Пушки вредителей

Ил-2 ШФК-37

Штурмовка наземных целей была невозможна без мощного и надежного бортового вооружения. Между тем пушки ШВАК, которые, без сомнения, проектировались и производились истинными вредителями, мягко говоря, не отличались особой надежностью. Только в течение 1938 г. в их конструкцию внесли около 500 изменений. Пушки приходилось лихорадочно дорабатывать и доводить прямо во время серийного производства, причем в основном без рабочих чертежей. И всё без толку. При эксплуатации тросы гашетки спуска выскакивали из-за плохой пайки, трос перезарядки соскакивал, а для нажатия гашетки требовались воистину терминаторские усилия. Кроме того, из-за ненадежного механизма отдачи ствола постепенно разрушалось крепление, пушка разбалтывалась, что снижало и без того невысокую кучность попаданий.

Новые авиационные пушки, созданные буквально накануне войны, тоже имели множество дефектов. Так, 31 марта 1941 г. был испытан ЛаГГ-3 № 312122 с 23-мм пушкой системы Волкова – Ярцева (сокращенно «ВЯ»), установленной в развале двигателя М-105. Ее боезапас состоял из 60 выстрелов, стреляные гильзы и звенья собирались в специальный ящик под капотом, так как в случае выброса наружу эти тяжелые железки могли нанести серьезные повреждения фюзеляжу и фонарю кабины. Были произведены 97 выстрелов, причем произошли двенадцать задержек из-за ненадежного пневматического спуска.

Несколько большую эффективность имела 23-мм пушка системы Таубина – Бабурина, испытанная 10 апреля на ЛаГГ-3 № 3121212. Ее боекомплект включал 56 выстрелов, а стреляные гильзы собирались в мешочек (звенья ленты собирать не было нужды, поскольку пушка питалась без ленты, из магазина). При неработающем моторе она дала три задержки (неподача снаряда) на 66 выстрелов, а при работающем – одну на 27 выстрелов. Тем не менее на «ЛаГГах» первых серий стали устанавливать упомянутую выше пушку ВЯ-23, а также два 12,7-мм синхронных пулемета Березина (УБС) и два крыльевых пулемета ШКАС.


20-мм авиационная пушка ШВАК


23-мм авиационная пушка системы Волкова – Ярцева (ВЯ-23)


23-мм авиационная пушка системы Таубина – Бабурина

12 июня в НИП АВ ВВС прошли полигонные испытания новой 23-мм пушки ТКБ-198, установленной на моторе М-105. Однако из-за отказа масло– и бензосистем, а также плохой работы гидравлики шасси выделенного истребителя ЛаГГ-3 опытные стрельбы провести так и не удалось.

После поставок в войска упомянутая выше пушка ВЯ-23 оказалась настолько ненадежной, что буквально накануне войны ее заменили на старую добрую ШВАК, дефекты которой по крайней мере были хорошо освоены. Из-за ужасного качества также убрали и крупнокалиберный пулемет УБС. В итоге новый истребитель поставлялся в войска с вооружением начала 30-х годов, как у первых модификаций И-16! Аналогичное «современное» вооружение получили и новые МиГ-3 и Як-1.

В предвоенные годы в Советском Союзе предпринимались попытки установить на самолеты динамореактивные безоткатные орудия. В частности, 75-мм пушка АПК-4 и 102-мм пушка АП-100 в 1931–1936 гг. ставились на экспериментальных истребителях ПИ-1, И-12 (имевшем тянущий и толкающий винты) и АНТ-29. Они подвешивались к крыльям в специальных гондолах. Однако в ходе испытаний выяснилось, что данное вооружение является ненадежным и опасным в эксплуатации. Кроме того, запас громоздких и тяжелых снарядов был крайне ограничен. Это привело к отказу от постановки на самолеты безоткатных пушек АПК и замене их все теми же ШВАКами.

