Один раз — не Массаракш

После того, как Максим Каммерер взорвал главный центр трансляции белого излучения и с чувством выполненного долга отправился охотиться на тахоргов, на Саракше прошли большие перемены, так долго чаемые народом и прогрессивной интеллигенцией.

Тоталитарный режим был заменен на демократию и плюрализм. Неизвестные Отцы переименовали себя в Невидимых Менеджеров и гневно осудили проклятое прошлое, в котором начисто отсутствовала свобода. Были объявлены выборы со множеством альтернативных кандидатов. Каждый мог отдать свой голос за того, кто ему по душе — Папу, Свекра, Деверя, Дергунчика, Губошлепа, Алкаша или Рыжего.

Страна торжественно покаялась перед Островной Империей, за то что все время злила это славное цивилизованное государство, в котором живут такие же люди, и даже лучше. Для белых субмарин были даже построены специальные причалы, при которых открыты бордели.

Страна мутантов объявила о своей независимости. Менеджеры покаялись и перед ней — за многовековое угнетение.

Концлагеря переназваны бизнес-инкубаторами, а воспитуемые — не вписавшимися в рынок. Всё оружие, которое они обезвреживают, продается в качестве металлолома в Пандею и служит важным источником валюты.

Ну и самое радостное. Каждую башню ПБС продали в частные руки и на ней открылась коротковолновая радиостанция. Дважды в день она передает рэп, попсу и тяжелый митал, от которых население несколько тупеет, зато чувствует себя счастливее и радостнее. Выродки, конечно, снова недовольны — от попсы у них болит голова и поджимаются губы. Но теперь ведь демократия, и им приходится подчиниться вкусу большинства. Тем более, если выпить бутылку коньяка, залезть в горячую ванную и включить на полную громкость средневековую лютневую музыку, то Джасти Бибру почти и не слышен.

Зато простые люди довольны возможностью выбора. Радиостанций много — на любой вкус. Хочешь — джага-джага, а хочешь — джигу-джигу.

Чтобы башни не простаивали, в остальное время по ним транслируют развлекательные передачи. Для этого из всех психушек собраны диссиденты-жертвы кровавого режима, и их ментограммы непрерывно передаются в эфир.

Срочно вызванный Максим, на всякий случай изучивший, что такое инфляция, рассчитывает снова по-быстрому навести порядок. Для этого он прихватывает с собой мешок полуразумной пластиковой взрывчатки, специально выдрессированной скатываться в колбаски, своим ходом отправляться к указанному объекту и там приклеиваться.

Однако после подробного изучения новых реалий Максим понимает, что не все так однозначно, что это вам не старый режим и очередным подрывом тут не обойдешься. Он долго чешет в затылке, потом грязно ругается по-хонтийски, вытирает пятерню об трусы и произносит: «Ни в массаракш, ни в Боевую Гвардию. Зеф его знает что. Пусть об этом голованы думают — у них башка большая».

И улетает на Арканар, где всё просто и привычно: кровь, кишки, грязища, угнетение интеллигентов, фошшысты в сером, в общем, старый добрый тоталитаризм, знакомый как разношенные домашние тапочки.

PS. Сочиняя последний опус, пришлось вспоминать мелкие реалии «Обитаемого острова» с помощью Интернета. В процессе нашел длинную статью, где скрупулезно перечислялось все, что в тексте Стругацких заменили цензоры. И слава богу, надо заметить, что заменили. Хоть фантастика получилась, а то так бы и было очередное обличение тоталитаризма фигой в кармане, унылое, как моросящий дождь над взлетной полосой №1.

У цензоров явно был художественный вкус, воображение и знание техники — даже вычеркнули трамвай и заменили гироматом. На такие вещи у фантастов Стругацких, надо заметить, фантазии никогда не хватало.

Так что просто удивительно, почему на обложках не печатают фамилии соавторов, благодаря стараниям которых из банальной антисоветской диссидентщины вышло классическое произведение НФ.

Материал: http://gatoazul.livejournal.com/336202.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

комментария 63

  1. T 100:

    А, мабуть, таки -да…

  2. Provincial1:

    Не будем сильно ругать все же АиБС, из трилогии можно было бы сделать отличный боевик, но времена были не те. Не приветствовалось такое в фантастике — коммунистическое будущее должно быть сытным, мирным и безмятежным. Рай вырожденцев. «Люди как боги», «Лунная радуга», «Голубой ксилл» (емнип) редкое исключение.
    «Нет у меня других писателей!» И.В. Сталин)))))))

    • Henren:

      Но все же Гаррисон печатался… Да и Кларк тоже — причем большими тиражами.

