Пейсатели из преисподней

Продолжим разбор творческого метода братьев Стругаццке на примере их произведений.

«Град обреченный«. Ой-вей, это перестроечный «Огонек», написанный за двадцать лет до оного. Те, кто верят в мощный гений братьев, заглядывающих на годы вперед, могут восхититься. Все святцы совеццкой диссиды как на подбор — аццкий Сталин, фашисты и коммунисты суть одно и то же, идолы Ленина, репрессии с лагерями и т.п. Подробно и тщательно раскрывается тема дерьма — тут оно льется, можно сказать, рекой. Имеются также святые учителя, уже утомившиеся таскаться из книги в книгу. Откуда вообще взялся Город и зачем — традиционно не раскрывается, но на этот раз хотя бы обошлись без условных инопланетян, что честнее, да и смотрится лучше.

В целом, складывается впечатление, что книга — результат кризиса среднего возраста, больно уж педалируется там тема бессмертия, возвращения в молодость, краха идеалов и потери почвы под ногами.

Рекомендуется при отравлениях, так как действует куда лучше трехлитровой банки марганцовки.

«Парень из преисподней«. Бледная копия их же собственной «Трудно быть богом», примерно на ту же тему, только вместо мрачного средневековья не менее мрачная мировая война, правда, на этот раз без фашизма и подробностей. Мораль все та же — что-то там о гуманизме и чувстве долга, и о том, что надо спасать хороших людей, а плохих перевоспитывать. Первый звоночек краха Мира Полдня — те самые светящиеся дороги, которые так художественно сияли в первых книгах, заброшены и уже никому не нужны.

«За миллиард лет до конца света«. Безумная история из жизни советских диссидентов-параноиков, которым везде чудятся происки КГБ. Для маскировки КГБ заменено ни больше, ни меньше, как всей Вселенной. Конечно, больному приятно, что против него ополчился весь мир, а не просто теща, это добавляет ему значимости, но со стороны выглядит глуповато, поскольку разъяренная Вселенная почему-то не в состоянии родить ничего, кроме мелких бытовых проблем.

«Жук в муравейнике«. Шпионская история в декорации Мира Полдня. Герои бегают с пистолетами, строят сложные многоходовые операции, проводят слежку-наружку и все остальное, что положено в таких случаях. Но поскольку они ведь еще и коммунары, то все это параллельно сопровождается непрерывными рефлексиями на морально-этические темы, вроде того, правильно ли они при этом поступают и нет ли тут где слезинки ребенка. Впрочем, на их действиях эти нравственные экзерсисы сказываются очень мало. В качестве двигателя сюжета выступают традиционные злодеи — Странники, о которых, как обычно у братьев, ничегошеньки неизвестно, и потому на них можно валить все, что угодно. Короче, все те же «инопланетяне».

«Волны гасят ветер«. Окончательное и бесповоротное крушение коммунизма по Стругацким. Опять появляются дежурные Странники и выясняется, что никакого равенства нет, а люди по-прежнему делятся на Избранных и на гоев. Избранные так круты, ну так круты, и гораздо лучше, чем остальные. Лучше чем? Чем остальные. Авторам, как обычно, отказала фантазия, поэтому в соответствующих местах, где хоть для приличия надо описать этих суперменов, имеются одни дырки. Да-да, Стругацкие так и пишут: здесь лакуна и здесь лакуна, и вот здесь тоже.

В целом сюжет подозрительно напоминает «Конец детства» Кларка, только без чертей.

«Отягощенные злом«. Стандартное перестроечное произведение, совершенно неотличимое от сонма таких же. Несъедобный коктейль из потуг на «Мастера и Маргариту», чернухи, порнухи, модных в то время неформалов и… ну, конечно же, наших дорогих и любимых святых учителей, которые наконец-то образумят это быдло и вырастят из него хоть что-то удобоваримое. Моряку хорошо, а вот девушке тяжело — то в Мир Полдня, то в Ташлинск, то к Баневу под вечный дождь.

Этим финальным аккордом, так сказать, крещендо — заканчивается совместное творчество братьев Стругацких. У них есть еще несколько книг, написанных по отдельности, но из милосердия мы покроем их завесой молчания.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментариев 109

  1. Luka:

    «За миллиард лет до конца света» Безумная история из жизни советских диссидентов-параноиков, которым везде чудятся происки КГБ.

    Ну, это, звиняйте, бред автора «рецензии». Не будучи сейчас большим поклонником братков Стругацких, не вижу зачем всё ж таки извращать и перевирать добротную идею книжки — причём одну из немногих оригинальных, а не заимствованных в творениях братков.
    Вообще-то, Стругацкие вполне художественно осветили тему так называемого «невезения» и его естественно-природных причин в виде действия законов гомеостаза (самосохранения) Вселенной как замкнутой системы. Если прибегнуть к близкой аналогии, то Стругацкие рассмотрели вселенную как гигантскую (аналоговую) систему с обратными связями, управляемую алгоритмом предсказания с опережением. То есть, в каждый момент времени для каждого элемента системы управляющее воздействие вырабатывается не с учётом его текущего положения, а с учётом того положения, которое он займёт в ближайшем будущем, если сохранит текущие параметры движения. Ну это как считают точку встречи снаряда с целью с учётом скорости снаряда, скорости цели, скорости ветра, сопротивления атмосферы, и т.п. Стреляют не туда, где цель сейчас, а туда, где она будет, когда снаряд долетит до цели.
    Теперь, по кому стреляют законы сохранения? А палят они по тем представителям homo sapiens, которые на своих текущих фазовых траекториях способны создать в будущем гипервозмущения, ставящее под вопрос оптимальность, устойчивость, и даже целостность Вселенной как системы.
    Это, так сказать, «демон истории».
    А художественность появляется тут как раз из идеи «безбожной» Вселенной, которая управляется не разумом милосердного Творца, а тупыми механическими законами, кои выбирают адекватность воздействия, повышая его силу пропорционально сопротивлению персонажа. Поэтому и суют в качестве воздействия различным персонажам то шальную озабоченную дамочку, то завлекательные карьерные взлёты, то болезни — от венерических до смертельных, но могут и прибить шаровой молнией. Каждому достаётся такое воздействие, которое прекратит нарушающую гомеостаз Вселенной текущую деятельность (заставляют сменить фазовую траекторию) по принципу отнюдь не Стругацкими придуманного МНВ (минимального необходимого возздействия). То есть, убить персонажа Вселенная может. Но это столь же нерационально, как расстреливать из пулемёта каждую отбивающуюся от стада овцу. Овцы нужны не для наказания, а для совсем другой цели.
    КГБ тут только в воспалённых фантазиях «рецензента», который если сам и «читал Пастернака», то ни фига в нём не понял.

