Сумрачное братство Ленинграда

27 января мы в Питере каждый год празднуем годовщину полного снятия блокады Ленинграда. Для тех, кто любит город на Неве, 27 января – священный день. И не только потому, что Ленинград принёс на алтарь Победы невиданные жертвы (даже по официальным данным, в блокаду погибло около 850 тысяч жителей), и не только потому, что город продемонстрировал беспрецедентный пример гражданского подвига – пример мужества, который может явить невоенный человек. Быть может, главное состоит в том, что именно в Ленинграде яснее всего проявилась та духовная победа, которую одержал советский человек в борьбе с фашизмом.

Когда в сентябре 1941 года фашисты замкнули блокадное кольцо, в то, что город на Неве выстоит, не верил никто: в истории человечества не было города такого масштаба, который мог бы выдержать столь продолжительную осаду. Город должен был погибнуть ещё осенью – в хаосе кровавых голодных бунтов, которые неизбежно должны были вспыхнуть там, где нормы выдачи продовольствия в разы были меньше необходимого дневного рациона. Но город не погиб, и бунтов не было – в январе в Ленинграде были проведены новогодние ёлки, а в самые суровые месяцы первой блокадной зимы в очередях за хлебом сохранялся идеальный порядок.

Ленинградцы на строительстве баррикады у Кировского завода. 24 сентября 1941 г.

Ленинградцы на строительстве баррикады у Кировского завода. 24 сентября 1941 г.

По всем мыслимым и немыслимым расчётам, тем, кто стоял в очередях за крохами мутного блокадного хлеба, жить оставалось недолго: если не лютый мороз, бомбёжки и дистрофия, то распространившая эпидемия должна была «прикончить» Ленинград. В условиях, когда не работала канализация, и трупы валялись на улицах, избежать массовой эпидемии было просто невозможно. Кроме того, кто бы стал убирать город весной 1942 года? Ещё чуть-чуть, и полноправными хозяевами города должны были стать крысы. Но эпидемии не случилось: когда снег растаял, ленинградцы вышли на улицы – и город засиял кристальной чистотой, и трупов на улицах не было. Те, кто помнит весну 1942 года, говорят, что не видели город чище, чем тогда.

Рабочие отряды на проспекте Стачек в Ленинграде. 25 сентября1941 г.

Рабочие отряды на проспекте Стачек в Ленинграде. 25 сентября1941 г.

Но только это не могло спасти Ленинград – ведь, чтобы избежать повторения «125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам», истощённые после изнурительной зимы люди должны были обеспечить посадки овощей. Могли ли дистрофики, помимо ежедневного выхода на работу, ещё и копать землю, то есть заниматься тяжёлым физическим трудом? И могли ли в город доставить необходимые семена – тогда, когда весной Дорога жизни уже не работала? И, тем не менее, летом 1942 года на площадях города, в скверах и на островах зазеленели посадки.

А в августе 1942 года изнурённые люди собрались в Большом зале Филармонии, чтобы послушать Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Перед этим симфонию репетировали, и музыканты, собранные со всего Ленинграда, умирали на репетициях. Умирали буквально — трупы уносили, и репетиции продолжались. И, тем не менее, симфония была исполнена.

В январе 1943 года явленное в музыке чудо стало явью – блокада была прорвана, а год спустя операция по полному освобождению Ленинграда переросла в полномасштабный разгром когда-то непобедимой группы армий «Север». Но начался этот разгром именно тогда, в августе 1942 года, – в стенах Ленинградской филармонии. Ибо именно в стенах Ленинградской филармонии была достигнута духовная победа над врагом. Седьмая симфония Дмитрия Шостоковича, проект футбольного стадиона имени Кирова Александра Никольского, перевод «Исповеди» блаженного Августина Марии Сергеенко – и многое другое, сотворённое в блокадном городе, – было публичной пощёчиной, нанесённой нацистам – ударом в самую сердцевину того, во что они верили.

Они верили, что из человека можно вытравить всё человеческое, убрать всё, что связано с ненавистным им «страдающим еврейским богом» и всем тем, что его страдание предписывало грешному человечеству. И, главное, они верили, что человека можно лишить способности творить – высшего небесного дара, в котором раскрывается свобода, присущая человеку. Этот Ленинград, где люди давно должны были съесть друг друга, этот проклятый Ленинград играл классическую музыку, творил и был, вопреки голоду и холоду, свободным, и это было нестерпимо для фашистов, ибо подрывало на корню то, во что они верили.