      • Provincial1:

        Гаррисона в советских библиотеках не видел. :) Если и печатали в альманахах типа «Мир приключений и фантастики», то только тщательно отобранные цензурой произведения, а Кларк вообще космическую оперу не писал (емнип). «Одиссеи», «Фонтаны рая», целая книга повестей и рассказов про Луну. Всё это классическая «сайенс фикшн».))))

        • Proper:

          У меня есть простой ответ — Станислав Лем. На его фоне Стругацкие — это унылое вторичное гумно.

          Разумеется, «Футурологический конгресс» в СССР не печатали — но уж «Сумма технологии» была переведена на русский еще в 1968 году и тогда же издана в СССР. Но кто из вас ее читал?

          Основная цель книги — попытка прогностического анализа научно-технических, морально-этических и философских проблем, связанных с функционированием цивилизации в условиях свободы от технологических и материальных ограничений (по образному выражению автора, «исследование шипов ещё несуществующих роз»

          Основное содержание книги разбито на восемь глав:

          Дилеммы — введение в проблематику «предсказаний будущего».
          Две эволюции — техносоцио- и биоэволюция.
          Космические цивилизации — технологические цивилизации и разумная жизнь в космосе и на Земле.
          Интеллектроника — кибернетика, информационные технологии, кибернетическое управление обществом, религиозно-метафизическая информация, искусственный разум, значение «значения».
          Пролегомены к всемогуществу — конструирование Всего: возможность и осуществимость (имитология и фантоматика).
          Фантомология — виртуальная реальность, виртуализированная цивилизация, виртуализированное общество; цереброматика, телетаксия, фантоматика и фантопликация, «размножение» личности.
          Сотворение миров — развитие науки и прирост знания; «выращивание информации»: возможность и осуществимость; конструирование языка; конструирование «того света» и Универсума.
          Пасквиль на эволюцию — принципиальное несовершенство природы; перспективы реконструкции человека.

          В Заключении, дописанном для советского издания книги, помимо прочего рассматриваются подходы к конструированию человеческого общества.

          Лем написал это в 1963 году. И там довольно точно угаданы виртуальная реальность, нанотехнологии, искусственный интеллект, технологическая сингулярность, а кое-что из угаданного до сих пор человечеством не достигнуто.

          Ну а теперь давайте возьмем братанов Стругаццких и поищем в их книжицах идеи. Вы быстро обнаружите, что все их идеи — родом из еврейского местечка, дальше излучателей кровавой гебни и уничтожения инакомыслящих гебней из КОНКОМа они никуда не продвинулись.

          • Provincial1:

            «Футурологический конгресс» был напечатан в журнале «Иностранная литература» в 87 или 88 году :) . И это просто хохма гения, хотя даже здесь он попал в «десятку», я имею ввиду искусственный белок из канализационных отходов.
            И, да «Сумма технологии» мне не попадалась. Не видел я её ни в одной библиотеке. И ещё раз да — советские фантасты (не только АБС) не слишком вдавались в футур — прогнозы. Вместо этого были у нас два чудеснейших журнала (вообще то их много, но эти любимые) «Юный техник» и «Техника — молодёжи» которые просто были набиты этой самой футурологией. Одна «трибуна смелых гипотез» в ТМ чего стоила. Ещё никто про нанотехнологии и не заикался, а в конце 80х в ТМ это вовсю обсуждалось.

            • Felisket:

              Конец 80-х для «ТМ» уже не самое лучшее время, журнал тогда стал уже «киснуть» после ухода Захарченко. В 60-70-х был куда интереснее. Наша семья «ТМ» выписывала с 1951-го по 1992-й. Недавно подарил почти полную подшивку хорошему знакомому для сканирования.

            • Proper:

              Ну, конец 80-х я уже за СССР не считаю — это уже была агония, перестроечный маразм.

              • Felisket:

                Ну да, ну да:(
                Сначала показалось, что подул свежий ветер с моря, а потом оказалось, что подул он с помойки.

          • Henren:

            Ну что могли написать евреи, кроме как не про евреев и про их страдания? Я когда-то прочитал опус, где один советский еврей в недоумении возмущается тем, что его не публикуют в Израиле потому, что в его писанине нет еврейской темы.

