Героическая оборона города Тулы

Оборона многих советских городов во время Великой Отечественной войны была подвигом. И если вы хотите предельных примеров — тогда давайте поговорим за оборону Тулы.

В принципе, Тулу, находившуюся на острие удара танков Гудериана, просто бросили, отведя от нее войска. Оборонять город пришлось рабочим тульских заводов и 156-му полку НКВД, который обеспечивал охрану военных заводов (по сути — ВОХР). К ним присоеднились разрозненные огрызки отступавших частей — вроде нескольких тяжелых пушек РГК, которые просто не могли дальше эвакуировать.

Официоз говорит вот что:

По решению ГКО от 27 октября на прикрытие Тулы со стороны Орловского шоссе были направлены Тульский рабочий полк (слева) и 156-й полк НКВД (справа), которых поддерживала зенитная артиллерия 732-го полка ПВО. Левее рабочего полка, на Воронежском шоссе готовилась к обороне 260-я стрелковая дивизия (200 человек), а на Одоевском шоссе — батальон милиции. На северной окраине города был размещён 447-й полк артиллерии резерва Главного командования, на путях оружейного завода — бронепоезд № 16, а на южной окраине города — 702-й противотанковый полк (семь 37-миллиметровых пушек).

В реальности же «решение ГКО от 27 октября» было просто бумажкой, написанной задним числом по фактическому положению дел, чтобы придать видимость «руководства партией» стихийно сложившейся обороной.

29 октября на рубеж обороны в районе Ясной Поляны была направлена 290-я стрелковая дивизия. В ночь на 30 октября при наступлении немецких танков она оставила свои позиции и отошла на станцию Нижние Присады в 18 км северо-восточнее Тулы. Одновременно с Косой Горы отошла 31-я кавалерийская дивизия, новым местом дислокации которой стал район штаба 50-й армии (в 12 км северо-восточнее Тулы). Таким образом, Ясная Поляна, металлургический завод, посёлок Косая Гора, Ивановские Дачи, деревня Ново-Басово были заняты противником без сопротивления.

В теории район Тулы (сам город и фланги) должна была оборонять так называемая 50-я армия. Однако она существовала в основном на бумаге, соединения 50-й армии, вышедшей из окружения, были немногочисленны. К 16 октября из состава 50-й армии из окружения вышли 217-я (300 чел.), 299-я (400 чел.), 279-я (1500 чел.), 260-я (200 чел.), 154-я (1200 чел.) стрелковые дивизии. По докладу А.И.Еременко к 20 октября 1941 г. в район Белёва вышли 1600 человек из 217-й стрелковой дивизии, 1524 человека — из 290-й, полностью два полка с артиллерией — из 154-й. Для оценки сохранности соединений можно указать численность 217-й стрелковой дивизии на 1 октября — 11 953 человека, 279-я дивизия до начала «Тайфуна» насчитывала 7964 человека.

В общем, эта «армия» тогда город оборонять не стала и свалила куда подалее.

29 октября 1941 года создан Южный боевой участок города Тулы, начальником которого назначен майор И. Я. Кравченко. В его распоряжение переданы все наличные части в Туле, а также часть остатков 290-й стрелковой дивизии, отступивших из-под Ясной Поляны в сам город Тулу.

С 30 октября по 1 ноября две танковые дивизии фашистов (около 100 танков только в первом эшелоне) и одна пехотная бригада противника пытались овладеть городом Тула, нанося основные удары по Орловскому шоссе, Рогожинскому посёлку и Воронежскому шоссе.

156-й полк войск НКВД по охране особо важных промышленных предприятий и подчинённые ему части гарнизона (732-й зенитный артиллерийский полк ПВО) и ополченцев (Тульский рабочий полк) под командованием И.Я.Кравченко приняли на себя первый удар и сумели удержать оборону до подхода подкреплений.

Вы вообще представляете себе, что такое полк НКВД охраны (ВОХР) и ополченцы? У них не было вооружений тяжелее пулеметов. Несколько противотанковых ружей, вынесенных окруженцами, тоже погоды не делали. К счастью, НКВД-шникам подчинялся 732-й зенитный полк, в котором были 85-мм зенитки 52-К — они и были выставлены на танкоопасные направления, и жгли немецкие танки, пока те утюжили милиционеров и рабочих.

