Джордж Доу
Английский художник Джордж Доу (1781-1829) был известен в Европе как модный портретист, мастер репродукционной гравюры; он также создавал исторические, мифологические и жанровые полотна в духе сентиментального романтизма. Доу писал портреты английских генералов, отличившихся в битве при Ватерлоо. В 1818 г. он присутствовал на Конгрессе глав государств Священного союза в Ахене, где был представлен Александру I. Русский император пригласил художника в Россию работать над портретами для Военной галереи Зимнего дворца.
Портрет Императора Александра I
Приехав в Петербург весной 1819 г., Джордж Доу прожил в столице 10 лет. За это время самим художником или совместно с его русскими учениками В.А. Голике (умер в 1848 г.) и А.В. Поляковым (1801-1835) для галереи было выполнено 333 портрета. Осенью 1820 г. в Академии художеств была устроена небольшая выставка работ Джорджа Доу, после которой он был избран почетным членом петербургской Академии художеств. Выставка принесла мастеру огромный успех. С этого времени многие члены царской семьи, придворные и министры, родовитые дворяне и гвардейские офицеры начали заказывать Доу свои портреты. Художник успевал писать всех.
Интересно, что никто из современников не оставил описания его наружности и манер. Он нигде не бывал, почти ни с кем не общался. В Петербурге Доу неутомимо работал, помногу часов простаивая перед мольбертом то в своей дворцовой мастерской, то в богатых домах частных заказчиков.
Портрет Михаила Илларионовича Кутузова
Первые годы художник работал один, потом была создана целая мастерская. Сначала приехали из Англии граверы — зять Доу, Томас Райт, и младший брат Генри Доу, которые исполняли репродукционные гравюры с произведений Джорджа Доу. Спрос на эти гравюры был очень большим: их приобретали сами изображенные, чтобы дарить близким, их родные, сослуживцы, а также учреждения, которые они возглавляли, учебные заведения, где они учились.
В 1822 г. в мастерской Доу появились два помощника — Александр Поляков и Василий (Вильгельм) Голике. Несмотря на то, что все портреты заносились в каталог Эрмитажа как произведения Джорджа Доу, стилистические различия между ними очевидны. Несомненно, что некоторые из них написаны не самим Доу, а кем-то из его помощников. В 1828 г. Доу получил звание первого портретного живописца русского императорского двора и вскоре покинул Петербург. К этому времени мастер состоял членом петербургской и лондонской Академий художеств, был избран в венскую, флорентийскую, парижскую, мюнхенскую, дрезденскую и стокгольмскую Академии.
В феврале 1829 г. Доу вернулся в Петербург, чтобы написать портрет великого князя Константина Павловича (в рост) и закончить несколько портретов для Военной галереи. Резко ухудшившееся состояние здоровья заставило его уехать в Лондон, где он и умер в октябре 1829 г.
Портрет генерала Фёдора Петровича Уварова
После смерти Доу, его зять Томас Райт, приехавший в Россию по делам наследства художника, закончил начатые Доу три поясных портрета генералов, а также портрет великого князя Константина Павловича.
Судя по многочисленным отзывам современников, их поражала в творчестве Доу способность точно передавать облик модели, а также ловкость владения кистью. «Механический прием руки его совершенно особен; кисть широкая, смелая, быстрая, но слишком быстрая… она не кладет, бросает краски, и в другой раз, кажется, не дотрагивается до них… от этого все портреты Доу кажутся работою a la prima, родом эскизов…», — писал П. Свиньин в журнале «Отечественные записки» в 1820 г. Театрально-романтическая приподнятость композиций и эскизность манеры, которую часто принимали за небрежность, вызывали некоторое неудовольствие критиков, в остальном награждавших Доу самыми высокими эпитетами.
Красиво писал.
Некоторые работы вообще как фотографии !
Какая небрежность? Хотя им , критикам , виднее. Но кто вспомнит о них , а работы Мастера — вот они.
Гм, а правая рука Кутузова?
Как ему ее изнахратило!
Вот помню, что когда мы были на экскурсии в Военной галерее Зимнего дворца, эти лица с портретов взирали на нас, школьников, и казалось, что оживут и заговорят, расскажут о былом. Запомнилось настроение — высокое искусство никого не оставило равнодушным.
Две с половиной недели назад там был, прогуливаясь по Эрмитажу после посещения эрмитажного «закулисья» (были в гостях у хранителя оружейной коллекции Ю. Г. Ефимова, где смотрели нашенское оружие). Военная галерея впечатляет, да…
Фактурные фейсы, да
Спасибо,Самара!Вы,как всегда,на высоте-душу греете.