            • Proper:

              Станислав Лем тоже частично еврей. Причем из Львова. При этом его почему-то заботили вселенские проблемы развития человечества, а не тяжкая доля жыдофф города Питера (да-да, я намекаю на «фундаментальный труд» Стругацких, который так и называется — «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах»).

              Тут дело не в национальности. Просто Господь сделал людей разными — большими и маленькими. Большие думают о большом, маленькие — копошатся в мелком.

              • Felisket:

                Ну что поделать, одни смотрят в небо и видят звёзды, другие — под ноги, и видят грязь. Лем из первых, братцы в конце концов прибились ко вторым.

              • Jojek:

                мда… всё такъ и есть

          • Felisket:

            «Сумму технологии» Лема прочитал году в 69-м на первом курсе мединститута. Тогда произвела очень большое впечатление. Года четыре назад увидел её в книжном магазине и не удержался, взял. Подарил двоюродному племяннику, он у меня философ (в прошлом году в Питерском универе диплом по этой специальности получил, сейчас в аспирантуре).
            Стругацких с Лемом сравнивать :((
            Лем куда интереснее, глубже и парадоксальнее братцев. Впрочем это моё мнение.

            • Proper:

              Лем, кстати, был почетным членом ассоциации американских фантастов SFWA — из которой его потом выперли в 1976 году якобы за критику американской фантастики (а на самом деле за критику США и нежелание писать антисоветские пасквили).

              Это изгнание вызвало жуткое бурление говн в самой ассоциации — крупнейшие американские фантасты вроде Урсулы Ле Гуинн требовали вернуть Лема, поскольку изгнание такой величины автора опозорило всю американскую литературу. Был предложен компромисс — SFWA предложила ему обычное членство, которое Лем отклонил.

              Станислав Лем писал о часто выглядящих непреодолимыми трудностях общения человечества с далёкими от людей внеземными цивилизациями, о технологическом будущем земной цивилизации. Более поздние его работы посвящены также идеалистическому и утопическому обществу и проблемам существования человека в мире, в котором нечего делать из-за технологического развития. Его сообщества внеземных миров включают рои механических насекомых («Непобедимый»), разумный океан («Солярис») и другие. Проблемы технологической утопии рассматриваются в «Возвращении со звёзд», «Мире на Земле», «Осмотр на месте» и немного в «Кибериаде».

              Мне вспоминается рассказ Лема о том, как ему устроили встречу с настоящим космонавтом — и вот космонавт приехал в ресторан на своих жигулях, а из кармана у него торчали дворники, которые он снял с машины, чтобы их не украли на стоянке. Лема поразил этот контраст — человек летал в космос, а у него пытаются украсть долбанные дворники.

              • Felisket:

                И вот ведь парадокс, в постсоветское время у нас в России Лема издавали не так уж и много. По-моему в начале 90-х начали печатать его собрание сочинений, да и то до конца не довели (мне тогда томов пять удалось взять). А сейчас его на книжных развалах и вообще не найти, ну по крайней мере у нас в провинции. А братцев издают и издают, издают и издают… В особенности последние довольно «чернушные» вещи.
                Я Лема начал читать где-то с середины 60-х, класса с шестого-седьмого, сейчас точно уже и не упомню. А от «Суммы технологии», которую прочёл студентом, был вообще в диком восторге.
                Спасибо, Вам сэр Proper, хоть молодость вспомнил…
                Ну и за Лема, как это на нынешнем сленге — респект и уважуха:)))

          • HMagier:

            Блин, ну я всего Лема перечитал вдоль и поперек, а начинал именно что с «Суммы», которая мозги на место поставила на счет «раз». ИЧСХ, до сих пор актуальна и в ближайшей обозримой перспективе — актуальность не утратит.

        • Henren:

          У меня их книги есть — советских времен. Неукротимая планета — про Пирр и его правителя — Керка. И про придуманную Гаррисоном главную героиню и жену главного героя — Мету. Фантастика, конечно — но красивая. «Трубопровод пневмопочты…» и т.д. Не додумался фантаст тогда до Интернета. В советских романах связь по планете обеспечивалась наручными дисками. А теперь вот они — телефоны.