    • Ричъ:

      /голосом мистера Гъвняшки/:
      Ой-ёоооой!..
      Произведение действительно гениальное. Нужно было умудриться наваять хърню, смысл которой напрочь ускользает от читателя, не владеющего верхним техническим. Причем, владеющим верхним техническим, либретто тоже приходится разъяснять — не все курящие.

      • Ричъ:

        Может я и воспринимал бы миры Стругацких, как нечто, исполненное сакрального смысла, но недоступное моему восприятию и далее, не будь «Жидов города Питера». Это произведение, собственно и послужило некоей призмой, через которую я перепрочитывал их заново, постигая всё, что было сокрыто ранее.

        • Ричъ:

          Посему, в большей степени, скорее, согласен с автором, чем нет.
          Мятущаяся интиллегенция™ в попытках оправдать собственную б-гоизбранность.

          • Ричъ:

            Соседа надо порасспрашивать — он здорово в теме: отчего последние годы, в общем то, нет произведений о путешествиях в космос дальний? Либо альтернативная история, либо «возвращены», либо фэнтэзи. Ну и киберота, в различных проявлениях.

            • HMagier:

              Произведения есть, но не у нас, у нас НФ и даже относительно, казалось бы, «легкий» космопанк не в почете. У нас продолжают рулить космоопера в стиле 80-х, давно мертвый и сгнивший киберпанк (да-да, с мозговыми шунтами и вот этим вот всем в эпоху wi-fi и облачных технологий) и космофэнтези.
              Дальний поиск — это скучно. Зачти «Ложную слепоту», например — не смотря на наличие лишних, ИМХО, вампиров — «твердая» НФ с довольно смелым фантдопущением. А потом поищи подобное в русскоязычном сегменте.
              Удачи, как говорится.

              • Ричъ:

                Угум.
                Ща, гъвно в трубах прочищу — поищу.
                Времени на почитать всё меньше — мануал «Проследи за постройкой дома криворукими гастерами с позиции прораба » столь многогранен и цветист, что я худею..
                А хочется же сказки…

                • планета Шелезяка:

                  А представь, люди покупают построенные.. а там всё из папе машэ..
                  Был тут недавно у одних, бабушка лет 80.. чуть ли не с валидолом ходит набитым в карманах.. гастеры даже просто сделать стяжку и на порогах небольшой пандус выполнить не могут.
                  Я не говорю, что у них вентиляция постоянно вырубается, то из скважины 240 метров начинает гэ какое то идти..
                  Они в доме нормально жить не могут..ыы.. дом построен..

                  • Proper:

                    Ты даже не представляешь, какие дома сдавали при СССР. Когда стройматериалы украли почти все, и в цемент при заливке фундамента вываливали весь мусор, что нагребли вокруг площадки, чтобы заполнить украденный объем. Когда бетонные перекрытия брали из брака, отформованные волнами — а они, между прочим, в квартирах непосредственно являлись потолком, их только слегка штукатурили и белили. Чтобы украсть побольше фановых труб — вертикаль канализации выводили в полость кладки, и дерьмо текло сверху вниз просто внутри кирпичной стены, что очень скоро придавало дому специфический аромат, а из отмокающих стен лез грибок.

                    В общем, это была эпоха великих свершений. И если ты думаешь, что нынешние гастеры стали тупее, чем были при СССР — ты круто ошибаешься.

                    • Gena:

                      А ещё стройбатовцы строили дома, вот там вообще ….

                    • планета Шелезяка:

                      Мы гогорим про ИЖС? Или я апшибаюсь? Человек за свои кровные нанимает ,,рабочих,, и в итоге получает гугно.
                      Мусер до сих пор пихают в стяжку в квартирах при строительстве..

                    • Proper:

                      Хе-хе. Человек нанимает идиотов, чтобы подешевле, за их работой не наблюдает и их не контролирует, а потом удивляется результату?

                      Поговори с Ричиком — он тебе расскажет, как сейчас выглядит строительный бизнес в ИЖС.

                      Чтобы построить что-то грамотно — нужен грамотный специалист, знающий, как строить правильно. Такой специалист сам по себе стоит нехилых денег, и при этом найти его — нетривиальный квест. Вы можете сами выполнять его работу — если потрудитесь изучить вопрос и будете тратить на это своё время. И вот уже тогда можно нанимать чуреков, которые будут мешать раствор и класть стены — а специалист должен будет отслеживать каждую деталь работы, показывать чурекам, как правильно делать то и это, проверять отвесом, отмерять рулеткой, показывать, куда и сколько забить анкеров, какую сетку и как вязать, и так далее. Иначе чуреки вам наработают.

                      >>Мусер до сих пор пихают в стяжку в квартирах при строительстве.

                      Разумеется. Я же именно об этом и говорю — что отношение рабов к работе не изменилось со времен СССР.

                      Изменилось только одно — появился слой «хозяев», которые думают, будто бы можно заплатить, и тебе всё оближут. Будто бы можно не разбираться в вопросе — а тебе всё сделают наилучшим образом.

                      Так вот: всё, что тебе сделают — это возьмут деньги и прогреют уши. А дальше — всё как в СССР, когда качественный результат никому не интересен, и всем рулит шляпа для отчета. План по валу — вал по плану.

                    • Gena:

                      Хочешь сделать хорошо- сделай!

                    • планета Шелезяка:

                      Гена, вот если я возьму молоток и зубило, я смогу сам отремонтировать машину?)
                      Что то мелкое может и — да. Вот слышал, как люди сами движки перебирают на балконе, но чё то как то..

                    • Владимир:

                      >>всё как в СССР, когда качественный результат никому не интересен, и всем рулит шляпа для отчета. План по валу — вал по плану

                      Причём не только в строительстве.

                    • Gera_sim:

                      —Ты даже не представляешь, какие дома сдавали при СССР—
                      Хм… Какого же х.. они до сих пор стоят? Я вот в таком живу, а он разваливаться и не думает. Уеbalsya, ломая кирпичную перегородку между туалетом и ванной. Вот из такой «дерьмовый» раствор был. И кирпичи, сukа, ни один не сломался!
                      ЗЫ: не-не-не, он не один. Здесь все в округе советские дома такие. А нет, вру. Есть один аварийный. Но только он что то уже лет 30 никак не трескается и не разрушается, негодник.

                    • Proper:

                      А, так это в путинских домах перекрытия падают на голову людям по всей России, и их скорее сносят? Это путинские дома объявляют аварийными целыми кварталами? Хе-хе, не зналъ. Спасибо, вы открыли мне глаза.

                    • Gera_sim:

                      Да не за что. Рекомендую держать их всегда широко открытыми и вернуться в реальность. Откроется столько чудного, в инете такого не найти.
                      ЗЫ: пишу из последних сил, придавленный балкой снесенного дома и вокруг всё в разрушенных домах. Ага!

