Златоискр из Златоуста

Сегодня, почтеннейшие коллеги, хочу рассказать вам любопытную историю про один из экспонатов Эрмитажа. Думаю, что и сами сотрудники этого всемирно известного музея полную историю авантюриновой вазы вряд ли знают. Но прежде чем дойти до вазы в Гербовом зале, надо кое-что поведать и о материале, из которого она сделана — об авантюрине-таганаите.

Златоискр из Златоуста

Этот камень настолько многолик, что обзавелся чуть не целой дюжиной имен: камень золотой, камень любви, сандастрос, собрание любви… В своём словаре В. И. Даль называет его золотоблеском, златоблеском, искряником, искряком… Есть у Даля для этого камня и ещё одно имя, очень созвучное с именем города Златоуста — златоискр. А ещё он называется таганаитом, поскольку самое крупное месторождение этого камня в России находится севернее Златоуста, на хребте Большой Таганай.

01-Большой Таганай

Хр. Большой Таганай

02-Большой Таганай и россыпи

Хр. Большой Таганай и каменные россыпи

Точное же минералогическое имя таинственного незнакомца — авантюрин. Именно так он именуется в многочисленных энциклопедиях и справочниках.

04-Таганаит в россыпях

Необработанный таганаит

05-Образцы таганаита

Образцы таганаита.

С этимологической точки зрения слово «авантюрин» происходит от итальянского a ventura «случайно», которое в свою очередь восходит к латинскому adventura, суффиксному производному от глагола advenire «происходить, случаться». История термина достаточна любопытна. Первоначально авантюрином был назван сорт стекла, полученный итальянскими стеклодувами. Традиционное производство знаменитого венецианского стекла с XIII века базировалось на острове Мурано в северной части Венецианской лагуны. В одной из мастерских Мурано в 1700 году при добавлении в расплавленную стеклянную массу медных опилок случайно был получен сорт стекла с искристым блеском. Вероятно, что венецианские стеклодувы пытались разгадать секреты технологии выделки такого стекла, впервые открытые ещё мастерами Древнего Египта. И в этом им, наконец, повезло.

Позднее имя «авантюрин» было дано и одной из разновидностей кварцита, в полированных образцах которого интенсивно проявляется своеобразный искристый блеск, по внешнему виду схожий с блеском авантюринового венецианского стекла. Авантюриновый блеск камню придают различные включения, чаще всего — мельчайших листочков слюды размером 0,06-0,2 мм, расположенных параллельно напластованию породы.

В XIX веке из таганаита изготавливались вазочки, подсвечники, печатки, ручки ножей, вилок, маникюрных инструментов. Наиболее интересные образцы, как правило, небольшие по размерам, использовались для вставок в различные украшения — кольца, броши, серьги, запонки. При этом авантюриновые вставки, как правило, шлифовались в виде кабошонов, когда верхней части камня придавалась округлая форма, а нижней — плоская или слабовыпуклая. Поскольку самые декоративные участки авантюрина имеют небольшие размеры (обычно это полосы шириной 10—15 см), этим и объясняются относительно небольшие размеры изделий из этого камня. Самое же крупное изделие из таганаита — ваза высотой 146 см и диаметром чаши 246 см — и по сей день экспонируется в Эрмитаже. Об её истории и пойдёт речь дальше.

Таганай в Эрмитаже

В апреле 1825 года Горному начальнику Златоустовских заводов С. П. Татаринову пришло письмо от его екатеринбургского коллеги. Начальник Екатеринбургских заводов писал о том, что «по предписанию Его Сиятельства господина Управляющего кабинетом Его императорского Величества отправляется ныне от Екатеринбургской гранильной фабрики в Оренбургскую губернию партия мастеровых под присмотром и распоряжением Берг-гешворена 12-го класса Пономарёва для разработки и добычи разного рода камней, как то: малинового агата, яшм: полосатой, ямской, ланшафтовидной, ушкульской, калканской и авантюрина, потребных гранильной фабрике на производство вещей». А далее в письме излагалась просьба снабдить поисковую партию Пономарёва необходимым инструментом и припасами с отнесением расходов на счет гранильной фабрики. Спустя две недели, в Златоуст из Екатеринбурга поступило ещё одно письмо, в котором Горный начальник Екатеринбургских заводов просил выделить Пономарёву необходимые денежные средства (за последующим возмещением Екатеринбургской гранильной фабрикой) в случае, если он «встретит недостаток отпущенных ему на расходы денег». Все просьбы Екатеринбурга были выполнены.