Говорят, что немецкие солдаты, слышавшие из репродукторов, установленных в советских окопах, исполнение Седьмой симфонии, сдавались в плен.

Шостакович оказался сильнее Гитлера не потому, что у Шостаковича и у его народа было больше танков, самолётов и живой силы. Нет, Шостакович и его народ оказались сильнее Гитлера и его народа в духовной борьбе, и именно потому, в числе прочего, сотворили ленинградское чудо.

Если кто не знает — Ленинград воевал вот такой эрзац-техникой, которую удавалось собрать из всякого старого хлама:

Установка 76-мм пушки на шасси танка Т-26. Завод имени Кирова, Ленинград. Осень 1941 года.

Установка дореволюционной 76-мм пушки на шасси танка Т-26. Завод имени Кирова, Ленинград. Осень 1941 года.

C «большой земли» в город прислали только несколько десятков легких танкеток Т-60, вооруженных 20-мм пушкой, да и то лишь спустя почти два года блокады. На этом помощь городу бронетехникой была исчерпана. Сами, всё сами…

Читая сегодня – в эпоху тотальной атомизации общества – стихи и прозу блокадного времени, поражаешься тому, как многомиллионный город мог ощущать себя одним коллективом, одной большой семьёй («наше сумрачное братство», по выражению Ольги Берггольц) – общностью, спаянной не только и не столько дисциплиной, сколько ощущением единства.

Ольга Берггольц писала:

Что может враг? Разрушить и убить.
И только-то?
А я могу любить,
а мне не счесть души моей богатства,
а я затем хочу и буду жить,
чтоб всю её,
как дань людскому братству,
на жертвенник всемирный положить.

Разумеется, такое «сумрачное братство» представляло прямую опасность для отсидевшегося в тылах совчиновничества. Его необходимо было уничтожить — и начать уничтожение решили с «музея обороны Ленинграда».

4 декабря 1943 года вышло постановление Военного совета Ленинградского фронта № 1823 «Об организации выставки “Героическая защита Ленинграда”». Для организации выставки была создана специальная комиссия. В нее вошли: начальник политуправления Ленинградского фронта генерал-майор Д. И. Холостов, секретарь горкома партии А. И. Маханов, директор Ленинградского института истории партии С. И. Аввакумов, председатель Ленинградского отделения Союза художников В. А. Серов, начальник управления по делам искусств исполкома Ленсовета Б. Н. Загурский. Созданием выставки и музея руководил Л. Л. Раков, экспозицию готовили художником Н. М. Суетин, К. Л. Иогансен, В. А. Петров, А. А. Лепорская и др.

В 1946 году Музей обороны Ленинграда занимал весь комплекс выставочных павильонов бывшей Всероссийской мануфактурной выставки – зданий т.н. Соляного городка в квартале, ограниченном Соляным переулком, ул. Гангутской, наб. р. Фонтанки, ул. Пестеля:

экспозиционная площадь – 40 000 кв.м;
выставочных залов – 39;
экспонатов в экспозиции – свыше 38 000.

В 1949 году экспозиция была признана идеологически ошибочной, было отмечено, что «экспозиция музея извратила ход исторических событий в годы Великой Отечественной войны, и является по характеру антипартийной…», а также недостаточно акцентирующей роль партии и Сталина и выпячивающей местный ленинградский патриотизм, и в том же 1949 году музей был уничтожен.

Тысяча девятьсот сорок девятый год. Ленинград. Во дворе Музея обороны … горят костры. Жгут бесценные, уникальные экспонаты, подлинные документы, реликвии. Жгут многочисленные фотографии. Среди них и детские. Дети блокады похожи на маленьких старичков — морщинистые личики, иссохшие тельца, глаза мучеников. В залах музея молотом разбивают скульптуры. Баграми сдирают живопись. Ломами рушат стены между залами. На грузовиках увозят в переплавку, а то и просто на свалку, именные орудия и другие музейные материалы. Жгут костры. Гибнет Музей обороны Ленинграда!

(Из воспоминаний экскурсовода Музея обороны Ленинграда Н. Нониной).

Затем было организовано «Ленинградское дело». Жертвами репрессий стали все (да-да — абсолютно все подряд) руководители Ленинградских областных, городских и даже районных организаций ВКП(б), а также почти все советские и государственные деятели, которые после Великой Отечественной войны были выдвинуты из Ленинграда на руководящую работу в другие регионы. Аресты производились как в Ленинграде, так и по всей стране: в Москве, Горьком, Мурманске, Симферополе, Новгороде, Рязани, Пскове, Петрозаводске, Таллине.

