Endless Space 2: Vaulters

Новогодние праздники давно прошли. За окном бушует снежный февраль, а, значит, все мы ждём лета, готовя в поте лица свои стройные тела к пляжному сезону. «Лето» – как много в этом слове нетерпеливого ожидания. Но если задуматься, а что мы помним о прошлом лете? Я лично помню, что аккурат к концу мая «релизнулась» Endless Space 2, и всё, лето закончилось. Эта игра заняла достойное место в жанре 4Х-стратегий, подвинув, как Sid Mayer Civilization, так и Stellaris. Я даже затрудняюсь сказать, какая из перечисленных игр лучше. Разве что шестая цивилизация мне до сих пор не больно нравится, хотя, если верить трейлерам, в последнем дополнении Rise and Fall разработчики всё-таки повели свой проект к чему-то более осмысленному, нежели безудержное «клепание» всё и новых платных цивилизаций разной степени бестолковости, вроде, Австралии. Плеяда DLC успела выйти и к Stellaris. Разработчики же Endless Space 2 чуть отстают. Лишь на днях Amplitude Studios выпустило первое масштабное дополнение под названием Vaulters (Хранители).

Stellaris или Endless Space 2, вот в чём вопрос? Мёду или сгущенного молока?! Хотелось бы и того, и другого; и можно даже без хлеба, но времени нет. На выходных я думал сыграть в последние версии обеих игр и сравнить впечатления, но пришлось выбрать что-то одно, и я остановился на Endless Space 2.

К самой игре, ещё в июне 2017, я написал масштабный обзор:

Жанру 4Х-стратегий везёт. Только удачей я могу объяснить неослабевающее внимание разработчиков к «циво-подобным» играм. При этом разработчиков с солидными бюджетами, а не «гаражных» инди-энтузиастов. Не секрет: индустрия подстраивается под целевую аудиторию, вкладываясь в MOBA-игры и ММО-РПГ. Остальным жанрам денежка достаётся по остаточному принципу. Как пример, за исключением Age of Wonders III, я давненько не видел хороших пошаговых стратегий в стиле Героев Меча и Магии. Ну, не считать же за таковые Heroes VI и VII.

Блеск и слава 4Х-стратегий должны постепенно гаснуть. Однако они не гаснут! Удивительно, но факт. И дело не только в серии Sid Meier’s Civilization, которая живее всех живых. Легендарному прародителю «наступают» на пятки серьёзные конкуренты. От Paradox вышел Stellaris — великолепная 4Х-стратегия. Казалось, ей суждено заткнуть за пояс всех конкурентов, надолго закрепившись на небосводе. По космической тематике так точно, никакой альтернативы вопросу: «Как бездарно слить выходные, выйдя на работу с опухшей головой, красными глазами и затвердевшим сидалищем?» быть не могло! Однако… из раннего доступа вышел Endless Space 2! Эпическая битва за умы и сердца «ещё-один-ход-и-спать»-геймеров только началась!

Создатели игры, компания Amplitude Studios, не новички в жанре 4Х-стратегий. Первый Endless Space увидел свет в 2012 году. К сожалению, тогда игра ускользнула от моего внимания. Я узнал о существовании Endless Space три года спустя, после того, как засел играть в следующее и, до недавнего времени, главное творение студии — проект Endless Legend. Вкратце: обе игры великолепны. Особенно мне нравится Endless Legend: интересная, вдумчивая и невероятно красивая «цивилизация» в фэнтези-стиле. Если вы давно мечтали о «цивке» с магией и дракончиками, но «цивке» самобытной и реиграбельной, где магия и драконы – не просто спрайты, а неотъемлемая часть игровой механики, Endless Legend – лучший выбор. Расписывать все различия между Civilization и Endless – дело долгое, и делать его я, конечно, не буду.

Игровая вселенная Endless Space 2

О механике и геймплейе игры расскажу позже. Сначала поговорим об игровой вселенной. Вот чего у Amplitude Studios не отнять, так это умения в «арты и стиль». Стратегическим играм не пристало кичиться «графоном», но ещё в первой части (а я увидел её спустя три года после релиза) меня поразил внешний вид планет и кораблей. В Endless Space 2 всё стало ещё лучше!

И не скажешь ведь, что нам показывают нечто особенное (высокополигональное и вселяющее ужас в видеокарту), но игра выглядит великолепно. При этом великолепно в совокупности. Планеты, звезды, арты, герои, сюжетные вставки — всё прекрасно и выдержано в самобытном стиле. Графику дополняет, я не побоюсь этого слова, любовь разработчиков к деталям. У любого элемента в игре есть арт и описание. У героев портреты и биографии. У рас (и больших, и малых) собственная история: на какой планете зародились, как вышли в космос и т.д. и т.п. Даже у зданий и стратегических ресурсов есть арты с пояснениями.

Фракций в игре мало, но каждая имеет уникальную цепочку сюжетных квестов. Невозможно сказать, чей подход лучше: путь Stellaris, когда из набора типовых инструментов можно «вылепить» собственную расу разумных бабочек-воительниц, или путь Endless Space, когда народы созданы заранее, но за каждым из них стоит конкретный лидер, с собственной философией, системой взглядов и мечтами о будущем.

