Безумие и некомпетентность: коффердамы «Замволта»

Как известно специалистам, боекомплект “Замволта” размещён в 20 пусковых установках MK.57 по периметру корпуса корабля. Каждая из установок представляет независимую секцию из четырёх шахт, предназначенных для хранения и запуска УР со стартовой массой до 4 тонн.

Согласно официальным пресс-релизам, перспективная система позволит сократить эксплуатационные расходы и повысить живучесть эсминца. В отличие от плотно сгруппированных ячеек MK.41, рассредоточенные вдоль борта модули позволят улучшить доступ, упростить локализацию аварий и предотвратить детонацию всего б/к при возникновении нештатной ситуации в отдельной взятой шахте. Конструкция MK.57 предусматривает упрочненную стенку со стороны, обращенной внутрь корабля, и специальную вышибную переборку, направляющую энергию взрыва в забортное пространство.

Наконец, установка позволит разместить на борту перспективные (и более массивные) ракеты, необходимые для решения задач ПРО в ближнем космосе.

Независимые специалисты, напротив, считают MK.57 пустой тратой средств. По их мнению:

— периферийная установка является нестандартной (применяется только на трёх кораблях серии “Замволт”), что только увеличит затраты на обслуживание, приобретение запчастей и обучение персонала;

— периферийная установка более громоздка по сравнению с предшествующей MK.41, что привело к сокращению числа ракет на борту (80, по сравнению с 90 у ЭМ “Арли Бёрк”);

— идея с рассредоточением пусковых шахт вдоль борта никак не способствует повышению живучести. Наоборот, такой приём лишь повышает риск поражения ракетных шахт при попадании в корабль вражеской ПКР. Заявленные возможности по локализации повреждений при взрыве УР внутри шахты также не подтверждены ни чем, кроме слов самих адмиралов. При выбранной толщине внутренней переборки (12 мм), продукты взрыва неминуемо проникнут внутрь корпуса. Также, в официальных заявлениях отсутствует какая-либо информация об индивидуальной защите каждой ячейки (т.е. при нештатной ситуации пострадают все четыре, находящиеся в модуле ракеты).

Заявленные возможности по увеличению стартовой массы ракет не являются насущной необходимостью флота. В обозримом будущем у ВМС США отсутствуют какие-либо планы по принятию на вооружение 4-тонных ракет. Все существующие перехватчики и “Томагавки” с успехом помещаются в стандартных ячейках MK.41.

Наконец, если новая установка действительно обладает какими-либо серьезными преимуществам, то почему её не используют на перспективных кораблях других классов? В состав вооружения эсминцев “Берк, подсерия 3” включена все та же стандартная УВП MK.41.

Специфическая конструкция MK.57 PVLS делает сложным её внедрение на любом из существующих крейсеров, эсминцев и фрегатов. Эта система разрабатывалась исключительно для стелс-кораблей будущего. Для “Замволтов”, чьи борта имеют обратный наклон, что сократило площадь верхней палубы и заставило конструкторов искать новые схемы размещения боекомплекта.

В этом и была единственная причина появления Mарк-57. Все остальные её достоинства, грозящие обернуться недостатками, лишь следствие нетипичных решений, вызванных размещением шахт в “утюгообразном” корпусе стелс-эсминца.

Перечисленные выкладки и “секреты” хорошо известны и вряд ли представляют интерес для специалистов. Но в конструкции “Замволта” и MK.57 присутствует еще один связанный элемент о назначении которого нам неизвестно ничего. Но хотелось бы узнать многое.

Секреты долго не живут

Многие, едва услышав о “периферийной” УВП, выразят недоумение по поводу опасного расположения пусковых шахт: прямо за внешней обшивкой борта. Кажется, что достаточно одной пули или шального осколка, чтобы воспламенить ракету и вывести эсминец из строя.

Разумеется, в реальности все несколько иначе. Те, кто утверждает о близости ракеты к борту, забывает о том, что корпус “Замволта” похож на усеченную пирамиду с углом наклона граней (бортов) — визуально около 20 град. от нормали (точные данные в открытой печати отсутствуют).