Таким образом, советская оружейная промышленность оказалась не в состоянии создать перед войной достаточно мощную и надежную авиационную пушку, которую можно было использовать для штурмовки наземных целей и против самолетов противника.

Впрочем, несмотря на огромные затраченные усилия и ресурсы, создать до начала Второй мировой войны в СССР настоящий штурмовик так и не удалось. Как, впрочем, и современный истребитель и бомбардировщик. Все дело в том, что в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века советская авиапромышленность пользовалась исключительно плодами сотрудничества с Германией, Францией и США. Все создаваемые самолеты представляли собой сочетание русифицированных конструкций иностранных планеров с русифицированными импортными моторами. К середине 30-х этот задел был полностью выработан, и конструкторы в итоге оказались в тупике. Это и стало причиной провала с созданием штурмовика и инфантильного возвращения к бипланам, то есть круг замкнулся.

Штурмовик И-207 с подвешенными бомбами ФАБ-250 во время испытаний в 1940 году

Штурмовик И-207 с подвешенными бомбами ФАБ-250 во время испытаний в 1940 году

В 1939 г. конструкторы А.А.Боровков и И.Ф.Флоров создали новое чудо техники – «скоростной биплан» И-207. И это, надо заметить, когда в ведущих авиационных странах никто уже и не задумывался о проектировании бипланов для военных целей, а немецкая фирма «Хейнкель» вообще успешно испытывала свой первый реактивный самолет!

19 июня – 2 октября того же года И-207 с мотором М-62 успешно прошел заводские испытания, проводившиеся совместно с НИИ ВВС. При этом отчет о них утвердил лично глава НКАП М. М. Каганович. Работы над машиной продолжились, и в сентябре – октябре 1940 г. были проведены учебные бомбометания с пикирования бомбами ФАБ-250. С двумя «фугасками», подвешенными под нижними крыльями, И-207 показал хорошую устойчивость и управляемость в полете, а угол пикирования мог доходить до 70°. Самое смешное — что даже этот убогий, морально устаревший самолет мог бы оказаться гораздо лучшей альтернативой Ил-2. Он по крайней мере мог неплохо пикировать и точно кидать бомбы, в отличие от.

Но в 1940 г. помощь к передиралам из советских КБ, наконец, пришла. И не от кого-нибудь, а от нацистской Германии. Немцы предоставили свои новые самолеты, моторы и разработки изголодавшимся советским КБ. В итоге последние получили новый материал для копирования и подражания. Можно сказать, что Гитлер, сам того не ведая, фактически спас советский авиапром. Мгновенно отбросив собственные «передовые» разработки вроде И-207, И-180 и прочих, конструкторы с жадностью набросились на современную технику. И уже вскоре появилась целая плеяда принципиально новых самолетов. Данные, полученные при изучении Bf-109, были использованы при создании ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-1. Двухмоторные Do-215 и Ju-88 дали начало Ту-2 и Пе-2. Да и Ju-87, наводивший ужас на жителей Европы, не мог оставить равнодушным советских конструкторов. Я вам скажу страшное — дурацкая одномоторная компоновка с рядным мотором водяного охлаждения, примененная на Ил-2, как раз и вызвана подражанием Ju-87. Но, как обычно, Ильюшин смотрел в книгу — да видел фигу, в смысле — не смог осознать специфику конструкции и ее связь с тактическими приемами применения, которые у Люфтваффе принципиально отличались от ВВС РККА.

Но об этом — как-нибудь потом.

В результате напряженной работы вредителей из Авиапрома СССР, к 22 июня 1941 г. в приграничных военных округах имелось в общей сложности 420 самолетов со статусом «штурмовик», в том числе 207 И-15бис, 193 И-153 «Чайка» и лишь 20 Ил-2. В бомбардировочных полках насчитывалось также 177 «полуштурмовиков» Су-2.