Руководитель поисковой партии Павел Пономарев был одним из крупных мастеров камнерезного искусства на Урале и работал на Горнощитском мраморном заводе, который официально относился к Екатеринбургской гранильной фабрике. В своем деле берг-гешворен был отнюдь не новичком — в 1817 году он, будучи ещё шихтмейстером 14-го класса, вёл поиск и добычу самоцветных и цветных камней в районах Мурзинки и Шайтанки (знаменитые месторождения самоцветов в 95—100 км к ССЗ от Екатеринбурга).

Эта партия и отыскала столь примечательные образцы авантюрина, что о них даже упомянул П. П. Аносов в статье «Геогностические наблюдения над Уральскими горами, лежащими в округе Златоустовских заводов», опубликованной в пятой книжке «Горного журнала» за 1826 год: «Авантурины, найденные в прошедшем году по своему приятному цвету, превосходному мерцанию и по величине могут почитаться счастливою находкою. Из них начальство Екатеринбургской гранильной фабрики предположило сделать большие вазы».

В архивных документах нет точных габаритов найденных в 1825 году авантюриновых глыб, но исходя из размеров эрмитажной вазы можно предположить, что самая крупная глыба авантюрина должна была быть размером 2,7х2,7х06 м. Её объем составил бы тогда 4,4 кубометра, а масса — около 12 тонн (750 пудов). Доставить на место обработки такой «образец» было достаточно сложно с технической стороны дела. В качестве примера для сравнения можно привести историю о том, как доставлялась 1200-пудовая яшмовая глыба для изготовления гигантской вазы эллиптической формы (ваза делалась на Колыванской фабрике и ныне хранится в Эрмитаже). Во время следования сухим путем эту глыбу везли от 120 до 160 лошадей. Следовательно, и таганайскую авантюриновую глыбу весом в 750 пудов могли везти не менее 80 лошадей. Подобные грузы в те времена транспортировались, как правило, зимним путем на специально изготовленных санях.

Именно из найденных в 1825 году на Таганае глыб авантюрина на Екатеринбургской гранильной фабрике и была сделана колоссальная ваза, ставшая одним из лучших изделий из авантюрина, сделанных здесь. Размеры этой вазы поражают — диаметр чаши 246 см, высота вазы вместе с ножкой 146 см, полный вес порядка 250 пудов (свыше 4 тонн).

Обработка этой вазы сопровождалась большими трудностями. Несколько раз изменялись проекты — первый утвержден в 1828 году, второй — в 1836, третий — в 1839. Это происходило из-за несоответствия размеров глыб авантюрина с размерами вазы и пьедестала, которые указывались на рисунках. Велась длительная переписка между администрацией Екатеринбургской гранильной фабрики и Кабинетом Его Императорского Величества. Были трудности и чисто технологического порядка.

Первоначально вручную была сделана грубая отделка. Затем ваза была установлена в специальном помещении на т. н. «круглом ходу», т. е. на особом приспособлении, позволявшем придать чаше идеальную круглую форму. Тело вазы (верхняя ее часть, которую можно назвать чашей) и ножка изготавливалась отдельно. Ваза из таганайского авантюрина была изготовлена по рисунку известного в те годы архитектора и художника, знатока камнерезного искусства Ивана Ивановича Гальберга (1778—1863). Непосредственно же созданием этой вазы, как и многих других уникальных изделий, руководил потомственный уральский камнерез Гаврила Фирсович Налимов (1807—1867), прекрасно знавший технологию обработки различных цветных камней.

