Вышивка. Обереги 2

Места расположения вышивки:

1) традиционные — круговые (ворот, пояс, рукава, подол).
2) нетрадиционные — то есть любые, выполняющие разные защитные функции:

— защита любовной сферы — красно-оранжевые узоры, в которых преобладают круговые и крестовидные формы;

— защита маленького ребенка от напастей — силуэт коня или петуха, нитки красные или черные; для ребенка постарше, школьника — сине-фиолетовая гамма, которая защищает от сильного умственного переутомления;

— голубая или золотисто-зеленая вышивка помогает успешному ведению дел в любой сфере деятельности.

a2

Детскую одежду обычно шили из старой одежды родителей — не только и не столько потому, что она уже много раз стираная и потому мягкая, не повредит, не натрет кожу ребёнка, а потому, что она впитала в себя родительскую энергию и силу, и ею защитит, убережёт ребенка от дурного глаза, порчи, несчастий. Девочке одежду шили из материнской, мальчику, разумеется, из отцовской, таким образом предрешая правильное развитие в зависимости от пола — девочке передавалась сила материнства, мальчику – мужская сила.

Когда дети подрастали и уже обретали какую-то свою собственную защитную силу, им полагалась своя первая рубаха, из новины. Это обычно приурочивалось к моменту первой возрастной инициации — в три года. С двенадцати лет девочка получала право носить собственную (правда, пока девичью) понёву, мальчику полагались первые штаны-порты.

Так как для детей до трёх лет одежда была переделанной из родительской, то и обережная вышивка, разумеется, на ней оставалась та же, родительская. Её менять было не только неудобно и непрактично, но и нецелесообразно – ведь она обеспечивала кроме оберегающей функции ещё и связь поколений, родство и преемственность. Так, если отец ребенка бы охотником, то и обереги на его одежде были связаны с охотой, и именно они передавались с этой одеждой мальчику. Точно также по женской линии ремесло «передавалось» девочке. Вернее, не само ремесло, а сила многолетнего родительского опыта в нём защищала дитя. Каждый же защищает по-своему, верно? Ткачиха защитит особым узором полотна, пряха — наузами, охотник — клыком животного… А результат будет одним и тем же.

a1

А вот обережная вышивка для собственной одежды ребёнка уже отличалась от оберегов взрослых. Во-первых, цвет обережной вышивки для детей был всегда красным, тогда как для взрослой одежды он мог быть различным. Так, женщины часто использовали в вышивке кроме красного чёрный цвет — цвет матери-земли, пытаясь таким образом защитить своё чрево от бесплодия. Мужчинам же часто был нужен для оберега синий или зелёный цвета — синий защищал от гибели от стихий, зелёный — от ран. У детей этого не было. Считалось, что дети находятся под опекой и защитой своего рода.

На рубахе девочки-девушки вышивка в основном шла по подолу, рукавам и ожерелью, а у замужней женщины – грудь, ворот, вышивка по подолу была шире — в ней отражалось еще и новое родство, принадлежность к роду мужа.

Основными охранительными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода, древесные орнаменты, символ покровителя дня её рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли — у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремёсел.

Мальчики (как и девочки) до двенадцати лет носили рубахи без поясов. Основными символами, охраняющими мальчиков, считались: символы огня, солнечные символы, изображения тотемных животных, разумеется, также символ рода-покровителя и духа-покровителя дня рождения, колокольчики-бубенчики и символы мужских ремёсел.

До совершеннолетия мальчики и девочки могли также носить общие обереги.

Проходя инициацию в двенадцать лет, обереги мальчика менялись, становились (как и у девочки) более поло-определёнными. Появлялся пояс и, разумеется, оберегов становилось меньше — ведь росла своя собственная сила.

В вышивке уже появлялись изображения Богов (для детей они были попросту чересчур сильны, не позволяя ребёнку вырабатывать свой «иммунитет»), уже не столько для оберегания, сколько для покровительства, у молодых девушек — символы плодородия, у молодых юношей — воинские. Разумеется, ни девочке, ни мальчику они были не нужны.

Кроме вышивки на одежде часто детскими оберегами служило множество предметов, которые вешались над колыбелью малыша, кроватью девочки или мальчика, потом носились на плече или на поясе.

Все это выполняло не только охранительную и защитную функции, но и служило связующим звеном между человеком и Природой.

Орнамент возник задолго до появления письменности. Это подтверждается тем, что даже древний человек, который одевался в шкуры животных, согревался у костра, рыл себе для жилища землянки, украшал орнаментом предметы домашнего обихода. На глиняных сосудах, орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые, волнистые линии, ромбы.

Прочитать знаки — задача трудная.

Известно, что древний человек был охотником. Он знал, что сила зверя заключалась в бивне — это его оружие. Бивень или его срез рисовали в виде ромба. Этот знак содержал в себе силу и могущество. Поэтому древний человек рисовал его на своем теле, предметах, которые его окружали.