Неэффективные действия штурмовых авиаполков в критических ситуациях заставляли советское командование массово привлекать для штурмовки одномоторные истребители. Первая «мода» на истребители-бомбардировщики появилась осенью 1941 г. Тогда на самоубийственные атаки танковых колонн бросались ЛаГГ-3, И-16 и даже высотные перехватчики МиГ-3 с подвешенными под фюзеляжами или крыльями бомбами ФАБ-50 и ФАБ-100:

МиГ-3 с бомбо-ампульными связками БАС-1

МиГ-3 с бомбо-ампульными связками БАС-1

Однако остановить продвижение немцев они не смогли.

Кроме того, при использовании истребителей в качестве штурмовиков возникали технические проблемы. В частности, на «ЛаГГах» при пикировании перегревался мотор, начиналась сильная вибрация, самопроизвольно раскручивался винт и т. п. После нескольких вылетов на штурмовку от перегрузок прогибался центроплан. Возникал преждевременный износ двигателей, срок эксплуатации которых у МиГ-3 и ЛаГГ-3 сократился в среднем до 30–40 летных часов. Учитывая все это, а также большие потери, к зиме 1942 г. от этой затеи пришлось отказаться.

Качество сборки «горбатых» Ил-2, как и остальной советской техники, оставляло желать лучшего. Массовый выпуск брака и всяческую его маскировку, начавшиеся еще в 30-е годы, прекратить так и не удалось. На 1 октября 1941 г. около 50% штурмовиков, находившихся в боевых частях, требовали текущего или капитального ремонта. Отказы шасси, вооружения, перегрев и быстрый выход из строя моторов, возгорания в воздухе из-за вытекания бензина были массовым явлением. В порядке вещей был срыв обшивки во время полета, обрыв тросов управления, отказ бензопомпы и тому подобное. Часто поступивший с завода Ил-2 сразу же отправлялся в ремонт, а большинство машин перед вводом в эксплуатацию дорабатывались техническим персоналом и самими летчиками.

Пилоты, дабы кратковременно повысить мощность двигателя АМ-38, часто увеличивали наддув, не изменяя при этом оборотов. Никто и подумать не мог, что в этом случае может произойти детонация горючего. Так, в сентябре 1942 г. по этой причине в ходе боевого вылета взорвались в воздухе сразу два Ил-2 из 806-го ШАП. Были у мотора и другие недостатки. Например, преждевременный выход из строя поршневых колец, из-за чего во время полета за штурмовиком тянулся хорошо заметный шлейф белого дыма, по которому его было легко обнаружить.

17 июня 1942 г., ввиду выяснившейся бессмысленности и неэффективности пушечного огня штурмовиков, Сталин, как Нарком обороны СССР, своим приказом № 0496 под личную ответственность командиров штурмовых авиадивизий и полков запретил выпускать Ил-2 в боевые вылеты без бомбовой нагрузки. Причем пункт 2 приказа устанавливал ее конкретные варианты. Трудно представить, чтобы в Люфтваффе бомбовая нагрузка Ju-87 определялась личными приказами Гитлера.

Собственно, приказ № 0496 — это признание того факта, что сама концепция пушечного горизонтального штурмовика оказалась ошибочной. Но и не только. Приказ 0496 говорит нам о том, что летчики-штурмовики массово «валяли дурака», вылетая на штурмовки без бомб. Видите ли — сброс бомб на цель, а не в ближайщий овраг, легко фиксируется по наличию воронок, а вот где штурмовик расстрелял боезапас своих пушек — доказательно определить крайне сложно.

Бортовое вооружение советских штурмовиков на протяжении всей войны было далеким от совершенства. Как уже указывалось выше, авиационные пушки ВЯ и ШВАК были сконструированы фактически вредителями, а изготовлялись бракоделами. Постоянные отказы, самоспуски и заклинивания были обыденным делом. Посему один выстрел перемежался с пятью матерными ругательствами летчиков.