В результате хвостовая часть ракеты отстоит от борта на расстоянии, как минимум 2,5—3 метра. А головная часть — не менее одного-полутора метра, с учетом того, что крышка УВП расположена отнюдь не у края палубы. А сам транспортно-пусковой контейнер с ракетой установлен не у верхнего среза шахты, а заглублен внутрь на расстояние полутора-двух метров (ТПК с “Томагавком” имеет длину 6,2 м, тогда как шахта Mk.57 достигает в длину 8 м).

Боезапас отделён от забортной среды обшивкой борта, переборкой, стенкой ТПК и расстоянием в пару-тройку метров. Но вы заметили один любопытный нюанс?

Между обшивкой борта и ракетными шахтами остается достаточно много места — сводчатый коридор высотой восемь и шириной три метра, имеющий в сечении ⊿-образную форму. Зная длину каждого модуля (14,2 фута) и их количество (20), можно элементарно вычислить весь объём, запертый между бортом и пусковыми шахтами Mарк-57. Свыше 1500 “кубиков” пространства. Эквивалентно объёму всех квартир одного подъезда типовой пятиэтажки.

Вопрос — что же находится в этих коридорах?

Только не говорите, что там пустота.

Кто-то вспомнит про газоходы ракетной шахты, способные выдерживать давление и термическую нагрузку, развиваемую при “горячем” старте многотонной ракеты. Но официальные источники говорят о “симметричном” расположении газоходов по обеим сторонам шахты, в то время, как секция корпуса с установкой имеет четко выраженную ⊿- образную форму. Значит, объем коридоров никак не используется для обеспечения хранения и запуска ракет.

Что касается контрольных модулей, распределительных щитов и панелей с предохранителями и пр. электроарматурой — на легкой и компактной, созданной сорок лет назад, MK.41 они занимали место размером с большой платяной шкаф. А все коммуникации (кабели, трубы система охлаждения забортной водой) проходят непосредственно внутри пускового модуля УВП. Полезный объем коридоров опять остается незадействованным.

Быть может, эти отсеки используются для хранения топлива? Хе-хе… Сотни и тысячи кг высокобризантной взрывчатки и ракетного пороха, окруженные тысячами тонн керосина JP-5?

Подобное, смелое и экстравагантное решение применялось на боевой технике лишь однажды — баки в створках кормовых дверей советской БМП. Но на кораблях топливо хранится однозначным образом — в пространстве, образованном двойным дном. Много ниже конструктивной ватерлинии.

По своему расположению таинственные коридоры “Замволта” напоминают коффердамы боевых кораблей прошлого. Узкие, непроницаемые и необитаемые отсеки, расположенные между броневым поясом и водонепроницаемой переборкой. Их назначением была локализация повреждений внешней обшивки борта.

Если нечто подобное используется и в конструкции установки MK.57, то эсминец “Замволт” демонстрирует весьма оригинальный (возможно, не самый эффективный), но исключительный по своим масштабам подход к повышению живучести среди всех современных боевых кораблей.

PS. А на сладенькое вот вам картина «Пиндосы топят Замволт»:

Пиндосы топят Замволт

На переднем плане — новая трактовка стелс-корабля. Без бортов и надстроек. Омериганский хайтек. Хай так.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментариев 19

  1. Henren:

    В коффердамах Замволта — трубы из легкого сплава и кевлар. Французская технология, применяемая на их новых фрегатах типа Ля Файет. Выполняет роль ПТЗ/ПРЗ. На Жипре, правда, немного другая технология, не как на Ля Файете и Сюркуфе, но принцип такой. Так что никакого безумия нет. Но с другой стороны — строить деревяшки в качестве боевых кораблей в 21-м веке…

    • nina postnikova:

      А мож у них ностальгия по прошлому.Тоска,депрессняк.Вот и захотелось поиграть деревянной лошадкой.

    • Proper:

      Советская испытательная торпеда УГСТ с инертным зарядом пробила сторожевик вертикально с днища через все палубы и вылезла из верхней палубы. Вы уверены, что эти трубы представляют для нее какое-то препятствие? Особенно с учетом того, что попадание боевой торпеды в корабль класса фрегата легко ломает его пополам? Вот примерно так:

      torpedo06

      С российскими ПКР ситуация еще хуже. У меня где-то валяется фото результатов стрельбы ПКР Яхонт по плавказарме — так вот немаленький пароход пробило насквозь сквозь оба борта наискосок, снеся все переборки нахрен. И это, опять же, была ПКР с инертной головной частью — иначе пароход порвало бы пополам. Как порвало пополам списаный БПК пр.57А «Гордый» всего одной ракетой — а это когда-то был полноценный эсминец постройки конца 50-х, забронированный для противодействия артиллерийскому огню.