          • Felisket:

            «Неукротимая планета» Гаррисона публиковалась в 24 томе «Библиотеки современной фантастики» в 1972 году (перевод с оригинального издания 1969 года). И в этом же издании были напечатаны три рассказа Гаррисона: «Магазин игрушек» (10 том), «Абсолютное оружие» и «Если» (оба в 25 томе).
            БСФ в 25 томах издавалась в 1968-73 гг, тиражи начальных томов были 215 тысяч, в конце — 250 тыс. Первоначально планировалось выпустить 15 томов, потом ещё 10 добавили. И составлена была весьма неплохо: 92 автора, из них 63 — зарубежные.
            До сих пор на книжной полке 25 томиков стоят: нечётные — светлосерые, чётные — красненькие. Читанные много-много раз.

            • Provincial1:

              Я о таком счастье мог только мечтать. :(

              • Felisket:

                Подписку на БСФ мне родители на окончание школы подарили. А отдельные книжки сам всякими правдами и неправдами добывал. Году к 75-му в личной библиотеке было наверное около сотни фантастических книжек, что по тем временам считалось несусветным богатством. И по сей день на полках стоят…

          • AndroID:

            А это не «Мир смерти» называлось?

            • Андрей:

              «Мир смерти» — это название трилогии. «Неукротимая планета» — первая книга этой трилогии.

              • AndroID:

                Склерос подводит, еще в классе 5-6 читал…

                • Андрей:

                  Я помню только потому, что с этого романа у меня началось знакомство с фантастикой. Там еще была «Фантастическая сага».

                  Не помню не издательство, не серию. А вот то, что это была шестая книга в серии помню.

                  • AndroID:

                    Знакомство в те годы у многих начиналось с «Аэлиты» и «Гиперболоида инженера Гарина». )))
                    Но Гаррисон и у меня был в числе первых.

            • Felisket:

              В 24-м томе БСФ оригинальное издание, с которого делался перевод, позиционировалось так:
              Harry Harrison,
              Deathworld
              N. Y.6 1969

      • Felisket:

        Печатались не только Кларк с Азимовым, но Шекли, Азимов, Бредбери, Андерсон, Каттнер, Рассел… И стоит заметить в очень хороших литературных переводах.

    • Felisket:

      Из Стругацких в постсоветские годы просто сделали культовые фигуры. Вот и всё. А так-то интересной фантастики в 60-70 годах много печаталось. И большими тиражами (минимум 50-75 тыс. экз.). В «Молодой гвардии» форматом А6 печаталась отечественная фантастика, в «Мире» — зарубежная (по большей мере англоязычная). Плюс выходили ежегодные альманахи («Фантастика», «Мир приключений»), книги отдельных авторов. Интересная фантастика печаталась в научно-популярных журналах «Техника-молодёжи», «Знание-сила», «Химия и жизнь», причём в каждом номере. В «Науке и жизни» фантастику печатали мало. Очень был развит жанр короткого фантастического рассказа. А вот фэнтази практически не было.
      Из имен: Иван Ефремов, Илья Варшавский, Дмитрий Биленкин, Север Гансовский, Валентина Журавлёва, Зиновий Юрьев, Анатолий Днепров…
      В библиотеках за фантастикой конечно надо было охотиться, да и в книжных магазинах тоже. Хотя в студенчестве я в Челябинской публичке в читальном зале кучу новинок проглотил (1968-71 годы).
      Но надо различать периоды, к концу 70-х и в первой половине 80-х с фантастикой стало туговато и она поскучнела.
      Просто многие книги тех лет зачитаны до дыр. У меня в личной библиотеке сохранилось наверное около полусотни изданий 60-70-х годов, причём многие сильно обветшали, поскольку перечитывались не по разу.
      Ну ушла под воду та «Атлантида», не знает её практически современный читатель и не держал в руках.
      Для справки: мой читательский стаж 56 лет (1958-го), а фантастику начал взахлёб читать где-то класса со второго-третьего. Да и те журналы, которые я упомянул, наша семья выписывала без перерывов со второй половины 50-х до обвала 1992 года.

      • Рич:

        я после муз.школы ходил в магазин «Книги», что на Энгельса(ныне Большая Садовая)/Ворошиловском, и читал журналы «Техника Молодежи» и «Юный Техник» на страничке фантастики. Так и познавал.

        • Felisket:

          Не-е, я журналы дома читал, потому как всеми правдами и неправдами выписывали. И фантастику всегда оставлял на «десерт». А уж скоко радости было, когда в местной библиотеке удавалось поймать новинку.