Расы Endless Space 2:

1. Единая красная Империя. Наиболее многочисленное государство людей. Экспансионисты и промышленники. Наверху сидят купающиеся в роскоши олигархи, внизу обычные работяги-патриоты, искренне гордящееся, что живут в самой лучшей стране на свете, а остальные страны им завидуют. Чтобы «низам» было проще гордиться, а работалось им вдвойне веселей, «верхи» решили предъявить народу образ Отца-Основателя и радетеля Всея Отечества, объявив Императором представителя наиболее богатой и влиятельной семьи. Сперва всё шло хорошо, но трон быстро погряз в заговорах. К началу игры император Залевас, вроде, решил внутренние проблемы и даже помирился с родной сестрой Леной (её действительно так зовут). Остались только небольшие группы заговорщиков, да внешние враги, мешающие привести народ к светлому будущему. Кого-то мне эта фракция напоминает, но я никак не могу взять в толк кого именно? Главным бонусом Империи является повышенный рост влияния.

2. Горацио. Фракция, состоящая из одного человека и его многочисленных (счёт на миллиарды) клонов. Горацио прослыл бы типичным неприметным ботаником, родись он в рядовой семье имперских тружеников. Однако родителями Горацио стали олигархи-триллионеры. Став за счёт дорогостоящих технологий практически бессмертным, Горацио обзавёлся эксцентричным характером и отчего-то решил, будто он невероятно красив и подобной красоты в галактике должно быть много. Горацио принялся плодить своих клонов в промышленных масштабах и в итоге вывел новый вид людей. Цель Горацио — распространять красоту, то есть, заселять планеты всё большим и большим количеством Горацио. Забавно, но женщин у расы нет. Во всяком случае, ни в списке героев, ни на сюжетных артах я девушек-Горацио пока не видел. Отличительной чертой фракции являются генетические изменения. Горацио могут исследовать геном других рас, становясь сильнее. Сами они, кажется, выращиваются в инкубаторах. Тян не нужны!

3. Люмерис. Гуманоидная раса с тропической планеты. Внешне похожи на людей. Характером также ничто человеческое им не чуждо. Жизнь люмирес вертится вокруг торговли и сделок. Колонизацию планет осуществляют только за звонкую монету, ибо бесплатно уходить из родного дома на отдалённый аванпост дураков нет. Если же бабосики выдать, то и колонизационный корабль переселенцам-люмерис не нужен. Сами добираются, на попутках. В целом, довольно любопытная раса, завязанная на экономике и торговых сделках, однако, есть маленький нюанс. Уж не знаю почему, но играя за люмерис, я замечаю, что постепенно начинаю говорить картаво, а главную валюту галактики, именуемую «пылью», отчего-то называть «шекелями». Вот шекели и всё тут. Странно! Надо узнать у Ричика, что он об этом думает.

4. Сифоны. В смысле Софоны. Раса «яйцеголовых». Маленькие, помешанные на науке чудики. Берегов зачастую не видят, и то, что софоны до сих пор не уничтожили себя в результате безумного эксперимента, стало результатом везения или вмешательства их высшего покровителя. Впрочем, незадолго до начала игры у расы появился покровитель вполне себе материальный. Софоны не властолюбивы и бюрократические обязанности почитают за смертную скуку, не окупающуюся никакими привилегиями. В итоге управленческие функции софоны свалили на ИИ.

5. Пожиратели. Раса искусственно созданных насекомоподобных существ, пережившая собственных творцов. Со времён первого Endless Space пожиратели — неприятный противник. Воинственный агрессивный сосед, война с которым не приносит никакого удовольствия. Пожиратели «разоряют» планеты, используя варварские методы добычи ресурсов. За счёт этого они могут быстро собирать войска, продвигая экспансию. Захваченные же у пожирателей планеты приносят меньше дохода.

6. Водяни. Раса звездных кочевников. Давным-давно водяни разрушили экологию родной планеты, изрядно навредив своему виду. «Завернувшись в скафандры», водяни переселились в космос и с тех пор живут в огромных космических ковчегах. В строгом понимании колонизировать планеты они не могут, зато получают все бонусы системы, если в ней находится ковчег.

7. Хранители времени. Интересная раса. Миллионы лет хранители жили в параллельном мире, наслаждаясь «алгеброй гармонии», но внезапно открылась чёрная дыра, и в их идеальный мир проник Хаос. Гармония была безвозвратно утеряна и хранителям ничего не оставалось, как пройти в открывшийся проход, с ужасом взглянув на источник зла и бедствия их расы. Источником оказалась наша Вселенная. Оправдывая своё название, хранители могут изменять ход времени на подконтрольных планетах.