      • Федя:

        Гэти торпэды нажно назвать как ,,Мясорупка,,

        Я п шахтёры пошел, пусть меня научат.
        Думаю красавцев моряков пиндософ после таких бы фото списалось бы на берег неимоверное кол-во.

        • Proper:

          На фото — результат действия американской торпеды Мк-48. Российская торпеда аналогичного класса существенно разрушительнее, поскольку в ней тупо больше взрывчатки (она почти на метр длиннее и сильно тяжелее). И это я говорю про торпеды 533 мм — а ведь у русских есть и монстроидальные изделия калибра 650 мм. Впрочем, они настолько Overpowered, что от них отказались.

          • Федя:

            Ну, да, если пятисотой хватает… логично.
            Эффект конечно, как для кино.

            • Henren:

              Калибр 650 был принят в 1958 году, т.к. ЯБЧ меньших размеров не получались. Торпеда даже не оснащалась системами наведения, незачем — ей стреляли просто в сторону противника.

              • Федя:

                И кто то ещё будет против такого воевать? Если всю эту груду железа со взрывчаткой высыпать по неприятелю с неба , воздуха и по воде… это надо быть просто больным на голову.

              • Proper:

                Не-не — на штатных 650-ках стояли головы наведения, в основном по кильватерному следу, потому что применять такое против подлодок было очевидным мракобесием.

                Исходно да — калибр 650 придумали, потому что в 533 ЯБЧ не лезла. Но эту проблему быстро решили, а калибр остался — потому что энергетика такой торпеды получалась большая, дальноход и скорость хорошие (ее так и называли — «длинная рука»), ну и конвенциональная голова такая, что даже авианосцу больно было бы, а «Тикондерогу» какую-нибудь вообще хрусть и пополам.

                650-мм торпеда 65-76А — советская противокорабельная тепловая дальноходная самонаводящаяся торпеда стоявшая на вооружении СССР и России. Так же известна под названием «Кит». Государственные испытания прототипа прошли в 1965 г., но на подводные лодки (ПЛ) торпеда не размещалась из-за отсутствия носителей. В 1973 г. варианту торпеды с ядерной боевой частью (БЧ) присвоен индекс 65-73.

                Модернизация торпеды под установку системы самонаведения велась главные конструкторы — В.А.Келейников и Л.С.Тарасов. Государственные испытания торпеды 65-76 проводились в два этапа — на озере Иссык-Куль (успешно завершен в апреле 1975 г.) и на Северном флоте (июль-декабрь 1975 г.). В ходе Гос. испытаний произведено 8 выстрелов торпедами в ходе 4 выходов в море АПЛ пр. 671РТМ «Щука». Приказом министра обороны СССР от 19.11.1976 г. на вооружение АПЛ пр. 671РТМ «Щука» принимается модификация торпеды с новой системой самонаведения (ССН) и без ядерного боеприпаса — торпеда 65-76 (обозначение НАТО — Type 65).

                Доработка торпеды для применения с ПЛ третьего поколения начата 31 декабря 1982 г. в ЦНИИ «Гидроприбор», главный конструктор Б.И.Лаврищев. Новая модификация получила название 65-76А. Межведомственные испытания доработанных торпед проведены в 1983 г. после чего в 1990 г. прошли заключительные испытания торпеды на Северном флоте. Производились залпы с атомной подводной лодки «Барракуда». В сентябре-октябре 1990 г. стрельбы торпедами 65-76А проводились с ПЛАРК «Антей». Торпеда 65-76А была принята на вооружение 25 апреля 1991 г. и начато её серийное производство.

                Система управления и наведение — активная система самонаведения (ССН) с вертикальным лоцированием кильватерного следа (ВЛКС) цели. Телеуправление не применяется. Неконтактный электромагнитный взрыватель конструкции В.П.Шляхтенко. Ввод стрельбовых данных на торпеде 65-76 механический, на торпеде 65-76А — электрический.

                Двигатель — турбина на перекиси водорода, мощность около 1500 л.с.