                    • Gera_sim:

                      По поводу домов, где балки падают — а вот не надо на плавунах строить. У нас такой хни нет. Все дома стоят, которые государство строило. Ну а ведомственные — ну так то ведомственные. Те возможно и рушатся. Потому что подешевле и побыстрее.

                    • zu:

                      Gera_sim
                      Изучите пожалуйста что такое «ошибка выжившего», и примените данное знание относительно советских домов.

                    • Gera_sim:

                      zy, ссылку плиз. Меня в гугле забанили.

                    • Ричъ:

                      to Gets sin:
                      Могу ли я спросить, в робкой надежде на чудо — а в каких таких домах между ванной и туалетом кирпичная стена.
                      Причем, насколько я понимаю, покладеная в полкирпича, ибо согласно моему немалому опыту демонтажа/около 10% заказов на работы/ выражение «yebalsja» в случае со стеной в 1/4 кирпича, подходит только в том случае, если в стене было отверстие соответствующего МПХ размера.
                      Вопрос не праздный.
                      Заранее благодарю.

                    • Gera_sim:

                      Кто такой Gets sin?
                      Дома, так называемые «брежневки», построенные в начале 60-х. Там блок ванной с туалетом из материала по качеству похожим на шифер (не ЦСП), а внутри по плану делали перегородку из кирпича, чтобы узел был не совмещенным. Но перегородка не в 1/4 а в 1/2 кирпича. Я тоже понадеялся, что сделано тяп-ляп и в четверть, да вот не угадал. Пытался по-старинке зубилом с молотком. Из под потолка пару рядов выковырнул с большим трудом, потом пошел на работу за перфоратором. Попытки соседей, так же как и своя тоже изрядно позабавили.

                    • Ричъ:

                      Понил. С брежневками ™ начала 60х Бог миловал — не сталкивался. Буду знать

                    • Инфарх:

                      как вариант: г. Челябинск, пер. Энергетиков, д. 12))))) Там реально перегородки в санузле кирпичные.
                      Ну, это я так, увидел вопрос — решил ответить, так как ответ есть.

              • Инфарх:

                Вай-фай и облачные технологии это тоже железо, а не сгусток воздуха. И чтобы к вафле подключиться нужен какой-никакой, а прибор. Разве не так?

        • DirtyHarry1:

          Для меня такой «призмой» стала «Сказка о тройке».

      • DirtyHarry1:

        А не видели отпетую сокуровщину «Дни затмения»? Феерическое чревоугодие! Чавканье ГГ- единственное воспоминание об сей «экранизации»…

        • Ричъ:

          Я испытываю глубокое разочарование от российского синематорафа.
          Т. е. — не смотрю

          • Ричъ:

            Выражение «художник быть должен несчастным» господинчики творческая интеллигенция воспринимают как то своеобразно — деньги им государство дает не таким образом, как надлежит. Это приносит страданий.
            А еще и отчёта иногда требует!
            Скоты и быдло! И среди этого гугнища приходится жыдь и творидь….
            Кшмар

            • Gera_sim:

              «Художник должен быть голодным».

              • ZIL.ok.130:

                Да хрен с им — нехай сытый буит, тока пусь не забывает про «кузнеца Вакулу» и про то што этот «кузнец» запросто можыд разложыть того пейсателя на козлах, да и всыпать ему с десяток горячих. Коли «барин» прикажет. Знаим мы ету публику — им волю дай оне понапишуд чёрти чё — норот мутить. Лучше — пусь поротой задницей по лавке ёрзая — пишут одобренное. Вон, у пиндософ учитеся — сказано всем пейсать про рюсске хакерс — все и пишут, не вымахиваюца. Распустили господа большевики сыю социяльну «прослойку»(проклатку?) — ох распустиле.

                • Gera_sim:

                  Да эт я Рича немного поправил.

                  • Ричъ:

                    А счастливым, значит должен?
                    Не знаю каку вас, но лично вот у одного моего знакомого сиониста, при нехватке питания такое несчастное едало, что прям хоть сей момент за мольберт и творить вдохновенно.

          • DirtyHarry1:

            От российского все «не в восторге», только фильмец аж 88г.!

            • Ричъ:

              А. Это в корне меняет ситуацию!..
              Но, нет.
              Смотреть не стану.

    • Luka:

      Может показаться странным, но «За миллиард лет до конца света» — своеобразное прямое продолжение/логическое завершение «Понедельника, начинающегося в субботу». В «Понедельнике», главные положительные герои самозабвенно «работают в сказке». Результаты их труда ничем не ограничены, кроме личных способностей героев. А неспособные и неспособности — высмеиваются. Это поэма творческого труда в сказочном антураже.
      Мир «Миллиарда» — реальнее некуда. Его подчеркнуто-бытовая обыденность (демонстративная антисказочность) очевидна и слегка навязчива. Множество бытовых и атмосферных деталей погружают читателя в строго регламентированный мир СССР конца 70-х/начала 80-х 20-го века, время «расцвета застоя». В этом мире места сказкам нет. Совсем. В нём всё предопределено, разложено по полочкам. Но сказка просачивается, прорывается в этот мир, взрывает его, разносит вдребезги серые картонные стены регламентированного бытия, но читатель видит это как бы мельком, случайно, через незакрытую дверь комнаты Вечеровского. Откуда рвётся наружу нечто, чему места в несказочном мире нет. Что в принципе не может быть ни частью, ни порождением обыденности.
      Что же порождает сказку в реальности? Только одно — самозабвенный творческий труд персонажей. Пусть и в форме неожиданного «сопротивления Вселенной», труд изменяет их личные миры необратимо-сказочным образом, давая им персональные пропуска в сказочный мир «Понедельника». А отказ от такого труда — страшная, безисходная личная катастрофа: «И тянутся с тех пор передо мною кривые, окольные тропы» (с).
      Поэма труда — можно сказать об обеих книгах. Во второй книге даётся точный ответ на вопрос как именно реализовать лозунг из советской песни-гимна: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Практический рецепт, так сказать. Безусловно, это кино — не для всех. А лишь для тех, кто может и хочет много и хорошо работать, познавая мир. Работа познания — ключ к сказке. Но познающие в позднем СССР стремительно исчезали, вытесняясь как социальный идеал хапугами, деловарами и подрастающими «братками» будущих банд, захвативших и поделивших между собою несбывшуюся страну страну мечты и труда. Которая не умела защищаться. Отчего книга и не нашла своего массового читателя, в отличие от «Понедельника», попавшего в социальный мэйнстрим 60-х.
      P.S.
      1) не следует отождествлять авторов книг с их героями; что бы авторы ни болтали позднее на своих перестроечных пресс-конференциях — они уже абсолютно не властны ни над разошедшими и прочтёнными (сработавшими в чужих душах) текстами собственных книг, ни над последствиями этого чтения, изменившего судьбы и мир.
      2) чтение — процесс авторского постижения и внутренней переработки читателем чужого текста; в отличие от кино, где режиссер навязывает зрителю своё видение истории; поэтому ссылаться на достоинства/недостатки книг на основании их «экранизаций» — это пересказывать анекдот, в кором Рабинович Карузо по телефону напел.