8. Деревья. Сволочная раса! Да, так и запишите: деревья сволочи, как и все гринписовцы. С виду все из себя хиппи-пацифисты, за мир, дружбу и жвачку, но на деле империалисты каких поискать. Просто способ достижения цели у них иной. Однажды на планету деревьев упал космический корабль, и они узнали, в мире существуют такая вещь, как война. Разумно рассудив, что если ничего не делать, огонь войны придёт и в их дом, деревья начали развивать науку и в итоге вышли, вернее, выросли в космос. Экспансию деревья проводят весьма причудливым способом. Радары и аванпосты им не нужны, вместо этого они «протягивают» ветви от планеты к планете (да-да, через тысячи световых лет), предлагая мир и союз всем встречным поперечным. Если ничего не делать, деревья протянут корни до всех планет и обратят в «хиппарей» все разумные расы. Границы государств, если заключён мир, их не останавливают.

Расы серьёзно отличаются друг от друга. Вкупе с тем, что все фракции имеют собственные цепочки сюжетных квестов, каждая игровая партия не похожа на другую. Это повышает реиграбельность.

Экспансия, строительство и колонизация.

К пятой странице обзора настала пора поговорить о главном — о геймплее. Поселением в игре считается не планета, а вся звездная система. Вокруг звезды вращаются от 1 до 6 планет, пригодных, в зависимости от изученных технологий, к колонизации. Построенные здания распространяют влияние на всю систему. Например, если возвести рынок, увеличивающий доход пыли (золота) с каждого жителя, то эффект распространится на все заселённые планеты.

Игровые ресурсы делятся на три группы:

— Валюта всех видов. Сюда относятся: пища, производство, деньги, наука, влияние и трудовые ресурсы. Последние не стоит путать с числом жителей. Грубо говоря, трудовые ресурсы – это мобилизационный резерв. У каждой заселённой планеты есть гарнизон, а любой космический корабль требует обученной команды. Если закончатся резервисты, строить флот нельзя, даже если хватает иных материалов.

— Стратегические ресурсы: титан, гиперий, адамантий и т.д. Стратегические ресурсы одна из фишек серии Endless. В игре мало юнитов. Однако любой корабль можно усилить за счёт специальных модулей (вооружения и брони), создаваемых из указанных материалов.

— Ресурсы роскоши. Специальные продукты, вроде уникальной галактической картошки. Вкусной и полезной. Вдобавок, с неё неплохо так «вставляет» население. Звучит смешно, но из-за месторождения картошки может вспыхнуть галактическая война с миллионами жертв (впрочем, она и так начнётся, ведь игра, по сути, об этом).

Исходный геймплей Endless Space 2 похож на цивилизацию: направляем корабли во все стороны, открываем новые системы, ищем пригодные для колонизации планеты, строим здания, изучаем новые технологии и т.д.

Любопытно устроена разведка карты. В отличие от Stellaris, в Endless Space 2 галактика скрыта своеобразным «туманом войны», в котором не видно не только отдельных планет, но и даже звёздных систем.

На старте корабли могут перемещаться только между звёздами, объединённых «тоннелями» в созвездия.

Тоннели обозначаются на карте белыми линиями. Летать сквозь них можно свободно, однако, если корабль вошёл в тоннель, он не сможет развернуться, пока не достигнет заданной точки. Маршрут надо обдумывать заранее. Направишь корабли в тоннель, и, откуда не возьмись, в домашней системе объявятся пираты. Увы, развернуться в середине тоннеля нельзя.

Помимо объединённых «маршрутами» созвездий, в галактике встречаются и системы-одиночки. В начале их нельзя даже увидеть, не говоря уже о том, чтобы долететь. Разыскать одинокие звёзды можно, используя исследовательские зонды, которые (как оружие и броня) вставляются в ячейки кораблей. По умолчанию парочкой зондов оснащены корабли-разведчики всех фракций. Выбрав разведчика, игрок может запустить зонд в космос-инкогнито. В течение 10 ходов зонд будет лететь в заданном направлении, сообщая владельцу данные об открытых системах. Восстанавливаются зонды постепенно, поэтому запустить их разом во все стороны не получится. Приходится гадать.

У зондов есть и второе применение – исследование планет. Пребывая в новую систему, разведчик замечает особые места, куда можно направить зонды.

Разыскать можно как обычный клад (в виде денег или неизвестных технологий), так и скрытые месторождения ресурсов. Правда, временами я «находил» и пиратские засады.

К слову о пиратах, в игре их довольно много. Особенно разбойники любят собираться во флотилии около нейтральных планет малых фракций. Начиная с определённого момента, пираты начнут задалбывать похлеще варваров в циве.

Процесс исследования и разведки в Endless Legend 2 понравился мне больше чем в Stellaris, там тоже есть: аномалии, скрытые звездные системы, квесты, да и размер у галактики больше. Однако Endless играется веселее. Бывает, запустишь зонды неровно, оставишь узкую полоску «тумана», а в ней, бац, и окажется скрытая система с легендарной планетой. Забавно!

Экономика, политика и наука.

