Шараф Рашидович Рашидов

К стыду своему, еще несколько часов назад я не знал, что Шараф Рашидович Рашидов, первый секретарь ЦК Коммунистической партии Узбекистана, посмертный герой «хлопкового дела», персональный символ коррупции по-советски — сделал партийную карьеру из… писателей. Полное собрание сочинений — пять томов. Буквально советский Вацлав Гавел!

Это единственный партийный топ-менеджер в СССР, который пришел не из «хозяйственников», а из творческой интеллигенции? Или еще примеры были?

Кстати, вот и памятник дважды герою на родине в Узбекистане:

Шараф Рашидович Рашидов

Стоит до сих пор. Как написано в официозе — уроженец провинциального Джизака, полный ровесник Октябрьской революции, он стал одним из символов и проводников её национальной политики. И ведь правильно написано. Национальная политика октябрьской революции — это доить русских и Россию, сливая всё, что русские умудрятся заработать — в национальные окраины. Где оно и будет проср@но, чтобы Рашка всегда сидела в гуане.

В 1943-44 годах Рашидов работал редактором газеты «Ленин йюли», а в 1944-47 годах избирается секретарём Самаркандского обкома КП (б) Узбекистана. Одновременно заканчивает Партийную школу (ВПШ) при ЦК ВКП (б). В тридцать лет он становится редактором главной республиканской газеты “Кизил Узбекистон”. Коллектив литераторов Узбекистана избирает его председателем правления своего творческого союза. В 1950 году в тридцать три года Шараф Рашидов — Председатель Президиума Верховного Совета Узбекистана, формально – высшее должностное лицо в республике. В то время в СССР никто в столь раннем возрасте не занимал такого высокого поста в структурах власти.

Дальнейшее в Узбекистане описывается следующим образом:

Новое руководство Советского Союза решило на примере Узбекистана «проучить» партийно-хозяйственный актив всей страны и подвергло имя Рашидова анафеме, а десятки тысяч его сподвижников – арестам, преследованиям, унижениям. Именно с этого начался развал СССР. Даже простые люди, целые нации и народности перестали доверять Центру, перестали верить в его гуманистическую сущность и справедливость.

Наступала новая эра в мировой политике. В суверенном Узбекистане Президент Каримов предпринял шаги по реабилитации Ш.Р.Рашидова, чем сразу же вызвал чувства благодарности у всего населения. По его инициативе дочь Рашидова Сайёра была назначена омбудсменом республики, а зять Камилов – возглавил Министерство иностранных дел.

Цитата по http://ca-dialog.org/triumph-dram/

Ну вы поняли. «Десятки тысяч сподвижников» — это воры, совместно разворовывавшие бюджет СССР путем отчетов о сборе несуществующего в реальности хлопка и получении за этот хлопок денег из бюджета СССР. «Целые нации и народности перестали доверять Центру» — это закрылась советская лавочка по разворовыванию, по сидению регионов на шее у России, ну и соответственно эти регионы решили, что незачем им больше находиться в союзе.

Ну и особенно доставляют кадровые решения — дочь туда, зять сюда. В результате мы видим новый, преуспевающий Узбекистан. Ведь видим же? Рафшан и Джамшут не дадут соврать.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментариев 13

  1. braginjura:

    Судя по просращённому долгу в, почти, лярд долларов — сидеть не перестали. Слава Путину!

  2. Azamxon:

    С такими мнениями (статьями) вы только усиливаете русофобские настроения, уж извините.

    • Proper:

      Так преуспевающий Узбекистан уже осудил хлопковые приписки?

      Расследования по «Узбекскому делу» продолжались до 1989 года. Было произведено несколько «громких» арестов, в том числе, были арестованы, а затем осуждены: к высшей мере наказания — бывший министр хлопкоочистительной промышленности Узбекистана В. Усманов, вышеупомянутый А. Музафаров; к разным срокам лишения свободы: зять Л. И. Брежнева Ю. М. Чурбанов, первый секретарь ЦК КП Узбекистана И. Б. Усманходжаев, бывшие секретари ЦК компартии республики А. Салимов, Е. Айтмуратов и Р. Абдуллаев, первые секретари обкомов: Ташкентского — Мусаханов, Ферганского — Умаров, Наманганского — Н. Раджабов, Каракалпакского — К. Камалов, Бухарского — Абдувахид Каримов и сменивший его И. Джаббаров, Сурхандарьинского — Абдухалик Каримов, бывший председатель Совета Министров республики Н. Д. Худайбердыев, глава Папского агропромышленного объединения имени В.И. Ленина Наманганской области А. Адылов, генералы МВД республики Яхъяев, Норов, Норбутаев, Джамалов, Сатаров, Сабиров, полковник Бегельман и т. д. Некоторые фигуранты расследования покончили с собой (К. Эргашев, Г. Давыдов, Р. Гаипов; ходили слухи о самоубийстве и самого Рашидова).

