Тельняшечка

Эх ты жисть моя – тельняшка, сорок полос, семь прорех…

Даже юнга до недавнего времени знал, что море населяют не только рыбы и водные гады, но и духи. Множество духов! Наладить с ними нормальный контакт, найти взаимопонимание — это залог не только благополучного плавания, но и гарант продолжительности жизни моряка. Мать-судьба правит в море напрямую, без посредника в виде «здравого смысла». В связи с этим главная задача любого человека, находящегося в открытом море, — не спровоцировать судьбу на лихо.

За многие столетия эта цель сформировала вокруг себя целую систему знаний, настоящую науку, которые зависимые от земной тверди люди беспечно именуют морскими суевериями. Моряки не любят проверять аксиомы с помощью личного опыта. Ему чужды эксперименты физиков и беспечное любопытство лириков.

Все, что он должен делать, это четко следовать традиции, ибо утопленникам сложно учиться на собственных ошибках. Не брать женщину на корабль, не свистеть, не убивать чаек, купаться после пересечения экватора; серьга в ухе, чтобы не утонуть (смысл серьги немного другой – плата тому, кто похоронит выброшенное на берег тело моряка), татуировка, чтобы не стать призраком после смерти, – все несет свой конкретный смысл, где функциональность соседствует с мистицизмом, защитной магией.

Испокон веков бретонские рыбаки, отправляясь в море, надевали на себя полосатые (черно-белые) робы. Считалось, что роба оберегает их от агрессии ундин, русалок и прочей нечисти. Возможно, бретонская тельняшка исполняла роль подводного камуфляжа, защищающего от взгляда морских бесов. А, может быть, чередующим горизонтальным полосам приписывалась бретонскими рыбаками другая функция: одно можно сказать точно, полосатая рубаха играла роль оберега.

В период Великих географических открытий, когда в мире стоял острый кадровый дефицит, многие бретонские рыбаки пополнили европейские флотилии. Но большая часть бретонцев, как не странно, оказалась на голландских, а не французских кораблях. Может быть, потому, что там хорошо платили, может быть, потому, что бретонцы не очень любили французских узурпаторов, а, может быть, либеральные по природе голландцы не запрещали носить бретонцам их вызывающие полосатые наряды.

В начале XVIII века практически во всех европейских флотах ввели единую форму одежды. Моряки стали носить казенное белье, узкие короткие брюки с чулками, форменные кафтаны и высокие шляпы. За ношение полосатой тельняшки матросов наказывали.
Отношение к тельняшке изменилось только в середине XIX века, когда в моду вошёл голландский морской костюм. Он состоял из короткого бушлата, синей фланелевой куртки с глубоким вырезом на груди, тельняшки и расклёшенных чёрных брюк.

В России с советского периода количество полосок на тельняшках зависит от габаритов конкретного моряка, морского пехотинца или пограничника. Условно говоря, на 46-м размере их будет 33, а на 56-м – 52. Нумерологическую проблематику тельняшки можно было бы спустить на тормозах, если бы не было точно известно, что числовой символизм в «бретонской рубахе» все-таки существует. Например, в принятом на французском флоте в 1852 году стандарте тельняшка должна была составлять 21 полосу – по числу великих побед Наполеона.

Однако это версия для «сухопутных крыс». 21 – это число успеха, удачи в культовой карточной игре моряков Vingt-et-un (она же – «Блэкджек», она же «Очко»). Нумерологическая составляющая в количестве полос была у голландцев и англичан. Так, в середине XVII века команды кораблей, ангажированные голландской Ост-Индской компанией, предпочитали «бретонские свитера» с двенадцатью горизонтальными полосами – по числу ребер у человека. Таким образом, как объясняют некоторые знатоки морской традиции, моряки обманывали лихую судьбу, показывая, что они уже умерли и стали скелетами-призраками.