          • AndroID:

            У нас дома была неплохая библиотека фантастики, спасибо родителям-книгоманам. Лем, Азимов, Шекли, Гаррисон, Хайнлайн, Стругацкие, Беляев и куча всяких сборников, как наших, так и не наших. Прочитал все, что было. А вот дети уже ничего не читают…

            • Felisket:

              Хорошая подборка имён:)
              Примерно это было, впрочем и осталось, и у меня в личной библиотеке. Плюс подшивки журналов «Техника-молодёжи» (с начала 50-х), «Знание-сила» (с конца 50-х), «Химия и жизнь» (с момента создания), «Наука и жизнь» (с 65-го). А в 1992 году ко всем этим журналам пришёл пушной зверёк. Хотя и сейчас выходят, но мизерными тиражами, и при хорошей полиграфии содержание уже не то :(

        • greg_sv:

          Напротив «Буревестника»?Классный был магаз.Через луна-парк со школы-туда))

        • Provincial1:

          А ещё был журнал (приложение, к чему — не помню) «Искатель».))))

          • Felisket:

            «Искатель» это приложение формата А5 к журналу «Вокруг света». Дефицит страшнейший:)
            Печатали там фантастику и приключения,

  3. Provincial1:

    А, Лем не только фантастику писал. «Насморк» кто нибудь читал? Классический детектив. Гений, чего уж…

    • Henren:

      Поляк, конечно — но Вы правы, гениальный.

      • Рич:

        Так то польский еврей, еси чо.

        • Felisket:

          Ну да, и шо? Лишь бы человек хороший был. А писал пан Станислав очень интересно.

  4. Рич:

    игруху то стоит погонять, или лайно вульгарис?

    • FLY_Slim Jr.:

      хз, на бред похоже.
      Хотя все бред, почему бы и нет?!

      • Рич:

        а в чо погонять?
        дай сцыло .

        • FLY_Slim Jr.:

          а че привлекает?!
          жанров много.
          я экшнрпг от уан рыла гоняю, редко стратегии, всякие ваши мморгрпг
          все.

          • Рич:

            экшнрпг -кул.
            чо есь?

            • FLY_Slim Jr.:

              есь

              • Рич:

                Ну и?

                • FLY_Slim Jr.:

                  Ну тебе тупую стрелялку или со «смыслом»??

                  • Рич:

                    сосмыслом

                  • FLY_Slim Jr.:

                    STALKER Начни с СОР закончить можешь ТЧ
                    FEAR/2/3
                    FAR CRY
                    Project I.G.I.
                    HL/HL2

                  • AndroID:

                    Crisis ниче так. Но требуется неплохая машина, графика тяжелая.
                    Побегать от всяких дебилов Outlast. Страшно, шо песец. Ночью, в наушниках, без света.
                    Ну а Сталкер ваще классика.

                • Proper:

                  Если онлайн — то Path of Exile или Warframe.

                  Обе — f2p. POE это эталон игры типа Diablo II, ну а Warframe — это пострелушки.

                • Provincial1:

                  Шахматы и пейнтбол. :) Для любителей конкретной жести — хардбол))))))

  5. EvilTeacher:

    А еще фантастика периодически печаталась в журнале «Химия и Жизнь»… Именно там я впервые прочел «Парень из преисподней». Периодически появлялись хорошие произведения малого формата и в «Вокруг Света». Если не ошибаюсь, именно в «ВС» я прочел «Разумное животное» Робера Мерля. Иногда там мелькали неплохие рассказы, все больше на космическую тематику…

    • Felisket:

      В «Химии и жизни» печаталась очень хорошая фантастика. Вообще журнал интересный был, я там, будучи студентом, даже публиковался пару раз в 1972 году и получил неплохой по тем временам гонорар:)
      А «Разумное животное» Мерля в 1969 году публиковалось в 17 томе «Библиотеки современной фантастики».

      • Jojek:

        журнал «искатель» выписывал в молодости. знатная вещь была.

    • Jojek:

      угу. помоему именно там зачол «белая трость калибра 7,62»

      • Рич:

        техника молодежи №№7,8,9 за 86 год
        http://pb8.ru/eee

  6. Felisket:

    Хм… Ну сколько ж тут любителей хорошей фантастики набежало. Что не может не радовать:))
    Пойду сливок за здоровье всех выпью (кот я или не кот :) )