      • Luka:

        Совсем нельзя сказать, что Стругацкие были так уж одиноки и уникальны в попытках описать механизм (хотя бы личного!) перехода из позднесоветского общества в следующее логическое общественное состояние. Эти пути искали (и находили!) многие — например, Даниил Гранин в повести «Эта странная жизнь» (об А. Любищеве и его системе учёта личного времени).
        Но была проблема. Фундаментальная. И прояснить её можно на примере простой аналогии. Вот живёт добропорядочная белая женщина, не то чтобы молода, но и не стара — детородного возраста. В законном браке с белым мужчиной. И не первый год. Благополучная семья. В неплохом районе. Ждут ребёнка. Все родственники/члены семьи уже подробно обсудили и два возможных пола ребёнка, и имена, и свои планы после его рождения. Поскольку ожидают белого мальчика/девочку, в чём-то похожего/похожую на них самих, но только обязательно (хотя бы немного!) лучше — красивее, умнее, счастливее. В конце-концов, моложе.
        А родился чернокожий дебил с врожденными патологиями развития (это я про ельцинскую РФ, если кто не понял). И садистскими наклонностями. Без малейших признаков ума, красоты, и прочего ожидаемого. Потому как будучи официально замужем за белым мужем (коммунистической идеологией) бабёшка эта (советский правящий слой) реально и интенсивно жила с соседским негром-наркоманом, потомственным бездельником в ндцатом поколении (буржуазным обществом потреблятства). Неизменно превосходный результат (с).
        Вывод: не женитесь на лебедях (не заводите себе партхозноменклатуру, врождённо глядящую «налево»). Тогда и непричастных пейсателей не придётся в своих бедах виноватить.

        • Henren:

          Непричастный — это когда он в эту самую номенклатуру не входит. А советские пейсаки в нее входили. Не говоря уж о киношниках.

          • Luka:

            Это неправда. Стругацкие (как и почти все остальные советские писатели, художники, музыканты и т.п.) ни в какую номенклатуру никогда не входили. В номенклатуру ЦК КПСС (ВКП(б)) входили только руководители творческих союзов (как правило, члены партии), а никак не рядовой состав пейсателей/актёров/музыкантов и пр. Аналогично обстояло дело в нац.республиках. Самое близкое приближение к номенклатуре было у А.Стругацкого в 1956 году, когда он пришёл работать редактором в издательство худ.лит, которое было в номенклатуре ЦК. Но он оттуда через несколько лет уволился. Младший, Б.Стругацкий, был инженером-эксплуатационником счётно-аналитических машин. И номеклатурой там вообще не пахло. В партии никто из братанов не состоял.
            Не хочу развивать здесь очень спорную тему «гонений» на Стругацких, но после публикации «Сказки о Тройке» в антисоветском журнале НТС «Посев» писателей довольно долго не печатали в центральных издательствах СССР, и они даже занялись вместо написания собственных книг переводами. Их переводы вполне печатали. В частности, Стругацкие перевели (точнее, переписали на русском заново) книгу Джона Уиндема «День триффидов», отчего она многим на русском нравится куда больше, чем в оригинале. Всё это вещи для номенклатуры совершенно неслыханные, и говорить об этом всерьёз смешно. Парадокс советского строя в том и состоял, что если бы Стругацкие входили в номенклатуру, и напечатали что-то в журнальчике НТС, для них даже переводы были бы немыслимой роскошью. А скорее они бы просто присели на нары.

            • ZIL.ok.130:

              «Хромую Судьбу» почейтайте — там афтобиографичненько таг.

            • Henren:

              Причем тут номенклатура ЦК? Это вообще очень высокий уровень. Там да, были только руководители творческих союзов. Но номенклатура, если вы не в курсе, начиналась с района. С РК ВЛКСМ. И далеко не весь партхозактив состоял в КПСС. Так вот, Стругацкие и пр. СОСТОЯЛИ в творческом союзе, и получали от Советской власти все причитающиеся привилегии. Как то — бесплатный отдых в санаториях, лечение в ведомственных поликлиниках, льготные очереди на жильё, отоварку в спецраспределителях и многое, многое другое. И самое главное — любую их писанину печатали, причем такими тиражами, что можно было вообще больше ничего не делать. Они, как и прочие советские пейсаки-паразиты, и не делали. Эти люди за всю жизнь не проработали ни единого дня. И не нищенствовали. И имели, хехе, непрерывный стаж работы.

              • Luka:

                Очевидно, я жил в какой-то другой стране СССР, где смысл «номенклатуры» трактовался вполне определённо — правящий слой СССР — освобожденные партийные работники различных уровней, прежде всего — с правом принятия решений..
                Ну какие там писатели-беспартийные в «номенклатуре»? Чем они там правили? Какие третьи секретари РК ВЛКСМ? Чем они управляли? Обществом? А как? Через комсомольские собрания? Не смешите меня. Имитация управления и реальное управление — очень разные вещи. Не нужно путать в системе управления принимающие решения центры и «приводные ремни», в лучшем случае тщащиеся их выполнить.
                На жизни поколения, которое сейчас живо, реально застало СССР и поработало там, просто физически не было периода, в котором они могли бы быть реально причастны к управлению государством и как-то оказывать на него влияние. Этот период завершился хрущевским переворотом 1956 года, ликвидацией народовластия в стране, захватом власти партноменклатурой.
                Обвинять писателей 60-70-х в том, что они на что-то там влияли в СССР или как-т определяли жизнь общества — это сильно. Вы действительно жили в СССР в сознательном возрасте?
                Ещё раз — членство в любом творческом союзе СССР было абсолютно юридически необходимо не для того, чтобы «сидеть на народной шее», а чтобы не попасть в колонию по статье о тунеядстве.
                Конечно, в обществе победившего плюрализма кто-то может считать, что написание книг (в том числе и таких, как написали Стругацкие — именно книг, а не перестроечного мусора типа «Гадких лебедей», «Улитки на склоне» и пр. «Хромой судьбы» с «Жидами города Питера»! ) не является тяжелой и долгой работой, требующей полной самоотдачи, и невозможной в параллель с третьей сменой на металлургическом комбинате, но это его личные тараканы.
                Знакомые с реальностью на практике индивиды понимают, что писать хорошие книги — тяжелая работа. На которую способны не то что немногие — единицы.
                Вот Стругацкие оказались способны. Какого-нибудь «входящего в номенклатуру» Ваншенкина никто лет через 50 и не вспомнит. А «Понедельник…» или «За миллиард…» будут издавать, читать и обсуждать. Потому как литература.
                И никакими помоями, выливаевыми на пейсателей, сей прискорбный для помойщиков факт не изменить. Сколько помоев ни вылить.
                Время всё расставляет на места. Отбирает вечное. Растворяет второстепенное. И даже помойщиков-очернителей хитрое время заставит работать правильно. А кто не верит, пусть почитает небольшую повестушку Гранина «Место для памятника» :-)))
                Dixi.