          • Henren:

            Отказались после «Курска». Я вообще не слыхал, чтобы стрельбы 65-76 вообще когда-нибудь проводились. Современные торпеды лучше, хоть и не такие монстры.

            • Proper:

              Проводились. См. мой каммент выше. Более того — торпеда 65-76А была принята на вооружение аж 25 апреля 1991 г. и тогда же начато её серийное производство. Свежак-с (конечно, технически это модернизация более старой 65-76, но новодел).

              Калибр – 650 мм
              Длина – 11.3 м
              Дальность хода (при скорости):
              – 50 км (50 уз ≈ 92,6 км/ч)
              – 100 км (30-35 уз ≈ 55,6-64,8 км/ч)

              65-76 – обычная БЧ, мощность в тротиловом эквиваленте – 765 кг

              При использовании торпеды с ядерной боевой частью, в параметры стрельбы вводится расчетная дистанция, которую необходимо пройти торпеде до цели. Наведения по кильватерному следу не осуществляется. Пройдя заданную дистанцию взрывается 20-килотонная боеголовка. Достаточно, чтобы цель оказалась в радиусе 1 километра от взрыва — если даже не утонет, то будет искалечена так, что выполнять боевую задачу уже не сможет.

              Советские моряки справедливо рассудили, что шанс быть обнаруженным противолодочной авиацией сравнительно невелик – любая АУГ, конвой или отряд боевых кораблей вряд ли способны постоянно держать в воздухе более 8-10 машин. Слишком мало, чтобы контролировать десятки тысяч квадратных километров прилегающего водного пространства.

              Главное – «не попадаться на глаза» гидролокаторам эскортных крейсеров и атомных подлодок ВМС США. В этом случае нужно выпускать торпеды с дистанции хотя бы 40…50 километров (≈20…30 морских миль). С обнаружением и целеуказанием проблем не возникало – грохот винтов крупных корабельных соединений был отчетливо слышен за сотню километров.

              Пристрелить торпеду американцам нечем – на кораблях ВМС США нет оружия, подобного нашему РБУ-6000. Американцы до сих пор стреляют по торпедам с кораблей своими авиационными торпедами Мк-46 — но это срабатывает только если торпеда противника относительно тихоходна. Скорость самой Мк-46 не более 45 узлов — соответственно цель, идущую быстрее 30 узлов, она практически не может поразить.

              УГСТ в калибре 533 мм сейчас имеет скорость 50 узлов и дальность 50 км. С новым мотором скорость обещана 65 узлов при сходной дальности. Не дураки сидят, поверь — пиндосам реально нечем сбивать такую торпеду. К тому же, если глубина позволяет — она может идти на глубине 500 метров, так глубоко Мк-46 не ныряет.

              • Henren:

                65-см монстрик с 50 км врядли наведется. А вот заявленный нынче его меньший собрат таки должен. По идее, должен в будущем году пойти в серию.

                • Proper:

                  Ну почему же? Его тупо пускают поперек курса корабля, он цепляется за кильватерный след (который за авианосцем тянется на десятки км) — и дальше прёт по следу.

            • Proper:

              На вопрос военного корреспондента: «Как вы собираетесь защищать авианосцы от русских супер-торпед?» один из высокопоставленных представителей ВМС США дал простой и лаконичный ответ: «Поставим по крейсеру в кильватер каждого авианосца».

              Подразумевается, что торпеда наведется по кильватерному следу и угрохает крейсер, но авианосец будет спасён.

              Поставить что-то меньше крейсера нельзя — торпеда не дура, умеет отличать цели.

              • FUnCKy:

                А ежели 20кт бумкнет в замыкающий крейсер, то авиакрыло авианосца пополнится летающим крейсером.))

                • Proper:

                  C 20 кт всё еще проще — я же написал, что ей даже не включают ГСН, запускают «в район ордера АУГ» по прямой. Она чешет на глубине на установленное расстояние, потом поднимается примерно на 15-25 метров от поверхности и взрывается. Никто не рассчитывает попасть прямо под корабль — расчетный радиус поражения около километра, причем на километре ни авианосец, ни крейсер не потонут — но волной их покорёжит так, что дальше останется только спасать выживших с гнутой коробки, потерявшей ход и лишенной внешнего оборудования — радаров и так далее.

  2. FLY_Slim Jr.:

    Глагнэ со Змеем торпеду полируют седне