      Привлечённый в качестве обвиняемого по делу И. Б. Усманходжаев стал давать показания о причастности к коррупции отдельных членов Политбюро ЦК КПСС — Е. К. Лигачёва, В. В. Гришина, Г. В. Романова, М. С. Соломенцева, члена ЦК КПСС И. В. Капитонова.

      Вот Я.С.Насриддинова излагает:

      Каждый год Узбекистан отчитывался перед государством тремя миллионами тонн хлопка. А на деле — не поставлял и половины. В 83-м Андропов звонит Рашидову: «Шараф, 3 миллиона тонн будет?» — «Будет, Юрий Владимирович». И вот уже октябрь, а сдали только 20% от намеченного. Тогда Рашидов собирает глав районов на актив: «Почему не сдаёте?» Молчат. Знают же, что хлопка нет. За три последующих дня на машине он объехал пол-Узбекистана — нет хлопка в республике. А вернулся в Ташкент, опять звонок Андропова: «Шараф, ну что, будет хлопок? Смотри, принимай меры. Если нет, учти, будешь иметь дело со мной». В тот же день Рашидов поехал домой и застрелился.

      Хлопок стоит 2400 долларов за тонну. Приписки на 1.5 миллиона тонн — это 3.6 миллиарда долларов ежегодно, вынутых из бюджета СССР за несуществующий хлопок.

      Мы должны это забыть?

      • Azamxon:

        Извиняюсь за поздный ответ. Был на командировке.
        Я узбек, мне 28 лет и я глубоко уважаю вашего хода мысли, давно наблюдаю статьи этого сайта, раньше тоже наблюдал когда был под другим адресом. У вас есть четкий взгляд на событий и имеете патриотизма (это естественно). Поэтому, у меня нет вам никаких личных нареканий. Я в этот раз просто не соглашусь с вашим мнением.

      • Azamxon:

        Вы сейчас приводили точку зрения историков того времени и политиков Центра СССР, которые они хотели переписав истории, изменили мнению новых поколений по этому поводу (по «Узбексксому делу») и вы тем самым создаете у читателей того впечатление что у Узбекских ССР руководили одни воры и они хищали Советский бюджет и итд. Отсюда вывод — узбеки воры и им нельзя доверять (ну вы поняли — я не о самой народе, конечно).

        Ну да, воры есть везде, даже сейчас в России хватает, не говоря уже в Узбекистане. Хотя тогдашные Воры я считаю — это продукт политики самого Кремля.

        Давайте углубляемся.

        Значит, по вашей логике, через 30 лет я могу говорить про Крым так: Путин используя своих сторонников в другой стране, аннексировал территорию этой страны. Потом Запад был недовольным и санкционировал итд. Вот все просто. А ведь уже так считает нынешние поколения Запада, не говоря следующие.

        А ведь, мы знаем (правильности истории воссоединения Крыма), что Запад сам оказал давлению Россию (Путину) и создал идеальнейший момент для России и для определения волеизъявления народов Крыма, и они (Крымцы) естественно выбрали уход из Украины и возвращали в Россию.

        Я к чему все это? Поясню.

        Давайте, рассмотрим некоторые «справедливости» Советского социализма в отношении Узбекского ССР.
        Как известно, в последние годы советского периода из-за усиления давления бывшего Центра на республику, из-за близорукой политики союзного правительства, направленной не на решение существующих проблем, а на то, чтобы загнать их вглубь полумерами, сглаживанием острых углов, экономика нынешнего Узбекистана переживала острый кризис. Возможности выхода из такого положения с каждым годом уменьшались, ибо политика союзного правительства преследовала своей целью не сбалансироанное развитие республики, а напротив, освоение и экплуатацию ее огромных ресурсов и природных богатств не в ее интересах.

