Экспорт российского софта набирает силу

Вопреки кризису, а отчасти даже благодаря ему, экспорт ПО и ИТ-услуг из России устойчиво набирает обороты. Его объемы выросли с 2,8 млрд. долларов в 2009 г. до 6 млрд. долларов в 2014 г, а по итогам 2015 г. предположительно увеличатся еще на 16% и достигнут 7 млрд. долларов. Об этом было заявлено на круглом столе «Влияние изменений в геополитике и мировой экономике на позиции российских компаний разработчиков ПО на глобальном рынке ИТ», организованном компанией РВК и некоммерческим партнерством «Руссофт».

— Российские ИТ-компании продолжают наращивать поставки своих продуктов и решений в самые разные зарубежные страны. Это такие развитые государства, как США, Германия, Австрия, Швейцария и другие европейские рынки. Также наблюдается активизация экспорта в регионы с развивающимися экономиками, такие, как Бразилия, Индия, Ближний Восток, много российских компаний идет в Китай, — сообщил на круглом столе РВК и «Руссофта» его президент Валентин Макаров.

Россия софт экспорт

За рубежом становятся все более востребованы российские ИТ-продукты в области информационной безопасности, мобильные приложения, навигационные и геоинформационные системы, системы документооборота, развивается заказная разработка под нужды конкретных компаний. Например, очень заметны российские компании в секторе информационных безопасности: в частности, российская компания Kaspersky Lab по некоторым показателям входит в первую тройку ведущих мировых производителей антивирусных программ. Успешно развиваются в этом секторе и такие российские компании, как InfoWatch (например, продукт Data Loss Prevention), Positive Technologies (решения для защиты веб-приложений).

Помимо этого, в частности, неплохо продает за рубежом свои решения для банков российская компания Diasoft, которая еще четыре года назад заключила соглашению о глобальном сотрудничестве с компанией IBM. Можно сказать мировым гигантом в области облачных решений становится российская компания Acronis, высокий авторитет завоевала в сфере виртуализации и автоматизации хостинговых услуг российская компания Parallels. Успешно развивает свою деятельность российская компания ABBYY, которая не так давно выпустила продукты для корпоративного поиска и извлечения данных на базе технологии понимания, анализа и перевода текстов Compreno. Российская компания Prognoz успешно продвигает свои продукты в сфере бизнес-аналитики (BI). А екатеринбургская компания Naumen успешно продвигает прежде всего на азиатских рынках свои уникальные решения для колл-центров. Что же касается экспорта услуг по разработке ПО на заказ, то здесь регулярно в мировых рейтингах появляются такие российские компании, как Luxoft, Epam, недавно в мировую элиту вошла нижегородская компания Mera и россйиские компании DataArt и Auriga, все выше в зарубежных рейтингах появляются также такие российские разработчики заказного ПО, как First Line Software, Reksoft и другие.

Рост экспорта продуктов и услуг из России во многом связан с тем, что российский ИТ-рынок начал сокращаться, и его участникам становится в нем тесно. «В России рынок ИТ впервые за последние 3 года начал падать, и чтобы продолжать свое развитие крупные российские компании начали искать экспортные рынки. Скажем еще 5 — 10 лет назад такой же сильной мотивации выходить на международные рынки не было, так как и внутри страны покупали все хорошо», — говорит Тагир Яппаров, президент группы компаний «АйТи».

Влияют ли санкции и усложнение международной ситуации вокруг России на отношение зарубежных заказчиков к российским ИТ-разработчикам? Безусловно, да. Экспортеры указывают, что заказчики в западных странах стали более осторожно подходить к приобретению российских ИТ-продуктов, принимая во внимание возможность дальнейших санкций против России и связанные с ними риски. Однако санкции не являются абсолютным барьером в развитии ИТ-экспорта из России.

«Если у вас хороший продукт, то западная компания охотно его приобретет в любом случае, не смотря на сложную международную обстановку, — говорит Дмитрий Одинцов, директор по продажам компании TrueConf, продвигающей за рубежом решения по видеоконференцсвязи. — Мы сейчас успешно продаем наш продукт в 50 странах мира. В том числе у нас, например, хорошие продажи в Польше и в Прибалтике, а в США мы за последний год даже удвоили продажи и реализуем наши решения в том числе в американские суды и в компании оборонной сферы. При этом мы не скрываем наше российское происхождения, не смотря на санкции все знают про то, что в России — одна из самых развитых школ по программированию и ИТ-технологиям».

