в Южную Америку), государственный и политический деятель Великобритании, один из лидеров Лейбористской партии. Родился в семье шотландского рабочего. Был школьным учителем. В 1885 вступил в Социал-демократическую федерацию, в 1886 в Фабианское общество, в 1894 в Независимую рабочую партию (в 1906-09 председатель партии). В 1900-12 секретарь Лейбористской партии (до 1906 — Комитет рабочего представительства); в 1912-24 казначей партии. В 1906 впервые избран в парламент. Во время Первой мировой войны 1914—1918 занимал пацифистские позиции. В 1924 и 1929-31 премьер-министр лейбористских правительств. В 1931 возглавил так называемое национальное коалиционное правительство, образование которого связано с расколом в Лейбористской партии; тогда же вместе с Дж. Г. Томасом и Ф. Сноуденом образовал так называемую Национал-лейбористскую партию. Способствовал принятию плана Дауэса плана. В феврале 1924 правительство Макдональда признало де-юре Советское правительство, а осенью 1929 восстановило дипломатические отношения с СССР, разорванные в 1927 консервативным правительством.

Сноуден Филипп, 1-й виконт (Snowden, Philip, 1st Viscount) (1864-1937), брит, политик. Стал на всю жизнь калекой в рез-те падения с велосипеда. Будучи социалистом, работал журналистом в печатном издании Независимой рабочей партии. В 1906 г. избран в парламент отБлэкберна. Противился вступлению Англии в 1-ю мировую войну; был убежденным сторонникомпредоставления Индии самоуправления.В 1924 г. С. Стал министром. финансов в национальном (лейбористском) пр-ве, впоследствии занимал этот пост в 1929-31 и вновь в 1931-32 гг. Он не поддерживал всеобщуюзабастовку 1926 г., а его осторожный подход к расходам на социальное обеспечение вызывал неприязнь мн. сторонников лейбористов. Принятый по инициативе С. в 1931 г. бюджет, снизивший пособия по безработицеиз-за междунар. финанс. кризиса, еще более усилил их отриц. отношение к нему. Отказ от политикисвободной торговли на Оттавской конференции (оттавские соглашения) вынудил С. уйти в отставку.

Чемберлен  (Chamberlain), Остин (16.X.1863 — 16.III.1937) — английский государственный деятель, консерватор. Сын Дж. Чемберлена от его первого брака, единокровный брат Невилла Чемберлена (того самого, что поддержал известное Мюнхенское соглашение 1937 года). Образование получил в закрытой привилегированной школе в Рагби и в Кембриджском университете. С 1892 года — член парламента. В 1900-1902 года — заместитель министра финансов, в 1902 году — министр почт, в 1903-1906 и в 1919-1921 годы — министр финансов, в 1915-1917 годы — министр по делам Индии, в 1918 году — член военного кабинета, в 1921-1922 годы — министр без портфеля и в 1924-1929 годы — министр иностранных дел. Чемберлен вел борьбу за утверждение руководящей роли Великобритании в Европе; был сторонником возрождения сильной ремилитаризованной Германии, которую намеревался использовать, с одной стороны, как средство борьбы против СССР, а с другой — в качестве противовеса Франции. Крупным шагом в реализации этой политики явилось заключение локарнских договоров 1925 года. Чемберлену был присущ крайний антисоветизм; в мае 1927 года были разорваны дипломатические отношения с СССР (восстановлены в 1929 году с приходом к власти лейбористского правительства); английское правительство выступило инициатором попыток организовать новую военную интервенцию империалистических держав против СССР. В 1931 году Чемберлен — морской министр. В последние годы жизни Чемберлен безуспешно пытался вернуться на пост министра иностранных дел. Выступая в парламенте по внешне-политическим вопросам, высказывал опасения относительно ущерба, который может понести Англия в связи с развёртыванием германской агрессии.

Тогда имена этих деятелей были у всех на устах, а сегодня? Sic transit gloria mundi! Это я к тому, что и нынешних деятелей смоет волна Истории, а бессмертные пикейные жилеты будут перемывать косточки новым политикам.

И в заключение о том проекте, что увлечённо обсуждают пикейные жилеты:

«Пан-Европа» (план Бриана) — политико-экономический проект 1929—1931 годов по созданию «Федерации европейских народов» («Сообщества европейских народов», в количестве 27 стран Европы) с целью укрепления (восстановления) сильных международных позиций Франции в Европе, которые возникли как статус-кво после Первой мировой войны и через десятилетие стали ослабевать, что могло привести к новой Мировой войне, по мнению авторов проекта.

По проекту предполагалось создание между народами Европы объединения, связанного политическим, экономическим и военным сотрудничеством для безопасности перед новой Мировой войной. Также план предусматривал поддержание мира, взаимовыгодное сотрудничество между Францией и Германией, создание «режима постоянной солидарности», уничтожение таможенных барьеров (создание «Общего рынка») и т. п. Проект «Пан-Европа» одновременно входил в рамки Лиги Наций и противопоставлялся ей. Автором проекта был французский министр иностранных дел, лауреат Нобелевской премии мира (1926) Аристид Бриан.

Н-да, ничто не ново под луной…

Материал: Фелискет
Иллюстрация: Коллаж Фелискета
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе https://market.ekfgroup.com Шаблон для сверления. пользователем Felisket на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментариев 9

  1. Tim_duke:

    Очень познавательно, спасибо.

  2. Владимир:

    Пять баллов.

  3. Lucas:

    КМК все сплошь двойные агенты и /или агенты влияния. Ширмы для истинных игроков.

    • Henren:

      Век человеческий чрезвычайно короток. Поэтому каких-либо «истинных игроков» не существует.

  4. ZIL.ok.130:

    Только в настоящее время пикейным жилетом стало быть ещё и выгодно. Отсюда и появление на нашем ТиВи откровенных жуликов — разных Гришек с Брайтона-владельцев(ну как бы) каких то мутных «туристических агентств», скрывающихся от американских налоговиков в Питере(!) и вот: «Руководитель North&Eastern Europe Research Political Center — виртуальной конторы с вполне реальным шведско-литовским финансированием — без офиса и штата сотрудников…» — некто Сытин. Точно такая же шняга, как и «Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека». Отчего то все подобные любят названия подлинней и позвончей(ну и понятно — жульё ведь!).
    Так что в наше время — все эти жилеты(Жылет — лучше для фармазона нет!) были бы «телезвёздами» и «известными политологами».
    /-Приходят тут на передачу политологи разные, а потом в софитах — лампочки пропадают!/

    • Felisket:

      Да, это уж точно: жуликов среди политолухов более чем достаточно. Ильфопетровские пикейные жилеты были, в общем-то безобидными старичками, проводящими свой провинциальный досуг за обсуждением политики. А нынешние зарабатывают денежку и немалую. А уж представляются такими звонкими титулами, что дух захватывает.

  5. Yasya:

    Вспомнилось:только вымоешь посуду — уже новая лежит. Уж какая тут свобода! Тут до старости б дожить! Впрочем, можно и не мыть… Только тут приходят разные, говорят: «Посуда грязная!» Где уж тут свободе быть!/с/ /Пригов/

  6. ksuntelson:

    1:9 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.(с)

  7. FLY_Slim Jr.:

    Сплошь двойное дно