Репин
Картина Ильи Ефимовича Репина, которую мы чаще всего называем «Иван Грозный убивает своего сына», имеет другое название: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Сюжетом для нее послужил подлинный исторический факт — убийство царем Иваном IV своего старшего сына Ивана. Об этом говорит и точная дата в названии картины.
Причина убийства Грозным царем своего сына долгое время оставалась невыясненной. Некоторые современники считали причиной царского гнева чисто семейную сцену; другие полагали, что между царем и царевичем возник спор по вопросу о помощи осажденному поляками Пскову. Возможно, что большую роль сыграла и провокация бояр, желавших поссорить Ивана Грозного с сыном.
В своей автобиографической повести «Далекое — близкое» И.Е. Репин вспоминает, что мысль о картине зародилась у него в связи с мартовскими событиями 1881 года. (Имеется в виду взрыв народовольцем И.И. Гриневецким бомбы, осколками которой был убит царь Александр II).
В другой раз мысль написать картину «Иван Грозный и сын его Иван» пришла в голову художника, когда он возвращался с концерта Н.А. Римского-Корсакова. «Его музыкальная трилогия — любовь, власть и месть, — говорил потом художник, — так захватила меня, что мне неудержимо захотелось в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыки».
Специалисты давно уже установили, что поразившее И. Репина произведение — это симфоническая сюита «Антар» Н.А. Римского-Корсакова, в основе которой лежит восточная сказка. А душу художника всколыхнула та часть «Антара», которую композитор назвал «Месть».
Не сразу, не вдруг родилась у художника конкретная композиция задуманного им полотна. Сначала были просто карандашные наброски, самый общий эскиз, в котором замысел был выражен еще неясно и нечетко. Скорее всего это были всего лишь «прикидки», правда, здесь на переднем плане были уже Иван Грозный и его сын. Но сначала были здесь и стольные бояре, вбежавшие на шум, была и женщина, застывшая на пороге какого-то дальнего покоя.
Сам И. Репин был недоволен этим наброском, и уже в следующем эскизе исчезли бояре и женщина, они ведь не нужны на картине. Конечно, в действительности были и крики Грозного царя, и испуганные придворные, и воздевшие руки мамки и няньки, и врач: «Рана глубока. Надежды нет, разве что на чудо». Так примерно описывали дальнейшие события современники, но это были именно «дальнейшие события». И художнику стало ясно, что на картине нужно изобразить только царя и его сына.
Но как их изобразить? Как психологически наиболее верно передать глубину той трагедии, участниками которой оказались Иван Грозный и царевич Иван? Как выявить и чисто человеческую трагедию, и трагедию злоупотребления властью?
Великие произведения не создаются ценой малых усилий. Да разве и была такая картина, над которой бы И.Е. Репин не работал как каторжный, с утра до ночи — неделями, месяцами, годами? Так было и на этот раз. Задумав писать большое полотно, художник принялся изучать историческую обстановку.
Дворцовая палата воссоздана им по одной из комнат музея «Дом боярина XVII века», отброшенное царем кресло, зеркало и кафтан царевича написаны с натуры в Оружейной палате, царский посох — с жезла в Царскосельском дворце, а сундук художник нашел в Румянцевском музее. С исключительным живописным мастерством написаны ковер и кафтан царевича. Зритель как бы осязательно ощущает и пушистость ковра, и шелковистость халата.
В своей неистребимой требовательности по пять, десять раз переделывал И. Репин готовые уже фрагменты, безжалостно разрушал то, что еще накануне ему самому нравилось. «Писал — залпами, — вспоминал он впоследствии, — мучался, переживал, вновь и вновь исправлял уже написанное, упрятывал с болезненным разочарованием в своих силах, вновь извлекал и вновь шел в атаку». Так продолжалось три года.
Первые шаги на пути решения художественных образов И. Репин сделал с помощью своего единственного учителя — П.П. Чистякова. Художник бывал у профессора на даче в Царском Селе, и здесь Павел Петрович показал ему старика, ставшего прототипом царя на картине. Потом на этот образ наложились черты чернорабочего, встреченного случайно на Лиговском рынке: этюд с него был написан прямо под открытым небом. А для головы царя, уже во время работы над холстом, И. Репину позировали художник Г.Г. Мясоедов и композитор П.И. Бларамберг. Какие-то частности для лица царевича он взял с этюда, сделанного с художника Менка, но в основном в роли царевича выступал писатель В. Гаршин: «У него было лицо человека, обреченного погибнуть. Это было то, что нужно для моего царевича».