        Например, в стране практически не производилась готовая продукция, соответственно не создавалась и добавленная стоимость. Вследствие этого налоговые поступления в республиканский бюджет, а также доходы хозяйств и предприятий находились на не достаточном для нормального развития уровне. Добыча некоторых природных минералов и полезных ископаемых, их переработка входили исключительно в прерогативу союзных министерств (например, золота, урана и цветных металлов, редких химических элементов). Объемы их добычи, промышленной переработки в полуфабрикаты или готовую продукцию оставались неизвестными никому в республике, даже ее руководителям.

        Каримов ведь сам говорил о несправедливом присвоении всесильным Центром узбекского золота: «Возникшая несправедливость заключалась еще в том, что общая стоимость и оборот золота, добываемого из наших недр, в показателях ВВП и национального дохода СССР вообще не учитывались как доля Узбекистана».

        Картина станет более ясной, если мы рассмотрим доходы и налоговые поступления на примере одного килограмма хлопкового волокна. За такой объем волокна 4-5 типа высоких сортов за 1 кг государство в среднем платило 1,5 рубля советскими деньгами. 45% этих денег удерживались в качестве государственных налогов (23% — в союзный бюджет, 22% — в республиканский). Иначе говоря, 1 кг хлопкового волокна приносил республиканскому бюджету всего 33 копейки. Однако из одного килограмма волокна при глубокой переработке можно получить ткань в объеме, достаточном для пошива 4-5 мужских сорочек, или готовую конечную продукцию стоимостью в 48-60 рублей.
        Итак, 22% от 48 рублей (минимальной стоимости конечной продукции 1 кг хлопкового волокна) составляет 10 рублей 56 копеек. Иначе говоря, если бюджет другой республики, глубоко перерабатывающей узбекский хлопок, от одного кг его волокна имел поступления в сумме 10руб 56коп, то бюджет Узбекской ССР ограничивался первоначальными 33 копейками.

        Узбекистан, перерабатывающий всего 7% своего хлопкового волокна, на деле был лишен 90-95% потенциального дохода. Мы рассмотрели только конечные доходы от одного кг хлопкового волокна и то, что имела от этого республика. Если учесть в те годы УзССР производил 1,8-1,9 миллиона тонн (1,8-1,9 миллиарда кг) хлопкового волокна, то все выше приведенные в расчете на 1 кг волокна цифры – 48 рублей, 10,56 рубля и 33 копейки – следует умножить на 1,8-1,9 миллиарда. Получается около 86 млрд, 20 млрд, и 600 млн рублей. соответственно. Около 600 млн руб. из возможных 20 млрд руб (!).

        +

        Добавим сюда 7% переработку своей хлопка (1,4млрд руб), и получим 2млрд руб. в год.

        Значит, каждый год республика не получала 18 млрд. руб!
        Вы приводили пример на 1,5 млн тонн (1,5млрд кг х 33 коп = 500 млн руб. в год)

        Нам не кажется ли всего 500млн руб, да ведь? При этом также УзССР почти не имел никакой выгоды от добиваемого золота и многих полезных ископаемых.

        Из-за такой несправедливой политики он постепенно превратился в дотационную республику. Ее инвестиционные возможности оказались ниже возможностей тех республик, которые перерабатывали Узбекские хлопковое волокно и минеральное сырье. Парадоксально, что в последние годы советской власти из 15 союзных республик только РСФСР и Азербайджан были не дотационными, все остальные, в том числе Украина и Белоруссия, получали дотации в разном объеме. Так изощренно была устроена советская экономика, что национальными богатствами и продукцией республик распоряжались союзные министерства.

        На фоне такой обстановки, при Рашидова страна развивалась, развивалась наука и культура строились библиотеки, концертные залы музеи, университеты. Личная заслуга Рашидова при газификации и электрификации страны, в строительстве метрополитена в Ташкенте, в строительстве целых городов (Навоий, Зарафшан, Учкудук итд). При этом он сам был писателем. Занимался творчеством в свободное время. Но после Брежнева хотели убрать из поста и искали повод на это.
        В феврале 1983 г. Политбюро ЦК КПСС приняло постановление о расследовании злоупотреблений в хлопководстве Узбекистана и поручило Генеральной прокуратуре СССР создать следственную комиссию. Ю. Андропов добился важного решения. Следственная комиссия получала полномочия от Политбюро с широкими функциями, никто не смел ей препятствовать, и она могла вызывать кого угодно на допросы. В начале апреля 1983 г. такая комиссия была создана во главе с Тельманом Гдляном и Николаем Ивановым. 25 апреля она прибыла в Ташкент в полном составе и начала широкомасштабную работу по расследованию уголовных дел, которая получила название “хлопковое дело”. «Хлопковое дело» в УзбекистанеСледственная группа работала в Узбекистане шесть лет вплоть до 1989 г. За это время было допрошено 20 тыс. человек. Её работа нарастала как снежный ком. Было открыто 800 уголовных дел, по которым было осуждено на различные сроки свыше 4 тыс. человек, обвиняемых в приписках, взятках и хищениях. Из них 600 руководящих работников, десять Героев Социалистического труда. У осужденных, говорится в докладе комиссии Верховного Совета СССР по проверке работы следственной группы, изъято на 100 млн рублей денег и ценностей, нажитых преступным путем. По обвинению в получении взяток было арестовано и осуждено 29 руководящих работников МВД Узбекистана и СССР, четыре секретаря ЦК КП УзССР, восемь секретарей обкомов партии.

