О недопустимости порчи паровозов

Принято считать, что интеллигентный и образованный человек должен быть обязательно начитанным. И начитанным он должен быть, прежде всего, той частью беллетристики, которую называют громким словом «Классика». Интеллигенция – культура – классика. Эта связка, как бы, не подвергается сомнению. «Стыдно, молодой человек, не знать классику!», поучает интеллигентная старушка-учительница школьника. «Как это вы не читали “Анну каренину”? Какое бескультурие!».

Стыдно! Бескультурие!

Как незнание выдуманной истории из журнального романа о гулящей бабе (к тому же — истеричной опиумной наркоманке), изменяющей мужу на глазах у всех, бросающей семью и ребёнка ради любовника, а потом от ревности и досады кидающейся под поезд, сделает меня менее культурным и образованным? Мыльная опера, если говорить честно. Санта Барбара XIX века — буйство страсти и эмоций, глупости и измены, зависти и греха…

Сюда ещё можно присовокупить воздыхательный трепет «культурных людей» перед лицедейством. Театр — его обязательно должны чуть ли не боготворить образованные люди. Я не только обязан знать наизусть этот непристойный сюжет, но ещё должен ходить и смотреть, как его изображают актёры, и мне должно всё это нравиться — вот тогда я буду считаться культурным. А если я не хочу смаковать эту мерзость и, тем более, показывать её своим детям, на меня будут смотреть косо и иназывать невежей.

Многие «образованные люди» мне возразят текстом из школьных сочинений, мол: «Это произведение Льва Николаевича Толстова учит нас осмыслению морально-нравственного облика…» бла-бла-бла… «Через призму человеческих взаимоотношений…» бла-бла-бла… «Филосовские размышления автора призывают читателя…» бла-бла-бла…

Для осмысления своего морально-нравственного облика мне не нужно погружаться в душевные страдания Чикатило, изучать историю его одержимости и смаковать его грехи. И совсем не обязательно показывать своим детям со сцены театра, как он расчленял людей, чтобы объяснить им, что так поступать нельзя.

Материал: http://voronkov-kirill.livejournal.com/138605.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментариев 112

  1. Proper:

    Царь Пётр-I в своё время говаривал так: «Троим не верь: бабе не верь, турку не верь, непьющему не верь».

    Проклятый сексист, доооо.

    • HMagier:

      Не верьте мне. Я не пью.
      Хорошо хоть не турчанка, дооо.

      • Henren:

        Ну, понятно, что не женщина. Турок, стало быть?

        • HMagier:

          NOPE, русский. Но не пью, так что, по Императору, лжец.

          • Proper:

            Да и я тоже, в общем-то, не употребляю.

            Я полагаю, что мысль государя касательно непьющего относилась к использованию дознания при помощи воздействия на сознание вопрошаемого раскрепощающих психотропов, в качестве которых тогда была известна в основном водка. То есть пока не напоили вопрошаемого — не стоит ждать от него правды.

            Сейчас, разумеется, компетентные органы располагают более эффективной фармацией.

            • Kolin Pa:

              Мне верьте — я не баба, не турок точно и пью. Хи-хи-хи….

          • Henren:

            Да, непьющие вызывают подозрение. «Они или больны, или втайне ненавидят окружающих»(с).

            • HMagier:

              Меня можно приписывать к первым: немаэ здоровья на возлияния, свое, что называется, выпил, теперь ЗОЖ и тому подобное. Забавно, что в последние годы нормально выпить могу лишь коньяк (не смог даже любимый когда-то «Бокарди» пригубить на последнем корпоративе) и то — пару-тройку рюмок буквально. От запаха алкоголя передергивает — не знаю, почему.

              Впрочем, от хорошего вина и общества красивых женщин (а в оригинале было именно про вино и красивых женщин) не отказывался никогда, так что, возможно, не все еще со мной потеряно.

              • Marquis de Grisver:

                Сколько веков прошло, а про баб и турок досих пор актуально, гений!

              • Henren:

                Ну, приличное французское вино всегда можно выпить. А коньяк… я что-то тоже последнее время его не пью.