Морские волки из Нидерландов, наряду с англичанами, были главными законодателями мод в области морской амуниции. Не случайно Петр I полностью перенял для зарождавшегося русского флота голландскую морскую форму. Правда, без «бретонских рубашек». Последние фрагментарно появились в России в 40-50-ых годах XIX века: в тельняшках щеголяли моряки торгового флота, обменявшие или купившие их в каком-нибудь европейском порту.

В России традиция ношения тельняшек начала формироваться по одним данным с1862, по другим данным, с 1866 года. Вместо узких кителей с неудобными стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под «фланку» надевалась нательная рубашка.

Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов, ими гордились особо. Как говорится в одном из рапортов того времени, «нижние чины… преимущественно надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег… и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми…». Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага.

Есть байка, что в 1868 году великий князь и адмирал Константин Николаевич Романов принимал экипаж фрегата «Генерал Адмирал». На встречу все моряки пришли в полосатых рубахах, купленными ими в Европе. Морские волки так расхвалили ему функциональность и удобство полосатых фуфаек, что через несколько лет, в 1874 году, князь принес на подпись императору указ, официально включающий тельняшку в морскую амуницию.

Цвета полос у русских тельняшек могли варьироваться в зависимости от принадлежности к тому или иному флотскому формированию. У моряков Балтийской флотилии 1-й Санкт-Петербургской бригады Отдельного корпуса пограничной стражи полосы на тельняшке первоначально имели зеленый цвет, а у моряков Амударьинской флотилии, также входившей в Отдельный корпус пограничной стражи, они были красными.

Кстати, часто матросы сами вязали тельняшки крючком. Этот процесс хорошо успокаивал нервы и позволял разнообразить время вне вахты.

Однако культом тельняшка стала немного позднее. После русско-японской войны демобилизовавшиеся матросы заполнили русские города. Они напоминали жителей нью-йоркского Бронкса, только вместо хип-хопа они танцевали танцы, вроде «Яблочка», рассказывали о том, как сражались за Порт-Артур, и искали приключения на свою голову. Главным атрибутом этих лихих матросиков, «душа нараспашку», являлась тельняшка, которую именно в то время стали называть «морская душой». Именно в это время произошло первое массовое знакомство «морской души» с коллективной Русской душей. Соединение же «двух одиноких душ», которое произошло в 1917 году, дало смесь, которая взорвала Россию. Большевики, которые активно использовали моряков в своем захвате власти в качестве естественной антисистемы к любому «сухопутному» порядку, в 1921 году, подавив Кронштадтский мятеж, окончательно избавили себя от нежелательной рефлексии «морской души».

Тельняшка всегда связывалась с водной стихией, но никак не с воздушной. Неофициально в гардеробе десантников «бретонские рубашки» появились в 1959 году. Тогда их стали вручать за прыжок с парашютом на воду. Однако вряд ли эта второстепенная традиция могла вырасти в «полосатый» культ, который со временем возник в ВДВ.

Главным культиватором тельняшки в ВДВ стал легендарный командующий ВДВ Василий Маргелов. Именно благодаря его неистовому энтузиазму полосатая фуфайка официально вошла в гардероб десантника. Похищению «морской души» «парашютистами» всячески сопротивлялся главнокомандующий ВМФ СССР Сергей Горшков.

Однажды, согласно легенде, на одном совещании он вступил в открытую перепалку с Василием Маргеловым, назвав явление десантника в тельняшке неприятным словом «Анахронизм». Василий Филиппович тогда жестко осадил старого морского волка: «Я воевал в морской пехоте и знаю, что заслуживают десантники, а что — нет!» Официальная премьера тельняшек с голубыми полосками пришлась на пражские события августа 1968 года: именно советские десантники в полосатых фуфайках сыграли решающую роль в прекращении Пражской весны. Боевое крещение они получили по свободной воле «патриарха» ВДВ – без всякой лишней бюрократической волокиты. Знающие люди, умеющие читать между строк, увидели в пражском fashion-показе советских десантников скрытый вызов командующего ВДВ главнокомандующему ВМФ. Дело в том, что Маргелов увел у моряков не только тельняшку, но и берет.