Из всех видов искусства наиболее важным для нас является кино игра, аналогично из всего разнообразия ресурсов наиболее востребованным является золото или пыль. Пыль можно обратить в любой другой вид валюты. За пыль ускоряется строительство зданий. За неё же покупаются и продаются ресурсы на галактическом рынке. Только технологии за пыль купить нельзя (хотя научные здания можно). Ну и, если Вы играете за империю, великая сила патриотизма поможет вашей фракции приобретать всё что угодно за очки влияния.

Разыскать можно как обычный клад (в виде денег или неизвестных технологий), так и скрытые месторождения ресурсов. Правда, временами я «находил» и пиратские засады.

К слову о пиратах, в игре их довольно много. Особенно разбойники любят собираться во флотилии около нейтральных планет малых фракций. Начиная с определённого момента, пираты начнут задалбывать похлеще варваров в циве.

Мировой галактический рынок – важный компонент игры. Продавать и покупать ресурсы придётся часто. Так же на мировом рынке можно нанимать корабли и героев, если изучены специальные технологии.

Есть и забавная фишка. Подсмотрев хорошие идеи в цивилизации, разработчики ввели в игру (ещё начиная с серии Endless) чудеса света и легендарные подвиги. Их меньше, чем в цивке, но есть прикольные. В частности, Мировая Клиринговая Палата. Стоит её построить, и мировой рынок привязывается к определённой звездной системе. С каждой торговой сделки в галактике владельцу системы начинает «капать» процентик, и указанный «процентик» можно подкручивать.

Дополнительным способом пополнить бюджет стали корпорации. Управление ими, как и рыночными сделками, осуществляется через меню экономики. Изучив соответствующую технологию, игрок получает право строить штаб-квартиры и филиалы корпораций, между которыми прокладываются торговые маршруты и начинают циркулировать (да-да, именно они) корованы! Из-за специфической системы дипломатии в игре, грабить корованы не только прибыльно, но и ещё относительно просто.

По мере развития откроется возможность выбирать планетам специализацию и строить в системах улучшения за ресурсы роскоши. Можно увеличить приток: золота, науки, трудовых ресурсов, пищи и т.д. Настраиваются улучшения один раз, но в каждой звёздной системе их нужно возводить отдельно, подобно зданиям и кораблям.

Разобравшись с экономикой, рассмотрим вкладку «сенат». Сюда тоже предстоит заглядывать, определяя внутреннюю политику государства. Endless Space 2 выгодно отличается от своих прародителей. В Endless Legend и Endless Space граждане страны сливаются в единую «серую массу». Мятежей и революций добиться невозможно, даже если постараться. Стоит каким-нибудь драконам захватить город живых доспехов в Endless Legend, и жители оккупированного поселения получают свойства основной расы. Так живые доспехи начинают требовать пищи, хотя до этого предпочитали кушать пыль.

Неправдоподобная система внутренних взаимоотношений была в корне переделана. У всех рас появились уникальные бонусы и политические предпочтения. Кто-то тяготеет к войне, кто-то к науке. На предпочтения жителей влияет и проводимая государством политика. Если строить лаборатории и библиотеки, народ будет склоняться к науке; если развивать флот, увеличиться влияние милитаристов. В зависимости от предпочтений, граждане кооперируются в политические партии. Всего их шесть:

1. Милитаристы.
2. Учёные.
3. Промышленники.
4. Пацифисты.
5. Экологи.
6. Духовенство (религиозная группа).

Время от времени в стране проводятся выборы в сенат. Победившая партия в обязательном порядке «проводит» нужный ей закон. Отменить его нельзя. Игрок может принимать дополнительные законы, предложенные тремя прошедшими в сенат партиями. За участие в выборах политики получают «экспу», укрепляя своё влияние. Прокаченная партия предлагает более совершенные законы. Многие законы являются «палкой о двух концах», т.е. имеют, как положительные, так и отрицательные стороны. Влиятельные партии совершенствуют свои инициативы, избавляясь от минусов и улучшая плюсы.

Советую обращать внимание на лидеров партий. Ими становятся герои (если их политические предпочтения тому соответствуют). Некоторые навыки, доступные героям при level-up, активируются только при избрании персонажа в сенат. Бывает обидно, когда раскаченный «по самое не могу» герой пролетает на выборах из-за мнения какого-то там электората.

Есть, правда, и альтернативный вариант. Если изменить форму правления с демократии на диктатуру, то специалисты местных Центризбиркомов нарисуют каждой партии столько голосов, сколько надо. Вы будете смеяться, но, в ряде случаев, это единственный способ обеспечить в сенате хоть какой-то баланс сил.

За исключением определённых рас с твердыми предпочтениями, мнение большинства вариативно и, как упоминалось выше, зависит от возводимых в империи построек и кораблей. Казалось бы, хорошо. Строишь фермы, увеличиваешь влияние экологов. Фигачишь всюду лаборатории — учёных. Народ и партия едины! Что продвигаешь, то и получаешь.