Стимулировать качественные российские ИТ-разработки призваны в том числе государственные меры поддержки отечественных производителей, которые в наступающем году ограничивают использования зарубежных ИТ-продуктов в госсекторе. Как известно, в уходящем году Владимир Путин подписал федеральный закон № 188-ФЗ, согласно которому создается специальный реестр российского ПО. И если та или иная госструктура приобретает зарубежный софт, то она должна сверить свою закупку с реестром, и в случае наличия там российского аналога публично объяснить, почему он не устраивает заказчика. Одновременно определяется, какое ПО считать российским: у него должен быть российский правообладатель (то есть компания, зарегистрированная в России). Впрочем, некоторые зарубежные компания уже сейчас начинают маскировать свой софт под российский — они создают совместные предприятия с российскими компаниями или формально открывают в России центры разработки, которые позволяют выдавать по сути зарубежные программные решения уже за российские.

Но в любом случае участники рынка и пользователи поддерживают меры государства и убеждены, что экспорт российского ПО имеет большой потенциал. «В ограничительных мерах, которые создало государство, несомненно, возникает дополнительный спрос на российский софт внутри рынка. У нас талантливые программисты, и сейчас у многих компаний появляется новый шанс, так как спрос на качественный софт явно будет большой, — отмечает Алексей Гидирим, сооснователь онлайн-сервиса бытовых услуг YouDo.com. — В нашей компании мы, например, пользуемся в том числе и российскими разработками, такими, как Ingenix Group, ORM-технологией для связей с базами данных LinQ. Мы и дальше с большой радостью будем пользоваться российскими разработками, только в случае, если они будут лучше зарубежных аналогов по цене и качеству».

PS. Вообще-то, господа, 7 лярдов$ — это около половины военного экспорта… То есть, много. Более того, темпы прироста как минимум не падают. Вот что санкции животворящие делают.

Я, кстати, вангую большие успехи русского софта. Уполовинивание долларовых зарплат у российского стаффа (а в ИТ зарплаты персонала — это основная статья расходов) — это колоссальной мощности конкурентное преимущество.

Высказываются, правда, мнения, что якобы из IT «народ уезжает активно — уполовинивание зарплат никому не понравилось». Но как-то я в это не верю. Не то состояние рынка в США и ЕС, чтобы активно туда валить. Тем более что зачем программерам обязательно ехать в калифорнийский офис? Есть виртуализация, есть VCS, есть интернет — зачем переться в офис, тратить кучу бабла на жилье и прочие американские дела?

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментариев 17

  1. Shveik:

    Может и уезжают, но думаю, не более чем раньше. Есть обратная тенденция, профессионалы в различных областях науки и различные технари возвращаются. У моих знакомых одноклассники вернулись, говорят, что тут заработать больше можно. Так же, встречал программистов в сети, они говорят, что они здесь очень хорошо зарабатывают и никуда уезжать не собираются.

    • Shveik:

      А ведь еще лет 5-7 назад возвращение профессионалов казалось маловероятным.

      • Proper:

        Еще 10 лет назад на меня смотрели как на дурака — чего я не уехал. Предложения-то были, и вкусные. Но зачем? Я уже тогда довольно точно представлял себе, что такое этот «западный рай». Да и потом — где родился, там и пригодился.

        Зато теперь уже я смотрю на уехавших как на дураков. А они зондируют — нет ли вакансий, насчет вернуться.

        • Shveik:

          Мне предлагали уехать на запад, в Германию. Я не захотел, Россию люблю. Может наивно звучит, но кто мне возразит? Причем я не идеализирую здешних людей, чего там, я же здесь живу. Так же, я осознаю, что есть у нас коррупция, воровство, да много чего, то же разгильдяйство. Но где этого нет? Кто потребует от меня рациональности в моем решении жить здесь, если я прямо говорю, что я просто люблю свою Родину? Хотя, новые достижения России наполняют смыслом для других моё решение.

  2. FLY_Slim Jr.:

    Нечего там делать. Тут работы хватает.

  3. FLY_Slim Jr.:

    Пойду посплю. Так мало выходных

  4. Shveik:

    С Новым Годом! (по московскому времени)

  5. woodworker:

    С Новым Годом всех. Здоровья, счастья. Все у нас и в стране будет нормально.

  6. popkovsf65:

    А я уехал…

    Но только в ХМАО. И не жалуюсь.
    Деньги в РФ есть. Их только надо уметь зарабатывать. Не тырить, не откаты иметь. А работой зарабатывать.
    И еще одна ремарка. Когда российские конторы начну называться по российски, а не на англосаксонском наречии?

    • FLY_Slim Jr.:

      когда англосаксонские учредители потонут

      • Gena:

        это вроде не тонет без накачки радионуклидами?

  7. wowikt:

    «… в том числе и российскими разработками, такими, как … ORM-технологией для связей с базами данных LinQ» — вот этот момент не понял. Linq — это технология, входящая в состав .NET. Может, когда-то в самом начале пути она и была российской разработкой, но нигде никаких упоминаний об этом нет, и она предоставляется от имени Microsoft.

    • Henren:

      Так и о том, что Скайп прибалтийская, более ни слова. Оно теперь мелкомягкая, и о разработчиках — никаких упоминаний. Скайп же разработал Гейтс лично — вы чо, об этом не знали? И так у них всё.