Набегающие друг на друга ромбы — знак счастливой охоты, удачи, знак жизни, плодородия. Для того чтобы поля были щедры на урожай, человек просил у Неба, Солнца и Земли удачи, творил заклинания. Для этого он повторял узоры: волнистые линии символизировали воду; горизонтальные — землю; косые — дождь, пересекающий путь к солнцу; точки между ними — зерна, брошенные в нее.

Часто древние мастера изображали знаки, которые обозначали солнце. Это солярные знаки.

Солнце за тысячелетия получило великое множество вариантов изображения. К ним относятся и разнообразные кресты — как в круге, так и без него. Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса, и это неспроста: человек видел, как солнце двигалось, то есть «катилось» по небу, как огненное колесо. Вечное движение небесного светила было отмечено крючковатым крестом, свастикой. Свастика обозначала не только движущееся солнце, но и пожелание благополучия. Особенно часто она встречается в северных вышивках.

Много тайн могут раскрыть древние орнаменты. Разгадывая их, мы начинаем понимать, что язык символов предков передавал нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента.

Заметим, что народ тщательно отбирал из множества знаков и бережно хранил лишь те, что, по его мнению, способствовали благу, хорошему урожаю, изобилию, удаче.

ЗНАКИ

1) Волнистая линия — знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды — горизонтальными, «хляби небесные» — горизонтальными.

2) Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике). Знак Грома (и Перуна). Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.

3) Квадрат (или ромб), поделённый крестом на четыре части — (вспаханное поле). Если внутри есть точки — засеянное поле. Это — знаки Земли и плодородия.

4) Колокрес (крест в круге). Знак Солнца. преграда и отвращение зла, знак закрытости.

5) Крада («решётка») — знак Огня. Крада — жертвенный или погребальный костёр.

6) Крес (равносторонний крест: прямой или косой) — знак Огня (и Бога Огня — Агуни).

7) Месяц — знак луны, месяца. Известны подвески «лунницы».

8) Петушиный гребень с семью выступами — знак Огня.

9) Рог изобилия. Знак богатства, изобилия.

10) Ярга (свастика). Иначе — коловорот. Вариантов начертания существует огромное количество. Ярга — знак Солнца (и, соответственно, Богов Солнца: Хорса, Даждьбога и др). По направленности вращения (посолонь противосолонь) различают знак светлого Солнца (солнца Яви) и знак тёмного Солнца (солнца Нави). Солнце Яви — благотворная, созидательная Сила; Солнце Нави — разрушительная Сила. Согласно славянским мифам, после заката Солнце освещало Подземье (Навь), отсюда и название. Мы знаем, что Солнце ночью не находится под Землёй, но в наличии разрушительного аспекта у Солнца трудно усомниться…
11) Дерево (чаще всего елочка) — символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.

12) Спираль — символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая — сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира — если цвет красный, белый или же черный.

13) Треугольник — символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.

БОГИ

Женщина с поднятыми ладонями: Макошь.

ob1

С опущенными : Лада.

a4

Чаще всего они изображены с оленями по бокам. Богини эти отождествлялись с двумя северными созвездиями — Большой Медведицей и Малой. Как известно, на Руси эти созвездия раньше звались Лосиными.

ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА

1) Бык — знак Велеса.

2) Волк — знак Ярилы.

3) Ворон — знак мудрости и смерти, Велеса.

4) Дерево — знак жизни и плодородия; или — Мироздания (Мировое Древо).

5) Змей — знак Земли, мудрости, Велеса. Связан с Нижним Миром.

6) Конь — знак Солнца, Солнечных Богов.

7) Лебедь — символ верной и чистой любви, грации, совершенства, чистоты и невинности. Пара лебедей стала расхожим символом верности и неразлучности. Символика лебедя практически одинакова у большинства народов мира.

8) Медведь — знак Велеса.

9) Олениха (важенка) или лосиха — знак Богинь Плодородия (Рожаниц).

10) Орёл — знак Грома, Перуна.

11) Петух — знак Огня, Агуни.

12) Сокол — знак Огня, Агуни. Есть мнение, что «трезуб» (герб Рюриковичей и современной Украины) — стилизованное изображение сокола в полёте.

13) Кукушка — знак жизни, Живы.

14) Козёл — знак плодородия, плодовитости.

15) Свинья — знак плодородия, изобилия.

ЦВЕТА

1) Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь — над царями царь и т.п.); в то же время — цвет Смерти, траура.

2) Красный — Огонь, (и Солнце — как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).

3) Зелёный — Растительность, Жизнь.

4) Чёрный — Земля.

5) Золотой — Солнце.

6) Синий — Небо, Воды.

Вот, как то так…

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем samara_ru на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментариев 8

  1. Bell:

    Замечательно! Спасибо)))

  2. FLY_Slim Jr.:

    Познавательно, плюсану

  3. Ivan83:

    Великолепно!

  4. Gena:

    Ух! Просто великолепно!

  5. Linda:

    Большое спасибо. Очень интересно.

  6. Miriam:

    Аплодирую !!!
    Великолепно!!!
    Благодарствую Вам!!!

    • samara_ru:

      Спасибо за столь высокую оценку скромного труда.

  7. nina postnikova:

    Изумительно!