Работа над авантюриновой вазой продолжалась несколько лет и завершилась только в 1842 году. Встал вопрос о перевозке уникального изделия в Петербург, поскольку ваза предназначалась для Нового Эрмитажа (строился в 1838—1852 гг. по проекту архитектора Л. фон Кленце). Хотя после обработки в отходы ушло около 85 % первоначальной глыбы, вес вазы оставался весьма большим — 100 пудов. Чтобы обеспечить полную сохранность вазы, была изготовлена специальная укупорка, весившая сама 50 пудов. Следует вспомнить и о ножке вазы, хотя там проблем с сохранностью было чуть меньше. Поэтому и было решено доставлять вазу в столицу водным путем, с караваном по Чусовой, Каме, Волге, Мариинской водной системе… Две тысячи верст проплыл караван, а вместе с ним и авантюриновая ваза — маленький осколочек Большого Таганая! Но сразу до Петербурга ваза добраться не смогла — Ладожский канал закрылся льдом, и караван встал на зимовку на реке Волхове в 100 с небольшим верстах от Петербурга. И только 21 мая 1843 года колоссальная авантюриновая ваза была доставлена в столицу. Вот так и оказался в Петербурге небольшой кусочек нашего Таганая, совершив сначала путешествие с юга на север (из Златоуста в Екатеринбург), а затем с востока на запад (из Екатеринбурга в Петербург).

Прежде чем ваза заняла своё место в  Новом Эрмитаже, который ещё строился, она шесть лет хранилась в кладовой Кабинета Его Императорского Величества. И только по резолюции от 4 октября 1850 года ваза «из Авантюрина с таковым же пьедесталом вышиною вообще 2 аршина 1 вершок, в диаметре 3 аршина 7 вершков» ценою 7165 руб. была передана в Новый Эрмитаж, а 11 октября ее в полной сохранности принял академик А. И. Теребенев, помощник начальника 2-го отделения Эрмитажа

Первоначально было решено вазу из таганаита «поместить в бельэтаже Эрмитажа в 1-м зале для медалей». Но затем по личному указанию императора Николая I её установили на первом этаже Эрмитажа в зале манускриптов (зал № 20). Император вмешался в планы заведующего Императорской иностранной эрмитажной библиотекой Флориана Жиля, который полагал, что зал манускриптов станет читальным залом, где посетители смогут «делать выписки, справляться о книгах, сравнивать тексты». Естественно, что в центре зала должен был стоять большой круглый стол со стульями для тех, кто получил доступ к книжным сокровищам музея. Но… императорские пути неисповедимы и место стола заняла ваза из авантюрина-таганаита (рассказывают, что Николай I был весьма неравнодушен к этому камню). Установили вазу на предназначенное ей место не сразу, а после того, как крепость балок перекрытия была испытана большими грузами.

06-Зал манускриптов-КА Ухтомский-1855-акварель

Зал манускриптов. Акварель К. А. Ухтомского. 1855 г.

Сегодня ваза из таганайского камня украшает собой второй по величине зал Зимнего дворца — Гербовый. Сюда вы можете попасть, поднявшись по парадной лестнице Зимнего дворца на второй этаж и пройдя два небольших зала — Фельдмаршальский и Петровский (Малый тронный). Вот описание Гербового зала, взятое с официального сайта государственного Эрмитажа: «Гербовый зал Зимнего дворца, предназначенный для торжественных приемов, был создан В. П. Стасовым в конце 1830-х гг. У входов в зал — скульптурные группы древнерусских воинов со знаменами, на древках которых были закреплены щитки с гербами российских губерний, что определило название зала. Изображения гербов губерний сохранились на люстрах. Стройная колоннада, несущая балкон с балюстрадой, фриз с орнаментом из акантовых листьев, а также сочетание золота с белым цветом создают впечатление величия и торжественности. В центре зала — чаша из авантюрина работы екатеринбургских камнерезов XIX века».

07-Гербовой зал Эрмитажа

Гербовой зал. Современный вид.