Проблема в том, что в одной звездной системе можно построить только одну ферму, зато военных кораблей можно наклепать сколько угодно, и, рано или поздно, это придётся делать, ведь начнётся война всех со всеми. Каждое спущенное с верфи судно увеличивает влияние милитаристов. По идее, народ должен ощущать усталость от войны и стремиться к миру, но всё происходит с точностью до наоборот. Через пару итераций фракция милитаристов начинает стабильно получать на выборах заслуженные 86% голосов. Если не захватывать бездумно системы, накапливая штраф от колонизации, усталость от войны сменяется «эйфорией» от войны, остановить которую может только магия Центризбиркома. Есть, конечно, вариант подкупа избирателей, но, чтобы подкупить миллиарды людей, нужна уйма денег и влияния, чего у воюющей страны особо не водится.

Война и герои.

Рассуждая здраво, понимаешь — боевая система в Endless Space 2 представляет собой мультик. Но это если рассуждать здраво. Что не получается! Ибо мультик ну просто офигенный! Сотый раз смотришь, не надоедает!

Эпичные корабли на фоне эпичных планет обмениваются эпичными ударами. ПафосЪ. Красота. Как во всём этом участвует игрок? Да никак. У геймера есть набор «карточек», называемых тактиками. Перед сражением игрок выбирает тактику и далее смотрит мультик. В первой части Endless Legend бой хотя бы делился на три фазы, и для каждой следовало выбрать отдельную карточку, что делало бои более рандомными.

Полноценной боевой системы в игре нет. Правда, где она есть-то? В Stellaris игрок тоже смотрит «мультик», высматривая на фоне космоса крошечные лучики снарядов. В Endless Legend хоть карточку (тактику) выставить можно, получив шанс изменить ход сражения.

Эффективность оружия может варьироваться в зависимости от места битвы. Ракеты, например, часто не долетают в поясе астероидов. Тоже разнообразие. Ну, а как красиво!

Увы, обратной стороной великолепия стал лимит на число кораблей в эскадре. Битву масштабов Stellaris на движке Endless Space не показать. Лимит можно расширить за счёт науки, но он всё равно серьёзно ограничен.

Каждая флотилия может провести одну атаку за ход. Если в системе ваша эскадра столкнулась с двумя вражескими, то, вероятно, ей придётся пережить два эпических мультика. Хоть здоровье кораблей и не восстанавливаются мгновенно, из-за лимитов количество судов устойчиво проигрывает их качеству.

Постепенно мы подошли к «вишенке на торте» серии Endless – это конструктор юнитов. Прототипов у кораблей действительно немного, однако, у каждого есть n-ое количество ячеек, куда вставляются боевые, защитные и специальные модули. Лучшие модули доступны за стратегические ресурсы. Снабдив корабль титановыми ракетами и гипериевым двигателем, вы получите солидные преимущества в бою.

Впрочем, в отличие от Endless Space и Endless Legend, у разработчиков, похоже, включилось чувство меры. Оружие и броня, скрафченные из стратегических ресурсов, лучше аналогов из простых материалов, но лучше не на порядки! В Endless Legend один юнит с титановым мечом убивает трёх-четырех собратьев своего уровня и не давится, а если на нём ещё и хорошая броня, то и урона почти не получает. В Endless Space 2 сделали более правдоподобно. Количество войск стало хоть на что-то влиять, и за это лично от меня разработчикам отдельное спасибо.

В новой части появились и наземные сражения. Фактически тот же мультик, причём гораздо менее впечатляющий, но всё равно прогресс. В Endless Space захват планет осуществлялся только через осаду, для которой требовались специальные корабли. Здесь же можно устроить полноценный штурм и попробовать взять систему «нахрапом». Победить за один ход вряд ли получится, но темп войны ощутимо вырос.

Ключевой показатель наземной битвы – это количество трудовых ресурсов (солдат), как в гарнизоне системы, так и во флоте агрессора. Обороняющимся проще, потерянные в бою солдаты постепенно восстанавливаются. Доступна и специальная тактика, позволяющая пополнить резерв за счёт призыва ополчения (в этом случае население системы уменьшится на одного жителя). Корабельная команда начнёт восстанавливать потери, только когда судно вернётся в домашнюю систему. Поэтому, если решитесь на штурм, проводите его решительно. Враги будут восполнять потери, а на помощь защитникам может прибыть вражеский флот. Могу ошибаться, но, вроде, корабли с неполной командой сражаются хуже.

Трудовые ресурсы разделяются на три рода войск: пехота, бронетехника и авиация (флайеры). В специальном меню можно настроить процент распределения резервистов по родам. В том же меню за деньги и стратегические ресурсы можно купить апгрейды для армии. Если честно, я не могу сказать, во что лучше вкладываться и как именно распределять людей. Что лучше: 50% на танки или всё бросить на пехоту? Фиг знает, игра особых пояснений не даёт.

Наконец, какая же война без героических героев? В Endless Space 2 каждый из них даже обзавёлся личными боевым кораблём, на который так же, как и на все другие, можно «вешать» модули. Правда, в мирное время героя выгоднее назначать губернатором в систему. Из-за этого он тупо быстрее растёт в уровне. Сам Level-up сделан стандартно. За каждый уровень герой получает один балл опыта, который вправе потратить на изучение экономических или военных навыков.

