Бочонки из Генуи

Случилось это дело в XVI веке. Хитроумные генуэзцы сидели в тени пиний и олив и изнывали от скуки. А от скуки люди чёрт знает к чему прикладывают руки. Вот и генуэзцев туда потянуло. Нет, чтобы что-то полезное придумать, так они новую игру замутили, назвав её lotto. Шут его знает, что они в этом случае имели в виду, поелику словечко это в итальянском языке целый веер значений имеет: лот, партия, лотерея, участок земли, доля, очередь etc. В общем нашли генуэзцы папу Карло, он им настругал из полена 90 миниатюрных бочонков. Номера на бочатах генуэзцы сами написали, чтобы минимизировать расходы. Кроме этого нарисовали оные генуэзцы специальные карты, где в трёх рядах и девяти колонках расположены 15 случайных чисел по 5 в ряду; разряд десятков цифр соответствует номеру колонки слева, считая с нуля; 90 помещается в последнюю колонку. Потом взяли мешок по случаю спёртый у венецианцев, поклали туда бочонки и сели играть. Как играть? Да очень просто: один генуэзец называл номера бочат, вытаскиваемых из мешка, а остальные закрывали эти номера на своих картах. Кто раньше всех закроет все числа на своей карточке, тот и выиграл.

Впрочем, говорят, что своим происхождением lotto обязано… процедуре демократических выборов. О, как! А всё потому, что выборы в старшины магистратского совета в итальянском городе Генуя издавна проходили по жребию. Ну, и в 1620 году городской чиновник Бенедетто Джентиле нашел в этом способ заработать деньги и стал принимать заклады на выпавшие номера жеребьевки, выпустив специальные билеты с рядами цифр. Вот вроде бы с этого сеньора Бенедетто и началась история игры в лото.

 

Это самое lotto вмиг распространилось, подобно лесному пожару, и завоевало умы и сердца не только генуэзцев, но и венецианцев, ну и прочих европейцев. В лото играли все — и аристократы и дегенераты. Даже такая вот скороговорка появилась:
Граф Тото играет в лото,
а графиня Тото знает про то,
что Граф Тото играет в лото,
если бы граф Тото знал про то,
что графиня Тото знает про то,
что граф Тото играет в лото,
то б граф Тото никогда бы в жизни
не играл бы в лото.

Власти Венеции мимо такого факта спокойно пройти не могли и уже в 1521 году Венецианским сенатом новая игра была запрещена как азартная. Сенаторы думали, что они потушили пожар азарта, а он напротив разгорелся ещё сильнее и захватил Европу. К XVIII веку сложился классический набор предметов для игры в lotto (карточки и бочонки в мешке), а сама игра приобрела невиданную популярность. Как сообщали в 1778 году французские газеты: «игра Le Lotto захватила воображение интеллигенции» (понятное дело, интеллигенцию духовным хлебом не корми, а дай во что-то азартное сыграть: то ли в лото, то ли в революцию).

 

В начале XIX века становятся популярными образовательные лото. В 1850-х годах в Германии разработали специальное лото, с помощью которого дети учили таблицу умножения. Вообще же видов детского лото было множество: «Орфографическое лото», «Анималистическое лото», «Историческое лото». Не случайно французский живописец и гравёр Шарль Шаплен (1825—1891) на своей акварели «Лото» (1865) изобразил именно ребятишек.

 

В Россию новая игра была завезена из Европе всё в том же XVIII веке. Новая забава вызвала на Руси большой интерес, но на первых порах была доступна только для обеспеченных слоёв населения. Особенно широкое распространение лото получило в частных домах, по большей части в провинции. Неожиданный пик его популярности пришелся на конец 1830-х—1840-е годы. В Москве первым открыл игру в лото Немецкий клуб, затем – Английский и Дворянский клубы. Карты для лото выпускала Императорская карточная фабрика.
«Игра, которая во всех московских клубах, наверное, занимает собой 200 человек каждый вечер; которой многие посвящают по 7-ми, а в некоторые дни по 8 и 9-ти часов в сутки; в обороте которой проходят миллионы рублей, и которая наконец дает возможность клубам делать чудные обеды за самую дешевую цену и, что всего лучше, жертвовать в пользу сирых и бедных десятки тысяч!», — так характеризовали тогда лото клубные завсегдатаи. Страстная игра в лото в клубах продолжалась и в 1860-е годы.