Размеры вазы (чаши) из таганаита и сейчас поражают воображение. Напомню, что её диаметр составляет почти два с половиной метра. Правда, реагируют на это все по-разному. Вот какой забавный случай описывает один из посетителей Государственного Эрмитажа:

«Украинская группа. Всю экскурсию спит. Вдруг в Гербовом зале «Тарас Бульба», стоящий передо мной, просыпается, рот расползается в счастливую улыбку, смотрит на огромную каменную чашу в центре зала, блаженно:
— От, эту бы чашку, да усю пэльмэний!»

А вот известный знаток декоративно-прикладного искусства Урала Б. В. Павловский так описывает чашу из таганайского авантюрина:

«Круглое плоское тело чаши лишено рельефных украшений, только по низу его идут выпуклые ложки. Правда, ножка вазы резная, но перехват и поясок из прямоугольников — незначительного рельефа и выделяются из общей массы ножки очень слабо, не играя значительной декоративной роли. Таким образом, главное внимание обращено на общую выдержанность камня, подбор камня, полировку.

Диаметр чаши намного превышает ее высоту. Хорошо найденное отношение диаметра чаши к высоте, простота и ясность форм придают ей подлинную монументальность.

При внимательном изучении можно увидеть разницу в подборе камня для самой чаши и ножки. Ножка более груба по цвету. Она охристо-золотистого тона со значительным количеством прожилок; чаша же из другого цвета камня: в ней большое место занимают мягко разлившиеся молочно-розовые пятна, очень красивые по тону, иногда переходящие в чисто-белый, иногда — в красноватый. Эти молочно-розовые и бело-опаловые тона благодаря полировке особенно красивы».

Копия авантюриновой эрмитажной вазы высотой 125 см хранится в Павловском музее-дворце под Петербургом.

В книге учёных-минералов Г. Л. и С. Ф. Ахметовых «От авантюрина до яшмы» (1990) есть упоминание о том, что в Эрмитаже хранятся и другие изделия из авантюрина — вазы, столы и проч. Эти же авторы говорят о том, что известному немецкому естествоиспытателю Александру Гумбольдту была преподнесена большая ваза из авантюрина за научные исследования в России (напомним, что Александр Гумбольдт совершил путешествие в Россию в 1829 году, побывав конце августа—начале сентября в Миассе и Златоусте).

В 1841 году по России более полугода путешествовал английский геолог Р. И. Мурчисон, посетивший, кстати говоря, и Златоуст. Итогом этой экспедиции стал двухтомный труд «Геология Европейской части России и Уральских гор». Шотландский историк Пол Дьюкс пишет, что труды Мурчисона были весьма высокого оценены императором Николаем I: геолог был награждён орденом Св. Анны II степени и получил в подарок «большую вазу из сибирского авантюрина с вырезанной на ней благодарностью императора по латыни; подставкой вазе служила стальная пластина с надписью по-русски, в которой Мурчисону выражалось признание от горного министерства». Долгое время эта ваза хранилась в лондонском Музее геологии, а уже в наши дни была передана Государственному Эрмитажу. Заметим, что когда Дьюкс пишет о «сибирском авантюрине», на деле речь должна идти об уральском камне — дело в том, что для многих европейцев и поныне наши уральские края это самая настоящая Сибирь.

Можно вполне обоснованно предположить, что большинство изделий из авантюрина, которые ныне хранятся в Эрмитаже, изготавливались на Екатеринбургской гранильной фабрике из таганайского авантюрина-таганаита, Иными словами — из златоустовского златоискра!

***

Вот такая история, которую я по кусочкам складывал добрые полтора десятка лет. А напоминает мне о ней небольшой сувенир, стоящий на письменном столе. Там учёный кот бредёт на фоне отполированного осколка таганаита, который я много лет назад нашёл на Двуглавой сопке Большого Таганая. Остаётся добавить, что приведённый выше текст это сокращённый вариант главы «Златоискр из Златоуста» из книги «Таганай — гора молодого месяца».

