Черный квадрат
В чем заключается истинный смысл и ценность «Черного квадрата» Малевича?
1. «Черный квадрат» — это темный прямоугольник
Начнем с того, что «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.
2. «Черный квадрат» — это неудавшаяся картина
Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и сгоряча замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал: «Гениально!» После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Черному квадрату».
Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась.
Неоднократно совершались попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем. Однако ученые, критики и искусствоведы считают, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб, и всячески препятствуют дальнейшим экспертизам.
3. «Черный квадрат» — это разноцветный куб
Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания». Некоторые утверждают, что исключительно квадрат в «Черном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением. Если же при рассмотрении этой картины вы выйдете за рамки традиционного восприятия, за пределы видимого, то поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.
Тайный смысл, вложенный в «Черный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объемно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых, по их словам, инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Черного квадрата».
Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложнее многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.
4. «Черный квадрат» — это бунт в искусстве
На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы. Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления. Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Черный супрематический квадрат» как его яркое воплощение. Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает «доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи». Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт «чистого творчества».
Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Черный круг» и «Черный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата — красный и белый.
Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «Квадрат» Малевича.
5. «Черный квадрат» — это пример гениального пиара
Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное — как подать и продать.
Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь» начиная аж с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под названием «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем 200 лет. А дальше уже практически без перерывов — «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854-м, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882-м, совсем уж плагиат — «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусства. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.
Впоследствии Малевич нарисовал как минимум 4 версии своего «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и приумножить успех картины.
6. «Черный квадрат» — это политический ход
Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстраивался под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные «черные квадраты», нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году «Квадрат» Малевича приобрел совершенно новый, актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.
«Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания — это декларация конца традиционного искусства. Большевик от культуры, Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода Сталина Малевич занимал почетные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО Наркомпроса.
7. «Черный квадрат» — это отказ от содержания
Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение». То, что признал Малевич и не признали его современники, является фактическим для современных художников и «просто квадратом» для всех остальных.
8. «Черный квадрат» — это вызов православию
Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915 года вместе с другими 39 работами Малевича. «Черный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом красном углу, где в русских домах, согласно православным традициям, вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы. Многие восприняли картину как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны».
9. «Черный квадрат» — это кризис идей в искусстве
Малевича называют чуть ли не гуру современного искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью.
Искусство изжило себя, и многие критики сходятся во мнении, что после «Черного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, многие находились в тюрьмах, ссылках или эмиграции.
«Черный квадрат» — это тотальная пустота, черная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав «Черный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.
10. «Черный квадрат» — это шарлатанство
Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это фигня, потому что засмеют.
А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», многие люди оказываются перед необходимостью его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.
Картина, написанная Малевичем в 1915 году, остается, пожалуй, самой обсуждаемой картиной в русской живописи. Для кого-то «Черный квадрат» — это прямоугольная трапеция, а для кого-то — это глубокое философское послание, которое зашифровал великий художник. Точно так же, глядя на кусочек неба в квадрате форточки, каждый думает о своем. А о чем подумалось вам?
В чорном-чорном квадрате копошаться … разноцветные мысли.
Дальше длинючее рассуждение по поводу какого же цвета всё таки мануез?
Смысл квадрата в сборе жыра автором.
Супрематический!!! А не какой-то там…
Не стоит он 20 млн, чем бы он ни был.
это просто первый эпатажный шаг в типа «искусстве», который открыл путь к известности на данном поприще многим шарлатанам и лентяям.
неистово плюсссую )))
Вот, не понимаю я глубокого смысла, заложенного художником в своё произведение… и даже париться по этому поводу не буду…пусть хоть кто меня считает отсталой и дремучей…
а Малевич маладца))) хороший пиар ни на чём сделал )))
Ага, тогда и пыски — гениальное искусство, а их дрыганье в храме — музыкальный шедевр, и та которая куриные яйца с краской себе запихивала, тоже гениальная художница, а её «картины» полны философского смысла.
Не, как хотите, но я пристроюсь рядышком с Вами в ряду отсталых и дремучих…
Чаю с баранками, Милейшая? ;)
Не откажусь. )))
Отлично )))) я как раз раскочегарила ;)
Жду, жду…
Не, как ни крути- гениальная штука! И пиар соответствующий! Земляничное варенье ннада? А то баранки без варенья- как крепкий чай без молока и сахара!
Давай-давай)))))
Давайте варенье, а вот чай как раз таки без сахара и молока)))
Западная Дикарка! Чай должен быть крепким,очень чёрным, с деревенским молоком и сахаром! И очень горячим, с дымком и компанией! И обязательно с(колбасой, хлебом, котлетами, плюшками, колобами, блинами,булочками) конфетами «Дунькина радость».(хотя сам не очень люблю забайкальский чай, сам всё больше по зелёному чаю с детства любовь, но это исключение).))