Художник боролся с картиной, как с тяжелым недугом. Впоследствии И.Е. Репин вспоминал: «Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней».
10 февраля в петербургском доме князя Юсупова на Невском проспекте открылась выставка, на которой и была представлена картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Успех ее был просто ошеломляющий. «Как написано, Боже, как написано! — восторгался репинским полотном И. Крамской. — В самом деле, вообразите, — тьма крови, а вы о ней и не думаете, и она на вас не действует, потому что в картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе и его громкий крик, а в руках у него сын — сын, которого он убил!»
Но чуть ли не в первые же дни выставки начались разговоры о запрещении экспонирования картины, правда, административных мер И. Репину на этот раз удалось избежать. Зато они настигли его в Москве. В апреле 1885 года по представлению обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева картина была снята с выставки. Купивший ее П.М. Третьяков получил предписание хранить ее в недоступном для посетителей месте. Правда, через три месяца, по ходатайству художника А.П. Боголюбова, близкого ко двору, запрет был снят. Но «Ивану Грозному и сыну его Ивану» предстояло еще одно испытание, случившееся почти через 30 лет.
В январе 1913 года Третьяковскую галерею посетил иконописец из старообрядцев Абрам Балашов. Постояв недолго около суриковской «Боярыни Морозовой», он внезапно метнулся к картине И. Репина и с криком «Довольно крови!» нанес полотну три удара ножом, заранее припрятанным за голенищем сапога. Удары пришлись по лицам Ивана Грозного и царевича Ивана.
Восстановить живопись должен был сам И.Е. Репин, специально для этого приехавший из Куоккалы. Но со времени создания картины прошло уже почти три десятилетия, за это время изменились и художественная манера И. Репина, и трактовка им цвета. Художник ничего не стал восстанавливать, а заново написал голову царя в манере, свойственной ему к 1913 году.
Кусок новой репинской живописи заплатой лег на старую картину. Через несколько часов Игорь Грабарь, возглавлявший Третьяковскую галерею, увидел на полотне свежие еще краски. Его решение по своей смелости было просто дерзким. И. Грабарь насухо стер положенные И. Репиным краски (художник к тому времени уже уехал) и «заправил», как выражаются специалисты, потерянные места акварелью, покрыв их потом лаком.
Через несколько месяцев И.Е. Репин вновь оказался в Третьяковской галерее, долго стоял перед своей картиной, но так ничего и не заметил.
Иван Грозный, его первая жена и сын, как установили ученые, были отравлены мышьяком.
Относительно достоверности именно этого события существует несколько версий, каждая из которых, в той или иной мере, имеет право на существование… НО картина всё-таки о личной трагедии, переданной художником, по моему скромному мнению, на столько психологически достоверно, что аж дух захватывает….
Благодарствую за материал )))
в качестве утверждения стереотипа о «кровожадном» ? О «кровожадности» Грозного отдельный разговор
Спасибо автору. Очень интересные подробности о «ранении» картины.
Картина — злостный поклёп на Иоанна Грозного. Вскрытие показало отсутствие на теле его сына каких-либо ран черепа и запредельное количество ртути и мышьяка — основных ядов тех лет. Которыми его заботливо потчевал английский (ну почему-то неудивительно), присланный лично королевой «врач». Который потом мгновенно слинял. Выдающийся историк тех лет, кавалер высших наград Империи Победоносцев говорил о данной картине как описывающей событие совершенно фантастическое. А ведь он имел полный доступ к архивам.