 

Но время шло и уже к началу XX века в лото стали играть и в обычных домах, что отразил в своём рассказе «Детвора» уважаемый классик в пенсне, он же Антоша Чехонте, он же Антон Павлович Чехов. В его рассказе в лото играют оставшиеся вечером без присмотра дети: два брата, две сестры и сын кухарки. В их игру хотел «войти» и гимназист Вася, но из-за того, что вместо оговорённой ставки в одну копейку Вася поставил целый рубль, дети отказались его принять — ишь какой миллионщик выискался!
Забавно, что в советские времена с одной стороны лото было признано семейной и развивающей игрой (хотя там азарт в чистом виде!), а с другой стало символом махрового мещанства.
Русские подошли к лото с выдумкой, посчитав, что просто выкликать номера бочонков — это скучно. А потому стали бочонки именовать кто во что горазд. За долгие годы многие бочонки лото не по одному имени заимели. Для любопытства привожу ниже сводный список, составленный мной на основании инфы из паутины:

 

01 — господин, кол, один в поле воин, палка, глупый, совсем один;
02 — гусь, лебедь, утка, Дунька (Кулакова), Дуня рябая, пара, два сапога — пара;
03 — нос утри, троица, трое, на троих, третий лишний, птица-тройка, алтын, кассир;
04 — стул, на (все) четыре стороны, стульчик, хорошист, чепырка;
05 — отличник, пятистенка, пятое колесо в телеге, пятак, пенчух;
06 — падший ангел, шоха;
07 — топор, топорик, кочерга, кочерёжка, армянский нос, бабье оружье, семь чудес света, семь пядей;
08 — половинку просим, витушка, матрёшка, декольте, баранка, обручальные кольца, женский день, 8 марта;
09 — День Победы, девятый вал;
10 — бычий глаз;
10 — часовой, бычий глаз, рыбий глаз, чирка, чирик, червонец, в десятку;
11 — барабанные палочки, 11 маршрут;
12 — дюжина;
14 — первая мировая война;
15 — пип
15 — три по пять, пятнашки, пип;
16 — нецелованный, шишкин;
17 — революция, молодые, целка;
18 — в жизни раз бывает восемнадцать лет, в первый раз, в жизни раз;
19 — горбатый, Ксения горбатая;
20 — гусь на тарелке, Лебединое озеро;
21 — очко;
22 — утята, гуси-лебеди, ути-ути;
23 —
24 — лебедь на стуле, две дюжины, манюня;
25 — опять — двадцать пять, четвертак;
26 —
27 — лебедь с топором, забой гуся;
28 — унция;
29 — двадцать девок;
30 —
31 —
32 —
33 — богатыри, тридцать три богатыря, тридцать три зуба, три-три, кучерявый, кудри, два горбатых, жыды;
34 —
35 —
36 — три дюжины;
37 — репрессии;
38 — тридцать восемь попугаев;
40 — бабий век, сорок сороков, норок (нас…ри в опорок), скоро;
41 — ем один, война;
42 —
43 —
44 — венские стулья, стульчики
45 — баба ягодка опять, на полпути;
46 —
47 —
48 — половину просим, сено косим;
49 —
50 — полвека, полста, полтинник, юбилей;
51 — полста раз;
52 —
53 —
54 —
55 — пенсионерка, перчатки, собачьи уши, Пётр Петрович, попы, святые люди;
56 — двухунцовка (2 по 28);
57 —
58 —
59 —
60 — пенсионер, пять дюжин;
61 —
62 —
63 —
64 — яблоки с мёдом;
66 — валенки, салазки, девяносто девять;
67 —
68 —
69 — туда-сюда, морда к ж…пе, снюхались, спят как поросята, шиворот-навыворот, чушки (свиньи) спали;
70 — лысый, топор в озере;
71 — топор и багор (пожарник);
72 —
73 —
74 —
75 —
76 —
77 — топорики, Семён Семёныч, дамские ножки, бродни (высокие сапоги), сапоги, костыли;
78 — бабка с топором;
79 —
80 — бабка, бабушка;
81 — бабка с клюшкой;
82 — бабка надвое сказала;
83 —
84 —
85 — перестройка;
86 —
87— бабка с топором
88 — крендельки, калачики, калачи — только из печи, бублики, московские бублики, булки-баранки, витушки, матрёшки, куколки, бабушка;
89 — дедушкин сосед, сосед дедушки, бабушкин сосед, почти там, все кроме одного.
90 — дедушка, дед (спрашивали: «А сколько деду лет?» и вытаскивали следующий бочонок).

 

Владимир Иванович Даль в своём знаменитом словаре написал про лото так: «…две клетки в строку покрытые, называются амба, три — терна, четыре — кватерна, пять — квинта, которая и выигрывает».

