Зимний вечер в Гаграх. Вспоминаем любимое кино.

Как-то в одном комментарии к материалу о каком-то фильме засветилась просьба рассказать историю создания этой ленты. Мне не очень нравится этот фильм, но очень нравится актёрский состав и его игра. Именно поэтому сегодня рискну выложить статью о музыкальной драме Карена Шахназарова с Евгением Евстигнеевым, Александром Панкратовым-Черным, Натальей Гундаревой и Сергеем Никоненко в главных ролях.

 

Для тех, кто не в курсе, — сюжет фильма Зимний вечер в Гаграх.

Главный герой фильма «Зимний вечер в Гаграх» Алексей Беглов (Евгений Евстигнеев) когда-то, в 1950-е годы, был настоящей звездой, известным танцором-чечеточником, а по прошествии тридцати лет, когда о нем забыли все, даже самые пылкие поклонники, трудится скромным репетитором балетной труппы эстрадного ансамбля. О былой славе Алексея Ивановича знают только его близкие да музыканты, которые в прежние годы выступали вместе с ним.

evstigneev

Однажды к Беглову, в перерыве между репетициями, подошел молодой человек, представившийся Аркадием Грачевым (Александр Панкратов-Черный) и попросил научить его «бить чечетку». Алексей Иванович с большой неохотой согласился взять в ученики странноватого парня, приехавшего из Сибири и работающего разнорабочим в цирке, тем более что, как выяснилось, у Аркадия не было ни чувства ритма, ни хороших физических данных. Не обнаружилось у него и «куража», того особенного душевного состояния, без которого не только танцами, но и любой творческой работой лучше даже не пытаться заниматься – все равно ничего не получится.

8611

Но, несмотря на все недостатки своего нелепого ученика, Беглов, занимаясь с ним, словно вернулся в молодость и обрел второе дыхание. Правда, вскоре жизнь вновь вернула все на круги своя, и Алексей Иванович понял, что он всего лишь никому не нужный одинокий старик, у которого в жизни осталась одна несбыточная мечта – хотя бы на мгновенье вернуться на много лет назад, в далекий зимний вечер, когда он со своей дочерью танцевал степ на маленькой эстраде в Гаграх…

124736525_a_reva_na_tanets

Премьера фильма Зимний вечер в Гаграх состоялась 25 декабря 1985 года. По словам режиссера картины «Зимний вечер в Гаграх» стал своеобразным продолжением его предыдущей ленты — музыкальной комедии «Мы из джаза».

«В фильме «Мы из джаза» был репетитор по степу, который никакого значения в мировом кинематографе не имел», — рассказывал в одном интервью Карен Георгиевич. — «Это был почти спившийся человек, одинокий, со сложной судьбой. Но, как говорят, с харизмой. К сожалению, он умер. После того как закончили снимать «Джаз», начали реконструировать жизнь чечеточника, додумывать, как могла бы сложиться его судьба. Вот так получился «Зимний вечер в Гаграх». После его выхода мне позвонила одна женщина: «Я бы очень хотела с вами встретиться. Вы сделали фильм будто о моем отце». Она даже не знала, что он работал у нас. Ее родители расстались. Мы встретились с женщиной, и она не могла прийти в себя от такого совпадения. Просто мистика».

124736530_zimniy_vecher_v_gagrahavi_snapshot_005114_20120316_164723

Ставший прототипом главного героя фильма «Зимний вечер в Гаграх» Алексей Николаевич Быстров, о котором рассказал режиссер — известный в прошлом исполнитель степа, выступавший со знаменитым джазовым биг-бэндом под управлением Эдди Рознера. Сюжет, основанный на биографии выдающегося танцора — не единственное, что связывает фильм с Быстровым.

orkestr

Принимавший участие в съемках картины эстрадный оркестр Анатолия Кролла «Современник» в 1971 году был создан из музыкантов легендарного коллектива Рознера, а Аркадий Насыров, исполнивший роль молодого Беглова, учился в свое время чечетке у Алексея Николаевича.

На главную роль Шахназаров с самого начала планировал пригласить Евгения Евстигнеева, с которым он познакомился на съемках «Мы из джаза»(актёр сыграл небольшую роль «папы» — вора в законе, обожавшего музыку). Однако были проведены кинопробы и с другими актерами — Олегом Ефремовым, Евгением Леоновым и Петром Щербаковым, так как молодой режиссер не был уверен в правильности своего выбора. Помочь ему определиться помог сам Евстигнеев, который очень хотел сыграть Беглова.