Не совсем так: в 1984 году археологи вскрыли захоронения Ивана Грозного, его сына, матери Елены Глинской и Дмитрия Скопина- Шуйского. Если то, что Скопина Шуйского отравил Василий Шуйский было доподлинно известно, то версия об отравлении всех остальных, только проверялась. При вскрытии захоронений было установлено,что в останках всех четверых присутвуют лошадиные дозы мышьяка и ртути… Череп сохранился только у Ивана Грозного, впоследствии по нему профессор Герасимов восстановил внешность царя. У остальных черепа не сохранились. У сына Гроззного- Ивана в гробу осталась копна рыжих волос. При исследовании на волосах не обнаружено следов крови, что просто невозможно, если у него был проломлен череп (почему- долго объяснять, просто поверьте на слово). Далее- на костях скелета Ивана Грозного имеются многочисленные костные наросты- остеофиты. По свидетельству медиков, осматривавших останки, просто небывалой величины, как следствие, каждое движение должнобыл причинять Ивану мучительную боль. Как известно из дошедших до нашего времени летописей, в последние годы царя носили на носилках. Все это неопровержимо свидетельствует о том, что Грозный сына не убивал. Просто физически не смог бы этого сделать. Если кто- то скажет, что это не так, смело плюйте ему в шары, потому что я сам читал отчет той экспедиции, он в открытом доступе! Далее: ни в одной из трех летописей дошедших до нас нет упоминания о насильственной смерти царевича, просто написано, что он умер от болезни. Слух об убийстве распустил итальянец, фамилию не помню, искать- лениво, который ездил к царю с намерением обратить Русь в католичество… Само- собой не обломилось, вот и навыдумывал страшилок про кровавого царя…
да ,Вы правы ,тоже читала про происки Ватикана ,еще ,помнится ,выдвигали вапще смешную версию ,что якобы Иван разгневался на невестку ,якобы ходившую от жары ( в ноябре ! от жары ! ) по терему в одной рубахе и простоволосой . Как будто все забыли про женские половины в теремах и как они сообщались с остальными. Ну как-то забавно получается.. Вообщем , отделяем мух от котлет — картина сама по себе ,история сама по себе ,как-то так.
Ну не 84-м, а в 63-м. Федеральное государственное учреждение Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”
• Отдел рукописных, печатных и графических фондов, фонд 20, оп. 1966, ед. хр. 9.
• ПРОТОКОЛ № 1
совещания по вопросу о выполнении работ по научной фиксации
в Архангельском соборе от 18 апреля 1963 г.
Ну а итальяшка не простой, а папский легат.
Чего- то с памятью творится, точно… Старею, блин! Специально не полез сверяться, и вот те на: даты перепутал, и Вас в блудню ввел… Извините…
Информационная война, как мы видим сейчас, не новое изобретение. Например, миф о сыноубийстве и другие лживые мифы были необходимы не только для того, чтобы выставить царя в глазах потомков кровожадным тираном, но и доказать западному миру, к тому времени «прославившемуся» ужасами инквизиции, что в России порядки не лучше.
А что, правда Мосийчук кони двинул?
Иван Грозный- великий правитель(увеличение территории, несравненно меньшее количество, по сравнению с Европой казненных). Картина-порочит память и формирует негативное отношение! Если честно её надо убрать в подвалы, что бы мозги не сворачивать людям(образ-самое результативное средство влияния). Или вы будете восторгаться и талантом молодого скульптора, «изготовившего» русского солдата насилующего беременную полячку?!?!
Хорошая наглядная аналогия. Здесь много айфончиков, которые искренне ответят Да, на ваш вопрос. Им хоть ссы в глаза, был бы файда, катарсис, в данном случае.
заодно выкинуть в печь все сказки-мультики про зайку /вредителя огородов/, мышку /вредительницу полей/, волка/опасного хищника/ и мою налоговую декларацию /за компанию/.
Вот да. Ещё лягушку-квакушку за компанию :))) Ибо нех квакать.
ЗОГласен!
Шолом отважнем Скалолазамъ!
Здаров камрад! :)))
и я говорюЖ -день замичатильнай!!!!!
и да: ви тут каму , галупчег, уринотерапевтическе працю дуры собрался проводить? м?? благоволи ка объясницо.
Полячка из скульптуры сама рассказала что она беременная и русский солдат ее насилует? А может быть она отдалась русскому солдату по внезапно возникшей любви с первого взгляда (вот как увидела, так и отдалась)?:))))
Или бронзовую (бетонную, мраморную,etc.) свечку держали?:)))
хм…ммдАА…. абалдеть какая у меня выдиршка-сама в шоки.
Я б точно не выдержал, присоединился к действу. Где один там и второй. Групповушка по-русски ))
каждый понимает в силу своих моральных и умственных…… а смысл моего коммента-сложившееся отношение к добровольно записавшимся на уринотерапию.
ну разумеецо. разумеецо)))
не благоволите ли растолковать случайнорожденным смысел ващей дерзновенной сентенции.
кратенько так, знаков тыщи на полторы-две…
спсб
Про Европейсные истоки этой злодейской лжи можно читать в книге «Русская симфония», митрополита Иоанна Снычева.
И не мешало бы , интересующимся, познакомиться с самим Репиным. Уже писал — это редиска. Закопанный в землю талант. В контексте Евангельской притчи «о талантах», а не буквально:)
Редиска — это Мао по определению Брежнева. Типа он снаружи красный, а внутри белый.
Этот редиска красный и снутри и снаружи
А ведь бабушка Ивана Грозного была византийская царевна. Круто.