Гримасы свидомых СМИ

Изучая то, о чем пишут украинские СМИ, можно прийти к неожиданным выводам. И то, что цензура и самоцензура (из самых лучших «патриотических» побуждений, конечно же), давно стали обыденностью для украинских журналистов, еще год назад кичившимися собственной свободой в сравнении с «замордованными путинской цензурой» российскими коллегами — это лишь самый верхний слой проблемы.

Когда писался этот материал, стало известно, что Нацрада по ТВ вынесла предупреждение телеканалу «News One» за показ интервью с экс-премьером Азаровым. За это можно лишиться лицензии на вещание. И это происходит в стране, в которой чуть более года назад телеканалы транслировали в прямом эфире антиправительственные митинги в центре столицы.

А что же такого сказал Николай Янович? Кроме того, что обозначил бесспорные провалы социально-экономической политики нынешней власти и призвал к глубокому реформированию страны на началах федеративного устройства. Понятно, что нынешние киевские «керманычи» скорее застрелятся, чем начнут реально необходимые украискому народу, а не МВФ реформы. Поэтому их задача предельно проста — уничтожить любую альтернативу нынешней власти. Даже такую, как Николай Янович «Бимба».

Цензура в украинских СМИ выполняет роль своеобразного лакмуса. По ней можно легко понять, чего на самом деле боится правящий режим, а чего он, скажем так, не боится. Анализ редакционной политики ведущих СМИ позволяет с уверенностью назвать одну тему, которая возглавляет хит-парад табу в украинских СМИ. Эта тема — федерализация Украины.

Неформальное общение с журналистами киевских СМИ подтверждает этот вывод. В том, что это не случайный эксцесс решившего перестраховаться исполнителя имел возможность убедиться и я сам. Единственным текстом, который был удален с сайта Корреспондент, стал текст с красноречивым заголовком: «Федерализация Украины: сначала режим Порошенко-Яценюка должен уйти». В тексте как раз рассматривались варианты того, каким образом возможна мирная трансформация Украины в новое качество, причем, с сохранением ее территориальной целостности.

Тем не менее, этот текст не провисел на сайте и часа. И, набрав за это время с полтысячи просмотров и несколько комментариев, был удален с него безжалостной рукой модератора. Уже потом со мной соизволили объясниться, написав, что мой текст удален за… призывы к свержению конституционного строя. Цитирую дословно сообщение от администрации сайта Корреспондент: «Это нарушает украинское законодательство. Впредь просим вас не допускать подобных нарушений. В противном случае будем вынуждены заблокировать аккаунт».

И это, замечу, произошло не на какой-нибудь Украинской правде, где появление блога с альтернативным мнением исключено в принципе. Это произошло на Корреспонденте — донедавна одной из немногих оставшихся в стране относительно свободных площадок для выражения свободной точки зрения. Однако, как видим, «прижали» и их.

В принципе, я не виню администрацию сайта. Они лишь перестраховываются на случай совсем не виртуальных, а вполне реальных репрессий. В стране, где сомневаться в присутствии на Донбассе российских войск равносильно государственной измене, где это грозит сомневающемуся пятнадцатью годами тюрьмы (подтверждено судами разных инстанций), где перепост картинок и статей в соцсетях тянет на 5-8 лет тюрьмы, невинные разговоры о желательности конституционной реформы и закрепления федеративных принципов взаимоотношений между центром и регионами вообще тянут на «мегазраду».

Это началось до Минска и продолжается и сейчас. Украинским СМИ можно говорить о чем угодно. О российских войсках, якобы дивизиями шастающих по донбасским степям, о том, что Путин «захватит Донбасс», Одессу и даже Харьков. Наконец (о верх свободы!) можно публично засомневаться в необходимости нахождения Донбасса в составе Украины. Более того, раскручивать в СМИ тему «а н@х он нужен вообще этот Донбасс, давайте отгородимся от него стеной и колючей проволокой» уже давно советуют украинским керманычам всякого рода зарубежные (преимущественно американские) спецы по политическому пиару.

Запрещено только одно. В любом контексте кроме резко отрицательного поднимать тему федерализма. Вплоть до угроз закрытия соответствующих СМИ и возбуждения уголовных дел. Понятно, что стать «Коцабой» готов далеко не каждый украинский журналист.

Почему украинская верхушка так боится федерализации, обьяснять, думаю, не надо. По той же самой причине, по которой она не боится разговоров о Новороссии. Ведь в этом последнем случае максимум, что она потеряет — это несколько областей, а в первом случае места для Порошенко-Турчиновых-Яценюков в политической жизни Украины не будет вообще. Хотя Украина останется единой. Просто построена она будет так, что кто бы ни захватил власть в Киеве, он уже не сможет навязывать всей стране Галичину в качестве «основы государственности».

Алексей Блюминов, Политический обозреватель, Киев-Луганск

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии