Как устроена современная наука

Я не знаю, как там дела обстоят в промышленности, но про американскую академическую науку можно с уверенностью сказать, что прогнила она не меньше, чем в России.

Как известно, финансирование американской науки осуществляется через систему грантов. Сама по себе эта система (как и любая другая) не является ни плохой, ни хорошей. По крайней мере, она ничем не лучше и не хуже системы финансирования, бытовавшей во времена позднего СССР. Но в наш небескорыстный век система грантов превратила американскую (и российскую, впрочем, тоже) науку в самый обыкновенный пилёж государственного бабла. Из-за чего, кстати, молодежь толпами сваливает из науки на Уолл Стрит. Потому что если вся цель состоит только в осваивании денег, то лучше это делать, находясь поближе к их источнику.

Теперь расскажу немного про американскую академическую жизнь, чтобы стало понятно, что я имею ввиду, говоря про загнивание, тем более, что я давно обещал это сделать. Вообще всех тонкостей я не знаю, поскольку покинул академию, защитив PhD, но наличие большого количества друзей-профессоров и постдоков, а также глубокое вовлечение меня шефом в процесс написания грантов позволило мне составить некое мнение о том, как пилится бабло учеными 1/18 части суши. К слову сказать, в США этот процесс пока еще не отличается наглостью, характерной для России и Европейского Союза (об этом чуть ниже). Однако, прогресс не стоит на месте…

Итак, предположим, что некий профессор решил подать заявку на грант. Каким критериям эта заявка должна удовлетворять, чтобы быть успешно одобренной?

1) В заявке обязательно должны фигурировать модные слова типа альтернативной энергетики, квантового компьютера, М-бран, глобального потепления и прочей мотни. Понятно, что в каждой конкретной области набор этих слов свой. Более того, совершенно необязательно, чтобы эти слова были известны любому школьнику. Главное, что они должны быть модны среди людей, принимающих решения о выделении денег. Эти люди бывают двух типов: a) бюрократы, которые в науке разбираются весьма смутно (а любой человек на административной работе в текущем положении дел в науке разбирается довольно смутно, даже если он раньше был известным ученым); б) несколько крупных (в том смысле, что большинство их считает крупными) ученых в каждой области науки. (Про этих я поговорю особо чуть позже.)

Понятно, что даже самый крупный ученый (а тем более тот, кто перешел на административную работу) не может разбираться абсолютно во всех направлениях даже своей относительно узкой специальности. (В 18 веке мог, а сейчас нет.) Поэтому отбор заявок идет по ключевым словам, а гранты пишутся так, чтобы притянуть эти слова за уши. И темы исследований выбираются исходя именно из этих модных слов. Если бы в 17-18 веках в Англии действовала та же система, то Ньютон хрен бы грант получил со своим законом тяготения, поскольку ключевым словом тогда был «Аристотель».

2) Автор заявки должен предоставить список своих работ за последние N лет. Причем что характерно, всех интересует не качество этих работ, а их количество. Чем больше, тем лучше. Сами работы никто не читает. Главное, чтобы во всех этих работах упоминался государственный фонд, выдавший деньги на исследования, поскольку чиновники этого фонда отчитываются перед начальством, рассказывая сколько статей было выпущено при поддержке этого фонда. А что там в этих статьях — всем по барабану. Потому что как еще оценивать результаты деятельности этих чиновников, если перед фондом не ставится конкретная задача типа построить термоядерную электростанцию к 4 июля 2010 года? В России и Европе, кстати, сейчас абсолютно то же самое.

3) Автор заявки должен поддерживать хорошие отношения со всеми членами «Политбюро», то есть группой из 5-6 влиятельных ученых, трудящихся в той же области, статус которых чем-то напоминает российских академиков. В отличие от РАН, эти товарищи, как правило, обладают неофициальным статусом, то есть их никто никуда не избирал, но они почему-то все равно на все влияют (вообще, здесь вся элита так организована: человек официально может быть никем, но при этом все его почему-то слушают). Так вот, для получения хороших грантов желательно с этими товарищами иметь общие статьи.

Чего нельзя делать ни в коем случае: нельзя их критиковать. То есть, если ученый нашел ошибку в статье члена «Политбюро» Джона Смита, нельзя публиковать статью, в который говорится, что мол вот я, Макс Отто фон Штирлиц, такой весь из себя умный, нашел ошибку у этого старого козла. Вместо этого, надо написать письмо Джону Смиту и сказать, что мне тут показалось, что у уважаемого Джона в статье опечатка, и предложить ему опубликовать совместную работу, в которой эту опечатку можно исправить. Понятно, что научную мысль это не всегда подстегивает. Особенно, если вопрос спорный, и Джон Смит принадлежит к другой школе мысли по данному вопросу. Поэтому действительно революционные идеи часто вообще не публикуются — грант потом хрен получишь (и аспирантов своих хрен потом в нормальный университет на работу устроишь), поскольку Джон Смит — обычно дядя довольно пожилой, а потому консервативный.

Теперь о том, как можно потратить грант. Точнее, чем отличаются американские ученые от европейских и российских. Надо заметить, что отличаются в положительную сторону, что американскую науку все равно не спасает.

В США грант обычно можно потратить следующим образом (понятно, что вообще говоря, все зависит от гранта, но я буду говорить о наиболее распространенных). Около половины его нужно отдать университету, в котором работаешь. На вторую половину можно купить оборудование. Можно себе платить денюжку, но только летом и не больше официальной зарплаты. Можно путешествовать, но без семьи (ездить на конференции ). Можно купить себе в офис навороченный компьютер (а старый утащить себе домой — и так каждый год). И еще можно привлекать аспирантов. Расходы на одного аспиранта — до 50-60 тысяч в год. Это обучение в университете + небольшая зарплата. С учетом того, что плата за обучение и зарплаты аспирантов (университетам приходится конкурировать за лучших, поскольку желающих заниматься физикой явно меньше, чем финансами) растут экспоненциальными темпами, все бОльшая часть финансирования науки тратится непонятно на что. Особенно, если учесть, что лучшие очень часто — это иностранцы, которые в последнее время стали часто возвращаться на родину, поскольку a) работу не найдешь; b) рабочую визу не получишь. А те, кто остаются в США, стараются свалить на Уолл Стрит.

Иными словами, гранты сильно разворовывать пока что не дают. Но тратятся они все равно все более непроизводительно.

В отличие от нищих США, в Европе ученых не заставляют сидеть на таком голодном пайке. Я бы даже сказал так. Уровень жизни европейских профессоров будет повыше уровня жизни среднего трейдера Уолл Стрита. Официальная зарплата может и не очень высокая, но зато:

a) на конференции можно ездить вместе с женой и детьми (за все платит грант), причем можно останавливаться в 5-звездочных отелях;

б) во многих случаях можно рентовать за счет гранта дом и автомобиль;

c) рабочий день гораздо короче, чем на Уолл Стрите.

Так что, если бы мне предложили место профессора в Европе, махнул бы не глядя.

Под Европой я имел ввиду в первую очередь Германию, Францию, Швейцарию и в какой-то степени Италию, поскольку именно в этих странах сосредоточено 90% европейской науки. Португалия, Греция и Испания и всякая восточноевропейская мелюзга слишком бедны, так что наука им просто не по карману.

Несколько в стороне стоит Англия, проблема которой состоит в том, что у нее не осталось почти никакой промышленности, что делает развитие науки невозможным, даже если деньги есть. Кроме того, молодые англичане, пытающиеся сделать академическую карьеру, стремятся уехать в США или Австралию. Теперь же, когда Лондон стал одним из главных эпицентров мирового кризиса, у Англии еще и денег не будет. Да и желающих уехать оттуда станет больше.

Кое-какая наука имеется еще в Голландии (несколько Нобелевских лауреатов по физике родом именно оттуда), но размер ее в целом незначителен.