Более или менее удачно показала себя 37-мм пушка ШФК-37 (Шпитальный, фюзеляжно-крыльевая, калибра 37 мм). Но и она оказывалась эффективной только при стрельбе с определенной дистанции и из определенного положения. Добиться этого можно было только при пикировании под углом хотя бы 40°, но пикировать так Ил-2 просто не мог. Поэтому пилотам приходилось палить из ШФК-37 по немецким танкам с пологого пикирования и дистанции в тысячу и более метров, что сводило вероятность попадания к минимуму.

Ил-2 ШФК-37

Ил-2 ШФК-37

9 таких штурмовиков принимали участие в боевых действиях 688-го ШАП 228-й ЩАД 16-й ВА с 27 декабря 1942 года по 23 января 1943 года под Сталинградом при уничтожении немецкой окружённой группировки в полосе 65-й армии генерал-лейтенанта П. И. Батова. Боевые действия велись с полевых аэродромов с/х. «Пролетарий», затем станицы Качалинская. В серию не пошёл.

Неуправляемые ракетные снаряды, применявшиеся в течение всей войны экипажами Ил-2, зачастую были вообще бесполезны. Большой зрительный и шумовой эффект от их пуска и полета, многочисленные разрывы создавали видимость удачного попадания. Однако и здесь, как и в случае с реактивным минометом БМ-13 «Катюша», залп гораздо большее впечатление производил на стреляющих, чем на тех, для кого он был предназначен. В действительности рассеивание было столь значительным, а заряд «эрэса» столь незначительным, что попадание в цель и ее уничтожение было делом случая. Не зря в Люфтваффе неуправляемые авиационные ракеты так и не получили широкого распространения.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментария 22

  1. MadMax:

    Глагнэ закинул удочку !

    • SergeyR:

      Угум…

      И тута-же возникает нескромный вопрос – а как же так оказалось, что при таком техническом отстое мы в 1945 в Берлине войну-то закончили?…

      • shadow:

        трупами закидали же

      • MadMax:

        Сила русского духа. Не благодаря, а вопреки ! См. http://goo.gl/6JzWcG

      • Proper:

        Так вы полагаете, что в 1812 году техника русской армии была круче, чем у Наполеона? Или как же мы потом в Париже оказались?

        Хреново вы знаете русскую историю.

      • NZachary:

        Ну писал же раньше Пропер, что когда более-менее техника попадала в наши руки, бойцы творили чудеса.
        Найдите статью на данном ресурсе «Аэрокобра как символ убогости советского авиапрома»

        • Рич:

          Проперу не верить — троллит шэльметц эдакий

  2. woldemar:

    Proper жжот напалмом, как обычно. Особенно повеселила подфюзеляжная подвеска бомб на МиГ-3. Про авто лучше получается.

    • Proper:

      Сказать-то что хотел, болезный? Что МиГ-3 не отправляли бомбить немецкие танковые колонны, штоле?

      Иногда лучше жевать.

      • woldemar:

        Отправляли, еще как отправляли! Просто феерическое количество косячков и несуразностей смазывает впечатление. Впрочем, пишите еще, почитаем…

        • Proper:

          Так вы указывайте на косяки — я поправлю и дополню. Вот специально для вас дополнил материал фоткой МиГ-3 в штурмовом оснащении — чтобы народ убедился в реальности этого маразма.

        • Gipsy:

          Вова, усбагойся!
          Глагнэ знает, что пишет.

    • Владимир:

      >>Особенно повеселила подфюзеляжная подвеска бомб
      Действительно, не на одних известных чертежах узлов подвески под фюзеляжем у МиГ-3 не встречал.

      • Proper:

        Там перечисляется несколько типов истребителей, и написано «с подвешенными под фюзеляжами или крыльями бомбами».

        Строго говоря, можно еще придраться, что кроме бомб для штурмовки вешались ампульные кассеты и приборы для фосфора, а также ставились направляющие для РС-82. Однако смысл этого абзаца не в энциклопедическом перечислении всех возможных вариантов вооружений и мест их установки, а в описании порочной практики привлечения скоростных истребителей для штурмовки наземных целей — и это при том, что тут же гоняли Ил-2 в качестве истребителей.

