Холуйская миниатюра

В семье современных промыслов лаковой миниатюрной живописи на папье-маше холуйский является младшим по времени возникновения.
Холуй, поселок в Ивановской области, расположен по обоим берегам реки Тезы, притока Клязьмы.

x1
Троицкая церковь в Холуе возведена в 1748-1750 гг.

Река Теза хоть и небольшая, но глубокая, с широкими весенними разливами, по одной из версий и дала название этим местам. На Руси плетёные из ивняка запруды для ловли рыбы, иначе говоря, сетки, называли «холуи», «холуйники». С помощью таких сеток-плетенок перегораживали реки не на всю длину, а наискосок. А рыбы в Тезе было много — её ловили и для себя, и на продажу. Вот места эти и стали называть Холуем.
Дома в Холуе большей частью деревянные, одноэтажные. Многие украшены прекрасной резьбой с изображениями фантастических существ — полурыб-полулюдей. Красота жилища в сочетании с красотой местной природы создавала окружение, которое способствовало творчеству. Издавна жители Холуя, не имея пахотной земли, вынуждены были заниматься каким-нибудь ремеслом. Главными из них стали писание икон и вышивание.
Первые упоминания о Холуе датируются XVI веком. Первая известная на сегодняшний день грамота, в которой упоминается село, датирована 1543 годом. Когда-то Холуйская слобода, была вотчиной Троице-Сергиевой лавры и суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря. В документах за 1613 год слобода Холуй уже упоминалась как известный центр иконописи, и была пожалована князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов.

x5

Иконописцы Холуя упоминаются и в писцовых книгах 1628–1661 годов. О холуйских иконах говорится в царском указе 1667 года: «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха».
Холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные традиции владимиро-суздальских писем XIV века, что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции.
Первыми иконописцами в Холуе были монахи Троицкого монастыря, принадлежавшего Троице-Сергиевой лавре, которые и обучали холуян. Известно, например, указание архимандрита лавры Афанасия набрать в Холуе десять детей от 12 до 15 лет «…острых и к понятию и к иконописному художеству надежных, обученных грамоте, и, дав им в лавре покои, пищу и одежду, обучить живописи иеромонаху Павлу».
Уже в то время о Холуе говорили как о сложившемся иконописном центре, иконы которого славились и расходились не только по Руси, но и по другим православным государствам. Холуйские иконописцы расписывали и украшали храмы многих городов, в частности в Москве и Петербурге (Спас-на-Крови – Петербург, Успенский собор в Московском Кремле).
К концу XVII века Холуй становится носителем иконописных традиций Троице-Сергиевой лавры. Холуйская иконопись поставляется в северные губернии России: Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую, Петербургскую и в саму столицу. Холуй получал заказы на знаменитую иконопись из Болгарии, Сербии, Македонии.
Холуй славился своими ярмарками, которые XVIII-XIX веке соперничали с нижегородской. Из разных мест сюда на продажу привозили разнообразные изделия и материалы. К этим дням съезжались скупщики, оптом забирали товар — иконы и вышитые изделия. Иконами местного письма торговали и офени — в разнос. Оживленная торговля этими изделиями, которой благоприятствовало удачное географическое положение Холуя на перекрёстке водных и сухопутных торговых путей, сделали Холуй крупным торгово-промышленным селом. К XVIII веку вся округа — Холуй, Мстёра, Палех, Шуя — являлась средоточием народного ремесленного иконописания.
Иконы писали темперой. Но в XIX веке, когда иконопись приняла характер массового производства, для быстроты исполнения перешли с темперы на масляную живопись. К концу XIX века иконопись в Холуе изжила себя. Не помогла и открытая в 1883 году школа живописи, где хорошо было поставлено обучение. Здесь получили образование те выдающиеся художники, которых по праву называют родоначальниками холуйской лаковой миниатюры, сложившейся на традициях древнего иконописного мастерства. Творчество С. А. Мокина (1891-1945), заслуженного деятеля искусств РСФСР В.Д. Молева (1892-1961) и К. В. Костерина (1899-1985) создало ту основу, на которой и поныне развивается холуйская миниатюра.