    • FLY_Slim Jr.:

      тоже не пью, емае…

    • miha_ford_talks_ru:

      Кто бы мог подумать 20 лет назад, что в 2015 люди будут массово отказываться от алкоголя. 10 лет назад на меня сморели с удивлением, а сечас при встрече с теми же людьми я не помню когда последний раз на столе был алкоголь.

      • Владимир:

        Прошла молодость. Каждый выпил свою бочку))

      • Henren:

        Автомобилизация потому что. Все нынче за рулем.

        • miha_ford_talks_ru:

          Кстати да :-)
          До чего Пу страну довел: не бухает никто, и во многих семьях по 2 машины.

  2. zhevak:

    Во-во! У меня как раз супруга сейчас дочитывает «Анну Каренину». Осталось что-то около 30 страниц. Даже как-то заинтриговали! Обязательно поинтересуюсь её мнением.

  3. HMagier:

    К Толстому равнодушен от слова «абсолютно», «Войну и Мир» считаю графоманью. Оно, конечно, может быть и «о великом времени, великих людях», но до чего же вырвиглазный синтаксис и чудовищное пустословие. Если выжать все деепричастные обороты, произведение полегчает раза в три.

    «Каренина» — таки да, никогда не понимал эту мелодраму. Ну, так я многого не понимаю — «Гарри Поттера», «Сумерки» и «50 оттенков», например.

    Достоевского тоже не люблю. Как и Чехова, кстати.

    • Биокан:

      Я вам не верю))))

      • HMagier:

        Почему? :-)

      • Proper:

        Я тоже не люблю Чехова. И от Толстого не в восторге.

        С Достоевским сложнее. Несмотря на относительно тяжелый слог, он писал мощно.

        • HMagier:

          Не, он был человечище, не поспоришь, умел подметить.

          У меня к Достоевскому «личные счеты» философского плана — он, суть, отец современной (всей, мировой(!), а не только русской) гуманистической мысли. Кстати, мало кто знает, что про «слезинку ребенка» — это таки да. И с высоты жизненного опыта могу сказать, что идея изначально была «с душком», лицемерненькая малость, а уж во что нынче вылилась — любо посмотреть. Нынче за «слезинки ребенков», в широком смысле, могут в каменный век вбомбить. Гуманно.

          Не то, чтобы здесь была такая уж вина Достоевского, «но осадочек остался».

        • FLY_Slim Jr.:

          Достоевскай мне нравится, читаю, легкий.
          Толстого неосилил.
          Чехов на твердую 4

  4. Sagamor:

    Анна Каренина. Анна Каренина.
    Видео. Сирийские беженцы жалуются на нехватку секса в Европе.
    Наши женщины остались дома, а в закрытых миграционных центрах ЕС слишком много мужчин. Доктор сказал, чтобы я занимался сексом с кем-либо или каким-то другим способом решил эту проблему. Здесь мое беспокойство, — сказал беженец, указывая на низ живота. Затем он показал размер своих половых органов, которые, по его словам, опухли от нехватки секса.
    При этом европейские женщины, по словам Муслима, вовсе не спешат на помощь к страждущим иностранцам.

    https://clck.ru/9bA2M

    По ТВ другой кадр ТРЕБОВАЛ денег. Мы, говорит, сами пойдём в маркет и купим, что надо.
    Что-то Европа не оправдывает их надежд.

    • HMagier:

      Аааааааееееееее!
      Кстати, неплохое применение талантам хохлушек.

      • Sagamor:

        Надо ожидать, что страны ЕС теперь призовут шлюшками за госчёт и противозачаточными средствами обеспечивать))

    • McLoud:

      Смех смехом, а на Кавказе подобная проблема у молодёжи существует, т.к. нравы там строгие. У кого денег хватает — на выходные ездят отрываться в соседние регионы.

