Воинственные чукчи

При обсуждении статьи «Свiдомiсть 21 века» возникал вопрос о воинственности чукчей. Рискну предложить статью на эту тему.

Первое упоминание о чукчах в письменных источниках относится к 1641г. в связи с тем, что в районе Колымы они напали на русских сборщиков ясака (подать пушниной, собираемая с аборигенов). Стоит обратить внимание, что это была агрессия со стороны чукчей, до их территорий русские в то время ещё не дошли.
Непосредственно на Чукотке русские первопроходцы (казаки под предводительством атамана Семена Дежнева) появились в 1648 г. В 1649 году Дежнев в верхнем течении Анадыря основал зимовье, на месте которого в 1652 г. был построен Анадырский острог.

ч2

Чукчи и русские сразу невзлюбили друг друга и их встречи редко оканчивались мирно. Попытки заставить чукчей платить ясак предпринимались неоднократно, однако, без особого успеха. Вообще, среди народов Крайнего Севера чукчи оказали русским наиболее ожесточенное сопротивление.

Надо отметить, что к этому времени чукчи были местными экспансионистами и вели частые войны против соседних народов. Именно чукотский беспредел привел к тому, что коряки, ительмены и юкагиры с радостью и облегчением приняли русское подданство и ходили вместе с русскими в походы на чукчей. Эскимосы же старались устрашить чукчей жестокостью: например, убивали пленных, просверливая им головы.

Тем временем, в 1727 г. по инициативе якутского казачьего головы Афанасия Шестакова Сенат Российской империи утвердил «мнение»: «Иноземцев и которые народы сысканы и прилегли к Сибирской стороне, а не под чьею властию, тех под российское владение покорять и в ясачный платеж вводить». С этой целью на Чукотку отправили экспедицию численностью в 400 солдат и казаков, опорной базой которой стал Анадырский острог. Во главе был поставлен Шестаков, а начальником военной команды определен капитан Тобольского драгунского полка Дмитрий Павлуцкий.

В 1729 г., разделив свои силы на два отряда (каждый был пополнен якутами и коряками), Шестков и Павлуцкий начали покорять Чукотку. Следует отметить, что сенат постановлял аборигенов «уговаривать в подданство добровольно и ласкою». Однако, Шестков и Павлуцкий, не всегда ограничивались ласкою, да и аборигены не все были восприимчивы к ней.

Чукчи, не смотря на то, что могли противопоставить мушкетам и саблям завоевателей лишь стрелы и копья с костяными наконечниками, оказали русским ожесточённое сопротивление. В марте 1730 г. они разгромили отряд Шестакова, убив самого казачьего голову. Отряду Павлуцкого чукчи дали три крупных сражения, в которых понесли серьезные потери. Это были действительно крупные сражения, по дальневосточным меркам просто огромные. Говорят, и сейчас в тундре можно найти поля, усеянные остатками панцирей из кожи моржа или сивуча и костяными наконечниками…

Самые большие ополчения, которые выставлялись против русских, насчитывали около 3000 человек. Первые русские путешественники отмечали, что в бой чукчи шли под грохот бубнов, на которые была натянута человеческая кожа.

Собираясь в набег, чукчи брали основное оружие дальнего боя — лук, изготовленный из двух пород дерева: березы и лиственницы. Наконечники изготавливались из кости, клыка и камня, на тетиву шли нарезанные из тюленьей кожи ремни или сухожилия. Колчан чукчи носили удобно, как ранец, за спиной. Свои меткие выстрелы чукчи и коряки «подкрепляли», смазывая наконечники ядом. В тундре растет неказистый лютик, корень которого вполне годился для изготовления смертоносного зелья. Рана опухала, и через несколько дней человек умирал.