Расчёт 85-мм зенитного орудия 52-К 6-й батареи 732-го зенитно-артиллерийского полка на рубеже обороны Тулы

Расчёт 85-мм зенитного орудия 52-К 6-й батареи 732-го зенитно-артиллерийского полка на рубеже обороны Тулы

Нетрудно заметить, что это те самые зенитки «ахт-ахт» с крупповскими стволами, закупленными в Германии. Разница в калибрах обусловлена тем, что русские меряют калибр по внутреннему диаметру ствола, а немцы — по полям нарезов.

Определенную помощь оказал и бронепоезд, в составе которого было несколько орудийных башен c 76-мм пушками.

Бронепоезд номер 16

Такими силами 30 октября защитниками Тулы было отбито 4 танковые атаки (по 20-50 танков и от роты до батальона мотопехоты в каждой).

Вечером 30 октября в Тулу прибыла (отходя от немцев по не перерезанным Гудерианом проселочным дорогам) 32-я танковая бригада (ну как бригада — от нее осталось 5 КВ-1, 7 Т-34, 22 Т-60 и батальон мотопехоты, около 960 человек), а 31 октября — 34-й гвардейский дивизион реактивной артиллерии (его вывел из окружения капитан Францев). Но даже это здорово подкрепило истекающих кровью защитников. Немецкие танковые атаки продолжились — 31 октября 3 атаки и 1 ноября — еще две, однако Гудериану стало ясно, что прогресс минимален.

2 ноября в район Тулы вышли соединения немецких 2-й и 4-й полевых армий, однако и они не смогли переломить ситуацию, так как были встречены частями обескровленных 194-й и 238-й стрелковых дивизий, а также остатками вышедшей из окружения 258-й стрелковой дивизии. Фронтальные атаки становились длительными и малорезультативными, также провалились попытки овладеть Тулой путём обхода подошедшими пехотными соединениями.

Не добившись успеха, командованием 2-й танковой армии фашистов было принято решение об обходе города с юго-востока и востока в общем направлении на Дедилово, Сталиногорск, Венёв, Кашира. Однако немецкое наступление было прекращено в районе Дедилово, так как 7 ноября немногочисленные части 50-й армии из района Тулы и 3-й армии из района Тёплое нанесли контрудар по флангам наступающей группировки.

10 ноября 43-й армейский корпус предпринял удар южнее Алексина с целью выйти на коммуникации 50-й армии и вынудить её оставить Тулу. Однако защитники Тулы отбили и этот удар.

18 ноября немецкая 2-я танковая армия после 10-дневной перегруппировки возобновила наступление. Несмотря на все усилия советской 50-й армии по восполнению потерь личного состава, немецкие войска по-прежнему имели преимущество, в частности, по численности оно составляло 3,2:1, по артиллерии — 3,2:1, по танкам — 3:1.

Прорвав оборону 50-й армии, немецкие войска в составе четырёх танковых дивизий, трёх моторизованных дивизий, пяти пехотных дивизий и моторизованного полка «Великая Германия» (полковник Вальтер Хорнляйн) устремились в обход Тулы с юго-востока на Каширу и Коломну (ну и далее на Москву). Между левым флангом 50-й армии Западного фронта и правым флангом 3-й армии Юго-Западного фронта образовался разрыв до 50 км. Для того, чтобы закрыть эту брешь (создававшую угрозу Москве), Ставка выдвинула в район Сталиногорска из своего резерва 239-ю стрелковую дивизию (полковник Г. О. Мартиросян), которая своими активными действиями улучшила общее положение, но сама попала в окружение.

К исходу 18 ноября немецкие войска захватили Дедилово, где оборонялись 413-я стрелковая дивизия и остатки 299-й стрелковой дивизии, 21 ноября в 16:00 немецкая танковая группа Эбербаха вошла в Узловую и овладела ею, 25-го был занят Сталиногорск. После оставления Красной армией Сталиногорска возникла угроза глубокого прорыва немецких танковых дивизий в районы Венева, Каширы и Зарайска. 24 ноября немецкая 17-я танковая дивизия (полковник Рудольф-Эдуард Лихт) обошла город Венев с востока, вынудив его защитников отойти в северном направлении. Однако для развития успеха в сторону Каширы немецкое командование не смогло выделить достаточно крупные силы: войска были скованы обороной частей Красной Армии, НКВД и рабочих в районе Тулы.