Изначально у каждой фракции есть по одному герою, но постепенно их число будет увеличиваться. Герои вербуются по умолчанию, так же их можно нанять на рынке. В галактике существует даже специальная академия героев, и, если умудриться колонизировать систему, где она расположена, академия «сольёт» владельцу инсайдерскую информацию о навыках и местонахождении всех персонажей игры. Время от времени гильдия будет подбрасывать и специальные квесты.

Дипломатическая система в игре – заслуженная гордость серии Endless. Разработчики всех «цивоподобных» игр, включая творение Sid Meier, понимают — дипломатия нужна и даже предпринимают для её развития немалые усилия, однако, то и дело компьютерные оппоненты воспринимаются как неадекваты. Фич много, толку мало. В Endless Space дипломатическая система не может похвастаться особым разнообразием, но то, что сделано, сделано грамотно.

Между фракциями возможны четыре (а не три, как в стандарте) дипломатических состояния:
1. Альянс.
2. Мир.
3. Война.
4. Холодная война.
По умолчанию и до подписания специального соглашения, все фракции находятся в состоянии холодной войны.

Чем холодная война отличается от обычной? Только тем, что стороны не могут штурмовать планеты друга друга и сражаться в домашних системах. Заниматься «пострелушками» на нейтральной территории никто не мешает. В Endless Space 2 разные государства могут попытаться даже колонизировать одну систему одновременно. В этом случае у звезды появятся два аванпоста, один из которых в итоге будет уничтожен. Естественно, своему аванпосту можно и нужно помогать.

Если соседней фракции не передана специальная нота о закрытых границах, её корабли могут спокойно летать в ваших системах. Атаковать флот они не смогут (если вы сами не решите нарваться), но брать планеты в экономическую блокаду и грабить корованы — вполне!

Любое дипломатическое действие (договор, объявление войны или просто оскорбление) требует очков влияния. Оные очки нужны и для общения с нейтральными фракциями. Время от времени игрок будет встречать малые цивилизации, чем-то похожие на города-государства в Civilization.

Любую малую фракцию можно захватить, но, как и в циве, это грубо и неэффективно. Используя очки влияния можно льстить «папуасским» элитам. Тогда они активно займутся «вывозом капитала с Родины» и начнут подкидывать вам специальные плюшки. Некоторые могут даже продать наёмников за ресурсы роскоши. Если не жалеть лестных слов, малую фракцию можно и ассимилировать. Либо за влияние, либо взяв специальный квест.

Ничего особо выдающегося в дипломатической системе игры нет, но она позволяет государствам заниматься любимым делом – гадить друг другу в карман, пока не настанет время затеять настоящую войну. Не хуже пиратов соседи будут «пробовать на зуб» ваши приграничные рубежи и торговые пути.

А вот теперь речь пойдёт о фишках, появившихся в дополнении Vaulters. Точнее, правильней будет написать не «в», а «к» дополнению.

Ещё до релиза DLC разработчики выпустили ряд бесплатных патчей, которые ввели определённые изменения/добавления в геймплей. В последний раз я играл в Endless Legend 2 уже давненько, поэтому не смогу точно расписать, что и когда выходило, поэтому вкратце опишу, что изменилось со времени моего обзора, т.е. с ванильной версии.

Главным нововведением DLC Vaulters стала одноимённая (девятая по счёту) играбельная фракция – Хранители. Лично мне их появление позволило поставить точку в вопросе: события какой игры (Endless Legend или Endless Space 2) произошли раньше.

Хранители в Endless Space 2 – это покинувшие планету Аурига потомки Хранителей из Endless Legend. Гигантский космический корабль Аргоси позволил целой расе вовремя покинуть умирающую планету. Правда, Хранители из Endless Legend, если верить инфе их расового квеста, сами потомки космических переселенцев, чей корабль разбился на Ауриге тысячелетия назад. Получается, космические Хранители – это потомки земных Хранителей, которые произошли от хранителей космических. Хрен разберёшься, но выходит, Endless Space 2 – это прямое продолжение событий Endless Legend, а концовка хранителей признана канонической, то бишь, жизнь на Ауриге спасти не удалось. Печалька…

Ну да ладно. Хранители вышли, вернее вернулись в космос, будучи погружёнными в сон. Веками, под управлением разумного робота, звездолёт Аргоси бороздил просторы вселенной в поисках новой родины. В момент пробуждения фракцию передают под управление игрока и начинается обычный для 4Х-стратегий процесс: исследование и колонизация галактики, встреча с иными расами с разделом, а в последствии, борьбой за передел уже поделённого мира. Всё по Ленину.

Важным достоинством Endless Legend 2, в сравнении со Stellaris, стало стремление разработчиков сделать каждую фракцию по-настоящему уникальной. Не только в части лора, но и геймплейя. Фракций в ES2 меньше, но каждая со своей изюминкой. Особенностью Хранителей стал уникальный колонизационный корабль – упомянутый выше Аргоси.