  5. NZachary:

    Критичные мнения о творчестве Толстого высказывались и раньше, но осторожно, через персонажей

    «…Никто, наверно, не знает, какая она должна быть на самом деле
    счастливая семейная жизнь, — говорил Ефим Емельянович после обеда. —
    Недавно вот прочитал я Льва Толстого. И даже фильм такой видел в кино. Как
    жила одна красивая женщина с хорошим самостоятельным мужем. По-нынешнему
    сказать, с крупным ответственным работником, начальником главка или еще
    выше. И ведь чего ей не хватало? — сошлась с офицером. Офицер был видный
    из себя, но небольшого ума. Одним словом, человек несамостоятельный. Он
    сперва горячо заинтересовался ею — ну, красавица же. А потом чуть ли не
    кинул ее. И она, конечно, в оскорбленных чувствах бросилась под поезд. Ну
    кто ж тут виноват? А Лев Толстой, так можно подумать, обвиняет опять же ее
    настоящего мужа. Вот это как-то странно. Я работал тут у одного
    профессора. Он занимается как раз по литературе. Задаю ему вопрос. А он
    хохочет. Весь мир, говорит, согласен, что виноват во всем ее муж —
    Каренин. И спору, говорит, никакого быть не может. Ну что ж, — говорю, —
    что весь мир, а мне тоже хочется разобраться. Профессор же берет с
    готового, как его с самого начала научили и как он затвердил. А я не могу
    с этим согласиться. Вот сейчас немного улажусь с делами и опять эту книгу
    перечту, — показал он на подзеркальник, где лежала пухлая книга. — Неужели
    сам Лев Толстой ошибся. Не должно бы. Хотя кто его знает…»

    (Павел Нилин. Впервые замужем)

  6. Dimokrat:

    В имении Ясной Поляне
    Жил Лев Николаич Толстой,
    Он мяса и рыбы не кушал
    Ходил по деревне босой.

    Жена его, Софья Андревна
    Обратно, любила поесть,
    Она босиком не ходила,
    Хранила дворянскую честь.©

  7. Владимир:

    Хм. Классика — в объеме школы. Емнип «Каштанка», «Му-Му», что-то еще. «Войну и мир» прочитал на одном дыхании все четыре тома в 23. Книга хорошая, но желания перечитывать не возникало вообще.
    Пожалуй все что могу вспомнить о классиках )))

    • Fly:

      вот да,» В и М » в школе из-под палки ,после школы года через 2 -настольная книга ,читанная с любого места и все в удовольствие. Каренина,по словам самого Т, самое неудачное ,что он написал (из его переписки). Интересные отношения у Т и Чехова — не признавали каждый другого никак .Чехов- Толстой графоман и неумёха, Толстой -Чехов -вааще ноль .Вообще переписки писателей это оч интересная вещь ,много проясняется и в характерах и в творчестве ,имхо ,ессно.Ну а Достоевский даже не обсуждается ввиду его значимости для меня

      • Владимир:

        Понятно. Лет с 24-х предпочитаю научно-популярную литературу ))

        • HMagier:

          Я к тридцати, кс ожалению, почти перестал читать худ.лит, хотя первое образование как бы обязывает. Ничего не могу с собой поделать: рекорд — первое предложение какого-то фантастического романа. Включился режим корректора и все, дальше можно не читать, текст все равно не восприму.

          • Владимир:

            Тут еще такой момент — в 24 пошел служить, и видимо тогда же и начал деформироваться умственно ))) Ибо требования к чтиву возросли сразу — максимум информации при минимуме объема и никакой рефлексии. Научно-популярное чтиво — то что надо. Быстро, думать, информативно.

      • Биокан:

        Только на «Войне и мире» я осознала все плюсы быть отличницей. Когда проходили его в школе, меня в силу общественной нагруженности освободили от написания сочинения по нему, типа если троечники прочитали, то уж отличница-то точно (тем более я очень люблю читать все подряд). Это спасло меня от необходимости читать «В и М» )))) «Каренину» перечитывала буквально несколько месяцев назад, впечатление не изменилось. Считаю, что его стОит прочесть, но даже сейчас я порой пропускала особо графоманские куски.

  8. EvilTeacher:

    В школе русская классика обошла меня стороной ;) Ну… «Отцы и дети», «Преступление и…», «Тихий Дон»… остальное — просмотром по диагонали. Зато историческую, приключенческую литературу — взахлеб. Фантастика… Перечитал ВСЕ в библиотеках своего города и у соседей по дому, включая то, что выходило в журналах «Техника-Молодежи», «Химия и Жизнь», «Наука и жизнь»… Да, журналы «Наука и жизнь», «Вокруг света», Роман-Газеты…. И что — я теперь необразованный человек?
    ПыСы и театр я не люблю.