Да, фотки, за исключением залов Эрмитажа и образцов таганаита, сделаны собственнолапно, ежели чо.

08-Сувенир

Материал: Фелискет специально для Русского топа
Иллюстрация: Коллаж Фелискета
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Felisket на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментариев 66

  1. kot hans:

    Мне бы такую чашку мороженого!….
    А серьезно если — то невероятно красивая ваза и интересный рассказ. Спасибо!

    • Felisket:

      Кому пельмени, кому мороженое :))
      Я тут кое-что прикинул, если мороженого в такую чашку с горкой положить, чтобы конус высотой 0,5 м получился, то уместится примерно 19 тысяч стандартных порций пломбира, ну если постараться, то и все 20 тысяч поместится. Спокойно можно дать по две порции каждому жителю (от грудных младенцев до дряхлых стариков) старинного русского города Суздаля, что ныне во Владимирской области. То-то у суздальцев радости будет )))

  2. Gena:

    Спасибо, вкусный рассказ!

  3. Linda:

    Ура, Александр Вениаминович! Наконец Вы начали знакомить форумчан с отрывками из своей книги. Спасибо! Красивая ваза и такая же история. А каков ученый кот! Гуляет по самоцветам?

    • Felisket:

      Ежели бы ему (учёному коту) ещё самоцветов на книжки подкидывали! А гуляет он по гранатам (они на Таганае тоже водятся).

      • Linda:

        Это гранаты? Мы же привыкли видеть их обработанными, сверкающими и цвета бордо. Моя приятельница привезла мне в подарок с Урала сувенир — пирамидку из кусочков самоцветов. Очень красиво. Но камушки обработаны и узнаваемы. В Эрмитаже вазы видела, правда, достаточно давно, но почему-то запомнились больше всего вазы из малахита.

        • Felisket:

          Да, гранаты. Но красно-коричневыми бывают андратиты, а ещё есть красные пиропы, розовые альмандины, золотисто-жёлтые гессониты и зелёные гроссуляры, такая вот гранатовая радуга.
          А обработанные и необработанные камни действительно смотрятся совершенно по разному. На малахитовые вазы Эрмитажа больше обращают внимания именно потому, что они малахитовые. Здесь Павлу Петровичу Бажову надо спасибо сказать с его «Малахитовой шкатулкой».

          • Linda:

            Так как в Эрмитаже была подростком, то, конечно, сказы Бажова повлияли на восприятие. )))

  4. Oblako:

    Хоть раз в неделю по вазе ( историю, людей, геологию и т.д. ) Спасибо!

    • Felisket:

      В следующий раз попробую рассказать про самый большой золотой самородок в России — «Большой треугольник», который в 1842 году был найден в наших местах. Там тоже довольно занимательная история.

      • Serg8888:

        Говорят, что в Усть-Ищиме косточку человека нашли, которому 45 тыс.лет дали.
        ________
        Да, От Златоуста до Усть-Ишима 1400 км. Россия, однако.

        • Felisket:

          По российским меркам полторы тыщи вёрст расстояние не такое уж и большое. Я к сестре в Краснодар за две тыщи с гаком езжу, и ничего, терпимо.

    • Gena:

      «…Хоть раз в неделю по вазе «- и пару раз по чайнику!хххх

      • Serg8888:

        послышалось — по фазе…

        • Felisket:

          По фазе тоже ничего, надо только уточнять по какой — жёлтой, зелёной или красной ))

          • Serg8888:

            Из кварцитов, наверное, можно весь спектр цветов собрать.

            • Felisket:

              Знающие люди говорят, что и зелёные авантюрины у нас на Таганае встречаются, но сам не видел. А так-то минералог В. Шуман пишет: «Заключенные в кварцевой массе мелкие и тонкие пластиночки железного блеска (гематита) придают камню красновато-коричневую окраску (золотой камень), а чешуйки хромосодержащей слюдки окрашивают другую его разность (хризокварц) в яблочно-зеленый цвет».

  5. FLY_Slim Jr.:

    О, ништяк, спс.