Официальная премьера беретов была назначена на 7 ноября 1968 года – парад на Красной площади. Но главное – береты должны были быть черными и венчать головы подведомственных ВМФ морских пехотинцев. Право первой ночи ВМФ получил специальным Приказом Министерства Обороны СССР № 248 от 5 ноября 1963. Но пять лет тщательной подготовки пошли насмарку из-за пиратского fashion-рейда «десантуры», у которой тогда и формального права-то не было ни на ношение берета, ни на тельняшку. Легитимность новый наряд десантников получил почти через год после пражских событий благодаря Приказу МО СССР № 191 от 26 июля 1969, который ввел очередные правила ношения военной формы одежды. Кто бы посмел запретить бойцам ВДВ носить тельняшку и берет после того, как они фактически в одиночку продлили жизнь «развитому социализму» в Восточной Европе.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем samara_ru на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментариев 9

  1. Koenigsberg:

    » … Таким образом, как объясняют некоторые знатоки морской традиции, моряки обманывали лихую судьбу, показывая, что они уже умерли и стали скелетами-призраками.»
    —————————————————————
    Это очень древняя традиция.
    Ещё в Древнем Египте люди делились на 3 категории: живые, мёртвые и те, кто ходит по водам.
    Т.е. уже тогда моряки не принадлежали к миру живых людей.

  2. petr_ostov:

    «…В России с советского периода количество полосок на тельняшках зависит от габаритов конкретного моряка, морского пехотинца или пограничника. Условно говоря, на 46-м размере их будет 33, а на 56-м – 52. … » Э-э-э.

    Так как полоски идут поперёк, то, условно говоря, если тельник первого роста, то полосок будет меньше, чем на тельнике 4-го роста. А размер в плечах и талии тут не причем. :)

    У меня два тельника, чуть ли не пятого роста, так они женщинам по колено, а мне самое то, ну чтобы в мороз всё самое важное было в тепле. Да.

    Вот как-то так.

  3. Mikhail8486_1:

    Вообще-то чередование черных и белых полос позволяет видеть матроса на фоне парусов любого цвета. Расклншеные брюки (именно от бедра, а не от колена) могут быть быстро сброшены в воде. Для этого у флотских брюк (настоящих) вместо гульфика клапан. Так же быстро можно скинуть в воде рубаху с вырезом на груди, предварительно разорвав ее. Рвется очень даже замечательно, проверено не один раз (не в воде). Мысленно сравните (фактически не надо) как будет чувствовать себя в воде человек в шинели и в бушлате. Так что практически каждый жлемент флотской одежды функционален.

    • Hoffman:

      Через это же и полуботинки вместо сапог.

      • Koenigsberg:

        ))) Рабочие «гады» — вообще без шнурков … на резинках.
        Сами слетают …

        • Osman:

          Так вот откуда эта тема…
          В босоногом детстве забацал себе полукеды на бельевой резинке заместо шнурков. Счас бы назвали лайфхакером. Тогда — лентяем.

          • Mikhail8486_1:

            У нас (ТОФ) «гадами» называли береговой вариант, со шнурками. Корабельный, тот, что Вы описали, называли «прогарами».

            • Koenigsberg:

              Точно. Прогары.
              Склероз подкрался незаметно (

  4. Koenigsberg:

    Верно, настоящие клёши с клапаном можно скинуть в воде не снимая ботинок.
    А вот тельник и фланку (или свитер) скидывать не рекомендуется, особенно если не на экваторе тонешь. Иначе быстрее замёрзнешь.
    Большинство тонущих при кораблекрушении не плаванием на скорость занимаются, а тупо болтаются в воде, держась за что-то плавучее. И замерзают.
    Два слоя одежды на туловище помогают задержать вокруг тела слой согретой (телом) воды.
    Типа «мокрый гидрокостюм».
    По крайней мере, нас так учили, когда мы перед выходами в море сдавали БЖС и «плотики».