Николай Неврев
В истории России много действительно талантливых художников, но время совершенно безжалостно даже к очень талантливым. И даже к тем, кто оставил после себя действительно яркий след в истории. Даже если это след «только» в истории живописи.
В музеях России хранится достаточно много картин Николая Неврева, но как-то совершенно естественно он превратился в «художника второго плана». Есть великие художники, а есть… Кстати, а кто взял на себя смелость делить художников по сортам, как колбасу?
Примерно так получилось и с Николаем Невревым. Его работами активно иллюстрировали ещё советские учебники по истории, поскольку кроме самого исторического события в лицах художник сумел передать драму происходящего, накал страстей, драму, душевную муку.
Торг. Сцена из крепостного быта
В картине «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» художник кистью выразил свое отношение к дикости нравов современного ему общества. Написана картина, видимо, между годом отмены крепостного права (1861) и годом появления полотна перед зрителями (1866). Хотя кто знает: может быть, была написана много раньше и ждала своего дня?
Отнюдь не революционный сюжет. На лицах двух главных персонажей — продавца и покупателя — нет «радищевских» следов преступлений. Идет спокойное обсуждение сделки. Сделки о продаже человека. Возможно, показ этого будничного (или рутинного) для тех времен события и есть вершина гениальности обличения российского зла. Н. Неврев показывает продавца, имеющего интерес к литературе, живописи и даже к свободолюбивым идеям (на стене можно рассмотреть гравюру с изображением известного деятеля французской буржуазной революции Мирабо).
Картина получила широкое общественное звучание. И хотя власти все сделали для того, чтобы она не попала на Международную художественную выставку, российская общественность в лице Общества любителей художеств наградила Торг Н.В. Неврева первой премией. Очень скоро она попала и к П.М. Третьякову, приобретя тем самым еще большую известность и популярность.
Смотрины
Николай Васильевич родился в мае в 1830 году в Москве, в купеческой семье. Рано осиротел и рано начал работать. В Московское училище живописи, ваяния и зодчества поступил уже в достаточно зрелом возрасте (Николаю шёл 21 год), обучался пять лет и вынужден был оставить училище до срока в связи с тяжелым материальным положением.
Увещевание
В связи с тем, что Николай Васильевич училища не закончил, его выпустили со званием свободного художника.
Ради хлеба насущного свободный художник начал писать портреты на заказ и очень скоро стал одним из самых популярных портретистов Москвы. Критики особо отмечали (в тот период) портрет М.И. Третьяковой, как образец глубокого проникновения художника в личность, отображение не только внешнего сходства, но и раскрытия глубинного личностного содержания.
Семейные расчеты (Раздел по наследству)
В 1859 году Неврев получает звание классного художника.
Очень скоро художник перешёл от портретов к написанию сценок из русского быта, а в середине семидесятых годов появились первые полотна на исторические темы.
Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Адрианом и учителем Зотовым
В 1881 году Николай Васильевич вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Как результат – появляются картины «ярко реалистичные с глубоким социальным протестом».
Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие
Последние годы своей жизни художник провел в своём имении Лысковщина (Могилевская губерния). Николай Васильевич сильно нуждался и 3 мая 1904 года застрелился.
Возвращение солдата на родину
Не,не сильно нуждался.Деньги на патроны были.
Интересные сюжеты. Очень хорошо прописаны эмоции, характеры.
Петр I — срамота-то какая!))
А в столице снег валИт. Хорошо.
Красиво.
Интересно, ляжет или стает весь…?
Покладётся, какплитка
Снег кружыдца
И тает и тает
Словно щекель в портмоне
Если он есь, то его сразу нет?
Доброго дня, Проребе!
Шолому, Минхерцъ!
Да непохоже. За нуль не опускается никак.
Художник доставил! Талантище! Петр троллит патриарха, однако)))))))
Давеча ходила посмотреть картины Андрея Ремнева. Радостно, что есть настоящие таланты в творческой среде.
Писал прекрасные картины.
Стал писать «ярко реалистичные с глубоким социальным протестом» — картины приобрели «карикатурность».
Как иллюстрации к сказкам в советских книжках.
Уходит глубина. Ну это ж не кукрыникс…
Смотрины, Увещевание, Семейные расчеты — картины дают возможность посмотреть, подумать. Неспешно.
А в Протодиаконе, Петре — уже есть вывод на поверхности. Ну да прикольно.
Исторические картины чудесны. Жанровые.
Автопортрет перекликается с портретом молодой женщины в черном.