    • Yunklob:

      Вот это правильный подход. Но хороший театр, особенно опера, неплохое развлечение.

    • Felisket:

      Ну, естественно, что необразованный. А если окажется, что Вы ещё и Мураками не читали, и всякие оттенки серого… так и ваще… дважды необразованный. О, да Вы и к фантастике неравнодушны… Всё, сливай воду и туши свет!
      Н-да, видать и я так необразованным и помру, ибо «Войну и мир» так до конца и не осилил, ну вот не судьба! Оно, конечно с другой стороны за без малого 60 лет много чего перечитал… Гоголь, Достоевский, Чехов, Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Сервантес, Данте, Шекспир, Диккенс… И в то же время — практически всё сколь-либо интересное в отечественной и зарубежной фантастике (это с раннего детства и по сей день), научно-популярная литература разных сортов и видов.

      Если же говорить серьёзно, без ёрничанья, то у каждого в литературе свои предпочтения, складывающиеся под влиянием множества факторов. Главное же, на мой необразованный взгляд, ЧИТАТЬ. Ну и на ус наматывать :)

      • HMagier:

        Мураками — графомань, если честно. Извините.

        • Felisket:

          Ой, не надо извиняться! Я к Мураками отношусь только как к модному бренду :)

      • Henren:

        Ниасилил я ни Толстого, ни Достоевского. Диккенс в оригинале, кстати, понравился. «Записки Пиквикского клуба» вообще великолепны. Шекспира не читал, но и не осуждаю.

        • Felisket:

          Каждой книге — своё время! Я того же Диккенса лет в 19-ть пробовал читать, и где-то на 10-й странице «Записок Пиквикского клуба» выпал в осадок и мыслью «Какая мура!» А через десяток лет взахлёб прочёл практический всё 30-томное собрание сочинений (за исключением писем). То же было и с «Дон-Кихотом» Сервантеса.
          Почему, на мой непросвещённый взгляд, без толку впаривать классику в школе, большинство всё равно мимо «проходят». Ну скажите на милость, какой нормальный пацан предпочтёт Наташу Ростову д*Артаньяну?

          • Владимир:

            Я б предпочел Наташу)))

            • Felisket:

              Ну ежели в известном смысле, то таки да)))

            • Sagamor:

              Да! Тока не Королёву!))

              • Henren:

                Не любите вы хохлушек, понимаю.

              • Владимир:

                А чо, Наташа Королева нормальная тетка. Я бы ей отдался)))))

                • McLoud:

                  После литра коньяка и отсутствия поблизости других объектов вожделения.

                  • Henren:

                    После литра, по-моему, будет уже все равно.

                  • Владимир:

                    А, ну да, ну да. Ахать — так королеву (английскую).

                    • McLoud:

                      Владимир, Вы меня пугаете, она ж старая совсем. Уж тогда лучше Королёву.

                    • Henren:

                      http://fs102.jpe.ru/aead/2488866_7fe4a846.jpeg

                      Отож.

                    • Владимир:

                      А вы не пугайтесь. Бутылку коньяку, фотографию молодой Виктории перед собой — и понеслась ))

                    • McLoud:

                      Я стока не уипью.

                • Henren:

                  Ну, когда ей было шышнаццать, а не сороковник с гаком, как сейчас.

          • Henren:

            Похождения Д`Артаньяна, как способного кадрового боевика французской разведслужбы тех лет, вызывают, разумеется, бОльший интерес, чем невнятные переживания дурочки Наташи. А Диккенса читать можно, если только более-менее в курсе бесчеловечных английских порядков той эпохи. И конечно, это не для молодежи.

      • Инфарх:

        Мураками… .пробовал…. как те мыши, которые плакали и кололись… но так и не осилил

  9. McLoud:

    Договорились, блин, до чего — а давайте всех классиков обо$рем, у каждого можно найти неудачное произведение, к примеру у Достоевского — «Подросток».
    У Льва Николаевича помимо войны с миром есть шикарное произведение «Воскресение», и судить о писателе на основании одного произведения (не самого удачного), как минимум некорректно.