1260784663_91ac2852f75b3552e26a66da98a_prev

«Евстигнеев просто пришел ко мне и сказал: «Я хочу сыграть эту роль». С этого момента он каждый день приезжал на киностудию и под каким-нибудь благовидным предлогом заходил поговорить. А потом и без всякого предлога. Меня это начало раздражать, я не люблю давления, а Евгений Александрович именно давил: хочу сыграть — и все тут. А потом я его за это зауважал. Евстигнеев действительно боролся за хорошую роль».

Для съемок в картине Евстигнеев брал уроки степа. Освоить танец ему помогло прекрасно развитое чувство ритма (актёр в молодости играл на ударных инструментах в джазовом ансамбле). В некоторых эпизодах в кадре вместо Евгения Евстигнеева танцует известный танцор-чечеточник, хореограф и педагог, заслуженный артист России Владимир Кирсанов.

В фильме, кроме Владимира Кирсанова и Аркадия Насырова, приняли участие и другие известные исполнители степа — Евгений Зернов, братья-близнецы Олег и Игорь Федоткины.

img-php

Прообразом героини Натальи Гундаревой — певицы Ирины Мельниковой — стала Алла Пугачева

Роль дочери Беглова Алёны в детстве исполнила восьмилетняя Анна Иванова, которая впоследствии окончила Московское хореографическое училище и стала балериной.

1260784678_0000010

«Мы тогда довольно долго искали девочку на эту роль», — вспоминал Карен Шахназаров. –«Просмотрели более сотни кандидаток. Но выбор пал именно на Аню. Наверное, потому, что она была самой лучшей. На первый взгляд, девочка была очень хрупкой, что не мешало ей демонстрировать совершенно сумасшедшую работоспособность. И, конечно, характер. Он у неё был как у сложившегося взрослого человека. Она хотела быть лучшей и добивалась этого, забывая об усталости. И добилась-таки успеха, а мы сняли свой фильм. А потом, спустя почти двадцать лет, я узнал, что она стала солисткой Большого театра. Я был приятно удивлен и очень рад этому».

Из актерского ансамбля картины «Мы из джаза» в «Зимний вечер в Гаграх» «перекочевали» не только Евгений Евтигнеев и Александр Панкратов-Черный, но и Петр Щербаков, и Николай Аверюшкин, и исполнившая в обоих фильмах вокальные партии (а в «Мы из джаза» еще и сыгравшая роль чернокожей джаз-дивы Клементины Фернандес) Лариса Долина.

Автором и первым исполнителем песни «Пчела и бабочка», которую поет Алексей Беглов, является французский певец Анри Сальвадор (Henri Salvador). Песня, которая в оригинале называется «L’abeille Et Le Papillon», в 1950-х годах была переведена на русский язык и записана Николаем Никитским. Композиция пользовалась в Советском Союзе большой популярностью, но впервые с экрана она прозвучала лишь в картине «Зимний вечер в Гаграх». Ранее, в 1962 году, ее мелодия была использована в фильме «Когда деревья были большими».

Съемки фильма проходили в Москве — на улицах столицы, в павильонах «Мосфильма», в цирке на Цветном бульваре, а также в Гаграх и Одессе.

В 1986 году за создание фильма «Зимний вечер в Гаграх» режиссер Карен Шахназаров был удостоен Премии Ленинского комсомола. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» картина  была признана лучшим музыкальным фильмом 1986 года.

 

По материалам сайта  http://www.vokrug.tv

Материал: Miriam Kogan специально для topru.org
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Miriam на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментария 54

  1. nik_revda:

    В 2013 году был в абхазии и гулял по парку где расположен кинотеатр в котором снимали этот фильм — кинотеатр мальнький, обшарпаный, с выбитыми окнами, всюду запустение и разруха, не нужны абхазам культурные объекты доставшиеся им по наследству, им ничего не нужно, кроме денег.

    • zhevak:

      Стесняюсь спросить — а деньги-то им зачем?

      Деньги как показатель доминантности на фоне тех, кого на эти же деньги и обмишурил, — это ж наивно!

      Деньги должны работать во благо всего общества, а не аккумулироваться в частной кубышке. Я так понимаю. Так, нафига им деньги?