Интересно, что в 1947 году Указом Президиума Верховного Совета СССР смертная казнь в СССР была отменена. Но в ходе следствия по ленинградскому делу, 12 января 1950 года, происходит восстановление смертной казни. И согласно данному указу осужденные были расстреляны. Тем самым был нарушен один из фундаментальных принципов права — «закон обратной силы не имеет».

Всего по «ленинградскому делу» было осуждено более 2 тысяч представителей ленинградской номенклатуры. Опасное влияние «ленинградцев» на жизнь СССР было устранено, люди, знавшие, кто в реальности виноват в том, что блокада города тянулась три года — все уничтожены.

После смерти Сталина и Берии уже 30 апреля 1954 года Верховный суд СССР полностью реабилитировал обвиняемых по ленинградскому делу. А чего бы и не реабилитировать — трупы говорить не могут и угрозы не представляют.

Что характерно — музей обороны Ленинграда никто восстанавливать не стал. Что как бы намекает нам на то, что партия хотела бы забыть историю с блокадой Ленинграда как можно быстрее и покрепче. Лишь в период «Перестройки» в 1988 году ветераны войны и блокады, культурная общественность города подняли вопрос о восстановлении Музея обороны Ленинграда.

PS. «Ленинградцы» Кузнецов и Родионов хотели усилить значение РСФСР (России) в рамках СССР, чтобы сдержать растаскивание российских ресурсов в национальные окраины. Родионов, например, предлагал не только создать Компартию Российской Федерации (ведь все республики СССР имеют свои компартии, и только росфедерация компартии не имеет), но и учредить собственный российский гимн и флаг — традиционный триколор, но с серпом и молотом. Поэтому намерения сделать более самостоятельной в рамках СССР Российскую Федерацию, поднять роль Ленинграда и Ленинградской области, передав «северной столице» некоторые функции центральной власти, а в будущем сделав ее даже «столицей РСФСР», были налицо.

Материал: http://culturalwar.livejournal.com/9129.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментария 24

  1. Proper:

    «Ленинградское дело» — оно вообще было странное. Например, обвиняемым шили шпионаж, основываясь на такого вот рода «фактах»:

    В свое время второй секретарь Ленинградского горкома ВКП(6) Яков Капустин, находясь в 1935—1936 годах на стажировке в Англии, где изучал паровые турбины, вступил в интимную связь с англичанкой-переводчицей. Разразился скандал, который стал предметом разбирательства партийной организацией советского торгпредства в Лондоне.

    Как вы понимаете — с 1936 года это не мешало товарищу Капустину руководить, причем делать карьеру в партии:

    C 1938 года — на партийной работе. В 1938—1939 гг. — секретарь парткома и парторг ЦК ВКП(б) на Кировском заводе. В 1939—1940 гг. — секретарь Кировского райкома партии. В 1940—1945 гг. — секретарь Ленинградского горкома ВКП(б). Во время блокады Ленинграда — Уполномоченный Государственного комитета обороны по эвакуации предприятий Ленинграда. С января 1945 г. — 2-й секретарь Ленинградского горкома ВКП(б).

    И вдруг в 1949 году его обвиняют в связях с английской разведкой — и расстрел. Проснулись, мля. Переводчицу вспомнили.

  2. Proper:

    Интересно, что «Ленинградское дело» — единственное, по которому были расстреляны практически все следователи. Да-да — после 1954 года их всех судили военным трибуналом и расстреляли. Концы в воду.

    Еще более странным является тот факт, что до сих пор документы «ленинградского дела» опубликованы лишь частично. А частично — до сих пор засекречены.

  3. nina postnikova:

    Как страшно то,что здесь написано.Как страшно,что уничтожили Музей.Как страшно,что и сегодня стремятся изгадить Блокаду……

    • Sobolek:

      Если первая часть статьи трагически-светлая , освещенная героизмом и мужеством блокадников, то вторая трагически-темная.

  4. lodr:

    Был в июне в Петербурге, зашел в туристский инфоцентр на садовой, взял стопку туристских буклетов. Пролистал, и сначала не мог понять, что мне в них не нравится. Потом дошло.

    Среди городских достопримечательностей не указано Пискаревское кладбище. Забыли, да.

  5. Инфарх:

    Не хочу никого обидеть, но есть вопрос: сколько лет вы уже отмечаете семидесятую (!) годовщину полного снятия блокады Ленинграда?

