Снимать фото, как Михаил Савин
Настоящий мастер фотографии — Михаил Савин. Я лично не представляю себе, как он так снимал — пленочной камерой с ручной перемоткой плёнки, даже не зеркальной. Посмотрите сами.
Сначала — выбор ракурса:
Видите — бойцы с трудом ползут вверх по заснеженному склону с тяжелым противотанковым ружьем. Там, за гребнем холма — фашистские танки. Вы их не видите — они подразумеваются, и это вызывает напряжение в кадре. Ну давайте расскажите, что тут «горизонт завален».
Идем дальше — учимся работать с перспективой:
Пулеметчица из кавкорпуса генерала Белова комсомолка Зина Козлова за короткий период боев уничтожила наблюдательный пункт противника, несколько огневых точек. Низкая точка съемки в сочетании с перспективой от близкого к среднему — вызывает ощущение присутствия на месте события, хочется протянуть руку, чтобы потрогать ствол пулемета.
Теперь учимся терпеливо ловить момент и подмечать детали:
Это город Жиздра, от жилых домов осталось одно пепелище. Выжила одна кошка — да и у той ухо прострелено пулей.
Простреленное ухо нужно было не только заметить, но и поймать в объектив. Есть фотография этой же кошки, где она смотрит в сторону — и дырки от пули не видно. А ведь тогда не было репортерских фотоаппаратов с сериальной съемкой, после каждого кадра пленку вручную перематывали колёсиком секунд по восемь, и тем более не было «цифры», посмотреть — получилось или нет — можно было только в лаборатории после проявки плёнки. Кстати, и пленка была огромным дефицитом, отчитывались не то что за каждую катушку — за кадры.
Наконец, учимся грамотно использовать фотошоп:
Танковый бой на Курской дуге показан как «взгляд из танка». Но реальный вид из люка Т-34 другой. На самом деле фотограф лежал на земле позади танка, а на фото при печати наложена чёрная маска (досвет краёв с закрытием середины фигурной маской), имитирующая как бы этот самый вид из танка.
Но так ли важна абсолютная достоверность? Ведь нужная атмосфера создана. Задумайтесь: взрыв реальный, фотограф лежит позади танка и не закрывает голову руками, а, приподнявшись на локтях, ловит в объектив картинку!
Учимся вносить эмоциональный конфликт в сюжет:
Кавалер ордена Славы 3 степени снайпер комсомолка Мария Кувшинова истребила несколько десятков немецких солдат и офицеров. Замечательный портрет, где ярко выражен конфликт: весёлая миниатюрная девушка, почти ребенок — с огромной винтовкой в руках и орденом Славы, которым награждали, если боец «из личного оружия меткой стрельбой уничтожил от 10 до 50 солдат и офицеров противника».
Еще пример? Пожалуйста:
Фото сделано после штурма Кенигсберга. Солдаты в кадре выглядят как убитые — но они просто спят. «Спят как убитые» — метафора воплощена в кадре буквально. Контраст спящих солдат с разрушенным немецким городом — который теперь будет русским.
Наконец, самое сложное — тектоника кадра, показ напряжения и движения:
Движение людей и тяжесть пушки показаны, внезапно, не через саму пушку, а через позу бегущего командира. Ну и атмосфера — силуэты на фоне мрачного неба, где солнце едва видно за тучами — но оно всё-таки пробивается.
Этот кадр по динамике и напряжению сопоставим со знаменитым кадром «Поднятие флага над Иводзимой» Джо Розенталя:
«Поднятие флага над Иводзимой» разбирают в любом приличном учебнике по документальной и репортерской фотографии. «Расчет советской сорокопятки» не разбирают нигде — хотя он куда нагляднее и не менее талантлив.
И вот еще момент: все в курсе, что «Поднятие флага над Иводзимой» это постановочная фотография. Но не всегда можно сделать постановку. Вот пример:
Видите — вот здесь можно заранее поставить девочек с цветами и заранее выбрать ракурс. Но невозможно, если не получилось красиво снять строй идущих воинов и — главное — Ленина на развевающемся знамени, попросить всех пройти еще раз. Это надо уметь ловить момент глазами, схватывать композицию и именно в это мгновение нажимать на спуск фотоаппарата.
Ну и напоследок — высший пилотаж. На примере политических фото:
Обычно, когда все герои снимка смотрят в разные стороны, снимок разваливается. Но здесь, наоборот, это подчеркивает общую неловкость дипломатов вокруг ничего не чувствующего тупого колхозана Хрущёва, решившего удивить французов ружьем.
Или вот:
Если кто не знает, рост Хрущева — 160 см, рост Кеннеди — 185 см. Однако Савин снял так, что советский генсек оказался выше президента США, да еще и в позе Кеннеди читается какая-то услужливость. Это полный пипец и превосходство мастерства над суровой тканью реальности.
Пока у СССР были такие фотографы — СССР был непобедим. Когда на их место пришли Тёмы Лебедевы — крах страны стал неизбежен.
Мастер!
>>Танковый бой на Курской дуге показан как «взгляд из танка»<<
В Курской битве применялись Т-34-85?
По сабжу. Имхо не что так не передаёт реальность мгновения, как чёрно-белая фотография. Цветное фото как-то "размывает" внимание, "расфокусирует" по всей картинке.