        Следственная комиссия работала как группа ЧК, не считаясь с законами, процессуальными нормами. Добиваясь восстановления законности, она сама грубо нарушала законы. Использовались все методы сталинского НКВД, чтобы выбить из подозреваемых необходимые признания. Основные вопросы решались Т.Гдляном и Н.Ивановым. Партийные боссы, министры, секретари ЦК с готовностью шли на сделку с ними, с охотой выдавали своих друзей и покровителей.

        http://mytashkent.uz/2008/09/23/hlopkovoe-delo-v-uzbekistane/

        Известно, что в народе даже прошла такая огласка:

        «Они приказали: Пиши! Он сказал: Нет!
        Они говорили: Тогда будешь сидеть. Он писал (приписал).
        Все равно посадили. За приписку…
        У него было семья, много детей…»

        Из всех 4 тыс. саженых людей, по праву получили до 10% за взяточничестве, остальные бедные колхозники и люди которых не знали даже русский язык. Им подготовили текст о признании приписании килограмма (или тонны) урожая и заставляли подписать. Может он, действительно изворовал или приписал килограммы, и глубине душой он был готов сидеть в тюрму за эти кг.

        Но он незнал подписании признания за тонны. Потому что он боялся спросить. Боялся противоречить.

        • Владимир:

          Что сейчас мешает Узбекистану развиваться высокими темпами? Инвестировать в хлопководство, в разработку полезных ископаемых, в швейную промышленность, получать массу денег и направлять их на развитие своей страны? Отчего сотни тысяч жителей бывших советских среднеазиатских республик едут на заработки или даже постоянное место жительства в Россию?

          Что мешает развиваться Эстонии, Латвии, Литве?

          Что мешало Украине, имея такое богатейшее наследство от бывшего СССР, развиваться высокими темпами?

          И последний вопрос — в каком в экономическом строе находился Узбекистан до вхождения в состав СССР?

          • Vikt2:

            Ростки, нет, судя по всему, уже молодые побеги свидомости…

            • Владимир:

              Не, не, подождите, мнение товарища интересно.
              Полагаю найдутся комментаторы, которые в интересном общении без оскорблений придут к понимаю каких успехов Узбекистан достиг в постсоветский период развития, когда отпали финансовые и идеологические оковы советской империи. Я не иронизирую. Действительно интересно.

          • Henren:

            Россия, конечно. Это ж очевидно. Про то, что Узбекистан получал ежегодно миллиардные дотации из России, автор скромно умалчивает.

          • Azamxon:

            8% роста ВВП — это не высокий темп? Хорошо.

            Но учтите, 30 лет назад страна была аграрной на 80-85%. Сейчас эта цифра уже 55-60%. Развивается индустриально-промышленность, производство. Вы говорите про качество? Хорошо, теперь пришло время подуматся над качеством.

            Быстрого роста дает только Нефть и газ. Сейчас стало ясно что, с нефтью и газа страна только будет зависеть от продажи. А эта (цена нефти) оказалась точка «регулировки» (управления) Развитых стран перед развивающими.

            • Vikt2:

              Я вообще не экономист, ну не разу…
              Но подскажите, пожалуйста, входят ли в рост ВВП, цЫфры переведенных заробитчанами в страну средств? Просто интересно.

            • Владимир:

              8% — это в каком году, и в связи с чем? Не связан ли такой рост ВВП с тем, что Узбекистан стал добывать и продавать больше полезных ископаемых, и как это сказалось на простых людях, лучше ли они стали жить в сравнении с жизнью при Советском Союзе?

              И еще вопрос — рост достигнут с использованием советского наследия, или это новые промышленные объекты, построенные на инвестиции из Южной Азии, России, США, и других стран?