    • Miriam:

      Проехала Абхазию для посмотреть 10 лет назад и относительно недавно… почти ничего не поменялось… в лучшую сторону — отдельные объекты туристической инфраструктуры…. а так, да, только деньги при минимальном сервисе…дохлого дельфина на пляже, которого местные не удосужились убирать за несколько дней, пока уже отдыхающие сами не вызвали полицию, которая уже разруливала ситуацию, запомню на всю жизнь… Печально

  2. Sobolek:

    Спасибо!
    Классный рассказ.
    Актеры великолепно сыграли.
    Несколько линий в самом фильме.
    И Евстигнеев…
    …..
    Кстати, в одной из статей, в комментариях, Вам сюрприз.
    /С благодарностью. Фото с историей.
    Точнее, только фото, но у него есть история (про Одри)./

  3. vasilisa:

    А видео?!
    Гаучо-чечёточник
    http://qps.ru/a2Ksu
    http://qps.ru/M9ukS
    танец с дочкой http://qps.ru/5hr0m

  4. Proper:

    Вообще это кино — типичная перестроечная мерзость эпохи полураспада страны, и алкаш Панкратов-Черный в качестве второго главгероя это еще более подчеркивает.

    Жаль Евстигнеева, вписавшегося в эту дрянь. Жаль Шахназарова — он же умный, глубокий режиссёр, и тут такая вот пошлятина, достойная разве что какого-нибудь, прости Хосподи, Стефановича или Квинихидзе.

    О чём вообще это кино? Оно о якобы тяжкой доле труженников шоубизнеса. Зрителю предлагается их пожалеть — ведь «они же плясали для вас», в процессе перетрахав всё, что шевелилось, и выпив всё, что горело, а также снюхав всё, что нюхалось, и сколов всё, что бежало по венам. На выходе вполне предсказуемо — разрушенная семья, одиночество, алкоголизм, бессмысленно растраченная жизнь, но вам это всё не показывают, оставляют за кадром, а показывают сопли с целью вызвать сочувствие к истрепавшемуся шоу-клоуну. Он же такой несчастный, его надо понять, протянуть ему руку помощи, подставить плечо.

    Чтобы вам стало понятнее, объясню на современных образах: в виде Беглова вам показывают постаревшего Филю Киркорова. Член не стоит, ноги не гнутся, «творчество» отправилось туда, где и должно было бы быть с самого начала — на помойку, и журналистки в розовой кофточке уже не задают вопросы «королю ремейков». Хотите ему посочувствовать? Велкам.

    А мне вот что-то нифига не жаль этого поиздержавшегося скакуна. Миллионы людей честно делали свою работу — строили дороги, дома, заводы, создавали самолеты, ракеты и корабли, тянули ЛЭП через тайгу и перекрывали Енисей плотиной, чтобы мы все жили в тепле, уюте и безопасности. Но нам их не показывают. Нам показывают, как некто Беглов бил чечетку в кабаках, бухал и трахался с поклонницами его «таланта». О да — это именно то, чего нам так не хватало. Без его чечетки страна бы осиротела. Мы должны быть по гроб жизни ему благодарны, что он нас осчастливил стуком своих каблуков.

    Вот что вам внушает это гугнокино. Это, по сути, «Интердевочка» от шоубизнеса — попытка перевернуть шкалу нравственных оценок общества, сделав образцом очередного нравственного урода, тунеядца и разложенца.

    То, что Евстигнеев и Шахназаров участвовали в ЭТОМ — я для себя смог объяснить только глубочайшей дезориентацией общества в СССР в середине 80-х. Когда начали обсерать всё, что еще вчера казалось незыблемым — вот такое вот дерьмецо и всплыло на поверхность.

    Между прочим, на следующий год после ЗВВГ Шахназаров снял фильм «Курьер» — и это еще более очевидная перестроечная блевотина. Что нам кагбэ намекает на то, что сбой был системным.

    • Gena:

      Гы, «Интердевочка» хотя бы на износ работала…))) А так-да, нсртЪ на шоубиз и его зверюшек.

    • Miriam:

      Ну, дык, собственно, поэто мне фильм и не нравится, но игра Евстигнеева и режиссура Шахназарова, согласитесь, хороши… К тому же, мне кажется, фильм как раз о «тяжёлой» судьбе представителей шоу-биза, о том, что они слишком поздно понимают (если понимают вообще), на что и как они потратили свою жизнь и кто на самом деле виноват в их несчастьях… ИМХО

      • Sobolek:

        +
        Вот поэтому фильм и нужен.
        Хорошо показаны мерзкие личности, бомонд
        /сцена с «челентано»/, «Пугачева»

        • FLY_Slim Jr.:

          Имхо, перестроечное кино — трешак полный, вообще

          • Henren:

            Кстати, чистый трэшак на тему 90-х — «Жмурки» мне понравился. А перестроечное кино — это кал, а не трэш.

            • FLY_Slim Jr.:

              Жмурки, да мигалкин и ко — сыграли самих себя. А трешак, я имел ввиду — отстой

              • zu:

                Только мигалкин и сыграл себя в своем представлении. Дюжев и любитель собак (забыл фамилию) пытались играть. И, наверно, это их лучшие роли.