Помню смотрел ещё советские, чёрно-белые фотографии скальной стены одного из пиков Ганальских Остряков. Настолько сурово, холодно и безжалостно, аж морозец по коже. Та же самая стена на цветном фото воспринимается как-то по-домашнему, что-ли, изображение не "излучает" энергетику опасности и смерти.
Чёрно-белые фотопортреты. Насколько выразительны лица. Имхо сейчас такое на цветных изображения не встретишь.
Когда служил, любая съемка места происшествия, предметов на месте происшествия и т.д., должна была быть только черно-белой, и никакой иной.
Конечно, фотография с Т-34-85 более поздняя, явно со второй половины44-го.Но не постановочная, судя по «шмурдяку» на танке и оторванному левому предкрылку-для постановочных брались более «культурно выглядящие» машины.А ч/б фото-да, дух эпохи.У меня есть подборка фотографий наводнения в Чите, в цвете и ч/б, сам снимал.Ч/б фото явно выигрывают в плане передачи события,цветные даже иногда вызывают обратную реакцию, типа «весёлого любопытства».
Весёлое любопытство. Точное замечание.
В части танка — фото Т-34-76 с того же ракурса с башней-гайкой и командирской башенкой (УЗТМ, но не уверен). К сожалению фото трофейного (немецкого) Т-34-76.
http://www.aviarmor.net/tww2/articles/t-34_vermacht.htm
У вас на фото сварная «гайка» с гнутыми листами брони. А была еще цельнолитая «гайка» — она технологически близка к башне Т-34-85, только меньше.
Не-не, вы ошибаетесь с Т-34-85 — с такого ракурса вы принимаете за него Т-34-76 с литой башней-гайкой. Из-за бревна и дополнительного бака вам не видно отсутствие характерного уширения корпуса под башней.
Обратите внимание на характерные «рёбрышки» литья под башней — это машина завода N174, эвакуированного из Питера в Омск, выпуск начала 1943 года.
Впрочем, я не буду настаивать.
У нас в городе, Т-34-85 на постаменте, поставлен к 30-летию Победы. В своё время облазил его и так вижу очень часто, хожу мимо пешком. С глазомером и зрительной памятью пока нормально. Характерного уширения не видел. Визуально боковые листы такие-же, как и на фото Т-34-76. Может быть угол установки верхних листов корпуса иной, за счёт чего иной, более широкий в диаметре, нижний погон башни?
Диаметр погона увеличен с 1420 до 1600 мм. Лишние 6 сантиметров с каждого борта просто так нашлись?
Есть там надварка с боков, есть. Ты просто либо ее не заметил, либо у вас на постаменте корпус от Т-34-76 с башней от Т-34-85 просто тупо приваренной поверх.
Это нифига не редкость на памятниках — у нас в Питере есть вообще чудный кадавр, из корпуса от КВ с башней от Т-34.
Не, танк был живой, комдива. Один дядька рассказывал как служил на этом танке мехводом в 50-х. Несмотря на то, что танк был командирский, машина была задр*ч*нной по трансмиссии, и её в итоге списали.
Но, на всякий, посмотрю ещё раз.
Вы должны были заметить такие характерные прямоугольные надварки под башней на боковых бронеплитах.
Мне просто лень рисовать на фотках стрелочки, чтобы показать.
Ок.
Вообще, фото танка весьма занимательно. Я склонен считать, что это Т-34-76 после ремонта/модернизации. Судя по вертикальным наплывам в основании башни, она соответствует башне образца 1942 года завода №183, но такие башни шли еще без комбашенок. КРоме того, явно видно, что напраотив комбашенки на верхнем бронелисте башни установлена антенна, хотя, для Т-34-76 того периода характерным местом установки антенны был правый борт корпуса танка. Опорные катки, опять же. Такие катки пошли, если не ошибаюсь, с 1943 года, да и то, ставили их на СТЗ первыми и последними в ряду, а со второго по четвертый на борт ставили с внутренней амортизацией.
Не-не — катки как раз типичны для Омского завода начала 43 года. На моем фото с горелым танком катки омичей ранние, еще с плоскими дисками, без усиливающих ребрышек, а на фото «курска» уже с ребрышками — для точной датировки можно поискать, когда их ввели, но это суть одни и те же катки, простые катки с резиновым бандажом без амортизации в ступице.
Антенна на башне и командирская башенка — это для 43 года характерный признак КОМАНДИРСКОГО танка, у которого рация переставлена в башню. Поскольку башня двухместная — командир сидит на месте наводчика орудия, антенна сама собой получается перед командирской башенкой. Если антенна на борту — значит, рация стоит у стрелка-радиста, это линейный танк. На Т-34-85 башню сделали трехместной, ввели отдельного «командира машины» в каждый танк, соответственно смотровая башенка и рация в башне стали принадлежностью каждой машины. Забавно, что при этом окончательно потерялся смысл в «стрелке-радисте» с его гугнопулеметом в лобовом листе корпуса. Англичане на Шермане просто убрали этого члена экипажа и заварили лоб в месте установки его пулемета сплошным листом. Но в СССР продолжали сажать лишнего человека в каждый танк.
Что же касается поздних Т-34-76, Уралвагон (завод 183) в то время делал несколько иные версии — впрочем, идея перехода на литые башни именно их, и омичи делали свою литую гайку по образцу 183-го завода, они очень похожи.
Чернобелое фото, только оно нормально передаёт перспективу имхо. И полутона шикарные
Прекрасный фотограф в суровую эпоху!