    • Felisket:

      Ну, классиков постоянно желают с корабля современности того… сбросить. Каждое ж новое поколение себя считает ого-го каким. Однако время проходит, и только на склоне лет понимаешь всю мудрость старика Екклезиаста…

      • McLoud:

        Ну в общем да, многие произведения понимаешь с приходом жизненного опыта. К сожалению, в школе, такое ощущение, наоборот отбивают охоту к многим вещам, хотя, с другой стороны, пусть дети хоть знают о существовании Достоевского и Толстого. Я сам в школе «Войну и Мир» не домучил, зато потом получил удовольствие от прочтения.

        • Bell:

          Я как-то писала уже, но повторюсь: Толстой, Чехов, Достоевский и пр. уважаемые классики писали вовсе не для детей и не для подростков. В чем польза изучения их произведений в школе? Слышала версию, которая показалась мне приемлемой, что прочтение этих произведений воспитывает хороший литературный и языковый вкус. Особенно в этом смысле хорош Тургенев. Вот как-то так.
          Что касается меня лично, то в школе мне показалась невыносимо скучной эта самая Каренина. В и М, кое-как домучила, чисто потому что сочинение надо было писать. Зато лет 5 назад, прочла с удовольствием. Впрочем, к Карениной это не относится, ниасилила даже фильм. А вот Чехов вполне себе. Достоевского не люблю и ничего с собой не могу поделать.

          • McLoud:

            Ну почему же? Старшее чадо обязал почитать у Чехова «Злоумышленник», » Беззащитное существо» и «Хирургия». Чадо взоржало…
            Кста люблю Чехова и Булгакова — оба врачи.

            • Bell:

              Поэтому у меня и не было предубеждения к Чехову. Кст «Евгения Онегина» нормально переварила в школьном возрасте исключительно потому, что прочитала его ДО того, как начали проходить. Со всеми этими разборами по строфам и «предвестниками революции».

              • McLoud:

                Вот че меня в школе бесило,так эти разборы предвестников и герцены всякие.

                • Bell:

                  Аналогично.

                • Henren:

                  Естественная реакция нормального человека, которого заставляют изучать жизнь предателей и возводить предательство в геройство.

              • Galuhka:

                А разве Евгений Онегин «предвестник революции»? Ни каких терзаний и сомнений типа «быть, или не быть» я там не углядела. Обыкновенный скучающий бездельник, который от скуки и ничегонеделанья начал волочиться за чужой женой, интерес к которой возрос после того как она ему отказала.
                Правда если разглядывать Онегина не как революционера, а как объект классовой ненависти, то да, этих самых предпосылок там вагон и тележка.

                • Bell:

                  Так я тоже не увидела, поэтому и пропустила мимо ушей всех этих предвестников. Если мне склероз не изменяет, его пытались как-то к декабристам прилепить. Типа из такого материала и выросло, поскольку талант томился в удушающей атмосфере общества, порождённого самизнаетечем.

                  • Galuhka:

                    Слава Богу когда мы проходили в школе «Евгения Онегина» нас уже не заставляли искать революционные предпосылки в глазах лошади Вронского перед тем как он её пристрелил.
                    А вот о моральных терзаниях Болконского и Пьера Безухого нам рассказывали и об их революционных наклонностях тоже, к сожалению один будущий декабрист умер, а второй 25 года не дождался — произведение закончилось.

                • Биокан:

                  Опыт всяких цветных майданов показывает, что на площадях орать и в газетах строчить начинают в основном скучающие бездельники, причем не из числа самых нищих. Так что «Наше все» вона как далеко заглянул, опередил свое время и тд )))))
                  Но у нас в школе че-то не было речи про предвестников революции в «Онегине».

                  • Galuhka:

                    Так-то оно так /чешу в затылке/, вполне возможно, что Онегин и стал бы пламенным революционером. В других сферах-то не реализовался, так хоть чем-то будет занят.

    • Небритое прямоходящее:

      Мне кажется, что речь шла о возведенном в культ почитании произведений. В обоих смыслах, хехе.

      • McLoud:

        Ну Каренина — доооо, блудливая дефка и переживания глупы, согласен. Кста, там где я живу, могу с точностью до 50 м показать, где её писатель под паровоз укатал.

        • Небритое прямоходящее:

          В противостоянии любви и общества победил паровоз, хехе.