x6

Процесс зарождения и формирования этого своеобразного искусства был нелегок и длителен. Когда после Гражданской войны 1918-21 гг. мастера-иконописцы вернулись в Холуй, надобность в их прежнем ремесле отпала. Применить свои навыки было негде. Большое значение для возрождения творческой деятельности местных мастеров имело создание в 1924 году в соседнем Палехе артели, начавшей совсем новое дело: миниатюрную живопись темперой на папье-маше. В начале 1933 году, В.Д. Молев посетив своего друга, палехского художника Н.М. Парилова и увидев работы палешан в лаковой миниатюре на папье-маше, вернулся в Холуй с намерением попробовать свои силы в новом виде искусства. Он советовал не подражать Палеху, а искать свой стиль и направление. В Холуе первые робкие шаги в этом искусстве начали делать в конце 1933 года. А в 1934 году холуйские художники С.А. Мокин, К.В. Костерин, Д.М. Добрынин и В.Д. Молёв организовали Артель и стали искать свой собственный стиль в лаковой миниатюре.
Огромный опыт в иконописи дало возможность холуйским мастерам более свободно использовать свое наследие и, несмотря на некоторое сближение со стилем Палеха, найти своеобразный художественный язык для воплощения новых жизненных впечатлений.
Для холуйской лаковой миниатюры характерна близость к натуре, живописная «картинность». Это одно из ее направлений. В нем много бытовых сюжетов; в композициях нет перегрузки подробностями, они лаконичны и ясны. Колорит отличается свежестью и чистотой. Золотой орнамент создает переход к нейтральной плоскости предмета. Миниатюра прочно слита с вещью, которую она украшает.
Наряду с этим направлением есть в холуйской миниатюре другое, более декоративное, в нем композиция строится по более условному принципу, чем в первом. Сюжет подчинен декоративной выразительности. В таких композициях могут совмещаться эпизоды разного времени действия, в том смысле как это имело место в древнерусской иконописи, они повествовательны. Задача создания такой композиции нелегка, но она дает возможность разрешения большой темы средствами прикладного искусства. С течением времени именно эта манера становится главной в искусстве Холуя.
Третье направление — орнаментальное, включает не один чистый орнамент, но и натюрморт и в какой-то степени пейзаж.
Такие три направления в холуйской миниатюре сложились постепенно в творческом процессе мастеров, объединенных общей задачей декоративного оформления бытовой вещи и общей технологией. Причем для холуйского мастера вовсе не обязательно постоянно работать в русле одного из этих направлений. Определяющим являлось стремление художников более полно выразить тот или иной замысел.

x2

Художники много работают над новыми формами предметов под лаковую миниатюру. В 1960-е годы, помимо прежних однообразных шкатулок и коробок, появляются ларцы старинной формы, которые при росписи позволяют использовать несколько сюжетов. Коробочки становятся квадратными, удлиненными, круглыми, неправильной формы с закруглением по одной стороне. Также различны их размеры: и в 20 см, и так называемые «бисерницы», и коробочки-малютки 3X4 см, являющиеся драгоценными сувенирами. Расписывают художники декоративные тарелки и пластины, пудреницы, броши и кулоны, миниатюрные игольницы. Подчас на крошечной поверхности украшаемого предмета мастера помещают целые многофигурные сцены.
В сегодняшнее время в Холуе начался процесс на возрождение иконописи, создаются лаковые миниатюры на темы, отображающие библейские сюжеты Ветхого и Нового Завета, жизнь и деяния Иисуса Христа. Эти вечные темы в мировом искусстве в течение долгих лет запретные для лаковой миниатюры, как бы обретают новую жизнь на пересечении традиций прошлого и устремлённости искусства холуйской лаковой миниатюры в будущее.
Отличительные особенности миниатюры Холуя: более крупный, чем в Мстёре, приближённый к зрителю пейзаж; более крупные и не столь многочисленные, чем у мстёрцев, фигуры. Пропорции их удлинённые, и в этом ближе к палехским, однако силуэты мягче и формы объёмнее. Декоративная живопись холуйских мастеров во многом близка Палеху, но при этом она отличается своеобразным художественным языком. По сравнению с рисунком Палеха, рисунок холуйских миниатюр проще, они не так детально проработаны, а золотая графика применяется скупее, без филигранного заполнения каждой формы.
Холуйская миниатюра так же, как и палехская, плотно связана со шкатулкой, коробочкой, игольницей или другой вещью, но она более реалистична по характеру изображения. В ней много образов и сюжетов, взятых из повседневной жизни, а композиции лаконичны и ясны.