      • Sobolek:

        Хм.. Народ, по-моему, слегка путает сюжет и качество съемки фильма.
        По сюжету Беглов не жалуется, не просит. Обычный советский пенсионер. Занял — отдал. Честен, справедлив. Копил на диванчик. Был востребован, работал. Затем…
        Я бы сравнил его не с Филей, а с Шубариным.
        Талантливый танцор. Сложный характер. Похож.
        Сюжет достаточно гадок в плане реалий советского «шоубиза», но правдив. От этого тяжел. То что осталось за кадром, додумал Proper — довольно точно получилось. Но фильм от этого не стал @ьмом.
        Снят талантливо.
        Хотя, в части хореографческого «шедевра» — лютый пипец /это про номер со сфинксом/.

    • Tim_duke:

      Браво! Целиком поддерживаю. Тухлятина полная.

    • Xenophob:

      +1

      …’Курьер’ так вообще гуано редкостное, как и практически все (за единичными исключениями) ‘перестроечное’ кино.

      • FUnCKy:

        А чем собственно «Курьер» плох? Одна единственная сцена в конце с фразой «…мечтать нужно о высоком» (дословность не гарантирую) уже делает фильм неплохим. А так показан срез жизни московского общества, причём разных слоёв, во время упадка Советской Империи. Показывает молодёжь без ориентиров и каких-либо целей. Почти документалка.

  5. Galuhka:

    Стране все нужны и строители ЛЭП, и пахари, и чечеточники, потому что «нам песня строить и жить помогает» другое дело не делать из всей этой шоу-братии каких-то небожителей и объектов для подражания, хотя и среди них не все алкаши, наркоманы, дебоширы и т.д.
    Спасибо, Мириам, не очень люблю это кино, какое-то оно безнадежное.

  6. Hilurg:

    А мне оч-чень нравится песня из этого фильма «Лёд, лёд, лёд». Не сразу нашёл (скачать бесплатно) именно «фильмовую», «разложенную» на голоса.

    • Ричъ:

      не из этого.
      из «Серебрянного ревю».
      что лишний раз подтверждает тезис о том, что фильмы, снятые тогда постепенно слипаются в одну массу.

      • Proper:

        И эта масса коричневого цвета и имеет консистенцию пластилина.

        Впрочем, некоторые принимают ее за мягкий шоколад. ;)

        • FLY_Slim Jr.:

          Ыыы ыыы, Глагнэ, ну емае…. Я чуть шоколадкой не подавился

          • Proper:

            Надо скорее запатентовать торговую марку «Мягкий Шоколад» ™

            • Небритое прямоходящее:

              Заодно «Коричневый мёд»™.

              • Proper:

                «Неправильный мёд» ™

                — Это неправильные пчелы, Пятачок. У них неправильный мёд. (Винни Пух, выходя из уборной).

  7. Proper:

    Был такой многообещающий парень. Но потом он бросил пить и покатился по наклонной: нашел девушку, устроился на работу, занялся спортом, и в 27 у него уже жена, дети и карьера. А мог бы еще жить да жить.

    • Sobolek:

      И многие бывшие друзья теперь с ним не здороваются…

      • Gena:

        Уж не один ли воспитанник одного масона?

        • Sobolek:

          Не, просто не все дожили.
          /а воспитанник масона вроде бухариком не был, он как-то сразу для обчества потерялся, кмк…)
          блин, не сказал ли чего лишнега? /

          • Gena:

            Масон приде,порядок наведе!

          • Ванёк26:

            Не. Не сказал.

            • Gena:

              Произнеси волшебное слово «иностранная валюта Земли Обетованной»- и Он Явит Свой Взор!!

  8. kot hans:

    Знаете, по уровню восприятия мы находимся на детском уровне — т.е . что видим, то и считаем за образец. Да, герои не строили, не пахали, не готовили еду и не работали на фрезерном станке (кста, только вчера вспомнила — похоже, последний фильм «о рабочих» — это «Влюблен по собственному желанию»). Но кто нам говорит, что надо брать пример с героев шоубиза? Если глубже копнуть — не есть ли это призыв: «Ребяты, жизнь растратить очень просто — а вот с чем ты придешь на последний суд? С посаженной печенью, без детей, без семьи, даже без дивана» (и я лично склоняюсь именно к такому прочтению)
    ***
    У нас на РГФ был предмет — «Анализ произведения». Очень помогает в жизни

    • Miriam:

      Вот, кст, отличный фильм (Влюблён по собственному желанию)!!!