Защитить тело человека в бою должен был панцирь из моржовой кожи. Ровными полосами моржовая кожа опоясывала воина — нижний ряд нашивался на верхний. Панцирь расходился к низу широким раструбом, грудь прикрывала пластина из кожи сивуча. Но самой «приметной» частью доспехов был щит, отброшенный за спину воина, словно он собрался подняться в воздух на дельтаплане. Спинная часть щита, состоявшая из широкой доски, обтянутой кожей, возвышалась над головой воина. Боковые «крылья» легко складывались на сгибах, закрывая в нужный момент грудь и лицо. Чтобы приводить их в движение, на крыльях были петли. Требовалось время, чтобы освоиться с панцирем, имевшем целую систему ремней, петель и пряжек. Ленточный панцирь, который чукчи называли «мэргэв», имели не все воины. Он был все-таки тяжел и неудобен, как, впрочем, и любые доспехи. Пожалуй, единственным неоспоримым удобством он обладал для убегающего — задняя часть щита надежно защищала спину и голову от стрел врага. Поэтому наиболее храбрые чукотские воины считали постыдным его носить, как явный знак трусости.

Легкие маневренные нарты и оленья упряжка стали основным транспортом чукотско-корякских войн в отличие от эскимосо-чукотских военных кампаний, когда к вражескому берегу десант доставляли весельные байдары. И если отряд проскакивал в стойбище врага незамеченным, схватка, как правило, была короткой. Атака проводилась на рассвете. Часть воинов на лыжах окружала ярангу и разрушала ее, выдергивая стойки жилища. Именно для этой цели и были незаменимы арканы, метко набрасывать которые чукчи или коряки умели с детства. В это же время другие копьями протыкали покров яранги, стараясь перебить всех, кто находился в спальном пологе. Остальные на полном скаку подлетали на нартах к оленьему стаду и, поделив его на части, угоняли.

Чукчи и коряки использовали нарты не только как транспорт, но и как незаменимое оборонительное сооружение. Нарты расставляли вертикально по кругу, связывая между собой накрепко ремнями. Сверху на них набрасывали моржовые кожи, закрепляя, где нужно ремнями. На пути врага вырастал «оборонительный вал», из-за которого лучники вели обстрел.

Оседло живущие на берегу моря зверобои имели возможность подойти к строительству защитных сооружений основательно. В годы войны они сооружали крепости на скалистом мысу или островках, окружая их каменным валом, по верху огораживая деревянным частоколом. Подобный форт становился просто неприступным, после того как чукчи прибегали к помощи своего местного союзника — мороза. Прием был настолько же прост, насколько и эффективен. Облитые водой скаты, покрывались ледяной коркой, становясь неприступными для врага.

После победы над врагом чукчи татуировали свое тело: обычай татуировать на руках изображение убитого врага очень древний. Как правило, победитель татуировал точку на задней стороне правого запястья. У опытных воинов такие точки сливались в одну сплошную линию, идущую от запястья по направлению к локтю.

Корякские и чукотские женщины носили нож, которым в случае победы врага убивали своих детей, а потом и себя. Обычай предпочтения смерти плену очень древний. В тех случаях, когда человек попадал в плен, он становился рабом.

Чукчи довольно редко применяли по отношению к пленным пытки. Но если им в руки попадал военачальник или знаменитый воин — ему приходилось туго.

Победить и спасти жизнь не только свою, но и всей родовой группы — эта задача была по плечу не только смелому, но и тренированному воину. Сама жизнь приучала действовать в экстремальной обстановке. Любимой игрушкой чукотских детей был лук, а высшей оценкой мастерства лучника — выстрел стрелы, расщепляющей воткнутый в землю прут.

Насколько серьезно подходили к подготовке воина, говорит метод, который практиковали коряки для вырабатывания у детей реакции на внезапную опасность. К ребенку подкрадывались и обжигали его острым, раскаленным предметом. В результате добивались того, что ребенок от малейшего шороха или прикосновения отскакивал в сторону. Заканчивалось обучение тем, что отец отправлял сына с каким-нибудь заданием, а сам крался следом. Выждав удобный момент, он спускал с лука стрелу, целясь в сына. Выдержавший экзамен оставался в живых, вовремя отпрыгнув в сторону. Проваливший — падал замертво.

Суровые законы жизни на Крайнем Севере, войны выработали у чукчей презрение к смерти. Побежденный в поединке не просил пощады, а просил смерти. Выработалась формула — равнодушное обращение к противнику с просьбой о смерти: «Что ж, если я стал для тебя диким оленем, торопись!» — то есть убей.

После поражений от Павлуцкого, чукчи отказались от открытых битв с русскими, перейдя к партизанским действиям, продолжая воевать с принявшими российское подданство коряками и юкагирами.