Хранители не основывают аванпосты и не ждут, пока в месте назначения не накопится достаточное количество мигрантов из метрополии. Аргоси просто прилетает и колонизирует подходящую планету. Абсолютно бесплатно, без регистрации и смс. Колония ещё и получает от корабля бонусы к пище, науке, производству и счастью. Однако Аргоси не может колонизировать несколько миров одновременно, и после каждой успешной колонизации корабль «впадает в спячку». Через некоторое время он восстанавливается и становится доступен для заселения новых миров. Перезагрузку корабля можно ускорить, но на это тратятся деньги и ресурсы.

Однако главной фичей фракции стал не уникальный корабль, а межзвёздные порталы. С их помощью флот Хранителей способен мгновенно перемещаться между колонизированными системами.

Скажу честно, из-за порталов я счёл Хранителей первой откровенно читерской расой в игре. В своё время мой друг – настоящий задрот действительно посвятил Endless Space 2 летний отпуск. Время от времени, пока я грел пузико свой накаченный пресс на жарких пляжах Ивановской области, он слал мне сообщения, вида:

— Сыграл за люмерис – читерная раса. Денег куры не клюют. Производство вообще не нужно! Колонии, корабли, здания — всё можно купить, и у люмерис на всё хватает денег.
— Сыграл за империю – читерская раса. Вместо денег они могут тратить влияние, а очков влияния у них до хренища. Деньги просто не нужны! Я за влияние всё покупал.
— Прошёл за повелителей времени – читерная раса. Они умеют ускорять ход времени на занятых планетах, из-за чего всё строят и исследуют в 2 раза быстрее.
— Деревья – просто читаки.
и т.д.

Я подобные сообщения воспринимал скептически. Логика подсказывала, если читеры все, то никто не читер. Ну, разве что кроме деревьев. Сии покрытые корой империалистические пацифисты действительно отыгрывались хоть и странно, но и эффективно.

Однако Хранители, на мой взгляд, реально исказили баланс. Для синглплейера это не столь важно, но в мультике, думаю, будут жалобы. Из-за мгновенных перемещений одна флотилия Хранителей может успешно держать фронт сколь угодно большой протяженности. Я лично без напряга защищался сразу от трёх фракций, когда они объединились в альянс и объявили моему народу войну. Как правило, подобное развитие событий мотивирует сразу сворачивать строительство и судорожно переходить к производству военных кораблей, но… не в случае с Хранителями. Враги лезли как тараканы со всех сторон, но мне достаточно было иметь одну эскадру, превосходящую в битве 1 на 1 любую вражескую.

Телепортируйся, бей поодиночке и дело в шляпе. Главное, чтобы денег на ремонт хватало. Ну и ещё, сами порталы необходимо построить в каждой занятой системе, но: во-первых, они возводятся достаточно быстро даже в слаборазвитых колониях; во-вторых, по деньгам стоят не столь дорого, т.е., если позарез надо, всегда купить можно.

Для баланса разработчики сделали Хранителей плохими фермерами, наложив на всю фракцию штраф в -20% к производству пищи, однако, научно-технический прогресс (а у хранителей к нему бонус) успешно решает эту проблему. Я, во всяком случае, с первой же попытки выиграл игру на невозможном (предпоследнем) уровне сложности. Правда, мне повезло со стартовым местоположением.

Союзной расой Хранителей стали Сёстры Милосердия. Это одна из малых фракций Endless Legend. Женский военно-монашеский орден, поставлявший в армию целительниц при заключении с ними союза или принудительной ассимиляции. Из всего многообразия рас и фракций Ауриги целеустремлённые Хранители заключили союз именно с сёстрами милосердия и забрали их собой в космос.

Если Хранители специализируется на науке, то их союзницы на милосердии. На большом, знаете ли, таком милосердии!

Присутствие сестёр увеличивает уровень счастья звёздной системы. Учитывая, что на средней стадии игры, когда идёт активная колонизация, но технологий расширяющих лимит владений ещё недостаточно; целесообразно усиливать бонус сестёр за счёт ресурсов роскоши, а так же активно расселять монашек по освоенным мирам. Дабы в каждой в системе сёстры наличествовали. Пригодятся. Счастья много не бывает, а милосердие… разве оно может быть слишком большим?

Помимо новой фракции в игру добавили ряд дополнительных фич, расширив геймплей.

В DLC были серьёзно переработаны пираты. В ванильной версии корабли разбойников «спавнились» у планет малых фракций. Пираты мешали разведывательным судам исследовать карту и, время от времени, заглядывали в колонизированные системы, в поисках лёгкой добычи. Эдакие комары. Неприятные, но, если не запускать проблему, не опасные.

Сейчас джентльмены удачи превратились в грозную силу. Они объединились в самостоятельную, правда не играбельную фракцию. Базы пиратов рано или поздно появляются во всех не колонизированных системах. Раз в 10 ходов база производит флот (обычно три корабля), который отправляется искать наживу. Пираты не только атакуют корабли, но и периодически пытаются высаживать десант на планеты. Пиратскую базу тоже нельзя уничтожить без проведения наземной операции.