  6. Небритое прямоходящее:

    Замечательно.

  7. Serg8888:

    Спасибо за рассказ! Видел эту красоту в Эрмитаже.

    • Felisket:

      Мне, увы, воочию видеть не довелось. Был в Эрмитаже в 10-летнем возрасте, в 1961-м году, а потом как-то не довелось больше побывать.

  8. Garipytch:

    Где гранёный стакан,опщесто требуе

    • Serg8888:

      Это к Мухиной.

      • FLY_Slim Jr.:

        К моей?! Нет стакана.

        • Ричъ:

          ъхххх

        • Serg8888:

          Не к Вам послал, а дальше.

        • Felisket:

          Да не-е, не к твоей внучок, а к Вере Игнатьевне Мухиной. Считается, что дизайн советского гранёного стакана разработала известный советский скульптор, создательница знаменитого монумента «Рабочий и колхозница» В. И. Мухина. По одной из легенд, она создала этот «шедевр» стеклянной посуды вместе с автором «Черного квадрата» Казимиром Малевичем в блокадном Ленинграде в 1943 году.

  9. Ванёк:

    Прекрасно!

    • Felisket:

      О, привет, Ванечка! Как там в Питере, снег не выпал? Али всё слякотно?

  10. Hilurg:

    Большое спасибо! Интересно. Познавательно.
    Но!
    Тема златоустовских ножей не раскрыта!!!

    • Felisket:

      Да шо ж вы на ножах-то наших зациклились, когда есть ещё сабли, шашки, шпаги, палаши и прочее холодное оружие, которое выпускалось на Златоустовской оружейной фабрике, основанной в декабре 1815 года. Будет вам и белка, будет и свисток — придёт время и о златоустовском оружии сказку-побаску, али быль каку напишу. Коли жив буду :))

      • Serg8888:

        Какой уважающий себя турист не будет иметь в своём арсенале нож «Турист» компании АИР?

        • Felisket:

          Ну, не знаю, тут со стороны видней. С «АиР»ом знаком, бывал у них не раз. Сам на кухне их ножиком отбивные на мелкие кусочки режу. Второй нож — именной — лежит в письменном столе. В 2004 году журналист и альпинист Павел Ивановский попросил меня сделать эскиз эмблемы для экспедиции на пик Златоуста, посвящённой 250-летию нашего города. А заодно и рисуночек для туристических ножей, которые делались фирмой «АиР» для семёрки альпинистов. Семь именных ножей с моим рисунком получили участники экспедиции, а восьмой был подарен мне. такая вот маленькая история.

          • Serg8888:

            Моя такой нож иметь: http://aus-8.ru/product/nozh-turist-beresta95h18air/
            В мороз можно голыми руками держать. Прошёл со мной много походов в лес и тихих и с ружом. Ни разу не довёл.

            • Felisket:

              У меня именной с такой же ручкой из бересты. Правда, в лес брал раза два, берегу, однако.

              • Федя:

                \вот сидишь тут, и не знаешь какие люди на ,,проводе,, \

                • Felisket:

                  Да бросьте вы, Федя, все мы тут бесплотные виртуальные духи, мало ли что там «в миру» :))

                  • spirit:

                    жизнь играет с нами в прятки
                    http://goo.gl/TIXkzw

  11. Miriam:

    Благодарствую, Мудрейший! Волшебно!

    • Felisket:

      Да куды нам до мудрейших, о Великолепнейшая, мы так, мало-помалу хвостом машем, порой чо-нить и заметём в сусеки-то, пока Мудрейшие дремлють )))

  12. newbie:

    Цитаты:
    » Павел Пономарев»,»Руководитель поисковой партии», «был одним из крупных мастеров камнерезного искусства», «берг-гешворен «, «будучи ещё шихтмейстером 14-го класса».
    И тут же:
    «В архивных документах нет точных габаритов найденных в 1825 году авантюриновых глыб».
    Как (дочь офицера) не чуждый горной отрасли смею заметить, что геолог обязан определить и зафиксировать вес «столь «примечательных образцов авантюрина». Изначально закралась ложь.Дальше читается как беллетристика.