 

А известный в паутине поэт Юрий Бондаренко написал про лото вот такое забавное стихотворение:
Игра в лото – старинная забава,
Тест на внимательность, реакцию и счёт.
Для алчущих азартная отрава,
Бальзам на сердце тем, кому везёт.
Дед – девяносто, восемьдесят – баба,
А сколько лет им крикнет глашатай.
И мелочь на кону манит не слабо,
Лишь карты успевай себе меняй.
Всё, проигрался в пух, друзья, обидно.
К соседям по игре залез в долги,
И неудач моим конца совсем не видно,
Хоть ставь на кон кроссовки, сапоги.
В запасе сотня, я её меняю,
Берёг на чёрный день и на винцо.
Свой первый выигрыш в карман себе ссыпаю,
Удача заглянула мне в лицо!

***

Ежели чо, судари мои, можете поупражняться в сочинении имён для бочонков, благо, что свободные позиции пока имеются.

Материал: Фелискет
Иллюстрация: Коллаж Фелискета
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Felisket на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментариев 10

  1. FLY_Slim Jr.:

    У нас полтинник так шёл.
    Полста раз
    Полста два
    ………
    Полста девять

    • Sagamor:

      Эт лётчики так и милиционеры считают.

      • Koenigsberg:

        Моряки так считали веками.
        Во время шторма трудно уловить на слух разницу между «пятьдесят» и «шестьдесят».
        Поэтому — «полстА».
        А от моряков эту манеру уже переняли и прочие, как и тельняшки.

        • FLY_Slim Jr.:

          А вот тут наверное да. Мои со стороны Архангельска. Потому видимо, крайний и полста

      • FLY_Slim Jr.:

        О епт. Всегда думал, мент я или лётчик. А что делать, если ни то ни ни другое?!

  2. Henren:

    В детстве играл.

  3. zhevak:

    а меня на какую-то долю секунды переклинило сразу после queue (очередь):

    >> … участок земли, доля, очередь etc

    Э-э… почему «etc»? — Обычно так не пишут. Ошибка? Должно ведь быть «/etc».
    Мдя. Профессиональная деформация :(

  4. ZIL.ok.130:

    Дааа, азарт, даже ничего при себе не имея — всё равно придумали азартную игру — «камень-ножницы-бумага». Да хоть — «в дочки-матери на деньги». Тому що — азарт.
    Оффтопу чючють.
    Позырел тут второй сезон «Спящих», такое впечатление, што авторам или намекнули или стали прямо противодействовать — вкомкали всё в 4 серии. Ну и сам по себе сюжет стал временами какой то уж очень «пластмассовый». Особенно доставил генерал-для «мебели». Да там вообще целый «мебельный гарнитур», включая Игоряшу Угольникова. Ну и ход с женой басмача — галеристкой — «великолепен», ровно и то, что главная героиня «на глаз» сходу определяет подлинность каких то ж/б отливок. Да, поглядев с полутора метров: «Да это подлинники!». Ну и эпизод про «не пришли плакальщицы» — вообще фееричен.
    Ну или всё как всегда — первый сезон «делали как надо», а второй — уже «на хайпе», «пипол схавает» и тыды.
    Жаль.
    Задумка была годная, но выродилась вот в этот «хайп на теме».
    Так что можно уже брать тряпки(да-да, те ссамые) и начинать гонять авторов второго сезона.

    • petrova:

      Полностью согласна. Моя бабушка сказала бы: » как в кинЕ!», когда сценарист своим гением всех главных героев собирает в одном, не слишком популярном месте (я написала мягко, а так-то это североафриканские бебеня, с точки зрения российского обывателя).

    • zhevak:

      >> Дааа, азарт…

      Вот, мне думается так — когда чел отягощен умом, он видит множество проблем. Он использует время для их решения. А вот, когда человек расходует своё время на игры — это говорит скорее всего о том, что что у него масса свободного времени.

      Отчего «масса»? — А от того, что человек по жизни не видит проблем. Нет, конечно, бывают и в его жизни проблемы. Только эти проблемы краткосрочные. Ну, то есть разрешаются они достаточно быстро, в обозримый промежуток времени. Ну, например, «какой-то козёл объехал его на светофоре, подрезал.» А вот таких проблем, как воспитание подрастающего поколения или «что-то надо делать с проблемой занятости населения, а то растёт безработица» — для него вообще не существует.

      Время всё равно нужно на что-то расходовать. Поэтому «азартные Парамоши» сливают его в унитаз игр. В замен почти мгновенно получают и удовольствие, и «убитое» время.