    • Рич:

      оригинал поста датирован January 27th, 2014.
      все верно.

      • Ванёк26:

        Ну я тоже заметил что автор отмечает семидесятую годовщину КАЖДЫЙ год. Но решил забить.

        • Инфарх:

          Да мне тоже параллельно, просто решил уточнить, может я чего не так понял.

    • Proper:

      Спасибо, поправил.

  6. popkovsf65:

    У всех тогда, а и сегодня, была беда. Ни больше ни меньше, чем у любого другого.
    Воронеж, Сталинград …, надо ли перечислять далее?
    Как минимум не скромно!
    Ни кого не хотел обидеть.

    • Proper:

      Так-таки у всех? И у героев четырехлетней обороны Ташкента тоже? И у защитников нерушимой твердыни Куйбышева?

      Надо полагать, что и Лидия Андреевна Русланова (при рождении Прасковья Андриановна Лейкина) так сильно бедовала, что при аресте у нее конфисковали:

      107 килограммов изделий из серебра,
      35 старинных ковров,
      старинные гобелены,
      много антикварных сервизов,
      меха,
      скульптуры из бронзы и мрамора,
      декоративные вазы,
      огромную библиотеку старинных немецких книг с золотым обрезом,
      312 пар модельной обуви,
      87 костюмов,
      штабеля шелкового нательного и постельного белья и пр., и пр.

      Картинная галерея Лидии Руслановой — 132 картины великих русских мастеров: Шишкина, Репина, Серова, Сурикова, Васнецова, Верещагина, Левитана, Крамского, Брюллова, Тропинина, Врубеля, Маковского, Айвазовского и других. Просто интереса ради, я зашел в Эрмитаж и начал отсчитывать первые от входа 132 картины. Решил прикинуть, какую площадь стен надо иметь, чтобы развесить столько картин. Картины бывают разных размеров: малые, средние, большие. Так вот, какие картины ни бери, хоть самые малые, все равно требуется весьма большая площадь стен, чтобы развесить 132 картины. Всем желающим рекомендую мой опыт повторить. У Лидии Руслановой площади стен вполне хватило, чтобы все эти сокровища развесить на радость гостям и домочадцам.

      И так бедовала во время войны не только она.

      • Федя:

        Каждый бедовал по своему…
        можэд ей хотелось 300кг серебром, а полусилось 107..бядабяда.

        • Proper:

          Я вам больше скажу — большинство картин у Руслановой были из Ленинграда. Умирающие люди меняли на хлеб, а хлеб этот для бизнеса Руслановой воровали из пайков солдат, защищавших город. Схема-то известная — солдата убили, а сведения об этом наверх можно не подавать, придержать в инстанции, поступающий же на убитых продпаек — пустить налево.

          Таких вычисляли и ставили к стенке — но если это крышевал заместитель Жукова, то сами понимаете, закон закрывал глаза.

          Глаза закрывал, но запоминал. И после войны с уродами поквитались. Жаль — не со всеми.

          • Федя:

            Да, жаль…

          • popkovsf65:

            Зависть — это плохо.
            За все приходиться рано или поздно отвечать.
            Самое лучшее ничего не делать и отвечать будет не за что.
            А тов. Главный, СПАСИБО, те огромное за эту площадку!!!

  7. NZachary:

    Если судить по известным фактам, то главный виновник — Маленков.
    Он все организовал, давил на следствие, потом убеждал Сталина, что фигуранты дела — опасные люди.
    А после 1953 года он заявил, что на него давил Сталин.

  8. jaff_13:

    вопрос питерцам: а к певцу Юре вы как относитесь? после вот этих строчек про «человечье мясо сладко на вкус»?

    • FLY_Slim Jr.:

      Как можно относится к эпатажным алкашам!?

      • jaff_13:

        хз… тут такой не совсем эпатаж, я бы сказал… что дальше там, знаете?

        • Proper:

          Да, когда это чмо из Уфы пело про «марсово пастбище, зимнее кладбище» — с ним стало всё совершенно понятно.

          • FLY_Slim Jr.:

            Не стоит застрять внимание на персону вообще

  9. popkovsf65:

    Ленинградцам слава и почет. Их подвиг, ни кто ни уменьшает. Всем бы быть такими.
    Но нас в стране много. И городов много, где человеки в подвалах жили при оккупации.
    Их как крыс расстреливали патрули немчуровские.
    Кто беду прошел, не выставляет на показ самого себя.
    Прошу Главного не обижаться.