                • ZIL.ok.130:

                  <<членство в любом творческом союзе СССР было абсолютно юридически необходимо не для того, чтобы «сидеть на народной шее», а чтобы не попасть в колонию по статье о тунеядстве.
                  Мощно. Убийственный аргУмент.
                  Вапщета термин «номенклатура» большевистский новояз. И появился как раз в связи со спецраспределителями. Изначально — список лиц, имеющих право на спецпаёк. И никакого отношения к каким то там «принятиям решений», тем более на уровне ЦК(как сейчас сказали бы — федеральном) это всё не имело. Другое дело, что внутри номенклатуры тоже были свои категории и группы, но сути это не меняет.
                  Освежите в памяти ну, хотя бы «ЧП районного масштаба» или «Шапка»(запамятовал автора, к сожалению) — там как раз о «страданиях низовых номенклатурщиков.

                  • ZIL.ok.130:

                    << где смысл «номенклатуры» трактовался вполне определённо — правящий слой СССР — освобожденные партийные работники различных уровней, прежде всего — с правом принятия решений..
                    Формулировка прям таки чеканная, тока вот незадача — эта формулировка — ваша от начала и до конца. Пожалели бы себя — такую ношу на себя взваливаете — чеканить формулировки за всех остальных.

                    • Luka:

                      Конечно, это именно моя формулировка. Я её в состоянии не только дать (правда, не сам, а слегка изменив/отчистив от шелухи Вонсленского), но и обосновать, почему она именно такая. Причём — легко.
                      Ответсвенности не бывает без права.
                      На энтом сайтике (кстати, вполне любопытном по отбору материала) махрово цветёт завиральная идея о некоей «групповой отвественности» советских людей за распад СССР — и машины-то они плохие делали, и книги писали хр…еновые, и будущее не там искали, иде надо-ть, и пр.
                      Авторам сего глупства хотелось бы задать только один вопрос: а Вы в СССР-то жили? Не в детсаду, а в школе, в институте, в НИИ, на заводе, в армии, на военных полигонах, в колхозах, в России и на нац.окраинах? Как я сам до 33 лет.
                      Вы понимаете, что в СССР человек, не входящий в 20-25 тысяч номеклатуры ЦК (добавим для верности ещё тысяч 500 всякой шелупони, о которой упоминает Henren), не мог принимать вообще никаких решений, влияющих на его судьбу и судьбу самого СССР? Ни инженеры, ни рабочие, ни писатели, ни учёные — никто, если не входил в ВЫСШУЮ номенклатуру, вообще ничего не решал! Только выполнял чужие решения. Потому что за невыполнение — конкретно наказывали. Вплоть до летального исхода.
                      Вот собралось в 1967 году узкое совещание ЦК КПСС и АН СССР — и запретило навсегда разработку отечественной вычислительной техники общего назначения. А кто не согласен и пытается всё равно делать — на улицу с волчьим билетом. И люди вылетали — из НИИ и КБ! И в тюрьму попадали. Просто потому, что хотели не копировать IBM/DEC, а делать своё, лучше. Благо, после БЭСМ-6, Наири-К, М-10 и «Уралов» это было вполне реально.
                      То есть, это именно я, молодой инженер, был виноват, что предатели и мрази лишили мою страну собственных компьютеров! Не смог их переубедить. Не объяснил пагубность. Не защитил и не отвёл.
                      Как будто это я принимал такое решение?!
                      Милые мои котики-пёсики, во всём мире доднесь было только так:
                      кто решает — тот и за результаты отвечает.
                      Поэтому в Нюрнберге судили генералов вермахта и уцелевшую нацистскую верхушку, а не рядовых из окопов, не прославившихся зверствами.
                      Беда нашей страны в том, что до сих пор не наказаны те, кто привёл её к развалу и уничтожил. И даже не осуждены. И сейчас эти твари собственное гугно пытаюся равномерно на нас размазать. Сидя, в основном, по заграницам. На честно сворованном бабле.
                      Так вот, это зря. Это вряд ли получится.

                    • Jurikson:

                      Ваши слова удивительно созвучны собственному мироощущению.
                      Спасибо за коменты! Присоединяюсь!

                    • iStroller:

                      Полностью согласен с каждым словом.

                    • LankovVictor:

                      ДА!!!

                    • Henren:

                      А почему это тех, кто развалил русофобский коммунячий СССР, надо наказывать? Не решал, Нюрнберг… Так вот — в Нюрнберге как раз было дано определение, по которому исполнение преступных приказов — наказуемо. И десятки тысяч «рядовых» эсэсовцев на этом основании были казнены, а сотни тысяч оказались в английских и русских тюрьмах. То, что вы изволили здесь написать — именно те самые слова, которые и произносили эсэсовцы, когда их вешали. «А нас-то за что? Мы исполняли приказы…».

                    • Владимир:

                      >>А нас-то за что
                      Ну ты сейчас напишешь.
                      Вот я, обыкновенный работяга, по молодости мегаактивный — работа, спортзал, гулянки, итд.
                      Работал честно, стремился всё делать правильно и красиво.
                      Что ты мне предъявишь в части развала СССР?

                    • планета Шелезяка:

                      Неужто ничего не разваливал?))

                    • Владимир:

                      >>Беда нашей страны в том, что до сих пор не наказаны те, кто привёл её к развалу и уничтожил. И даже не осуждены. И сейчас эти твари собственное гугно пытаюся равномерно на нас размазать. Сидя, в основном, по заграницам. На честно сворованном бабле.
                      Так вот, это зря. Это вряд ли получится

                      Эмоционально. Не более.
                      Что по существу предъявлять будем? Каким законом руководствоваться будем?

                • Henren:

                  Спросите рядового русского человека сегодня — кто такие Стругацкие? Он вам ничего не ответит. И издавать нынче их могут лишь на гранты Сороса — и никак иначе. Ибо не читают эту дребедень. Историки литературы знают о Стругацких, да наше поколение. И да, если вы не понимаете смысл слова «номенклатура», не используйте его. Ибо номенклатура — это не освобожденные секретари. И еще. Пейсатель, как гласила классика, это инженер человеческих душ. Человек не мог быть издаваемым, не будучи членом СП СССР. А как только он вступал в Союз, так сразу же входил в номенклатуру. Стругацкий был членом СП СССР, РСФСР с 1964 года, и именно Литфонд дал ему квартиру и т.д. Вот ежели бы он от всего этого отказался, как, например, Аксёнов, тогда бы еще можно было о чем-то говорить.