x4

Нередко фигуры, здания, деревья изображаются прямо на чёрном фоне, как палехские, но они более живописны. В колорите холуйцев больше насыщенных тёмно-красных, тёмно-зеленых, тёмно-коричневых, тёмно-синих цветов, также характерны неожиданные контрастные сочетания тёплых и холодных тонов.
Золото в живописи используется только там, где оно оправдано: купола церквей и храмов, шлемы, кольчуги, парчовые одежды, солнце и луна, звёзды на ночном небе. Это также отличает Холуй от других центров лаковой миниатюрной живописи.
Миниатюра располагается на вещи в качестве живописного клейма геометрической формы и окаймляется золотым или серебряным орнаментом. Фон предмета обычно чёрный. Характерно только для мастеров Холуя создание небольших по размеру ларцев, где миниатюра заполняет всю поверхность формы многофигурными, тонко написанными композициями.
Лаковым миниатюрам Холуя свойственна живописная «картинность»: их колорит чист и ярок, а золотой орнамент служит естественным переходом от живописи к плоскости предмета.
Технология Холуйской миниатюры в основном такая же как и в Палехе. Изготовление шкатулки рукотворно на всех этапах её производства. Всё начинается с изготовления трубок из папье-маше, которые служат телом шкатулки. Картон наматывают слоями, прессуют и варят в льняном масле. Это длительный и трудоёмкий процесс, который в дальнейшем гарантирует долгие годы жизни произведению лаковой миниатюры. После этого готовые трубки шлифуют, нарезают по высоте будущего произведения, полученные полуфабрикаты соединяют с помощью клея на натуральной основе. Затем окончательно шлифуют каждую грань.
Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины. И подготавливают к покраске, по несколько раз лакируя чёрным лаком снаружи и красным внутри. Причём каждый слой лака должен сохнуть минимум сутки.
Сам же рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошёл из глубины веков. Темпера была основным материалом для самостоятельной живописи ещё 5–7 веков назад, а история использования этих красок насчитывает более трёх тысяч лет. Темперными красками были выполнены росписи саркофагов египетских фараонов, так же их широко использовали византийские художники и русские мастера (вплоть до конца XVII века). Темпера используется и в монументальной живописи, т.к. она водостойкая, а многообразие приёмов и фактурность позволяют мастерам работать в различной технике, будь то письмо тонким слоем или густое пастозное письмо. Такими красками работали и мастера Древней Руси, создавая свою знаменитую иконопись. Правильно приготовленные краски – одна из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюры. Краски художник делает и подбирает индивидуально. Основа краски – минеральный порошок, который растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом.
Прежде, чем нанести рисунок на изделие, художник создает его на бумаге карандашом, потом переводит на кальку. Обратную сторону рисунка на кальке натирают сухим мелом или белилами и накладывают на поверхность предмета. Рисунок обводят по контуру, после чего остается четкий отпечаток. Так как черный лак поглощает яркость краски, художник делает белильную подготовку поверхности и рисунок после этого выглядит как светлый силуэт.

x3

Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишнёвой смолы, что придаёт холуйской лаковой миниатюре неповторимость и уникальность. Холуйский художник работает тончайшими беличьими кистями. Сусальное золото же полируют волчьим зубом. И после этого – опять лакировка, не менее пяти раз, и полировка.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем samara_ru на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментариев 10

  1. Linda:

    Спасибо, к своему стыду не знала о холуйском промысле. Как делают палехские миниатюры видела. Производство очень по времени затратное, не терпящее отхода от технологии. Процесс завораживает, так как превращение прессованной заготовки в произведение искусства очень интересен. Но зато каков результат!

  2. Ivan83:

    Прекрасно!

  3. Vanda:

    Спасибо

  4. kot hans:

    Заинтересованная названием села, полезла в словарь. Оказывается, ударение на «о» — ХОлуй. Не путать с холУем.
    Богата Россия — и мастерами, и языком

  5. Asya:

    Ыыы название прочитала думала материал из серии четамухохлов:-) :-) :-) :-)
    Спасибо , даже не знала что у нас такой промысел имелся:-)

  6. Bell:

    Ничего не знала о таком промысле. Если присмотреться, то заметны отличия от других школ лаковой миниатюры. Очень интересно, спасибо за ликбез :)

  7. Gena:

    Честно? Вообще не знал про Холуй и Мастеров, живущих там. Спасибо за познавательную статью!

  8. Miriam:

    Благодарю! Исчерпывающе ))) Очень люблю этот уголок (Палех-Шуя-Холуй). Бывала там неоднократно и по работе, и самостоятельно ))) Очень живописные и добрые места )))
    кст, палешанам в продвижении их продукции на рынок (в том числе и мировой, ибо их работы получили призы на Парижском салоне, год не помню) помог Максим Горький, «добывая» для нее заказы на оформление иллюстрациями книг и снабжая деньгами.

    • Miriam:

      …для артели, указанной в тексте… ))))

  9. borita:

    Коллекцирую давно , многое привозила с Питера , многое покупала здесь на ибее .. ХОлуй любимый больше чем федоскино и мстёра , но многих деталей не знала .. Спасибо за материал !! Плюсеги / минусиги отменили , а так бы поставила несколько… + … До … вам по пояс будет :-)