С главарём пиратов можно вести переговоры. Для начала ему можно тупо дать денег, надеясь, что пиратские эскадры начнут атаковать пореже. Правда, «пореже» понятие растяжимое. Аппетиты у пиратов будь здоров, и сколько конкретно нужно «влить денег», дабы почувствовать разницу, я даже проверять не стал. Более эффективный способ – сразу заключить с разбойниками пакт о ненападении, потратив очки влияния. При случае у пиратов можно купить чёрную метку, выбрав целью звездную систему конкурирующей фракции. Пираты со всей галактики устремятся в заданную точку. Я данной услугой практически не пользовался, а вот против меня её покупали и не раз, т.е. компьютерные оппоненты имеют представление о возможностях пиратов и даже пытаются указанными возможностями пользоваться (однако для Хранителей – это, скорее, благодеяние, а не скрытый удар; читай, бесплатный «подвоз экспы на дом»).

Доработали и систему дипломатии. Все, кто играл в цивилизационно подобные игры, знакомы с сообщениями от ИИ, комментирующими действия живого игрока. Компьютерные оппоненты: посылают угрозы, берут обещания не основывать рядом города и т.д. и т.п. Обратиться же к ним с аналогичными требованиями, как правило, нельзя.

В Endless Space 2 такая возможность появилась. При возникновении инцидента за очки влияния оппоненту можно направить дипломатическую ноту, например, потребовать убрать флот из зоны влияния и т.д.

Правда здесь, как и в любом приличном обществе, принято правило: «Достал волыну, будь готов стрелять!». Если потребовать у оппонента вывести войска, пригрозив суровыми последствиями, а тот в ответ предложит пройти по пешему эротическому маршруту (пошлёт на три буквы), то придётся реагировать. Можно прикинуться ветошью, замяв инцидент, но тогда упадёт уровень счастья (нашему царю показали фигу!). Можно выступить с публичным осуждением, а то и вообще объявить войну. Не Бог весть какое нововведение, но подобное внимание к мелочам радует.

Наконец (из мною замеченного) добавили новые виды вооружений. Помимо стандартного энергетического и кинетического оружия открылась малая авиация. Оружейные модули кораблей теперь можно заполнять истребителями и бомбардировщиками. Разумеется, перед этим надо изучить соответствующие технологии.

Появились и абордажные модули. Как по мне, это не столько эффективный, сколько забавный вид оружия. Вместо ракет корабль начинает «стрелять» абордажными капсулами, заполненными смертниками отчаянными космодесантниками. Если модуль: не будет сбит вражеской ПВО и/или истребителем, не пролетит мимо цели, а благополучно дойдёт до места, и космодесант лихо нашинкует вражеский экипаж (тоже не факт), то корабль не взорвётся, а будет захвачен. Он войдёт в состав флота победителя в качестве приза! Весело, но поскольку модернизировать (обновлять броню и вооружение) у захваченных кораблей нельзя, я бы не назвал абордаж убертактикой. Наука не стоит на месте, и без модернизации любой корабль становится бесполезным.

Был введён и аналог звезды смерти. Открыв соответствующую технологию, (даже несколько, ибо оружие устанавливается на главный калибр, который есть только у кораблей максимального класса) можно примерить на себя роль Дарта Вейдера и уничтожить вражескую планету. Правда, я пробовать не стал. Зачем что-то уничтожать, если можно: оккупировать, властвовать и унижать, верно? Если не можешь победить вражеский флот, то и к планете тебя, вероятно, не подпустят.

Тем не менее, новые возможности и новые геймплейные фичи – это всегда хорошо. Endless Space 2 развивается и, я считаю, развивается в правильном направлении.

Материал: https://kirillkrm.livejournal.com/206854.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментариев 15

  1. Ванёк26:

    А! А! А!
    Маи глаза!11адын

  2. FLY_Slim Jr.:

    Край — MMORPG, остальное такой вырвиглазный отстой….

  3. Lucas:

    Они должны мне заплатить, чтобы я это прочла.

  4. Capuchin:

    Благодаря этой статье, я узнал что такое 4-х стратегии. Я уже геймер?

  5. Henren:

    Ниасилил.

    • Proper:

      А я еще добавил текста. Многабукав вам в ленту.

  6. Tim_duke:

    И зачем вот это вот все?

    • FLY_Slim Jr.:

      Для общего развития

      • Tim_duke:

        Ага… И в чем тут развитие?

      • Marquis de Grisver:

        Напоминает фильм Игра Эндера — словно увидел будущее игрового мира!

  7. EvilTeacher:

    Бу-бу-бу… Как хорошо, что у меня на мышке тяжелое колесо… Крутнул — и приехал сюда… Если я не осилил пяти абзацев этой ваты — то даже качать и устанавливать эту вату не буду.

  8. nik_revda:

    Надо запомнить, на пенсии (когда она настанет) надеюсь поиграем.

  9. Xenophob:

    Ха, все это фигня, а про новую Элиту, которую всё грозились запилить и даж бабло на краудфаундинге набирали, кто-нить что-нибудь слышал?