    • Felisket:

      Простите, вы в архивах когда-нибудь работали с документами хотя бы первой половины XIX века? Далеко не всё, что хотелось бы найти, можно найти, и далеко не всё, что казалось бы должно было фиксироваться реально фиксировалось, да и не все архивы у меня были в прямом доступе. Некоторые вещи, касающиеся добычи у нас авантюрина, я опустил, чтобы не утяжелять изложение. Если желаете, чтобы я вам их предъявил то пожалуйста, читайте:
      В документах Екатеринбургской гранильной фабрики есть данные, что авантюрин вывозился из Златоуста, по крайней мере, в 1819 году. Так, в январе 1819 года подмастерью гранильной фабрики Семёну Русакову было дано указание выехать в Златоустовский завод для организации вывоза добытого авантюрина и зелёного шпата: «Вызвать из окрестных селений вольных вощиков… к перевозке камней по нынешнему зимнему пути… стараясь согласить за умеренную плату» [ГАСО, ф. 86, оп. 1, д. 83]. Сохранилась в архивных документах даже расписка «вольного вощика», крестьянина деревни Филимоновой Кундравинской волости Троицкого уезда Кондратия Усова, в которой он пишет: «…Дал сию подписку Командиру Екатеринбургской гранильной фабрики и Горнощитского завода г. Маркшейдеру Мору в том, что по заключенному условию добытого в прошлом 1818 г. Авантюринового камня одной штуки по примерному положению до ста пятидесяти пуд… обязуюсь я доставить оную штуку по первому зимнему пути сего года». (Подписка датирована 22.03.1819 г.) Своё обязательство Усов выполнил и в конце декабря 1819 года доставил в Екатеринбург две глыбы авантюрина весом в 104 и 150 пудов и одну штуку зеленого шпата в 40 пудов, получив за эту работу 160 руб. 50 коп. [ГАСО, ф. 86, оп. 1, дд. 100, 425].
      Здесь в лучшем случае указывается вес, но никак не габариты. А по экспедиции Пономарёва и таких данных нет. Поэтому и приходится реконструировать предполагаемые размеры найденных глыб, исходя из параметров готовой вещи.
      Допускаю, что вы и не чужды горной отрасли, но не знаю: насколько в истории этой вы отрасли разбираетесь. Нельзя автоматически переносить правила геологической практики второй половины XX века на практику первой половины XIX века. И скажите, где я назвал Пономарёва геологом? В приведённым вами цитатах об этом ни слова. Мастер камнерезного искусства отнюдь ещё не геолог, шихтмейстер и берг-гешворен это горные чины. С чего это вы Пономарева в геологи записали, это извините, ваши фантазии. В камнях он конечно разбирался, но геологом в современном понимании не был.
      И скажите пожалуйста, где у меня «изначально закралась ложь»? Давайте конкретные факты, где я солгал.
      Да, из многолетних наблюдений знаю, что, как правило, многие нынешние специалисты в истории своих отраслей разбираются крайне слабо, поскольку практически ни в одном из технических вузов и дисциплины-то такой нет. Но это уж так, к слову, уважаемая «дочь офицера».

  13. nina postnikova:

    Александр Вениаминович,будет Вам расстраиваться из-за близкого(ну или недалекого)товарища……
    Не смотря на изумительную красоту вазы,Ваш кот просто завладел моим сердцем.Кланяйтесь ему от меня.
    И рассказ прекрасный!И рассказчик Вы незабываемый…….Эх,посидеть бы с Вами хоть вечерок за чашечкой чая……

    • Felisket:

      Не, я и не думал расстраиваться, просто всегда смешно читать рассуждения человека, который не очень-то разбирается в теме, но слово сказать хочет.
      А на чай заходите, однако. У меня даже самовар есть, правда электрический. Из нормального самовара я чаи у покойной бабушки в детстве и юности гонял. Однажды мы с ней зараз цельный самовар под свежие пироги уговорили, а самовар был литра на четыре, не меньше ))

  14. nina postnikova:

    Ну тогда Ваш чай,а пироги с меня.Бабуля передала мастерство.Говорят-неплохо получается……Вы с какой начинкой предпочитаете?