                  • Gena:

                    Цтругаццких хоть помнят. А сколько бессмысленных ублюдков состояло в СП СССР и писало про «любовь-комсомол-весна и БАМ-целина».

                    • ZIL.ok.130:

                      Ген, там было столько разных зав. колбасными отделами или уш — юв. отделами, которых просто «грела» мысель, што вот оне,дескать» — книшку нопейсале, што — мамадорогая. Это я уш молчу про директоров крупных комбинатов детского питания крупноблочного домостроения иле пятых секретарей нацреспублик, што всё это сборище сами же СТруГаццкие и высмеивали. Помнишь их «жописы» и «дописы»?

                    • Gena:

                      Зато Леонид Ильич с трилогией крут! «Малая земля», «Возрождение» и «Целина»…

                    • ZIL.ok.130:

                      Он — мужчина удалой
                      Отгадай ка — кто такой?
                      Речи длинные, пустые.
                      Брови чорные, густые.
                      Он и маршал и герой
                      И писатель молодой.
                      Кто скорее даст ответ —
                      Тот получит … десять лет.

                  • Luka:

                    Та-та, нужно было непременно состоять в номенклатуре, чтобы получить в СССР квартиру, или съездить в санаторий. Остальные советские люди этого счастья не видали… Вы о чём вообще? Какая связь между НЕОБХОДИМОСТЬЮ стать членом СП, чтобы не сесть в тюрьму за «неорганизованное писательство», и пребыванием в «номенклатуре»? В СССР так было всё организовано. И что?
                    Какое конкретно государственно-политическое решение, оказавшее влияние на судьбу СССР и его народа приняли Стругацкие? Конкретно!
                    «Гядовой гусский человек»… Гм… Где-то я это уже слышал. А может быть — это я и есть — «простой русский»? Вам-то откуда знать? Или у вас «гусский» — обязательно пьянь подзаборная, неспособная 2 слова связать? Зачем такую Соросом гнобить? Она от цирроза сама загнётся.
                    Так вот Соросы — они против таких как я и работают. В артели «Напрасный труд». Поскольку мы то, обычные русские, вполне способны сами разобраться даже в том, что такое «открытое общество, его друзья и враги» (с). Без подсказок говноидеологов. Слава Богу, отличаем незабудку от дерьма (с). И кликушество о «рядовом русском человеке» нас только рассмешит. Среди нас нет «простых людей». Это чисто интеллигентская бредовая метафора, бессмысленная и лживая. А среди русских интеллигентов нет. Это всё люди, у которых профессия есть (с).
                    Как сказал неоднозначно-положительный персонаж «Понедельника… » Вашему альтер эго там же: «Это дубли у нас простые!» (с) :-)))
                    А насчёт квартир и прочего… Не смешите меня снова этой чепухой. Квартиры в СССР «давали» всем — и рабочим, и писателям, и учителям, и врачам. Всем, кто в разных цехах работал на одно огромное государство-корпорацию. Чем же Стругацкие отличались в этом смысле от харьковских литейшиков? Да ничем. Равная оплата за тяжелый, общественно-полезный труд. И не факт, что для будущего харьковские литейщики сделали больше, чем пейсатели-братаны. Ой, не факт. Лично я на харьковских литейщиков и рваного рубля из СССР сейчас не поставлю. А квартиры они получали куда обильнее, чем члены СП СССР. Просто потому что литейщиков было гораздо больше. А также литейщики ели гораздо больше колбасы. Но когда наступило ТО САМОЕ время — ни литейщики, ни Стругацкие защищать СССР не стали. А стали дружно устраивать каждый сам свою судьбу, кто как мог, в неожиданно разверзшемся не»прекрасном далёко». И никаких «нравственных преимуществ» грёбанного «рабочеко класса» перед пейсателями Стругацкими отчего-то не обнаружилось. По прошествии небольшого времени от «литейщиков» вообще не осталось ничего, кроме гугна. А от Стругацких — осталось. Их книги. И хотя не все из них — хорошие. Но часть — без сомнения. Вот это и есть основание моих оценок.

                    • Gera_sim:

                      —А насчёт квартир и прочего… Не смешите меня снова этой чепухой. Квартиры в СССР «давали» всем — и рабочим, и писателям, и учителям, и врачам. Всем, кто в разных цехах работал на одно огромное государство-корпорацию. —
                      Подтверждаю. Я в 31 год получил квартиру. Из резервного фонда. Конечно не за просто так, а поработать пришлось. Ну а кто работать не хотел, так это его проблемы.

                    • Henren:

                      Квартирку в центре Москвы Вам дали? В Москве, в которую вообще с регионов не прописывали? Ну надо же…

                    • Gera_sim:

                      Речи про конкретно Москву не было, так что не надо «ля-ля». Молча завидуйте.

                    • Henren:

                      Наступил капитализм — и братьев миллионными тиражами издавать перестали. Потому что нет спроса на эту писанину. А был бы капитализм в 60-х — их бы не издали вообще. Потому что откровенное дерьмо массовому читателю неинтересно. Читали бы их эстеты и прочие фрики. Максимум что у них было бы — аудитория на самиздате. Вот и всё.

                    • HMagier:

                      Я вам, уважаемый, больше скажу — пока Борис Натаныч коптил небеса, его говно-журнальчик «Полдень, XXI век»еще как-то расходился мизерным тиражом между 2,5 копрофагами, два десятка лет дрочащими на дедушку, но как только «наше фсьо» соизволил преставиться — эта макулатура сразу перестала быть нужной, предсказуемо канув в Лету.
                      Что как бы намекает нам на истинное качество контента, наполнявшего эту уютную синекуру «вдовы писателя».

                • Небритое прямоходящее:

                  Потому как литература.
                  И никакими помоями, выливаевыми на пейсателей, сей прискорбный для помойщиков факт не изменить.

                  Либо крестик, либо трусы литература, либо пейсатели.
                  А вообще тут прекрасно всё.

      • Henren:

        Чушь. Впрочем, нечетал, но асуждаю. Читать еврейские бредни — себя не уважать.

  2. Gena:

    Град обречённый асилил за три подхода к снаряду. Нудная тягомотень. Остальное- «Нечиталноосуждаю!»

    • LankovVictor:

      «Град обречённый» перечитывал не раз.
      Вопрос: «Что я не так делаю»(с)?

  3. Владимир:

    Гыыы.
    Прикольные рецензии-квинтэссенции.
    Правда Стругацких никогда не читал.
    Философская тягомотина и фантастика не моё.

    • Gena:

      Пикник на обочине имеет смысл почитать, это, пожалуй , одно из лучших у АиБ.Но остальное-трата времени.