Шо делать, шо делать? Но чай только чёрный и без сахара и молока, можно бросить листочек мяты, или смородины, или лимон, но ни какого сахара (от одной мысли о сладком чае внутри всё переворачивается) и ни какого молока (не терплю с детства).
К несладкому чаю, баранки с земляничным вареньем — вкуснятина…)))
Подвиньтесь! Я тоже тут скраю примощусь. У меня-то пряники шоколадныя с собой.
Супер , у нас посиделки получаются ))))
нашли где сидеть.
Маянезу нада. И Земляка.
Да он просто с похмелюги был, утром выставка, а картинко не готово. Замазал первый попавшийся холст, повесил, а теперь «искуствоведы » в ем смысл ищут… И , что самое удивительное, находют.
некоторые на обоях тоже что то находят,и таких не единицы,
так и тут найти ..смысл ,,жизни,, влёхгкую…
человек прикололся,массы повелись.
Нее, это действительно шедевр. На сознательном уровне восприятия там ничего нет — ну квадрат и квадрат. А смотришь и офигеваешь непонятно от чего…
Ещё в плюс, Квадрат — это смерть (нелюбимого мной) абстракционизма. Ведь как не выёживайся со своими каракулями, более абстрактно не получится. А значит всё твоё «особое видение» лишь слабое подобие давно достигнутого предела. :)
У товарищей китайских даосов есть пустая стилизованная (под китайскую) рамка, которая сиволизирует пустоту. Потом, есть такая же стилизованная рамка квадратная заштрихованная почти до чёрного квадрата, которая называется — тьма вещей.
Таким образом, Чорный куадрат — это тьма «всех вещей» (плагиат с китайского изображения) без китайской стилистики, не чёрный и не ровный, чтобы подчеркнуть некоторую русскость против эвропейской прямолинейности и стройности цвета. То есть, как грица «ЧК» — это вид пирамиды Хеопса снизу, но под русским углом.
Честно? Никаких чувств и эмоций этот арт-объект у меня не вызывает. Наверное, потому, что я и так погружен в геометрию многие годы.
Разве Вы не видите? Это фрагмент чорного ливчега, под которым угадываютзя пышные затейливые, а главное живые и всегда актуальные…..
Кстати, добавил картинку — фото Выставка «0, 10». Петербург, декабрь 1915. Малевич не оригинален, они там все такие… Малевич заявил, что этим произведением он полностью завершил историю развития мировой живописи. Вот так, не ниже…
Мне это напомнило выставку работ «выздоравливающих» и «стабильных» в Белых Столбах….
спасибо ))))
Художникам, участвовавшим в этой выставке, была предоставлена возможность выставить много работ. Друг Малевича, художник Иван Пуни писал ему: «Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только». Ключевое слово — много, и, само — собой — быстро…
И тут пришел Энди Уорхол и нарисовал суп. И мировая живопись воскресла!
Это бред сивой кобылы или бред сумасшедшего. Черный квадрат — это геометрическая фигура, а право сумасшедшего домыслить для себя ещё что ни будь. Некоторые алкаши лепят человечков, увиденных в алкогольном угаре и тоже выдают это за искусство.
это результат смешения различных /красок/ веществ
«По стене ползёт паук. Пригляделся — это глюк»(с)
По стене ползёт пельмень
Все колени в огурцах
Это песня про любовь
Красной Армии — привет!
Это бред
Главное, что сделал Малевич при помощи «Черного квадрата», доказал всем, что искусство не на холстах а в головах. Другими словами, абсолютно все созданное человеком является искусством. Поэтому «Черный квадрат» это просто черный квадрат и никаких тайных смыслов в нем нет.
Есть. Почему он стоит 20 млн.
Помнится мне в 90-е была такая схема мошенничества, как продажа «красной ртути». Так что, как по мне, так пусть лохи и дальше ставки повышают. Даёшь 100 миллионов! Да чаво там, миллллиярд! Кто больше?
А я слышал про гадание на гавённой гуще. Тоже, говорят, искусство. Хотя… Чорный квадрат при таком раскладе лучше. Больше простору для спекуляций на тему искусства.
Фтопку.
Из-за какой-то х**ни столько букв. Не читал. ПХ
«Чёрный квадрат»?!
Споры кипят:
про сей квадрат
все говорят.
«Чёрный квадрат»
возносят на трон.
«Чёрный квадрат»
лишают корон.
В чём виноват
этот квадрат?
Он – пример, как из искусства
Делают НИЧТО и ПУСТО.
Выставка «0, 10». Петербург, декабрь 1915
это похоже на то как в детском саде вывешивают рисунки деток для мам