    • Felisket:

      А с любой-с, лишь бы вкусные ))
      Кстати мы (застенчиво помахивая хвостом) пироги тоже стряпаем, но редко, лень, однако ))

  15. nina postnikova:

    Ну с любой так с любой.Одна заботушка-как довезти их горячими из Тверской губернии в славный город Златоуст?
    А может Вы к нам?И пироги и чай гарантированы.Сразу с противня да на стол!
    А еще и медок свой имеется.Многие коты любят полизать сладенького.Мой-ни дня без меда.Прям с утречка изволит чайную ложечку принять для пущего здравия.

    • Felisket:

      Дык далековато в Тверску-то губерню, да и лошадёнка совсем худа, крылами чуть машет, а собственнолапно и вовсе несподручно. Спасибо, за приглашение, добро слову коту пуще всяких сливок-сметанок приятно :))
      Да, и котику вашему приветы передавайте ))

  16. borita:

    Благодарствую за статью Сан Вениаминович. Интересно , и вкусно написано.
    А вазу эту хорошо помню , всегда поражала своим великолепием. !
    Еще малахитовые там совершенно потрясающей красоты …

    • Felisket:

      Абыдно, все энту вазу видел, я только в яме сидел, фахты копал. Когда Эрмитаж гулял, Гагарин-Титов космос летал, я в небо смотрел, в Эрмитаж только лестниц иорданский помню, картин многа-многа помню, ваз авантуриновый сапсим не помню… А малахитовый зал тоже вроде помню, а может Бажова помню, чо помню таперь и не упомню )))

      Жалко что после 61-го года я так больше в Питере ни разу и не побывал, увы…

      • borita:

        https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Большая_Колыванская_ваза

        Будем живы , если не помрем ))) то весной ужо наконец то соберусь домой в Ленинград / год как собираюсь .. То одно , то другое тормозит / дам знать .. Может и вы Сан Вениамнович присоединитесь на походы в Эрмитаж / Русский музей / Царское село ( а как качественно восстановили янтарную комнату … Да , новодел … Но видя это лично 2 года назад … Поразилась как все это было восстановлено в мельчайших деталях и из янтаря высочайшего качества , и что Россия имет желание и возможность это сделать ) и Петергоф ( закончили реставрацию почти всех фонтанов. год — два назад )
        ..И Фонтанка , и Петроградская сторона .. Закрыв глаза проведу от начала Крестовского острова , питерскими дворами до Петропавловки …

        А то «небыл с 1961 в Питере»(с) .. Не в ногу товарищЪ шагаете .. пора сделать upgrade :-)

        • Felisket:

          Не знаю, может получится в январе в Питере побывать. Вроде как планирую, но кто его знает. Там, кстати, сейчас двоюродный племяш обретается, аспирант-философ 24 лет от роду, представительство родового клана обеспечивает, однако ))

          • borita:

            Питер .. Январь .. После отсутствия с аж 61 … Ненадо ! Заклинаю ! Лучше весной , а еще лучше — летом :-)

            • Felisket:

              Да мы ко всякой погоде привычны, у нас то в январе дождь, то в июне снег, то за один день — четыре времени года. В Залужье и 5 см снега зараз уже катастрофа, а нам и 20 см так, мелкие неприятности ))

  17. nina postnikova:

    Что ж…будем тады здеся встречаться,с виртуальными пирогами.
    Котя тоже просил Вам кланяться.

  18. LarLeS:

    Спасибо. У Вас талант- создавать уютную атмосферу

    • FLY_Slim Jr.:

      Коты всегда создают, но порой и разгром на вентиляторе.

      • Felisket:

        Пути кошачьи неисповедимы —
        коты ведь ходят сами по себе.