В общем, там дальше много чего было, и в процессе Тулу практически полностью окружили. В октябре—декабре 1941 года в течение 43-х дней ключевой стратегический пункт обороны город Тула находился в почти полном окружении, подвергалась артиллерийскому и миномётному обстрелу, воздушным налётам люфтваффе и танковым атакам.

Невзирая на это и несмотря на эвакуацию большей части предприятий Тулы в восточные районы страны, в городе был налажен выпуск винтовок, автоматов, миномётов, производился ремонт орудий и танков. За два месяца на оружейном заводе было собрано 432 пулемёта, 1156 снайперских винтовок. На патронном заводе было восстановлено 50 танков, 100 орудий, 150 автомашин.

Это, конечно, не 872 дня блокады Ленинграда — но чем-то напоминает.

Из рассмотрения ситуации, сложившейся в Туле 24 октября, однозначно следует, что высшее армейское руководство город собиралось сдать немцам. Оттуда были выведены все армейские части — оставшиеся в городе НКВД и местные рабочие (заметьте — не «народное ополчение», подчинявшееся армейцам, а так называемые «истребительные отряды», подчинявшиеся НКВД) остались потому, что военные просто не могли им приказать отступить — это другое ведомство. Бронепоезд и зенитчики — тоже подчинялись НКВД в рамках охраны объектов (заводов), поэтому и не ушли. Остальные огрызки частей, отходившие через город — были припаханы в оборону властью НКВД и руководства города. К защитникам присоединились и местные городские милиционеры.

Небольшая деталь: 8 октября в Тулу прибыла из Казахстана 238-я стрелковая дивизия для обороны города. Однако уже 14 октября 238-я стрелковая дивизия была из города выведена и переброшена в район города Алексин (позади Тулы) якобы для недопущения прорыва на дорогу Москва-Тула.

Гудериан входил в город прямо по двум шоссе — было очевидно, что он не ожидает в городе сколько-нибудь существенного сопротивления. Судя по всему — он знал, что город ему сдают, войска выведены. Этим объяснеятся и упорство немцев в лобовых атаках — они полагали, что им противостоит какой-то случайный сброд, немногочисленные фанатики, на которых надо просто посильнее надавить — и город падет. И только через несколько дней, понеся серьезные потери, немцы перешли к своим любимым охватам.

Естественно, властям не хотелось ворошить эту неприглядную историю, круто замешанную на измене, поэтому оборона Тулы всячески замалчивалась. Лишь 7 декабря 1976 года за мужество и стойкость, проявленные защитниками Тулы при героической обороне города, сыгравшей важную роль в разгроме немецко-фашистских войск под Москвой в период Великой Отечественной войны, Туле было присвоено почётное звание «Город-герой» с вручением медали «Золотая Звезда».

Под Тулой был сорван план фашистов обойти Москву с юга. Враг был отброшен. Но война ещё долго продолжалась. И туляки самоотверженно трудились в тылу, словом и делом поддерживая бойцов переднего края — В. В. Путин, 8 мая 2003 года, Тула

Материал: Proper специально для TOPRU.ORG
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментариев 15

  1. Gena:

    История обороны Тулы-это история героизма и стойкости, а так же история ряда фатальных ошибок с обоих сторон.Исторрия на крови.Кстати, «шнелле Гейнц» тож немало накосячил под Москвой,ошибки были с обеих сторон-но у немчуры их было больше.

    • Proper:

      Я говорю не об ошибках. Я говорю о полном выводе армейских частей из города, являющегося важным оборонным промышленным центром и транспортным узлом.

      Произошедшее в инициативном порядке не-армейскими силами удержание этого города — серьезно изменило оперативную обстановку в полосе наступления на Москву.

      Другими словами — вывод частей из Тулы был не ошибкой (таких ошибок не бывает), а изменой.

      • KeT4yn:

        Очень интересно, что стало с этими самыми изменниками? Стали ли они справедливым топливом для машины репрессий?