Есть теория, что аспиранты — самые полезные для науки существа, т.к. они уже немало знают, но в большинстве своем еще молоды. Но это если аспиранты заинтересованы в науке, а если их целью становится как можно более быстрое получение степени для увеличения своих шансов получить работу на Уолл Стрит, то пользы от них нет никакой. Кроме того, самый полезный человек для науки — это все же не аспирант, а постдок, который все уже умеет, находится в самом производительном возрасте, а получает за свою работу гроши. Поэтому если после получения PhD человек уезжает обратно в Китай, то можно считать, что США за счет своих налогоплательщиков оплатили подготовку специалиста для Китая. А в Китай он уезжает потому, что по приезду туда ему сразу предоставляют хорошее жилье, отличную зарплату (даже по американским меркам), а также прекрасно оснащенную лабораторию.

В самом конце советского периода тоже никого не интересовал конечный результат. Все заботились только о том, сколько статей выпустил тот или иной НИИ. Типа перевыполнили план по количеству статей.

Просто подход к оценке результатов должен быть другим. Государство должно ставить конкретные задачи и выдавать деньги именно под них, а потом жестко контролировать, что получилось на выходе. Так было при Сталине, так было при Гитлере, так было при Рузвельте. С соответствующими результатами. В противном случае, в науку набегает толпа карьеристов и мошенников, которые полностью оттесняют от кормила честных ученых, которые просто не умеют или не хотят толкаться локтями и строить интриги.

Кроме того, наука, оторвавшаяся от промышленности, неизбежно скатывается к чистому распилу бабла, потому что непонятна ее цель. Под конец СССР и начиная с 2000х годов в США наука полностью потеряла связь с реальностью, что и привело к нынешнему плачевному состоянию.

Наука всё больше превращается в средневековую схоластику. Это когда все средневековые учёные только и делали, что манипулировали ссылками на Библию и «научные труды» своих предшественников и современников.

Не только получить грант у Ньютона в современном мире не получилась бы. Но даже опубликовать свою работу, например, о формуле всемирного тяготения не получилось бы. Даже в такой инфрм.помойке, как Викпедия. Читали в Викпедии такую мантру: «Автор должен подтвердить свою статью ссылкой на другие работы. Если он не сделает это в течение месяца, статья будет удалена»?

А как Ньютон сможет подтвердить свою работу ссылкой на кого-то ещё, когда он первый открыл закон природы? На кого ссылаться? На господа бога в качестве соавтора?

Помните анекдот из жизни Великобритании: королева пришла в королевскую обсерваторию в Гринвиче. Спросила, сколько получает королевский астроном и, удивившись его жалкой зарплате, предложила повысить её в разы. Услышав это, королевский астроном кинулся ей в ноги и просил этого не делать. Удивлённой королеве он объяснил своё поведение так: «Если должность королевского астронома будет приносить приличный доход, то на его место будут назначать за взятки и по связям. А его с этой должности выживут».

Не знаю, как там решилось с жалованием королевского астронома в Англии в 19м веке, но вы заметили, что у нас в РФ, что не член правительства, то, как минимум кандидат наук? А то и доктор. И не только у нас. У них тоже назначают чиновников, политиков и просто грантодателей почётными профессорами. А Обаме так на второй неделе президентства так Нобелевскую премию выдали.

А любой учёный стремится попасть в научные администраторы. И попав, считает свою область науки своей делянкой для кормления. И тоже требует подтвердить любую околонаучную публикацию ссылкой на свой авторитет как условие опубликования. Иначе не опубликуют. И автора затравят. При наличии определённого административного ресурса, это не так трудно.

Какая уж тут наука?

Материал: http://bulochnikov.livejournal.com/2122179.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментария 4

  1. ZIL.ok.130:

    Что тебе снится,крейсер Аврора?
    После масштабного исследования выяснилось,что снятся две каких то неопознанных яхты.Одна подпадает под параметры яхты Абрамовича.
    Исследования проведены на грант Речфлота .

  2. Osman:

    В «ящик» всех.
    Ибо нех.
    И денег в руки вообще не давать.

  3. Garipytch:

    Думаешь в «ящиках» не тырят,шуба заворачивается
    Сам в таком живу

    • Osman:

      Да щас рази ящики. Так..
      Лаврентия на них нет.
      Тырить — тырили. Но и работали.