        • Биокан:

          Ценность «Карениной» (и популярность в мире), кмк, в том, что ее переживания не уникальны. В романе почти все типажи вневременные, и их взгляды-метания-переживания тоже. Собственно, это и делает классику классикой — вечность вопросов, освещенных в произведении. Что мы имеем в лице Анны? Девушка «давно-на-выданье» с помощью тетки сделала хорошую (для нее даже очень хорошую) партию с Карениным. Силком замуж ее никто не тянул, но альтернативой было вообще остаться в девках или выйти замуж не так хорошо, и при этом все равно без любви. Вместо того чтобы быть благодарной судьбе за такой поворот, Анна от безделия все равно продолжала томиться по романтике, а кто хочет приключений, тот рано или поздно их найдет. Найдя тех приключений в виде Вронского, она решила, что ее личные переживания важнее всего — приличий, интересов родни, мужа и ребенка — «и пусть весь мир подождет». Мир ждать не стал, и Анне пришлось лично убедиться, что накласть на окружающих и воротить что душе угодно не получится, люди как-то не готовы массово идти навстречу чужим сомнительным хотелкам. Причем всю дорогу окружающие (включая мужа) еще и пытаются как-то сгладить все это, давая Анне шансы красиво выйти из некрасивой ситуации. Фиг там, компромиссы не для нас. В итоге, загнав саму себя в окончательно безвыходную ситуацию, Анна решает совершить красивый жест в лучших подростковых традициях — «я умру, а вы все будете плакать и жалеть о том, как были неправы». Ну ладно, не все, а отдельные конкретные люди. Конец.
          Готова спорить на деньги, что любой из нас встречал подобных персонажей в реальной жизни. Персонажей, которым игра их собственных гормонов служит и побудительным мотивом, и оправданием любой неведомой бабуйни, причем они еще и ждут, что все их поймут и пгостят.

          Все написанное -ИМХО, есессно.

          • Bell:

            Зоглазна с Вашей имхой Уважаемая)))) И скорее всего, именно по причине того, что наблюдала сюжет в реальной жизни (не раз и не два), тратить время на просмотр и чтение не захотела и не хочу. Естественно, с содержанием ознакомилась в школьные годы, но уже тогда её поведение мне показалось идиотским.

          • McLoud:

            Ну вот, сударыня, Вы в станицу уложили, а у Льва Николаевича толстакнига:-)

            • Proper:

              Знаете, у Пелевина большинство романов и повестей можно уложить в одну фразу. Но то, что навернуто вокруг этого, и главное — КАК это навернуто, тоже не лишнее.

              Вот, скажем, Омон Ра можно рассказать фразой «Космос — это метро». Но куда тогда деть вот такое:

              Я жил недалеко от кинотеатра «Космос». Над нашим районом господствовала металлическая ракета, стоящая на сужающемся столбе титанового дыма, похожем на воткнутый в землю огромный ятаган. Странно, но как личность я начался не с этой ракеты, а с деревянного самолета на детской площадке у своего дома. Это был не совсем самолет, а скорее домик с двумя окошками, к которому во время ремонта прибили сделанные из досок снесенного забора крылья и хвост, покрыли все это зеленой краской и украсили несколькими большими рыжими звездами. Внутри могло поместиться человека два-три, и еще был небольшой чердачок с глядящим на военкоматовскую стену треугольным окошком – по негласному дворовому соглашению этот чердачок считался пилотской кабиной, и когда самолет сбивали, сначала выпрыгивали те, кто сидел в фюзеляже, и только потом, когда земля уже с ревом неслась к окнам, пилот мог последовать за остальными – если, конечно, успевал. Я всегда старался оказаться пилотом и даже овладел умением видеть небо с облаками и плывущую внизу землю на месте кирпичной стены военкомата, из окон которого безысходно глядели волосатые фиалки и пыльные кактусы.