Узнав о войне, сенат в 1742 г. издал указ: «на оных немирных чюкч военною оружейною рукою наступить, искоренить вовсе». Сдавшихся же предписывалось «из их жилищ вывесть и впредь для безопасности распределить в Якуцком ведомстве по разным острогам и местам». В 1744-1746 гг. Павлуцкий, произведенный в майоры, с командой в 400-650 солдат, казаков и ясачных юкагиров и коряков совершил три похода на Чукотский полуостров. В марте 1747 г. близ Анадыря чукчи разгромили отряд Павлуцкого. С русской стороны в сражении погибли сам майор, 40 казаков и 11 коряков. К тому же чукчам удалось захватить оленей анадырского гарнизона, оружие, боеприпасы и снаряжение отряда Павлуцкого, в том числе одну пушку и знамя. Этот разгром произвел ошеломляющее впечатление на русские власти. Сенат и Сибирский приказ спешно приняли решение о переброске в Анадырь дополнительных войск.

В 1741 году, после воцарения Елизаветы Петровны, в Нижнеколымский острог был сослан барон Карл Людвиг фон Менгден, бывший президент камер- и коммерц-коллегии. В ссылке деятельный барон занимался разведением лошадей. Местное племя юкагиров обратилось к нему за помощью – они сильно страдали из-за нападений чукчей. Сам барон на войну не пошел, но помог беднягам – послал к ним в качестве предводителя своего слугу Иоганна, отличавшегося высоким ростом и необыкновенной силой. Под командованием немца юкагиры разбили чукчей раз, потом еще раз, еще и еще, пока те не прекратили свои набеги.
Легенда об Иоганне-богатыре жива на нижней Колыме до сих пор. Чукчанки пугали его именем своих непослушных детей, а юкагиры и по сей день верят, что могучий великан не умер, просто ушел, но однажды он вернется…

События, развернувшиеся в 1730-1750-х гг. на Чукотке и Камчатке, были насыщены многочисленными сражениями, взятием русских и аборигенных крепостей-острогов, взаимным ожесточением и немалыми жертвами. На основе этих событий можно было бы снимать вестерны покруче голливудских (правда, тогда бы это уже были «норстерны») .

Война чукчей с русским колониальными войсками продолжалась почти 150 лет. Причем на определенном этапе чукчи даже одержали в ней победу.

В начале 1763 г. в Анадырь прибыл новый комендант подполковник Фридрих Плениснер. Ознакомившись с состоянием дел, он предложил вообще ликвидировать Анадырскую партию. Во-первых, на ее содержание за время существования было израсходовано 1 381 007 руб. 49 коп., тогда как от ясачного и других сборов получено всего 29 152 руб. 54 коп. Во-вторых, чукчи в подданство не приведены, чукотско-корякско-юкагирские столкновения не прекратились.

И Сенат согласился с закрытием Анадырской партии, признав, что она «бесполезна и народу тягостна». В 1765 г. из Анадыря начался вывод войск и гражданского населения, а в 1771 г. — разрушены крепостные укрепления. Форпост русской власти на северо-востоке Сибири перестал существовать. Это не только свидетельствовало о прекращении боевых действий против чукчей, но и означало фактическое поражение России. Это позволило чукчам проникнуть на Анадырь, оттеснив коряков на Гижигу, а юкагиров — на Колыму.

Но появление у берегов Чукотки английских и французских экспедиций заставило власти Российской империи снова задуматься о покорении этого края. В 1776 г. Екатерина II указала приложить все усилия для принятия чукчей в подданство. Действуя не военной силой, а подкупом, русские добились значительно большего. В марте 1778 г. стараниями коменданта Гижигинской крепости капитана Тимофея Шмалева и сибирского дворянина, крещеного чукчи Николая Дауркина с «главным» тойоном Омулятом Хергынтовым был заключен договор о принятии чукчами русского подданства.

По указу Екатерины чукчи освобождались от ясака на 10 лет и сохраняли независимость во внутренних делах. Сравнительно привилегированное положение чукчи сохраняли и позже. По «Указу об управлении инородцев» 1822 года, чукчи жили по своим законам и судились собственным судом, ясак — шкурка лисицы с лука (то есть с мужчины) — платился по желанию. В 1885 году капитан А. А. Ресин, присланный с инспекцией, писал: «В сущности же весь крайний северо-восток не знает над собой никакой власти и управляется сам собой».