      • Jurikson:

        Не, не трата! «Град» и «Миллиард» тоже стоит!
        Не бывает ни одного автора (художника, композитора, писателя) который творил бы только шедевры.
        Всякое творчество переживает взлёты и паденья.
        У Стругацких есть откровенно слабые книги. Есть наивняк начального периода, но есть и достойные вещи.
        Кстати, среди «знатоков»- хулителей в основном попадаются пустобрёхи, плещущие помоями с позиций «УЖ Я -ТО ТОЧНО ЗНАЮ, ХОТЬ И НЕ ЧИТАЛ — НАФИГА ОНО МНЕ???».
        В таком случае дискуссия не имеет смысла.
        Как грица: «Не мечите бисера…»

  4. Moroz:

    Автор рецензии , выдал свои фантазии на тему Стругацких , мог бы дальше развернуть , что они виноваты в развале СССР. А про происки КГБ он может посмотреть по ТВ , там показывают агента под кличкой ,, ЦАРЬ,,

  5. Kokunov:

    Каждый понимает текст и видит в нем смыслы только в меру своей испорченности, бггг

    • ZIL.ok.130:

      Во, в корень, прям в комель прозрел. У братьёв вот именно вот это — сплошное «подмигивание собеседнику», постоянные прозрачные намёки на то, что вроде бы «все знают»(но мало кто догадывается) и недосказанность. И каждый с упоением начинает сам мифотворчествовать — ха, так вот, что автор(ы) имели в виду то! Здорово! Как они там Сортир Сортирыча то продёрнули,а? Причём братья и этот свой метод описали в «Рукописи ОЗ», когда «раскрывали всем глаза» на написание «Апокалипсиса».
      Метод известный, можно сказать — булгаковский. Оставь свободу для интерпретаций и ты прослывёшь многозначным и споры по поводу «а чего он(и) всё таки хотели вот этим вот сказать?» — будут длиться «вечно».

      • Kokunov:

        А самое главное такие произведения дают отличный индикатор морального и социального развития комментаторов или рецензора, бггг
        Сразу же четко видно, что человек из себя представляет.
        Сеанс, такзять, морального стриптиза…

  6. Neofit56:

    Познакомилась со Стругацкими с книги *Понедельник начинается в субботу*. Была юна, восторженная и любила сказки — приняла произведение на Ура! и много лет вспоминала с удовольствием. В зрелом возрасте захотела перечитать — лучше б я этого не делала. Сказка сдулась и стала скучной. До сих пор в недоумении, что же меня тогда так зацепило!? Решила поближе познакомиться с творчеством:
    Трудно быть Богом — понравилось, но послевкусие было хреновым.
    Добила меня Сказка о тройке — сказочная тягомотина!

    • DirtyHarry1:

      О, только что про неё отписал тов. Ричъу. Что нудно- ладно, но лютую любераствующую диссидентщину увидеть у сов. писателей- дорогого стоило.

  7. Ричъ:

    И вообще, тов. Сионист едет на работу, презрев шабат.
    До чего довёл страну тиранидеспот Путин.
    При Ельцине то тов. Сионисту работячих дней облокачивалось куда меньше.
    Как и шекелей.

    • Ричъ:

      Зато можно было на обшарпаной, сделанной из фанеры, кухоньке порассуждать о судьбах мира, за бутылочком спирта «Ройял».

  8. Jurikson:

    Автор рецензии откровенно притягивает за уши всю мерзость, которая, по-видимому, составляет большую часть его собственного мировоззрения. Забавно было бы почитать его рецензии на «Колобка», «Репку» и «Машу и медведя» — тоже, наверняка, кровавая гэбня и происки тёмных сил.
    «Миллиард лет», «Пикник», «Град обречённый» (я не фанат Стругацких, хотя был знаком с Борисом Натановичем) — вещи удивительные. И всегда в центре — изменение психологии главных героев под воздействием глобальных изменений окружающей действительности. Своеобразный час «Х» (почти выбор Достоевского «Тварь я дрожащая,или право имею?») в «Миллиарде», взросление Воронина от главы к главе в «Граде» и «зонозависимость» Шухарда. Если кто-то видит в этом Гэбню — лечитесь!
    А «Понедельник» не зря называется «Сказка для младших научных сотрудников» — это сплошная бмористическая пародия на любой НИИ 80-х. Я как раз в это время в таком НИИ и работал. Имена всех героев — прочно прилипли к реально живым мэнээсам, зав. отделениями, завхозам и т.д.
    И во всех этих книгах неподражаемый бытовой юмор, тонкая ирония и бездна психологических наблюдений. И мне не совсем понятны комменты людей, по их собственным признаниям, фантастику не читающим, но выражающим собственное мнение о неизвестном им предмете.
    Парадоксы!
    Ну а автор рецензии, видимо, книг этих не читал тоже. Со слов «соседа Серёги» своё мнение составил. В противном случае я такой ерунды бы в его рецензии не обнаружил!

    Читайте фантастику, друзья (только достойную, разумеется! зёрна нужно отделять от плевел) — это не пустое времяпровождение, поверьте! Кого-то эти книги учат думать.

    • ZIL.ok.130:

      Фантастику в смысле сайнс-фикшн иле каком другом?
      Беляева, Обручева,не? Графа, наконец, земляка маво — Толстого,не? А ведь эти господа вышеперечисленные именно, что в литературном то плане — писали именно, что фантастику. В отличие от.

      • Jurikson:

        Для вас русская фантастика это только Беляев?
        В таком случае, вас можно только пожалеть!
        :)
        Щедевральные русские книги в жанре сайнс-фикшн за последние 20 лет — огромный список. Погуглите как-нить в часы досуга.

        • ZIL.ok.130:

          <<только Беляев… — ну вот скажите мне на милость — ну вот откуда у вас взялось вот это вот «только»? ну с хрена ли плясали вы делаете такое вот заключение? Неужели сами додумались?
          Четайте мой каммент Злобне — там доступно написано.
          Про «огромный список» — вы, конечно, подзагнули. но —есть, вещи достойные. Имён называть не буду — вы же тут же прицепитесь и начнёте «простыни» в камментах катать.

          • ZIL.ok.130:

            Вот поэтому то — вангую йа все «ЗОГщитнике» Стругацких — так прилежно и увиливают от анализа собственно их творчества, что им и сравнить не с чем? Съезжают на какие то квартиры или ещё чёнить. Словом — включают логорею и вещуют о своём, о наболевшем. А провести сравнительный анализ, да ещё доказательно и коротко, да ещё и простенко-понятненько — тут «стоп, Зорька — забор».
            А то, что прочитавши все произведения оных братьев, даже те, которые писались ими под псевдонимами, включая и незаконченные вещи — не «кончаешь от восторга» — у защитников почему то в мозгу — не помещается. Как писатели они были заметны — спору нет, но с придыханием о них говорить — тоже не стоит.
            Как я уже нопейсал — как косплейщики. какие. прости Гспди.