        Ура-поцтреоты это всё спишут на бардак. А я бы предположил, что это был сознательный саботаж.

        Однако обратите внимание — Вольдемар прокудахтал про «феерическое количество косячков и несуразностей», а когда ему предложили их указать — набрал в рот каких-то жидкостей. Отсюда вывод — Вольдемара тупо бомбит.

  3. Proper:

    Интересно, многие ли знают, что общее число небоевых потерь штурмовой авиации РККА превысило ее боевые потери? Причем такая же картина была и в целом по всем ВВС Красной Армии. Почти треть выпущенных промышленностью «Илов» превращалась в металлолом без всякой помощи врага.

    • Henren:

      Такая же картина была и по другим типам самолетов. Ибо конструкции сами по себе были так себе, а качество применяемых материалов и сборка вообще никуда не годились. Отставание от западной авиации было преодолено лишь к 80-м, когда в серию пошли МиГ-29 и Су-27, а в строй бомберов встали Т-22М и Ту-160.

  4. Proper:

    Нанести штурмовой удар по аэродрому в Бобруйске было поручено 4-му ШАП, базировавшемуся на полевом аэродроме около белорусского городка Хотимск. На рассвете 4 июля девятнадцать Ил-2, а это были все пригодные для полетов самолеты, поднялись в воздух. Согласно советским данным, потеряв от огня зениток два «горбатых», полк уничтожил сразу 22 немецких самолета и вывел из строя взлетно-посадочную полосу. В течение 5–9 июля пилоты 4-го ШАП еще трижды атаковали аэродром. В результате в донесении о действиях полка говорилось, что в ходе четырех налетов в общей сложности были уничтожены или сильно повреждены 66 самолетов Люфтваффе, в том числе 23 бомбардировщика и 43 истребителя.

    Знаете, чем закончился этот безудержный полет фантазий? Когда вечером 8 июля над Бобруйским аэродромом в сопровождении истребителей МиГ-3 появились девятнадцать Су-2, то их экипажи с разочарованием обнаружили, что ни одного «мессера» там нет вообще, ВПП вполне пригодна к полетам, а останки поврежденных бомбардировщиков единичны. Это было сфотографировано и зафиксировано.

    И что — думаете, кого-то наказали за звезджь? Хахахахаха.

    Для сравнения — утром 30 августа группа Су-2 из 227-го БАП совершила налет на аэродром Белая Церковь, где в это время базировались Bf-109F из II. и III./JG3. Прилет русских застал ПВО аэродрома врасплох. В результате были уничтожены десять «Мессершмиттов», еще три были разбиты на ремонтной базе, также пострадавшей при бомбежке, но при этом все немецкие летчики остались целы. Это был по-настоящему эффективный удар по аэродрому и, вероятно, самый удачный за весь 1941 г.

    Но, как вы понимаете, агитпроп предлагает вам верить в то, что Ил-2 прекрасный самолет, а Су-2 — устаревшее гугно и правильно его сняли с производства. Ага-ага.

  5. nina postnikova:

    У отца от полка к концу войны из»старожилов»,с кем заканчивал летное училище, в живых остались 4 человека и никто из них не дожил даже до 60-ти…..
    А родители моего мужа были в эвакуации вместе с заводом в Нижней Талде.С тремя маленькими детьми.В живых остался только один ребенок.Умирали от голода и полного отсутствия лекарств.И работали по 18 часов в сутки…..
    Вот так мы и оказались в Берлине.

    • Владимир:

      В тотальной войне, которой является Великая Отечественная, побеждает тот, у кого ресурсов больше. У СССР оказалось больше — людей, танков, самолётов, etc.
      Поэтому война закончилась в Берлине.

  6. popkovsf65:

    Грустно, что так было. Надеюсь сейчас намного лучше.

  7. TOR:

    Наверно автор попал в прошлое и был немцем в 1942-1943 :-)
    Хотя грязью поливать все отечественное наверное еще модно…