              Я очень любил фильмы про летчиков; с одним из таких фильмов и было связано сильнейшее переживание моего детства. Однажды, в космически черный декабрьский вечер, я включил теткин телевизор и увидел на его экране покачивающий крыльями самолет с пиковым тузом и крестом на фюзеляже. Я наклонился ближе к экрану, и на нем сразу же возник увеличенный фонарь кабины: за его толстыми стеклами улыбалось нечеловеческое лицо в очках вроде горнолыжных и в шлеме с блестящими эбонитовыми наушниками. Пилот поднял ладонь в перчатке с черным раструбом и помахал мне рукой. Потом на экране появился фюзеляж другого самолета, снятый изнутри: за двумя одинаковыми штурвалами сидели два летчика в полушубках и внимательно следили сквозь перехваченный стальными полосами плексиглас за эволюциями вражеского истребителя, летевшего совсем рядом.

              – «Me-сто девять», – сказал один летчик другому. – Сажать будут.

              Другой, с красивым испитым лицом, кивнул головой.

              – Зла на тебя не держу, – сказал он, видимо продолжая прерванный разговор. – Но запомни: чтоб у тебя это с Варей было на всю жизнь… До могилы.

              Тут я перестал воспринимать происходящее на экране – меня поразила одна мысль, даже не мысль, а ее слабо осознанная тень (словно сама мысль проплыла где-то рядом с моей головой и задела ее лишь своим краем), – о том, что если я только что, взглянув на экран, как бы посмотрел на мир из кабины, где сидели два летчика в полушубках, то ничто не мешает мне попадать в эту и любую другую кабину без всякого телевизора, потому что полет сводится к набору ощущений, главные из которых я давно уже научился подделывать, сидя на чердаке краснозвездной крылатой избушки, глядя на заменяющую небо военкоматовскую стену и тихо гудя ртом.

              Это неясное понимание так потрясло меня, что остаток фильма я досмотрел не очень внимательно, включаясь в телевизионную реальность только при появлении на экране дымных трасс или набегающего ряда стоящих на земле вражеских самолетов. «Значит, – думал я, – можно глядеть из самого себя, как из самолета, и вообще не важно, откуда глядишь, важно, что при этом видишь…» С тех пор, бредя по какой-нибудь зимней улице, я часто представлял себе, что лечу в самолете над заснеженным полем; поворачивая, я наклонял голову, и мир послушно кренился вправо или влево.

              • McLoud:

                Пелевина стоит читать из-за его стеба, хотя и размышления устами и дейтвиями его героев бывают весьма оригинальны.

            • Биокан:

              Я просто опустила параллельные линии прочих персонажей, где в принципе собраны чуть не все самые распространенные типажи. Собсно, у прочих тоже проблем не меньше, но в отличие от Анны они ищут приемлемые компромиссные выходы и банкуют тем, что на руках, а не швыряют карты на стол с криком «какого буя у меня не роял-флеш, я требую пересдачи!». Мне про них даже более интересно было читать, потому что Анна меня раздражала всю дорогу.

          • FLY_Slim Jr.:

            согласен

          • Небритое прямоходящее:

            Великолепно.

          • Владимир:

            Режут вены, вешаются, травятся. Причем не только «каренины», но и «онегины» тоже. Особо доставляет то, на чем вешаются )))
            Сразу понятно, что человек действовал импульсивно, что под руку попалось, на том и удавилось.

            • Henren:

              Бррр… Вешаться — это ж больно.

              • zhevak:

                (с удивлением) Да!?
                Всегда считал, что это душно.

                • Владимир:

                  Мужик пришел к другану. Видит тот за ноги подвешенный висит.
                  -Ты что делаешь?
                  -Да вот, решил повеситься.
                  -Так ведь за шею вешаются.
                  -За шею пробовал, дышать трудно ))))

                • HMagier:

                  По впечатлениям выживших — очень больно.

          • Инфарх:

            Ваше имхо — очень правильное имхо))) Поддерживаю

  10. miha_ford_talks_ru:

    Толстого, да и Достоевского не любил. А вот над «Лошадиной фамилией» Чехова ржал будучи школьником так, что родители в комнату прибежали. Чехов вобще писал прикольно. Тургенев нравился. «Отцы и дети» «добровольно и с песнями» перечитал лет в 25. Очень понравился Замятин и его «Мы». Потом читать 1984 было немного скучновато, ибо серо. У Замятина все же фантастика вылазит, а я это люблю. При том «Мы» читал в школе, а 1984 как-то в школе пропустил сквозь уши и нормально перечитал уже лет в 25, все равно не то (в сравнении с «Мы»). «Скотный двор» — смотрел только оригинальный английский мультфильм, но остался доволен, а вот все экранизации 1984 не понравились.