      • Gena:

        А ещё была «киностудия им.Довженко» ))).Приветствую!

        • Proper:

          Собственно, «железный занавес» спас для мировой культуры фильмы ужасов по Хичкоку — иначе, если бы Запад увидел продукцию студии Довженко, эти фльмы не стали бы снимать, ибо ничего ужаснее фильмов студии Довженко человечество не создало. Даже Болливуд тут нервно курит в углу.

          • Gena:

            Есть фильмы плохие.Есть мерзостные. Есть вообще индийские. но-никогда! Слышите, никогда!!! нельзя смотреть фильмы студии Довженко!!

          • vasilisa:

            «За двумя зайцами» с Борисовым и Криницыной-суперское кино!

      • Gena:

        И ваашпе- «Пираты ХХ Века»-наше всё!

        • Galuhka:

          Гардемарины, вперед! Не вешать нос, гардемарины…

          • Proper:

            «Нос» — это эвфемизм. Подразумевается не «вешать х#р, гумно марины». И вообще — исходно это был сценарий немецкого порнофильма, но немцы не взяли, вот и переделали наскоро для телефильма. Но специфика-то осталась:

            Графиня волнуется, она истомлена ожиданием.
            средний план
            Гардемарин ВХОДИТ.
            крупный план, графиня
            — Ах, ну что же вы так неожиданно!
            средний план на фоне камина

            Ну вы поняли. Из-за соображений телецензуры фильм получился невнятный. А вот сняли бы немцы — всё было бы ОК.

            • Gena:

              А шпаги как шампура-прелюдия для шашлык-машлык на плэнэре.

              • Proper:

                Да, жарить это моё ™ ну ты понял.

                Вообще «костюмированный прон» в обстановке как бы «галантного века» — это же классика жанра.

    • Proper:

      >>похоже, последний фильм «о рабочих»

      Как известно, интеллигенция всегда озабочена только самой собой, поэтому допусти интеллифе до съемок кино — и вы будете смотреть бесконечные истории про адюльтеры в офисах, склоки в институтах и горькую судьбу танцора-чечеточника (между прочим, «чечеточник» это классический образ придурка на сцене, который настолько бездарен, что не умеет ни петь, ни толком танцевать, ни играть на музыкальных инструментах. Сейчас эту же нишу «никчемной сценической бездари» заняли рэперы, ритмически читающие текст — ровно потому, что у них нет ни слуха, ни голоса, ничего, кроме остаточного чувства ритма) И это еще в лучшем случае — а то понесет «творца» в артхаус, то есть в невменяемый наркотический кал, и будет вообще ужос-ужос, как у позднего Тарковского.

      Кстати, вы когда последний раз пересматривали «Жертвоприношение» или «Ностальгию»? А почему? Это же чистейший, беспримесный творческий продукт творца, избавленного от тисков тоталитарной цензуры. Лучше ведь и быть не может, с кочки зрения интеллифе.

      • Miriam:

        «Жертвоприношение» пришлось недавно пересматривать именно для написания убийственный рецензии про то, к какому результату ведет «творчество, полностью освобожденное от цензуры»… Заказчик ужаснулся, но статью взял и даже что-то заплатил…хотя публиковать, скорее всего, не будет…

      • Henren:

        Тарковский — это просто русофобия и кал.

        • Gena:

          Солярис Тарковского, хоть и затянут, но смотрибелен. А так-то,да большинство кал еси.

          • Tim_duke:

            Иваново детство — шедевр.

            • Proper:

              Потому что Тарковский переделывал уже отснятый чужой фильм. Что-то доснял, многое перемонтировал — но ему пришлось работать в чужом материале. Это удержало его в определенных рамках, и вышел шедевр.

              Ну а дальше закрутило, понесло.

              • Sagamor:

                Солярис шедевр? Мгм!

                • Proper:

                  Иваново детство шедевр. А Соляра — так себе. Впрочем, холивудский ремейк — тоже фуфельцо.

  9. zu:

    >> Как известно, интеллигенция всегда озабочена только самой собой, поэтому допусти интеллифе до съемок кино…

    Помнится творец Балабанов сделал фильм Брат для народа, чтобы заработать денег на съемку фильма для себя — «про уродов и людей». В итоге «коньюктурный» «Брат» стал легендарным и одним из самых любимых фильмов 90-ых. А «про уродов и людей» взял премию Нику, но никто про этот фильм не видел не слышал и смотреть отказывается.

    Мириам спасибо за приятный пост, было очень причтно читать, но смотреть фильм конечно не буду.)