        • Gena:

          Мутный тов.Мерецков таки дожил до пенсии, а вопросов к нему много…И как к военачальнику тоже.

        • Henren:

          Ничего с ними не сделали. Ведь даже Павлову обвинение в измене предъявлено не было. Так, типа, расстреляли за дурость и пьянку во время войны, что «привело к потере управления войсками». Думается, масштаб заговора был настолько велик, что трогать всех скопом не решились. Действительно, если генералитет собирается сдаться и сдать всех, то какое доверие может быть у народа в коммунячьей власти? Коммунисты в началу войны натворили столько дел, что исход первого этапа войны с его сдачей в плен 2/3 кадрового состава РККА закономерен. В 1942 году коммуняки поняли, что им настаёт полный и окончательный карачун, и свой коммунизм отменили. Церковь там разрешили, комиссаров убрали, а в большинстве — сами расстреляли, не дожидаясь помощи фрицев, колхозы снова разрешили покинуть несогласным, артели кредитовать начали, золотишко мыть старателям — бронь от фронта им давали, и т.д.
          Я, например, согласен со всеми доводами предателя Власова — всё так и было. Думаю, Власов озвучивал мнение значительной части советского генералитета. Хотя это не даёт никому права изменять Родине и переходить на сторону врага, собиравшемуся русских по большей части уничтожить, а оставшихся превратить в рабов.

      • Gena:

        Троцкистские и внутриармейские шашни с фашистами, да.Это отдельная тема

      • KeT4yn:

        Все эти дела предателей — наверняка в архивах ждут рассекречивания.. Ведь масштабы — просто поражают. Слив готовился на всех уровнях, судя по всплывающим материалам.

        • Владимир:

          >>дела предателей — наверняка в архивах ждут рассекречивания
          Шизопатриотам рассекреченная правда не понравится. Не понравится правда о том, что имея кратное превосходство в авиации, артиллерии и танках, полуторакратном количестве полнокровных пехотных дивизий, практически весь кадровый состав РККА и матчасть первого стратегического эшелона к исходу осени 1941-го были потеряны, ввиду того, что боевые действия носили характер «военных поддавков» со стороны советского генералитета. Или, другими словами, откровенного предательства.

      • zontik:

        А НКВД у нас руководил тов. Берия, ну так совпадение просто…

  2. BanBanan:

    Тут такой оффтоп, который как бы достаточно в тему

    Глава Минобороны РФ Сергей Шойгу отстранил от исполнения служебных обязанностей командующего Балтийским флотом Виктора Кравчука и начальника штаба флота Сергея Попова за упущения в боевой подготовке, а также искажение в докладах реального состояния дел. Об этом сообщили в пресс-службе Минобороны РФ.

    «Главой военного ведомства и членами коллегии Министерства обороны даны жесткие и принципиальные оценки деятельности должностных лиц, допустивших серьезные упущения по службе. По результатам проверки и обсуждения на коллегии командующий Балтийским флотом, начальник штаба флота и еще ряд должностных лиц за серьезные упущения в боевой подготовке, а также искажение в докладах реального состояния дел отстранены министром обороны от исполнения обязанностей. Они представлены к снятию с должностей и увольнению с военной службы», — сообщили в пресс-службе.
    Проверка флота проходила с 11 мая по 10 июня.
    Сергей Шойгу поручил также в кратчайшие сроки реализовать план устранения недостатков, выявленных на Балтийском флоте, и в конце года провести повторную проверку.

    Можно сделать вывод, что выводы сделаны. Повторения начала ВОВ не будет.

    • Henren:

      Касаемо Балтфлота в ту войну — он-то как раз встретил ее как полагается, будучи развернутым и готовым к «бою и походу».

      • Gena:

        И не вина БалтФлота, что его заперли, ибо-география.Но подвиги подводников Балтики достойны !

      • BanBanan:

        Ну, Павлов предал на белорусском фронте, это факт. Я к тому, что идёт выявление и устранение слабых мест. В данном случае, оно на БФ.

  3. Владимир:

    >>властям не хотелось ворошить эту неприглядную историю, круто замешанную на измене

    За всю официальную историю ВОВ не знаю, но то, про что читал, никак не бьётся с тем, что учил и слышал в своём советском детстве. Если короче — врали советские историки, и врал хорошо.