    Тихий Дон — жесть и показ всего нехорошего, когда надо бы о хорошем хлопотать. Анна Каренина 0 треш 100%. Это поняли все парни даже в школе. Мы честно на уроках говорили свое мнение, а дефффочки на нас очень злились.

    Из современноо предпочитаю фантастику, а-ля Таргмашев. Пелевина тоже уважаю за Омон Ра и Поколение П. Хотя у Пелевина есть и почти детские рассказы :-)

    Вобще наша школьная программа реально переполнина всякой хренью. Например, я обожаю Дж. Лондона, а его «Время-не-ждет» зачитал до дыр несколько раз. Фактически, любимая книга. Ее надо в школе давать с экзаменом, а в программе у нас Дж. Лондон был кажется классе в 8, когда все пофигу, и был там один рассказ — «Любовь к жизни». В 8 классе он читается тяжело.

    Зачем довать Анну Каренину, когда можно дать Время-не-ждет, не понятно. Почему в программе нет Форда и его «Моя жизнь, мои достижения» (да, автобиография, вместо признаной классики) — никому не понятно. Зато в программе была Метель Пушкина. Есть в нем воспитательная составляющая — сомневаюсь.

    • DellBill:

      Нда, БелыйКлык в оригинале душевная вещь!!!А вся эта помойка от Чехова ,который учил утонченному снобизму и презрению элиту ,которая с удовольствием впитала его уроки пропитанные медленнодействующим ядом иронии и разочарования жизнью до лубочно-юродивого Салтыкова-Щедрина ненавидящего Империю и сеявшего эту идею в мозги благодарных разночинцев впоследствии ставших революционными массами и кстате почему то на 100% состоящих из кошерных ашкенази из черты оседлости … так вот эта вся помойка учила а не показывала как нельзя,они сеяли и сеют извращения разной степени тяжести а вся эта интилехенцыя обслуживает этот важный процесс…
      А Набоков педофил

      • McLoud:

        Э-ээээ… Любезнейший…. Почитайте Чехова Драма на охоте, Три года, В овраге и далее большой список, а потом судите.
        И по педофилии Набокова — это впечатления от фильма? Рекомендую лекции Набокова о литературе.

      • Небритое прямоходящее:

        Что порекомендуете в школьную программу для ознакомления с классикой русской и советской литературы?

    • Galuhka:

      Есть в «Метели» воспитательная составляющая.

      • miha_ford_talks_ru:

        Какая?

        • kokshetau:

          Воспитательная же!

        • Galuhka:

          А такая семья и брак — дело ответственное и шуток не терпит.

          • miha_ford_talks_ru:

            Хорошее дело браком не назовут :-)
            А про семью там не особо много :-)

  11. max:

    Тю. При чём тут вообще культур-мультур? Что за замес и зачем — культура и образование оно ж не одно и то же. При чём тут Чикатило вообще? Как сильный пример, да? Базарные приемчики, знаете ли.
    Насчет произведения Л. Толстого — ну чо — Толстой времён сего романа — это такой Пелевин 19 века, даже круче. У них же не было интернетов и телевизора, одна литература ну и церковь ещё. Что Анна сука та ещё — да я даже соглашусь. Что паровозы ломать плохо — спору нет. Ну и? Речь о чём? О дебилах, которые считают преступлением таковое мнение ? О том, что их культура фальшива? Вобщем — ни о чём базар-то. На самом деле.

  12. FLY_Slim Jr.:

    На дне.

  13. kokshetau:

    Из классики предпочитаю Ивана Ефремова «Час быка».

    • Инфарх:

      Ефремов — это вообще очень мощный писатель. Туманность Андромеды, Час быка, Лезвие бритвы — произведения ну никак не хуже всех, здесь упомянутых, может даже и лучше.

  14. Tim_duke:

    Николая Васильевича, нашего, Гоголя забыли. Вот где русскому языку учиться надо, что ни фраза, то стихотворение, хотя прозаик. Не зря он свое главное — «Мертвые души» поэмой назвал.