  9. FLY_Slim Jr.:

    Эта братва меня не впечатлила. Мутная у них писанина

  10. janitor:

    А я просто балдею от произведения «Улитка на склоне» это замечательно-увлекательный бред, который можно постоянно переосмысливать. Командировочные и сотрудники втихаря пьют кефир на троих как водку — бредово и забавно.

    • Gera_sim:

      Ну вообще то очень даже забавно. Попробуйте и посмотрите на реакцию окружающих, когда узнаЮт, что вы пьете.

  11. EvilTeacher:

    Знаете, чо я Вам всем могу таки сказать? ЛеХко пинать дохлого льва… А покажите-ка мИне, шо Ви себе такого напейсале, шоб я за Вас посмеялся… «Художника обидеть может каждый»….. Самые злобные критики рождаются из тех, кто писал в школе сочинения на «тройку»…

    • ZIL.ok.130:

      Знаете, Злобне, тут дело вовсе не в «пинании», тем более — «льва». А дело в том, что апологеты братьев Стругацких ведут себя совсем как косплейщики, прости Гспди, Гарриев Поттероф и тому подобное. Кто Плонету Абизян косплеит, кто в лес, кто бамбук курить. Но, ей-ей — не стоит вот так вот громогласно бить в барабаны и перекрикивая всех вещать, што вот это вот — вершина и венец. Всегда ж найдёца тот, кто «глаз прищурив» качнёт головой: «Венец-венец, причом — полный венец».
      А то получаеца, каг у Герцога — вот вам набор догматов, а кто не соответствует, того кадилом по башке.
      И вот мы имеем итакой набор — Михаил Афанасьевич, Стругацкие и Окуджава.
      Жекельменский набор интиллигента, тэкскать.

      • EvilTeacher:

        Хха. Ну-ка, произведем разбор пролетов? Я интеллигент, поскольку пишу это слово без ашыпок. НО. Булгакова не читал, и не осуждаю. Мне он неинтересен. Окуджаву не переношу за блеющий козлетон… Стругацких читал тогда, когда кроме серьезной Сайенс-Фикшн не пропускалось ничего. И?
        ИМХО — всегда стОит разделять личность автора и его произведения.

        • ZIL.ok.130:

          Так, уже лучше. Тока я вот не пойму к чему последняя строчка? Слишком уж смахивает на блондинок. общающихся цитатами( давайте без обид — сами братья писали. кстати: «какая жалость, что носителя идеи — нельзя от этой идеи отделить» — цитата, может быть и не точна дословно, но это — цитата из «Миллиарда»). А «уже лучше» — в том ключе, что вы уже на чуть-чуть начали включать собственный мозг уже ближе к адекватности оценок. Про «серьёзную сайнс-фикшн», пропускаемую совеццкими цензорами — не ннада. там стока зарубежной и отечественной макулатуры было выпущено — мама не горюй. Как по мне именно вот «Жиды», Хищные Вещи» и «Хромая Судьба» написаны ближе всего «к самим себе» — безо всякого вот этого «многозначительности» и недосказанности. Просто их время — время «усталости» от соцреализма и вот тех вот «разговоров на кухне». они попали в струю. Вы бы взяли и посчитали бы — сколько переизданий у них было в «совке»? Сколько было переводов на «языки соцлагеря» и не только? За казённый кошт? Ребятам свезло — поймали волну. На ней и плыли — совершенно нормальное явление в мире «хозрасчёта» и авторских отчислений.

        • iStroller:

          «стОит разделять личность автора и его произведения»
          Может любители С.Лема подтвердят, что «Звёздные дневники» и «Маска» написаны разными людьми — а это «тот же самый» Лем. Но я нигде не встречал попыток обгадить С.Лема за то, что у читающего не хватает мозгов осознать написанное.
          Может в интернетовской помойке на данный момент просто нет ничего достойного внимания, чем обсуждения творческих методов братьев С., книги которых помнят очень многие (нравятся они, или нет). Или дело в том, что они не поляки или туркмены?

          • ZIL.ok.130:

            Вы вопще про что?
            Лем. А давайте я тут с гиканьем и криками «всех несогласных — на кол!», начну с середины каммента про Маркса? или про «фантастичность» Гёте чёнить задвину?
            А то «разговор» с вами напоминает анекдот:
            -Девятку себе купил, как тебе?
            —Гладкая. Я п —вдул.
            —Ты про что?
            -Ж@па,говорю вон у той — гладкая, я п— вдул.
            -???

    • Jurikson:

      Вы абсолютно правы! Это как нигер тупой вещал в телевизор, что лично он никакого Марка Твена, слава богу, не читал, но ему говорили, что там афроуродов называют нигерами, и эти книжки надо усе запретить и уничтожить!
      Большинство радикальных критиканов именно так со стороны и выглядят!

  12. Lucas:

    Лет за пятьсот до нас сказано одним неглупым британцем
    » Мы смотрим в Библию весь день,
    Я вижу свет, ты видишь тень»,
    (Глубокий реверанс Змею).
    Конечно, мне могут возразить, что мол сравнила жёппу с пальцем. А я отвечу — и Библия и Гадкие лебеди- иудейкие байки, в каком-то смысле.
    Диспут интереснее читать, чем рецензию, безусловно, ибо :
    «Как ты, Иисус твой горбонос.
    Мой же, как я , слегка курнос».
    Каждый что в женщине, что в книге, видит лишь свое отражение. Что, не нравится? Ну и нечего на зеркало пенять…

    • ZIL.ok.130:

      В реале — ещё «хуже», поскольку разговор об Иешуа ведут христианин и буддист, к примеру. Или, там — синтоист. Зороастриец вапще, который так же как и вы искренне недоумевает — с какого вы рожна сына Агуры Мазды( и одно из его воплощений) Иисусом называете. А теперь представьте себе разговор с человеком, знакомым сразу со всеми этими религиями, способным более отстранённо и аналитически о них говорить.
      Представили?
      Во что по вашему выльется такой разговор?

      • zhevak:

        От, жешь засада! В мире столько много религий — а какая из них правильная???

        • Владимир:

          >>какая из них правильная
          Правильная в чём и для чего?

        • FLY_Slim Jr.:

          ну, наверное та, что подходит тараканам в черепушке

          • планета Шелезяка:

            А чего молчит желтенький и кругленький?

          • Владимир:

            >>тараканам
            Тараканы-эволюционисты в результате не слишком упорной борьбы победили тараканов-креационистов:))
            *мой случай*

        • HMagier:

          И все суть — суеверия. Засада, да.

      • HMagier:

        Про сифиан забыл, например. У христиан от их теологии пердачи знатно обрывает, сам проверял. А совершенно бездуховная и практически атеистичная Книга Екклесиаста — вообще образчик монументального троллинга ever. Как бы неудивительно, что обычно ее в проповедях не упоминают, тащемта.

        • FLY_Slim Jr.:

          Ещё бы упоминали. Треск шаблонов и пуканов можно слышать под сводами