Даже в середине XIX века в своде законов Российской империи чукчи относились к народам, «не вполне покоренным», которые «платят ясак, количеством и качеством какой сами пожелают». Впрочем, с помощью меновой торговли власти и предприниматели научились выманивать у чукчей гораздо больше, чем с помощью налогов.

В чукотской мифологии образ русских завоевателей сложился самый что ни есть монструозный: «Одежда вся железная, усы как у моржей, глаза круглые железные, копья длиной по локтю и ведут себя драчливо — вызывают на бой». Однако, наибольший ужас наводила жестокость русских, воспринимавшаяся аборигенами как абсолютно немотивированная. В фольклоре истребление чукчей выступает для русских как самоцель. Каких-либо рациональных объяснений причины конфликта чукчи найти не смогли. Образ же казака характеризуется полным отсутствием любых позитивных черт. Ну, а главным злодеем чукотского фольклора, эдаким Фредди Крюгером, стал майор Павлуцкий.

Впрочем, благодаря воинской силе и жестокости, русские заслужили у чукчей определенное уважение. Чукчи относились ко всем своим соседям крайне высокомерно и ни один народ в их фольклоре, за исключением русских и их самих, не назван собственно людьми. В чукотском мифе о творении мира предназначением русских считается производство чая, табака, сахара, соли и железа, и торговля всем этим с чукчами. Но, по непонятой причине, русские презрели своё предназначение и стали воевать…

Под русской властью межплеменные конфликты постепенно утихали, однако рецидивы случались, так, например, есть сведения, что последняя война чукчей с эскимосами произошла в 1947 году и окончилась победой чукч. Хотя сейчас потомки чукч, пережившие годы советского правления, на которые и пришлось полноценное освоение Чукотки, сопровождавшееся отрывом коренных народов от традиционного уклада жизни, — это, конечно, уже не те крутые и жестокие воины древности.

ч3

Кстати, в апреле 1967 года на экраны вышла комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница», сразу ставшая лидером проката. За девять месяцев фильм посмотрели 76 с половиной миллионов человек! А в то время на Чукотке шел обмен комсомольских билетов. С этого важного мероприятия парни-оленеводы под шумок и увезли в тундру симпатичную девушку – инструктора райкома комсомола. Поняв, что ее похитили, она решительно спросила: «Где ваш бригадир?». Когда бригадир – между прочим, член КПСС – явился, девушка пригрозила, что за похищение ему придется отвечать на бюро райкома, а затем его ждет ужасное требование: «Партбилет на стол!». Бригадир задумался и приказал своим парням отвезти девушку обратно в поселок.

Такие вот «индейцы дикого востока»…

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем samara_ru на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Читайте также:

Комментарии о материале (сверху свежие):
  1. BanBanan (2015-06-25 08:37:48)
    Отличнейшая статья! Спасибо! Чукчи на Чукотке, кстати, народ пришлый. Раньше они называли себя "чукочи", а пришли откуда-то в юго-запада. Есть мнение, что их предки прошли через Чукотку и Аляску на американскую территорию, и даже что ацтеки, генетически, очень близки к чукчам. Кстати, к ним до сих пор фиг подберёшься. Просыпаются на посту ;)))
  2. FLY_Slim Jr. (2015-06-25 09:11:49)
    ГудЪ. Чукчи воены, считается.
  3. mkant (2015-06-25 09:53:07)
    ради справедливости надо заметить, что так же известны случаи когда чукчи спасали русских поселенцев от голодной смерти, пригоняя стада оленей, вплоть до сотен голов. Быт "рабов", которых они захватывали почти не отличался от их собственного. Чукчи не занимались заготовкой меха - не их профиль. Они по моржам, жиру и веревкам из тюленей шкуры, поэтому малость подохренели, когда с них начали требовать мех. Торговли в нашем понятии у них не было. Были меновые рынки, где каждый брал что хотел в нужном ему количестве и оставлял свои излишки. Поэтому за ножик отдавали ценные вещи не потому что тупые, а потому что так у них принято - не нужно ему много ножей. Известен случай, когда купец тайком подложил дополнительный нож в уплату, так чукча когда обнаружил, приехал обратно и отдал. У них любой мог взять в чужой яранге что угодно. Считалось раз взял - значит ему нужнее. Если хозяев в это время нет нужно было узелок завязать - типа взял что-то. В стойбище все питались оленями самого богатого. Женщины выходили замуж по любви и забирали своих оленей при редких разводах Не только чукчи, но и камчадалы (ительмены, коряки) считали свой быт самым прекрасным - ведь это русские к ним пришли, а им от русских ничего не надо. Наибольший урон поселениям нанесли американские китобои, завозившие виски и уничтожившие таким образом целые побережья. В советское время продавать им спиртное было запрещено. Перестройка изменила эти правила, как раз на постперестроечное время приходится максимальное падение численности населения.
  4. samara_ru (2015-06-25 09:58:19)
    Добрый день! Спасибо за дополнения.
  5. Hoffman (2015-06-25 10:39:45)
    Отличная статья, спасибо, камрад.
  6. Владимир (2015-06-25 11:20:20)
    Дела давно минувших дней, предания старины седой. Что до их воинственности - как поступали русские, когда пришли французы, а поляки? Вопрос риторический.
  7. Osman (2015-06-25 11:38:43)
    Хмм... "..когда пришли..". Насколько я понял, они и до русских всем вокруг люлей вывешивали. Остальные местные фалломорфировали от таких соседей. Скорее напоминает норманнов. Коих тоже не упрекнешь в миролюбии. Или японцев.. И, учитывая, что при этом чукчей не запинали скопом, значит, серьезные были парни. Государствообразующие. Ресурсов просто не хватило на Великую Чукотку.
  8. BanBanan (2015-06-25 12:24:38)
    В общем то на Чукотке до чукчей жили алеуты, преимущественно. Вот их чукчи и выдавили на Аляску. Парни были очень серьёзные. Документальных данных, конечно, не много, но если соотношение чукчей и алеутов было 10 к 1 (алеутов 10), то алеуты предпочитали бросить всё и бежать. По крайней мере, так рассказывал дядька в библиотеке в Анадыре, алеут.
  9. FLY_Slim Jr. (2015-06-25 12:56:06)
    Серьезные ребятки. Интересно, а есть инфа по ВВ2, как чукчи воевали? Знаю, читал, о чукчах снайперах.
  10. Henren (2015-06-25 14:12:34)
    Ну, понятное дело. То, что не смогла с дикарями сделать винтовка белых, успешно сделала бутылка водки/виски по обе стороны Берингова пролива.
  11. Gena (2015-06-25 15:21:09)
    Увы!"Официально были освобождены от призыва.. . А те кто говорит тут про снайперов - явно путает чукчей с эвенками и якутами.. . У якутов и эвенков хоть леса были - в которых они охотились, а чукчи всю жизнь промышляли оленями, да рыбой - какие из них охотники."©
  12. Muspell (2015-06-25 15:32:37)
    Одеяло с оспой. Не наша метода.
  13. FLY_Slim Jr. (2015-06-25 19:53:06)
    Понятно. Спс.
  14. Владимир (2015-06-25 22:37:05)
    Тихон Семушкин "Алитет уходит в горы". К вопросу о том, "какой он нафик танкист".
  15. Владимир (2015-06-25 22:41:10)
    Безотносительно какие они были. Оказывает сопротивление любой здоровый, в том числе ментально, народ/народность, когда приходят чужаки. Да еще с претензиями.
  16. nina postnikova (2015-06-25 23:28:21)
    Спасибки огромное автору за просвещение!Замечательная статья,как,впрочем,и все предыдущие.Зачот.
  17. Tovbot (2015-06-29 10:05:09)
    Индейцы действительно генетически близки к жителям северо-восточной Евразии, потому как заселение Америки происходило через Чукотку на Аляску, раньше вроде как там не было пролива, был перешеек, по которому и переходили на ту сторону.
  18. Tovbot (2015-06-29 10:09:18)
    Та же история что и с ацтеками, там тоже местные охреневали от ацтекского беспредела, поэтому с радостью поддержали Кортеса. С той лишь разницей что чукчей хватило чтобы отбиться от объединенных сил противника, а ацтекам не хватило.
Чтобы писать свои комментарии - надо залогиниться на сайте. Тогда и вид комментариев станет более красивым.